Научная статья на тему 'Совершенствование управления транспортной инфраструктуры региона'

Совершенствование управления транспортной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
933
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Барышева Инна Юрьевна

В статье расширено теоретическое представление о транспортной инфраструктуре. Учитывая межотраслевой и двойственный характер транспортной инфраструктуры и ее специфической особенности в виде предоставления транспортных услуг, в отличие от преобладающих отраслевых подходов, транспортная инфраструктура представлена по матричному принципу, в основе которого лежит системообразующий фактор реализация транспортных услуг в различных отраслях экономики. Проанализировано современное состояние транспортной инфраструктуры Северо-Западного Федерального округа. Предложена модель управления транспортной инфраструктурой региона, основанная на распределении функций между различными уровнями управления. Данная модель позволяет проводить согласованную реализацию проектов различного уровня и повысить конкурентоспособность регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления транспортной инфраструктуры региона»

Совершенствование управления транспортной инфраструктуры

региона

Improving the management of regional transport infrastructure

Барышева Инна Юрьевна Аспирант кафедры Государственное и муниципальное управление Финансовый Университет при Правительстве РФ e-mail: barysheva inna@mail.ru

Аннотация

В статье расширено теоретическое представление о транспортной инфраструктуре. Учитывая межотраслевой и двойственный характер транспортной инфраструктуры и ее специфической особенности в виде предоставления транспортных услуг, в отличие от преобладающих отраслевых подходов, транспортная инфраструктура представлена по матричному принципу, в основе которого лежит системообразующий фактор - реализация транспортных услуг в различных отраслях экономики. Проанализировано современное состояние транспортной инфраструктуры Северо-Западного Федерального округа. Предложена модель управления транспортной инфраструктурой региона, основанная на распределении функций между различными уровнями управления. Данная модель позволяет проводить согласованную реализацию проектов различного уровня и повысить конкурентоспособность регионов.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, социально-экономическое развитие региона, управление, организационно-экономический механизм, конкурентоспособность.

Annotation

The paper extends the theoretical understanding of the transport infrastructure. Given the interdisciplinary and dual character of the transport infrastructure and its specific features in the form of the provision of transport services, in contrast to the prevailing sectoral approaches, the transport infrastructure is represented by the matrix principle, which is based on system-forming factor - implementation of transport services in various industries. The current state of the transport infrastructure of the North-West Federal District. A model of management of transport infrastructure in the region, based on the distribution of functions between different levels of management and control of quality projects. This model allows for the coordinated implementation of projects at various levels, and increase the competitiveness of regions.

Keywords: transport infrastructure, socio-economic development of the region, management, organizational and economic mechanism, competitiveness.

Происходящие в России экономические преобразования, предъявляют новые требования к развитию и функционированию транспортной инфраструктуры. В связи с этим развитие и функционирование транспортной инфраструктуры на современном этапе можно рассматривать как стратегический способ создания материально-технической базы для обеспечения структурных преобразований, способствующих экономическому и социальному росту страны в целом и ее регионов в частности. Для реализации этой цели необходимо обеспечить эффективное управление, которое заключается в организации и осуществлении организационно-экономических преобразований с учетом новых тенденций развития.

Анализ основных характеристик, свойств, функций, особенностей и задач транспортной инфраструктуры показал, что основным критерием ее выделения из системы хозяйства региона служат ее функции, реализуемые посредством предоставления услуг всем хозяйствующим субъектам региона и создание благоприятных условий для его дальнейшего развития. Выявленная в работе неразвитость отношений хозяйствующих субъектов по управлению транспортной инфраструктурой может отрицательно повлиять на социально-экономическое положение региона.

Прежде чем рассмотреть вопросы совершенствования управления транспортной инфраструктурой региона, необходимо определить ее место в социально-экономической системе региона. В отличии от распространенного отраслевого подхода, при котором под транспортной инфраструктурой понимается совокупность материально-технических объектов, в работе транспортная инфраструктура рассмотрена как организационно-экономическая открытая система, представляющая собой подсистему региональной экономики, входящая в состав различных отраслей производственной и непроизводственной сферы, устанавливающая между

ними институциональные условия и связи и оказывающая транспортные услуги как отраслевой структуре экономики региона, так и социальной сфере.

