Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мовсесян А.А.

Данная статья содержит подробную оценку финансово-экономического влияния современных информационных систем на снижение прямых расходов в части обеспечения выполнения логистических услуг по транспортировке грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MANAGEMENT OF COST SERVICES IN LOGISTICS COMPANIES

This article contains a detailed assessment of the financial and economic impact of modern information systems on reducing direct expenditures in terms of ensuring the implementation of logistics services for cargo transportation.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ»

УДК 338.512

Мовсесян А.А. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономика» Кубанский государственный Университет

Россия, г. Краснодар

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ УСЛУГ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЯХ

Аннотация: Данная статья содержит подробную оценку финансово -экономического влияния современных информационных систем на снижение прямых расходов в части обеспечения выполнения логистических услуг по транспортировке грузов.

Ключевые слова: себестоимость, информационная система, управление затратами, рентабельность.

Movsesyan A.A. graduate student 2 course, Faculty of Economics Kuban State University Russia, Krasnodar IMPROVING MANAGEMENT OF COST SERVICES IN LOGISTICS COMPANIES

Abstract: This article contains a detailed assessment of the financial and economic impact of modern information systems on reducing direct expenditures in terms of ensuring the implementation of logistics services for cargo transportation.

Keywords: cost, information system, cost management, profitability.

Существенное влияние ценового и технологического фактора на конкурентоспособность предприятия логистической сферы создаёт возможность для наращивания конкурентных преимуществ. На основании этого, предложим способ повышения конкурентоспособности предприятия за счёт снижения затрат, что обуславливается возможностью выхода на новые регионы России. Это станет возможным благодаря снижению себестоимости производства (услуг по транспортировке), но, с другой стороны, позволит нарастить географию транспортных маршрутов и расширить экономические контакты между субъектами Федерации. Расширение и усиление циркуляции товаров и услуг по сниженным ценам позволит сделать более конкурентоспособными некоторые отрасли российской промышленности.

Рассмотрим более подробно систему обработки, анализа и оценки данных на основе информационных систем (класса EPM), которые интегрируются и выбираются предприятием на основании их целей и задач.

В общем виде, информационная система по управлению экономическими ресурсами функционально не отличается от ручного управления, а является лишь её модифицированной версией. Рассмотрим смоделированный сценарий сбора данных EPM системы от ПАО «МТС» для

логистической компании ООО «Деловые линии».

Таблица 1

Модель сбора данных ЕРМ систем от ПАО «МТС» для ООО «Деловые линии»

Показатель План Факт Форс-мажор

Расстояние от А до Б 724 км 789,59 Превышение нормы

Номинальное время в пути 12 ч. 14,73 Превышение нормы

Вес/ценность груза 1,5 т./1,8 млн. руб. - Стабильно

Техническое состояние 2 (4300 руб.) 4 (9600 руб.) Превышение нормы

Обслуживание а/т 1 (2200) 1 (2347 руб.) Стабильно

Расход топлива согласно путевому листу на 100 км. пути (смешанный цикл) 34 л./45,5 за 1 л. (10954,12 руб.) 34 л./45,5 за 1 л. (11933,93 руб.) Превышение нормы

Связь 50 руб. 17 руб. Стабильно

История событий - 7 -

В таблице 1 приведены отдельные параметры выполнения заказа одним грузовым автомобилем, которые заносятся на сервер по мере выполнения заказа экспедитором. Расшифруем значения отдельных строк в таблице и раскроем некоторые показатели более детально.

Фактическое расстояние, согласно маршрутному листу, составляет 724 км. Экспедитор может обоснованно или необоснованно превысить данный лимит. Данные о превышении лимита и их документальные или фактически обоснованные причины заносятся в информационную систему. Согласно заданному расстоянию, экспедитору выдаётся нормированный дневной расход. Данные расходы связанны с оплатой личных потребностей экспедитора.

Номинальное время автоматически рассчитывается исходя из средней разрешённой скорости, а также плановым и внеплановым остановкам водителя. Согласно комментарию информационной системы, водитель не выполнил Дневной план по выполнению маршрутного листа. Это может быть связано с длительными остановками, непредвиденными остановками, а также по обстоятельствам непреодолимой силы. Ценность и вес груза измеряется автоматически транспондером, который зафиксирован на каждом а/т.

Техническое состояние автотранспорта также определяется транспондером, данные на который формирует бортовой компьютер автомобиля. Поставка данных происходит с основных узловых элементов автомобиля, включая двигатель, трансмиссию, подвеску, ходовую часть и т.д.

Обслуживание автотранспорта осуществляется в стационарных точках, оборудованных необходимым инструментом и приборами. Водителю необходимо собирать первичную отчётность, производить оплату в безналичной форме, а копии первичных финансовых документов заносить в

личный кабинет, который привязан к мобильному устройству экспедитора.

Расход топлива, согласно путевому листу, является наименьшей статьей затрат компании. Контроль данных расходов происходит с нескольких сторон. Расход нормируется согласно формуле среднего расхода в зависимости от расстояния и фактического потребления двигателем. Фиксация транспондером текущего расхода топлива согласно пройденному пути автотранспортом. Контроль стоимости оплаты через первичную отчетность АЗС.

Стоимость связи определяется подключенным тарифным планом и затраченными пакетами данных. История событий включает в себя фиксацию всех событий и происшествий, которая возникли в каждый рабочий день экспедитора.

Теперь предположим, что оператор хочет уточнить некоторые фактические показатели, определяющие техническую и финансовую составляющую выполнения заказа. Для этого, ему необходимо спуститься на более высокий уровень доступа к информации, который позволит расшифровать отдельные элементы выбранного бизнес-процесса -представим данные в таблице 2.

