Научная статья на тему 'Совершенствование управления продажами в малых предприятиях молочной промышленности'

Совершенствование управления продажами в малых предприятиях молочной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СБЫТОВЫЕ СТРАТЕГИИ / МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АУТТЕХНОЛОГИИ / АУТСОРСИНГ / FOOD SUPPLY / SALES STRATEGIES / DAIRY INDUSTRY / MANAGERIAL OUT-TECHNOLOGIES / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Менюк Сергей Григорьевич

Раскрыты особенности развития малых предприятий молочной промышленности; показаны проблемы формирования сбытовых стратегий данных предприятий. Предложены направления развития сбытовых стратегий для преодоления кризисных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of small dairy enterprises are revealed, the problems of sales strategies formation of those enterprises are discussed. The directions of marketing strategies development to overcome the crisis are proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления продажами в малых предприятиях молочной промышленности»

цели (4,5-5,0), который позволит определить оптимальное соотношение цен на них даже в условиях действия инфляции. При этом если рассмотреть соотношение конкретных цен реализации гороха, то получим следующие результаты: по отношению к ценам на рожь 2,6-2,7 (к индексу комплексной сравнительной экономической оценки на товарные цели 2,9-3,2); пшеницу

— 2,1-2,2 (к индексу — 2,8-3,2); ячмень — 2,3-2,5 (к индексу — 3,0-3,4); овес — 2,7-2,8 (к индексу — 4,5-5,0). Таким образом, одним из основных направлений повышения предпочтительности производства высокобелкового зерна, расширения посевных площадей зернобобовых культур и создания условий для интенсификации его производства является совершенствование соотношения цен на продукцию зерновых и зернобобовых культур.

Заключение

Рассмотренные цены на высокобелковое зерно и их соотношение с другими зерновыми целесообразно устанавливать путем сочетания рыночного механизма и государственного регулирования. Зерновое хозяйство как ключевая отрасль играет решающую роль в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны. В связи с этим возникает необходимость, чтобы уже в ближайшем будущем объемы

производства зерна регулировались государством. И если в настоящее время основным способом воздействия на цены сельскохозяйственной продукции являются закупочные и товарные интервенции, то в перспективе целесообразен государственный заказ с установлением закупочных цен на продукцию зернового хозяйства, в частности на высокобелковое зерно. Именно такой подход позволит, посредством государственного заказа, обеспечить тот объем производства высокобелкового зерна, который достаточен для удовлетворения потребностей населения в нем и компенсации белкового дефицита в зернофураже.

Библиографический список

1. Клюкач В.А., Алтухов А.И., Васютин А.С. Рекомендации по государственному регулированию зернового рынка Российской Федерации. — М.: Россельхозака-демия, 2000. — 85 с.

2. Гусманов У.Г., Терехов А.И., Гусманов Р.У. Научно-методические основы оптимизации производства в зерновом хозяйстве и растениеводстве. — М.: Россельхоза-кадемия, 2004. — 384 с.

3. Гусманов Р.У., Мукминова Г.Ф. Оценка экономической эффективности производства высокобелкового зерна. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 160 с.

+ + +

УДК 338.439(470.58) С.Г. Менюк

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДАЖАМИ В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: продовольственное

обеспечение, сбытовые стратегии, молочная промышленность, управленческие ауттехнологии, аутсорсинг.

Введение

Развитие агропромышленного комплекса Алтайского края характеризуется институциональными преобразованиями, всё большую роль в формировании продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности играют предприятия малого агробизнеса. Их создание позволяет наиболее полно использовать местную сырьевую базу сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и хозяйствами населения. Однако существует ряд проблем, сдержи-

вающих развитие молочной промышленности региона, среди них необходимо выделить разработку и осуществление сбытовых стратегий.

Объекты и методика исследований

Целью проводимого исследования является изучение перспектив развития малого предпринимательства в молочной промышленности Алтайского края. Для этого изучены особенности формирования предприятий данного типа в сельской местности региона, показаны перспективные направления их развития.

В качестве объекта исследования выступают малые предприятия молочной промышленности Алтайского края.

Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых, а также материалы официальных документов по исследуемой проблеме, при этом были использованы монографический и абстрактно-логический методы. В качестве объекта исследования выбрана организация деятельности малых предприятий молочной промышленности в Алтайском крае. Предметом исследования являются факторы, тенденции и закономерности, определяющие развитие малого бизнеса в молокоперерабатывающей отрасли региона.

