Научная статья на тему 'Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино: фильмы МККК двадцатых годов'

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино: фильмы МККК двадцатых годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино: фильмы МККК двадцатых годов»

Актуальные вопросы и комментарии

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино: фильмы МККК двадцатых годов

Энрико Наталь*

«Изображения подобны зеркалу колдуньи.

Они отражают наши желания и наши страхи».

Восстановить, чтобы увидеть, и увидеть, чтобы понять

В аудиовизуальных архивах МККК хранится более 2700 метров фильмов на 35-миллиметровой пленке, снятых в период с 1920 по 1957 гг.

Этим фондом, хранящимся с 1963 г. в швейцарской Фильмотеке, заинтересовались сотрудники МККК и Ассоциации Memoriav1. С 1995 г. по 2001 г. под руководством Жана Блеза Жюно и Кристины Феррье, а также при содействии Германа Веттера проводились реставрационные работы, целью которых было приостановить процесс саморазрушения фильмов, вызванный крайне чувствительной природой носителя — кинопленки на нитроцеллюлозной основе, что препятствовало, вплоть до недавнего времени, их показу на экране. Сейчас эти сорок лет архивов и визуальной памяти МККК стали доступны публике на видео.

Оставалось снабдить фильмы документальными ссылками и восстановить контекст, чтобы сделать возможным их использование для исторических изысканий. Именно эту работу, плод исследований, ведущих-

* Энрико Наталь - лиценциат новейшей истории и латинского языка в Женевском университете. Он проводил данное исследование в архивах Международного комитета Красного Креста.

120

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

ся как в Архивах МККК, так и в Архивах Лиги Наций и в Государственных архивах Женевы, мы представляем здесь применительно к фильмам, снятым в начале 1920-х гг.

В рамках ведущихся в последнее время исследований1 2 мы проанализировали и описали девять фильмов3, среди которых выделяется группа из шести фильмов со сходными характеристиками, снятых по заказу МККК, и группа из трех фильмов, созданных другими учреждениями4. Кадры имеют различное происхождение, а съемки велись, по меньшей мере, в семи странах, главным образом в Центральной и Восточной Европе5.

Красный Крест и гуманитарная деятельность в 1920-е гг.

Международное положение в 1919 г.

По окончании Первой мировой войны Версальский и Сен-Жер-менский договоры закрепляют новую карту Европы. Польша, Чехословакия и Югославия становятся суверенными государствами, выделившись из побежденных Германии, Австрии и Венгрии.

В то время все эти страны, жестоко пострадавшие от конфликта, пребывают в крайней нищете. Положение усугубляется массовыми пе-

1 Association pour La sauvegarde de La memoire audiovisueLLe suisse (Швейцарская ассоциация по сохранению аудиовизуальных материалов). См. вебсайт < http: // www.memoriav.ch >.

2 RoLand Consandey, «La famine en Russie 1923-1923. Une fiLmographie documentee», dans Archives, Institut Jean Vigo, Perpignan, juin 1998, et Lukas Straumann, L’humanitaire mis en sceneda cinematogra-phie du CICR des annees 1920, CICR, etude interne, 2000.

3 Фильмы «Репатриация военнопленных через Щецин и Нарву», «Русские беженцы в Константинополе», «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше» и «Акции по спасению и оказанию помощи венгерским детям в Будапеште» выпущены МККК в 1921 г. «МККК в Женеве: деятельность в послевоенное время» и «Деятельность МККК во время греко-турецкой войны» выпущены МККК в 1923 г. Фильм «Голод в России» и фильм, присланный Шведский обществом Красного Креста, сняты соответственно Фондом спасения детей (Save the ChiLdren Fund) и Шведским обществом Красного Креста в 1921 г. Фильм «Огнем и мечом по западной Анатолии» выпущен Турецким обществом Красного Полумесяца в 1923 г. В действительности речь идет о 29 группах кадров, длительность которых составляет от 1 мин. 45 сек. до 17 мин. 31 сек. Некоторые из этих документов - полные фильмы, но большая часть - фрагменты. Тем не менее, удалось объединить эти кадры в соответствии с их содержанием. Выделяют, таким образом, девять фильмов, в каждом из которых документально запечатлена какая-либо акция по оказанию помощи, хотя не все из них дошли до нас полностью или со своими окончательными титрами.

4 Другие продюсеры - Шведское общество Красного Креста, Турецкое общество Красного Полумесяца, Фонд спасения детей и, вероятно, советское правительство (см. ниже примечание 37).

5 Германия, Греция, Венгрия, Польша, Россия, Швейцария и Турция.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

121

ремещениями населения — как солдат, так и гражданских лиц, — что ведет к распространению смертоносных эпидемий.

В глазах западных стран большевистская революция поставила Россию в ряд стран, вызывающих опасение даже при оказании им помощи.

В этом контексте страны Центральной Европы, способные попасть под советское влияние, оказываются стратегической целью исключительной важности. По ту сторону Атлантики выделяются огромные суммы на финансирование работ по восстановлению примерно двадцати стран, в числе которых есть и вчерашние противники6.

Послевоенное время порождает новый тип международной помощи, оперирующей значительными средствами, главные действующие лица которой принимают отныне участие в дипломатической игре.

Новые формы гуманитарной помощи

Во время Первой мировой войны большинство национальных обществ Красного Креста получали значительные средства от своих правительств; к концу военных действий они достигли невиданных доселе масштабов. Например, бюджет американского общества Красного Креста, возглавляемого Генри П. Дейвисоном, в 1918 г. составляет 50 миллионов долларов, что в десять раз больше, чем было в начале конфликта7. Таким образом, в конце войны национальные общества Красного Креста располагают многочисленным и опытным персоналом, а также запасами медикаментов и оборудования, готовыми к использованию8.

За время войны влияние МККК также возросло, главным образом благодаря работе Международного агентства по делам военнопленных. На 1 января 1920 г. этим Агентством создано два финансовых резерва. Один, образованный за счет фондов Агентства, составляет 170 тысяч швейцарских франков, другой, источником которого являются получен-

6 24 февраля 1919 г. американский Конгресс ставит на голосование создание Американской администрации помощи (American ReLief Administration, АРА), располагающей бюджетом в 100 миллионов долларов. Двумя годами позже дополнительно выделяется сумма в 20 миллионов долларов для доставки помощи в Россию и прибалтийские страны. См. CLyde E. Buckingham, For humanity's sake: the Story of the Early Development of the League of Red Cross Societies, PubLic Affairs Press, Washington, 1964, p. 50.

7 Ibid., p. 45.

8 Andre Durand, Histoire du Comite international de la Croix-Rouge: de Sarajevo a Hiroshima, Washington, VoL. 2, Institut Henry-Dunant, Geneve, 1978, p. 113.

122

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

ная в 1917 г. Нобелевская премия9, а также резервы, оставшиеся после войны 1870 г., достигает 164 тысяч швейцарских франков10 11.

Война также интернационализировала гуманитарную помощь. Общества Красного Креста Франции, Англии, Швеции, следуя примеру Американского Красного Креста, действуют отныне за пределами своих стран. В начале двадцатых годов они работают в Центральной Европе. В Польше, Венгрии или России различные организации оказывают помощь совместно, иногда — действуют параллельно. Начиная с 1921 г. возможность действия обществ Красного Креста на территории других стран «в случае гражданских войн, социальных и революционных волнений» признается официально11.

Новое гуманитарное объединение: Лига обществ Красного Креста

Для координации этой новой деятельности, вовлекающей в свою сферу значительные запасы и средства материально-технического обеспечения, потребовалось создание центрального органа.

