УДК 004.02:004.5:004.9
Кравцова Ю.В. студент магистратуры кафедра управления Южный Федеральный Университет
г. Ростов-на-Дону
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматриваются существующие в муниципальном образовании проблемы взаимодействия органов власти и представителей малого бизнеса.
Ключевые слова: бизнес, муниципальное управление, предпринимательство, рост экономики.
Kravcova U. V.
Graduate student, Department management Southern Federal Uniersytet Rostov-on-don
THE IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN SMALL BUSINESSES AND LOCAL GOVERNMENTS
Abstract: the article considers existing in the municipality, problems of interaction between authorities and representatives of small business.
Keywords: business, municipal management, entrepreneurship, and economic growth.
По мере реализации многочисленных программ совершенствования российской экономики, все яснее становится тот факт, что будущее развитие России во многом зависит от современного состояния и дальнейшего становления предпринимательской активности общества. И в современных условиях предпринимательская инициатива не может быть осуществлена в полной мере без активного участия государства, которое проявляется в процессе создания оптимальных для инициаторов условий ведения хозяйственной деятельности.
К 2017 и 2018 году государством предпринимается ряд активных мер, касающихся развития предпринимательства. Начиная от достоверных статистических данных, планируемых в рамках проведения Росстатом 2016 году Сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса и заканчивая инициативой Губернатора Ростовской области ввести «налоговые каникулы» для малого бизнеса с 1 июля[1].
Целевые установки развития малого бизнеса озвучены Президентом РФ в предвыборной статье 2012 г. «О наших экономических задачах». «Новая экономика - это экономика...., где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года - это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги» [2].
Однако во многом государственное регулирование предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на четкой систематической основе, в силу организационных сложностей, свойственных нашей стране.
В силу этого для придания импульса на пути стабильного роста, необходимо подвергать предпринимательство в первую очередь разумному регулированию со стороны государства, которое заключается не только в ограничивающих, но в поддерживающих мерах.
Для этого мы видим необходимым рассмотрение проблем взаимодействия малого бизнеса и органов местного самоуправления, которые существуют сейчас в городе Таганроге.
Итак, субъект малого бизнеса можно определить по критериям, перечисленным в ФЗ от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», в статье 4:
1. размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 400 млн. руб.;
2. средняя численность работников не более 100 человек;
3. доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 25 процентов.
Определим рассматриваемое в статье критериальное понятие малого бизнеса: это субъекты микро -, малого и среднего предпринимательства.
Субъекты малого и среднего предпринимательства ранжируются по следующим показателям (табл.1):___
Субъект малого и среднего предпринимательства Средняя численность работников за предшествующий календарный год Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год Доля сторонних организаций в уставном капитале компании
Микропредприятие Не более 15 человек 60 млн рублей Не более 25 %
Малое предприятие Не более 100 человек 400 млн рублей Не более 25 %
Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно 1 млрд рублей Не более 25 %
Вклад в развитие экономики со стороны микропредприятий особенно важен: «Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9%). Выручка микропредприятий составляет 43% от всего сектора малого и среднего предпринимательства» [3].
Среди льгот, получаемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства можно выделить следующие:
1. Наличие права не устанавливать кассовый лимит, то есть в кассе можно хранить всю выручку, руководитель вправе сам определить, какую сумму оставить, а какую сдать в банк;
2. Малым компаниям также доступно ведение бухучета кассовым методом и сдача бухгалтерской отчетности в упрощенной форме.
3. Возможный льготный порядок расчета за имущество, которое было приватизировано у государства и муниципалитета;
4. специальные налоговые режимы, как по всей России, так и на определенных территориях (ОСЗ, СЭЗ).
5. Возможность участия на поставку товаров в рамках государственных и муниципальных государственных закупок.
Однако предприниматели отмечают и ряд сложностей, которые неукоснительно сопровождают их работу.
Согласно проведенному Росстатом Сплошному наблюдению за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2019 год, 26% предпринимателей определяют основной проблемой своей работы налоговое бремя, 19% - коррупция, 15% - административные барьеры, 11% - недоступность кредитов.
Рассмотрим вторую по важности проблему - административные барьеры как проблемы взаимодействия малого бизнеса и муниципалитета, поскольку в первую очередь ресурсы, которые необходимы для осуществления своей деятельности предпринимателю требуются на местах.
Согласно опросу, проведенному Т.Г. Гилиной в 2019 году в рамках исследования Вестника Таганрогского института управления и экономики, их можно распределить на несколько блоков [4].
