Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЛЕСНОГО СЕКТОРА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЛЕСНОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛЕСНОЙ КОДЕКС / ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чибидин А.С., Игнатенко Д.И., Донин А.Я.

Актуальность исследования юридической техники, понятийного аппарата в области лесных отношений обусловлена возрастающим вниманием со стороны гражданского общества, органов власти к проблемам леса, в том числе на законодательном, правовом поле. В связи с множеством новшеств по направлению цифровизации лесного сектора требуется анализ юридической техники в области лесного законодательства, лесных отношений, так как некоторые термины и определения остаются прежними, но в реальности суть изменяется, что, безусловно, может стать почвой для конфликта. Форма и содержание должны соответствовать друг другу. Входить в новую эпоху цифровизации, не имея единого представления о понятийном аппарате, нереально. При цифировзиации лесного сектора требуется точнейшее определение терминов. В рамках статьи рассмотрены базовые документы Российской Федерации в сфере лесного стратегического планирования, лесной политики, нормативно-правовые акты, отраслевые стандарты в области лесных отношений. Обозначены и охарактеризованы ключевые термины, используемые в лесном секторе, в лесном законодательстве, учебной и научной литературе. Проанализированы базовые отраслевые определения на соответствие формы и содержания. Учитывая цифровизацию лесного сектора, сформированы рекомендации по совершенствованию юридической техники в области лесных отношений, понятийного аппарата в сфере лесной политики, лесного стратегического планирования, лесного законодательства, отраслевых стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGAL TECHNOLOGY, CONCEPTUAL APPARATUS IN THE FIELD OF FOREST RELATIONS, THE FOREST SECTOR

The relevance of the study of legal technology in the digitalization of the forest sector is due to the increasing close attention from civil society, authorities to forest problems, including in the legislative, legal field. Due to the many innovations in the direction of digitalization of the forest sector, an analysis of legal techniques in the field of forest legislation and forest relations is required, since some terms and definitions remain the same, but in reality the essence changes, which can certainly become the ground for conflict. The form and content must match each other. It is unrealistic to enter a new era of digitalization without having a single idea of the conceptual apparatus. When digitizing the forest sector, the most precise definition of terms is required. The article defines and describes the basic documents of the Russian Federation in the field of forest strategic planning, forest policy, regulatory legal acts, industry standards in the field of forest relations. The key terms used in the forest sector, in forest legislation, educational and scientific literature are identified and characterized. The basic industry definitions are analyzed for conformity of form and content. Taking into account the digitalization of the forest sector, recommendations have been formed to improve legal technology in the field of forest relations, to improve the conceptual apparatus in the field of forest policy, forest strategic planning, forest legislation, industry standards.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЛЕСНОГО СЕКТОРА»

Статья / Article

УДК / UDC 349.6; 630

DOI: 10.35231/18136230_2022_2_34

Совершенствование юридической техники, понятийного аппарата в области лесных отношений, лесного сектора

А. С. Чибидин1,3, Д. И. Игнатенко2,3, А. Я. Донин1

1 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

3Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики Санкт-Петербург, Российская Федерация

Актуальность исследования юридической техники, понятийного аппарата в области лесных отношений обусловлена возрастающим вниманием со стороны гражданского общества, органов власти к проблемам леса, в том числе на законодательном, правовом поле. В связи с множеством новшеств по направлению цифровизации лесного сектора требуется анализ юридической техники в области лесного законодательства, лесных отношений, так как некоторые термины и определения остаются прежними, но в реальности суть изменяется, что, безусловно, может стать почвой для конфликта. Форма и содержание должны соответствовать друг другу.

Входить в новую эпоху цифровизации, не имея единого представления о понятийном аппарате, нереально. При цифировзиации лесного сектора требуется точнейшее определение терминов.

В рамках статьи рассмотрены базовые документы Российской Федерации в сфере лесного стратегического планирования, лесной политики, нормативно-правовые акты, отраслевые стандарты в области лесных отношений. Обозначены и охарактеризованы ключевые термины, используемые в лесном секторе, в лесном законодательстве, учебной и научной литературе. Проанализированы базовые отраслевые определения на соответствие формы и содержания. Учитывая цифровизацию лесного сектора, сформированы рекомендации по совершенствованию юридической техники в области лесных отношений, понятийного аппарата в сфере лесной политики, лесного стратегического планирования, лесного законодательства, отраслевых стандартов.

