Научная статья на тему 'Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы'

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы»

В. А. Антропов , Е. В. Ревина

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы

В современных условиях отношения вуза с окружающей средой характеризуются углубляющейся асимметрией между запросами последней и способностью вуза удовлетворять их, т. е. по мере роста предъявляемых к вузам требований традиционные пути их удовлетворения уже не срабатывают. В связи с этим сегодня идет становление новой модели вузов, что является для них как минимум условием повышения качества оказываемых услуг и эффективности деятельности, а в конечном итоге — залогом сохранения статуса компетентного социального института.

В основе этой модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого — в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке [3]. Становление новой модели вуза, очевидно, предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений вуза с тем, чтобы они могли обеспечивать гибкость его деятельности. В Концепции модернизации российского образования формирование эффективных экономических отношений в образовании выделено в числе приоритетов образовательной политики РФ [9]. При этом, на наш взгляд, особую роль играет преобразование внутривузовских организационно-экономических отношений. Прежде чем изложить сущность предлагаемого метода совершенствования этих отношений, ориентированного на решение задачи придания гибкости деятельности вуза, кратко охарактеризуем содержание, элементы и структуру внутривузовских организационно-экономических отношений.

При выделении внутривузовских организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы [10, с. 56]. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, или отношения собственности, и, в-третьих, организация и управление. В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Совокупность экономических отношений вуза, выделенных по рассматриваемому критерию, представлена на рис. 1.

Рис. 1. Совокупность экономических отношений вуза

Внутривузовские организационно-экономические отношения на основании данного подхода определены нами как отношения, возникающие в процессе оказания вузом образовательных и исследовательских услуг и определяющие зависимость деятельности и развития вуза от его институтов, организации и управления.

Объектами внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях сложившейся практики деятельности вузов выступают организация, управление и институциональное оформление подготовки студентов по специальностям, проведения НИОКР, издательской деятельности, оказания консультационных, инжиниринговых и др. услуг. Субъектами внутривузовских организационно-экономических отношений являются вуз в целом, коллективы структурных подразделений, сотрудники, студенты, предприятия-заказчики (при выполнении договорных работ). В рамках данной работы будут рассмотрены внутривузовские организационно-экономические отношения, формирующиеся только в ходе обучения студентов.

Конкретизируем объекты и субъекты внутривузовских организационно-экономических отношений применительно к образовательному процессу и на основании этого составим схему внутривузовских организационно-экономических отношений, основное содержание которой заключается в установлении соответствия между субъектом и объектом этих отношений. Использование такого подхода и анализ образовательной деятельности российских вузов позволяют представить всю совокупность внутривузовских организационно-экономических отношений следующим образом (см. рис. 2). Значками «+», «+/-», «-» обозначен состав внутривузовских организационно-экономических отношений: соответственно, наличие, частичное наличие и отсутствие отношений между субъектом и объектом организационно-экономических отношений.

Рис. 2. Схема внутривузовских организационно-экономических отношений

Каждый субъект внутривузовских организационно-экономических отношений имеет свой набор экономических интересов. Недостаточное включение отдельных субъектов во внутривузовские организационно-экономические отношения ведет к тому, что их интересы в ходе осуществления образовательной деятельности учитываются не полностью или не учитываются вообще, не достаточно полно согласовываются между собой, а это можно рассматривать как фактор, негативно влияющий на конечные результаты деятельности вуза. Исходя из этого, совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений с целью повышения качества и эффективности деятельности вуза предполагает переход к такой модели вуза, в рамках которой возможно было бы, с одной стороны, обеспечение гибкости как ключевой характеристики его деятельности, а с другой стороны, полноценное (адекватное интересам) включение каждого субъекта во все элементы внутривузовских организационно-экономических отношений. На наш взгляд, такая модель должна базироваться на совокупности следующих основных принципов:

• академическая автономия вуза;

• экономическая самостоятельность вуза;

• представление цели оказываемых вузом услуг в большей степени в функции спроса;

• организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом;

• организационная децентрализация вуза.

