Научная статья на тему 'Инновационные методы и подходы к управлению вузом'

Инновационные методы и подходы к управлению вузом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1654
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / МОДЕЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ВУЗА / ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афасижев Туркубий Индрисович, Тешев Валерий Асланович

В статье речь идет об инновационных методах и подходах к управлению вузом, об экономическом управлении вузом, о модели предпринимательского вуза, об основных приоритетах стратегического развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы и подходы к управлению вузом»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378.015.6 ББК 74.584 (0)

А 94

Т.И. Афасижев, В.А.Тешев

Инновационные методы и подходы к управлению вузом

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье речь идет об инновационных методах и подходах к управлению вузом, об экономическом управлении вузом, о модели предпринимательского вуза, об основных приоритетах стратегического развития вуза.

Ключевые слова:

Методы экономического управления вузом; модель предпринимательского вуза; основные приоритеты! стратегического развития вуза.

В России в настоящее время одна из основных проблем управления высшим учебным заведением заключается в том, что из «научно-образовательной структуры» оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Для оптимального взаимодействия финансового, коммерческого и интеллектуального капитала необходимы особые механизмы, реализация которых должна осуществляться путем применения экономических методов управления.

Имеющихся в распоряжении вузов ресурсов не хватает на решение возникающих проблем. Для их решения требуется штат специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и способных обеспечить его финансирование. Иными словами, вуз нуждается в единой структуре, которая занималась бы только реализацией продуктов и услуг, производимых (оказываемых) вузом, т.е., необходимо применение инновационного подхода, как механизма формирования и оптимизации внутренней среды вуза. Наиболее важным моментом является то, что старые подходы к данной проблеме не всегда адекватно реагируют на окружающую экономическую и финансовую действительность, поэтому нет смысла создавать дополнительный отдел без глубокой реформации всей управленческой системы. Значительная диверсификация источников финансирования требует существенных вложений в новые управленческие структуры с высоко профессиональным персоналом.

Поэтому для российских вузов важное значение в настоящее время приобретают не только организационные, но и финансовые структуры, дающие разбиение организации по центрам финансового учета. Такими центрами могут стать: центр маркетинга и коммерческого управления; центр управления финансами и экономикой; центр по инвестициям; центр по работе с персоналом и т. д.

Примером подобной структуры может служить управление инновационных проектов.

В его создании и получении соответствующих данных и информации заинтересованы:

- руководство вуза, которому необходима информация для анализа деятельности и стратегического планирования развития вуза, финансово-экономического прогнозирования и т.д.;

- руководители подразделений, которым требуется информация для оперативного планирования и координации действий сотрудников подчиненных им подразделений;

- рядовые сотрудники, получающие эффективные инструменты для выполнения должностных обязанностей и принятия оперативных решений;

- студенты и преподаватели, внешние пользователи, имеющие информацию о ходе учебного процесса и деятельности университета.

Создание и ведение информационной базы поддержки административной, учебной, учебно-методической и научной деятельности в подразделениях университета (оперативная информация) позволяет:

- сокращать бюрократические барьеры между подразделениями;

- устранять необоснованное дублирование работ, выполняемых в различных подразделениях;

- упрощать оформление и прохождение документов;

- реализовать разнообразные запросы информации;

- просто получать различные формы отчетности и т.п.

Однако в большинстве вузов, испытывающих хронический недостаток финансирования, такая структура, к сожалению, отсутствует.

Для организации системы анализа и планирования финансовых ресурсов высшей школы (что является объективно необходимым при системе многоканального финансирования), адекватной требованиям рыночной экономики, необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бизнес-процессов вуза. Это позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Реорганизация организационной структуры вуза с выделением финансовой подсистемы, учет степени мотивированности сотрудников, внедрение стратегического планирования,

позволит в условиях конкуренции не только решать сложные задачи выживания вуза, но и совершенствовать процессы развития многоканального финансирования, развивать материально-техническую базу для повышения уровня и качества учебного процесса в соответствии с мировыми стандартами.

Экономический подход к управлению на всех уровнях организационной структуры вуза -это использование таких правил и приемов выбора целей и средств их достижения на основе эффективного использования научно-образовательного потенциала, которые обеспечивают удовлетворение потребностей человека и общества.

К основным принципам экономического управления бизнес-процессами вуза, как показывают теория и практика, можно отнести: доверие нижестоящему уровню управления; право принимать решения о выделении ресурсов каждому уровню управления; разделение прав управления по уровням с запретом на вмешательство в функции нижестоящего уровня; ответственность и гласность результатов деятельности; личную ответственность руководителей за сферу своего управления.