Ключевые слова: лесное законодательство, лесной кодекс, лесная политика, лесной сектор, лесное хозяйство.

© Чибидин А. С., Игнатенко Д. И., Донин А. Я., 2022

34

Для цитирования: Чибидин А.С., Игнатенко Д.И., Донин А.Я. Совершенствование юридической техники, понятийного аппарата в области лесных отношений, лесного сектора // Ленинградский юридический журнал. - 2022. - № 2 (68). - С. 34-48. DOI 10.35231/18136230_2022_2_34

Improvement of legal technology, conceptual apparatus in the field of forest relations, the forest sector

Alexander S. Chibidin1,3f Dmitry I. Ignatenko2,3, Alexander Ya. Donin1

1Saint Petersburg State Forest Technical University Saint Petersburg, Russian Federation

2Pushkin Leningrad State University Saint Petersburg, Russian Federation

3Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics Saint Petersburg, Russian Federation

The relevance of the study of legal technology in the digitalization of the forest sector is due to the increasing close attention from civil society, authorities to forest problems, including in the legislative, legal field. Due to the many innovations in the direction of digitalization of the forest sector, an analysis of legal techniques in the field of forest legislation and forest relations is required, since some terms and definitions remain the same, but in reality the essence changes, which can certainly become the ground for conflict.

The form and content must match each other. It is unrealistic to enter a new era of digitalization without having a single idea of the conceptual apparatus. When digitizing the forest sector, the most precise definition of terms is required.

The article defines and describes the basic documents of the Russian Federation in the field of forest strategic planning, forest policy, regulatory legal acts, industry standards in the field of forest relations. The key terms used in the forest sector, in forest legislation, educational and scientific literature are identified and characterized. The basic industry definitions are analyzed for conformity of form and content. Taking into account the digitalization of the forest sector, recommendations have been formed to improve legal technology in the field of forest relations, to improve the conceptual apparatus in the field of forest policy, forest strategic planning, forest legislation, industry standards.

Key words: forest legislation, forest code, forest policy, forest sector, forestry.

For citation: Chibidin, A.S. Ignatenko, D.I., Donin, A.Ya. (2022). Sovershenstvovanie yuridicheskoj tekhniki, ponyatijnogo apparata v oblasti lesnyh otnoshenij, lesnogo sektora [Improvement of legal technology, conceptual apparatus in the field of forest relations, the forest sector]. Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 2 (68). pp. 34-48. (In Russian). DOI 10.35231/18136230_2022_2_34

Введение

Распоряжением от 22 октября 2021 г. утверждены мероприятия по цифровой трансформации в сфере госуправления1. В лесном секторе России также проходит цифровизация. Президент на совещании по развитию лесного комплекса в сентябре 2020 г. отметил, что необходимо активнее применять инновационные, цифровые технологии, запустить федеральную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК). Также на данном совещании были даны ключевые поручения2 по реформированию лесного сектора. В 2022 г. вместе с запретом на вывоз необработанных лесоматериалов стала функционировать новая, модернизированная автоматизированная система учета древесины (ЛесЕГАИС).

В связи с множеством новшеств по направлению цифровизации лесного сектора требуется анализ юридической техники в области лесного законодательства, лесных отношений. Так как некоторые термины и определения остаются прежними, но в реальности суть изменяется, это, безусловно, может стать почвой для конфликта. Форма и содержание должны соответствовать друг другу.

Существенный вклад в исследование лесной политики, лесных отношений, экологического права внесли В.Н. Петров [5], В. К. Быковский [1], Н. Г. Жаворонкова, Г. В. Выпханова [3] и др. В сфере совершенствования лесного законодательства представляют большой интерес труды Ю.Н. Гагарина [2], П. Комольцева, О. Конюшатова, П. Трушевского [4], Ю. Шуваева [10]. О совершенствовании терминов, понятийного аппарата писали М. Т. Сериков [6] К.С. Частнов, Н.В. Калеев [8] и т.д. Большинство вышеуказанных авторов отмечают, что требуются дополнительные исследования в области лесного законодательства, понятийного аппарата лесного сектора, и в связи с этим тема совершенствования юридической техники лесных отношений является актуальной.