Проблемы регистрации СМСП, а также постановка на учет в ИФНС.
Частными случаями данной проблемы являются следующие ситуации, которые приходится решать предпринимателям:
1. Низкий уровень информационной поддержки со стороны сотрудников регистрирующих органов, информация же доступна в платной консультации либо с течение месяца в случае направления письменного запроса в регистрирующий орган;
2. Количество сотрудников регистрирующих органов и время их работы не соответствует количеству количеству фактических заявителей;
3. Часто требование документов, которые не входят в перечень, установленный законом, что влечет за собой значительную потерю времени.
4. Зачастую правовая безграмотность сотрудников, которые взаимодействуют с предпринимателями не только по вопросам регистрации, но и в принципе сотрудников государственных и муниципальных органов.
Ограничение доступа к земельным, имущественным и сырьевым ресурсам.
1. Приходящие уведомления о досрочном прекращении договоров аренды без основания причин (это касается арендаторов нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности);
2. Увеличение платы за аренду помещения, находящееся в собственности муниципалитета.
3. Сложности взаимодействия с коммунальными структурами, которые объективно занимают монопольное положение на рынке:
4. Установка и эксплуатация газовых счетчиков;
5. Сложность подключения к сетям водоснабжения.
Анализируя опыт работы в муниципалитетах г. Таганрога, автор
также хочет отметить важность человеческого фактора, который не всегда должным образом раскрывается среди обозначенных проблем. Во - первых правовой и менеджерский непрофессионализм некоторых сотрудников никак не способствует поддержанию высокого качества муниципальных услуг. Во-вторых, как никогда остро на муниципальном уровне стоит проблема разграничения полномочий между государственными и муниципальными органами власти. Имея ограниченный временной ресурс, муниципальные служащие, выполняя увеличенную документарную нагрузку, не имею возможности уделить должное время обращениям граждан, а также проведением какие-то информационных мероприятий.
В рамках преодоления данных проблем на государственном уровне разрабатывается ряд мер.
К примеру, серьезный шаг в развитии малого бизнеса - это планируемое внедрение системы «налоговых каникул».
Впервые зарегистрированные столичные предприниматели работающие в рамках 30 установленных видов деятельности в производственной, социальной и научной сферах, применяющие упрощенную или патентную системы налогообложения, будут освобождены от уплаты налогов на два года. При этом дальше обсуждения теоретических законопроектом продвинулись только органы власти столицы. Проект закона о налоговых каникулах скором до 01 января 2021 года в марте одобрило правительство Москвы.
Право устанавливать в 2015-2020 гг. налоговую ставку 0% закреплено за регионами поправками в НК РФ, принятыми в декабре 2014 года.
Двухлетние налоговые каникулы в 2015 году не распространяются на предпринимателей, которые снялись с учета и вновь зарегистрировались в качестве ИП. Освобождение действует только для новичков[4].
Таким образом, если, к примеру, проблемы законодательства и налогового регулирования носят более масштабный характер, который можно эффективно решить на уровне всей страны, то проблемы взаимодействия предпринимателя и муниципалитета носят более частный,
индивидуальный для каждого города характер. Проблемами взаимодействия малого бизнеса и муниципалитетов Таганрога является некоторая «отстраненность» представителей бизнеса от муниципальных работников и другого обслуживающего персонала. На наш взгляд, эти проблемы можно решить только на административном уровне путем выявления причин этих проблем и жесткого, обязательного их прекращения, будь то человеческий фактор, либо бюрократический недочет, либо непрофессионализм определенных людей, занимающих руководящие должности на муниципальной службе.
Данное замечание о профессионализме не всегда касается только руководящих должностей. При условии недостатка профессионализма или времени, муниципальный служащий не может решить проблемы обратившегося гражданина эффективно, а значит только усугубляет существующую проблему взаимодействия малого бизнеса и органов власти г. Таганрога.
Использованные источники:
1.Официальный портал Правительства Ростовской
области./http://www.donland.m/Donland/Pages/View.aspx?pageid=92218&Ite
mID=61152&mid=83793
2.Газета«Ведомости»./http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_ nashih_ekonomicheskih_zadachah
3. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - №2(12). - с.94-96
4. Т.Г. Гилина. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и меры снижения. Электронная версия. http://cyberleninka.ru/article/n/risk-vliyaniya-admmistrativnyh-barierov-na-deyatelnost-malogo-i-srednego-biznesa-krupnogo-goroda-otsenka-i-mery-snizheniya