Научная статья на тему 'Стратегическое лесное планирование: опыт зарубежных стран'

Стратегическое лесное планирование: опыт зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
210
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ СЕКТОР / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Прядилина Н.К.

В статье рассмотрен опыт стран Европейского союза, Северной Америки и Китая с развитым лесным сектором в части лесного планирования. Эффективность работы лесного сектора этих стран обусловлена в первую очередь планово направленными усилиями. Этому способствуют действующие национальные стратегии, программы планы развития лесных секторов. Стратегические документы в области лесного планирования позволяют наметить главные цели, основные точки роста развития лесного сектора, разработать и экономически обосновать альтернативные сценарии развития лесного сектора, вести мониторинг посредством системы целевых показателей, а кроме того, своевременно корректировать стратегические документы стран лидеров с учетом меняющихся условий внутренней и внешней среды. На первый план при планировании выходят стратегии реализации инновационного развития лесного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое лесное планирование: опыт зарубежных стран»

Стратегическое лесное I опыт зарубежных стран

ир

Прядилина Наталья Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет», Lotos_nk@inbox.ru

В статье рассмотрен опыт стран Европейского союза, Северной Америки и Китая с развитым лесным сектором в части лесного планирования. Эффективность работы лесного сектора этих стран обусловлена в первую очередь планово - направленными усилиями. Этому способствуют действующие национальные стратегии, программы планы развития лесных секторов. Стратегические документы в области лесного планирования позволяют наметить главные цели, основные точки роста развития лесного сектора, разработать и экономически обосновать альтернативные сценарии развития лесного сектора, вести мониторинг посредством системы целевых показателей, а кроме того, своевременно корректировать стратегические документы стран - лидеров с учетом меняющихся условий внутренней и внешней среды. На первый план при планировании выходят стратегии реализации инновационного развития лесного сектора.

Ключевые слова: лесной сектор, лесное хозяйство, стратегии развития, программы, планирование

Введенный в действие Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2017 года [1] создает новое правовое поле для организации стратегического лесного планирования на федеральном и региональном уровне. Для его оптимальной реализации целесообразно знать опыт ведущих зарубежных стран, в которых стратегическое лесное планирование уже продемонстрировало положительные результаты.

Лесное хозяйство, как известно, характеризуется длительным периодом воспроизводства. Это предопределяет необходимость разработки долгосрочных стратегических прогнозов и стратегического планирования развития лесных ресурсов, охраны, защиты и воспроизводства лесов, спроса и предложения на продукты леса, развитие рынков лесопродукции и обеспечения правильного баланса спроса и предложения на лесные ресурсы.

Большинство лесопромышленных стран с рыночной экономикой широко используют государственное стратегическое планирование в целях долгосрочного развития национального лесного сектора.

Лесное планирование в мировой практике реализуется через:

1. Долгосрочные на период более 20 лет региональные прогнозы развития лесного сектора, которые выполняют международные организации (ФАО ООН, Всемирный банк, Европейский институт леса и др.);

2. Национальные стратегии (программы) развития лесного сектора.

В большинстве развитых лесопромышленных стран основой системы стратегического планирования развития лесного сектора является национальная лесная политика государства. Для определения миссий лесного сектора, стратегических целей и задач его развития проводятся всесторонние исследования его состояния, трендов изменения основных показателей с использованием прогрессивного статистического и экономико-математического инструментария. Это позволяет выработать научно обоснованные, согласованные всеми участниками лесных отношений приоритетные направления национальной лесной политики.

Следующим этапом создания системы стратегического планирования является разработка национальных целевых стратегий (программ, планов) развития лесного сектора, так как приоритеты национальной лесной политики нуждаются в конкретизации. Методология и алгоритм разработки целевых стратегий (программ, планов) включает аналитическую часть, прогнозные исследования и механизмы реализации. Каждый этап при этом содержит разделы, охватывающие все структурные составляющие лесного сектора по технологической цепочке.

Горизонты планирования в лесном секторе исчисляются десятками лет. Разработчиками, как правило, являются мультидисциплинарные команды представителей различных специальностей часто с участием менеджеров, политиков и гражданского общества. Входами для разработки планов являются экономические, экологические и социальные показатели. На выходе - достижение поставленных стратегических целей и соблюдение приоритетов.