1 Председатель Правительства РФ утвердил мероприятия по цифровой трансформации в сфере госуправления // Информационно-правовой портал «Гарант». 22.10.2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402867092/ (дата обращения: 14.04.2022).

2 Президент России: официальный сайт // Совещание о развитии и декриминализации лесного комплекса. Москва. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64116 (дата обращения: 14.04.2022).

Цель настоящей статьи:

1) установить, обозначить ключевые термины и определения в рамках лесной политики, документов лесного стратегического планирования, лесного законодательства, отраслевых стандартов, учебной литературы и охарактеризовать, проанализировать их;

2) сформировать рекомендации по совершенствованию юридической техники в области лесных отношений, понятийного аппарата в сфере лесного законодательства, лесного сектора.

Ключевые термины и определения в рамках лесной политики, документов лесного стратегического планирования, лесного законодательства, отраслевых стандартов, учебной и научной литературы

Термин «лес». В ЛК РФ точного определения, что такое лес не представлено.

В ГОСТ Лесное хозяйство, термины и определения (далее - Лесной отраслевой стандарт) отмечено, что лес является динамичной, единой экосистемой, состоящей в основном из лесных древесных растений, животных, грибов, почвы, микроорганизмов и других природных компонентов1.

В высших лесных школах, например в первом лесном вузе России -Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С.М. Кирова (СПбГЛТУ), в учебных пособиях используют свои термины и определения. В учебном пособии «Основы лесного хозяйства и таксации леса», разработанном преподавателями кафедр лесоводства и таксации, лесоустройства и геоинформационных систем, представлено следующее определение: Лес - сложное образование природы, явление биологическое и физико-географическое, составная часть географического ландшафта, представляющая собой единую систему природных компонентов2.

1 Национальный стандарт Российской Федерации: Лесное хозяйство. Термины и определения, Forestry. Terms and definitions // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157738 (дата обращения: 14.04.2022).

2 Мартынов А.Н. и др. Основы лесного хозяйства и таксации леса. СПб.: Изд-во СПбГЛТУ, 2008. С. 4.

Термин «<лесная политика». В Основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы лесной политики РФ) не представлено определение термина «лесная политика». В рабочем документе «Термины и определения ОЛР» ФАО ООН1 есть схожий по смыслу термин «лесохозяйственная политика», который обозначает свод направлений и принципов деятельности, принятый государственными органами в соответствии с национальной социально-экономической и экологической политикой в данной стране в целях формирования будущих решений в области управления, использования и сохранения лесов на благо общества.

В.Н. Петров, профессор Лесотехнического университета отмечает, что «лесная политика» является частью логической цепочки: «лесная политика - стратегия развития лесного сектора - лесное законодательство - государственное управление лесами». Исходя из этого, можно сделать вывод, что лесная политика - это первостепенный документ, который необходим для управления лесами. Также В.Н. Петров дает определение термина: «Лесная политика - это идеология для лесного сектора, определяющая концептуальные основы его развития на обозримую перспективу» [5, с. 11]. Учитывая изменения, одобренные в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г., в Конституции РФ2 были даны некоторые идеологические направления государства, которые можно описать в терминах: патриотизм, традиционные ценности (ст. 67.1 и ст. 68 Конституции РФ) и суверенитет (ст. 79, ст. 79.1 Конституции РФ), в том числе в виде автаркии (самообеспеченности) - системы замкнутого сообщества, с минимальной зависимостью от внешней среды. Всё это необходимо учитывать при формировании политики РФ, в том числе лесной политики России.

Термины «<лесной комплекс» и «(лесной сектор». В Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Лесная стратегия РФ) указано, что лесной комплекс состоит из двух основных хозяйственных видов деятельности - лесного хозяйства и лесной промышленности.

1 ФАО ООН // «Термины и определения ОЛР (оценка лесных ресурсов)». URL: https://www.fao.Org/3/I8661RU/i8661ru.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

2 Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/9004937 (дата обращения: 14.04.2022).

