Научная статья на тему '«Совесть» в русской культуре и в языковом сознании современного школьника'

«Совесть» в русской культуре и в языковом сознании современного школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
580
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЕ ШКОЛЬНИКИ / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / SUBJECTIVE MEANING OF WORDS / MORAL VALUES / MODERN RUSSIAN SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранова Ольга Николаевна

Рассматривается содержание субъективного значения слова совесть в языковом сознании современных русских школьников. Анализ проводился на основе свободного ассоциативного эксперимента, позволяющего выявить смысловое содержание слов, обозначающих морально-нравственные ценности, а также проследить изменения и выявить степень влияния факторов, определяющих их актуальное содержание. Описываются результаты эксп еримента. Подведен краткий итог реконструкции отдельного фрагмента языкового сознания, касающегося морально-нравственной сферы современного русского подростка как носителя русского языка и русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Баранова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIENCE IN RUSSIAN CULTURE AND LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN SCHOOLCHILDREN

The article deals with the content of the subjective meaning of the word conscience in linguistic consciousness of modern Russian schoolchildren. The analysis is based on the free-association experiment that allows to identify the semantic content of words for moral values, as well as to trace changes and reveal the influence degree of the factors determining their actual content. The experimental results are described. In conclusion the article presents a short comparative result of the reconstruction of a particular piece of linguistic consciousness, concerning the moral sphere of modern Russian teenagers the carriers of the Russian language and Russian culture.

Текст научной работы на тему ««Совесть» в русской культуре и в языковом сознании современного школьника»

Если в 1937 г. общая численность всех абортов в Иркутской области равнялась 3839, то в 1939 г. -5492, то есть произошло увеличение количества абортов на 1653 (43%). В Читинской области общее число всех абортов в 1937 г. составляло 1043, а в 1939 г. -1716; произошло увеличение на 673, что составило 64,52%. Количество абортов по РСФСР увеличилось в 1939 г. по сравнению с 1938 г. примерно на 9% (в 1938г. - 427 200 абортов, 1939 г. - 465 044) [9, л. 12].

Таким образом, реализация постановления «О запрещении абортов...» привела к кратковременному положительному воздействию на репродуктивные процессы в советском государстве. В условиях сохра-

нения невысокого уровня качества жизни большинства советских граждан, нерешенности многих социальных и экономических проблем потребность населения в детях оставалась на недостаточно высоком уровне, а ограничения в отношении прерывания беременности не смогли стать мерой, способной надолго обеспечить рост рождаемости. Официальное запрещение искусственного прерывания беременности привело к росту количества нелегальных абортов, осуществлявшихся нередко лицами без специального медицинского образования, и, как следствие, к повышению уровня женской смертности.

Библиографический список

1. Борисов В.С. Аборты и планирование семьи в России: правовые и нравственные аспекты (опрос экспертов) // Вопросы статистики. 1997. № 3.

2. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27.06. 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширение сети роддомов, детских яслей и детских садов, об усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // Красноярский рабочий. 1936 г. 29 июня.

3. Сольц А. Аборт и алименты // Труд. 1937. 27 апреля.

4. Урланис Б. Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в

СССР. М., 1963.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А 482. Оп. 29. Д. 4.

6. ГАРФ. Ф. А 482. Оп. 29. Д. 5.

7. ГАРФ. Ф. А 482. Оп. 29. Д. 7.

8. ГАРФ. Ф. А 482. Оп. 29. Д.18.

9. ГАРФ. Ф. А 482. Оп. 29. Д. 29.

10. Белобородов И.В. Аборты в России: история, последствия, альтернативы [Электронный ресурс] // Демогра-фия.ру. Институт демографических исследований. URL: http://www.demographia.ru/ (дата обращения: 11.03.2012).

УДК 81

«СОВЕСТЬ» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

О.Н. Баранова1

Московский городской педагогический университет,

Институт гуманитарных наук,

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4.

Рассматривается содержание субъективного значения слова совесть в языковом сознании современных русских школьников. Анализ проводился на основе свободного ассоциативного эксперимента, позволяющего выявить смысловое содержание слов, обозначающих морально-нравственные ценности, а также проследить изменения и выявить степень влияния факторов, определяющих их актуальное содержание. Описываются результаты эксперимента. Подведен краткий итог реконструкции отдельного фрагмента языкового сознания, касающегося морально-нравственной сферы современного русского подростка как носителя русского языка и русской культуры. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: языковое сознание; субъективное значение слов; морально-нравственные ценности; современные русские школьники.