Опыт стран Европейского союза. Европейский союз (ЕС) является межгосударственным союзом, первым разработавшим единую стратегию устойчивого развития лесного сектора экономики. Стратегия развития лесного хозяйства разрабатывается во взаимосвязи с другими отраслями лесного сектора, включая лесную промышленность, научно-технического обеспечение, транспорт, сферу услуг, лесную науку. Стратегия устойчивого развития лесного сектора экономики включает широкий круг вопросов, таких как развитие сельских районов, охрана окружающей среды, торговые потоки лесных товаров на внутренних и внешних рынках, научные исследования, промышленная и энергетическая политика, развитие сотрудничества между государствами - членами ЕС. Взаимодействие между отраслями лесного сектора рассматривается в качестве важнейшего условия развития инновационной деятельности. Значительное

О £

ю

5

г 2

сч cJ £

Б

а

2 ©

внимание уделяется вопросам социальной и экологической устойчивости лесного сектора.

Ответственность за разработку и внедрение лесной политики несут государства - члены ЕС в четко обозначенных рамках и на основании национальных законов, основанных на долгосрочном планировании. Основным регулирующим документом в лесном секторе ЕС является «Новая лесная стратегия ЕС: ради лесов и лесного сектора» (Лесная стратегия 2013 года). Срок действия новой стратегии не ограничен, но многие целевые показатели установлены для периода до 2020 года [2].

Основными принципами Лесной стратегии 2013 года являются: неисто-щительное управление и использование лесов; ресурсоэффективность и глобальная ответственность.

В настоящее время ведется разработка специализированных программных продуктов, позволяющих автоматизировать процесс планирования многоцелевого лесопользования, сбора информации от заинтересованных сторон, поиск компромисса между заинтересованными сторонами в принятии оптимальных решений.

В качестве ведущих лесных стран Европейского союза рассмотрим Финляндию, Швецию и Латвию.

Опыт Финляндии. Лесной сектор формирует около 4,1% ВВП страны. Леса занимают 76% территории Финляндии - 26 млн. га. Общие запасы древесины на корню - 2,3 млрд. м3. Продуктивность лесов в среднем на один гектар ежегодно растет. Объем заготовки колеблется в пределах 50- 55 млн. м3. На лесной сектор приходится 20% промышленного производства страны, его доля в экспорте 37%.

По форме собственности леса Финляндии распределены следующим образом: частные собственники владеют 52% лесных земель, лесопромышленные компании - 8%, государство - 35%, прочие (муниципалитеты и т.д.) - 5%.

Лесное хозяйство и лесная промышленность Финляндии традиционно являются ведущими отраслями финской экономики. Именно эти отрасли явились крепким фундаментом, на котором строились известные экономические успехи этой страны.

Лесная политика Финляндии постоянно развивается на основе лесного планирования. В 1949 году в Финляндии правительством был утвержден комитет по разработке программы улучшения лесов и развития лесного дела в стране. С

помощью комитета вопросы повышения продуктивности лесов были рассмотрены в программе TEXO в 1961 году, затем 1964 году в программе MERA-1 (дважды подвергнутой корректировке) и в 1969 году программе MErA-3. Все программы имели долговременный и альтернативный характер.

Программа MERA-3 рассматривала четыре альтернативы, прогнозировавшие развитие лесного сектора с 1970 по 2015 годы. Низшая (первоначальная) программа предусматривала сохранение затрат на лесное хозяйство на уровне 1968 года. Высшая (программа максимум) предполагала максимально высокий уровень затрат и наиболее полную реализацию биологического потенциала насаждений. Между этими двумя прогнозами были встроены две другие альтернативы: программа минимум и MERA. Последняя рекомендовалась как оптимальная программа, поскольку более полная реализация биологического потенциала природы требовала повышенных затрат и сильно уменьшала величину дохода.

С 1985 года в Финляндии работала программа «Лес-2000». Согласно программе запас древесины к 2000 году по сравнению с 1985 годом должен был увеличиться на 5%, а к 2020 году на 10%. Ежегодный прирост соответственно увеличивался на 6% и 12%, доля сосны на 50% и 65%. Ежегодный объем рубок к концу расчетного периода возрастал на 20%, а рубок ухода на 40 %.

