УДК 316.4.05
DOI 10.23672/SAE.2023.20.76.001
Кузнецов Николай Иванович
заместитель начальника кафедры тактики служебно-боевого применения подразделений, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]
Nikolay I. Kuznetsov
Deputy Head of the Department
of Tactics of Service
and Combat Use of Units,
Saratov Military Institute of National Guard
of the Russian Federation
Совершенствование управления социально-культурной адаптацией курсантов военного института
Improving the management
of socio-cultural adaptation of cadets of the military institute
Аннотация. В результате анализа научных подходов уточняется сущность адаптации курсантов как процесса усвоения курсантами принятых базовых ценностей, социальных норм, правил поведения, развитие способностей реагировать на трансформации в социокультурной среде военной организации. Обосновываются направления и разделы проекта совершенствования управления адаптацией курсантов. Доказано, что совершенствование управления определяет необходимость модернизации проектирования процессов адаптации курсантов. Последнее должно быть направлено на преодоление факторов, негативно влияющих на адаптацию, на развитие у субъектов общественных потребностей и интересов, усиление целевой ориентации курсантов на самоуправленческую деятельность, партнерское взаимодействие, осуществление наставничества старшекурсников по отношению к первокурсникам.
Ключевые слова: управление, социально-культурная сфера, адаптация, курсанты, военный институт, военный менеджмент.
Annotation. As a result of the analysis of scientific approaches, the essence of adaptation of cadets is clarified as a process of assimilation by cadets of accepted basic values, social norms, rules of behavior, the development of abilities to respond to transformations in the socio-cultural environment of a military organization. The directions and sections of the project for improving the adaptation management of cadets are substantiated. It is proved that management improvement determines the need to modernize the design of cadets' adaptation processes. The latter should be aimed at overcoming factors of adaptive inhibition, the development of social needs and interests among subjects, strengthening the target orientation of cadets to self-management activities, partnership, mentoring of undergraduates in relation to first-year students.
Keywords: management, socio-cultural sphere, adaptation, cadets, military institute, military management.
Введение. В условиях роста неопределенности внутренней и внешней среды военного института, адаптация курсантских групп стала базовым фактором повышения эффективности служебной деятельности, образовательной оптимизации. Адаптация курсантских групп не только способствует сглаживанию проявлений нестабильности, непредсказуемости, неравномерности и несбалансированности социального и культурного совершенствования и развития военных коллективов. Не вызывает сомнения то, что реформы гражданско-военных отношений определяют предпосылки роста результативности слу-жебно-трудовой деятельности военной организации России, эффективность которой определяется не только уровнем технического потенциала, накоплением инновационного капитала в военных системах, но и совершенством механизма управления культурной адаптацией.
Таким образом, необходимость осмысления, а также, важность совершенствования управления социально-культурной адаптацией курсантов определяется, с одной стороны требованиями администрации военного института, необходимостью перехода к комплексной системе регулирования процессов культурной и социальной адаптации курсантов, с другой стороны, необходимостью теоретического обновления направлений совершенствования управленческих процессов адаптации курсантских групп.
Теоретическое обоснование научного анализа проблемы. Общие методологические разработки социальной и культурной адаптации имеются в трудах классиков философии, социологии, менеджмента: М. Вебера [1], Э. Дюркгейма [2], Т. Парсонса [3], К. Юнга [4].
Ряд отечественные исследователей представляют методические подходы к анализу адаптации в новых условиях российского общества: Т. Баландина [5], О. Голуб [6], С. Капица [7], П. Кузнецов [8]. Рассмотрев современные российские научные разработки, мы определили теоретические подходы к сущности социальной адаптации как к процессу усвоения принятых в организации базовых ценностей, социальных норм, основных принципов действия и поведения.
В рамках управленческих социологических парадигм (С. Хвостанцев [9], В. Немоляев [10], А. Кра-вец [11]) доказывается, что адаптация - это управляемый процесс, направленный на формирование потенциальных способностей реагировать на комплексные изменения в военной организации, а также возможностей приспособления субъектов обучения к военной культуре современного института. Ю. Быченко, М. Передумов [12], А. Отраднова [13] доказывают необходимость постоянного и неуклонного совершенствования процессов управления адаптацией курсантов. Доказывается, что управление должно быть направлено на выявление и разрешение противоречий, регулирование социальных процессов адаптации военных акторов [14].
Обобщая научные подходы, можно констатировать, что управление социальной адаптацией курсантов определяет следующие проектные этапы:
1) разработка критериев диагностики адаптации военных акторов (уточнение методик социологической диагностики адаптивного потенциала);
2) анализ данных и информации (выявление тенденций трансформации адаптивных способностей курсантских групп);
3) определение противоречий, задач управления адаптацией курсантских групп (описание противоречий, препятствующих конструктивному развитию адаптационного потенциала курсантских групп);
4) уточнение и реализация путей совершенствования управленческих процессов, направленных на оптимизацию адаптации курсантских групп.