Исходя из этого, а также учитывая двойственный и межотраслевой характер транспортной инфраструктуры, считаем целесообразность комплексного подхода к определению роли и места транспортной инфраструктуры в социально-экономической системе региона с учетом ее специфической особенности - предоставления транспортной услуги (рис.1)

Транспортная инфраструктура

Ч_✓

I

Услуги

Отрасли производственной сферы

Отрасли непроизводственной сферы

Источник - составлено автором Рис. 1 - Транспортная инфраструктура в социально-экономической системе региона

Данный подход позволяет проводить оценку влияния транспортной инфраструктуры не только по экономическим, но и по социальным параметрам регионального развития, определяя как количественные, так и качественные цели в результате предоставления услуги всем хозяйствующим субъектам региона.

Исследование управления транспортной инфраструктуры проводилось на примере Северо-Западного Федерального округа (СЗФО). Выбор был обусловлен значением транспортного комплекса СЗФО в обеспечении работы транспортной системы страны, которая определяется специализацией и пропускной способностью транспортной инфраструктуры,

с N

«

ей ей

X О

X >

<и н

и и

н >

о о

ч н

о о

и я

СО У

К -я

о

Л м

С

V у

с \

ей

О

£ >

ей н

X и

л >

ч о

ей н

К о

дц ей

о О

о -в X

X

/

обеспечивающей импорт и экспорт российских грузов. Высокий транзитный потенциал региона, которым обладает СЗФО - его важнейшее конкурентное преимущество и мощный фактор экономического и социального развития для страны в целом. Анализ современного состояния развития транспортной инфраструктуры СЗФО позволил выявить ее основные сильные и слабые стороны (рис.2)

ВОЗМОЖНОСТИ

1 Транзитный потенциал

2.Формирование единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии

3.Развитие логистических технологий.

4.Интеграция в международную транспортную систему через МТК.

5.Коммерческая эксплуатация Северного морского пути.

УГРОЗЫ

1.Снижение инвестиционных возможностей бюджетной системы и активности частных инвесторов;

2.Развитие альтернативных маршрутов транспортировки грузов как между Азией и Европой (ТЯЛСЕСА, железнодорожный маршрут через Иран и Турцию), так и между Российской Федерацией и другими странами.

Источник -составлено автором Рис. 2 - SWOT анализ транспортной инфраструктуры СЗФО

Вместе с этим анализ существующего состояния транспортной инфраструктуры СЗФО показывает, что она не отвечает современным требованиям состояния экономики округа и оказывает сдерживающее влияние на ее развитие. Практически по всем субъектам Федерации СЗФО отмечается высокая степень перегруженности транспортной инфраструктуры, что не позволяет округу в полной мере использовать свой транзитный потенциал, снижает его экономическую активность и

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Геополитеческое положение

2.Прохождение по территории СЗФО ряда международных транспортных коридоров;

3.Рост транспортной составляющей в ВРП.

4.Наличие морских и речных портов, сети автомобильных и железных дорог, трубопроводов, системы воздушных сообщений, терминально-логистических комплексов и таможенно-логистических терминалов.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Недостаточная плотность развития транспортной инфраструктуры, несовершенство структуры транспортной сети, нехватка широтных магистралей;

2. Исчерпание пропускной способности транспортной инфраструктуры на ряде направлений, обслуживающих мощные грузо- и пассажиропотоки.

3.Недостаточный уровень конкурентоспособности транспортного комплекса СЗФО на мировом рынке транспортных услуг.

4.Высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса.

увеличивает стоимость транспортных услуг в себестоимости готовой продукции.

Анализ расчета коэффициентов уровня развития транспортной инфраструктуры по субъектам Федерации СЗФО, свидетельствует о сдерживающем влиянии транспортной инфраструктуры на развитие экономики региона и повышение его конкурентоспособности, а так же значительном уровне перегруженности транспортной (рис.3)

г. Санкт-Петербург

Псковская область

Новгородская область

Мурманска область

Республика

Карелия 16С

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

ининградская область

Ленинградская область

Источник: Федеральная Государственная служба статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2013 год [4]

Рис. 3 - Показатели уровня перегрузки транспортной инфраструктуры

СЗФО

Если учесть высокий транзитный и ресурсный потенциалы приграничных областей и возможностей портов Мурманской и Архангельской областей, можно сделать вывод о недостаточной реализации приграничными регионами своего транзитного потенциала по причине отсутствия современной развитой транспортной инфраструктуры.

