Научная статья на тему 'Совершентсвование деятельности нцпи в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях'

Совершентсвование деятельности нцпи в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТУПНОСТЬ / BUDGET / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / E-ACCESSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубрин Владимир Викторович, Павлов Игорь Николаевич

Рассматриваются задачи, которые предстоит решать Научному центру правовой информации при изменении статуса как бюджетной некоммерческой организации. Формулируются новые задачи, обращается внимание на ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности НЦПИ, анализируется текущее состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зубрин Владимир Викторович, Павлов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of NCPI due to changes in legislation on non-commercial organizations

Discusses the challenges that the scientific centre of legal information (SCLI) when you change the status of the budget as a not-for-profit organization. Formulated new objectives, attention is drawn to the accelerated development of science and research, analyses the current state of the SCLI.

Текст научной работы на тему «Совершентсвование деятельности нцпи в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях»

Зубрин Владимир Викторович

кандидат юридических наук E-mail: Vladimir.Zubrin@scli.ru

Павлов Игорь Николаевич

кандидат юридических наук E-mail: Pavlov.Igor@scli.ru

Совершенствование деятельности НЦПИ в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях

Рассматриваются задачи, которые предстоит решать Научному центру правовой информации при изменении статуса как бюджетной некоммерческой организации. Формулируются новые задачи, обращается внимание на ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности НЦПИ, анализируется текущее состояние.

Ключевые слова: бюджет, некоммерческие организации, электронная доступность.

Dr.Vladimir Zubrin

E-mail: zubrin@scli.ru

Dr. Igor Pavlov

E-mail: Pavlov.Igor@scli.ru

Improvement of NCPI due to changes in legislation on non-commercial organizations

Discusses the challenges that the scientific centre of legal information (SCLI) when you change the status of the budget as a not-for-profit organization. Formulated new objectives, attention is drawn to the accelerated development of science and research, analyses the current state of the SCLI.

Keywords: budget, non-profit organizations, e-accessibility.

С момента своего создания 25 июня 1975 года НЦПИ осуществляет автоматизированную обработку правовой информации, обеспечивает деятельность информационных систем Министерства юстиции СССР, а впоследствии Минюста России, в области получения, обработки, систематизации, хранения и предоставления правовой информации, создания, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем по различным направлениям деятельности (далее - АИС) с применением современных информационных технологий.

История разработки правовых информационных систем начинается с 1982 года, когда в НЦПИ введена в действие первая правовая автоматизированная информационно-поисковая система «АИПС-Законодательство».

В ноябре 2011 года Минюстом России утвержден новый устав НЦПИ, которым определен тип бюджетного учреждения, основные цели деятельности, а так же основные и дополнительные виды деятельности.

Особенности правового статуса НЦПИ как некоммерческой организации - бюджетного учреждения предусмотрены ст. 50 ГК РФ и положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях».

НЦПИ как бюджетное учреждение в 2012 году финансируется на основе государственного задания в форме субсидий.

Вместе с этим НЦПИ вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доходы при обязательном соблюдении двух условий:

> такие виды деятельности должны служить достижению целей, для которых создано учреждение,

> они должны быть указаны в его уставе.

На сегодняшний день в НЦПИ осуществляется планомерная работа по сопровождению и развитию информационно-технологической инфраструктуры Минюста России, выполняются все возложенные задачи по основным направлениям деятельности в сфере информатизации и технической поддержки.

Вместе с этим на протяжении последних лет в работе НЦПИ возник ряд проблем, обусловленных недостаточным финансированием осуществления учреждением работ, связанных с научно-исследовательской деятельности НЦПИ по разработке и применению в правовой сфере передовых информационных технологий.

Реализация масштабных задач, которые стоят на современном этапе перед Минюстом России в рамках выполнения государственных и целевых программ, невозможна без применения передовых информационных технологий.

