цели (4,5-5,0), который позволит определить оптимальное соотношение цен на них даже в условиях действия инфляции. При этом если рассмотреть соотношение конкретных цен реализации гороха, то получим следующие результаты: по отношению к ценам на рожь 2,6-2,7 (к индексу комплексной сравнительной экономической оценки на товарные цели 2,9-3,2); пшеницу
— 2,1-2,2 (к индексу — 2,8-3,2); ячмень — 2,3-2,5 (к индексу — 3,0-3,4); овес — 2,7-2,8 (к индексу — 4,5-5,0). Таким образом, одним из основных направлений повышения предпочтительности производства высокобелкового зерна, расширения посевных площадей зернобобовых культур и создания условий для интенсификации его производства является совершенствование соотношения цен на продукцию зерновых и зернобобовых культур.
Заключение
Рассмотренные цены на высокобелковое зерно и их соотношение с другими зерновыми целесообразно устанавливать путем сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Зерновое хозяйство как ключевая отрасль играет решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны. В связи с этим возникает необходимость, чтобы уже в ближайшем будущем объемы
производства зерна регулировались государством. И если в настоящее время основным способом воздействия на цены сельскохозяйственной продукции являются закупочные и товарные интервенции, то в перспективе целесообразен государственный заказ с установлением закупочных цен на продукцию зернового хозяйства, в частности на высокобелковое зерно. Именно такой подход позволит, посредством государственного заказа, обеспечить тот объем производства высокобелкового зерна, который достаточен для удовлетворения потребностей населения в нем и компенсации белкового дефицита в зернофураже.
Библиографический список
1. Клюкач В.А., Алтухов А.И., Васютин А.С. Рекомендации по государственному регулированию зернового рынка Российской Федерации. — М.: Россельхозака-демия, 2000. — 85 с.
2. Гусманов У.Г., Терехов А.И., Гусманов Р.У. Научно-методические основы оптимизации производства в зерновом хозяйстве и растениеводстве. — М.: Россельхоза-кадемия, 2004. — 384 с.
3. Гусманов Р.У., Мукминова Г.Ф. Оценка экономической эффективности производства высокобелкового зерна. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 160 с.
+ + +
УДК 338.439(470.58) С.Г. Менюк
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ключевые слова: продовольственное
обеспечение, сбытовые стратегии, молочная промышленность, управленческие ауттехнологии, аутсорсинг.
Введение
Развитие агропромышленного комплекса Алтайского края характеризуется институциональными преобразованиями, всё большую роль в формировании продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности играют предприятия малого агробизнеса. Их создание позволяет наиболее полно использовать местную сырьевую базу сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Однако существует ряд проблем, сдержи-
вающих развитие молочной промышленности региона, среди них необходимо выделить разработку и осуществление сбытовых стратегий.
Объекты и методика исследований
Целью проводимого исследования является изучение перспектив развития малого предпринимательства в молочной промышленности Алтайского края. Для этого изучены особенности формирования предприятий данного типа в сельской местности региона, показаны перспективные направления их развития.
В качестве объекта исследования выступают малые предприятия молочной промышленности Алтайского края.
Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых, а также материалы официальных документов по исследуемой проблеме, при этом были использованы монографический и абстрактно-логический методы. В качестве объекта исследования выбрана организация деятельности малых предприятий молочной промышленности в Алтайском крае. Предметом исследования являются факторы, тенденции и закономерности, определяющие развитие малого бизнеса в молокоперерабатывающей отрасли региона.
В качестве информационной базы использованы материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Алтайскому краю, Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края; результаты собственных исследований автора, проводимых в 2010-2011 гг.
Результаты исследований
Одним из необходимых условий решения комплекса социально-экономических проблем в регионах Российской Федерации является становление малого агробизнеса, которое позволяет вовлечь в предпринимательский сектор значительную часть незанятого сельского населения. Главная задача в этом процессе - определение перспективных видов продукции, востребованной на продовольственном рынке товаров, при этом производство должно базироваться на местном сырье.
Несмотря на положительные тенденции, в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь города Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте
— Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах — и вовсе 1-2 [1].
По данным Минэкономразвития России удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,75%, что позволяет занимать 17-е место среди всех субъектов Российской Федерации.