Одним из ключевых свойств транспортной инфраструктуры является ее капиталоемкость. Согласно данных Федеральной службы государственной статистики, доля основных фондов инфраструктуры транспорта СЗФО в 2013

году составила 32,3% всех основных фондов округа, что на 3,7 % выше среднего показателя по стране. При этом продолжает возрастать степень износа основных фондов. За период с 2012 по 2013 годы она выросла на 2,6%. Большая часть инфраструктурных сооружений не приносит быстро прибыли, часто является убыточным и требует инвестиций в основной капитал. За период с 2012 по 2013 годы инвестиции в основной капитал транспортного комплекса СЗФО выросли на 11,3 %. Однако, по данным информационного журнала ГЧП [2] 13 % объектов транспортной инфраструктуры округа, реализуемых посредством Государственно -частного партнерства, являются замороженными.

Для анализа определения эффективности инвестиционных вложений была проведена интегральная оценка определения уровня развития инвестиций и степени их использования в регионах СЗФО (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели уровня развития и степени использования инвестиций субъектов СЗФО

Уровень развития инвестиций района (Кр) Показатель степени использования инвестиций (Ки)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Карелия 8,785443 0,53

Республика Коми 4,028673 0,25

Архангельская область 2,706927 0,10

Вологодская область 6,027667 0,39

Калининградская область 0,946158 0,70

Ленинградская область 1,894309 0,81

Мурманская область 2,333231 0,51

Новгородская область 3,193774 0,76

Псковская область 4,888797 0,88

г. Санкт-Петербург 0,418297 0, 76

Источник: Федеральная Государственная служба статистики «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2013 год [4]

Превышающее значение степени использования инвестиций в региональную транспортную инфраструктуру над уровнем их развития может свидетельствовать о неэффективном использовании инвестируемых в

отрасль денежных средств. Для развития транспортной инфраструктуры, удовлетворяющей современным требованиям необходима разработка новых и совершенствование действующих механизмов и инструментов ее управления.

В основных положения социально-экономического развития СЗФО на долгосрочную перспективу отмечается, что основным приоритетом транспортной инфраструктуры региона является создание конкурентоспособного рынка высококачественных транспортно-инфраструктурных услуг. Для этого требуется достигнуть ряд

стратегических целей, как представлено на рисунке 4.

Источник -составлено автором

Рис.- Карта целей транспортной инфраструктуры СЗФО

Задача развития транспортной инфраструктуры рассматривается во всех документах, относящихся к транспортной политике. Развитие транспортной инфраструктуры и ее использование должно быть не только

зоной ответственности федерального центра, но и субъектов федерации в том числе. Для согласования всех сторон развития необходима сбалансированная увязка стратегических целей, приоритетов, тактических задач и решений, принимаемая органами законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня через сбалансированное согласование устанавливаемых показателей региональной социально-экономической политики и государственной транспортной политики.

Эффективное управление заключается в организации и осуществлении ряда организационно-экономических преобразований с учетом новых тенденций развития, целей, задач и критериев их достижения Понятие «управление» в экономическом словаре трактуется как «совокупность действий, выбранных на основании определенной информации и направленных на поддержание или оптимизацию функционирования объекта в соответствии с имеющейся программой или целью функционирования». Учитывая межотраслевой характер транспортной инфраструктуры и обеспечение взаимоотношений между регионами и государствами, процесс управления должен быть реализован на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Любая управляющая система приводится в действие посредством определенных экономических механизмов. Экономический словарь определяет понятие «механизм» как последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление [1]. Понятие «организационно-экономический механизм» имеет более широкий характер, суть которого состоит во взаимодействии между собой организационной и экономической системы.

Таким образом, по нашему мнению, организационно-экономический механизм управления развитием и функционированием транспортной инфраструктуры региона представляет собой комплексную совокупность форм, методов инструментов организационного, экономического,

технического и правового воздействия на процесс предоставления транспортных услуг.