Разветвленная информационная инфраструктура Минюста России включает в себя как вычислительные мощности и локальные сети центрального аппарата, территориальных органов, ведомственную сеть информационного обмена на основе открытой сети Интернет, а также информационные инфраструктуры подведомственных организаций и служб. В зоне ответственности НЦПИ находятся как основные вычислительные мощности Минюста России, сосредоточенные в ЦОД и обеспечивающие функционирование большинства основных информационных ресурсов Минюста России, так и ключевые элементы ведомственной сети информационного обмена территориальных органов и центрального аппарата Минюста России на основе открытой сети Интернет.

Система информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, состоящая из самостоятельных подсистем, должна развиваться по пути логической и технологической связи всех подсистем между собой, с учетом:

> перехода на электронный документооборот между субъектами ведения федеральных регистров и государственных реестров;

> использования при мониторинге правоприменения, в том числе мониторинге состояния законодательства;

> автоматизации процессов ввода информации в федеральные регистры и государственные реестры, включая контроль качества ведения баз данных;

> интеграции с другими государственными информационными системами;

> использования в качестве источника официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации;

> изучения потребностей в доработке существующего или разработке нового программного обеспечения с учетом постоянно возрастающего количества нормативных правовых актов, включаемых в информационные системы;

> необходимости участия в разработке и модернизации информационных систем Минюста России.

В настоящее время в рамках Государственного заказа и за счет бюджетного финансирования НЦПИ осуществляет сопровождение Федерального регистра муниципальных правовых актов (ФР МНПА) и подсистемы «Нормативные акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (ПС НПА ЕСИТО).

НЦПИ обеспечивает и планирует развитие функций по сопровождению АИС «Федеральный реестр адвокатов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» (АИС «Учет адвокатов») и АИС «Федеральный реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» (АИС «Учет нотариальных контор»), с помощью которых ведется реестр адвокатов субъектов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а также реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, реестр лицензий на право нотариальной деятельности.

Для дальнейшего развития каждой информационной системы НЦПИ необходимо проработать и регламентировать все вопросы по сопровождению АИС, планы по сопровождению и развитию АИС, нормы трудозатрат необходимых мероприятий осуществляемых в АИС Минюста России для включения их в Государственный за-

каз и дальнейшего финансирования сопровождения АИС силами и средствами НЦПИ.

Кроме того НЦПИ предполагает возможным использовать существующие АИС по иным направлениям деятельности Минюста России, подведомственных ему служб, иных органов и организаций (как пример, вопросы работы саморегулируемых организаций, организаций, обращающихся за разрешением на включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» и т.п.).

В НЦПИ разработана и действует спра-вочно-правовая система «Эталон плюс», которая включает в себя Федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований, раздел «Государственные и муниципальные закупки».

Данное направление деятельности должно охватить весь объем отечественной правовой базы, правовые акты иных органов и организаций, зарубежных стран и иной справочно-право-вой информации. Планируется придать им статус достоверности государственной информации.

Этот информационный ресурс будет отличаться от иных существующих справочно-правовых систем максимальной полнотой объема, наличием в нем эталонных нормативных правовых актов, оперативностью обновления базы, поддержанием ее в актуализированном состоянии, доступностью, удобством и простотой в использовании, функциями легкого и быстрого поиска информации.

В НЦПИ разработан программный комплекс АРМ «Муниципал», который предназначен для автоматизации процессов ввода, ведения и хранения нормативных правовых актов муниципальных образований, передачи нормативных правовых актов в субъекты Российской Федерации, получения результатов экспертиз от субъектов Российской Федерации. Практика его применения свидетельствует о востребованности данного продукта в регионах. В некоторых субъектах Российской Федерации на законодательном уровне закреплены правила ведения регистра муниципальных нормативных актов с помощью АРМ «Муниципал».

Развитие данного направления деятельности НЦПИ видит в мониторинге потребностей российского юридического сообщества в создании автоматизированных рабочих мест конкретных профессий (АРМ адвоката, нотариуса и т.п.) и направлений деятельности (например,

АРМ по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и т.п.). По результатам такого мониторинга при участии в работе специалистов Минюста России могут быть созданы соответствующие информационно-правовые программы, которые будут применяться не только в системах Минюста России, но и в иных сферах.

