Научная статья на тему 'Совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, как субъективное основание внутреннего убеждения в российском уголовном судопроизводстве'

Совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, как субъективное основание внутреннего убеждения в российском уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИЯ / ВНУТРЕННЕЕ УБЕЖДЕНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / CONSCIENCE / OFFICIALS / SUBJECTIVE REASON FOR THE INNER PERSUASION / EVIDENCE / CRIMINAL PROCEDURE LAW / NATIVE CRIMINAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов Артем Игоревич

Статья посвящена исследованию места совести должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Установлена роль совести в формировании внутреннего убеждения в уголовно-процессуальной сфере. Проанализирован потенциал совести в качестве субъективного основания внутреннего убеждения. Исследованы подходы к пониманию совести в светской и религиозной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The OFFICIALS' CONSCIENCE DURING THEIR EXECUTING CRIMINAL PROCEEDINGS AS A SUBJECTIVE REASON FOR THE INNER PERSUASION

The article studies the place of the officials' conscience during their executing criminal proceedings. The conscience role in creation of inner persuasion in the criminal procedure scope is established. The conscience potential as a subjective reason for the inner persuasion is also analyzed. The article touches upon the approach to understanding of conscience in the secular and religious literature.

Текст научной работы на тему «Совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, как субъективное основание внутреннего убеждения в российском уголовном судопроизводстве»

СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИЯ

Баженов А.И.

7.9. СОВЕСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ, КАК СУБЪЕКТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Баженов Артем Игоревич, аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики. Место учебы: Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского.

Аннотация: Статья посвящена исследованию

места совести должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Установлена роль совести в формировании внутреннего убеждения в уголовно-процессуальной сфере. Проанализирован потенциал совести в качестве субъективного основания внутреннего убеждения. Исследованы подходы к пониманию совести в светской и религиозной литературе.

Ключевые слова: совесть, должностные лица, субъективное основание внутреннего убеждения, внутреннее убеждение, доказательства, уголовно-процессуальный закон, отечественное уголовное судопроизводство.

THE OFFICIALS’ CONSCIENCE DURING THEIR EXECUTING CRIMINAL PROCEEDINGS AS A SUBJECTIVE REASON FOR THE INNER PERSUASION

Bazhenov Artyom Igorevich, postgraduate student at criminal procedure and criminalistics chair. Place of study: Nizhny Novgorod State University named after N.I.Lobachevsky.

Annotation: The article studies the place of the officials' conscience during their executing criminal proceedings. The conscience role in creation of inner persuasion in the criminal procedure scope is established. The conscience potential as a subjective reason for the inner persuasion is also analyzed. The article touches upon the approach to understanding of conscience in the secular and religious literature.

Keywords: conscience, officials, subjective reason for the inner persuasion, inner persuasion, evidence, Criminal Procedure Law, native criminal proceedings.

Осмысление положений связанных с субъективными основаниями внутреннего убеждения в отечественном уголовном судопроизводстве показывает, что совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, также следует отнести в качестве одного из компонентов исследуемого явления. В качестве субъективного основания внутреннего убеждения должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, совесть нашла свое проявление в части первой статьи 17 УПК РФ. В соответствие с этой нормой судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, оценивают доказательства по внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь законом и совестью.

Совокупность доказательств и закон являются объективными основаниями внутреннего убеждения должностных лиц, осуществляющих производство по

уголовному делу. В отличие от совокупности доказательств и закона совесть выступает в качестве одного из компонентов субъективного основания формирования внутреннего убеждения в уголовно-

процессуальной сфере. В этом смысле совесть является глубоким источником духовной жизни1 должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Ее следует рассматривать в качестве своеобразного компромисса субъективных оснований внутреннего убеждения в уголовно-процессуальной сфере. В силу этого интегративный потенциал совести раскрывает сущность субъективных оснований внутреннего убеждения в российском уголовном процессе.

В ретроспективном плане сознанием российского народа слово «совесть» отождествлялось со словом «суд». По своему смыслу это слово в Древнерусском государстве ассоциировалось с совестью (правдою). «Судья, - пишет Н. Дювернуа, - не прилагает только, а в одно время и раскрывает закон, узнает правду, и применяет её, ибо для судьи нет заранее выраженных, готовых постановлений, которые могли бы служить руководством в каждом отдельном случае. Судом поэтому называются и те правила, которыми руководиться судья, и действия разбора данного дела»2. Таким образом, в древней нашей истории совесть отождествлялась с внутренними правилами при разборе дел, включая и те из них, которые по своему предмету рассмотрения относились к уголовным делам.

Совесть является действенным фактором разрешения проблем свойственным субъективным основаниям в уголовно-процессуальной сфере. Под её воздействием происходит свертывание негативных субъективных проявлений в отечественном уголовном судопроизводстве. Причиной тому является нижеследующее обстоятельство. Воля должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, подчинится совести. В результате «рассудок научится взирать и видеть и станет разумом; а созерцающий разум станет повиноваться сердцу, так что все пути будут вести к сердцу и исходить из сердца. Ибо сердечное созерцание, совестная воля и верующая мысль суть три великие силы нашего будущего, которые справятся со всеми проблемами, неразрешимыми как для бессердечной свободы, так и для противосердечного тота-литаризма»3.

