Научная статья на тему 'Совершенствование управления территорией'

Совершенствование управления территорией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / TERRITORY MANAGEMENT / SUSTAINABLE SOCIETY DEVELOPMENT / WELFARE OF PEOPLE / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM MODEL / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузмиев Измаил Каурбекович

Предложены методы совершенствования технологий управления, целью которых является устойчивое развитие общества, когда жизнь и благосостояние людей определяются их ценностями и нуждами. По мнению автора, переход от отраслевой системы управления территорией, построенной по иерархическому принципу, к целевой системе с решением задач развития территории специалистами и экспертами, нанятыми исполнительной властью на конкурсной основе для выполнения конкретных программ развития, будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств, сокращению аппарата управления, улучшению качества работ и снижению коррупции. Предлагаемая концепция управления может быть использована коммерческими структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the territory management

Suggested are the methods of improving management technologies, aimed at sustainable development of society, when life and welfare of people is determined by their values and needs. According to the author the transition from industrial system of territory management built on hierarchical type to purpose oriented system will contribute to improvement of budgetary funds consumption, reduction of administrative staff, increase of product quality and decrease of corruption. In purpose oriented system the problems of territory development are solved by specialists and experts of executive authority hired on tender basis to perform specific development programmes. The suggested management concept can be applied as well to commercial structures.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления территорией»

И. К. Хузмиев1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ

Нынешние руководители территорий, являясь в основном политиками и юристами, как правило, не понимают природу изменений, происходящих в сложных вероятностных системах. При этом монополизм во всех сферах экономики и политики является главным тормозом развития, а признаков отказа от него практически нет. Об этом говорил В. В. Путин на совещании в Минфине России 17 апреля 2012 г. Результатом такого «управления» стали:

• снижение эффективности во всех сферах деятельности, отсутствие реального выбора у избирателей, рост цен и инфляции, обострение социальных проблем и как следствие — коррупция, попрание моральных норм, бесправие большинства населения, безответственность и безнаказанность чиновников, погоня за наживой;

• «проедание» остатков советского прошлого в промышленности, науке, недропользовании;

• резкое снижение уровней науки, образования и здравоохранения (платность и взятки);

• ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости, отъезд из страны креативной молодежи и специалистов;

• «вахтовый способ разграбления» ресурсов страны элитой (их семьи и дети живут и учатся за границей, а они «делают» деньги в России, зачастую не брезгуя самыми непотребными способами);

• деградация окружающей среды.

• рост затрат на логистику во всех сферах экономики и социальной сфере (в результате кругом одни посредники);

• в основном сырьевая направленность экономики, несмотря на лозунги о модернизации и инновациях;

• снижение уровней внешней и внутренней безопасности («реформы» армии и милиции мало что изменили в реальной жизни), практическое отсутствие справедливого суда и прокуратуры;

• неэффективное администрирование на всех уровнях власти (депутаты и чиновники в основном решают личные проблемы, мало заботясь о нуждах граждан);

• маргинализация основной массы населения.

Чтобы избежать потери управляемости, необходимо совершенствовать технологии управления.

Целью социальных систем в конечном счете является устойчивое развитие общества, когда жизнь и благосостояние людей определяются их ценностями и потребностями, индикаторами (параметрами) которых являются:

• здоровье;

1 Измаил Каурбекович Хузмиев, заведующий кафедрой организации производства и экономики промышленности Северо-Кавказского горно-металлургического института, д-р техн. наук, профессор действительный государственный советник Республики Северная Осетия - Алания, е-шаП: izmailh@mail.ru

• уровень потребления материальных благ, услуг, продовольствия (зависят от культурных, региональных, моральных, религиозных и других факторов);

• безопасность (общественная, внешняя, внутренняя, личная, семьи, друзей и знакомых и т. д.);

• доступ к образованию;

• защита окружающей среды;

• свободный доступ к информации;

• свобода передвижения;

• возможность самореализации.

Эти ценности относительны, могут изменяться во времени и пространстве как для каждого человека, так и для группы людей. При этом приходится сталкиваться со следующими проблемами развития:

• отсутствие мотивации и, соответственно, грамотного менеджмента;

• нехватка квалифицированных специалистов, в особенности в сфере реальной экономики;

• недостаток достоверной информации;

• сложности в получении инвестиций.