НЦПИ участвует в реализации единой научно-технической политики в области информатизации Минюста России.

В этом контексте научная деятельность НЦПИ является одним из основных направлений своего развития и должна включать научные исследования и научно-технические экспертизы по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании АИС в правовой сфере (например, вопросы систематизации законодательства, семантика и формализация нормативных предписаний, стандартизация представления структуры и содержания нормативного акта, социологические обследования, опросы общественного мнения, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, классификаторов, словарей, мониторинга нормативных правовых актов и т. п.).

Научно-исследовательская работа в НЦПИ должна проводиться в специализированных научных подразделениях, в других структурных подразделениях учреждения при обеспечении качественного состава исполнителей, а также во временных творческих коллективах.

Информационные технологии, объективно необходимые и применяемые в настоящее время в НЦПИ, находятся на переднем крае современной науки. Это требует серьезного внимания к развитию науки и научных кадров.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется по заданиям Минюста России и его учреждений, а также на основе собственной инициативы ее сотрудников. Она проводится в соответствии с направлениями деятельности Минюста России и его учреждений в области информатизации. Эта деятельность может реализовываться как на договорной основе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет средств, привлекаемых по договорам с физическими и юридическими лицами, с зарубежными партнерами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Научные исследования,

проводимые по заданию учредителя НЦПИ, являются приоритетными.

Силами своих ученых НЦПИ будет заниматься следующими научными исследованиями:

> разработкой правовых классификаторов, терминологических и иных словарей и справочников;

> созданием новых информационно-правовых систем;

> применением информационных технологий для решения задач законотворческой деятельности, систематизации законодательства, правовой экспертизы и мониторинга нормативных правовых актов;

> разработкой и модернизацией программных и программно-аппаратных комплексов и информационных систем в области правовой информации и информатизации Минюста России;

> разработкой отраслевых стандартов по приемке, вводу и порядку эксплуатации информационных систем Минюста России.

Другим важнейшим направлением научной деятельности НЦПИ выступает подготовка научных кадров высшей квалификации в рамках институтов соискательства, аспирантуры и научных сотрудников. Подготовка актуальных оригинальных монографий с защитой их в собственном диссертационном совете НЦПИ - важная цель в системе апробации научных исследований.

В рамках соглашения о сотрудничестве с Российской правовой академии (далее - РПА) Минюста России НЦПИ осуществляет разработку и внедрение курсов по дистанционному обучению государственных служащих, планируется развитие научной деятельности на кафедрах РПА Минюста России по теоретическим и практическим темам развития правовых систем.

НЦПИ выпускает научные журналы: «Правовая информатика» и «Мониторинг правоприменения» с привлечением кадров РПА Минюста России и Государственного экономического университета им Г.В.Плеханова, в которых размещаются статьи по актуальным проблемам юриспруденции, информатизации и правоприменения, подготовленные как сотрудниками НЦПИ и РПА Минюста России, так и другими учеными.

С 2009 года в НЦПИ проводится ежегодная всероссийская научно-практическая конференция по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестром. Итогом

ее дальнейшего успешного развития будет являться повышение статуса до международной, начиная с 2012 года.

Анализ уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих показывает, что, будучи высококвалифицированными специалистами в своей предметной области, большинство из них поверхностно знакомы с возможностями современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающими существенное повышение эффективности стоящих перед ними профессиональных задач.

Ключевым фактором, оказывающим определяющее влияние на успешность решения поставленных задач, является профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих в области использования современных информационно-коммуникационных технологий.

В этих условиях является актуальным развитие направления деятельности НЦПИ по повышению квалификации, подготовке к аттестации и сертификации названных категорий служащих, а также других специалистов, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии.