Несложно заметить, что совершенствование процессов управления адаптацией курсантских групп представляет важнейший этап всякого управления военным институтом. Здесь важно уточнение путей разрешения проблем, факторов, тормозящих оптимизацию управления. Также представляется необходимым определение методик обновления процесса управленческого взаимодействия, направленного на оптимизацию адаптации курсантов. Необходимо конкретизировать приоритетные факторы, направления развития процессов управления адаптационным потенциалом курсантских групп и коллективов.
Эмпирическая база. Проанализированы результаты социологического опроса, проведенного автором статьи в Саратовском военном ордена Жукова Краснознаменном институте войск
национальной гвардии Российской Федерации в 2019 году (п = 944).
Аналитическое обоснование путей совершенствования управления адаптацией курсантских групп военного института. Для уточнения путей управленческого совершенствования проанализируем данные социологического опроса.
Первое направление совершенствования необходимо связывать с разработкой и реализацией управленческой программы, направленной на рост материального обеспечения и достатка курсантов. 52,54 % респондентов связывают рост эффективности управленческих процессов, направленных на адаптацию курсантов, с повышением материального достатка. 48 % опрошенных обращают внимание на необходимость повышения целевых стимулирующих программ не только служебно-трудового, но и образовательного развития.
Второе направление совершенствования определяет необходимость, в рамках военных институтов, формировать подразделения, направляющие свою управленческую деятельность на разработку и реализацию планов внутриорганизаци-онной адаптации курсантских групп. Здесь будет важно определить ответственных руководителей, уточнить и перераспределить управленческие функции разработки социальных планов адаптации, а также, оценивать и мониторить практики социальной адаптации обучающихся на каждом курсе в военном институте. Анализ данных проведенного исследования показывает, что в новых условиях важно сформировать самостоятельную по отношению к каждому образовательному курсу просветительскую программу целенаправленного повышения уровня адаптивного потенциала акторов, развития адаптивных стимулов и приоритетов обучения, а также жизнедеятельности обучающихся.
В микроуровневый проект совершенствования управления адаптацией курсантов, обучающихся в военном институте, предлагается включить три основных блока (раздела).
Первый блок управленческого проекта должен быть направлен на развитие различных форм адаптивной культуры курсантов военного института. Согласно данным опроса, 27 % респондентов связывают совершенствование управления адаптацией курсантов с развитием организационной культуры военного института. Крайне необходимо модернизировать деятельность системных (общественных) организаций, совершенствовать действующие виды самоуправления курсантов (предложение 24 % опрошенных). Отметим, что в рамках данного раздела важно не только активизировать программу целевого развития адаптивных базовых ценностей, поведенческих принципов обучающихся акторов воинских коллективов, но и их командиров (офицеров). Отдельным компонентом представляются факторы, обеспечивающие условия для участия курсантов в культурных мероприятиях, посещения культурно-просветительских учреждений в военном институте и за его пределами.
Второй блок управленческого проекта должен определять дифференциацию управленческих методик и процессов, направляемых на курсантов разных курсов обучения. Необходимо дифференцировать адаптационные методы, предпочтения, традиции в образовательной деятельности на различных курсах обучения. Наш подход подтверждается результатами социологического опроса. 25 % респондентов полагают, что совершенствование процесса управления адаптацией определяет необходимость усиления дифференциации и ориентации практик образования на модернизацию адаптивного потенциала. Более четверти опрошенных обращают внимание на то, что в новых условиях важно формирование различных подходов к становлению способностей к адаптации субъектов до поступления, а также, после поступления и обучения на разных курсах в военном институте.
Третий блок управленческого проекта ориентирован на введение в военных институтах практик наставничества. В рамках этого раздела, необходимо выработать правила и процедуры формирования адаптационных способностей у первокурсников, раскрыть технологии, методы партнерского взаимодействия первокурсников и старшекурсников. Данный подход также подтвержден результатами социологического
Литература:
1. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. III. Социальные отношения / М. Вебер // Избранные произведения. М. : Прогресс,1990. 808 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; Пер. с франц.
A.Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 349 с.
3. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; Под ред. М.С. Ковалевой. М. : Аспект Пресс, 1998. 270 с.
4. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М. : Канон, 1995. 244 с.
5. Баландина Т.М. Внеорганизационные досуго-вые предпочтения военнослужащих войск национальной гвардии российской федерации / Т.М. Баландина, В.А. Михайлов // Ученые записки Крымского федерального университета имени
B.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 7(73). № 1. С. 3-10.
6. Голуб О.Ю. Социальные механизмы адаптации на российском рынке труда. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 284 с.
7. Капица С.И. Формирование механизмов управления социальной адаптацией трудоспособного населения к изменениям современного российского рынка труда : автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 (Рукопись). СПб., 2009. 43 с.