38

В ст. 12.1 ЛК РФ указано, что лесной комплекс представляет собой совокупность лесной промышленности и лесного хозяйства1.

Термин «лесное хозяйство». В ст. 12.1 ЛК РФ указано, что лесное хозяйство представляет собой виды экономической и другого вида деятельности по сохранению и использованию лесов, а также по управлению в области лесных отношений и лесоустройству2.

В Лесном отраслевом стандарте отмечено, что лесное хозяйство -это хозяйственная и управленческая деятельность по использованию, защите, охране, воспроизводству лесов, и лесоразведению.

В Лесной стратегии РФ3 определено, что лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которой осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров и защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.

В учебном пособии «Основы лесного хозяйства и таксации леса»4 отмечено, что на лесное хозяйство возложено лесоустройство, защита и охрана лесов, сохранение биоразнообразия, лесовосстановление, контроль за использование лесов.

Термин «<лесная промышленность». В ЛК РФ в ст. 121 указано, что лесная промышленность является совокупностью отраслей, связанных с заготовкой, вывозом леса, хранением древесины, первичной и последующей обработкой древесины, производством продукции переработки древесины.

1 Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 26 марта 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902017047 (дата обращения: 14.04.2022).

2 Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 26 марта 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902017047 (дата обращения: 14.04.2022).

3 Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/573658653 (дата обращения: 14.04.2022).

4 Мартынов А.Н. и др. Основы лесного хозяйства и таксации леса. СПб.: Изд-во СПбГЛТУ, 2008. С. 4

В Лесной стратегии РФ «Лесная промышленность» указано, что к отраслям лесной промышленности относятся лесозаготовка, целлюлозно-бумажная промышленность, производство пиломатериалов, древесных плит, фанеры, мебели, биотоплива, деревянное домостроение и лесная химия (производство канифоли, таллового масла и др.).

Рекомендации по совершенствованию юридической техники в области лесных отношений, понятийного аппарата в сфере лесной политики, лесного стратегического планирования, лесного законодательства, отраслевых стандартов

Термин «<лес». В РФ между законодателями, наукой (образованием) и бизнесом не достигнут консенсус по поводу термина «лес». В 2020 г. была представлена Концепция проекта ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» (далее - Концепция) [2, с. 13]. В данной Концепции представлено наиболее актуальное, точное определение термина «лес» на данный момент. Рекомендуется в будущем уделить внимание данному определению, использовать его при формировании нормативно-правовых актов.

Термин «<лесной сектор». Стоит отметить, что данное определение трактуется шире, нежели «лесной комплекс». Учитывая, что основой стратегический документ лесного планирования имеет в наименовании и в содержании термин «лесной комплекс» - термин «лесной сектор» практически не встречается в нормативно-правовых актах, отраслевых стандартах, лесном законодательстве. Но «лесной сектор» присутствует в Основах лесной политики РФ, а «лесной комплекс» наоборот отсутствует.

Комплекс (в экономике) - это совокупность производств какой-либо отрасли (агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс и т.д.). Сектор экономики - это часть экономики государства. В статье «Об уточнении определений: лесной комплекс, сектор, отрасль» А.С. Чибидин указывает, что в лесной сектор входят: лесохозяйственная отрасль (первичная часть сектора), лесопромышленная отрасль (вторичная часть сектора) и другая смежная деятельность (третичная часть сектора экономики - лесное образование, наука и т.д.) [7, с. 36].

Таким образом, рекомендуется в будущем изменить наименование «Стратегия развития лесного комплекса РФ» на «Стратегия развития лесного сектора РФ». В самой Лесной стратегии РФ стоит привести точное

определение термина «лесной сектор». Так как в Основах лесной политики РФ упоминается «лесной сектор», но не встречается термин «лесной комплекс», при учете рекомендаций данной статьи - логики в стратегических документах лесного планирования, нормативно-правовых актах РФ станет больше.

Термин «<лесной комплекс». Исследуя термины «лесной сектор» и «лесной комплекс», в рамках данной работы предложено внести правку в документы стратегического планирования, нормативно-правовые акты, и использовать термин «лесной сектор».

