УДК 316.4.05
DOI 10.23672/o9613-2305-1145-j
Быченко Юрий Григорьевич
доктор социологических наук, профессор,
кафедра гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]
Чашкин Павел Алексеевич
адъюнкт кафедры гуманитарных и социальных наук, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]
Yuri G. Bychenko
Doctor of Sociological Sciences, Professor,
Department of Humanities and Social Sciences, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of Troops National Guard of the Russian Federation [email protected]
Pavel A. Chashkin
Adjunct of the Department of Humanities and Social Sciences, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of Troops National Guard of the Russian Federation [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА
FORMATION
OF INFORMATION CULTURE OF CADETS OF A MILITARY INSTITUTE
Аннотация. В данной статье представляется исследование процессов формирования информационной культуры курсантов современного военного института. Обосновывается, что информационная культура курсанта в военном вузе естественным образом коррелирует с социальными процессами в обществе и проявляется в виде информационных ценностей, принципов, норм, традиций, обретаемых курсантами в процессе образовательного развития формальных, а также неформальных информационных практик. Раскрывается содержательная база процесса информационного социокультурного развития курсанта в контексте процессов потребления, систематизации и переработки обучающимися информации.
Ключевые слова: военнослужащие, курсанты, информационная культура, военный институт.
Annotation. The article presents a study of the processes of formation of information culture of cadets of a modern military institute. It is substantiated that the information culture of a cadet in a military university naturally correlates with social processes in society and manifests itself in the form of professional group information values, principles, norms, traditions acquired by cadets in the process of educational development of formal and informal information practices. The content base of the process of information socio-cultural development of the cadet in the context of the processes of consumption, systematization and processing of information by students is justified.
Keywords: military personnel, cadets, information culture, military institute.
В ведение. Одной из главных социальных ценностей, объединяющих человечество, является информация. В то время, когда её роль становится решающим фактором развития современного общества, существенным образом меняя образ жизни людей, правомерно ожидать внимание социологии к проблеме овладения социумом информационной культурой как к неотъемлемому атрибуту прогресса. Без её научного анализа невозможно найти решение вопросов развития информационной культуры нынешнего поколения россиян, в том числе, и курсантов военного вуза.
Важность теоретического осмысления и необходимость методологической разработки новых подходов в рефлексии информационной культуры курсантов продиктована тем, что в условиях информатизации общества важнейшей задачей в системе высшего военного образования является подготовка военных кадров, отвечающая современным мировым вызовам. Всё это требует развития у курсантов соответствующей культуры, которая позволит им в ходе обучения опираться на новые информационные технологии, связанные с их будущей профессиональной деятельностью.
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к подготовке военных профессиональных кадров, к их социальной компетентности, способности в атмосфере нарастания информационных потоков самостоятельно принимать грамотные решения. Между тем, методологические проблемы разработки новых информационных технологий, способных обеспечить эффективное формирование информационной культуры военных кадров и способствующих достижению целевых социальных установок военной организации, функционирующей в общей структуре обороноспособности страны, остаются не изученными. Требуют социологического осмысления межкультурные практики социально-образовательного пространства военного вуза в силу его закрытости, унификации и консерватизма.