Для решения этих проблем необходим системный подход, а не лечение симптомов. Параметры, или детерминанты, территорий (зон) влияют на происходящие процессы. Всю зону можно рассматривать как суперсистему, в которую входят многочисленные подсистемы, где происходит преобразование собственных и привнесенных ресурсов [6]. Различные внешние граничные условия и детерминанты оказывают влияние на функционирование подсистем. Для принятия решений, поддерживающих устойчивое функционирование системы в целом, необходимо в режиме on-line производить обработку всей информации (как внешней, так и внутренней). Управляющие решения в процессе проектирования и реализации проекта должны приниматься в интересах социально-экономического развития зоны и граждан, проживающих на ее территории. Плановые решения являются предварительными. На стадии проекта невозможно учесть все обстоятельства, поэтому зачастую полученный результат несет в себе элементы неопределенности и непредсказуемости [4]. Ясно, что предварительные (плановые) решения принимаются до реализации проекта. Как правило, при этом мы имеем дело со сложными системами, задача оптимизации которых является многокритериальной. При планировании необходимы системный экологический подход, включающий 6 этапов, и моделирование:

1. Постановка проблемы и ее анализ, формирование целевой функции.

2. Построение математической (или другой) модели, описание параметров, переменных, граничных условий и целевых функций.

3. Математический анализ моделей, разработка алгоритмов решения и программ.

4. Подготовка исходной информации (базы данных).

5. Численное решение.

6. Анализ результатов и принятие решения.

Модель социально-экономической системы представляет собой сочетание естественной экосистемы и рукотворных подсистем. Ресурсные потоки различной природы между отдельными компонентами зоны и внешней средой описываются переменными состояния с постоянными и переменными параметрами (детерминантами). Человек, встроенный в систему, может рассматриваться как непрерывная вынуждающая функция. Clymer [7] советует включать человека «... в каждую экосистему, если она моделируется для решения прикладных задач». Модель системы должна включать управляющие решения. Odum [8] указывает, что это просто сделать, комбинируя дифференциальные уравнения, которые

описывают энергетические и материальные потоки, и логические цепочки, имитирующие информационные процессы. Они предусматривают принятие решения, связанного с параметрами системы и их взаимовлиянием (отрицательные и положительные обратные связи). Когда проект запущен, приходится корректировать управляющие воздействия с учетом реальных параметров и граничных условий, определяемых набором индикаторов.

Администрирование — от федерального до муниципального уровня — построено в виде вертикали управления, по иерархическому принципу. Такая система не ориентирована на объекты управления. Чиновники стараются угодить начальству и лишь во время выборов иногда вспоминают про избирателей. В основном чиновники-исполнители не мотивированы на решение задач общества и противятся любым изменениям, так как их немалые доходы не зависят от результатов работы.

В системе управления постоянно возникают параллельные структуры и контролирующие органы, эффект от которых, как правило, нулевой, зато растут расходы бюджета на аппарат, создаются условия для получения чиновниками дополнительной коррупционной административной ренты. Последняя, по оценкам некоторых экспертов, сегодня превышает треть бюджетных расходов. Система управления замыкается сама на себя, что ведет к снижению ее эффективности и компетентности. В крупных энергетических монопольных бизнес-структурах ситуация похожая: собственники и топ-менеджеры компаний ориентированы не на клиентов, а на получение прибыли исключительно за счет роста цен при снижении качества обслуживания. Яркое подтверждение тому рост тарифов на энергоносители.

Система может успешно работать только в условиях открытого доступа к любой информации, при наличии конкурентного рынка товаров и услуг (в том числе и государственных), ориентированного на покупателя и избирателя [5]. И никаких серых схем и посредников! Поощряться должны организации, производящие добавленную стоимость, а не посредники и финансовые структуры, которые из воздуха делают деньги, а затем переводят их в реальный сектор. Деньги превратились в средство наживы и раз-балансировки экономики.

Чтобы система управления стала эффективной, вознаграждение чиновника должно определяться реальными результатами, полученными в сфере его деятельности в соответствии с заданными формализованными параметрами и требованиями. Для этого в подразделениях системы управления должны работать грамотные менеджеры, нанимаемые для выполнения конкретных проектов, ориентированные на цель, с соответствующей материальной и моральной мотивацией. Иерархическую вертикальную систему управления нужно заменить на горизонтальную [1, 3]. Конкуренция между группами специалистов и отдельными управленцами способствует повышению качества работы, сокращению числа контролеров и посредников, рост количества которых привел к неразберихе и нарушению работы отдельных элементов сложных технологических систем в различных сферах экономики. Конкурс и отчет о выполненной работе должны быть открытыми для публики и общественных организаций. Для решения конкретной задачи развития исполнительная власть нанимает группу экспертов и специалистов, которые за предусмотренные в бюджете средства решают проблему. Группа должна открыто и гласно отчитываться за работу по каждому этапу. Если результаты будут признаны неудовлетворительными, группа может быть отстранена от выполнения работ с соответствующими финансовыми и административными санкциями. На постоянной основе в штате правительства должна работать небольшая группа высокооплачиваемых экспертов и кризис-менеджеров для координации действий и принятия решений в форс-мажорных обстоятельствах.