На эту роль, в период конфликта взятую на себя в соответствии с Женевскими Конвенциями МККК, претендует новое учреждение, Лига обществ Красного Креста.

Переговоры, которые предшествуют созданию Лиги, начинаются в феврале 1919 г. Созванные по инициативе Американского общества Красного Креста, национальные общества пяти великих держав-побе-дителей решают безотлагательно координировать свои усилия. В апреле того же года в Каннах для выработки программы оказания помощи в послевоенный период собирается Медицинская конференция. Решения этой конференции определяют в качестве приоритетных две области деятельности: борьба против эпидемий (статья 1) и защита детей (статья 2)12.

9 ACICR, Proces-verbaux des seances du Comite international, de La Croix-Rouge, 21 juin 1920: situation financiere.

10 Jean-Franpois GoLay, Le financement de I'aide humanitaire: I'exemple du Comite international de la Croix-Rouge, Peter Lang, Berne, 1990, p. 40 (Publications Universitaires Europeennes).

11 «Premiere resolution de la IIIecommission de la Xe Conference internationaLe de la Croix-Rouge», dans Dixieme Conference internationale de la Croix-Rouge tenue a Geneve du 30 mars au 7 avril 1921: compte rendu, ALbert Renaud, Geneve, 1921, p. 217.

12 Roger Durand, La conference medicale de Cannes, 1er - 11 avril 1919, Societe Henry-Dunant, Geneve, 1994, p. 89.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

123

Внутри МККК дебаты по поводу предполагаемого «органического союза» между двумя учреждениями задают тон будущим отношениям13: Лига намеревается взять на себя задачу помощи пострадавшему от войны населению, координируя усилия национальных обществ Красного Креста, и, таким образом, выполнять в мирное время ту роль, которую играл МККК во время войны. Лига объединяет национальные общества Красного Креста стран Антанты, что, по сути, исключает вхождение в нее, в обозримом будущем, национальных обществ из побежденных стран.

Лига фактически оказывается прямым конкурентом МККК, который на тот момент состоит только из женевцев. Для обоих учреждений начинается десятилетие трудных взаимоотношений, которые колеблются между конфликтами интересов и заявлениями доброй воли.

Новое СМИ на службе мобилизации гуманитарной деятельности: кино

Для решения гуманитарных задач послевоенного времени и дальнейшего развития новых направлений деятельности организации, занимающиеся оказанием помощи, обращаются к недавно появившемуся и многообещающему средству информации: кинематографу.

С начала века многие посещают кинозалы в Швейцарии. Новое СМИ вызывает энтузиазм толп и гнев цензоров. Общества Красного Креста быстро приступают к производству собственных фильмов; они полагают, что сила воздействия кино должна быть поставлена на службу народного воспитания14.

13 «Я знаю, что и ваш комитет, и МККК предлагают заключить органический союз, как только устройство мира сделает это возможным. Я желаю скорейшего завершения этого начинания и для дальнейшего развития деятельности Красного Креста, и для быстрейшего достижения того времени, когда мир и добрая воля будут вписаны в сердца людей так же явно, как это теперь написано в их договорах». Письмо президента Вудро Вильсона, опубликованное в Red Cross Bulletin, VoL. III, №21, Mai 1919, p. 4. Приводится в: Clyde E. Buckingham, For humanity’s sake: the Story of the Early Development of the League of Red Cross Societies, PubLic Affairs Press, Washington, 1964, p. 86.

14 «Кино, которое Медицинская конференция в Каннах (в апреле 1919 г.) назвала одним из наиболее мощных просветительских средств, слишком мало используется в области санитарного просвещения. Конференцией было рекомендовано использовать кино для этих целей». ASDN, Frangois Royon, «La Croix-Rouge et Le cinema», dans Revue internationale du cinema educateur, Rome, N° 5, 1930, pp. 578-581 (Revue mensueLLe de L'Institut international du cinematographe educatif de Rome, 1929-1938).

124

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

Когда весной 1921 г. МККК выпускает свои первые фильмы, складывается единое мнение, что кино — это мощное средство коммуникации, способное сыграть определяющую роль в успешном проведении гуманитарных кампаний.

Этот момент удачно совпадает с испытываемой МККК настоятельной потребностью информировать общественность о своей работе и утвердить свое место в сфере гуманитарной деятельности.

Действительно, не только создание Лиги обществ Красного Креста (ЛОКК), но и тот новый стратегический и финансовый контекст, в котором отныне развивается дело оказания гуманитарной помощи, вызывают кризис внутри МККК.

Законность действий МККК

20 ноября 1918 г., на следующий день после подписания перемирия, МККК рассылает обществам Красного Креста циркулярное письмо с предложением созвать Международную конференцию для обсуждения задач, возникающих в послевоенный период. Но этот призыв встречает сдержанное отношение со стороны национальных обществ Красного Креста стран Антанты, считающих, что падение центрально-европейских империй должно изменить международный Красный Крест. Национальные общества, руководство которых еще тесно связано с руководством вооруженных сил, отдают приоритет подписанию мирных договоров и не намереваются в ближайшем будущем сотрудничать со своими вчерашними противниками.

Это снова ставит под вопрос полномочия, признаваемые за МККК15, в частности, мандат посредника между национальными обществами Красного Креста. Доказательством является тот факт, что МККК с трудом удается созвать Международную конференцию Красного Креста, высший орган Международного движения Красного Креста: она

15 МККК получает мандаты Международных конференций, на которых периодически собираются все общества Красного Креста и государства, подписавшие Женевские Конвенции. Эти мандаты расширяют, таким образом, его традиционные полномочия: он уполномочен следить за соблюдением Женевских Конвенций, функционировать как посредник между обществами Красного Креста, выпускать бюллетень, признавать новые общества Красного Креста и созывать Международные конференции. См. Richard Perruchoud, Les resolutions des Conferences internationales de la Croix-Rouge, Geneve, Institut Henry Dunant, 1979, pp. 146-150.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

125

дважды откладывается, чтобы состояться, наконец, только в апреле 1921 г. в Женеве.

В течение трех лет, отделяющих окончание военных действий от этой Конференции, богатые национальные общества Красного Креста стран Антанты ведут деятельность без систематической координации своих действий с действиями МККК.

Со своей стороны, МККК пытается укрепить свою руководящую роль, поддерживая контакты со всеми обществами Красного Креста и развивая собственную деятельность. Цель этой стратегии — сохранить свое привилегированное положение в Международном Красном Кресте в мирное время путем ведения масштабной оперативной деятельности.

Чтобы выйти из состояния, которое воспринимается как кризис законности действий, МККК в эти годы устанавливает многочисленные контакты со всеми крупными частными организациями по оказанию помощи, возникшими во время или сразу же после войны. Он изыскивает новые источники финансирования и ведет тщательную подготовку Международных конференций Красного Креста, состоявшихся в 1921 и 1923 гг.

Фильм как средство укрепления роли МККК

в послевоенный период

Первые фильмы, которые снимаются по заказу МККК, не только свидетельствуют о наличии задачи, но и решают ее — таков, например, фильм «МККК в Женеве: деятельность в послевоенное время». Снятый в 1923 г. для показа на XI Международной конференции, этот фильм начинается следующим вопросом: «Окончились сражения... Наступил мир. Закончится ли с приходом мирного времени деятельность Международного Комитета Красного Креста в Женеве?»

Вопрос, конечно, риторический, и на него пункт за пунктом даст отрицательный ответ Густав Адор, председатель Комитета и главное действующее лицо фильма.