"CONSCIENCE" IN RUSSIAN CULTURE AND LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN SCHOOLCHILDREN O.N. Baranova

Moscow City Pedagogical University, Institute of Humanities,

4 Second Selskokhozayistvenny proezd, Moscow, 129226.

The article deals with the content of the subjective meaning of the word conscience in linguistic consciousness of modern Russian schoolchildren. The analysis is based on the free-association experiment that allows to identify the semantic content of words for moral values, as well as to trace changes and reveal the influence degree of the factors determining their actual content. The experimental results are described. In conclusion the article presents a short comparative result of the reconstruction of a particular piece of linguistic consciousness, concerning the moral sphere of modern Russian teenagers - the carriers of the Russian language and Russian culture. 12 sources.

Key words: linguistic consciousness; subjective meaning of words; moral values; modern Russian schoolchildren.

Баранова Ольга Николаевна, ассистент кафедры зарубежной филологии, тел.: 89859926401, e-mail: Topo-ne@yandex.ru Baranova Olga, Assistant Professor of the Department of Foreign Philology, tel.: 89859926401, e-mail: Topo-ne@yandex.ru

Данная статья посвящена описанию изменений, происходящих в языковом сознании современных русских молодых людей. Под языковым сознанием понимается опосредованный знаком образ мира той или иной культуры или, как определяет его Е.Ф. Тарасов, «совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [10, с. 7]. Проблема исследования данного феномена уже на протяжении нескольких десятков лет является одним из основных объектов исследования в отечественной психолингвистике. Интерес ученых в этой области знаний обусловлен, прежде всего, пристальным вниманием к проблеме человека и его образа мира, содержание которого определяет поведение отдельной личности и пути развития социума в целом.

Наиболее продуктивным методом исследования языкового сознания в психолингвистике является анализ полученных реакций, возникающих у субъекта сознания при предъявлении ему каких-либо языковых единиц, обозначающих образы, чувства, эмоции и т.д. Другими словами, изучение содержания языкового сознания представляет собой реконструкцию смыслового содержания, стоящего за любым конкретным словом, и выявление картины тех знаний, которые хранятся в сознании народа в определенный период его существования.

С этой точки зрения наиболее интересным, на наш взгляд, представляется выявление смыслового содержания слов, обозначающих морально-нравственные ценности, в языковом сознании русских подростков. Обусловлено это, прежде всего, тем, что молодежная аудитория на протяжении нескольких десятилетий активно подвергается агрессивному воздействию СМИ, транслирующих и навязывающих западную культуру и ценности посредством телевидения и сети Интернет. Кроме того, благодаря процессам глобализации и унификации личности происходит размывание границ базовых русских ценностей, передаваемых из поколения в поколение и укрепившихся в русском языковом сознании. В то время как мир становится однополярным и наблюдается возрастание значимости некоторых ценностей, до этого момента отсутствующих или находящихся на периферии традиционной системы ценностей, становится особенно важным проследить формирование иерархии нравственных ценностей у сегодняшней молодежи, поскольку представители этой группы через весьма короткий промежуток времени будут определять пути развития страны, и от содержания их языкового сознания, их «образа мира» на настоящий момент в значительной степени зависит будущее нации и государства. В связи с этим проблема изучения смыслового содержания слов, обозначающих морально-нравственные ценности, в языковом сознании молодых носителей русской культуры представляется актуальной.

Цель работы - проследить изменения в смысловом содержании слов справедливость, совесть, честь, стыд, долг, репутация и выявить степень влияния каждого из основных факторов, определяю-

щих их актуальное содержание.

Согласно гипотезе исследования смысловое содержание слов, обозначающих морально-нравственные ценности, в языковом сознании индивида обусловлено несколькими факторами:

- национальной культурой, которая через язык на бессознательном уровне влияет на понимание феноменов, стоящих за словом;

- содержанием информации, транслируемой через различные социальные институты;

- когнитивными способностями, в частности, уровнем развития психометрического интеллекта, обеспечивающим, поддерживающим и определяющим характер мыслительной деятельности.

