Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОСТ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравцова Ю.В.

В статье рассматриваются существующие в муниципальном образовании проблемы взаимодействия органов власти и представителей малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN SMALL BUSINESSES AND LOCAL GOVERNMENTS

The article considers existing in the municipality, problems of interaction between authorities and representatives of small business.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Кравцова Ю.В. студент магистратуры кафедра управления Южный Федеральный Университет

г. Ростов-на-Дону

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО

БИЗНЕСА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются существующие в муниципальном образовании проблемы взаимодействия органов власти и представителей малого бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, муниципальное управление, предпринимательство, рост экономики.

Kravcova U. V.

Graduate student, Department management Southern Federal Uniersytet Rostov-on-don

THE IMPROVEMENT OF INTERACTION BETWEEN SMALL BUSINESSES AND LOCAL GOVERNMENTS

Abstract: the article considers existing in the municipality, problems of interaction between authorities and representatives of small business.

Keywords: business, municipal management, entrepreneurship, and economic growth.

По мере реализации многочисленных программ совершенствования российской экономики, все яснее становится тот факт, что будущее развитие России во многом зависит от современного состояния и дальнейшего становления предпринимательской активности общества. И в современных условиях предпринимательская инициатива не может быть осуществлена в полной мере без активного участия государства, которое проявляется в процессе создания оптимальных для инициаторов условий ведения хозяйственной деятельности.

К 2017 и 2018 году государством предпринимается ряд активных мер, касающихся развития предпринимательства. Начиная от достоверных статистических данных, планируемых в рамках проведения Росстатом 2016 году Сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса и заканчивая инициативой Губернатора Ростовской области ввести «налоговые каникулы» для малого бизнеса с 1 июля[1].

Целевые установки развития малого бизнеса озвучены Президентом РФ в предвыборной статье 2012 г. «О наших экономических задачах». «Новая экономика - это экономика...., где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 года - это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги» [2].

Однако во многом государственное регулирование предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на четкой систематической основе, в силу организационных сложностей, свойственных нашей стране.

В силу этого для придания импульса на пути стабильного роста, необходимо подвергать предпринимательство в первую очередь разумному регулированию со стороны государства, которое заключается не только в ограничивающих, но в поддерживающих мерах.

Для этого мы видим необходимым рассмотрение проблем взаимодействия малого бизнеса и органов местного самоуправления, которые существуют сейчас в городе Таганроге.

Итак, субъект малого бизнеса можно определить по критериям, перечисленным в ФЗ от 24.07.2007 № 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», в статье 4:

1. размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 400 млн. руб.;

2. средняя численность работников не более 100 человек;

3. доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 25 процентов.

Определим рассматриваемое в статье критериальное понятие малого бизнеса: это субъекты микро -, малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства ранжируются по следующим показателям (табл.1):___

Субъект малого и среднего предпринимательства Средняя численность работников за предшествующий календарный год Выручка от реализации без учета НДС за предшествующий календарный год Доля сторонних организаций в уставном капитале компании

Микропредприятие Не более 15 человек 60 млн рублей Не более 25 %

Малое предприятие Не более 100 человек 400 млн рублей Не более 25 %

Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно 1 млрд рублей Не более 25 %

Вклад в развитие экономики со стороны микропредприятий особенно важен: «Согласно статистическому наблюдению в России подавляющее большинство на рынке занимают микропредприятия (85,9%). Выручка микропредприятий составляет 43% от всего сектора малого и среднего предпринимательства» [3].

Среди льгот, получаемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства можно выделить следующие:

1. Наличие права не устанавливать кассовый лимит, то есть в кассе можно хранить всю выручку, руководитель вправе сам определить, какую сумму оставить, а какую сдать в банк;

2. Малым компаниям также доступно ведение бухучета кассовым методом и сдача бухгалтерской отчетности в упрощенной форме.

3. Возможный льготный порядок расчета за имущество, которое было приватизировано у государства и муниципалитета;

4. специальные налоговые режимы, как по всей России, так и на определенных территориях (ОСЗ, СЭЗ).

5. Возможность участия на поставку товаров в рамках государственных и муниципальных государственных закупок.

Однако предприниматели отмечают и ряд сложностей, которые неукоснительно сопровождают их работу.

Согласно проведенному Росстатом Сплошному наблюдению за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2019 год, 26% предпринимателей определяют основной проблемой своей работы налоговое бремя, 19% - коррупция, 15% - административные барьеры, 11% - недоступность кредитов.

Рассмотрим вторую по важности проблему - административные барьеры как проблемы взаимодействия малого бизнеса и муниципалитета, поскольку в первую очередь ресурсы, которые необходимы для осуществления своей деятельности предпринимателю требуются на местах.