В фильме показывается заседание Комитета под председательством Густава Адора, проходящее в новом помещении МККК на Променад дю Пен. Густав Адор, окруженный другими членами Комитета, убежден-

126

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

но излагает новые задачи, которые предстоит решать МККК16. Его речь перемежается краткими эпизодами, иллюстрирующими мысль оратора. В фильме представлены основные мероприятия, проведенные МККК по окончании войны. Он заканчивается утверждением, что «в наше время, когда мир еще пребывает в столь трагически смятенном состоянии, высокая гуманитарная миссия Международного Комитета Красного Креста в Женеве более необходима, чем когда-либо».

Среди фильмов 1920 гг. фильм «МККК в Женеве: деятельность в послевоенное время» — единственный, который можно было бы назвать по-настоящему пропагандистским. Его основной аргумент, поддерживаемый авторитетной фигурой Густава Адора, заключается, главным образом, в масштабности предстоящей задачи, которая иллюстрируется трагическими кадрами, взятыми из других фильмов МККК и демонстрирующими работу на местах.

Последний титр фильма напоминает зрителям, что МККК по-прежнему является «учреждением нейтральным и свободным от любой политической, религиозной и национальной зависимости». В тот момент, когда общества Красного Креста проявляют все большую активность вне своей национальной территории, это напоминание о нейтралитете МККК звучит как приглашение признать его авторитет в деле координации работы по оказанию международной помощи.

В фильме «МККК в Женеве: деятельность в послевоенное время» указаны четыре области, в которых МККК блестяще проявил себя. В порядке следования, речь идет о репатриации военнопленных, помощи русским беженцам, помощи детям и борьбе с эпидемиями.

Важно проанализировать эти направления деятельности более подробно, так как именно им посвящены первые четыре фильма, снятые МККК и представленные на Международной конференции Красного Креста в 1921 г.

16 Снятое в фильме заседание состоялось 6 июля 1923 г. Присутствовали следующие лица: Гюстав Адор, Поль де Гут, Адольф д' Эспин, Фредерик Феррьер, Альфред Готье, Эдуард Навиль, Орас Мишели, Бернар Бувье, Люсьен Крамер, Альбер Ревердин, Жорж Вернер и Полина Шапоньер (ACICR, Procёs-verbaux des seances du Comite international, de La Croix-Rouge, 6 juiLLet 1923).

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

127

Фильмы, представленные МККК на Конференции 1921 г.

Репатриация военнопленных

Благодаря своему нейтралитету МККК играет в послевоенное время решающую роль в деле репатриации военнопленных, обеспечивая координацию между различными заинтересованными странами.

Фильм «Репатриация военнопленных через Щецин и Нарву» представляет один из главных эпизодов этой операции: репатриацию по Балтийскому морю военнопленных, содержавшихся в России, и русских пленных, содержавшихся в Германии.

Таким образом, в период между летом 1920 г. и летом 1922 г, под покровительством доктора Фритьофа Нансена, которого Лига Наций назначила Верховным комиссаром по делам репатриации военнопленных, и при финансовой поддержке заинтересованных правительств17, четыреста тысяч солдат были возвращены МККК в страну их происхождения. Кадры сняты на маршруте между городами Щецин в Германии (ныне — Польша) и Нарва в Эстонии.

Помощь русским беженцам

По окончании военных действий и гражданской войны более 800 тысяч русских беженцев оказываются рассеянными по Европе18. В феврале 1921 г. МККК направляет Лиге Наций меморандум, содержащий предложение создать Верховный комиссариат по делам русских беженцев, задача, которая снова будет поручена Ф. Нансену. Последний продолжает свою деятельность в пользу русских беженцев вплоть до своей смерти в 1930 г., когда создается Международное бюро по делам беженцев, преобразованное впоследствии в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев19.

17 Lukas Straumann, L'humanitaire mis en scene: la cinimatographie du CICR des annees 1920, CICR, etude interne, 2000, pp. 11-15. См. также Durand, op. cit. (примечание 8), pp. 87-100, et Jean-Frangois Fayet, «En attendant La fin de La guerre: La (sur)vie des soLdats et des civiLs aLLemands detenus en Russie pendant La Premiere Guerre mondiaLe», dans Guerres et paix, melanges offerts a Jean-Claude Favez, sous La direction de MicheL Porret, Jean-Frangois Fayet et Carine FLuckiger, Geneve, 2000, Georg, pp. 147-161.

18 «Refugies russes. Memorandum adresse par Le Comite internationaL de La Croix-Rouge a Geneve au ConseiL de La Societe des Nations (fevrier 1921) «, Revue internationale de la Croix-Rouge, N° 27, mars 1921, pp. 266-271.

19 Durand, op. cit. (примечание 8), pp. 168-174, et Refugees Survey Quarterly, SpeciaL issue: «Fridtjof Nansen and the InternationaL Protection of Refugees», VoL. 22, 2003.

128

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

Фильм МККК под названием «Русские беженцы в Константинополе» документально фиксирует первые мероприятия по оказанию помощи примерно 170 тысячам русских беженцев, высадившихся в Константинополе в ноябре 1920 г, еще до создания Управления Верховного комиссара. Французская армия, поддержав военные действия белых армий против революционных большевиков, эвакуирует войска генерала Врангеля из Крыма в Константинополь, спасая их тем самым от краха. Несколькими неделями позже французская армия передает МККК заботу о судьбе беженцев, задачу, которая выполняется с помощью многочисленных зарубежных организаций по оказанию помощи20.

Оказание помощи детям

Сразу же после войны МККК перестает ограничивать свою деятельность вмешательством только в случае конфликтов или по просьбе правительств. Обогатившись опытом последних лет, он устремляется в новые сражения, такие, как борьба с эпидемиями и защита детей, — новые направления деятельности, в которых МККК действует, не опираясь на решения Международных конференций Красного Креста. Тем самым он расширяет сферу своей деятельности, демонстрируя право на инициативу, которое будет признано за ним a posteriori на X Международной конференции Красного Креста в 1921 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце войны появляются новые общества, специализирующиеся на оказании помощи детям. Наиболее крупное из них — Фонд спасения детей (Save the Chidren Fund, SCF), основанный в Лондоне в мае 1919 г. С момента своего создания эта организация ходатайствует перед МККК об учреждении международного бюро, в задачу которого входили бы централизованный сбор данных о положении детей в странах Европы, в особенности Центральной Европы, и сбор средств для оказания им помощи. Так, в ноябре 1919 г. в Женеве создается Международный союз помощи детям, основанный Фондом спасения детей и швейцарским Комитетом помощи детям под патронажем МККК.

20 В фильм включены кадры, показывающие несколько палаточных городков и зданий, где оказывается помощь. Организации, фигурирующие на этой пленке, - французское, английское, американское общества Красного Креста, бывшее русское общество Красного Креста, Фонд спасения детей и Международный союз помощи детям (по поводу этих двух последних учреждений см. ниже: раздел, посвященный Помощи детям).

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

129

В задачу Международного союза помощи детям не входит самостоятельное проведение каких-либо оперативных мероприятий: он проводит агитационные кампании в пользу защиты детей, затем собранные средства передает МККК, которому поручается помогать детям там, где они в этом нуждаются. Благодаря этим фондам некоторые делегации МККК могут начать деятельность по оказанию помощи детям: организовать кухни, школы, приюты, рабочие мастерские, и т.д.21

Оказание помощи детям быстро становится основным направлением гуманитарной деятельности. В Европе почти повсюду создаются комитеты, образуя эффективную и располагающую значительными средствами сеть организаций по оказанию помощи.