Для реализации экономического управления в практической деятельности сложился базовый набор специфических элементов:

1) должностное распределение прав и ответственности по уровням управленческой структуры;

2) наличие известных всем политики, целей и стратегии развития вуза;

3) планирование и контроль финансовых потоков через систему взаимосвязанных бюджетов подразделений и вуза в целом;

4) наличие развитой и общедоступной системы информирования о состоянии и итогах деятельности;

5) наличие системы материального и морального поощрения за итоги деятельности работающих;

6) экономическая оценка всех значимых управленческих, решений.

Декларируемая на всех уровнях власти приоритетность развития высшей школы и науки, обещания режима наибольшего благоприятствования часто оказываются нереализуемыми на практике. В данных условиях актуальной становится проблема поиска дополнительных к бюджетному источников ресурсного обеспечения. Соответственно требуются принципиально иное поведение персонала, особенно административного: отказ от иждивенчества, ожидания внешней помощи; переход к активному совершенствованию всей организации деятельности вуза; проведение активной маркетинговой политики. Все это требует выработки и последовательного осуществления концепции активного выживания вуза в условиях конкуренции, стабильности жизнеобеспечения вуза как процесса формирования или «изыскания» ресурсов, необходимых для выполнения основных и вспомогательных функций вуза, особенно финансовых, материальных, трудовых и информационных.

Эффективность функционирования системы высшего образования определяется эффективностью работы высших учебных заведений. Вуз представляет собой, по сути, фирму, которая аккумулирует материальные, физические, интеллектуальные ресурсы и трансформирует их в конечный продукт - знания и навыки, сформированные у выпускников вуза.

Наступление информационной эпохи, выражающееся в массовой компьютеризации, внедрении и развитии новейшей информационной базы, радикально изменило не только схему передачи знаний, но и методы обучения. Появление новых образовательных систем ставит задачу осмысления их целевых функций, поиска оптимальных структур, целенаправленных на обеспечение качества обучения в условиях роста потребностей общества в образовательных услугах.

Задача повышения эффективности управления бизнес-процессами вуза может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления вузом к интегрированной информационно-аналитической системе. Такая информационная система поможет охватить различные стороны учебного процесса,

автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление финансами, позволит оперативно реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию, обеспечит информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза.

Результатами применения подобной системы могут быть улучшение процессов управления, эффективное ведение бухгалтерии и финансов, рост качества учебного процесса.

Эффективное ведение бухгалтерии и финансов происходит в виде повышения скорости и качества обработки данных; автоматизации всех бухгалтерских операций; приведения бухгалтерской отчетности к международным стандартам и повышения привлекательности вуза для инвесторов за счет открытости и возможности контроля целевого использования средств.

Кроме того, вуз может вести автоматизированный контроль за качеством выполнения учебных планов (учет и анализ результатов промежуточных тестов, зачетов и экзаменов) вплоть до конкретного студента и аспиранта. Происходит стимулирование вуза для участия в международных образовательных и научных проектах, развитие в вузе сервисов по обучению руководителей, экономистов, менеджеров по управлению и т. д.

Таким образом, повышение эффективности управления всем учебным процессом и определяет в конечном счете рост качества учебного процесса, а следовательно, и конкурентоспособность всего высшего учебного заведения.

Сегодня высшие учебные заведения стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы вузов привел к росту ответственности вузов за эффективность своих бизнес-процессов. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными.

Демократизация и децентрализация управления, внедрение государственно-общественных форм управления, в том числе через создание попечительских советов, - это одно из направлений улучшения управления вузом. Еще одно важнейшее направление - новая система финансового менеджмента, позволяющая вузу выжить в современных условиях; связь с рынком труда и поддержка стратегий, направленных на развитие новых схем взаимодействия с работодателями; вопросы трудоустройства выпускников и т.д. Это прежде всего внедрение в практику управления бизнес-процессами вузов принципов стратегического менеджмента, что означает и разработку миссии университета, и создание стратегической программы его развития, и целый комплекс конкретных мероприятий, направленных на выполнение таких программ.

В основе данной модели лежит концепция предпринимательского вуза, отличительная особенность которого в его гибкости, активной, инновационной политике, сориентированной на упреждающие действия на рынке. Становление новой модели вуза очевидно предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений вуза с тем, чтобы она могла обеспечивать гибкость его деятельности. Процесс управления бизнес-процессами в этой новой структуре невозможен без широкого использования стратегического планирования деятельности вуза и реорганизации внутривузовских организационно-экономических отношений, придания им большей гибкости и динамичности.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления вузом. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации вуза.

Перед выбором стратегии развития необходимо идентифицировать миссию и цели вуза, а также оценить состояние ее внешней и внутренней среды.