Первые три принципа достаточно подробно рассматриваются в научных работах; нашли они отражение и в нормативных документах. Поэтому кратко поясним последние два принципа и рассмотрим, в чем выразится изменение внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях модели вуза, базирующейся на перечисленных выше принципах, и как это отразится на конечных результатах его деятельности.

Организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом означает переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации. Причинами такого перехода являются, с одной стороны, неэффективность функционально ориентированной организации в условиях современного рынка, а с другой стороны, изменившиеся возможности способов и методов поддержки принятия решений, т. е. доступность разнообразных средств информационного обеспечения деятельности [13].

Концепция, в соответствии с которой предприятие представляется в виде набора бизнес-процессов, а управление его деятельностью — как управление бизнес-процессами, была разработана в конце 1980-х гг. С конца 1990-х гг. стали проводиться теоретические исследования проблемы использования принципов процессно-ориентированного управления применительно к вузам [см., например: 8, 11]. Под бизнес-процессом понимается специфически упорядоченная совокупность работ, действий во времени и пространстве с указанием начала и конца и точным определением входов и выходов. Бизнес-процессы делятся на основные, добавляющие качество, и вспомогательные, формирующие инфраструктуру предприятия. В вузе разновидностями основных бизнес-процессов являются образовательные и исследовательские. Примером образовательного бизнес-процесса является выпуск специалистов по определенной специальности и форме обучения, а экземпляра процесса — выпуск по отдельной специализации.

Каждый образовательный бизнес-процесс в качестве входа имеет абитуриентов, в качестве выхода — специалистов, а содержанием его является определенным образом организованное обучение и воспитание студентов. При таком подходе объектами внутривузовских организационно-экономических отношений являются разработка, осуществление, управление, институциональное обеспечение образовательного бизнес-процесса; а субъектами — вуз, трудовые коллективы подразделений, преподаватели, студенты, предприятия-заказчики. Выделение образовательных бизнес-процессов, их анализ и совершенствование представляют значительный резерв для повышения эффективности деятельности вуза. Среди основных преимуществ — простота проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами, особенно это касается кадровых ресурсов. Кроме того, т. к. исходной точкой и конечным продуктом образовательного бизнес-процесса является результат, происходит естественная переориентация организации и управления на потребителя, которым и оценивается результат. Фактически в образовательной деятельности российских вузов частично уже используется процессно-ориентированное управление: так реализуется организация и управление образовательными процессами по программам ЦИПС, при выпуске специалистов, получающих второе высшее образование, при подготовке слушателей на ФПК.

Преобразования организационной структуры вузов и, в частности, организационная децентрализация, в последние годы описываются и анализируются в целом ряде публикаций [см., например: 1, 7, 12]. Организационная децентрализация вуза предполагает определение ряда центров ответственности (факультетов, кафедр), которые сами обеспечивают реализацию конкретных образовательных процессов, и руководители которых принимают на себя ответственность за результаты деятельности, за расходы и (частично) доходы своих подразделений. Положительные стороны такого подхода заключаются в следующем:

• делегирование ответственности на более низкий структурный уровень способствует сокращению сроков принятия решений;

• собственный бюджет служит основой для системы материального стимулирования всего персонала подразделения;

• каждый сотрудник понимает, что его личные усилия по сокращению затрат реально отразятся на состоянии бюджета подразделения, что труднодостижимо в масштабах вуза;

• установив величину затрат, присущих каждому из подразделений, администрации вуза легче принимать корректирующие решения [1, с. 214].

Таким образом, организационная децентрализация означает делегирование более широких полномочий и ответственности подразделениям при реализации образовательных бизнес-процессов.

Охарактеризуем изменения основных объектов внутривузовских организационно-экономических отношений — организации, управления, институционального обеспечения, и состава этих отношений, которые произойдут в условиях реализации новой модели вуза.