В этой области кино также меняет представление о гуманитарной помощи и воздействует на чувства благотворителей из числа зрителей. Благотворительные акции Международного союза помощи детям и Фонда спасения детей представлены в четырех из наших девяти фильмов. Среди них фильм «Акции по оказанию помощи венгерским детям в Будапеште» полностью посвящен помощи детям. В нем описывается нищета, в которой живут жители перенаселенного и разрушенного войной Будапешта, затем показывается деятельность делегации МККК по оказанию помощи детям: распределение продуктов питания и организация работы детей на небольших фабриках, созданных для того, чтобы дать им средства к существованию.

Борьба с эпидемиями

Возвращение военнопленных, происходящее при отсутствии надлежащих санитарных условий, миграция населения, спровоцированная войной и русской революцией, — главные причины волны эпидемий, которая захлестывает Центральную Европу от Балкан до России. Среди многочисленных болезней, которые распространяются в этот период, наибольшую озабоченность вызывает одна: сыпной тиф. Весной 1919 г. только в районе Варшавы регистрируются 800 новых случаев заболевания в неделю22.

21 AEG, UISE, Proces-verbaux des seances du Comite executif, 2 octobre 1920 : accord passe entre Le CICR et L'UISE.

22 «Le typhus exanthematique», Revue Internationale de la Croix-Rouge, No 4, avriL 1919, pp. 444-449.

130

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

И в этой области МККК решает взять на себя инициативу. В апреле 1919 г. он созывает в Вене межправительственную конференцию с участием представителей Австрии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Украины и Югославии для создания постоянного бюро по борьбе с эпидемией, конкретные задания которого должны были возлагаться на членов МККК23. Конференция принимает также решение установить санитарный кордон между Черным и Балтийским морями для систематического контроля и дезинфекции проезжающих.

Фильм «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше» иллюстрирует меры, предпринятые делегацией МККК в Варшаве. В нем показаны передвижные дезинфекционные установки на карантинном пункте, где прибывающих раздевают и моют, а также работа специалистов в лаборатории, занятых поиском лекарства от этой болезни.

Венская конференция, организованная по инициативе МККК и проведенная под председательством его вице-президента Фредерика Феррьера, проходит спустя несколько дней после проведения Каннской конференции, в ходе которой национальные общества Красного Креста стран-победительниц приняли почти такие же решения о борьбе с эпидемиями.

Финансы и конкуренция на местах

Эта новая деятельность, отраженная средствами кино, сталкивает МККК с неведомым до сих пор явлением: конкуренцией.

В Центральной Европе МККК сотрудничает с национальными обществами Красного Креста, в соответствии с его мандатом. В своей работе он сталкивается с настороженностью национальных обществ стран Антанты, мало расположенных к тому, чтобы работать под контролем МККК, и еще меньше к тому, чтобы сотрудничать с правительствами побежденных стран. МККК приходится, оставаясь при этом представителем национальных обществ Красного Креста побежденных стран, убеждать Лигу и союзников оказывать финансовую поддержку проводимой им деятельности.

23 Frederic Ferriere, «Conference de Vienne pour La Lutte contre Les epidemies», Revue Internationale de la Croix-Rouge, No 7, juiLLet 1919, pp. 788-805.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

131

Освоение новых сфер деятельности и масштаб задействованных средств требует отныне значительных денежных вложений, которые национальные общества Красного Креста, разделенные своей принадлежностью либо к ЛОКК, либо к МККК, отказываются вносить. И, вопреки надеждам председателя Венской конференции, ее решения остаются пустым звуком24. Уже позднее Лига обществ Красного Креста и Лига Наций выступают с таким же проектом от своего имени. В Венгрии делегация МККК испытывает схожие затруднения, в результате чего, из-за отсутствия средств, она закрывается в феврале 1922 г.25

Должен ли МККК, как ему тогда настойчиво предлагали, ограничиться исключительно деятельностью в военное время? Имеет ли он законное основание продолжать свою деятельность по оказанию помощи гражданскому населению? Должен ли уступать место Лиге обществ Красного Креста, как только вооруженный конфликт заканчивается? Каково его место в Международном движении Красного Креста?

Когда МККК удается, наконец, собрать X Международную конференцию Красного Креста в апреле 1921 г., эти многочисленные вопросы еще остаются нерешенными.

24 «Добавим, что Международный Комитет рад констатировать, по результатам бесед, которые ему довелось иметь с представителями ЛОКК, что инициатива, проявленная Центральным бюро, встретила благожелательный прием, и мы с надеждой ожидаем того дня, когда помощь этой мощной организации сможет придать этой профилактической акции в Восточной Европе то развитие, которого невозможно достичь за счет ресурсов только Стран-участниц», Frederic Ferriere, «Conference de Vienne pour La Lutte contre Les epidemies», Revue Internationale de la Croix-Rouge, N° 7, jrn'LLet 1919, p. 800.

25 «Если МККК не способен найти в Швейцарии достойных его представителей и его устав не позволяет ему искать таковых в других местах, ему лучше почить на лаврах в ожидании новой войны и оставить Лиге задачу руководить работой в мирное время, чем иметь плохих представителей. [...] Что касается его влияния здесь, то ему достаточно вредит тот факт, что швейцарский Комитет, то есть господин Ли, назначил специального представителя, господина М. Штайнлайна [...], и что МККК, известному, между прочим, как швейцарская организация, больше нечего сказать по поводу распределения швейцарских пожертвований. Осмелюсь дать Вам совет: любое денежное вспомоществование швейцарским обществам от Международного союза помощи детям, предназначенное для передачи в Будапешт, должно делаться при условии, что оно будет получено делегатом МККК, а не делегатом бернского Комитета (господином Штайнлайном)». И еще: «В конце концов, Лига контролирует три четверти всей деятельности в пользу детей в Венгрии, включая деятельность иностранных миссий, большую часть пожертвований которых она распределяет. Кроме того, как только миссии уйдут, именно на нее будет снова полностью возложена задача защиты детей в Венгрии. [...]» AEG, UISE, AEG, UISE, Hongrie, dossier 1 bis, Correspondance entre Mme Vajkai, presidente du Comite hongrois de secours aux enfants, et L'Union internationaLe de secours aux enfants, Lettres du 18 decembre 1921 et du 9 mars 1922.

132

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

X Международная конференция обществ Красного Креста

Цели X Конференции

Международная конференция обществ Красного Креста — высший орган Движения. Она объединяет национальные общества Красного Креста всех стран, Лигу и МККК. Ее авторитет придает законность деятельности МККК, она наделяет его полномочиями, она, наконец, решает вопрос о его финансировании26.

X Конференция проходит в Женеве с 30 марта по 7 апреля 1921 г., впервые после окончания военных действий. Она должна принять решение по трем вопросам первостепенной важности: разграничение сфер деятельности Лиги и МККК, прерогативы МККК в рамках Движения и финансирование МККК27.

Все первые фильмы, выпущенные Международным Комитетом Красного Креста, были заказаны делегациям в течение первых месяцев 1921 г. с указанием доставить их в Женеву к открытию Конференции28. Некоторые признаки — например, крайне сжатые сроки съемок и практически одновременная выдача заказов — наводят на мысль, что члены Комитета в срочном порядке решили снять эти фильмы на местах, чтобы представить Конференции нечто более захватывающее, чем традиционный отчетный доклад, и получить ее поддержку. В субботу 2 апреля 1921 г. для участников организуется специальный киносеанс, сопровождаемый комментариями одного из делегатов, с предшествующим ему аперитивом29.