К началу XXI в. философия образования определила следующие функции университетов и университетского образования в обществе:

- обучающая - передача знаний;

- исследовательская - развитие науки;

- сервисная - обслуживание государства, социума;

- кулътуросозидающия - развитие культуры и интеллекта;

- гуманистическая - трансляция сущностно важных идей. Эти функции и должны быть соответственно отражены в формулировке миссии вуза.

Основные приоритеты стратегического развития вуза могут быть в развитии вуза как высшего учебного заведения исследовательского инновационного типа, деятельность которого ориентирована на опережающие научные исследования, их определяющее влияние на содержание учебного процесса и инновационный подход к обеспечению устойчивого развития вуза, на активной деятельности вуза на российском и международном рынках образовательных услуг и научной продукции. Необходимо, чтобы было высокое качество образовательного, научного и обеспечивающих процессов, происходила интеграция образовательной и научной деятельности по перспективным научно-образовательным направлениям на основе углубления знаний и сохранения научных традиций высшей школы. Можно также выделить следующие приоритеты: развитие образования с широким использованием дистанционных форм обучения; обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала и интеллектуального продукта; формирование современной технологической среды, соответствующей требованиям информационного общества; приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества и личности.

Такая модель функционирования вуза должна базироваться на совокупности следующих основных принципов:

- академическая автономия вуза;

- экономическая самостоятельность вуза;

- представление цели оказываемых вузом услуг в большей степени в функции спроса;

- организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом;

- организационная децентрализация вуза.

Каждый образовательный бизнес-процесс в качестве «входа» имеет абитуриентов, в качестве «выхода» - специалистов, а его содержанием является определенным образом организованное обучение и воспитание студентов. При таком подходе объектами внутривузовских организационно-экономических отношений выступают разработка, осуществление, управление, институциональное обеспечение образовательного бизнес-процесса, а субъектами - вуз, трудовые коллективы подразделений, преподаватели, студенты, предприятия-заказчики. Выделение образовательных бизнес-процессов, их анализ и совершенствование представляют значительный резерв для повышения эффективности деятельности вуза. Среди основных преимуществ - простота проведения оптимизации как самих процессов, с точки зрения их организации, синхронизации, взаимосогласованности, так и ресурсов, потребляемых процессами (особенно это касается кадровых ресурсов). Кроме того, так как исходной точкой и конечным продуктом образовательного бизнес-процесса является результат, происходит естественная переориентация организации и управления на потребителя, которым и оценивается результат.

Преобразование организационной структуры вузов (и, в частности, организационная децентрализация) предполагает определение ряда центров ответственности (факультетов, кафедр), которые сами обеспечивают реализацию конкретных образовательных процессов,

получают право на самостоятельное ведение производственной деятельности, планово-учетной работы в рамках вуза и имеют собственные бюджеты и руководители которых принимают на себя ответственность за результаты деятельности, за расходы и (частично) доходы своих подразделений. Положительные стороны такого подхода заключаются в следующем:

- делегирование ответственности на более низкий структурный уровень способствует сокращению сроков принятия решений;

- собственный бюджет служит основой для системы материального стимулирования всего персонала подразделения;

- каждый сотрудник понимает, что его личные усилия по сокращению затрат реально отразятся на состоянии бюджета подразделения, что труднодостижимо в масштабах вуза;

- установив величину затрат, присущих каждому из подразделений, администрации вуза легче принимать корректирующие решения.

Таким образом, организационная децентрализация означает делегирование более широких полномочий и ответственности подразделениям при реализации образовательных бизнес-процессов.

Управление образовательным бизнес-процессом в условиях организационной децентрализации, а также управление подразделениями, участвующими в его разработке и осуществлении, целесообразно построить на известных принципах хозрасчета: самоокупаемость, соизмерение затрат и результатов, оперативно-хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность. Среди современных исследователей проблем экономики и управления высшей школой идея использования хозрасчета как метода управления вузом, при условии определенной модификации его механизма с учетом современных реалий, находит все большее количество сторонников.

Принцип соизмерения затрат и результатов находит воплощение в системе управления затратами и результатами, что выражается в их учете, нормировании, планировании, контроле и анализе по каждому бизнес-процессу с целью принятия оперативных управленческих решений и координации направлений будущего развития кафедры, факультета и вуза в целом. Принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности означает, что в рамках утвержденного учебного плана специальности, индивидуальных планов преподавателей и бюджета бизнес-процесса руководитель процесса осуществляет управление трудовыми и материальными ресурсами, переданными в его распоряжение, и несет оперативную ответственность за них и реализацию процесса. Принцип материальной заинтересованности и ответственности заключается в установлении прямой зависимости уровня оплаты труда каждого преподавателя, участвующего в данном образовательном процессе, от количества и качества его труда.

Для решения задач адаптации, выживания и развития в новых условиях вузы должны не только постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды, т. е. использовать стратегические подходы в регулировании своей производственно-хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.