Теоретическое обоснование исследуемой проблемы. Понятие «информационная культура» находится в стадии становления и представлено различными трактовками, основой которых выступает её рассмотрение в свете использования новых информационных технологий и связь с такими понятиями, как «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура», «сетевая культура». Информационная культура представляет собой комплексный элемент культуры общества. Она проявляется в виде специфических ценностей, принципов, норм, традиций, обретаемых курсантами в процессе образовательного развития формальных, а также неформальных информационных практик, образовательных отношений обучаемых и обучающих в военном институте, а также в процессе социокультурной адаптации к требованиям и изменениям внутренней и внешней среды военной организации [1]. Поэтому мы будем понимать информационную культуру курсантов как интегрированность в информационное пространство военного вуза, предполагающую освоение инструментария продуцирования, обработки, поиска, использования информационных данных. Такое освоение не может оставаться лишь характеристикой профессиональных навыков и умений, оно преобразует личность, придает ей новые социокультурные свойства [2]. Именно изменения, связанные с освоением информационной культуры, представляются нам одними из важнейших в процессах модернизации всех структур и институтов российского общества, включая и армию. Информационная культура курсантов военного вуза тесно связана с информационной культурой общества. Существует прямая зависимость информационной культуры курсанта и информационной культуры общества. К настоящему времени стало очевидно, что информационная культура является составной частью жизни современного общества. Она приобрела важное общественно-политическое значение, так как обеспечивает формирование информационных потребностей и оказывает воздействие практически на всю жизнедеятельность человека, на обстановку в различных регионах, на все организационные структуры, в том числе, и военные. Исследуя особенности информационных потребностей человека, академик А.И. Берг отмечал: «Прямым опытом доказано, что человек может
нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с окружающим миром. Полная информационная изоляция от окружающего мира -это начало безумия» [3]. В современных условиях лавинных потоков информации качественный уровень военного образования достигается не количеством знаний, а способностью отыскивать и находить нужную информацию, степенью вовлеченности в информационную деятельность, культурой управления информацией [4]. В этой связи, актуализируется проблема формирования информационной культуры обучающегося как к обязательной составляющей учебного процесса в военном вузе [5]. Данная проблема становится общей для высшей военной школы.
Таким образом, информационная культура курсанта - это интегральное, динамичное, относительно самостоятельное явление, отражающее уровень развития общей культуры и личностных качеств, связанных с нормами и традициями армейского менталитета: секретностью, дисциплинированностью, иерархической системой подчинённости и стереотипом поведения. Она обеспечивает успешное решение служебно-боевых задач и является важным фактором военно-профессиональной деятельности и социальной защиты личности в информационном обществе.
Современное образовательное пространство военного вуза выступает социальным механизмом для преобразования накопленных информационных ресурсов в значимые для курсантов общекультурные и профессиональные компетенции. Здесь информационная культура курсанта проявляется в следующем перечне показателей:
1) базового уровня (ценности, нормы, мотивы осуществления информационной деятельности) [6];
2) дополнительного уровня. Он состоит из трех комплексов: информационного образования (уровня формального информационного образования, показателей информационной переподготовки), социокультурного (совершенствование информационных потребностей, способностей, норм, поведенческих принципов) [7];
3) практически-трудового уровня(карьера, трансформация эффективности военно-информационной служебно-трудовой деятельности).
Особое значение отводится информационной культуре курсантов как социальному феномену, обладающему достаточным иммунитетом, позволяющим сохранять консервативные традиции военного образования. Инструментами обеспечения такого иммунитета служат бюрократические структуры, армейские стереотипы поведения, языковые нормы и стандарты, существование профессиональных групп (прежде всего, в низшем начальствующем составе), для которых консерватизм представляется как условие их выживания.
Существуют отличия между развитием системы гражданского образования и военного. Данное
различие проявляется в различных темпах ввода инноваций, использования компьютерных технологий в образовательном процессе, в приоритете воспитательно-патриотических процессов над учебными. Закрытость системы военного образования и, присущий ей консерватизм, не позволяет оперативно реагировать на меняющееся информационное поле коррекцией содержания военного образования. Курсанты поставлены в более жесткие социокультурные рамки, чем их сверстники - студенты гражданских вузов. У них меньше свободного времени на самообразование, поскольку их жизнедеятельность регламентируется общевоинскими уставами и подчинена строгому выполнению распорядка дня военного вуза. Курсанты как образованная социально-культурная группа особенно остро ощущают происходящие перемены, связанные с проведением реформы в системе высшего военного образования. Это приводит к ревизии прежних традиций и ценностей профессионального становления будущего офицера, к изменению инструментов их реализации, приоритету стратегии развития общекультурных и информационно-профессиональных компетенций.
