Научная статья на тему 'Совершенствование управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения в Чувашской республике'

Совершенствование управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения в Чувашской республике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / SUPPLEMENTARYL POST-GRADUATE EDUCATION / LICENSING / MANAGEMENT IMPROVING / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова Людмила Ивановна, Денисова Тамара Геннадьевна

Описано становление и опыт работы Института усовершенствования врачей в Чувашской Республике. С момента открытия Института в 1999 г. проделана колоссальная работа, в результате которой все врачи и средний медицинский персонал республики имеют сертификаты специалистов. В целях подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения совершенствуется процесс управления в сфере дополнительного медицинского образования: лицензируются новые направления, осуществляется контроль качества процесса обучения, внедряются новые информационные технологии, налажено сотрудничество с ведущими учреждениями России, занимающимися дополнительным профессиональным образованием, выпускается научно-практический журнал, получен Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2008, ведутся научно-исследовательские проекты, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving of training of high-advanced personnel of healthcare system in Chuvash republic«

The article describes the development and work experience of Postgraduate Doctors’ Training Institute in Chuvash Republic. Since foundation of the Institute in 1999, all doctors and nurses of the Republic have obtained professional certifcates. In order to prepare high-advanced personnel of healthcare the process of management of postgraduate medical education has been improved including new directions: license, quality control of the training, introduction of new information technologies, cooperation with leading Russian institutions of postgraduate professional education, publishing of scientifc medical journal, obtaining of ISO Certifcate NRS 9001-2008, research projects and doctoral thesis.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения в Чувашской республике»

Литература

1. РФ. М-во здравоохранения РФ. Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях: приказ М-ва здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н.

2. РФ. Минздравсоцразвития РФ. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н.

3. РФ. Минздравсоцразвития РФ. Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения: приказ Минздравсоцразвития РФ от 7 июля 2009 г. № 415н.

4. РФ. Минздравсоцразвития РФ. Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (с изм. и доп.): приказ Минздравсоцразвития РФ от 9 декабря 2008 г. № 705н.

5. РФ. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323.

6. РФ. Правительство. О лицензировании медицинской деятельности: постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.

7. РФ. Правительство. Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (в ред. постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 № 241, от 21.04.2010 № 268, от 24.09.2010 № 749): постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30.

8. РФ. Правительство. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (с изм. и доп.): постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610.

© Герасимова Л.И., Денисова Т.Г., 2013 УДК 614.2(470.344):378

== совершенствование управления процессом подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения = в чувашской республике

Людмила Ивановна Герасимова, докт. мед. наук, профессор, ректор, зав. кафедрой общественного здоровья

и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, Чебоксары

Тамара Геннадьевна Денисова, докт. мед. наук, проректор по научно-исследовательской работе АУ Чувашии

«Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, Чебоксары [tomadenisova@rambler.ru]

Реферат. Описано становление и опыт работы Института усовершенствования врачей в Чувашской Республике. С момента открытия Института в 1999 г. проделана колоссальная работа, в результате которой все врачи и средний медицинский персонал республики имеют сертификаты специалистов. В целях подготовки высококвалифицированных кадров здравоохранения совершенствуется процесс управления в сфере дополнительного медицинского образования: лицензируются новые направления, осуществляется контроль качества процесса обучения, внедряются новые информационные технологии, налажено сотрудничество с ведущими учреждениями России, занимающимися дополнительным профессиональным образованием, выпускается научно-практический журнал, получен Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2008, ведутся научно-исследовательские проекты, защищаются кандидатские и докторские диссертации.

Ключевые слова: дополнительное последипломное образование, лицензирование, совершенствование процесса управления, качество обучения.

improving of training of high-advanced personnel of healthcare system in chuvash republic

L.I. GERASIMOVA, T.G. DENISOVA

Abstract. The article describes the development and work experience of Postgraduate Doctors' Training Institute in Chuvash Republic. Since foundation of the Institute in 1999, all doctors and nurses of the Republic have obtained professional certificates. In order to prepare high-advanced personnel of healthcare the process of management of postgraduate medical education has been improved including new directions: license, quality control of the training, introduction of new information technologies, cooperation with leading Russian institutions of postgraduate professional education, publishing of scientific medical journal, obtaining of ISO Certificate NRS 9001-2008, research projects and doctoral thesis.

Key words: supplementary! post-graduate education, licensing, management improving, education quality.

В переходный период модернизации здравоохранения целью послевузовского профессионального образования является формирование врача-специалиста, ориентированного на работу в современных условиях [3]. Основными задачами последипломного образования являются подготовка выпускников медицинских вузов к самостоятельной профессиональной деятельности; повышение уровня профессиональной

компетентности практических врачей; переподготовка специалистов с учетом изменений спроса на них и занятости на рынке труда; подготовка специалистов к аттестации; внедрение в практику здравоохранения новых технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации [1, 2].