Результаты X Конференции

Трудно оценить реальное влияние фильмов, представленных МККК, на результаты X Конференции. Тем не менее, принятые решения являются благоприятными для МККК. Он добивается признания своей

26 См. Richard Perruchoud, Les resolutions des Conferences internationales de la Croix-Rouge, Institut Henry-Dunant Geneve, 1979, pp. 120-124.

27 ACICR, B CR 76-5, Programme de La Xe Conference internationaLe de La Croix-Rouge, chapitre IV, Activites de la Croix-Rouge en temps de paix, rapports entre le Comite international et la Ligue, leurs champs d'activite respectifs, 1e version, avril 1920.

28 Lukas Straumann, L’humanitaire mis en scene: la cindmatographie du CICR des annees 1920, CICR, etude interne, 2000.

29 La Suisse, dimanche 3 avril 1921, p. 8, c. 4.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

133

деятельности в мирное время и подтверждения всех своих прерогатив внутри Движения, в частности, относительно присоединения новых государств к Женевским конвенциям. Наконец, одна из резолюций предписывает национальным обществам Красного Креста финансировать МККК «пропорционально их размерам и ресурсам30».

Отныне и до принятия Устава Международного Красного Креста в 1928 г. полномочия МККК не ставятся под вопрос, несмотря на продолжающийся конфликт с Лигой. Однако средств по-прежнему не хватает, так как сумм, получаемых от национальных обществ, недостаточно. Поэтому Конфедерации и Швейцарскому национальному банку не раз приходится пополнять счета Комитета, прежде чем в 1925 г. не будет создан «неотъемлемый фонд», финансируемый швейцарскими промышленными и финансовыми кругами и призванный страховать МККК от финансовой анемии31.

Место кино на X Конференции

Во время X Конференции 1921 г. во Дворце выборов организуется выставка. Каждому национальному обществу Красного Креста выделен стенд, на котором оно может выставить свое оборудование — носилки, палатки, наборы для оказания помощи, консервированную пищу и т.д. — и продемонстрировать свою деятельность. На втором этаже здания устроен кинозал, в котором публике показывают фильмы МККК. Этот зал задуман как прямое продолжение выставки. Фильмы представлены там как документальные материалы наряду с картами, плакатами и прочими экспонатами наглядного характера, заполняющими выставку.

Эти детали помогают лучше понять роль, которую в то время МККК отводит кино. Стирая расстояние и время, фильмы переносят зрителей в места, где происходит оказание помощи. Они воспроизводят только реальные события, не драпируя изображения в драматическую ткань. Актеры и декорации, эти ухищрения вымышленного кино, исключаются. Любая робкая попытка выражения чувства через образ ка-

30 Resolutions 3 et 4 de La «XVIe Commission sur ['organisation internationaLe de La Croix-Rouge», dans Dixieme Conference Internationale de la Croix-Rouge tenue a Geneve du 30 mars au 7 avril 1921: compte rendu, ALbert Renaud, Geneve, 1921, pp. 221-222.

31 GoLay, op. cit. (примечание 10), pp. 41-48.

134

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

тегорически отвергается в пользу «беспристрастного» воспроизведения реальности. Такая, безусловно, невозможная беспристрастность заставляет задуматься об этом первом опыте использования кино в истории Красного Креста.

Изображение гуманитарной деятельности

От доброго самаритянина к научной медицине:

поиск новой символики

В 1920 г. изображение гуманитарной деятельности уже имеет свою историю. В течение второй половины XIX в. развивается наивная форма иконографии гуманитарной деятельности. «Объективные» формы гравюры, первые военные фотографии восходят к временам крымского конфликта (1855—1856 гг.) и гражданской войны в США (1861 — 1865 гг.)32. Представленные на них жертвы — исключительно солдаты, раненные в бою. Рядом с ними — сестры милосердия и санитары, оказывающие им помощь. На этих изображениях нет гражданских лиц ни среди жертв, ни среди спасателей; главной харизматической фигурой остается сестра милосердия: это — время, когда отображение гуманитарной деятельности зачастую перемешивается с христианскими коннотациями — мадонна, скорбящая матерь, распростертые мученики и т.д.

Пережитки такого рода представлений продолжают существовать в фильмах МККК двадцатых годов. В фильме «Русские беженцы в Константинополе» улыбающаяся молодая женщина в нарукавной повязке Красного Креста, идеальный образ медсестры в духе притчи о добром самаритянине, появляется много раз. Новизна состоит в том, что она не оказывает помощь раненым солдатам, а позирует рядом с детьми.

Другой периодически повторяющийся образ в фильмах МККК двадцатых годов — врач. В противоположность сестре милосердия, врач олицетворяет не духовную помощь, а материальную заботу о раненых. В послевоенное время врач воплощает также научный авторитет, ко-

32 EveLyne Desbois, «A La Providence! AnaLyse des images pubLiees dans La presse et des images privees, sur Les secours donnes par Le personneL medicaL et sanitaire aux combattants, 1850-1918», dans Du fusil au brancard: vers un nouvel heroisme. La construction de l’image humanitaire, ouvrage coLLectif, Musee internationaL de La Croix-Rouge et du Croissant-Rouge, Geneve, 1997, p. 88, et HeLene Puiseux, Les figures de la guerre: representations et sensibilites, 1839-1996, GaLLimard, Paris, 1997, pp. 59-99.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

135

торый гарантирует эффективность помощи и нахождение лекарства от болезней.

Изображение врача широко используется в фильме «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше». Главным действующим лицом этого фильма является врач варшавской делегации Алексис Тарасофф. Он показан за работой в лаборатории, во время посещения приюта, опроса заключенных, при осмотре дезинфекционного центра. Присутствуя во всех сценах фильма, он, как кажется, один выполняет работу всей делегации.

Постоянство некоторых символов гуманитарной деятельности проявляется еще в довоенное время. Эмблема в виде красного креста систематически появляется на нарукавных повязках членов обществ оказания помощи или на транспортных средствах. Таким образом, недвусмысленно указывается на масштабность материальных средств, задействованных обществами Красного Креста: машины скорой помощи, поезда, суда и т.д. Сцены раздачи продуктов питания или оказания медицинской помощи, часто на фоне очереди ожидающих солдат, символизируют суть гуманитарной идеи облегчения страданий33. В каждом из рассматриваемых фильмов есть по крайней мере одна сцена распределения каких-либо благ, неважно каких.

Делегат, снимающий пробу супа в лагере военнопленных или беженцев, появляется здесь впервые и являет собой другой стереотип фильмов МККК двадцатых годов. Помимо оценки, которую этот делегат, таким образом, дает существенному элементу жизни (выживанию) в лагерях, у этого жеста есть сверхзадача: представить его на месте жертв и облечь в визуальную форму тот принцип гуманизма, на котором зиждется Красный Крест.

Дети на переднем плане

Но подлинную новизну в изображение гуманитарной помощи вносит появление на кинематографической сцене гражданских лиц и детей.

Создание Фонда спасения детей, затем Международного союза помощи детям сыграло, разумеется, первостепенную роль в показе гуманитарной деятельности послевоенного времени. Чтобы укоренить в созна-

33 Desbois, op. cit. (примечание 32), p. 31.

136

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

нии людей свой визуальный образ, организации помощи детям принимают общую эмблему. Они выбирают для этого медальон, созданный приблизительно в 1460 г. скульптором Андреа делла Роббиа34 35 во Флоренции для украшения фасада больницы Покинутых младенцев. Он представляет собой спеленатого младенца со сложенными крестообразно руками, под которым помещен девиз: «Salvate parvulos» (Спасите детей).