Организация образовательного бизнес-процесса: его разработка и реализация. Ответственны за разработку конкретных образовательных бизнес-процессов (далее — бизнес-процессов) и их экземпляров, в основе которой лежит разработка учебных планов по отдельным специальностям и специализациям, деканы. Декан назначает руководителя для каждого экземпляра бизнес-процесса, который непосредственно его разрабатывает, несет за него оперативную ответственность и обеспечивает его эффективное осуществление. Бизнес-процесс разрабатывается в соответствии с ГОС, моделью специалиста, а также с учетом интересов самих студентов и предприятий-заказчиков. Однако, если механизм учета интереса последних в настоящее время отработан при реализации договорной подготовки специалистов, например, в рамках ЦИПС, то создание механизма учета интересов студентов находится в зачаточном состоянии и сопряжено с множеством проблем.

Зав. кафедрами, причем не только выпускающими, а всеми задействованными в реализации конкретных бизнес-процессов, участвуют в их разработке. Цели, которые при этом преследуются, — защита интересов кафедр и обеспечение качества обучения. Конкретно участие зав. кафедрой в разработке бизнес-процесса должно выражаться:

1) в контроле соблюдения основных принципов построения учебного плана применительно к дисциплинам, преподаваемым кафедрой, в частности, принципа преемственности;

2) в обеспечении по каждой дисциплине, преподаваемой кафедрой, одинаковой структуры учебных часов (соотношения лекционных и практических часов, аудиторных и внеаудиторных) для схожих специальностей. Это позволит более рационально использовать трудовые и материальные ресурсы кафедр, организовать более эффективное использование технических средств и т. д.;

3) в обосновании предложений по включению новых дисциплин и спецкурсов в учебный план специальности.

Участвуя в разработке конкретных бизнес-процессов, зав. кафедрой является выразителем общих позиций кафедры, при выработке которых должно происходить по возможности полное согласование коллективных интересов кафедры и индивидуальных интересов преподавателей. Имея информацию об общем объеме и структуре учебных часов по всей совокупности бизнес-процессов, в реализации которых участвует кафедра, зав. кафедрой планирует ее оптимальный качественный и количественный состав, обеспечивает повышение квалификации своего персонала и ведет проверку его компетентности.

Преподаватели заключают договоры в одном или нескольких бизнес-процессах вуза. Они составляют подробные индивидуальные планы со сроками выполнения работ, согласовывают их с руководителями процессов, разрабатывают полный комплект методического обеспечения преподаваемых дисциплин, выполняют работы в конкретных бизнес-процессах, следят за своим профессиональным ростом. На рис. 3 представлена модель бизнес-процесса вуза, описывающая взаимодействие его участников.

Рис. 3. Модель образовательного бизнес-процесса

В ходе разработки и реализации учебного плана специальности как образовательного бизнес-процесса создаются более эффективные рабочие процедуры, идентифицируются необходимые изменения в работе преподавателей, определяются способы использования информационных технологий, подготавливается система мотивации, разрабатываются поддерживающие информационные системы.

Организация подготовки студентов по специальности как организация бизнес-процесса позволяет:

1) оптимизировать учебный план:

• по критерию качества за счет более полного соблюдения принципа преемственности, устранения дублирования, учета и согласования интересов всех субъектов бизнес-процесса;

• по критерию затрат за счет обоснования норм учебной нагрузки преподавателей; установления нижней границы численности учебных групп (есть смысл установить и верхнюю границу, т. к. в противном случае, добиваясь оптимизации по критерию

затрат, можно негативно повлиять на качество обучения); возможности объединения лекционных потоков;

2) повысить качество обучения студентов за счет перехода от «директивной» к «интерактивной» модели обучения, использования современных методик преподавания, обеспечения взаимосвязи и преемственности при изучении дисциплин, междисциплинарных связок, выстраивания процесса обучения и воспитания студентов в соответствии с моделью специалиста, использования единых методик текущего и итогового контроля, балльно-рейтинговой системы. Фактически, при реализации отдельного образовательного бизнес-процесса преподаватели различных факультетов и кафедр начинают работать как единая команда, объединенная общими целями и задачами и несущая коллективную ответственность за конечный результат, что принципиально отличается от сложившейся в вузах практики реализации образовательного процесса;

3) создать систему мотивации персонала, формирующую заинтересованность в обеспечении высокого качества обучения, разработке новых программ для привлечения новых категорий учащихся.