Основную часть увеличения прироста (60%) и годичного запаса, как и в предыдущих программах, финские лесоводы получали за счет замены двух третей лесов элитными лесопосадками с учетом их оптимального соответствия условиям местопроизростания. Примерно 20% прироста давало осушение переувлажненных лесов и внесение удобрений.

Все вышеуказанные программы были своего рода бизнес-планом. Детально обоснованным и целеустремленно подкрепленным всеми необходимыми финансовыми, административными и правовыми ресурсами, что и было залогом их успешного выполнения.

Центральная идея этих долгосрочных программ - поиск значительного увеличения деревообрабатывающих отраслей промышленности на основе роста продуктивности лесов. Их разработка, выполненная крупнейшими специалистами Финляндии убедительно показала, какие огромные резервы в повышении продуктивности лесов могут раскрыть наука и опирающаяся на нее практика.

Принятая в 2014 году и действующая Национальная лесная стратегия Финляндии до 2025 года содержит основные направления лесной политики всей Финляндии. На уровне регионов разработаны региональные лесные программы с учетом их перспективного развития.

На практике результаты политических решений отражаются в лесном планировании и деятельности лесных организаций.

Лесное планирование проводится на уровне лесного имения, региона и страны. На Лесной центр Финляндии (Ме1здкезкиз) возложена задача по разработке региональных лесных планов и, по желанию лесовладельца, лесных планов на уровне лесного имения. В частных лесах лесоустройство могут также осуществлять практикующие в области лесных услуг предприниматели, лесохозяйствен-ные объединения, коммерческое подразделение Лесного центра Финляндии.

Стратегическое планирование лесопользования в лесах Финляндии, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основе сохранения разнообразия и устойчивости лесов. Для планирования на местном уровне используются материалы лесоустройства; для планирования на региональном уровне - материалы государственной инвентаризации лесов.

Успешное выполнение программ (стратегий) можно проследить по отлично поставленной лесной статистике Финляндии, что свидетельствует об их лесо-водственной обоснованности и высокой эффективности.

Центральная идея всех финских долгосрочных программ (стратегий) - поиск путей значительного увеличения производства деревообрабатывающих отраслей промышленности на основе роста продуктивности лесов.

Процесс стратегического планирования открыт для общественности.

В стратегических документах развития лесного сектора страны особое внимание уделяется экологическим,эконо-мическим и социальным аспектам.

Опыт Швеции. Лесной сектор формирует около 4% ВВП страны. Леса занимают 53% территории Швеции - 23,5 млн. га. Общие запасы древесины на корню - 2,9 млрд. м3. Объем заготовки колеблется в пределах 65-70 млн. м3. На лесной сектор приходится 8% промышленного производства страны, его доля в экспорте - 15%.

76% лесов Швеции находятся в частном владении.

Целью стратегического планирования развития лесного сектора в Швеции является обеспечение эффективного лесо-управления, сохранения и неистощитель-ного использования лесов, устойчивого развития всех лесных отраслей, базирующихся на переработке лесных ресурсов.

Сбором и анализом информации, расчетами прогнозных показателей, на основе которых принимаются решения на всех уровнях управления, занимается Департамент прогнозирования Национального совета по лесному хозяйству Швеции. Он же организует и координирует необходимые исследования по лесному планированию на разных уровнях управления лесами с учетом национальных целей.

На основе данных государственной инвентаризации лесов в Швеции производится стратегическое планирование лесопользования. Раз в пять лет данные инвентаризации актуализируются. Это позволяет точно знать и детально отслеживать состояние лесных насаждений территории и грамотно планировать ле-сохозяйственные мероприятия.

Материалы инвентаризации лесов и стратегического лесного планирования доступны всем заинтересованным лицам.

Опыт Латвии. Лесной сектор формирует около 6,5% ВВП страны. Леса занимают практически 50% территории Латвии - 3,58 млн. га. Общий запас древесины на корню- 668 млн. м3. Объем заготовки составляет ежегодно 10-12 млн. м3 древесины. На лесной сектор приходится 27% промышленного производства страны, 75% продукции лесного сектора идет на экспорт.