Таким образом, информационная культура курсантов в военном вузе естественным образом коррелирует с социальными процессами в обществе и проявляется в виде информационных ценностей, принципов, норм, традиций, обретаемых курсантами в процессе образовательного развития формальных, а также, неформальных информационных практик. Она динамична, постоянно видоизменяется в зависимости от происходящих событий, реакции образовательной системы на эти события. Социальная среда развития информационной культуры курсантов обусловлена трансформацией системы базовых ценностей, которые под влиянием комплекса факторов (глоба-лизационного, интеграционного, социально-экономического) характеризуются противоречивым сочетанием традиционных, присущих только военным, и стихийно формирующихся социально-индивидуалистических ценностей. Курсанты являются носителями информационной культуры, принятой в современном обществе, но и имеют свою специфику, выраженную в особенностях военной профессии, основанной на закрытости, режиме секретности, в системе оценок поведения военнослужащего на службе (дисциплинированность, исполнительность, профессиональная компетентность, коммуникационная культура).
Эмпирическая база исследования включает в себя эмпирическое исследование «Современные средства массовой коммуникации и компьютерная грамотность», проведённое в 2016-2017 годах среди курсантов первого и пятого курсов Саратовского военного института внутренних войск МВД России (СВИ). При формировании выборки применялась случайная стратифицированная выборочная совокупность. Размер выборочной совокупности N = 556.
3. Социологическая диагностика информационной культуры курсанта.
Сегодня компьютерные технологии и Интернет широко внедряются в систему высшего военного образования, увеличивая степень информационной активности и изменчивости субъекта обучения. Информационный потенциал сегодня понимается как потенциальная способность личности курсанта к осуществлению качественного преобразования самосознания, ведущего за собой развитие информационной культуры. Всемирная сеть Интернет как глобальная информационно-коммуникационная социотехническая система оказывает воздействие на развитие информационной культуры курсантов, прежде всего, трансляцией культурных образцов через чаты, социальные сети, специализированные форумы. При этом пользователи Интернет в поиске информации стали активно переходить от традиционных каналов СМИ к Интернет-каналам. Наиболее популярным занятием среди курсантов является поиск информации об армии - 46,2 %. Среди других популярных активностей: спорт (17,5 %), достижения науки и военная техника (22,7 %), блоги и форумы (31,2 %). Анализ данных эмпирического исследования показал, что для 46,2 % курсантов 5-го курса и 28,6 % курсантов 1 -го курса Интернет стал основной информационной средой, понизив значимость традиционных каналов массовой коммуникации, таких как: печать, радио, телевидение.
Можно констатировать, что информационная культура курсантов внешне проявляется не только в ценностях, нормах осуществления информационной деятельности, но и в мотивах её реализации. Сама ценность информационного ресурса определяет, с одной стороны, потребности обучаемых в результативном получении необходимых знаний, с другой стороны, потребности реализации компьютерных технологий, как в научном, так и в учебном процессе. В этой связи, мотивы использования информационных технологий в учебных практиках можно условно объединить в три относительно независимые группы.
Первая - группа курсантов определяет мотив применения компьютерных технологий как фактор, обеспечивающий рост эффективности учебной деятельности. К данной группе относится 37 % представителей выпускного (пятого) курса и 28 % первокурсников.
Вторая - группа курсантов определяет мотив применения компьютерных технологий как привлекательный вид деятельности. Данных курсантов необходимо отнести к потребителям, ориентирующимся на развлечение и получение удовольствия от работы с информацией. К данной группе относится 23 % представителей выпускного (пятого) курса, 39 % первокурсников.
Третья - группа курсантов определяет мотив применения компьютерных технологий как престижного вида деятельности. Важным фактором здесь является «престижность» модели компьютера, мода, новизна работы. К данной группе относится 39 % представителей выпускного (пятого) курса, 33 % первокурсников. Для данной группы важным
является современная образовательная доктрина, реализация профессиональных новаций, участие в процессах модернизации военной организации России.
В системе военного образования внедряется опыт инновационной научной деятельности, обновляются методы и формы обучения, а также -воспитания. Повседневное применение систем информатизации в научно-образовательных процессах современного военного института представляет собой не только фактор развития информационной культуры курсантов, но и механизм технического инновационного прогресса военной организации, условие реализации научно-творческого и духовного потенциала курсанта.