Термин «(лесное хозяйство». Проанализировав различные определения термина «Лесное хозяйство» - наиболее подходящим, ёмким и точным понятием для описания лесохозяйственной отрасли, для грамотного сочетания формы и содержания является определение из Лесного отраслевого стандарта. Но, учитывая все реформы, в том числе цифровизацию лесного сектора, рекомендуется внести правки в Лесной отраслевой стандарт - добавить в определение термина лесного хозяйства: «лесоустройство и учет» и в будущем использовать данное определение. Предлагается следующее определение термина: «Лесное хозяйство -это управленческая и хозяйственная деятельность по использованию, охране, защите, учету и лесоустройству, воспроизводству лесов и лесоразведению». Также предлагается сделать равнозначными для удобства формулировки «(неистощительное) использование, охрана, защита, учет и лесоустройство, воспроизводство лесов и лесоразведение» и «использование и сохранение лесов». П. Комольцев, О. Конюша-тов, П. Трушевский отмечают: «Действующее правовое регулирование невозможно признать исчерпывающим и обеспечивающим реализацию неистощительного лесопользования» [4 с. 43] - это связано в том числе и с недостаточно развитым понятийным аппаратом лесного сектора.

Термин «(лесная политика». Основной лесополитический документ в РФ на данный момент - это «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года». При внесении правок в рамках вышеизложенных рекомендаций по термину «лесное хозяйство» должен будет измениться и основой лесополитический документ, в том числе и его наименование на «Основы государственной политики в области использования и сохранения лесов в Российской Федерации на период до 2030 года», где под «использованием и сохранением лесов», подразумевая

«использование, охрана, защита, учет и лесоустройство, воспроизводство лесов и лесоразведение». В некоторые части Основ лесной политики РФ также придется внести правку.

Термины, понятия и определения: «<лесные отношения», «<лесное планирование» и др. При внесении правок, рекомендуемых выше, потребуется внесение изменений и в другие лесные термины, в том числе юридические. А.С. Чибидин в своих трудах отмечает [9, с. 5], что необходимо учитывать специфику каждого отдельного региона РФ, так как в каких-то субъектах России лесов практически нет, а где-то это основа для существования общества. Ю. Шуваев указывает, что «правовое регулирование легальности лесопользования недораскрыто в лесном законодательстве» [10, с. 17], в связи с этим потребуется корректировка терминов - включая определение «незаконная рубка лесных насаждений».

Термин «<лесные отношения». В Лесном отраслевом стандарте указано, что лесные отношения - это имущественные и иные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, регулируемые законодательством. Рекомендуется дополнение данного термина понятиями «учет», «лесоустройство», по аналогии с вышеуказанной актуализацией термина «лесное хозяйство». Исходя из возрастания внимания к лесному и сельскому хозяйству России, реализации возможности выращивания леса на заброшенных сельхозземлях, лесного фермерства1, предлагается дополнение определения «Лесные отношения» понятием «лесоразведение». Для широкого обсуждения расширения возможностей по лесоразведению стоит обратить внимание на ст. 6.1 ЛК РФ, которая содержит информацию о землях лесного фонда. Вероятно, стоит дополнить лесные отношения понятием «лесоразведение», учитывая тенденцию на освоение заброшенных с/х земель лесным фермерством, добавив пункт в ст. 6.1 ЛК РФ на стимулирование данного процесса. Но данная правка требует проработки согласованности с другими нормативно-правовыми актами, земельным законодательством, в целом законодательством РФ.

1 Можно ли выращивать леса на заброшенных сельхозземлях // Газета Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/ ecology/regulation/ articles/2022/01/31/907093-pravi-telstvo-opredelit-vozmozhnost-viraschivat-lesa-na-zabroshennih-selhozzemlyah (дата обращения: 14.04.2022).