По форме собственности леса Латвии распределены следующим образом: 47% лесов принадлежат государству и управляются государственным акционерным обществом «Латвийские государственные леса»; 49% - частные леса; 4% -прочие (муниципалитеты и т.д.).

Политика правительства Латвийской Республики направлена на долгосрочное развитие лесного хозяйства, что является основным фактором успеха отрасли. Национальная программа развития лесного сектора и связанных с ним отраслей с целью содействия развитию более эффективному использованию лесоматериалов и обеспечения долгосрочного развития данного сектора. Программа внедряется при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций [3].

Применение методов прогнозирования и планирования при составлении

сценария развития лесного хозяйства Латвии, в основу которого входит программно-целевой метод, позволяет учесть не только полученные количественные результаты, но и другие аспекты отраслевой составляющей, такие как законодательная база, система управления отраслью и другие. Это позволяет отобразить целостность влияния различных составляющих факторов на прогнозы в рамках сектора.

Положительные фактические результаты внедрения сценария, как и в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, свидетельствуют о возможности использования производственной функции для разработки сценариев стабилизации и развития других отраслей экономики.

Стратегические цели развития лесного хозяйства и отраслей лесной промышленности тесно взаимосвязаны. Долгосрочной целью развития лесного хозяйства является повышение стоимости лесного капитала. Генеральная цель включает следующие частные цели: повышение продуктивности и улучшение качественного состава лесов, рост устойчивого лесопользования, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической устойчивости лесов. Достижение вышеназванных целей призвано обеспечить сырьевую базу для роста эффективности переработки древесины, увеличения объемов производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

В настоящее время функции государственного управления лесами всех форм собственности осуществляют два департамента Министерства сельского хозяйства Республики, а так же Государственная служба лесного хозяйства.

Опыт США. Лесной сектор формирует около 0,74% ВВП страны. Леса занимают практически 33% территории США 310 млн. га. Общие запасы древесины на корню - 47 млрд. м3. Объем заготовки ежегодно составляет 350-360 млн. м3 древесины.

Около 20% лесов составляют государственные леса, 9% - леса, находящиеся в собственности штатов, 38% - частные некорпоративные леса, 18% - частные корпоративные леса, 13% - леса, принадлежащие другим федеральным структурам и 2% - леса, находящиеся в собственности округов и муниципалитетов [4].

Лесная служба США занимается анализом и стратегическим планированием национальных природных ресурсов уже более столетия. Определенными вехами на этом пути были национальные прогнозы 1958 и 1970 годов.

Принятый в 1974 году Акт планирования лесных и патбищных ресурсов (РПА) законодательно закрепил периодичность планирования раз в 10 лет и распространил охват на все возобновляемые ресурсы на территории лесов и пастбищ страны. Планы должны включают анализ лесов, пастбищ, животных, рыб, биоразнообразие, воду, рекреацию на природе, дикую природу, городские леса, а также влияние глобального потепления на все эти ресурсы.

В 2000 году была разработана стратегическая программа развития лесного сектора США до 2050 года, ведущая роль в ней отведена целлюлозно-бумажной промышленности. В программе отражен рост производства конструкционных лесоматериалов для жилищного строительства, так как к 2050 году количество жилых домов в стране должно увеличиться на 66% по сравнению с 2000 годом.

Согласно данной долгосрочной программе внедрение инновационных технологий в лесопилении и в производстве листовых древесных материалов существенно перекроет отрицательное влияние ухудшения древесного сырья. В лесопилении удельные издержки на оплату труда и на энергоресурсы в перспективе останутся неизменными благодаря инновационным технологиям, а суммарные издержки на производство пиломатериалов в зависимости от качества древесного сырья будут снижаться на 1624%, в фанерном производстве проектируется снижение издержек на 4-7%; также прогнозируется повышение качества и полезного выхода на единицу древесного сырья, так выход пиломатериалов в расчете на единицу древесного сырья к 2040 году возрастет на 13,0-19,7%, клееной фанеры - на 11,1-20,2%, бумаги - на 9%.

Программа подготовлена с оценкой ситуации по лесным ресурсам и спросу на них в долгосрочной перспективе. В течение цикла она должна корректироваться с учетом изменений ресурсной политики и колебания спроса.