В Чувашской Республике дополнительное профессиональное образование (ДПО) медицинских специали-

стов осуществляет АУ Чувашии «Институт усовершенствовании врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В Институте проводятся следующие виды обучения:

• первичная специализация (обучение в интернатуре и клинической ординатуре);

• профессиональная переподготовка (специализация) врачей;

• повышение квалификации стажированных врачей.

В Институте разрабатываются учебные программы ДПО, которые дифференцированы по 6 уровням контингента обучающихся:

- руководители органов управления здравоохранения (республиканского, городского, муниципального);

- руководители учреждений здравоохранения (главные врачи, заместители главных врачей, организаторы здравоохранения);

- заведующие структурными подразделениями (заведующие отделениями, главные, старшие медсестры);

- врачи-специалисты с высшим медицинским образованием;

- медицинские сестры со средним медицинским образованием;

- младший медицинский персонал (сестры милосердия).

Значительные перемены в системе кадрового обеспечения здравоохранения определяют перспективные направления развития Института:

• использование современных организационных технологий для обучения организаторов здравоохранения (заведующих отделениями, главных медицинских сестер, старших медицинских сестер);

• внедрение новых программ профессиональной переподготовки врачей-специалистов;

• внедрение программ последипломного образования в ординатуре и аспирантуре;

• совершенствование обучения путем внедрения современных высокотехнологических средств обучения (компьютеризация, телекоммуникация, информатизация);

• развитие международного обмена опытом в области медицинского образования (участие в совместных семинарах, симпозиумах и конференциях).

Наиболее приоритетная задача заключается в рациональном использовании всего того, чем располагает система последипломного образования. Особый акцент необходимо сделать на качество подготовки специалистов, что диктуется условиями рыночных отношений.

В Институте усовершенствования врачей внедрена компьютерная информационная технология учета медицинских кадров, представляющая собой двухуровневую систему сбора и обработки информации «Кадры системы здравоохранения». Данная система, работающая в режиме реального времени, включает всю необходимую информацию о кадровом обеспечении учреждений здравоохранения Чувашской Республики (ЧР). Программа работает более 3 лет и хорошо себя зарекомендовала. Она может быть использована как в ме-

дицинских учреждениях, так и на уровне регионов Приволжского федерального округа.

В настоящее время мы сталкиваемся также с проблемой обучения врачей-интернов. Не урегулированы вопросы трудоустройства как выпускников медицинских вузов, так и интернов, завершивших обучение. Полагаем, что необходимо усовершенствовать систему их трудоустройства путем введения договорной системы между потребителями и заказчиками медицинских кадров (ведомствами, учреждениями и организациями).

В целях изучения мнения врачей-интернов об интернатуре была разработана анкета, состоящая из 12 вопросов, и ежегодно проводится опрос интернов.

По данным опроса, удовлетворены клиническими базовыми лечебно-профилактическими учреждениями 93,5% интернов, не удовлетворены — 6,5%. За время интернатуры посещали библиотеку 90,3% интернов; для теоретической подготовки использовали конспекты лекций 80,6%, учебники — 98,3%, монографии — 77,4%. Оценили уровень своих знаний на момент анкетирования на «отлично» — 3%, «хорошо» — 45%, «удовлетворительно» — 29%, затруднились ответить — 23%. На вопрос «Удовлетворены ли Вы подготовкой в медицинском вузе?» получен ответ «Да» — в 64,5% случаев, «Нет» — в 35,5%. Считают достаточной одногодичную интернатуру 67% врачей-интернов, предлагают при существующей подготовке в вузе увеличить срок прохождения интернатуры до 2 лет или вновь ввести специализацию на шестом курсе медицинского факультета 33% опрошенных.

Программой интернатуры предусматривается обучение врачей на циклах общего, тематического усовершенствования и элективный курс. Считают сертификационный цикл обязательным элементом подготовки 95% опрошенных. В качестве элективного курса врачи-интерны предпочитают тематическое усовершенствование по программам «Функциональная диагностика» (95%), «Эндокринология» (82%), «Трансфузиология» (72%), «Фтизиатрия» (35%), «Медицинская психология и психотерапия» (10%), «Иммунология» (2%), «Диетология» (0,5%).

На вопрос «Что Вас не устраивает в организации интернатуры?» были получены следующие ответы: «Обучение на внебюджетной основе» (24% врачей), «Отсутствие системы распределения молодых специалистов» (5%), «Затрудняюсь ответить» (10%).

Аттестация на присвоение квалификационной категории, наличие сертификата по специальности считаются главными звеньями в системе непрерывного образования врача, повышающими его персональную ответственность за выполнение профессионального долга.