Термин «сохранение лесов». В ст. 1 ЛК РФ указано, что лесное законодательство основывается на 11 принципах, в том числе на принципе «сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения». Исходя из этого, под сохранением лесов уже законодательно понимают охрану, защиту, воспроизводство, лесоразведение. При учете вышеупомянутых рекомендаций «сохранение лесов» будет трактоваться, как «охрана, защита, учет и лесоустройство, воспроизводство лесов и лесоразведение». Таким образом, потребуются правки в п. 5 ст. 1 ЛК РФ и позиционирование, что термин «сохранение лесов» равнозначен понятию «охране, защите, учету и лесоустройству, воспроизводству лесов и лесоразведению». Основная статья, характеризующая лесные отношения в ЛК РФ - это ст. 3, в неё также будет необходимо внести аналогичные правки. Также нужно внести изменения в ст. 19 ЛК РФ, которая содержит информацию о «Мероприятиях по сохранению лесов и по лесоустройству», так как, исходя из рекомендуемых правок, лесоустройство становится частью понятия «сохранение лесов».

Термин «<лесное планирование». В Лесном отраслевом стандарте указано, что лесное планирование - это планирование использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, направленное на обеспечение устойчивого развития территорий. В Лесном отраслевом стандарте определение термина «лесное планирование» уже не соответствует лесному законодательству, так как термин «лесопарк» был практически выведен из ЛК РФ.

Учет древесины в рамках цифровизации лесного сектора (ЛесЕГАИС, ФГИС ЛК) выходит за рамки, границы лесничеств. Стоит учесть, что лесное планирование не может быть грамотным без учета близлежащей инфраструктуры, дорог общего пользования и других объектов за пределами лесничеств, что характеризует определение термина «лесное планирование» в Лесном отраслевом стандарте, как недостаточно точное определение. Требуется его актуализация и рекомендуется следующая формулировка определения термина: лесное планирование - это планирование использования, охраны, защиты, учета и лесоустройства, воспроизводства лесов и лесоразведения, направленное на обеспечение устойчивого развития территорий. При внесении данной правки в Лесной отраслевой стандарт, в том числе потребуются изменения гл. 10 ЛК РФ (Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, ст. 85. Планирование в области использования,

охраны, защиты, воспроизводства лесов). В ст. 86 ЛК РФ указано, что в лесном плане субъекта РФ определяются цели и задачи лесного планирования, исходя из этого, при изменении определения термина «лесное планирование» поменяются основные стратегические документы в области лесных отношений на уровне субъектов РФ. Отсутствие в лесном планировании таких понятий, как учет, лесоустройство создали некоторое количество проблем для грамотного управления в лесном хозяйстве, так как отсутствие актуальных данных по лесоустройству по многим землям лесного фонда не дает государству возможности корректно формировать стратегическое планирование. Также основной документ для лесного планирования на уровне лесничества - лесохозяйственный регламент потребует корректировки, и будут необходимы правки в ст. 87 ЛК РФ, где указаны основные законодательные сведения о лесохозяйственном регламенте.

Термин «лесная инфраструктура». В ст. 13 ЛК РФ указано, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Учитывая рекомендации данной работы по правкам в законодательство, пункт данной статьи предлагается в следующем виде: «В целях использования и сохранения лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог». В Лесном отраслевом стандарте требуется аналогичная правка.

Другие термины, определения. Есть еще некоторое количество терминов, которым требуются аналогичные правки, при учете рекомендаций данной работы. Например, в Лесном отраслевом стандарте в определении «аренда лесного участка» указано, что в договоре определены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, что требует дополнения понятиями «лесоустройство и учет» и, в некоторых случаях -«лесоразведение».

При внесении рекомендуемых правок в основной лесной закон, отраслевой стандарт, документы стратегического планирования и в отраслевой литературе - будут необходимы правки в региональные нормативно-правовые акты, смежные федеральные законы и т.д.

Реформа понятийного аппарата, совершенствование юридической лесной техники должна быть выполнена в комплексном характере, так как проблемы в области лесных отношений, множество несостыковок в терминах, определениях на данный момент в лесном секторе, происходит в

том числе из-за фрагментарного подхода к совершенствованию понятийного аппарата, лесного законодательства и к реформам в лесном секторе РФ. Также сложной работой будут изменения в арендных отношениях, так как на данный момент основой предоставления права пользования лесным участком является договор аренды лесного участка, который обычно заключается на срок до 49 лет.

Заключение

Входить в новую эпоху цифровизации, не имея единого представления о понятийном аппарате, нереально. При цифировзиации лесного сектора требуется точнейшее определение терминов, так как разноплановое чтение создает условия для конфликтов, в том числе в судебной системе РФ.