опроса. 15 % респондентов заявляют о важности представлять разработку положения «О наставничестве для курсантов, поступивших в военный институт». Здесь надо поэтапно внедрять методы соучастия курсантов, командиров, наставников в мероприятиях, направленных на освоение курсантами военных ценностей, социальных норм, правил поведения в системе воинского коллектива, что и должно создать условия адаптации вновь поступивших курсантов.
Таким образом, совершенствование управления адаптацией курсантов военного института необходимо связывать с макро- и микро- управленческим проектированием.
На макроуровне необходимо разработать, а также реализовать проект, определяющий повышение благосостояния курсантов, обеспечение роста их материального достатка.
На микроуровне предусматривается разработка и реализация нескольких постоянно совершенствующихся проектов управления, направленных на развитие адаптивной культуры, способностей курсантского взаимодействия в социокультурной среде военного института. Необходимо дифференцирование управленческих методик, направляемых на представителей различных курсов, а также введение практик наставничества.
Literature:
1. Weber M. Basic sociological concepts. Section III. Social relations / M. Weber // Selected works. M. : Progress, 1990. 808 p.
2. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose / E. Durkheim / Translated from the French by A.B. Hoffman. M. : Canon, 1995. 349 p.
3. Parsons T. The system of modern societies / T. Parsons / Translated from English by L.A. Sedov and A.D. Kovalev; Edited by M.S. Kovaleva. M. : Aspect Press, 1998. 270 p.
4. JungK.G. Conflicts of the child's soul. M. : Canon, 1995. 244 p.
5. Balandina T.M. Non-organizational leisure preferences of servicemen of the National Guard troops of the Russian Federation / T.M. Balandina, V.A. Mi-khailov / Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology. 2021. Vol. 7(73). № 1. P. 3-10.
6. Golub O.Yu. Social mechanisms of adaptation in the Russian labor market. Saratov : Sarat Publishing House. un-ta, 2002. 284 p.
7. Kapitsa S.I. Formation of mechanisms for managing the social adaptation of the able-bodied population to changes in the modern Russian labor market : abstract. dis. ... doctor of social sciences: 22.00.08 (Manuscript). SPb., 2009. 43 p.
8. Кузнецов П.С. Социальная адаптация в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона / П.С. Кузнецов // Проблемы формирования социальной и производственной инфраструктуры. Саратов : СГТУ, 2000. С. 24-28.
9. Хвостанцев С.В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России / С.В. Хвостанцев, Т.М. Баландина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3(67). С. 167-171.
10. Немоляев В.В. Конструирование социально-профессионального развития офицеров национальной гвардии России / В.В. Немоляев, А.М. Пих-телёв // Вестник Поволжского института управления. 2017. № 3(17). С. 95-101.
11. Кравец А.В. Социальная адаптация курсантов военного вуза в контексте объективных последствий функционирования социального института военного образования / А.В. Кравец // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2006. Т. 6. № 1. С. 163-169.
12. Быченко Ю.Г. Социокультурная среда военнослужащих: основные характеристики / Ю.Г. Быченко, М.А. Передумов // primo aspectu. 2022. № 4 (52). С. 22-31.
13. Отраднова А.С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности: педагогическое сопровождение / А.С. Отраднова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5(135). С. 184-189.
14. Быченко Ю.Г. Современные тенденции формирования профессионального потенциала военнослужащих войск национальной гвардии российской федерации / Ю.Г. Быченко, А.М. Пихтелёв. Саратов : Наука, 2021. 211 с.
8. Kuznetsov P.S. Social adaptation in the works of E. Dürkheim, M. Weber, T. Parsons, R. Merton / P.S. Kuznetsov // Problems of formation of social and industrial infrastructure. Saratov : SSTU, 2000. P. 24-28
9. Khvostantsev S.V. Professional adaptation of officers of the National Guard of Russia / S.V. Khvostantsev, T.M. Balandina // Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University. 2017. № 3(67). P. 167-171.
10. Nemolyaev V. V. Designing the socio-professional development of officers of the National Guard of Russia / V.V. Nemolyaev, A.M. Pihtelev // Bulletin of the Volga Institute of Management. 2017. № 3(17). P. 95-101.
11. Kravets A.V. Social adaptation of military university cadets in the context of objective consequences of the functioning of the social institute of military education / A.V. Kravets // Bulletin of Novosibirsk State University. Series: Socio-economic Sciences. 2006. Vol. 6. № 1. P. 163-169.
12. Bychenko Yu.G. Socio-cultural environment of military personnel: basic characteristics / Yu.G. Bychenko, M.A. Peredumov // primo aspectu. 2022. № 4(52). P. 22-31.
13. Otradnova A.S. Adaptation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to educational and professional activities: pedagogical support / A.S. Otradnova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2016. № 5(135). P. 184-189.
14. Bychenko Yu.G. Modern trends in the formation of professional potential of servicemen of the National Guard of the Russian Federation / Yu.G. Bychenko, A.M. Pihtelev. Saratov : Science, 2021. 211 p.