Удельный вес малых предприятий в основных экономических предприятиях и организациях края следующий:
- в среднегодовой численности занятых в экономике — 22,5%;
- в объёме промышленного производства — 23,1%;_____________________________
- в инвестициях в основной капитал — 14,1%;
- в обороте предприятий — 48,4%;
- в обороте розничной торговли — 17,5%.
Изучение структуры количества малых предприятий Алтайского края показало, что наибольшую долю составляют предприятия торговли и сервиса по ремонту техники — 33,3%, промышленные предприятия — 21,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 14,7%.
В 2010 г. пищевая промышленность Алтайского края увеличила производство на 104,3% к уровню 2009 г. За прошедшие 5 лет производство продуктов питания в крае выросло более чем в полтора раза (156,6%). Объем производства колбасных изделий и цельномолочной продукции в 2010 г. является наивысшим за весь постсоветский период. В целом же с 2001 г. производство продукции в этом секторе экономики края увеличилось почти в 2,2 раза [2].
Отличительной особенностью развития обрабатывающих производств в Алтайском крае является высокая доля пищевой промышленности — 30% в общей структуре промышленного производства, в ближайшие годы этот показатель составит не менее 35%.
Значительное влияние на рост производства оказало привлечение инвестиций для качественного обновления и модернизации основных фондов, объём которых в 2010 г. возрос на 18%, по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности инвестиции составили 2,3 млрд руб. В целом за последние пять лет физический объем инвестиций в модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности вырос в 1,8 раза, в отрасли осуществлялась реализация 70 инвестиционных мероприятий, создано почти 400 новых рабочих мест.
Положительно влияет на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности стабильный рост производства молока, в 2010 г. получено 1 млн 421 тыс. т.
Однако по отраслям развитие малого бизнеса идёт крайне неравномерно, что связано с особенностями размещения предприятий по территории края. Промышленное производство в разной степени локализовано в муниципальных образованиях Алтайского края, в целом на сельские территории приходится около 25% от общего объема промышленного производства края. По объему промышленного производства на душу населения среди сельских территорий дифференциация составляет до 30 раз.
В молочной промышленности работает 135 предприятий, следовательно, доля рын-
ка одного предприятия составляет 0,74%. Предприятия малого бизнеса в молочной промышленности по количеству в отрасли составляют 89,3%.
Для предприятий, расположенных в глубинных районах края, значительно отдалённых от железной дороги, серьёзными проблемами развития становятся: отсутствие
развитой инфраструктуры сбыта, единой стратегии развития однотипная ассортиментная стратегия, и, как следствие, замедление темпов роста в связи с неполной реализацией продукции, отсутствием заказов от крупных оптовых покупателей на поставку продукции [3].
К инфраструктуре сбыта относятся субъекты рынка, формирующие процесс товарооборота, — биржи, оптовые продовольственные рынки, распределительные центры, терминалы, хладокомбинаты и т.п. Проблема заключается в том, что в Алтайском крае этих организаций крайне мало, тем более в сельских районах, следовательно, малые перерабатывающие предприятия, расположенные на отдалённых сельских территориях, испытывают проблемы со сбытом готовой продукции в другие регионы РФ, не могут участвовать в коммерческой деятельности на мировом продовольственном рынке. Имеющаяся материальнотехническая база хранения и транспортировки молочных товаров не соответствует современным требованиям организации хранения скоропортящейся продукции. Торгово-заготовительная система, занимающаяся закупкой молочной продукцией у товаропроизводителей и её реализацией за пределами края, практически отсутствует и т.д.
В этой ситуации целесообразно рассмотреть возможности применения аут технологий, направленных на оптимизацию процессов, связанных с управлением организацией. Применение аут технологий рассматривается российскими учёными с различных сторон: в управлении персоналом организации [4], машиностроении [5], корпорациях [6].
В буквальном смысле аутсорсинг (англ. out — «вне» + англ. source — «источник») означает использование внешних источников и представляет собой привлечение сторонних организаций для выполнения определённых видов работ, не являющихся профильными для данной организации. Использование аутсорсинга связано, в первую очередь, с оптимизацией бизнес-процессов организации, которые обычно не являются профильными для предприятия, но необходимы для его функционирования, что позволяет отельным исследователям рассматривать аутсорсинг как форму реструктуризации [6].
Аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов становится в последнее время все
более популярным. В зарубежной практике он широко используется в управлении продажами ведущими компаниями мира: для них давно стали очевидными преимущества организации сбыта через независимые сбытовые компании [7].