Несовершенство лесного законодательства, лесной политики, документов лесного стратегического планирования, отраслевых стандартов, учебной литературы в целом характеризует системность проблем. Исходя из этого, решение данных проблем также должно иметь системный характер. Требуется балансировка законодательной, исполнительной власти, совершенствование государственной власти в области лесных отношений, укрепление лесного образования и науки. Также требуется совершенствование межведомственного взаимодействия. Система неэффективного лесного законотворчества серьезно влияет на управление лесами, но, вероятно, это происходит из-за неточностей, недоработок в документах лесного стратегического планирования, лесной политики.

Предложенные рекомендации по совершенствованию лесного законодательства, нормативно-правовых актов, документов стратегического планирования и отраслевой литературы не претендуют на роль истины в последней инстанции. Необходимо обсуждать те, или иные термины и определения. Для совершенствования лесного сектора требуется пересмотр некоторых базовых, ключевых понятий и терминов, так как различная трактовка, усложнение законодательства формируют барьер для развития лесного сектора России. Обучение будущих кадров для лесного сектора России одним понятийным аппаратом, а после выпуска, при попадании в отрасль - переобучение на базе законодательства также является барьером для развития отрасли.

Список литературы

1. Быковский В. К. О государственной лесной политике // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 10(47). - С. 4.

2. Гагарин Ю. Н. Концепция проекта федерального закона «Лесной кодекс Российской Федерации» // Вопросы лесной науки. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 45.

3. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений // Lex russica (Русский закон). - 2018. - № 2(135). - С. 175.

4. Комольцев П., Конюшатов О., Трушевский П. О совершенствовании российского лесного и смежного законодательства для дальнейшего развития добровольной лесной сертификации по схеме FSC // Устойчивое лесопользование. - 2015. - № 4(44). - С. 48.

5. Петров В.Н. Лесная политика России и экосистемное планирование // Теоретический и научно-производственный журнал «Лесное хозяйство». - 2014. - №5. - С. 39.

6. Сериков М. Т. Обоснование изменений в понятийном аппарате лесоустройства рекреационных лесов // Лесотехнический журнал. - 2013. - № 3(11). - С. 211.

7. Чибидин А. С. Об уточнении определений: лесной комплекс, сектор, отрасль // Актуальные вопросы в лесном хозяйстве: Материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, Санкт-Петербург, 06-08 ноября 2019 года. -СПб: Полиграф-Экспресс, 2019. - С. 257.

8. Частнов К. С., Калеев Н. В. Понятие «Хозяйственная деятельность» // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - №3 (16). - C. 3.

9. Чибидин А. С. Комментарий к концепции проекта нового лесного кодекса Российской Федерации научного Совета РАН по лесу // Вопросы лесной науки. - 2020. -Т. 3. - № 3. - C. 6.

10. Шуваев Ю. Анализ мер по совершенствованию лесного законодательства с учетом принятых поправок, дополнении, изменении в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации // Устойчивое лесопользование. - 2010. - № 3(25). - С. 60.

References

1. Bykovskij, V. K. (2014) O gosudarstvennoj lesnoj politike [About the state forest policy]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava - Actual problems of Russian law. No 10(47). pp. 4. (In Russian).

2. Gagarin, YU. N. (2020) Kontseptsiya proekta federal'nogo zakona «Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsil» [The concept of the draft federal law "Forest Code of the Russian Federation"]. Voprosy lesnoi nauki - Forest science issues. Vol. 3. No 3. pp. 45. (In Russian).

3. Zhavoronkova, N. G., Vyphanova, G. V. (2018) Pravovye problemy i napravlenija sovershenstvovanija gosudarstvennogo upravlenija v oblasti lesnyh otnoshenii [Legal problems and directions of improving public administration in the field of forest relations]. Russkij zakon - Lex russica. No 2(135). pp. 175. (In Russian).

4. Komol'cev, P., Konjushatov, O., Trushevskij, P. (2015) O sovershenstvovanii rossijskogo lesnogo i smezhnogo zakonodatel'stva dlja dal'nejshego razvitija dobrovol'noj lesnoj sertifikacii po sheme FSC [On the improvement of Russian forestry and related legislation for the further development of voluntary forest certification under the FSC scheme]. Ustojchivoe lesopol'zovanie - Sustainable forest management. No 4(44). pp. 48. (In Russian).