На уровне штатов лесное планирование повторяет структуру федеральных программ (прогнозов), только масштабы поменьше и цели органов власти, управляющих лесными землями штатов, различаются. На местном (районом) уровне лесничеств (административные единицы национальных лесов) планирование ведется на основе разработки проектов в целях реализации общих установок, определенных на федеральном уровне и уровне штатов. В этих проектах от-

© £

Ю

I

Г 2

сч сч £

Б

а

2 о

ражается вся деятельность, которая ведется непосредственно на лесных участках [5].

Национальные леса, находящиеся в государственном владении, управляются Федеральной службой США, которая на правах департамента входит в состав министерства сельского хозяйства США. В ведении Федеральной лесной службы США находится большая часть этих лесов (до 60%), остальная часть лесов управляется Бюро земельного менеджмента, Национальной парковой службой, Службой рыбы и дичи и Департаментом обороны. Прочие (не федеральные) общественные леса управляются лесными агентствами штатов и муниципалитетов [6].

Управление лесами США носит ярко выраженный децентрализованный характер, при этом основные полномочия сконцентрированы на региональном и локальном уровне. К государственному управлению лесами, в частности к планированию разных хозяйственных и лесозаготовительных работ, активно привлекают местное население и неправительственные организации, управление лесами не является доминирующей или определяющей деятельностью со стороны государственных органов. В том числе, обязательным является обсуждение с гражданами и общественными организациями проектов документов, посвященных вопроса планирования использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Опыт Канады. Лесной сектор формирует 3% ВВП страны. Леса занимают практически 45,3% территории Канады - 417,6 млн. га. Общие запасы древесины на корню - 26 млрд. м3 [7].

Объем заготовки ежегодно составляет 150-160 млн. м3 древесины. На лесной сектор приходится 17,2% промышленного производства страны. 11% продукции лесного сектора идет на экспорт.

93% лесов в Канаде принадлежат государству (из них 71% - собственность провинций, 23% управляется федеральными и территориальными властями); в частном владении находится 6% лесов.

В 1980 году в Канаде была начата систематическая работа по обоснованию национальной лесной стратегии. Первые стратегические разработки в области лесного сектора экономики Канады рассчитывались на период с 1981 по 1987 год. С тех пор через каждые пять лет в стратегию развития лесного сектора экономики вносят необходимые коррективы с учетом новых тенденций и закономерности,

обусловленных научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим развитием на глобальном и национальном уровнях. Каждый новый вариант стратегии представляет собой очередную ступень на пути к устойчивому социальному, экономическому и экологическому развитию лесного комплекса и продвижения имиджа Канады как лидера в области устойчивого управления лесами.

Создана международная рабочая группа по лесным вопросам, основной задачей которой является мониторинг тенденций развития мирового лесного сектора и разработка на основе этой информации предложений по развитию лесного сектора Канады.

Исследование зарождающихся перспективных глобальных и региональных рынков и завоевание лидирующих позиций - одна из стратегических целей канадского лесного сектора. Экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью и недревесных продуктов растет более быстрыми темпами, чем экспорт традиционных лесных товаров, чему способствует создание условий для увеличения производства лесных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Опыт Китая. Лесной сектор формирует около 4,8% ВВП страны. Леса занимают практически 21,65% территории Китая - 208 млн. га. Общие запасы древесины на корню - 15137 млн. м3. Объем заготовок ежегодно составляет 160-170 млн. м3 древесины.

В Китайской Народной Республике леса являются собственностью государства, кроме лесов, находящихся в коллективной собственности. Последние -это государственные леса, принадлежащие группе людей с правом пользования в течение 30-70 лет и возможностью пролонгации срока пользования [8].

Китай обладает сравнительно ограниченными лесными ресурсами и, вместе с тем, колоссальными возможностями по территориальному размещению производства, что подразумевало использование местных преимуществ и достижение максимальных результатов на основе наличия природных ресурсов и имеющихся технико-экономических условий и способствовало рациональному разделению труда между приморскими и внутренними районами страны.

Стратегическое лесное планирование, управление лесными ресурсами и координацию лесопромышленного производства в Китае выполняет государственное управление лесного хозяйства.