Основным методом исследования явился метод ассоциативного эксперимента (АЭ), результаты которого позволяют приблизиться к содержанию ментального лексикона, вербальной памяти и культурным стереотипам человека.

В качестве примера представлен анализ содержания субъективного группового значения слова совесть, смоделированного в ходе эксперимента, участниками которого были учащиеся 6-9 классов (возраст от 12 до 14 лет, n = 77). Все респонденты были разделены на подгруппы в соответствии с показателями психометрического интеллекта (ПИ) [Raven 1985], так как согласно гипотезе работы этот показатель оказывает влияние на содержание субъективного значения слова.

Предварительные замечания

Для выявления конвенционального значения слова совесть и моделирования его семантического поля потребовалось, прежде всего, обращение к толковым словарям: Большой Энциклопедический словарь [1], Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [2]; Толковый словарь русского языка [11], Толковый словарь Д. Ушакова [13].

Изучение словарных статей позволило представить семантическое поле исследуемого слова следующим образом: нравственная ответственность, стыд, раскаяние, право исповедания любой религии, добросовестно, хорошо, откровенность, чистосердечность, моральное сознание, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, самоконтроль, самооценка совершаемых поступков, ответственность, нравственное чутье, тайник души, прирожденная правда, честность, чувство, долг, обязанность, нравственные принципы. В качестве интегрального признака, конструирующего полученное семантическое поле, можно назвать нравственно-этическую категорию, определяющую поведение человека в социуме и характеризующую высшую способность личности к самоконтролю.

Среди дифференциальных признаков нами были выделены следующие:

Эмоционально-чувственное восприятие <+/-> Интуитивное знание <+/-> Морально-этические принципы <+/-> социально-обусловленный фактор <+/->

Нравственная ответственность <-> <-> <+> <+> Стыд, раскаяние <+> <+> <-> <+>

Право исповедовать любую религию <-> <-> <-> <+>

Добросовестно, хорошо <+> <+> <+> <->

Откровенность, чистосердечность <+> <+> <-> <->

Моральное сознание <-> <-> <+> <+>

Внутренняя убежденность в том, что является

добром и злом <+> <+> <-> <+>

Самоконтроль <-> <+> <+> <->

Самооценка <-> <+> <-> <+>

Ответственность <-> <+> <+> <->

Нравственное чутье <-> <+> <+> <->

Тайник души <+> <-> <-> <->

Прирожденная правда <-> <-> <-> <+>

Честность <-> <-> <+> <->

Чувство <+> <+> <-> <->

Долг, обязанность <-> <+> <+> <->

Нравственные принципы <-> <-> <+> <->

На следующем этапе работы исследовались материалы, полученные в ходе АЭ, причем анализ характера связи между стимулом и ассоциативными реакциями включал в себя несколько стадий, каждая из которых вела к разграничению типов и видов связи между компонентами ассоциативной пары слов [6, с. 138].

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ семантической структуры слова совесть и его ассоциативного поля, что позволило выявить, насколько совпадают или рознятся индивидуальные значения исследуемого слова с конвенциональным значением, зафиксированным в словарях.

Результаты АЭ

Группа 1 (ПИ высокий и выше среднего)

Совесть 8: голос сердца, внутренний голос, мораль, муки, герой, чувство, мороженое, прочерк;

- источник зарождения 2: внутренний голос, голос сердца;

- нравственные принципы, детерминирующие поведение людей 1 : мораль;

- награда/наказание за совершенные поступки 1: муки;

- эмоциональное восприятие 3: герой, чувство, мороженое;

- несформированность значения слова совесть в языковом сознании респондентов 1: прочерк.

1. Наличие - отсутствие реакции: 7 - 1.

2. Формальная - смысловая связь: 0 - 7.

3. Отношения: парадигматические - 4; синтагматические - 0; переходные - 1 (муки); тематические - 2 (герой, мороженое).

В целом количество отношений составило: парадигматических - 50%, синтагматических - 0%, переходных - 12,5%, тематических - 25%. Для 12,5% респондентов слово является семантически пустым.