Эта эмблема появляется повсюду: она в корреспонденции, в публикациях, на фотографиях и в фильмах. В фильмах она фигурирует на стенах школ, приютов или других зданий, пользующихся финансовой под-

^35

держкой этих двух организаций.

Одновременно развивается производство печатной продукции пропагандистского характера с изображением детей. Портреты обездоленных детей, часто без взрослых, появляются в печати вне какого-либо реального контекста: эти картинки, как бы объективно передающие страдания детей, распространяются повсеместно. Жалость и сострадание, которые они вызывают, заслоняют истоки и причины этих несчастий. Брошенный ребенок, голодный ребенок, сирота военного времени начинают восприниматься, и надолго становятся, воплощением вселенской скорби и безгласными агитаторами в пользу организаций по оказанию помощи.

Фильм под названием «Голод: обзор бедственного положения в Саратовской области», в котором показывается помощь, оказанная детям во время массового голода 1921 г. в Поволжье, заказанный и выпущенный Фондом спасения детей с целью сбора средств, необходимых для этой трудной и неоднозначной спасательной операции, имел невиданный в истории гуманитарного кино прокат36. Он показывает крайнюю нищету де-

34 Флоренция, 1435-1525 гг., скульптор, специализировавшийся на изготовлении глазурованных изделий из терракоты, вторая волна популярности которых приходится на конец XIX в.

35 Эмблема Международного союза помощи детям появляется в фильме о греко-турецкой войне, а также в фильмах «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше», «Акции по оказанию помощи венгерским детям в Будапеште» и «Голод в России».

36 Снятый Мьюзом, датским кинематографистом, в течение зимы 1921-1922 г. на средства Фонда спасения детей, этот фильм переведен как минимум на три языка. В течение первых месяцев 1922 г. он показывался повсюду в Европе доктором Нансеном, Верховным комиссаром Лиги Наций по делам помощи жертвам голода в России, не только для того, чтобы собрать необходимые для его деятельности средства, но также для того, чтобы убедить в абсолютной необходимости оказания помощи общественность, проявляющую недоверие к российским властям. В Архивах МККК кинопленка, хранящая-

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

137

тей в Саратовской области — именно кадры с умирающими детьми дали толчок к дальнейшему массовому использованию образов детей в производстве печатной продукции гуманитарной направленности.

Эти кадры нищеты и смерти русских детей радикально контрастируют с видеорядом фильмов МККК. Там страдания детей также присутствуют, но они сопровождаются показом оказания им помощи. В фильме «Акции по оказанию помощи венгерским детям в Будапеште» сначала показываются бедные дети в лачугах, что напоминает пропагандистские кадры Международного союза помощи детям. Но большая часть фильма посвящена акциям оказания помощи этим детям. На экране одна за другой появляются группы детей, направляющихся к кухням, где им раздают еду, или занятых работой в созданных для них мастерских.

Военнопленные и беженцы на втором плане

В свою очередь, изображения детей оказывают влияние на то, как показываются главные адресаты гуманитарной помощи: военнопленные и беженцы.

Уже в кадрах фильма «Репатриация военнопленных через Щецин и Нарву» заметны следы этой эволюции. После долгих сроков пребывания в заключении редко кто из военнопленных еще носит во время репатриации узнаваемую военную форму. К тому же, некоторые из них повстречали женщин, на которых женились и которых увозят с собой. Некоторые планы фильма выхватывают из толпы то одного, то другого пленного и представляют их уже не как солдат, а как просто людей, гражданских лиц.

Эта тенденция усиливается в фильме, снятом МККК в 1923 г., о греко-турецкой войне. В нем показаны исхудавшие греческие заключенные в отрепьях и дырявой обуви: снова в центре внимания несчастье именно отдельных людей; то же самое — при освещении происходивших в тот же период операций МККК по оказанию помощи военнопленным

ся под названием Famine en Russie (film Nansen) («Голод в России» (фильм Нансена), объединяет два фильма: «Голод: обзор бедственного положения в Саратовской области» и второй фильм на эту же тему, выпущенный советскими властями. Фильмы о голоде в России стали предметом других работ и показываются в контексте, отличном от контекста других фильмов МККК: см. Cosandey, op. cit. (примечание 2), и Enrico Natale, La famine en Russie (film Nansen) и La famine en Russie (film sovietique), etude interne, CICR, 2001.

138

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

и гражданским беженцам в Греции и Турции или же акций в пользу остатков армии Врангеля, высадившейся в Константинополе с женщинами и детьми37.

Сразу же после войны организации по оказанию благотворительной помощи начинают все чаще помогать гражданским лицам. Это приводит к постепенному исчезновению кинематографического изображения военнопленных и беженцев: все получатели гуманитарной помощи изображаются жертвами по принципу биполярности: на одном полюсе помещаются невинные жертвы, на другом — гуманитарные организации, приходящие к ним на помощь38. Страдание в этом случае описывается и ощущается зрителем как универсальная и отвлеченная от исторических обстоятельств данность, существование которой и делает необходимой ту борьбу, которую ведут организации по оказанию помощи.

Кино и сбор денежных средств

Кадры с изображением жертв немедленно используются так называемыми отделами пропаганды гуманитарных учреждений для поиска денег. В одном редком документе Международного союза помощи детям, который датирован мартом 1920 г., рассказывается, как изображения жертв используются этой благотворительной организацией в кампаниях по сбору денежных средств39.

Продажа фотографических или рисованных почтовых открыток стала повсеместной во время Первой мировой войны. Эта практика про-

37 Этот набор, состоящий из семи пробных рабочих позитивов (съемочного материала) и трех монтажных остатков, является одним из наиболее фрагментарных. Он показывает возглавляемую Рудольфом де Рединг-Биберег (1895-1974) миссию по оказанию помощи греческому гражданскому населению, бегущему из прибрежных районов Анатолии в конце войны, и работу Международной комиссии по обмену греческих и турецких гражданских заключенных и военнопленных. Эти кадры сняты в течение первых месяцев 1923 г. Наше замечание относится, главным образом, к фильму ACICR, CR-H-00001-13, Echange de prisonniers grecs et turcs («Обмен греческих и турецких военнопленных»).

38 «После войны 14-18 гг., за счет некоего поворота, который не изменяет ни структур, ни логических схем восприятия страдания, европейские пассивные жертвы (гражданские и анонимные), неактивные и негероические (не военные и не партизаны) постепенно приобретают значительность и -предстают как образцы», PhiLippe Mesnard, La victime ecran : la representation humanitaire en question, TextueL, Paris, 2002, p. 52.

39 AEG, UISE, Russie, Action UISE (2.6), FeuiLLes de Propagande de L'UISE, 1921-1922: FeuiLLe de Propagande N° 3, 20 mars 1920.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

139

должается и в послевоенное время, хотя ее успех сдерживается затратами на издание и сбыт.

В 20-х гг. публичное выступление остается главным средством пропаганды гуманитарных ценностей. Перед аудиторией, собранной в каком-либо общественном месте — зале муниципалитета, мэрии, школе и т.п., выступает делегат, который рассказывает о гуманитарном положении в каком-либо регионе или в какой-либо группе населения, а затем призывает присутствующих оказать своими пожертвованиями требуемую гуманитарную помощь. Для пущей убедительности присутствующим показывают диапозитивы. Эти «световые проекции», как их тогда называют, иллюстрируют с помощью изображения речь докладчика и участвуют в создании «эмоциональной среды, которая вызывает сострадание» 40.

