Научная статья на тему 'Совершенствование юридическо-правовых механизмов государственного управления в инновационной сфере'

Совершенствование юридическо-правовых механизмов государственного управления в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркеев А. И.

В России созданы и действуют различные институты инновационного развития. Среди них следует упомянуть инновационный центр «Сколково», государственные корпорации «Роснанотех», «Ростехнологии», Особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, Центры трансфера технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры. Эти элементы инновационного развития находятся в стадии становления. Основная задача государственного управления в том, чтобы системным образом связать деятельность этих центров развития коммерциализации науки так, чтобы они работали на реализацию главного конституционного принципа, приоритетности прав человека и гражданина как источника права, и как главного оценочного показателя любой деятельности по правовому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state administration legal mechanisms in innovation policy

A great number of innovation development institutes have been established in Russia lately. The following should be mentioned: innovation centre Skolkovo, state corporations Rosnanotech and Rostechnologii, special economic zones, business-incubators, industrial parks, technologytransfer centres and other elements of innovation infrastructure. They are still in the formation stage. The main task of the state administration is to apply a system approach to coordinating the activities of these science commercialization development centres in such a way that they could realize the main constitutional principle the priority of human and civic rights as a source of law and the main estimation parameter of any legal regulation activity.

Текст научной работы на тему «Совершенствование юридическо-правовых механизмов государственного управления в инновационной сфере»

УДК 347 А.И. Маркеев СГГА, Новосибирск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

В России созданы и действуют различные институты инновационного развития. Среди них следует упомянуть инновационный центр «Сколково», государственные корпорации «Роснанотех», «Ростехнологии», Особые экономические зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, Центры трансфера технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры. Эти элементы инновационного развития находятся в стадии становления. Основная задача государственного управления в том, чтобы системным образом связать деятельность этих центров развития коммерциализации науки так, чтобы они работали на реализацию главного конституционного принципа, -приоритетности прав человека и гражданина как источника права, и как главного оценочного показателя любой деятельности по правовому регулированию.

A.I. Markeyev SSGA, Novosibirsk

IMPROVEMENT OF STATE ADMINISTRATION LEGAL MECHANISMS IN INNOVATION POLICY

A great number of innovation development institutes have been established in Russia lately. The following should be mentioned: innovation centre “Skolkovo”, state corporations “Rosnanotech” and “Rostechnologii”, special economic zones, business-incubators, industrial parks, technology- transfer centres and other elements of innovation infrastructure. They are still in the formation stage. The main task of the state administration is to apply a system approach to coordinating the activities of these science commercialization development centres in such a way that they could realize the main constitutional principle - the priority of human and civic rights as a source of law and the main estimation parameter of any legal regulation activity.

Определяющей стратегией развития большинства стран мира на среднесрочную и долгосрочную перспективу является переход на инновационный путь развития, обеспечивающий принципиально иное качество жизни и безопасного развития. Качество жизни при этом выступает приоритетом национальной безопасности, интегративным показателем, определяющим баланс интересов личности, общества и государства, как на национальном, так и на региональном и международном уровнях.

Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ (от 12 ноября 2009 г.) 2010 г. должен являться прорывным в технологической модернизации России. К сожалению, 2010 год не стал прорывным в технологической модернизации России, хотя и позиционировался как Год науки и инноваций в СНГ. Не станет прорывным 2011 и 2012 г., если не совершенствовать механизм государственного управления в инновационной сфере. Если не ставить перед научной общественностью конкретных целей и вытекающих из них задач, не создавать для достижения этих целей и выполнения задач конкретных инструментов, соединённых в работоспособный и самосовершенствующийся механизм.

Необходимость развития инновационной экономики продиктована временем, вызовами современного мира. Анализ текущего состояния инновационной сферы в России и в государствах СНГ показывает, что по уровню инновационной активности, степени вовлечения прав на результаты интеллектуальной деятельности в инновационный процесс, развитию инновационной инфраструктуры Россия и государства-участники СНГ пока еще отстают от экономически развитых стран.