Тематика издаваемой НЦПИ печатной продукции ориентирована на освещение направлений деятельности Минюста России и его подведомственных служб. Приоритетная задача в издательской деятельности состоит в освещении вопросов правового просвещения населения и пропаганду модели правомерного поведения (Мониторинг правоприменения, Правовая информатика, Ветераны юстиции, Сборники справочной информации Минюста России).

Задача НЦПИ - построение системы правовой информации на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов единой правовой системы.

Построение модели должно происходить в соответствии с запросами физических и юридических лиц, поступающими в НЦПИ по следующим направлениям:

> предоставление информации о правилах оказания государственных услуг;

> предоставление информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи;

> предоставление информации о компетенции и порядке деятельности Минюста России и его подведомственных служб;

> участие в разработке концепции и создании единого информационного портала в сети Интернет, агрегирующего информацию существующих сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, по тематике правового просвещения населения, предоставляющего подробную информацию о формах и возможностях получения квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, представляющей в режиме онлайн услуги по консультированию по актуальным вопросам защиты и реализации прав граждан, а также обеспечение его функционирования;

> сопровождение федеральной интерактивной Интернет-карты, отображающей участников бесплатной юридической помощи.

Одним из главных условий реализации поставленных перед НЦПИ задач будет являться внесение изменений в Устав и Государственное задание НЦПИ, касающиеся сопровождения информационных систем Минюста России, научно-исследовательской деятельности НЦПИ и обучения.

Немаловажным условием является исследование реального состояния материально-технической базы и определение потребности в программном и техническом оснащении НЦПИ, подразделений Минюста России и его территориальных органов. Данные мероприятия необходимо провести до конца 2013 года.

Данное исследование позволит правильно расставить приоритеты, определить силы и средства, необходимые при проведении конкретных работ, установить точные сроки их исполнения.

Цель кадровой политики НЦПИ - создание коллектива, путем развития системы эффективного подбора и управления кадрами, в котором каждый работник способен на высоком профессиональном уровне решать задачи.

Реализация поставленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава работников НЦПИ, развитие кадровых ресурсов в соответствии с возникающими тактическими и стратегическими задачами в деятельности НЦПИ.

Достижение поставленных целей потребует увеличения финансирования, прежде всего, бюджетного, которое обусловлено:

> принятиями изменений в Устав НЦПИ;

> реорганизацией деятельности самого НЦПИ (увеличение штатов, изменение структуры штатного расписания с приоритетом ставок высокооплачиваемых научных и инженерных работников, проведение научных и опытно-конструкторских работ и т. п.);

> затратами, связанными с непосредственными работами по сопровождению элементов системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Вместе с тем, поскольку основная цель предполагаемых мероприятий направлена на обеспечение интересов Минюста России в сфере правовой информатизации, то часть работ может проводиться в рамках выполнения соответствующих федеральных целевых программ, участником которых Минюст России уже является, либо будет являться в будущем, либо через реализацию ведомственной целевой программы по развитию системы правовой информатизации.

Кроме того, результатом исполнения НЦПИ намеченных мер станут передовые решения в сфере правовой информатизации. Предполагается, что такого рода программные продукты будут востребованы не только в системе Минюста России, но и другими министерствами и ведомствами, иными органами и организациями.

Реализация на рынке конкурентоспособных товаров (услуг) будет способствовать увеличению внебюджетных средств НЦПИ, которые также будут направлены на решение указанных задач.

Таким образом, в НЦПИ будут созданы условия бесперебойного функционирования всех информационных систем и программно-аппаратных комплексов Минюста России и его территориальных органов в рамках формирования электронного правительства и позволит Минюсту России использовать в своей работе самые передовые информационные технологии, что значительно повысит эффективность, качество и оперативность его деятельности; будет способствовать развитию НЦПИ как передовой научной организации, способной решать сложнейшие задачи в сфере правовой информатизации; создаст условия для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией всех заинтересованных на самых разных уровнях - от государственных органов до каждого гражданина, в целом будет способствовать повышению правовой культуры в обществе, становлению правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.