В качестве информационной базы использованы материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Алтайскому краю, Главного управления сельского хозяйства администрации Алтайского края; результаты собственных исследований автора, проводимых в 2010-2011 гг.

Результаты исследований

Одним из необходимых условий решения комплекса социально-экономических проблем в регионах Российской Федерации является становление малого агробизнеса, которое позволяет вовлечь в предпринимательский сектор значительную часть незанятого сельского населения. Главная задача в этом процессе - определение перспективных видов продукции, востребованной на продовольственном рынке товаров, при этом производство должно базироваться на местном сырье.

Несмотря на положительные тенденции, в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь города Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте

— Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах — и вовсе 1-2 [1].

По данным Минэкономразвития России удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,75%, что позволяет занимать 17-е место среди всех субъектов Российской Федерации.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических предприятиях и организациях края следующий:

- в среднегодовой численности занятых в экономике — 22,5%;

- в объёме промышленного производства — 23,1%;_____________________________

- в инвестициях в основной капитал — 14,1%;

- в обороте предприятий — 48,4%;

- в обороте розничной торговли — 17,5%.

Изучение структуры количества малых предприятий Алтайского края показало, что наибольшую долю составляют предприятия торговли и сервиса по ремонту техники — 33,3%, промышленные предприятия — 21,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 14,7%.

В 2010 г. пищевая промышленность Алтайского края увеличила производство на 104,3% к уровню 2009 г. За прошедшие 5 лет производство продуктов питания в крае выросло более чем в полтора раза (156,6%). Объем производства колбасных изделий и цельномолочной продукции в 2010 г. является наивысшим за весь постсоветский период. В целом же с 2001 г. производство продукции в этом секторе экономики края увеличилось почти в 2,2 раза [2].

Отличительной особенностью развития обрабатывающих производств в Алтайском крае является высокая доля пищевой промышленности — 30% в общей структуре промышленного производства, в ближайшие годы этот показатель составит не менее 35%.

Значительное влияние на рост производства оказало привлечение инвестиций для качественного обновления и модернизации основных фондов, объём которых в 2010 г. возрос на 18%, по предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности инвестиции составили 2,3 млрд руб. В целом за последние пять лет физический объем инвестиций в модернизацию пищевой и перерабатывающей промышленности вырос в 1,8 раза, в отрасли осуществлялась реализация 70 инвестиционных мероприятий, создано почти 400 новых рабочих мест.

Положительно влияет на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности стабильный рост производства молока, в 2010 г. получено 1 млн 421 тыс. т.

Однако по отраслям развитие малого бизнеса идёт крайне неравномерно, что связано с особенностями размещения предприятий по территории края. Промышленное производство в разной степени локализовано в муниципальных образованиях Алтайского края, в целом на сельские территории приходится около 25% от общего объема промышленного производства края. По объему промышленного производства на душу населения среди сельских территорий дифференциация составляет до 30 раз.

В молочной промышленности работает 135 предприятий, следовательно, доля рын-

ка одного предприятия составляет 0,74%. Предприятия малого бизнеса в молочной промышленности по количеству в отрасли составляют 89,3%.

Для предприятий, расположенных в глубинных районах края, значительно отдалённых от железной дороги, серьёзными проблемами развития становятся: отсутствие

развитой инфраструктуры сбыта, единой стратегии развития однотипная ассортиментная стратегия, и, как следствие, замедление темпов роста в связи с неполной реализацией продукции, отсутствием заказов от крупных оптовых покупателей на поставку продукции [3].

К инфраструктуре сбыта относятся субъекты рынка, формирующие процесс товарооборота, — биржи, оптовые продовольственные рынки, распределительные центры, терминалы, хладокомбинаты и т.п. Проблема заключается в том, что в Алтайском крае этих организаций крайне мало, тем более в сельских районах, следовательно, малые перерабатывающие предприятия, расположенные на отдалённых сельских территориях, испытывают проблемы со сбытом готовой продукции в другие регионы РФ, не могут участвовать в коммерческой деятельности на мировом продовольственном рынке. Имеющаяся материальнотехническая база хранения и транспортировки молочных товаров не соответствует современным требованиям организации хранения скоропортящейся продукции. Торгово-заготовительная система, занимающаяся закупкой молочной продукцией у товаропроизводителей и её реализацией за пределами края, практически отсутствует и т.д.