Хотя результаты интеллектуальной деятельности, особенно в рыночных условиях, являются эффективным механизмом развития всех сторон общества, но этот механизм пока слабо используется в России и в странах СНГ. Отсутствует необходимая системная практика, слаба и противоречива законодательная база, не развита на требуемом уровне культура использования патентов и других форм защиты результатов интеллектуальной деятельности1.

В современных условиях реализации инновационной стратегии перехода от экспорта сырьевых ресурсов к экспорту инновационных технологий и прав на них, формирование, капитализация и управление невещественными активами являются, по сути, стратегическим инновационным ресурсом. Успешный зарубежный опыт перехода к инновационной экономике (Япония, США, страны Европы, Китай) говорит о том, что базовыми условиями этого перехода являются:

- Подготовка инновационных кадров;

- Развитие инновационной системы;

- Формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Базовые условия смогут заработать после реализации их на практике. Создание этих базовых условий возможно только в правовых формах и при помощи права. И здесь мы вновь должны говорить о возможности измерения эффективности принятого инновационного права, о неурегулированных правом, а потому неразвивающихся инновационных отношениях. Об инновационных отношениях, урегулированных правом так, что вместо развития осуществляется их торможение.

1 См.:Осипов А.Г. Проблемы перехода к модернизации российского общества в начале XXI века// VI Международный научный конгресс «Гео-Сибирь - 2010». Новосибирск,2010.

Основным объектом рынка в условиях инновационной экономики наряду с традиционными товарами, работами и услугами являются права на результаты интеллектуальной деятельности как основа невещественных активов основных субъектов рынка.

Вопросам правовой охраны и защиты прав на результаты

интеллектуальной деятельности в аспекте инновационного развития в последнее время в государствах-участниках СНГ и в России уделяется повышенное внимание. Ведь права на результаты интеллектуальной деятельности являются одним из основных факторов роста научно-технического, культурного, экономического и оборонного потенциала любого государства. Задача активизации этого направления сотрудничества нашла отражение в принятой Советом глав государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденной решением Совета глав правительств СНГ Стратегии экономического развития Содружества

Независимых Государств на период до 2020 г.

В связи с этим страны-участницы СНГ создали специальные органы, отвечающие за координацию деятельности по направлениям инновационного сотрудничества:

- Межгосударственный координационный совет по научно-технической информации (МКС НТИ);

- Международный центр (МЦНТИ);

- Межгосударственный координационный совет руководителей органов по науке и инновациям стран СНГ;

- Межгосударственный совет по вопросам охраны промышленной

собственности (МГСОПС);

- Межгосударственный совет по антимонопольной политике;

- Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и

сертификации (МТС);

- Совет по культурному сотрудничеству (СКС);

- Совместную рабочую комиссию государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых научно обоснованных подходов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них. Человечество проходило этап согласования поведения в данной сфере, разрабатывая и принимая такие важные для развития промышленного производства и торговли документы как:

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г.;

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г.;

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г. И другие.

Прошло довольно таки много лет, и хотя эти документы составлены с предельной степенью обобщения и неконкретизации, пришло время пересмотреть некоторые значимые моменты данных раритетов.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ приняла четыре модельных закона о вопросах инновационного развития:

«Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре»;

«О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»;

«О свободных экономических зонах»;

«Об инновационной деятельности».

В модельном законе «Об инновационной деятельности» указывается, что он служит основой для уточнения понятий и положений, гармонизации национального законодательства и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в государствах-участниках СНГ, для разработки специальных законодательных и нормативно-правовых актов государств-участников СНГ, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности. Но модельное законодательство СНГ по-прежнему не востребовано должным образом в национальном законотворчестве, хотя законодательство многих стран СНГ в этой сфере по-прежнему остается противоречивым, декларативным, требует дальнейшей унификации и гармонизации.