Таблица 2

Детализация маршрутного листа_

Показатель Остановка 1 Остановка 2 Остановка 3

Фактическое время прибытия 18:10 00:27 04.55

Длительность остановки, час. 0,4 0,22 0,2

Геопозиция - - -

Отклонение от маршрута в км/час 12/0,6 23/1,4 8/0,4

Сверхнормативные затраты, руб. 180,33 345,64 120,2

Данная таблица представляет фактические данные о каждой остановке и дополнительных затратах на дорогу. К информационной системе подключена Яндекс.Карта, которая в режиме реального времени корректирует маршрут и оповещает о высокой загруженности магистрали, пробках, авариях и т.д. Система может предложить альтернативный проезд по платной дороге, если это будет экономически целесообразно или сделать внеплановую остановку. Детализация времени в пути представлена в таблице 3.

Таблица 3

Детализация времени в пути_

Показатель Отрезок 1 Отрезок 2 Отрезок 3 Итог

Время/ средняя скорость в пути 14:2218:10/44,2 18:3400:27/56,7 00:4004:55/67,5 -

Фактический расход топлива, руб. 56,78 л./2526,71 руб. 109,11 л./4855,52 руб. 102,28 л./4551,7 руб. 11933,93 руб.

Средняя стоимость топлива, руб./литр 44,5 44,5 44,5 44,5

Таблица 3 отражает существенные особенности детализации времени в пути, также таблица отражает фактические затраты в конкретный временной период. Средняя стоимость топлива оценивается исходя из первичной документации, который предоставляет сам экспедитор в ходе остановок на АЗС.

Обслуживание автомобиля происходит в ходе выполнения заказа. Это является одним из самых уязвимых мест финансовой системы логистической фирмы, поскольку регулировать стоимость и регулярность требуемых процедура обслуживания или ремонта крайне трудно. Норматив базируется на общерыночных стоимостях видов работ, которые были проделаны в автомобиле.

Строка в таблице 1 «расход топлива по путевому листу» является достаточно сложной хозяйственной категорией, которая рассчитывается по отдельным рекомендуемым формулам. Расход топлива тягачей определяется по формуле:

0 = 0,01 х (ИБаи х Б + ^ х х (1 + 0,01 х Б), (1)

где Q - расход топлива, л;

Б - пробег тягача, км;

Gпр - собственная масса полуприцепа, т. (сцепленного с конкретным тягачём);

Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;

W - объем транспортной работы, т.км : W = Gгр х Sгр (где Gгр - масса груза, т;

Sгр - пробег с грузом, км);

Б - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме.

ИБаи - норма расхода топлива на пробег тягача (седельного тягача с полуприцепом) в снаряженном состоянии без груза;

№ап = Н + Щ х Gпр, л/100 км., (2)

где № - базовая норма расхода топлива на пробег одиночного тягача в снаряженном состоянии, л/100 км (это значение приведено в таблице);

Щ - норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа, л/100 т.км.

При работе тягачей с полуприцепами норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы полуприцепов) в зависимости от вида топлива: дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного газа - до 2,64 л; природного газа - до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м -природного газа и до 0,25 л - дизельного топлива.

Таким образом происходит расчёт среднего расхода топлива 1 тягача исходя из его заводских и рабочих характеристик.

История событий является своеобразным дневником или ежедневником, в который система фиксирует основные показатели деятельности экспедитором, состояние его автомобиля, а также финансовые показатели его деятельности и эффективности.

В результате проведенных расчётов сопоставим экономический эффект от одного грузового автомобиля (тягача). Нормируемый расход (в денежном эквиваленте) должен был составить 9335,04 руб. за 724 км. Фактический расход составил 11959,04 руб. за расстояние 789,59 км. Время в пути было увеличено с нормируемых 12 часов до 13,93 часа.

В результате система фиксирует отклонения от заданных параметров, используя систему ОРБ/ГЛОНАСС. Актуальные и своевременные знания этой действительности помогают менеджером и операторам-логистам принимать правильные операционные управленческие решения, а также смотреть на превышение фактических затрат и выявлять истоки. Система даёт прозрачность и понимание всех процессов, которые происходят к точке следования экспедитора. Очень полезной оказывается информация о сохранности и целостности груза, а камеры в кабине водителя дают представление о возможных нарушениях ПДД - они фиксируют события, которые происходят на дороге. Подобная информация прямым образом сказывается на конечном финансовом и имущественном положении логистической фирмы, которая вынуждена принимать все дополнительные расходы и затраты на себя. В редких случаях, имея обоснованные и задокументированные факты, можно увеличить стоимость контракта (внести коррективы) и переложить часть финансовых рисков и ответственности на заказчика.

В результате обзора и анализа работы современных информационных систем были получены ощутимые теоретические и практические преимущества в области управления оборотными средствами по сравнению с ручным подходом к регулированию выполнения бизнес-процессов в данной сфере логистики.

Использованные источники:

1. Колесникова, Т.А. Антикризисное управление риском в логистике: Синергетическая концепция / Т.А. Колесникова. - М.: КД Либроком, 2015. -176 с.

2. Ларионов, И.К. Антикризисное управление: Учебник для магистров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2017. - 380 с.

3. Перес, К. Технологические революции и финансовый капитал. Динамика пузырей и периодов процветания / К. Перес; пер. с англ. Ф. В. Маевского; науч. ред. пер. С. Ю. Глазьева, В. Е. Дементьев. - М.: Дело, 2016. - 231 с.

4. Порфирьев Б.Н. Превентивное антикризисное управление: Учебное пособие / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.