10. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 89, No. 7, pp. 126-129.
11. Soshkin, P.A. (2012), “Factor defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 86-89.
12. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2012.
УДК 378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ДПС МВД РОССИИ
Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Виктор Викторович Коломиец, психолог,
Отдельный батальон Дорожно-патрульной службы Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Главного Управления Министерства Внутренних Дел (ДПС ГИБДД ГУ МВД) России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Аннотация
Рассмотрено влияние индивидуального опыта занятий физической культурой сотрудников ДПС МВД России до поступления на службу, на совершенствование их профессионально важных физических качеств в процессе применения специализированной программы. Определено влияние предшествующего опыта занятиями физической культурой, на отношение к здоровому образу жизни, усвоения программы по специализированной физической подготовке сотрудников ДПС МВД России. Предложен мониторинг профессиональной физической подготовки, направленный на качественно новый уровень, выражающийся в переходе на самоподготовку и самосовершенствование, применение индивидуального подхода в физической подготовке, помощи в освоении физическими качествами и умениями для сотрудников имеющих недостаточный уровень физической подготовки.
Ключевые слова: индивидуальный опыт, профессионально важные физические качества, индивидуализация профессиональной физической подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p130-134 PERFECTION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY TRAFFIC POLICE
Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Victor Viktorovich Kolomiyets, the psychologist,
Separate battalion of Traffic police of State Inspection for Road Traffic Safety of Head Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia across St. Petersburg and the Leningrad region
Annotation
Influence of individual experience of occupations by physical culture of staff of traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia before entry on duty, on improvement of their professionally important physical qualities in the course of application of the specialized program has been considered.
Influence of the previous experience in physical culture, on the relation to a healthy lifestyle, program assimilation covering the specialized physical preparation of staff of traffic police of the Ministry of Internal Affairs of Russia has been determined. Monitoring of vocational physical training directed at qualitatively new level which is expressed in transition to self-preparation and self-improvement, application of an individual approach in physical preparation, the help in development of physical qualities and abilities for the employees having insufficient level of physical preparation has been offered.
Keywords: individual experience, professionally important physical qualities, individualization of professional fitness.
Как показали результаты исследований, индивидуализация в тренировочном процессе может осуществляться на различных его стадиях. Существует ряд мнений относительно наиболее эффективного использования индивидуализации. Так, например, Е.А. Грозин и В. А. Каргаполов считают, что:
- использование индивидуализации является наиболее оптимальным на стадии совершенствования двигательных навыков в тренировочном процессе;
- эффективность применения индивидуализации выше, когда уже достигнут определенный уровень двигательного арсенала;
- требования к применению индивидуализации возрастают по мере роста спортивных результатов [1].
Выделяют несколько основных направлений в решении проблемы индивидуализации; индивидуальный подход в процессе отбора и спортивной ориентации; индивидуализация средств и методов тренировки; индивидуализация тренировочной нагрузки [2,3].
Различными учеными выделяются и разные индивидуальные особенности, требующие их учета при организации физкультурно-спортивной подготовки будущих специалистов.
На основании анализа существующих концепций физического образования и воспитания молодежи в процессе профессиональной физической подготовки сотрудников ДПС мы учитывали следующие их индивидуальные особенности: особенности физического развития, физическую подготовленность, психические особенности, особенности перенесения тренировочной нагрузки.
Большое значение, по нашему мнению, имеет и система поэтапного контроля, которая позволит индивидуально для каждого сотрудника ДПС определить стратегию процесса подготовки и оценить ее результативность.
Таким образом, программа по физической подготовке направленная на совершенствование профессиональной физической подготовленности сотрудников ДПС МВД России была построена нами с учетом различного уровня обученности и тренированности занимающихся; индивидуально-типологических личностных особенностей реагирования на внешние условия, физическую нагрузку, общение с преподавателями и сотрудниками; наличия предпочитаемого стиля деятельности.
Организация занятий на основе моделирования ситуаций в контексте профессиональной деятельности.