Разработка и реализация образовательных бизнес-процессов в условиях организационной децентрализации вуза предполагают наделение кафедр более широкими полномочиями. При этом отчасти исчезает различие между выпускающими и обеспечивающими кафедрами, т. к. все кафедры имеют возможность участвовать не только в осуществлении, но и в разработке бизнес-процессов, а главное, преподаватели всех кафедр заинтересованы в увеличении числа студентов и повышении качества обучения в «своих» бизнес-процессах и несут материальную ответственность за качество и эффективность деятельности при их реализации. Последнее обеспечивается соответствующей системой управления бизнес-процессом.

Управление образовательным бизнес-процессом. Как отмечалось, организационная децентрализация вуза предполагает преобразование учебных, вспомогательных и функциональных подразделений в центры ответственности, которые получают право на самостоятельное ведение производственной деятельности, планово-учетной работы в рамках вуза и имеют собственные бюджеты. Управление образовательным бизнес-процессом в условиях организационной децентрализации, а также управление подразделениями, участвующими в его разработке и осуществлении, на наш взгляд, целесообразно построить на известных принципах хозрасчета: самоокупаемость, соизмерение затрат и результатов, оперативно-хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность. Среди современных исследователей проблем экономики и управления высшей школой идея использования хозрасчета как метода управления вузом, при условии определенной модификации его механизма с учетом современных реалий, находит все большее количество сторонников [см., например: 1, 5]. В рамках данной статьи рассмотрим, в чем выразится реализация перечисленных принципов при управлении бизнес-процессом и кафедрой.

При управлении бизнес-процессом принцип самоокупаемости реализуется в том, что для каждого экземпляра бизнес-процесса декан и руководитель процесса планируют бюджет, и все доходы, связанные с данным бизнес-процессом в виде госбюджетного финансирования, платы за обучение и др., должны быть достаточными для покрытия расходов на его реализацию. Принцип соизмерения затрат и результатов находит воплощение в системе управления затратами и результатами, что выражается в их учете, нормировании, планировании, контроле и анализе по каждому бизнес-процессу с целью принятия оперативных управленческих решений и координации направлений будущего развития кафедры, факультета и вуза в целом. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности означает, что в рамках утвержденного учебного плана специальности, индивидуальных планов преподавателей и бюджета бизнес-процесса руководитель процесса осуществляет управление трудовыми и материальными ресурсами, переданными в его распоряжение, и несет оперативную ответственность за них и реализацию процесса. Принцип материальной заинтересованности и ответственности заключается в установлении прямой зависимости уровня оплаты труда каждого преподавателя, участвующего в данном образовательном процессе, от количества и качества его труда.

В условиях кафедрального использования элементов хозрасчета его принципы будут реализовываться несколько по-иному. Так, например, принципы самоокупаемости и соизмерения затрат и результатов в реальной хозяйственной практике в зависимости от выбранной модели внутривузовского хозрасчета могут выражаться:

1) в соизмерении фактических затрат кафедры при реализации образовательных бизнес-процессов вуза, прежде всего затрат на оплату труда, с их нормативной или плановой величиной. При такой постановке образованная экономия или перерасход являются косвенным выражением окупаемости затрат [2, с. 29];

2) в соизмерении суммы прямых и в определенной доле отнесенных на затраты подразделения общевузовских затрат (полной себестоимости бизнес- процесса) с фактическими доходами от реализации данного бизнес-процесса и определении финансового результата подразделения, в качестве которого в этом случае рассматривается его прибыль [1, с. 292]. Такой вариант применим только для независимых хозрасчетных центров в рамках вуза и с большими оговорками для выпускающих и обеспечивающих кафедр. В целом его применение сопряжено с предварительной разработкой подробной классификации общевузовских затрат и издержек структурных подразделений [6, с. 61];

3) в соизмерении прямых затрат кафедры при реализации бизнес-процесса с полученным ею доходом и вычисление на этой основе «маржинального» дохода [1, с. 293].