Сравнительный анализ полученного экспериментально ассоциативного и семантического полей показывает, что сема источник порождения коррелирует с семой интуитивное знание (тайник души); сема нравственные принципы, детерминирующие поведение людей с семой морально-этические принципы (моральное сознание, нравственные принципы); сема награда, наказание за совершенные поступки - с семой социально-культурный фактор (стыд, стесне-

ние, раскаяние); сема эмоциональное восприятие коррелирует с семой эмоционально-чувственное восприятие.

Группа 2 (ПИ средний)

Совесть 63: стыд 5, правда 4, чистая 5, порядочность 3, поступок 3, разум 2, хорошо 2, добросовестность 2, грызет 2, благородство 2, честность 2, у каждого должна быть 2, обязанность 2, мучиться, душа, справедливость, раскаяние, получил двойку, помощь 2, прочерк 2, честь, надо, смерть, обман, бледность, ум, виселица, нос, внутренний голос, мораль, обдумывание своих действий, долг, достоинство, не врать, внутренний мир человека, бабушка, отсутствие, жалость;

- источник зарождения 6: разум 2, душа, внутренний голос, внутренний мир человека, ум;

- нравственные принципы, детерминирующие поведение людей 17: мораль, честность 2, честь, достоинство, благородство 2, порядочность 3, долг, обязанность 2, добросовестность 2, помощь 2;

- внутренняя установка 4: правда 4;

- награда/наказание за совершенные поступки 14: чистая 5, мучиться, стыд 5, раскаяние, грызет 2;

- эмоциональное восприятие 15: хорошо 2, у каждого должна быть 2, не врать, отсутствие, обман, смерть, надо, получил двойку, жалость, справедливость, бледность, нос, обдумывание своих действий;

- форма выражения ответственности индивида 3: поступки;

- метафора / образ 2: бабушка, виселица;

- несформированность значения слова совесть 2: прочерк.

1. Наличие - отсутствие реакции: 61- 2.

2. Формальная - смысловая связь: 0 - 61.

3. Отношения: парадигматические - 18 (стыд 5, поступок 3, разум 2, добросовестность 2, душа, раскаяние, ум, внутренний голос, внутренний мир человека, мораль); синтагматические - 7 (чистая 5, грызет 2); переходные - 17 (правда 4, благородство 2, честность 2, мучиться, честь, долг, достоинство, порядочность 3, обязанность 2); тематические - 19 (у каждого должна быть 2, справедливость, получил двойку, помощь 2, надо, смерть, обман, бледность, виселица, нос, обдумывание своих действий, не врать, бабушка, отсутствие, жалость, хорошо 2).

Реакции, полученные в данной группе респондентов, распределились следующим образом: парадигматические отношения составляют 28,5%; синтагматические - 11,1%; переходные - 27%; тематические -30,2%. Несформированность значения слова совесть наблюдается у 3,2% испытуемых.

Экспериментальные данные, полученные во второй группе испытуемых, показывают, что сема источник порождения коррелирует с семой интуитивное знание (тайник души); сема нравственные принципы, детерминирующие поведение людей, - с семой морально-этические принципы (моральное сознание, нравственные принципы); сема внутренняя установка и сема награда, наказание за совершенные поступки коррелирует с семой социально-культурный фактор (прирожденная правда, стыд, стеснение,

раскаяние); сема эмоциональное восприятие коррелирует с семой эмоционально-чувственное восприятие.

Группа 3 (ПИ низкий)

Совесть 6: грызет, следящий за, мама, вранье, прочерк 2;

- награда/наказание за совершенные поступки 1: грызет;

- эмоциональное восприятие 3: мама, вранье, следящий за;

- несформированность значения слова 2 (прочерк).

1. Наличие - отсутствие реакции: 4 - 2.

2. Формальная - смысловая связь: 0 - 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Отношения: парадигматические - 0, синтагматические - 1 (грызет), тематические - 3 (следящий за, мама, вранье).

В данной группе реакции распределились следующим образом:

- парадигматические - 0%;

- синтагматические - 16,7%;

- переходные - 0%;

- тематические - 50%.

У 33,3% респондентов не сформировано значение слова совесть в индивидуальном языковом сознании.

Анализ показывает, что сема награда, наказание за совершенные поступки коррелирует с семой социально-культурный фактор (стыд, раскаяние, стеснение); сема эмоциональное восприятие коррелирует с семой эмоционально-личностное восприятие.