По словам А.Ф. Кони, «то, что называется “судейской совестью”, есть сила, поддерживающая судью и вносящая особый, возвышенный смысл в творимое им дело. Условия её проявления изображены в присяге судей и присяжных заседателей. С её голосом надо считаться, под угрозою глубокого душевного разлада с собою»4. Совесть - это «наше собственное воздействие на самих себя»5. Православная традиция христианства развертывается свое значение сугубо как «совестливость» и «добросовестность»6. Поэтому Фло-

1 Ильин И.А. О правосознании // Путь духовного обновления. -М., 2003. - С. 276.

2 Дювернуа Н. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права / Предисл. А.В. Коновалова. - СПб., 2004. - С. 92.

3 Ильин И.А. Религиозный смысл философии. - М., 2003. - С. 385.

4 Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе: Общие черты судебной этики // Избранный труды и речи. - Тула, 2000. - С. 90

5 ФроммЭ. Психоанализ и этика. - М., 1993. - С. 126.

6 См.: Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 1992. - № 7. - С. 34-44.

6'2011

Пробелы в российском законодательстве

ренский был убежден, «что каждый народ, в лучшем своем, определяется тем, во что верит. И поэтому философия каждого народа, до глубочайшей своей сущности, есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только - как философия православная, как философия веры православной... »7.

Неслучайно федеральный судья из Краснодарского края указывает на то, что в процессе доказывания судья не связан доказательственным материалом, собранным на стадии предварительного расследования. Он «выражает свое внутреннее убеждение в акте правосудия - приговоре»8. Несвязанность судьи с доказательствами, полученными в досудебном производстве, позволяет нам сказать о том, что в судебной практике судья при вынесении приговора руководствуется не только совокупностью доказательств, но и собственной совестью. Причем совесть обычно определяется как «внутренняя оценка человеком как субъектом деятельности и общения нравственной достойности своих поступков и намерений с учетом существующих в обществе норм морали и нравственных идеалов данной личности и обусловленное этой оценкой чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом»9.

Мышление российского народа в целом и мышление должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, вольно и невольно порождено религиозным мышлением. Совесть выступает в качестве краеугольной идеи русской классической философии 0 Известный представитель русской философии В.В. Зеньковский писал: «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остается главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли»11.

Мышление должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, и мышление российского народа соотносятся между собой как часть к целому. Отсюда является вполне убедительным вывод о том, что мышление должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, связано с религиозной стихией. Причем подобная связанность является не достоянием истории, а действенным фактором нынешнего времени. Так, ряд специалистов по мировоззрению сегодняшнего российского народа подчеркивают религиозность сознания россиян, проявляющуюся в обостренном отношении к проблеме совести 2 Таким образом, совесть является тем каналом (проводником) посредством которой оказывается воздействие постулатов религии на формирование субъективных оснований внутреннего убеждения в уголовно-процессуальной сфере.

7 Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой. - М., 1996. - Т. 2. - С. 190-191.

8 Белохортов И.И. Полномочия суда по собиранию, закреплению и проверке доказательств // Общество и право. 2008. № 1. -С. 37.

9 Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. - М., 2000. - С. 179.

10 См.: Москалькова Т.Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. - М., 1999. - С. 8.

11 Зеньковский В.В. История русской философии. - Л., 1991. -Т. 1. - Ч. 1. - С. 12.

12 См., например: Гулыга А. Русская идея и ее творцы. - М.,

1995; Замалеев А.Ф. Курс русской философии. - М., 1995; Нови-

ков А.И. История русской философии. - СПб., 1998; Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

Совесть как компонент субъективных оснований формирования внутреннего убеждения «не есть только совесть, понимаемая в христианских учениях либо в каких-либо иных религиозных учениях. Она представляет собой не что иное, как синтез духовной культуры российского народа (веры)»13, в которой проявляется его характер. Будучи субъективным основанием формирования внутреннего убеждения, совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, является критерием оценки их внутреннего духовного опыта. В изложенном контексте совесть -субъективированная реальность, воплощенная в должностном лице, осуществляющем производство по уголовному делу. Совесть14 - это ещё и собственный импульс, спонтанная реакция должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, на ту ситуацию, в которой они находятся.

Рецензия

Статья Баженова А.И. «Совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, как субъективное основание внутреннего убеждения в российском уголовном судопроизводстве» посвящена осмыслению совести должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Следует обратить внимание, что в статье А.И. Баженова речь идет не просто о совести, а совести как одном из компонентов внутреннего убеждения. Подобный подход автора статьи заслуживает всяческой поддержки, поскольку формальный отказ законодателя от истины в уголовно-процессуальной сфере, дает право на формальную мысль о том, что действующая доктрина уголовного судопроизводства имеет своим назначением ложь. Однако подобная постановка вопроса о лжи в уголовно-процессуальной сфере была бы полной, если бы истина (правда) в уголовно-процессуальной сфере не была проведена потенциалом совести. Разрешению этой проблемы и посвящена статья А.И. Баженова. Насколько ему это удалось сделать судить процессуальной общественности. Вывод: Статья Баженова А.И. «Совесть должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, как субъективное основание внутреннего убеждения в российском уголовном судопроизводстве» рекомендуется к опубликованию.

Главный научный сотрудник Московской академии экономики и права д.ю.н., доцент А.В. Агутин

13 Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовнопроцессуальном доказывании: Монография. - М., 2004. - С. 355.

14 См.: Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовнопроцессуальном доказывании. - С. 356-360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.