Создание аутсорсинговых компаний, специализирующихся на работе с молочной продукцией, позволит обеспечить сбыт всем предприятиям малого бизнеса, работающим в данной отрасли. Задачи, которые необходимо решить такой компании, в первую очередь:
— обеспечение хранения скоропортящейся продукции, следовательно, необходимо наличие охлаждаемых складов. Решение этой задачи возможно с помощью привлечения государственных инвестиций в развитие товаропроводящей инфраструктуры;
— обеспечение высококвалифицированными кадрами. Эту задачу можно решить, используя потенциал вузов Алтайского края, в которых существуют магистерские программы по подготовке специалистов для работы на отраслевых рынках, например, Алтайского государственного университета;
— обеспечение современными информационными технологиями. В данном направлении также возможно использование потенциала вузов края.
Создание независимой компании должно быть направлено на реализацию молочной продукции на национальном и мировом продовольственном рынках, а также проведение исследований конъюнктуры на этих рынках. Это позволит производственным предприятиям не заниматься маркетинговыми исследованиями особенностей потребительского спроса на различных сегментах рынка и разработкой программ продвижения своей продукции, так как такие виды исследований являются дорогостоящими и многим малым предприятиям не под силу проводить их самостоятельно.
Выводы и предложения
Для развития молочной промышленности на базе имеющихся производственных мощностей необходимо активизировать сбытовую функцию предприятий. В качестве инструмента сбыта возможно создание аутсорсинговой компании, представляющей продукцию алтайских переработчиков и специализирующейся на реализации молочной продукции как на национальном, так и на мировом продовольственных рынках.
Библиографический список
1. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал мест бюджетов // Финансы. - 2009. -№ 3. - С. 22-26.
2. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2005-2010: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2010. — 376 с.
3. Борисова О.В. Роль стратегического
управления коммерческой деятельностью в развитии региональной пищевой промышленности // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2008. — № 1. —
С. 106-112.
4. Лобова С.В. «Аут» в современных технологиях управления персоналом // Вестник Алтайского государственного уни-
верситета. — 2011. — № 8 (82). —
С. 111-114.
5. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание вы-
сокоэффективных и конкурентоспособных организаций. — М.: Инфра-М, 2003. —
192 с.
6. Жданов А.Ю. Корпоративный аутсорсинг как форма реструктуризации компании // Экономика и управление. — 2008. — № 6.
7. Андерсон Э., Тринко Боб. Аутсорсинг в продажах. — М.: Добрая книга, 2006. — 416 с.
+ + +
УДК 332:62.015.13 С.П. Воробьев,
А.И. Колобова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: земельные отношения, оборот земель сельскохозяйственного назначения, оценка земли, арендная плата.
Введение
Согласно Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.», перспективы аграрного сектора связаны с ростом реальных денежных доходов населения, растущими ограничениями протекционной защиты внутреннего рынка, а также с отсутствием длительного опыта эффективной государственной поддержки аграрного производства.
При экстенсивном развитии сельского хозяйства России, низкой конкурентоспособности отраслей исчерпание емкости доступных для российских сельхозтоваропроизводителей сегментов внутреннего и внешнего рынков сбыта негативно отражается на структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, занятости населения, развитии социальной инфраструктуры, воспроизводстве ресурсов.
Исследования проводились с целью определения основных направлений совершенствования земельных отношений в сельском хозяйстве. Для достижения цели ставились следующие задачи: определить проблемы реализации земельных отношений в сельском хозяйстве Алтайского края, обосновать методику определения стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
Объект и методы исследования
Объектом исследования выступают факторы и система отношений, определяющая эффективность реализации земельных отношений в сельском хозяйстве Алтайского края. В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как индукция, дедукция, синтез, анализ, а также специфические методы экономических исследований: экономико-статистический, балансовый, нормативный и другие. Информационную базу исследования составили материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, годовые отчеты, данные первичного учета и статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края; научные публикации по изучаемой проблеме.
Результаты исследования
Аграрное реформирование в России на современном его этапе, как показали наши исследования, выдвинуло на первый план земельные отношения как определяющий элемент производственных отношений в сельском хозяйстве, возникающие между субъектами земельного права, поскольку осуществление земельной реформы до последнего времени проходило без четкой научной концепции, сопровождалось неоправданными экономическими издержками, социальной напряженностью, формальными изменениями во владении, пользовании и распоряжении землей.