Обсуждение полученных результатов

В целом в субъективном значении слова совесть в данной группе респондентов в фокусе внимания оказывается основное значение слова, зафиксированное в словарных статьях: совесть - категория морального самосознания личности, проявляющаяся в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий и основанная на эмоциональных переживаниях как реакциях на воздействие окружающей действительности. Примечательно в этом случае, что подавляющее число реакций относятся к парадигматическому типу, то есть отражают автоматизированные операции логического мышления [7, 8]. Однако мы видим не просто «чистую» логику. Совершенно очевидно, что ассоциативные реакции (АР) данного типа (внутренний голос, голос сердца) культурно и социально маркированы. В рамках современной христианской доктрины совесть - это врожденный способ познания божественной воли двумя путями: во-первых, внутренним, естественным способом, через внутреннее осознание воли Божьей, на основании которых составляют писаные нравственные законы, и, во-вторых, внешним, историческим, через Заповеди и Откровения [3, с. 187]. Примечательно также, что в соответствии с индоевропейскими философскими представлениями совесть всегда локализуется в груди или голове, где находится и внутренний судья, живущий в каждом человеке.

Еще одной важной особенностью формирования субъективного значения слова совесть в языковом сознании респондентов является отождествление

данного понятия с моралью (совесть - это мораль), что вполне соответствует конвенциональному значению изучаемого нами феномена. Так, в Словаре русского языка [9] мы находим следующее значение слова совесть: «чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом» (курсивом выделено автором). Из данного определения становится совершенно очевидно, что эти два феномена русской культуры не просто тесным образом переплетены между собой, а являются продолжением друг друга. Иными словами, осознание того, что такое совесть складывается из неких моральных механизмов и установок, управляющих человеком и детерминирующих его поведение, поступки и мысли.

Не менее интересными, на наш взгляд, представляются реакции, относящиеся к переходному типу отношений. С одной стороны, они не могут быть отнесены к чисто парадигматическим, с другой - отражают операции логического мышления. Так, соотнесение совести с муками носит культурно и социально обусловленный характер. Словосочетание муки совести в русской культуре и русской языковой картине мира связывают с образом червя, который гложет, грызет, снедает, терзает, мучает [3, с. 194]. Пример такого символического отождествления мы находим у Даля: беззуба, а с костьми сгложет; погубишь душу, не обретешь бессмертия, сожрут тебя в бренной земле мерзкие черви [5]. Очевидно, что червь в представлении русских живет в душе человека и является карающим орудием совести.

В целом, как нам представляется, содержание смыслового значения слова совесть в группе респондентов с высоким и выше среднего уровнем ПИ соответствует конвенциональному содержанию значения: формальное выражение слова совесть как моральное сознание опирается на внутренний голос и голос сердца как внутреннюю основу своего существования. Таким образом, можно утверждать, что в анализируемой группе испытуемых феномен совесть является базовой нравственно-этической ценностью, характерной для русской языковой картины.

В то же время можно предположить, что в ряде случаев понимание феномена совесть определяется совокупным влиянием культуры, социума и особенностями когнитивной деятельности индивидов, взаимодополняющими друг друга.

Именно такое влияние, по нашему мнению, проявляется в смысловом содержании субъективного значения слова в группе респондентов с высоким ПИ, объединяющим понятие совесть с понятиями герой и мороженое. Ассоциации данного типа относятся к категории тематических, что отражает особенности интеллектуальной деятельности. Более того, для 12,5% респондентов слово остается семантически пустым.

Респондентами со средним уровнем психометрического интеллекта выделяется сравнительно большее количество АР, отражающих отдельные неконвенциональные значения понятия совесть, о чем может свидетельствовать наличие 30% ассоциаций тематического типа. К данному типу реакций нами, пре-

имущественно, были отнесены АР, составляющие ядро семы эмоциональное восприятие (23,8%). Этот факт позволяет, в свою очередь, говорить о том, что смысловое содержание слова в языковом сознании значительной части испытуемых обусловлено восприятием неких жизненных ситуаций и опыта, а отнюдь не рефлексией над содержанием данного феномена. Причин такого явления может быть несколько. С одной стороны, на формирование субъективного значения в языковом сознании личности влияет особенность протекания мыслительных процессов, определяющих уровень психометрического интеллекта (нос, жалость, смерть, обман). Представляется необходимым отметить, что респонденты данной возрастной категории относятся к младшим подросткам, в жизненном периоде которых происходят значительные изменения, связанные, прежде всего, с переходом от операций конкретного мышления к операциям логического мышления [7].

