Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ - ГРАЖДАНАМ РОССИИ»
В.Н. Лисица
(старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, доцент кафедры правоведения Новосибирского государственного университета,
кандидат юридических наук, доцент)
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье
- гражданам России», направленный на формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России, является в плане реализации одним из наиболее сложных. Наличие в настоящее время объективных причин возможно не только не позволит увеличить объемы жилищного строительства в субъектах Федерации, но и приведет к его существенному снижению и, как следствие, росту цен на жилые помещения.
Среди основных факторов, сдерживающих строительство жилья, выделяют отсутствие необходимой правовой базы, ограничение конкуренции на рынке строительства жилья, сложности финансирования, бюрократические барьеры, отставание промышленности строительных материалов, высокие тарифы естественных монополий и др. Однако во многом все они зависят от работы органов местного самоуправления. Почему?
На практике жилищное строительство осуществляется по большей части в поселениях (сельских и городских, в том числе городских округах) на участках, находящихся в муниципальной собственности. При этом в соответствии с недавно принятыми поправками в Земельный кодекс Российской Федерации1 участки для жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, должны предоставляться в собствен-
ность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на торгах на основании документации по планировке территории, разработанной согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поселения. Это означает, что органам местного самоуправления следует подготовить проект границ участка, установить его границы на местности и разрешенное использование, провести государственный кадастровый учет земельного участка, разработать документацию по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков), но самое главное - определить технические условия подключения объектов к сетям инженернотехнического обеспечения, платы за подключение и провести работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Все это в действительности создает ясные, прозрачные правила взаимоотношения между органами местного самоуправления и застройщиками, которые позволяют снизить существенным образом коррупционные проявления в жилищном строительстве и уменьшить тем самым его себестоимость. Однако к этой работе органы местного самоуправления (особенно вновь образованных поселений в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Юридическая наука и правоохранительная практика Российской Федерации»1) в настоящее время явно не готовы. Почему?
Во-первых, отсутствуют в большинстве поселений правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Земельным и Градостроительным2 кодексами Российской Федерации, а существующие генеральные планы поселений, как правило, были приняты в советский период и не отвечают реалиям настоящего времени. О важности правил землепользования и застройки свидетельствует положение, согласно которому в силу Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федера-ции»3 с 1 января 2010 г. при их отсутствии предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, по общему правилу не будет осуществляться.
Во-вторых, в местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для обеспечения земельных участков инженерными сетями и необходимой транспортной инфраструктурой, а также для подготовки документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков и иных вышеуказанных мероприятий.
В-третьих, ввиду недостаточности времени не подготовлены и сами органы местного самоуправления во вновь образованных поселениях. Осталось чуть больше года до момента вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полном объеме.
Поскольку площади подготовленных и предоставляемых на торгах земельных участков для жилищного строительства будут уменьшены в разы, значительно сократятся и объемы вводимого жилья в ближайшие годы. Как следствие, ввиду сокращения предложения на рынке произойдет рост цен на жилье, и успешная реализация приоритетного национального
1 СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
2 СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 16.
3 СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4148.
проекта «Доступное и комфортное жилье
- гражданам России» будет поставлена под угрозу.
Однако дело не только в работе органов местного самоуправления. Существуют проблемы правового характера, которые должны быть решены в ближайшее время и на федеральном уровне. Сформулируем некоторые из них.
1. До сих пор не проведено в полном объеме разграничение государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»4. Более того, с 1 июля 2006 г. он утратил силу. Вместо него были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с ними распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по общему правилу органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Исключение составляют поселения, являющиеся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, а также субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В первом случае распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а во втором случае - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Что в итоге получается? Правила
18
землепользования и застройки поселений, которые призваны определить виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и другие вопросы землепользования и застройки, в силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждаются органами местного самоуправления поселения, а распоряжение земельными участками - органами местного самоуправления муниципального района. Хотя логично предположить, что все это должны осуществлять органы местного самоуправления одного муниципального образования - поселения.
2. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»1 обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам проектирования и строительства, устанавливаются техническими регламентами, которые по общему правилу принимаются федеральными законами или постановлениями Правительства Российской Федерации (статья 9). Особый порядок разработки и принятия технических регламентов предусмотрен в статье 10 указанного Федерального закона и касается случаев, когда:
1) в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте. В этом случае Президент Российской Федерации вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения;
2) технический регламент утверждается международным договором (в том числе договором с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Срок принятия технических регламентов составляет семь лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», т.е. с 30 мая 2003 г. Прошло более половины срока. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 утвержден только специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»2.
При этом важность соблюдения срока разработки и утверждения технических регламентов заключается в том, что в силу пункта 7 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.