В результате, несмотря на заявленные цели построения «новой экономики», «инновационной экономики», за последние 15 лет в практическом плане пока не удалось переломить ситуацию и сделать экономику нашей страны восприимчивой к инновациям. Выводы, сделанные еще 18 января 2001 года на заседании Правительства РФ при рассмотрении вопроса «О первоочередных мерах по обеспечению вовлечения в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности, созданных за счет бюджетных средств», сохраняют свою актуальность. Несмотря на то, что 8 лет назад было предложено в очередной раз разработать и запустить такие механизмы, а Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации было определено ответственным за разработку и реализацию единой государственной политики в этой сфере, опасность угроз осталась:

- «Результаты научно-технической деятельности в основной своей массе не доводятся до стадии коммерциализации и эффективной реализации на внутреннем и внешнем рынках, не учитываются на балансе предприятий;

- В стране отсутствует система контроля передачи российских технологий в другие страны;

- Происходит отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающий усилением технологической зависимости россии и подрывом обороноспособности страны».

Так произошла подмена государственной стратегии инновационного развития и национальных интересов России в XXI веке интересами ведомственными и частными. В итоге, декларируя стратегию инновационного развития, на деле мы строим «оригинальную» экономику, основанную на экспорте сырья (информации) и импорте технологий, основанных зачастую на наших знаниях2.

Есть ли выход из создавшейся ситуации? Что необходимо предпринять для разворота экономики России и стран СНГ лицом к инновационному пути развития? Над этими вопросами размышляют на многочисленных конференциях и в России и в других странах учёные различных специальностей, пытаясь выработать рекомендации для национальных и международных органов власти, науки и бизнеса по разрешению проблем инновационного развития, формированию механизмов усиления интеграции инновационного экономического развития.

Существует прямая взаимозависимость улучшения качества жизни и использования ресурсов инновационного развития, необходима разработка и принятие системы ключевых национальных показателей, увязывающих обеспечение национальной безопасности и повышение качества жизни со стратегическими целями и приоритетами мирового, регионального и национального развития.

На наш взгляд, избавление российской экономики от сырьевой зависимости и выход на траекторию инновационного роста возможен при одновременном выполнении хотя бы следующих мероприятий:

- Выявление проблем и определение условий формирования единого рынка интеллектуальной собственности в странах СНГ и за рубежом, а также проблем защиты интеллектуальной собственности и условий их решения в рамках Таможенного союза;

- Мониторинг состояния правовых и экономических отношений в

области интеллектуальной деятельности, влияющих на развитие предпринимательства и разработку конкурентоспособной продукции с использованием интеллектуальной собственности при международном

сотрудничестве;

- Привлечение инвестиций для реализации перспективных

инновационных проектов;

- Содействие развитию деловых контактов между организациями и

предпринимателями, вовлекающими в оборот права на результаты

интеллектуальной деятельности, а также концентрирующими инвестиционные ресурсы на инновационных проектах, в том числе при международном сотрудничестве.

Л

О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 4 марта 2009 г. № 54-СФ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 10. Ст. 1172.

В последние годы всё чаще можно прочитать в литературе о том, что в России необходима разработка и принятие специального федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Некоторые авторы просто хотели бы легального разъяснения понятий «инновация», «инновационная деятельность» и им подобных. Некоторые авторы требуют закрепления правового регулирования и государственного прогнозирования инновационной деятельности. Закрепления правового статуса участников инновационного процесса, распределения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

И тем и другим авторам следует более внимательно читать действующее законодательство. Оно содержит правовой статус субъектов в Гражданском кодексе РФ, распределение полномочий между органами власти в Конституции РФ и специальном законодательстве, а также всё то, чего якобы не хватает для инновационной деятельности. Единственное, чего нам не хватает в данной сфере, - это органа управления на уровне межведомственного органа (Госкомитета РФ), способного управлять процессом создания и финансирования инноваций на государственном уровне. Относительно частных организаций следует напомнить, что именно рынок должен расставлять все организации по тем местам, которого они заслуживают. Если частник будет заботиться об инновациях, то будет иметь прибыль, если не будет, то крах такого предпринимателя неминуем.

© А.И. Маркеев, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.