Кроме того, нельзя исключать агрессивное влияние различных средств массовой информации (Интернет, телевидение) на формирование культурных ценностей у подростков, а также социума (должна быть у каждого, отсутствует, надо, справедливость), в котором благодаря глобализации культурного, экономического и социального пространства стерты все допустимые границы.

В то же время стоит отметить, что смысловое содержание слова совесть в значительной степени формируется за счет АР парадигматического (28,5%) и переходного типа отношений (27%). Здесь особое значение имеет выделение семы источник зарождения (9,5%), нравственные принципы, детерминирующие поведение людей (27%) и награда/наказание за совершенные поступки (22,2%). Отождествление совести происходит, прежде всего, с разумом, умом, душой и внутренним голосом, или внутренним «я» человека. Однако, несмотря на внешнюю схожесть двух последних понятий, следует отметить и некоторые различия в их толковании. Так, согласно христианской традиции внутренний голос символизирует голос Бога, говорящего внутри индивида, поскольку природа совести кроется во врожденном богоподобии человека и законов [3, с. 188]. В то же время, по мнению ряда ученых, внутреннее «я» личности может рассматриваться как обобщенный и интериоризиро-ванный голос значимых других, который формируется на ранних этапах становления личности под влиянием референтной группы [4]. В целом оба предположения не противоречивы: совесть представляет собой некий продукт процесса социализации и воспитания личности с целью указания на то, что есть хорошо и плохо. Иными словами, это повеление некоего социально и культурно обусловленного авторитета в согласии с голосом вечности, или Бога, обращенному к достоинству человека, несоответствие которому обнаруживается в страхе перед неодобрением или наказанием.

Примечательно также, что испытуемые соотносят понятие совести не только с некой внутренней судьей, но и с душой, умом и разумом - бессмертными нематериальными частями человеческого существа.

Понятие разум синонимично понятию ум, но благодаря своему латинскому происхождению, не слишком употребительно, поскольку восходит к чужой для русского сознания европейской традиции. Кроме того, по мнению некоторых ученых [12, с. 3-16], в словах ум и разум имеются различные понятийные акценты: природа ума направлена на получение качественно нового знаний, в то время как разум нацелен на результат этого процесса. Однако отметим, что понятие разум расположено ближе по своему значению к понятию совесть, поскольку ассоциируется с добром и злом, составляющими суть феномена совесть и отражающими основное его содержание [3, с. 199].

Уделяя большое внимание близким по значимости понятиям, нельзя не отметить важность АР, относящихся к категориям морально-нравственных ценностей, выделяемых респондентами данной группы. Так, примечательно отождествление совести с такими базовыми категориями, как честность, мораль, достоинство, долг, обязанность, порядочность, поскольку это не просто логическое соотнесение понятий нравственно-этических ценностей, но и культурно обусловленное явление. Долг и обязанность представляют собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами. В свою очередь, мораль понимается как система обязанностей, существующая между людьми, которая прививается культурой и социумом и которую люди принимают на себя и осознают как определенные жизненные задачи, исполняемые в конкретных обстоятельствах [4]. Совесть как моральная категория отражает способность человека критически оценивать поступки, мысли, желания, осознавать свое несоответствие должному - неисполнен-ность долга (делай по совести; брать на совесть; это у меня лежит на совести [5]).

Таким образом, принимая решения и поступая честно и по правде, индивид апеллирует к своей совести и моральному долгу, призывающему самосовершенствоваться, прислушиваться к внутреннему голосу в душе и соблюдать морально-нравственные принципы, закладываемые культурно и социально в референтной среде.

Качественный анализ АР во второй группе респондентов показал, что для 66,6% испытуемых со средним уровнем психометрического интеллекта, формальное выражение слова совесть основывается на категориях морально-нравственных ценностей, таких как мораль, добросовестность, честность и др., а кроме того, на понятии правда как основополагающем компоненте, входящем в структуру слова совесть. Тщательное изучение различных научных источников подтверждает тот факт, что в целом совесть понимается как некий голос Бога, внутреннее «я», находящееся в душе и взывающее к уму и разуму при принятии того или иного решения и совершения поступка, соответствующего долгу, чести, обязанностям перед собой и другими. В то же время известно, что нарушение установленных принципов и норм поведения в обществе и референтной среде неизбежно ведет к угрызениям совести, стыду, раскаяниям и

мучениям и в результате к нечистой совести. Данное положение может свидетельствовать о сохранении культурных доминант, которые при принятии того или иного решения заставляют личность апеллировать к совести как высшей ценности.