Благодаря серии крупных экологи-

ческих проектов восстановления лесов, таких как программа охраны естественных лесов, обязательные посадки деревьев по всей стране, а также программе развития баз быстрорастущего и высокоурожайного делового леса в лесопромышленных районах Китай добился увеличения площади лесов и объема лесных запасов и стал одной из стран с самым быстрым ростом объема лесных ресурсов в мире. Согласно программе к 2020 году лесистость страны должна составить 23%, а запасы лесных ресурсов 16,5 млрд. м3 соответственно.

Управление лесным хозяйством Китая развивается с учетов накопленных традиций плановой экономики и адаптации их к вызовам времени; отчетливо прослеживается принцип партийности в управлении лесами, находящий свое выражение в принятии управленческих решений с учетом доминирующей коммунистической идеологии; в стране двойная структура управления лесами - ведомственная и политическая; решения коммунистической партии Китая являются обязательными в управлении лесами, что позволяет оперативно реагировать на изменения как внутри страны, так и на международных ленных рынках и не дожидаться изменений лесного законодательства; лесная политика Китая направлена на сбережение лесных ресурсов страны, интенсивное ведение лесного хозяйства и стимулирование глубокой переработки древесины [8].

В последние годы Китай активно применяет канадские технологии в вопросах ведения лесного хозяйства.

Выводы: как показывает зарубежный опыт, эффективность функционирования лесного сектора сможет обеспечить только консолидированное управление и планирование. Невозможно добиться устойчивого экономического роста, не имея долгосрочной стратегии.

При сопоставимой эффективности работы лесного сектора формы собственности на лесные ресурсы в передовых странах различны: в Финляндии, Швеции доминирует частное лесовладение; в Латвии примерно 50% составляют государственные леса, 50%- частные; в Канаде - большая часть лесов принадлежат провинциям или находятся в федеральной собственности; в США - большая часть лесов находится в частной собственности; в Китае - леса являются собственностью государства, кроме лесов находящихся в коллективной собственности.

Анализ стратегий развития лесных секторов вышеперечисленных стран по-

казала, что при существующих отличиях им присущи некоторые общие черты:

■ их разработка инициируется, как правило, правительством страны и ориентируется на государственную поддержку лесного сектора;

■ прогнозы разрабатываются на базе научного анализа ситуации и исследований с использованием балансовых расчетов и современного экономико-математического инструментария;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ предусмотрена своевременная актуализация документов стратегического планирования;

■ одним из главных принципов стратегического планирования является повышение эффективности всего лесного сектора, включая лесохозяйственную и лесопромышленную сферы, а также смежных с ним секторов;

■ формирование эффективных финансовых механизмов обеспечения охраны воспроизводства лесных ресурсов, развитие рынка работ и услуг в этой области;

■ мероприятия в документах стратегического планирования являются адресными, ресурсообеспеченными, целенаправленными и подлежащими внешнему мониторингу и контролю;

■ в стратегиях учитывается принятые международными сообществами требования устойчивого управления лесами, включая рациональное лесопользование и законность происхождения древесины, сертификация лесов и лесной продукции:

■ стратегические разработки носят комплексный и согласованный характер и учитывают интересы всех участников лесных отношений;

■ кроме экономических вопросов в стратегиях обозначены их социальные и экологические составляющие;

■ в стратегиях предусмотрен большой объем научных исследований и разработок в области лесного сектора; в том числе вопросов лесоводства, лесозаготовок, транспортировки леса с учетом экологических требований, создания эффективной и конкурентоспособной технологии лесопереработки, продукции лесного сектора с высокой надбавленной стоимостью;

■ присутствует направленность на формирование лесных кластеров, включающих лесное хозяйство, лесную промышленность, машиностроение для лесной промышленности, часть химической промышленности, автоматизированные и упаковочные системы, типографское дело, энергетическое производство, транспортировку и консультационные

фирмы в области лесного хозяйства;

■ современной тенденцией является инновационный тип развития.

Имея многолетний опыт разработки работающих долгосрочных стратегий развития лесного сектора, вышеназванные страны могут заблаговременно выявлять основные перемены во внешней среде, такие как изменения структуры спроса на отдельные лесные товары, ухудшение качества лесных ресурсов, рост спроса на средозащитные услуги леса, ужесточение экологических нормативов.