Плановые и внеплановые циклы организуются по ходатайствам лечебно-профилактических учреждений и по согласованию с главными специалистами МЗ ЧР. Целесообразность проведения каждого цикла и семинара обсуждается на врачебных конференциях, заседаниях научных обществ и ассоциаций.

Для обучения медицинских работников Институт приглашает высококвалифицированных специалистов ведущих учреждений дополнительного профессионального образования России.

52

образование и кадры

На клинических базах Института, в Республиканском перинатальном центре и в Республиканской детской клинической больнице, расположены телемедицинские центры. Это позволяет привлекать специалистов ведущих медицинских вузов России к проведению теоретических и практических занятий по актуальным направлениям медицины с использованием современных методов диагностики и лечения, проведению индивидуальных телемедицинских консультаций. Новейшие технологии дают возможность оперативной передачи информации в режиме онлайн (реального времени). Дистанционное обучение становится неотъемлемой частью подготовки специалистов в различных областях медицины.

Количество специалистов, повысивших свою квалификацию на выездных циклах, составляет в среднем 20% от числа всех обученных. С момента создания Института проведен 71 выездной цикл (из них 22 внеплановых) — 59 сертификационного и тематического усовершенствования, 12 семинаров, на которых обучено 4 536 врачей.

В настоящее время в Институте сформировалась оптимальная система послевузовского обучения специалистов узкого профиля.

В системе последипломного образования специалистов здравоохранения подготовка врачей станет более фундаментальной, если будет преемственной, непрерывной и позволит удовлетворить высокую потребность отрасли в высококвалифицированных врачебных кадрах.

Совершенствование школы высшего профессионального образования, расширение сферы последипломного образования при изменяющихся экономических отношениях требует пересмотра нормативной базы интернатуры.

Литература

1. Вопросы последипломного обучения и аттестация руководителей здравоохранения (законодательные, нормативно-правовые и учебно-методические аспекты): учеб. пособие / И.Г. Низамов [и др.]. — М.: МЕД-прессинформ, 2010. — 128 с.

2. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения в России / О.П. Щепин [и др.]. — М.: Медицина, 2007. — 360 с.

3. Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / О.П. Щепин, В.А. Медик. — М.: ГЕОТАР-Медиа, 2012. — 592 с.

© Егиазарян к.А., Аттаева Л.Ж., 2013 Удк 614.2:331.101.3

== социально-психологические характеристики

трудового коллектива в учреждении здравоохранения

Карен Альбертович Егиазарян, канд. мед. наук, доцент кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России,

Москва [egkar@mail.ru]

Лейла Жамаловна Аттаева, канд. мед. наук, магистрант Международного института управления МГИМО(У) МИД России,

Москва [тел. 8(926)354-44-97; leyla0505@rambler.ru]

Реферат. Повышение уровня здоровья населения напрямую связано с доступностью и качеством медицинской помощи, оно определяется качеством выполнения профессиональных функций, сведением до минимума риска при проведении медицинских вмешательств, удовлетворенностью пациентов медицинской помощью. Удовлетворенность же пациентов медицинской помощью зависит от социально-психологических факторов, сопровождающих трудовой процесс. В связи с этим новая модель управления выдвигает на одно из ведущих мест кадровое обеспечение не только высококвалифицированными, но и высоконравственными работниками. Недооценка социально-психологических характеристик коллектива приводит к снижению эффективности и качества трудового процесса и соответственно к уменьшению социального эффекта от деятельности всей системы здравоохранения. Поэтому современному руководителю учреждения здравоохранения необходимо уделять особое внимание вопросам формирования и изменения социально-психологических характеристик трудового коллектива.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, социально-психологические методы управления, организационная культура.

social and psychological characteristics of labor collective in healthcare institution

K.A. EGIAZARYAN, L.ZH. ATTAEVA

Abstract. Increase of level of health of the population is directly connected with availability and quality of medical care which is defined by quality of execution of professional functions, risk minimum during medical interventions, satisfaction of patients with medical care. Satisfaction of patients with medical care depends from social psychological factors accompanying labor process. In this regard the new model of management nominates to one of leading places staffing not only by highly skilled, but also highly moral workers. Underestimation of social-psychological characteristics of collective leads to decrease in efficiency and quality of labor process and to reduction of social effect from activity of all health system. Therefore the modern head of healthcare institution needs to pay special attention to questions of formation and change of social and psychological characteristics of labor collective.

Key words: quality of medical care, social and psychological methods of management, organizational culture.

На каждой ступени развития человеческого общества создается своя общественная форма труда. Ее некоторые постоянные общие элементы обусловлены самой природой человека и прояв-

ляются в процессе трудовой деятельности, при осуществлении которой люди вступают в определенные общественно-трудовые связи или социально-трудовые отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.