Примечательно, что для 30,2% респондентов данное понятие не соотносится с конвенциональным значением, зафиксированным в словарных статьях. Причиной этого, как уже отмечалось ранее, может служить наличие ряда факторов, включающих негативное воздействие социума, СМИ, сети Интерент, различных референтных группы и, безусловно, возрастных особенностей испытуемых. Для 3,2% респондентов слово является семантически пустым.

Качественный анализ АР в группе респондентов с низким уровнем ПИ показал преобладание экстралингвистических тематических ассоциаций (50%), отражающих специфичное понимание феномена совесть и полное несоответствие конвенциональному значению данного слова. Отсутствие парадигматического типа отношений свидетельствует о неспособности большинства испытуемых подвергать исследуемое понятие какой-либо рефлексии и использовать операции логического мышления при формировании значения в индивидуального языковом сознании. Представления респондентов о совести обуславливаются сиюминутными социально значимыми контекстами, а не опираются на необходимость иметь твердые представления о том, что такое хорошо и плохо, моральные и этические принципы поведения в обществе, основанные на самоконтроле и оценке своих поступков. Данное положение подтверждается незначительным количеством ассоциаций синтагматического типа (16,7%), свидетельствующих о неактуальности речевых клише со словом совесть в языковом сознании (совесть грызет).

В целом можно говорить о том, что в фокусе внимания респондентов прежде всего оказывается индивид, в чьей жизни доминирует эмоция, которая с трудом поддается рефлексии. Именно этот факт позволяет социальным институтам в настоящее время использовать понятие совесть в манипулятивных целях. Кроме того, отсутствие сформированности данного слова в языковом сознании 33,3% респондентов позволяет говорить о размытости границ понятий базовых моральных ценностей и частичном их нивелировании.

Подводя краткий итог, отметим следующее:

1) Для респондентов с высоким ПИ превалирующими в содержании значения слова совесть типами отношений оказались парадигматические, среди которых особое значение имеет выделение семы источник зарождения и нравственные принципы, детерминирующие поведение людей. Ассоциативные реакции,

составляющие ядро данных сем, совпадают с конвенциональным значением слова совесть - наивысшим абстрактным компонентом, зафиксированным во всех словарных статьях. Так, для испытуемых данной группы формальное выражение значения феномена совесть базируется на следующем положении: совесть - это основополагающий компонент системы морально-нравственный ценностей, чувство собственной ответственности перед собой и обществом, которое возникает благодаря некоему внутреннему судье, или голосу Бога, и в случае несоответствия внутреннему долгу жестоко карает нарушителя. Представляется, что в данной ситуации можно с большой долей уверенности утверждать, что феномен совесть в сознании респондентов является базовой нравственно-этической ценностью.

2) Наиболее богатым по смысловому содержанию оказывается субъективное значение слова совесть в группе испытуемых со средними показателями психометрического интеллекта. Разнообразие и вариативность внутреннего содержания значения обеспечивается появлением большого количества культурно маркированных АР, а также дополнительных сем, не входящих в конвенциональное значение слова. Проведя глубокий анализ полученных в данной группе реакций, был сделан вывод о том, что формальное выражение слова совесть в языковом сознании респондентов строится на основании двух принципов: во-первых, совесть, как и в первой группе, входит в систему базовых моральных ценностей наряду с такими понятиями русской культуры, как душа, ум, разум, а во-вторых, представляет собой некий социально-культурный механизм регуляции поведения индивида путем навязывания чужих норм и принципов, свойственных для определенной референтной группы, которая зачастую не способна понять данное явление вполне дифференцированно. Таким образом, смысловое наполнение многих из полученных нами реакций обусловлено личным опытом испытуемых, получаемой из различных источников информацией, а также в силу некоторых возрастных особенностей.