Основа новой системы управления — честные открытые выборы при конкуренции граждан (50% мест) и их представителей — членов политических партий (50% мест). Избранный населением представительный орган формирует исполнительную власть и программы развития территории в рамках финансовых возможностей, определяет систему налогообложения, утверждает законы, бюджет, контролирует исполнение программ и бюджета, назначает прокурора, главного налогового инспектора, руководителя антимонопольной службы и председателей верховной судебной власти. Глава региона с представительскими функциями, депутаты и шериф избираются населением на четыре года, а судьи — на восемь лет с правом отзыва через процедуру референдума. Ни один гражданин не может занимать выборную должность более двух сроков. Выборный орган, общественные организации и отдельные граждане имеют право контролировать ветви власти, могут ставить вопрос об отзыве любого чиновника и депутата. Исполнители программ и контролеры должны быть разведены. Необходим жесткий кодекс ответственности за нарушение регламентов и законов, принятых выборным органом, для всех представителей властных и административных подразделений. Должна быть четко регламентируемая материальная и моральная система поощрения и наказания по результатам работы, озвученным представителями властей на ежегодных отчетах перед избирателями. Только тогда воровать и плохо работать станет невыгодно, а полезный для общества труд будет вознагражден. Исполнительная власть, формируемая выборным органом, должна состоять из следующих департаментов:

1. Руководитель исполнительной власти территории (назначается выборным органом и осуществляет общее руководство исполнительным органом власти) и его секретариат (не обладает властными полномочиями, выполняет техническую работу).

2. Заместитель руководителя исполнительной власти территории с функциями координатора и организатора исполнения программ, принятых выборным органом.

3. Департаменты безопасности (правоохранительные органы, здравоохранение, экология, чрезвычайные ситуации); образования, культуры и инфраструктуры (дороги, транспорт, системы жизнеобеспечения, поставка энергетических и материальных ресурсов потребителям, ЖКХ, логистика).

Таким образом, переход от отраслевой системы управления территорией, построенной по иерархическому принципу, к целевой системе с решением задач развития территории специалистами и экспертами, нанятыми исполнительной властью на конкурсной основе для выполнения конкретных программ развития, будет способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств, сокращению аппарата управления, улучшению качества работ и снижению коррупции. Предлагаемая концепция управления может быть использована и для крупных коммерческих структур.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Особенности трансформации экономики при переходе к постиндустриальному строю/А. Н. Асаул//Вестник гражданских инженеров. -2008. — № 1 (14). — С. 71-74.

2. Гассиева, О. И. Модели и механизмы устойчивого развития/О. И. Гассиева//Эко-номическое возрождение России. — 2012. — № 3 (33). — С. 80-87.

3. Коптелов, А. Конец иерархии, или Когда наступит эра сетевого управления?/ А. Коптелов [pda.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/05/22/490092_2 12/05/22/490092]

4. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности/ А. Н. Асаул, Х. С. Абаев, Д. А. Гордеев. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. -271 с.

5. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса/ А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. — 224 с.

6. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира/А. Н. Асаул, М. А. Джаман, Е. И. Рыбнов, П. В. Шуканов. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. — 304 с.

7. Clymer, A.B. Next-generation models in ecology/A. B. Clymer//Syctems Analaysis and Simulation in Ecology. — Vol. 2. — B. C. Patten (ed.). — New York: Academic press, 1972. — Р. 533-569.

8. Odum, H. T. Envioroment Power and Sosiety/H. T. Odum. — New York: Wiley-Interscience,

1972.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Features of transformation of the economy during the transition to a postindustrial ranks/A. N. Asaul//Bulletin of Civil Engineers. — 2008. — № 1 (14). — P. 71-74.

2. Gassieva, O.I. Models and mechanisms of sustainable development/O. I. Gassieva// Economic revival of Russia. — 2012. — № 3 (33). — P. 80-87.

3. Koptelov,A. The endofthe hierarchyor whenis an eraofnetwork management?/A. Koptelov// [pda.cnews.ru/reviews/index.shtml?2012/05/22/490092_2 12/05/22/490092]

4. Assessment of the competitive position of businesses/A. N. Asaul, H. S. Abayev, D. A. Gordeev. — St. Petersburg: ANO «IPEV», 2007. -271 P.

5. The theory and practice of taking decisions in finding ways out of the crisis in organizations/A. N. Asaul, I. P. Knyaz, Y. V. Korotaeva. — St. Petersburg: ANO «IPEV», 2007. — 224 P.

6. Ethnogeographical forces of globalization and regionalization of the world/A. N. Asaul, M. A. Jaman, E. I. Rybnov, P. V. Shukanov. — St. Petersburg: ANO «IPEV», 2010. — 304 p.

7. Clymer, A. B. Next-generation models in ecology/A. B. Clymer//Syctems Analaysis and Simulation in Ecology. — Vol. 2. — B. C. Patten (ed.). — New York: Academic press, 1972. — Р. 533-569.

8. Odum, H. T. Envioroment Power and Sosiety/H. T. Odum. — New York: Wiley-Interscience,

1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.