Каждый из перечисленных вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны; в предлагаемой нами модели совершенствования внутривузовских организационно-экономических отношений целесообразно применение первого варианта. Использование на кафедре принципа оперативно-хозяйственной самостоятельности заключается, прежде всего, в том, что зав. кафедрой на стадии разработки бизнес-процессов ведет переговоры с деканами или руководителями процессов о «продаже» труда своих преподавателей для того, чтобы получать деньги на покрытие расходов кафедры (заработная плата и др.). При такой организации работы зав. кафедрой заинтересован в том, чтобы предлагать руководителям процессов именно тех исполнителей, которые принесут наибольшую отдачу в конкретном бизнес-процессе. Для образования кафедрального фонда заработной платы в основу должна быть положена численность студентов, обучаемых преподавателями кафедры в различных бизнес-процессах. В рамках образованного на кафедре фонда заработной платы и в зависимости от трудового вклада каждого преподавателя зав. кафедрой устанавливает уровень окладов (при этом нижняя граница является величиной заданной и определяется тарифной сеткой) и соотношение должностей. Коллективу кафедры применение принципа оперативно-хозяйственной самостоятельности, в свою очередь, дает возможность самостоятельно находить решения при осуществлении учебного процесса. В эти решения могут войти коллективные мероприятия преподавателей, направленные на разработку учебно-методических материалов, рациональное использование закрепленных за кафедрой материальных ресурсов и т. п. Принцип материальной заинтересованности и ответственности в условиях кафедрального хозрасчета находит выражение в создании системы оплаты труда преподавателей, основанной на сочетании личной и коллективной материальной заинтересованности, выполнении принятых нормативов и заданий, учете реального вклада каждого работника кафедры в конечный результат. В данном случае может быть использована, например, методика формирования фонда оплаты труда и других кафедральных фондов, разработанная в РУДН [5]. Использование принципов хозрасчета в управлении образовательным бизнес-процессом и кафедрой возможно при определенных условиях, в частности:

• наличие прав и обязанностей субъектов образовательного процесса, соответствующих составу их функций;

• использование системы бюджетного планирования вуза, включающей формирование и исполнение бюджетов бизнес-процессов, бюджетов подразделений — центров ответственности и сводного бюджета вуза;

• разработка системы оценочных показателей и планово-учетных единиц, определение методов их расчета применительно к бизнес-процессам и конкретным

группам подразделений, организация учета результатов работы по планируемым и оценочным показателям [2, с. 33].

Институциональные основы организации и управления образовательным бизнес-процессом. Вузом разрабатывается пакет нормативных документов, регулирующих его деятельность в условиях организационной децентрализации; все отношения между субъектами бизнес-процессов строятся на договорной основе; формируется предпринимательский менталитет как элемент организационной культуры вуза.

Литература

1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: Экономика, 2003.

2. Воронов Е. П. Хозрасчет и калькулирование себестоимости подготовки кадров в вузе. Л.: ЛЭФИ, 1987.

3. Долженко О. На пути в будущее: Аналитический реферат книги Б. Р. Кларка «Создание предпринимательских университетов» // ВВШ. 1998. № 11. С. 37-41.

4. Ефимов А. В., Самуйлов В. М., Ревина Е. В. Менеджмент вуза: от функционального подхода к ориентации на процессы // Совершенствование организации производства транспортных систем на основе реинжиниринга бизнес-процессов: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2001. С. 120-131.

5. Ефремов А. П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-во МГУП, 1999.

6. Кельчевская Н. Р., Шкавро С. Л. Механизм распределения внебюджетных средств, полученных от образовательной деятельности, внутри вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4. С. 60-64.

7. Клюев А. К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 3-4. С. 3-9.

8. Ковалев Н. Р. Реинжиниринг технологий образования // Образование основа устойчивого развития России: Тез. Всерос. науч.-практич. конференции. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1999.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 11-Х1У.

10. Курс экономической теории / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Изд-во «ДИС», 1997.

11. Михайлушкин А. И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб., 1998.

12. Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет// Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 3-11.

13. Шеер А. В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / Пер. с англ. М.: Весть-МетаТехнология, 1999.

© В. А. Антропов, Е. В. Ревина, 2003

Антропов В. А. Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы / В. А. Антропов, Е. В. Ревина // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2(25). С. 41-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.