Сформированная в этих странах общегосударственная система планирования развития лесного сектора включает не только долгосрочные прогнозы, но и перспективные планы, лесоустроительные проекты и оперативные планы, разработка которых носит систематический характер. При этом обеспечивается должная увязка и координация планов развития лесного хозяйства с планами развития других отраслей лесного сектора. Процесс планирования, как правило, согласуется с финансированием правовых, экономических и организационных предпосылок их реализации.

Главной стратегической целью планирования лесного сектора ведущих лесных стран мира является повышение его вклада в обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития. Достижение поставленной цели предполагает использование рыночных рычагов для обеспечения роста эффективности лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, повышения конкурентоспособности лесных товаров и услуг на мировых рынках, перехода лесного сектора экономики на инновационные модели развития.

Литература

1. Федеральный закон от 28.06.2017 №172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2. Е.В. Лопатин, Исследование развития комплексного лесопользования в странах Европейского союза/ Е.В. Лопатин; под общ. ред. Н.М. Шматкова, WWF России. - М., 2016- 40 [1] с.

3. Деревообработка и лесное хозяйство (Латвия) http://www.liaa.gov.lv/ru/ torgovlya-s-latviey/otrasli-ekonomiki/ derevoobrabotka-i-lesnoe-hozyaystvo.

4. Перспективное исследование по лесному сектору Северной Америки// Лесное и охотничье хозяйство, 2015 // http://www.mlh.gov.by/lioh/2015-2Z5.pdf.

5. Н. Пинягина. Вернуть утраченные

позиции //ЛесПромИнформ №2 (76), 2011, с. 36-42.

6. В. Петров, А. Смирнова. Управление лесами в США // ЛесПромИнформ №2 (116), 2016, с. 163-165.

7. А.А. Николайчук, О.А. Николайчук. Зарубежный опыт государственного регулирования лесных ресурсов. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013 год N«3, с. 103-114.

8. В. Петров, А. Безпалько, Лицзинь Чэнь. Государственное и муниципальное управление лесами Китая // ЛесПромИнформ №1 (115), 2016, с. 140-144.

Strategic forestry planning: an experience

of foreign countries Pryadilina N.K.

Ural State Forest Engineering University This paper reviews the experience of European Union countries, North America and China with a developed forest sector in the aspect of forest planning. An efficiency of the forestry sector functioning of these countries is due, foremost, to plan-directed efforts. It is facilitated by existing national strategies, programs, plans for forest sectors' development. An acceptance of these strategic documents allows the leading countries: to define the growth main points of forest sector development; to formulate an aim based on a strategic analysis of the external and internal environment; to develop and economically substantiate the alternative scenarios of the sector development; to monitor the forest sector by means of the system of target indicators; to adjust strategic documents with considering changing conditions in a timely manner. In the case of the forest planning, the strategies for the implementation of the forest sector innovative development come to the forefront. Key word: forest sector, forestry, development strategy, programs, planning

References

1. The federal law from 6/28/2017 No. 172-FZ (an

edition from 7/3/2016) «About strategic planning in the Russian Federation».

2. E.V. Lopatin, the Research of development of

complex forest exploitation in the countries of the European Union / E.V. Lopatin; under a general edition of N.M. Shmatkov, WWF of Russia. - M, 2016 - 40 [1] page.

3. Woodworking and forestry (Latvia) http://

www.liaa.gov.lv/ru/torgovlya-s-latviey/otrasli-ekonomiki/derevoobrabotka-i-lesnoe-hozyaystvo.

4. Perspective research on the forest sector of

North America//Forest and hunting economy, 2015//http://www.mlh.gov.by/lioh/2015-2/ 5.pdf.

5. N. Pinyagina. To return the lost positions//

Lesprominform No. 2 (76), 2011, page 3642.

6. V. Petrov, A. Smirnova. Management of the

woods in the USA//Lesprominform No. 2 (116), 2016, page 163-165.

7. A.A. Nikolaychuk, O.A. Nikolaychuk. Foreign

experience of state regulation of forest resources.//Problem analysis and state and administrative design. 2013 No. 3, page 103114.

8. V. Petrov, A. Bezpalko, Lijin Chen. Public and

municipal administration by the woods of China/ /Lesprominform No. 1 (115), 2016, page 140144.

О

3

Ю i

ff 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.