Согласно опросу, проведенному Т.Г. Гилиной в 2019 году в рамках исследования Вестника Таганрогского института управления и экономики, их можно распределить на несколько блоков [4].

Проблемы регистрации СМСП, а также постановка на учет в ИФНС.

Частными случаями данной проблемы являются следующие ситуации, которые приходится решать предпринимателям:

1. Низкий уровень информационной поддержки со стороны сотрудников регистрирующих органов, информация же доступна в платной консультации либо с течение месяца в случае направления письменного запроса в регистрирующий орган;

2. Количество сотрудников регистрирующих органов и время их работы не соответствует количеству количеству фактических заявителей;

3. Часто требование документов, которые не входят в перечень, установленный законом, что влечет за собой значительную потерю времени.

4. Зачастую правовая безграмотность сотрудников, которые взаимодействуют с предпринимателями не только по вопросам регистрации, но и в принципе сотрудников государственных и муниципальных органов.

Ограничение доступа к земельным, имущественным и сырьевым ресурсам.

1. Приходящие уведомления о досрочном прекращении договоров аренды без основания причин (это касается арендаторов нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности);

2. Увеличение платы за аренду помещения, находящееся в собственности муниципалитета.

3. Сложности взаимодействия с коммунальными структурами, которые объективно занимают монопольное положение на рынке:

4. Установка и эксплуатация газовых счетчиков;

5. Сложность подключения к сетям водоснабжения.

Анализируя опыт работы в муниципалитетах г. Таганрога, автор

также хочет отметить важность человеческого фактора, который не всегда должным образом раскрывается среди обозначенных проблем. Во - первых правовой и менеджерский непрофессионализм некоторых сотрудников никак не способствует поддержанию высокого качества муниципальных услуг. Во-вторых, как никогда остро на муниципальном уровне стоит проблема разграничения полномочий между государственными и муниципальными органами власти. Имея ограниченный временной ресурс, муниципальные служащие, выполняя увеличенную документарную нагрузку, не имею возможности уделить должное время обращениям граждан, а также проведением какие-то информационных мероприятий.

В рамках преодоления данных проблем на государственном уровне разрабатывается ряд мер.

К примеру, серьезный шаг в развитии малого бизнеса - это планируемое внедрение системы «налоговых каникул».

Впервые зарегистрированные столичные предприниматели работающие в рамках 30 установленных видов деятельности в производственной, социальной и научной сферах, применяющие упрощенную или патентную системы налогообложения, будут освобождены от уплаты налогов на два года. При этом дальше обсуждения теоретических законопроектом продвинулись только органы власти столицы. Проект закона о налоговых каникулах скором до 01 января 2021 года в марте одобрило правительство Москвы.

Право устанавливать в 2015-2020 гг. налоговую ставку 0% закреплено за регионами поправками в НК РФ, принятыми в декабре 2014 года.

Двухлетние налоговые каникулы в 2015 году не распространяются на предпринимателей, которые снялись с учета и вновь зарегистрировались в качестве ИП. Освобождение действует только для новичков[4].

Таким образом, если, к примеру, проблемы законодательства и налогового регулирования носят более масштабный характер, который можно эффективно решить на уровне всей страны, то проблемы взаимодействия предпринимателя и муниципалитета носят более частный,

индивидуальный для каждого города характер. Проблемами взаимодействия малого бизнеса и муниципалитетов Таганрога является некоторая «отстраненность» представителей бизнеса от муниципальных работников и другого обслуживающего персонала. На наш взгляд, эти проблемы можно решить только на административном уровне путем выявления причин этих проблем и жесткого, обязательного их прекращения, будь то человеческий фактор, либо бюрократический недочет, либо непрофессионализм определенных людей, занимающих руководящие должности на муниципальной службе.

Данное замечание о профессионализме не всегда касается только руководящих должностей. При условии недостатка профессионализма или времени, муниципальный служащий не может решить проблемы обратившегося гражданина эффективно, а значит только усугубляет существующую проблему взаимодействия малого бизнеса и органов власти г. Таганрога.

Использованные источники:

1.Официальный портал Правительства Ростовской

области./http://www.donland.m/Donland/Pages/View.aspx?pageid=92218&Ite

mID=61152&mid=83793

2.Газета«Ведомости»./http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_ nashih_ekonomicheskih_zadachah

3. Высоцкая О.А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2012. - №2(12). - с.94-96

4. Т.Г. Гилина. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и меры снижения. Электронная версия. http://cyberleninka.ru/article/n/risk-vliyaniya-admmistrativnyh-barierov-na-deyatelnost-malogo-i-srednego-biznesa-krupnogo-goroda-otsenka-i-mery-snizheniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.