3) Для респондентов с низким ПИ понятие совести не соотносится с категориями морально-нравственных ценностей как основными элементами регулирования человеческих отношений. Полученные в ходе эксперимента данные в этой группе показывают, что в основе понимания слова совесть лежат не отрефлексированные действия, а личный опыт и эмоции, которые в свою очередь служат основным источником принятия решений и совершения поступков. В отличие от первой группы эти испытуемые связывают совесть только с индивидуальными качествами личности, наличие которых гарантирует должное поведение человека в обществе.

Библиографический список

1. Большой Энциклопедический словарь. 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovorus.ru/index.php (дата обращения 25.03. 2012).

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1991. [Электронный ресурс] . URL:

http://www.slovopedia.com/10/209/980993.html (дата обращения 25. 03. 2012).

3. Голованивская М. К. Ментальность в зеркале языка. Некоторые базовые концепты в представлении французов и русских. М: Языки славянской культуры, 2009. 376 с.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гарда-рики, 2000. 472 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://vidahl.agava.ru/P214.HTM#37999/ (дата обращения 25.03.2012)

6. Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента: монография. Тверь: Изд-во ТГУ, 2011. 240 с.

7. Лурия А.Р. Язык и сознание. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.

8. Овчинникова И.Г. К проблеме типологии ассоциативных реакций: зависимость от способа предъявления слова-стимула. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. 138 с.

9. Словарь русского языка. В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.;

под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. 752 с.

10. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. С. 24-32.

11. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedu.ru/ExpDic/33474.

12. Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и «наивная анатомия» // Вопросы языкознания. 1995. № 3. С. 3-16.

13. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://ushakova-slovar.ru /description/spravedlivyi/73471 (дата обращения 25. 03. 2012).

УДК 81'37

РЕГУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВ С ОБЩИМ ЗНАЧЕНИЕМ «ВОЗВЫШЕННОСТЬ КОНИЧЕСКОЙ ФОРМЫ»

О.А. Башкирцева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В данной статье предметные существительные описываются с точки зрения когнитивного подхода. Выявлены регулярные модели, реализованные в семантической структуре существительных одного тематического класса. Показано, что системность когнитивных процессов человека проявляется не только в существовании регулярных семантических моделей, но и определенных закономерностей при осмыслении разных областей. Табл. 1. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: когнитивная семантика; многозначное предметное существительное; регулярные семантические модели; прототипический объект.

REGULAR MODELS IMPLEMENTED IN SEMANTIC STRUCTURE OF WORDS WITH GENERAL MEANING "UPLAND OF CONICAL SHAPE" O.A. Bashkirtseva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

This article describes the concrete nouns in terms of the cognitive approach. It identifies regular models implemented in the semantic structure of nouns of one thematic class. It is shown that the systemacy of human cognitive processes is manifested both in the existence of regular semantic models and in certain regularities when understanding different areas.

1 table. 14 sources.

Key words: cognitive semantics; polysemantic concrete noun; regular semantic models; prototypical object.

Большое количество работ по современной семантике посвящено изучению групп слов, объединенных на основании общего признака. Интерес лингвистов объясняется обнаруживаемой однотипностью использования таких слов для номинации других смысловых областей. Это позволило установить, что человек мыслит системно.

Уже выявлены регулярные модели образования значений у глаголов звука, восприятия, эмоции, принятия решения, знания, фазовых, бытийных, речевых глаголов, некоторых абстрактных существительных [12], глаголов физического действия, некоторых предлогов и наречий [8], глаголов движения, остановки, обладания, полного охвата [13], пространственных

суффиксально-префиксальных прилагательных [2]. Однако практически отсутствуют работы, посвященные исследованию предметных имен как средств освоения действительности, хотя слова, называющие материальные объекты, имеют развитую полисемию. В связи с этим актуальным представляется исследование предметных имен с общим значением «возвышенность конической формы».

Рассмотрим выявленные нами регулярные модели образования значений у слов данной группы (таблица). Термин прототипический объект (далее -ПО), используемый в работе, следует понимать как «существующий в сознании носителя языка образ идеального представителя класса объектов, называе-

1 Башкирцева Оксана Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, тел.: (3952) 405204, 89148911431, e-mail: oksana9999@mail.ru

Bashkirtseva Oksana, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Intercultural Communication, tel.: (3952) 405204, 89148911431, e-mail: oksana9999@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.