3. На практике распространены случаи, когда застройщик нарушает сроки строительства более чем на 1 год, когда не в состоянии вообще завершить строительство и передать объект долевого строительства (жилое или нежилое помещение) участнику долевого строительства, и при этом применение таких мер защиты и ответственности, как расторжение договора
Юридическая наука и правоохранительная практика участия в долевом строительстве и возмещение убытков становятся неэффективными (прежде всего при наличии признаков банкротства у застройщика). Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»1 не содержит каких-либо положений на этот счет.
С нашей точки зрения, статью 6 указанного Федерального закона необходимо дополнить положением о порядке перевода земельного участка (или права на земельный участок) и объекта незавершенного строительства в судебном порядке в общедолевую собственность участников долевого строительства и застройщика с передачей функции застройщика создаваемому ими товариществу собственников жилья, жилищному строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. Формулировка новой части 4 может быть следующая:
«4. В случае, если строительство (создание) многоквартирного дома не может быть завершено, а также в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства более чем на один год, земельный участок или право на него и объект незавершенного строительства может быть передан по решению суда в общую долевую собственность участников долевого строительства. По решению участников долевого строительства, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов этих участников, функции застройщика могут быть переданы создаваемому участниками долевого строительства товариществу собственников жилья, жилищно-строительному кооперативу или иной организации. Количество голосов, которым обладает каждый участник долевого строительства, пропорционально его доле в праве общей собственности на об-
1 СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 40.
2 (3) 2007
щее имущество в доме (объекте долевого строительства)».
Кроме того, стимулировать застройщиков к сдаче объектов долевого строительства в установленный срок может увеличенные размер арендной платы за земельный участок и ставки земельного налога при превышении нормативных сроков строительства.
4. В соответствии с подпунктом
4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации2 не признается реализацией товаров, работ или услуг, а значит, не подлежит налогообложению НДС передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Основным федеральным законом, определяющим, носит ли передача имущества инвестиционный характер или нет, является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»3. В статье 1 он определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Однако в силу статьи 2 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» его действие распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капиталь-
2 СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3 СЗ РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096.
20
ных вложений. Поскольку капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (основные средства), к которому нельзя отнести объект долевого строительства (жилое или нежилое помещение), к отношению по участию в долевом строительстве указанный Федеральный закон не должен применяться.
Другое определение дано в статье 1 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»1, который признан утратившим силу только в части норм, противоречащих Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Соответственно, данный Закон РСФСР следует применять к отношениям по участию в долевом строительстве.
Указанный Закон РСФСР определяет инвестиции как денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Таким образом, получение прибыли (дохода) является квалифицирующим признаком при определении инвестиционной деятельности.
Поскольку передача объекта долевого строительства застройщиком участнику долевого строительства не предполагает получение прибыли (дохода) после его передачи, она не носит инвестиционного характера, и ее следует рассматривать как реализацию. Следовательно, она подлежит налогообложению НДС. Во избежание этого представляется необходимым внести дополнение в подпункт 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации в части непризнания реализацией товаров, работ и услуг передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства.
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР
и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1005.
5. В соответствии с пунктом 61 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»2 с 1 июля 2008 г. прекращается лицензирование проектирования и строительства зданий и сооружений. Намерение законодателя устранить административные барьеры в предпринимательской сфере является правильным. Вместо государства контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации должны взять на себя саморегулируемые организации. Что это за организации?
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении во втором чтении находится проект Федерального закона № 348631-3 «О саморегулиру-емых организациях». Согласно законопроекту саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, под которым понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, или негосударственными пенсионными фондами, содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов.
Саморегулируемые организации должны быть основаны на членстве, должны объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединять субъектов профессиональной деятельности одного вида, или объединять негосударственные пенсионные фонды.
Однако федеральный закон о само-регулируемых организациях так и не принят. Более того, отмена лицензирования при отсутствии технических регламентов может привести к причинению ущерба
Юридическая наука и правоохранительная практика правам и законным интересам граждан, их здоровью.
Следовательно, целесообразно на федеральном уровне рассмотреть вопрос об ускорении принятия федерального закона о саморегулируемых организациях либо о переносе срока отмены лицензирования проектирования и строительства зданий и сооружений, а также инженерных изысканий для строительства до принятия в установленном порядке технических регламентов в области проектирования и строительства.
6. Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения1, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83, не содержат положения о компенсации застройщикам стоимости сетей инженерно-технического обеспечения, построенных за их счет и передаваемых на баланс эксплуатирующим организациям.
В настоящее время земельные участки для жилищного строительства предоставляются на аукционе без предварительного согласования мест размещения объектов. Это означает, что органы местного самоуправления самостоятельно проводят работы по формированию земельного участка, в том числе по определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом по окончании строительства и подключении жилых домов к системе коммунальной инфраструктуры застройщики вносят плату за подключение на основании публичного договора, заключаемого с организацией коммунального комплекса (статья 12 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального ком-плекса»2). Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства Рос-
1 СЗ РФ. - 2006. - № 8. - Ст. 920.