Скоро кино занимает свое место в гуманитарной пропаганде, заменяя собой световые проекции. Немые фильмы традиционно сопровождаются игрой на фортепиано, но некоторые документальные ленты представляются публике и комментируются во время сеанса докладчиком или «зазывалой»41.

На волне успеха киносеанс-спектакль быстро приходит на смену конференции, сопровождаемой показом иллюстраций, и становится основным элементом гуманитарной пропаганды.

Одновременно с этим кинохроника и печатные периодические издания начинают подхватывать обращения гуманитарных организаций. Зарождающаяся связь, которая устанавливается между агентствами печати и гуманитарными учреждениями, делает возможной организацию первых международных кампаний по оказанию помощи, в которых влияние изобразительного ряда играет отныне центральную роль42.

В ходе международной акции оказания помощи голодающим в России фильм впервые играет определяющую роль в успехе кампании по привлечению денежных средств. Оба фильма, привезенные Ф. Нансеном

40 Ibid.

41 Frangois ALbera, «Andre EhrLer: Le cinema entre pedagogie et politique», dans Maria Tortajada et Frangois ALbera, Cinema suisse: nouvelles approches, Payot, Lausanne, 2000, p. 37.

42 Pierre Hazan, «L'image, victime de L'utopie de sa toute-puissance», dans Du fusil au brancard, op. cit. (примечание 33), p. 116.

140

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

из России, были переведены на несколько языков и достигли даже Японии43. Некоторые драматические кадры, например, тот, где показан умерший от холода подросток, воспроизведены в тысячах экземпляров и возведены в разряд знаковых символов СМИ. Гуманитарная пропаганда отныне способна вызвать порыв международной солидарности.

Технические ограничения: киносъемка, монтаж и прокат

Тяжеловесность киносъемочных аппаратов и сложность их использования сказываются, в свою очередь, на качестве кадров, которые остаются весьма статичными. Позирование при съемках является систематическим, так же как и тенденция снимать спереди: оба этих признака характерны для кино двадцатых годов. Эффекты киносъемки ограничиваются горизонтальным вращением камеры, а также редкими наплывами. Фильмы зачастую содержат длинные панорамные планы, детализирующие, например, лица беженцев, выстроенных по этому случаю в ряд. Участвующие в съемках люди, непривычные к кинокамерам, переходят от неподвижности фотографического позирования к улыбке, вызванной затянувшимся временем киносъемки.

На местах съемка фильмов поручается местным операторам. Никакого сценария заранее не пишется, постановщику сообщается только список мест или же общая идея44. Иногда оператора сопровождает делегат и сам выбирает объекты для съемки.

Монтаж фильма и написание титров также осуществляются на местах. Когда в Женеве получали фильмы, то зачастую в титрах обнаруживались смысловые противоречия или орфографические ошибки, что вынуждало либо заменять их, либо убирать в «окончательном» варианте. Поэтому фильмы были частично перемонтированы в Женеве перед показом на X Конференции.

Впрочем, отснятые кадры рассматривались в то время как сырой материал, происхождение и связность которого не имели большого значения. Фильмы часто разбиваются на части и перемонтируются с другими кадрами, взятыми из различных источников, для производства новых фильмов. Таким образом, повторный монтаж, воспроизведение и мик-

43 См. выше, примечание 37, и Cosandey, op. cit. (примечание 2), p. 5.

44 ACICR, B CR 89, teLegramme du CICR a Rodolphe de Reding-Biberegg, 14 fevrier 1921.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

141

ширование являлись тогда обычными операциями, чем и объясняется фрагментарный характер некоторых фильмов.

Относительно распространения гуманитарных фильмов двадцатых годов наши познания ограничены. Некоторые международные, рассеянные по Европе, сети проката уже действуют, о чем свидетельствуют многочисленные копии фильма «Голод в России», но как они работали, остается неизвестным. Запрошенные по этому поводу архивы дают понять, что фильмы переходили из рук в руки в результате индивидуальных контактов и в зависимости от возникающих на тот или иной момент потребностей в «пропаганде». Но уже совсем по-иному обстоит дело с кинохроникой, которая в середине двадцатых годов располагает быстродействующей и эффективной международной сетью, контролируемой несколькими крупными производственными фирмами45.

Кинематографический контекст

Просветительское кино: научно-гуманитарный проект Красного Креста

Гуманитарное кино вписывается в рамки течения «просветительского кино», вокруг которого в начале XX в. частично сосредотачиваются размышления о судьбах кинематографа46.

45 ASDN, Carton R-1342, Dossier 44232 (1925), Production of films on the activities of the League, пись-

мо Эмиля Тапонье, директора Кинематографического бюро в Лозанне: «Организация кинохроники очень сложна и не может идти ни в какое сравнение с телеграфными агентствами. Проще всего - объяснить Вам, как мы сейчас работаем. Самой обширной студией является Гомон. У нее есть газета во Франции, другая в Англии, соглашение с Терра-Вохе в Берлине, студией, которая обладает монополией на русскую хронику, и Метро-Голдвин в Америке, в то время как фирмы - французская Пате, английская Пате и американская Пате - не работают вместе. Что касается нас, то мы одновременно работаем с Гомон в Париже, которая обеспечивает Англию и Америку, и с Терра-Вохе, которая обслуживает Германию, скандинавские страны и Россию. Из этих двух центров мы получаем также наши документы обо всех этих странах. У нас соглашения, и отправления происходят автоматически. У нас также соглашения с Пате в Лондоне, куда мы посылаем то, что может их интересовать, но Пате в Лондоне нас снабжает кадрами только по заказу. Для УФА в Берлине мы работаем с его агентом в Швейцарии, Нор-диск-Филм в Цюрихе. С Денлиг соглашение иное: мы посылаем, как нам заблагорассудится, за исключением инструкций, которые посылаются письмом или телеграммой. Мы обмениваемся нашими документами. С Еклер Джорнал и Обер Джорнал в Париже также обмен документами. Этот двойной параллельный обмен возможен, так как мы издаем в Швейцарии два различных журнала каждую неделю, швейцарские Сине-Джорнал и Актуалите. В Пате Франс мы посылаем на свой страх и риск, как, впрочем, и в Интернешнл Ньюсрил в Нью-Йорке. Что касается Пате Америк, мы имеем дело непосред-

142

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

Сразу же после своего появления в 1919 г. Лига обществ Красного Креста решает использовать кино для просвещения населения в области здравоохранения и «общественного воспитания»47. В 1921 г. она располагает уже шестью десятками фильмов, по большей части из США48. Секретариат ЛОКК наладил систему бесплатной выдачи фильмов во временное пользование национальным обществам Красного Креста. Фильмы должны были знакомить аудиторию с деятельностью обществ Красного Креста, а также способствовать подготовке санитарного персонала и распространению профилактических медицинских мер.

Передвижные киногруппы, которые разъезжают по Польше и Чехословакии в 1922—1923 гг, представляют собой одно из первых начинаний в этом направлении49. В 1929 г. Лига располагает каталогом, в который включено более 200 фильмов о защите детей, об эпидемических болезнях, бытовой гигиене, оказании помощи в случае бедствий и т.д.50

Фильм «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше» частично вписывается в этот новый проект. МККК, желая продемонстрировать,

ственно с их оператором в Европе, господином Ерколлом. Вот, мой дорогой Комер, конфиденциально, какова наша нынешняя организация со всеми кинохрониками всего мира. В качестве справки, европейские новости не интересуют Америку, они прибывают, во-первых, слишком поздно; надо, чтобы речь шла о значительном событии. У нас было оставлено очень мало сюжетов на Си-ди-эн, несмотря на наши многочисленные отправления первых лет».