5. Petrov, V.N. (2014) Lesnaya politika Rossii i ehkosistemnoe planirovanie [Russian Forest Policy and Ecosystem Planning]. Teoreticheskij i nauchno-proizvodstvennyj zhurnal «Lesnoe hozyajstvo» - Theoretical and scientific-production journal "Forestry". No 5. pp. 39. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Serikov, M. T. (2013) Obosnovanie izmenenij v ponjatijnom apparate lesoustrojstva rekreacionnyh lesov [Justification of changes in the conceptual apparatus of forest management of recreational forests]. Lesotehnicheskijzhurnal - Forestry Journal. No 3(11). pp. 211. (In Russian).

7. Chibidin, A. S. (2019) Ob utochnenii opredelenii: lesnoi kompleks, sektor, otrasl' [On clarification of definitions: forest complex, sector, industry] // Aktual'nye voprosy v lesnom khozyaistve: Materialy III mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, Sankt-Peterburg, 06-08 noyabrya 2019 goda. St. Petersburg: Poligraf-Ehk-spress, 2019 [Topical issues in forestry: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference of Young Scientists, St. Petersburg, November 06-08, 2019] pp. 257. (In Russian).

8. Chastnov, K. S., Kaleev, N. V. (2016) Ponyatie "Khozyaistvennaya deyatel'nost'" [The concept of "Economic activity"]. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. - Baltic Humanitarian Journal. No 3 (16). (In Russian).

9. Chibidin, A. S. (2020) Kommentarii k kontseptsii proekta novogo lesnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii nauchnogo Soveta RAN po lesu [Commentary on the concept of the draft of the new Forest Code of the Russian Federation of the Scientific Council of the Russian Academy of Sciences for Forestry]. Voprosy lesnoi nauki. - Forest science issues. Vol. 3. No 3. pp. 3. (In Russian).

10. Shuvaev, Ju. (2010) Analiz mer po sovershenstvovaniju lesnogo zakonodatel'stva s uchetom prinjatyh popravok, dopolnenii, izmenenii v Lesnoj kodeks i otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Analysis of measures to improve forest legislation, taking into account the adopted amendments, additions, amendments to the Forest Code and certain legislative acts of the Russian Federation]. Ustojchivoe lesopol'zovanie. - Sustainable forest management. No 3(25). pp. 60. (In Russian).

Вклад соавторов

Чибидин А.С. выполнил основную часть (2/3) статьи в рамках подготовки НКР «Государственная политика, правовое регулирование в области лесных отношений и развитие лесного законодательства России в современный период» и исследования № 1022061700082-5. Игнатенко Д.И., Донин А.Ю. осуществляли анализ и интерпретацию данных, итоговую переработку статьи.

Author contributions

Chibidin A.S. completed the main part (2/3) of the article within the framework of the preparation of the scientific qualification work: «State policy, legal regulation in the field of forest relations and the development of Russian forest legislation in the modern period» and research No. 1022061700082-5. Ignatenko D.I., Donin A.Yu. carried out the analysis and interpretation of the data, the final revision of the article.

Ленинградский юридический журнал 2022. № 2 (68)

Leningrad Legal Journal С. 34-48

Об авторах

Чибидин Александр Сергеевич, аспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6905-5689, e-mail: alexander.chibidin@mail.ru

Игнатенко Дмитрий Иванович, доктор юридических наук, доцент, Лужский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, e-mail: idi13@yandex.ru

Донин Александр Яковлевич, кандидат политических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: alexander_donin@mail.ru

About the authors

Alexander S. Chibidin, postgraduate, Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-6905-5689, e-mail: alexander.chibidin@mail.ru

Dmitry I. Ignatenko, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: idi13@yandex.ru

Alexander Ya. Donin, Cand. Sci. (Polit), Associate Professor, Saint Petersburg State Forest Technical University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: alexander_donin@mail.ru

Поступила в редакцию: 11.05.2022 Received: 11 May 2022

Принята к публикации: 26.05.2022 Accepted: 26 May 2022

Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.