При моделировании ситуаций в контексте профессиональной деятельности с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Усвоение абстрактных знаний как знаковых систем должно накладываться на основу этой деятельности. Целостное содержание профессионального труда в данном случае представляется как система профессиональных проблем, задач и функций и выражается в системе проблем, задач и ситуаций, максимально приближающихся к профессиональным. [2, 3].
Нами учитывалось, что служебно-боевая деятельность, т.е. деятельность сотрудника полиции в экстремальных ситуациях, отличается многообразием ситуаций. Поэтому подготовка к данной деятельности осуществлялась по следующим направлениям; физи-
ческому, техническому, тактическому, психологическому, морально-волевому и интеллектуальному.
Нами были применены имитационная и социальная обучающие модели. Имитационная обучающая модель способствовала выходу сотрудников за рамки овладения собственно текстовой информацией путем соотнесения этой информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности и личностному включению сотрудников ДПС в осваиваемую предметную область деятельности.
В этом случае единицей работы оказывалось предметное действие, целью которого является не только усвоение содержащейся полезной информации, но и достижение на ее основе практически полезного эффекта.
В социальной обучающей модели задания получали динамическую развертку в совместных, коллективных формах работы участников процесса (два и более). В этом случае происходило формирование не только предметной, но и социальной компетентности путем вхождения в интерактивные группы, представляющие собой социальные модели будущей профессиональной деятельности [4]. Контекстный подход позволил нам достичь более высокого уровня обучения сотрудников ДПС боевым приемам борьбы и их подготовленности в служебно-прикладном единоборстве.
Для определения отношения к физической культуре спорту и здоровому образу жизни, была использована анкета, состоящая из 23 вопросов, которые были сгруппированы в следующие блоки:
ОПЫТ - наличие и содержание опыта занятий по физической подготовке;
ЗДОРОВЬЕ - физическая подготовка, как средство укрепления здоровья;
ДОСУГ - физическая подготовка, как средство организации своего досуга;
ПРОФЕССИЯ - физическая подготовка, как средство формирования профессиональных качеств.
Всего был опрошен 251 сотрудник ДПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области Министерства внутренних дел России.
Несмотря на то, что в исследуемом нами возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность и общий высокий уровень функциональной активности, у сотрудников наблюдаются снижение уровня развития двигательных функций, слабые приспособительные реакции на физическую нагрузку, снижение работоспособности. Так, анализ литературы [4,5,6] и обследование сотрудников ДПС показало, что соотношение динамического и статического компонентов их деятельности составляет в период академических занятий 1:3, а в неслужебное время - 1:7. Среднесуточная двигательная активность составляет 60%-70% от необходимого уровня. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной работы сотрудников ДПС по физическому самосовершенствованию.
Результаты исследования уровня самосовершенствования сотрудников ДПС, полученные до и после формирующего эксперимента, показывают значительный прирост показателей (таблица 1).
Также проводилось систематическое проведение контроля уровня профессиональной физической подготовки сотрудников ДПС МВД России.
Главными задачами мониторинга являлись:
- отслеживание и фиксация результатов формирующей деятельности по развитию необходимых профессионально важных физических качеств ДПС.
- оказание педагогической помощи сотрудникам, имеющим недостаточный уровень физической подготовленности,
- создание условий для перехода физической подготовки сотрудников в самоподготовку и самосовершенствование.
Таблица 1
Уровень готовности сотрудников ДПС к самосовершенствованию в %% ____________(до и после формирующего этапа эксперимента)_________________
Показатели самосовершенствования До После
высокий средний низкий высокий средний низкий
Самопознание физического совершенствования 12 14 74 57 33 10
Навыки работы над собой 12 21 67 71 27 2
Реализация поставленной цели 2 9 89 19 71 10
Самоконтроль работы над собой 2 8 87 49 41 10
Результаты физического совершенствования и самосовершенствования 21 22 57 54 34 12
Установка на постоянное самовоспитание ПВФК 2 9 89 25 54 21
Коррекция самосовершенствования с учетом результатов работы над собой 2 7 91 18 67 15
ВЫВОДЫ
1. Совершенствование профессиональной физической подготовки в подразделениях ДПС МВД России необходимо строить по четырем основным направлениям:
- специфичности ПВФК и длительности их развития,
- степени самоорганизации сотрудников и их отношению к здоровому образу жизни;
- включение содержания физической подготовки направленной на развитие специальных заданий и упражнений; применение технологий формирования комплексных профессиональных умений и мотивов самосовершенствования;
- оценивание уровня развития профессионально важных физических качеств.