2 СЗ РФ. - 2005. - № 1. - Ст. 36.
сийской Федерации от 13 февраля 2006 г № 83.
Однако что делать застройщикам, которые получили земельные участки для жилищного строительства и разрешение на строительство до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и самостоятельно осуществляли финансирование работ по строительству сетей инженерно-технического обеспечения?
Так, в г. Новосибирске застройщики зачастую заключали с муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» договоры долевого участия в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации в соответствии с Порядком долевого участия заказчика и (или) абонента в финансировании развития систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска, утвержденным Постановлением мэрии г. Новосибирска от 27 декабря 2002 г № 2886. В итоге получается, что застройщики уплачивают двойную цену за подключение. Вряд ли можно надеяться, что муниципальные образования и подведомственные им муниципальные унитарные предприятия всегда будут готовы вернуть застройщикам потраченные им денежные средства. Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83, дополнить положением об обязательности компенсации застройщикам стоимости сетей инженерно-технического обеспечения, построенных за их счет и передаваемых на баланс эксплуатирующим организациям.
7. В настоящее время продолжают существовать противоречия и пробелы в законодательстве в части реквизиции земельных участков и индивидуальных жилых домов у граждан с целью застройки их многоэтажными домами или объектами инфраструктуры социально-культурного назначения.
22
На первый взгляд, данные гражданские правоотношения полностью урегулированы Гражданским1 и Земельным кодексами Российской Федерации. Так, статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает возможность изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации). Соответствующие правила о выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд и об отчуждении недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится, предусмотрены в статьях 239, 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако все эти положения, как показывает практика, являются общими и не содержат необходимых деталей осуществления права государства на принудительное изъятие имущества в публичных целях. Вряд ли оправданно все отдавать на откуп суду. Последний и сам нуждается в четких правилах по разрешению споров между собственниками и государством. Так, с нашей точки зрения, необходимо:
- разрешить противоречие между положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 279)
и Земельного кодекса Российской Федерации (статья 11) в части установления органа, уполномоченного принимать решение об изъятии земельного участка и иного недвижимого имущества для муниципальных нужд;
- установить процедуру реквизиции земельных участков и индивидуальных жилых домов у граждан с целью застройки их многоэтажными домами или объектами инфраструктуры социально-культурного назначения;
- предусмотреть возможность предоставления собственникам индивидуальных жилых домов и земельных участков иного благоустроенного жилого помещения вместо выплаты рыночной стоимости данных индивидуальных жилых домов и земельных участков, подлежащих сносу (изъятию).
8. Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает принятие целого ряда подзаконных актов, прежде всего постановлений Правительства Российской Федерации, которые необходимы для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В частности, Правительством Российской Федерации утверждается:
1) порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, состав и порядок работы согласительной комиссии (часть 12 статьи 16);
2) порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии (часть 3 статьи 18);
3) порядок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, размер платы за проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и порядок ее взимания (часть 8 статьи 29);
4) форма градостроительного плана земельного участка (часть 5 статьи 44);
5) виды инженерных изысканий,
Юридическая наука и правоохранительная практика порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (часть 6 статьи 47);
6) порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 10 статьи 48);
7) порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания (часть 11 статьи 49);
8) порядок осуществления негосударственной экспертизы проектной документации аккредитованными организациями (часть 3 статьи 50);
9) форма разрешения на строительство (часть 16 статьи 51);
10) порядок осуществления государственного строительного надзора, критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам (часть 8 статьи 54);
11) форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 12 статьи 55);
12) порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, требования к технологиям и программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (часть 5 статьи 57);
13) максимальный размер платы за предоставление сведений информационных систем обеспечения градостроитель-
ной деятельности и порядок взимания такой платы (часть 7 статьи 57).
Однако в настоящее время принята только часть из них. Это постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»1, от 29 декабря 2005 г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка»2, от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»3, от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»4, от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»5, от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
9. В соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1 СЗ РФ. - 2005. - № 48. - Ст. 5047.
2 СЗ РФ. - 2006. - № 2. - Ст. 205.
3 СЗ РФ. - 2006. - № 4. - Ст. 392.
4 СЗ РФ. - 2006. - № 7. - Ст. 774.
5 СЗ РФ. - 2006. - № 8. - Ст. 920.
Данное положение изначально толковалось так: если проектная документация объектов не подлежит государственной экспертизе (например, объектов индивидуального жилищного строительства), то и в отношении их не должен осуществляться государственный строительный надзор.
Однако согласно пункту 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
2) при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо
проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Часть слов - «проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией» - оказалась просто пропущенной. Соответственно, возникает совершенно иной смысл, а именно: государственный строительный надзор должен осуществляться всегда при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, включая объекты индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, успешная реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» не возможна без совершенствования действующего законодательства в различных сферах регулирования. Как следствие, правотворческая деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления должна быть продолжена.