4. Заключение: выводы, обобщения, рекомендации. В процессе обучения в военном вузе у будущих офицеров целенаправленно развивается информационная культура. Это обусловливает связь между динамикой информационной культуры курсантов и условиями образовательного процесса. Развитие информационной культуры курсантов определяется социальными изменениями, институциональным и технологическим обновлением сети Интернет, а также, процессами внутренней самоорганизации курсантов в условиях военного вуза. Можно констатировать, что использование в образовательном процессе компьютерных технологий является атрибутом развития курсантской информационной культуры. В результате внедрения компьютерных технологий значительно увеличивается объём и многообразие информации, что в обстановке усложнения социальной структуры, разнообразия стилей жизни и потребления оказывает прямое влияние на культурное развитие курсантской аудитории.
В результате исследования было установлено, что 46,4 % курсантов 1 -го курса желают осваивать новые информационные технологии. На пятом курсе таких было уже 65,2 %. Сравнив обе возрастные группы, можно сделать вывод о том, что к пятому курсу процент курсантов, понимающих и приоритетно разделяющих ценность освоения информационных технологий, растёт. Последнее представляет собой социально-культурную и профессиональную адаптивность курсантов к изменяющимся условиям внешней среды.
На основе выше представленного анализа можно сделать ряд выводов:
1. Социальные механизмы развития и воспроизводства информационной культуры в системе высшего военного образования способствуют социальному изменению уровня информационной культуры курсантов.
2. Под воздействием процессов глобализации и усиливающейся роли всемирной сети Интернет происходят изменения в социальном портрете современного поколения курсантов. Это обстоятельство закономерно приводит к появлению новых компетенций для выпускников военных вузов и повышению требований к высшему военному образованию.
Первостепенной задачей современного военного вуза наряду с профессиональным обучением и воспитанием в новых условиях должно стать -становление потенциала информационной культуры будущих офицерских кадров. Ведь никакие информационные технологии, сами по себе, не смогут полностью заменить офицера в его военно-профессиональной деятельности.
Литература:
1. Баландина Т.М. Современные социальные технологии обновления организационной культуры / Т.М. Баландина // Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов. Саратов : ССЭИ, 2015. С. 22-23.
2. Баландина Т.М. Социальные коммуникации в системе организационной культуры предприятия / Т.М. Баландина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 2. С. 166-169.
3. Берг А.И. Кибернетика и общественные науки. Методологические проблемы науки. М.; Л. : Энергия, 1964. 64 с.
4. Немоляев В.В. Многофакторная социологическая оценка профессиональной культуры / В.В. Немоляев // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 1(52). С. 86-93.
5. Грибакина Н.А. Формирование социального института военного образования в России / Н.А. Грибакина // Социология образования. 2008. № 4. С. 22-33.
Literature:
1. Balandina T.M. Modern social technologies for updating organizational culture / T.M. Balandina // Economic, institutional and technological problems of increasing the competitiveness of the national economy in the face of external challenges. Saratov : SSEI, 2015. P. 22-23.
2. Balandina T.M. Social communications in the system of organizational culture of the enterprise // T.M. Balandina // Izvestia of the Saratov University. New episode. Series: Sociology. Political science. 2017. Vol. 17. № 2. P. 166-169.
3. Berg A.I. Cybernetics and Social Sciences. Methodological problems of science. M.; L. : Energy, 1964. 64 p.
4. Nemolyaev V.V. Multifactorial sociological asses s ment of professional culture / V.V. Nemolyaev // Bulletin of the Volga Institute of Management. 2016. № 1(52). P. 86-93.
5. Gribakina N.A. Formation of the social institution of military education in Russia / N.A. Gribakina // Sociology of education. 2008. № 4. P. 22-33.
6. Немоляев В.В. Профессиональная культура как социальный феномен / В.В. Немоляев // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 2(47). С. 81-86.
7. Быченко Ю.Г. Развитие профессионального потенциала военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту / Ю.Г. Быченко, Т.М. Баландина // Вестник ННГУ. Серия. Социальные науки. 2019. № 4(12). С. 116-122.
6. Nemolyaev V.V. Professional culture as a social phenomenon / V.V. Nemolyaev // Bulletin of the Volga Institute of Management. 2015. № 2(47). P. 81-86.
7. Bychenko Yu.G. Development of the professional potential of military personnel who entered military service under a contract / Yu.G. Bychenko, T.M. Bal-andina // Vestnik NNSU. Series. Social sciencies. 2019. № 4(12). P. 116-122.