2. Совершенствованию профессионально важных физических качеств способствуют следующие педагогические условия:
- обеспечение систематичности занятий по физической подготовке с системой выполнения контрольных зачетов, для достижения максимально возможного эффекта развития профессионально важных физических качеств;
- учет индивидуальных особенностей развития сотрудников ДПС в организации профессиональной физической подготовки; организация занятий на основе моделирования ситуаций в контексте профессиональной деятельности; повышение престижа здорового образа жизни и физического самосовершенствования в профессиональной среде сотрудников ДПС МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виленский, М.Я. Личность студента в гуманитарном, образовательноразвивающем пространстве физической культуры / М.Я. Виленский // Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры : тезисы научнопрактической конференции. - М. : Просвещение, 2003. - С. 11-16.
2. Шленков, А.А. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России : дис. ... д-ра психол. наук / Шленков А.А. - СПб., 2011. -393 с.
3. Вавилкин, В.Н. Педагогическая модель воспитания адаптационного потенциала у сотрудников противопожарной службы МЧС России : дис. ... канд. пед. наук / Ва-вилкин В.Н. - СПб., 2011. - 120 с.
4. Рукавишников, Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений
МВД РФ : дис. ... канд. пед. наук / Рукавишников Д. А. - Чебоксары, 2006. - 196 с.
5. Горбатов, В.В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : дис. . канд. пед. наук / Горбатов В .В. - СПб., 2006. - 140 с.
6. Физическая подготовка : учебник / В.А. Кудин, В.А. Торопов, А.И. Ушенин, М.Л. Куликов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. университета МВД России, 2010. - 312 с.
REFERENCES
1. Vilensky, M. I. (2003),”The identity of the student in humanitarian, educational developing space of physical culture", Identity of the student in educational developing space of physical culture: theses of scientific and practical conference, publishing house “Education”, Moscow, pp. 11-16.
2. Schlenkov, A. A. (2011), Psychological support for the training of Ministry for Emergency Situations of Russia: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Vavilkin, V.N. (2011), Pedagogical model of education adaptive capacity among the staff Fire Rescue Service of Russia: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Rukavishnikov, D.A. (2006), Pedagogical conditions improve professionally applied physical training of cadets of educational institutions of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs: dissertation, Cheboksary, Russian Federation.
5. Gorbatov, V.V. (2006), Formation ofphysical fitness of students in universities Ministry of Interior mastering fighting methods of struggle: dissertation, St. -Petersburg, Russian Federation.
6. Kudinov V.A., Toropov V.A., Ushenin A.I. and Kulikov M.L. (2010), Physical fitness: textbook, publishing house of St. Petersburg University, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2012.
УДК 378
ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ К НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Викторовна Прохорова, аспирант,
Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского,
Одесса, Украина
Аннотация
Магистр педагогического вуза является одним из звеньев формирования образовательной системы. От его творчества и компетентности в инновационной научной деятельности зависит эффективность преподавания в будущем. В связи с этим важным условием является наличие у магистров готовности к осуществлению научно-исследовательской деятельности. В статье рассматривается диагностика уровней компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности. Определены три уровня компетентности магистров к научно-исследовательской работе в будущей профессиональной деятельности, а именно достаточный, умеренный, начальный. Впервые дано определение компетентности и выявлены структурные компоненты мотивационно-ценностный, аналитико-деятельностный и организационно-творческий. Проведён констатирующий эксперимент, который указал на недостаточную подготовку магистров к проведению научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: компетентность магистров, научно-исследовательская деятельность, достаточный, умеренный, начальный уровни.