Крупные и значимые проекты в сфере транспортной инфраструктуры требуют как участия федерального уровня управления, так и межрегионального взаимодействия, которое налаживается на горизонтальном уровне взаимодействия субъектов федерации. При разработке и корректировке программ социально-экономического развития СЗФО, исходя из его геополитического положения, необходимо включать мероприятия, направленные не только на региональную и межрегиональную транспортную инфраструктуру, а так же мероприятия с учетом международных требований к транспортной инфраструктуре, отраженных в принятом в марте 2011 года Европейской комиссией в стратегическом документе Белая книга «Транспорт-2050»,. Данный документ содержит предложения для разработки проектов в сфере развития транспорта и определяет политику развития единого транспортного пространства[5]. Основной целью данного документа является «навязывание» соответствующих норм качества к транспортной инфраструктуре приграничных стран. Учитывая приграничное расположение СЗФО, считаем целесообразным совершенствование системы управления транспортной инфраструктуры с учетом этих требований.

Для реализации согласования направлений развития транспортной инфраструктуры с учетом интересов на всех уровнях управления предлагается использовать организационно- управленческий механизм (рис.5). Региональные органы власти координируют взаимодействие между федеральными и муниципальными органами власти и согласовывают стратегические цели развития на всех уровнях управления. Реализация согласования целей транспортного и регионального развития возможна на основе формирования регионального совета, в функции которого должно входить согласование интересов всех заинтересованных сторон, включая так же и частный бизнес посредством реализации механизмов государствнно-

частного партнерства и обеспечение процесса вовлечения регионов в развитие транспортной инфраструктуры.

Территориальное планирование Транспорт [ Транспортная р инфраструктура

Формирует стандарты и требования качества к объектам транспортной инфраструктуры при обслуживании международных транспортных коридоров

Национальный уровень

Федеральные органы власти

Региональный уровень

Создание единого транспортного пространства

Повышение эффективности деятельности транспортной инфраструктуры

Направления стратегического планирования

Концепция интегрированной транспортной

Направления

развития транспортной

Выделяет участки для строительства объектов транспортной инфраструктуры. Привлекает частных инвесторов Реализует механизмы ГЧП

Координация взаимодействий участников перевозочного процесса, обеспечение своевременного вывоза продукции предприятий с территории региона

Инициирует создание системы, Определяет зоны размещения объектов транспортной инфраструктуры Формирует механизм использования земельных участков.

Эффективное использование имеющихся на территории региона производственных, трудовых и природных ресурсов

Региональные —► Стратегия развития —► Региональный Приоритетные

орг аны власти СЗФО план развития направления

Источник: составлено автором Рис. 5 - Организационно-управленческий механизм согласования целей развития региональной транспортной инфраструктуры

Применение организационно-экономического механизма управления транспортной инфраструктурой посредством согласования целей развития с учетом международных требований позволит определить:

• первоочередные направления развития регионов;

• соответствия или несоответствия состояния транспортной инфраструктуры указанным критериям качества, определить параметры необходимого качества предоставления услуги; определить необходимые средства для развития транспортной инфраструктуры; разработать предложения по развитию транспортной инфраструктуры для включения в транспортную стратегию страны.

Список литературы

1. Большой энциклопедический экономико-юридический словарь интеграция, безопасность, право /[авт.-сост.: Л.П. Кураков и др.]. - Москва : ИАЭП, 2013. - 1200 с.

2. Инфраструктура и ГЧП в России. Электронный журнал. Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pppi.ru/

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 www.gks.ru

5. White Paper on transport - Roadmap to a single European transport area Towards a competitive and resource-efficient transport system. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. - 28 p.

Listofreferences

1. Great Encyclopedic Dictionary of Economics and Law: integration, security, law /[avt.-sost .: LP Kurakov et al.]. - Moscow: IAEP, 2013 - 1200 p..

2. Infrastructure and PPP in Russia. Electronic Journal. [Electronic resource] -Access mode. - URL: http://www.pppi.ru/

3. The Russian Federation Government Decree of 22.11.2008, № 1734-r "Transport Strategy of the Russian Federation until 2030".

4. Regions of Russia. Socio-economic indicators in 2013 // www.gks.ru

5.White Paper on transport - Roadmap to a single European transport area -Towards a competitive and resource-efficient transport system. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2011. - 28 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.