46 «С 1900-х гг. одним из крупных течений, питающих размышление о новом средстве, каковым оказывается кинематограф, является просветительское кино, кино на службе школы, экран, вытесняющий классную доску, или, скромнее, учебное пособие», ALbera, op. cit. (примечание 41), pp. 17-41. Voir aussi, dans Les Archives de La SDN, La Revue international du cinema educateur, revue mensueLLe de L'Institut internationaL du cinematographe educatif de Rome, 1929-1938.

47 ASDN, Royon, op. cit. (примечание 14): под общественным воспитанием здесь следует понимать гуманитарную пропаганду и призывы делать пожертвования. «Ввиду того, что просветительская пропаганда явилась наиболее эффективным средством развития всех форм деятельности, относящихся к здравоохранению, мы особенно настаиваем на повсеместном и немедленном принятии научных методов рекламы», резолюция 9 Каннской конференции, в Durand, op. cit. (примечание 12), pp. 62-63. См. также « Le cinema au service de La propagande d'hygiene et de prevoyance sociaLe en Suisse», Revue international du cinema educateur, Rome, N° 4, 1929, pp. 443-446.

48 Dixieme Conference international de la Croix-Rouge tenue a Geneve du 30 mars au 7 avril 1921: compte rendu, ALbert Renaud, Geneve, 1921, p. 236.

49 ASDN, Royon, op. cit. (примечание 14).

50 ASDN, Royon, op. cit. (примечание 14), в аудиовизуальных архивах Лиги, хранящихся сегодня в Музее Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, не осталось, к несчастью, и следа от этих фильмов.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

143

что он также начал реальную борьбу с инфекционными заболеваниями, выпускает фильм о мероприятиях, направленных на остановку эпидемии тифа. Фильм начинается со сцены в лаборатории, где два научных сотрудника проводят исследования. Некоторые опыты сняты на пленку, и зрителю показывают увеличенные под микроскопом изображения бактерии тифа и их переносчика — вши. Эти кадры, необычные для гуманитарного фильма, относятся к другому направлению воспитательного кино, а именно, научно-популярному кинематографу.

В самом деле, популяризация посредством кино результатов научных исследований и мер гигиены для предупреждения эпидемий является частью единого проекта использования кинематографа в дидактических и нравственных целях и выходит за рамки гуманитарной деятельности.

«Золотой век» просветительского кино

В июне 1921 г. по инициативе Швейцарского обществаКрасного Креста создается Швейцарское учебное и народное кино (CSPS). Эта компания намеревается образовывать молодежь через просветительское кино, одновременно предупреждая ее об опасностях кино с вымышленным сюжетом. Жан Брошэ, режиссер фильма «МККК в Женеве. деятельность в послевоенное время», руководит романской секцией Швейцарского учебного и народного кино начиная с1923 г. Этот же режиссер создает в 1928 г. организацию кинопередвижек под названием Романское народное кино (CPS), которая закупает просветительские фильмы — главным образом нравственно-назидательного характера — и демонстрирует их в сельской местности.

В 1922 г. в городе Базеле создается «кантональная кинематографическая палата», которая будет позднее преобразована в Швейцарское общество учебного и научного кино51. Благодаря этому обществу Базель становится средоточием исследований в области просветительского кино и организует, в апреле 1927 г., под эгидой Лиги Наций, Первую европейскую Конференцию учебного фильма. В следующем году Конференция создает Международный институт просветительского кино, который размещается в Риме. Этот институт будет функционировать как центр

51 Herve Dumont, Histoire du cinema suisse: films de fiction, 1896-1965, Cinematheque suisse, Lausanne, 1987, pp. 61-62.

144

Когда гуманитарные организации начинали снимать свое кино

наблюдения за эволюцией учебного кинематографа вплоть до его ликвидации фашистским режимом в 1938 г.

Гуманитарная пропаганда посредством кино

К концу Первой мировой войны гуманитарные учреждения впервые сталкиваются с необходимостью вести диалог с представителями общественности, которые могли бы поддерживать и финансировать их деятельность вместо бывших воюющих сторон. Среди различных СМИ, используемых в так называемых отделах пропаганды этих учреждений, кинематограф кажется наиболее многообещающим. Вызывая всеобщий энтузиазм благодаря универсальному языку изображения, кинематограф представляется в те времена средством, способным дойти до всех классов населения и обеспечить невиданное распространение идей гуманизма.

Используя кино в целях пропаганды, эти учреждения породили новый тип кино — гуманитарное кино, вписывающееся в направление просветительского, или «невымышленного», кино52. Между тем, гуманитарное кино обладает своими собственными характеристиками, о чем наглядно свидетельствуют фильмы, сохранившиеся в архивах МККК.

С самого начала в рамках этого жанра снимаются фильмы, цель которых, в первую очередь, — привлечь внимание зрителей к страданию жертв разного рода и собрать пожертвования в их пользу. Показывая кадры смерти, разрушений или крайней нищеты, эти фильмы вызывают чувство вины и побуждают к благотворительности. Фильмы этого типа быстро распространяются, что доказывает прокат по всему миру фильмов о голоде в России 1921 г., и становятся непосредственным фактором успеха гуманитарных кампаний.

Далее, к этому жанру относятся фильмы, создающие имидж организации, предназначенные оправдать в глазах правительств, конкурирующих гуманитарных учреждений и общественного мнения существование гуманитарной организации, выпустившей данный фильм. Фильмы этого типа, делающие больший акцент на эффективность и необходимость выполняемой миссии, чем на переносимые жертвами страдания, направлены, прежде все-

52 William Guynn, Un cinema de non-fiction: le documentaire classique a I’epreuve de la theorie, Universite de Provence, Aix-en-Provence, 2001.

МЖКК: Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 2004

145

го, на их индивидуализацию и повышение внимания к ним в СМИ. Таков фильм ««МККК в Женеве: деятельность в послевоенное время».

Наконец, особое место в гуманитарной пропаганде, осуществляемой средствами кино, занимают фильмы, призванные документально отразить работу гуманитарных организаций на местах. Работа делегатов и средства, задействованные учреждениями, в которых они работают, находятся на переднем плане, в то время как условия выживания получающего помощь населения лишь бегло упоминаются. Эти фильмы дают лишенное, в какой-то степени, драматизма представление о гуманитарной деятельности, не имеющее строго рекламных целей. Им присущи некоторые признаки других жанров образовательного кино, например, учебных или научно-популярных фильмов, как это видно на примере фильма «Борьба с тифом: деятельность МККК в Польше».

Фильмы, сохранившиеся в архивах МККК, свидетельствуют о первых шагах гуманитарного кино, сознающего свои возможности убеждать и понимающего силу драматургических эффектов, но проявляющего, однако, сдержанность в использовании изобразительных средств, находящихся в его распоряжении. Связанный в силу своей природы с понятиями реальности и злободневности, гуманитарный фильм сочетает в себе, соразмерно поставленной цели, показ страдающего населения и демонстрацию той помощи, которую несут ему учреждения — вкладчики средств.

Итак, первые шаги гуманитарного кино совпали с растущим желанием распространить право получения помощи на новую категорию жертв, гражданское население. Фильм является тем новым средством пропаганды, которое рассказывает об этом населении и глубоко меняет общественное видение гуманитарной деятельности. Он включает в ее орбиту стихийные бедствия и материализует совершающуюся революцию, которая выдвигает гражданского человека на первый план гуманитарной деятельности, заменяя им солдата. Таким образом, гуманитарным организациям окончательно удается установить нужное соотношение между степенью страдания жертв, работой спасателей и интересами зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.