В этой ситуации целесообразно рассмотреть возможности применения аут технологий, направленных на оптимизацию процессов, связанных с управлением организацией. Применение аут технологий рассматривается российскими учёными с различных сторон: в управлении персоналом организации [4], машиностроении [5], корпорациях [6].

В буквальном смысле аутсорсинг (англ. out — «вне» + англ. source — «источник») означает использование внешних источников и представляет собой привлечение сторонних организаций для выполнения определённых видов работ, не являющихся профильными для данной организации. Использование аутсорсинга связано, в первую очередь, с оптимизацией бизнес-процессов организации, которые обычно не являются профильными для предприятия, но необходимы для его функционирования, что позволяет отельным исследователям рассматривать аутсорсинг как форму реструктуризации [6].

Аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов становится в последнее время все

более популярным. В зарубежной практике он широко используется в управлении продажами ведущими компаниями мира: для них давно стали очевидными преимущества организации сбыта через независимые сбытовые компании [7].

Создание аутсорсинговых компаний, специализирующихся на работе с молочной продукцией, позволит обеспечить сбыт всем предприятиям малого бизнеса, работающим в данной отрасли. Задачи, которые необходимо решить такой компании, в первую очередь:

— обеспечение хранения скоропортящейся продукции, следовательно, необходимо наличие охлаждаемых складов. Решение этой задачи возможно с помощью привлечения государственных инвестиций в развитие товаропроводящей инфраструктуры;

— обеспечение высококвалифицированными кадрами. Эту задачу можно решить, используя потенциал вузов Алтайского края, в которых существуют магистерские программы по подготовке специалистов для работы на отраслевых рынках, например, Алтайского государственного университета;

— обеспечение современными информационными технологиями. В данном направлении также возможно использование потенциала вузов края.

Создание независимой компании должно быть направлено на реализацию молочной продукции на национальном и мировом продовольственном рынках, а также проведение исследований конъюнктуры на этих рынках. Это позволит производственным предприятиям не заниматься маркетинговыми исследованиями особенностей потребительского спроса на различных сегментах рынка и разработкой программ продвижения своей продукции, так как такие виды исследований являются дорогостоящими и многим малым предприятиям не под силу проводить их самостоятельно.

Выводы и предложения

Для развития молочной промышленности на базе имеющихся производственных мощностей необходимо активизировать сбытовую функцию предприятий. В качестве инструмента сбыта возможно создание аутсорсинговой компании, представляющей продукцию алтайских переработчиков и специализирующейся на реализации молочной продукции как на национальном, так и на мировом продовольственных рынках.

Библиографический список

1. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал мест бюджетов // Финансы. - 2009. -№ 3. - С. 22-26.

2. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2005-2010: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2010. — 376 с.

3. Борисова О.В. Роль стратегического

управления коммерческой деятельностью в развитии региональной пищевой промышленности // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. — 2008. — № 1. —

С. 106-112.

4. Лобова С.В. «Аут» в современных технологиях управления персоналом // Вестник Алтайского государственного уни-

верситета. — 2011. — № 8 (82). —

С. 111-114.

5. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание вы-

сокоэффективных и конкурентоспособных организаций. — М.: Инфра-М, 2003. —

192 с.

6. Жданов А.Ю. Корпоративный аутсорсинг как форма реструктуризации компании // Экономика и управление. — 2008. — № 6.

7. Андерсон Э., Тринко Боб. Аутсорсинг в продажах. — М.: Добрая книга, 2006. — 416 с.

+ + +

УДК 332:62.015.13 С.П. Воробьев,

А.И. Колобова ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: земельные отношения, оборот земель сельскохозяйственного назначения, оценка земли, арендная плата.

Введение

Согласно Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг.», перспективы аграрного сектора связаны с ростом реальных денежных доходов населения, растущими ограничениями протекционной защиты внутреннего рынка, а также с отсутствием длительного опыта эффективной государственной поддержки аграрного производства.

При экстенсивном развитии сельского хозяйства России, низкой конкурентоспособности отраслей исчерпание емкости доступных для российских сельхозтоваропроизводителей сегментов внутреннего и внешнего рынков сбыта негативно отражается на структурно-технологической модернизации сельского хозяйства, занятости населения, развитии социальной инфраструктуры, воспроизводстве ресурсов.

Исследования проводились с целью определения основных направлений совершенствования земельных отношений в сельском хозяйстве. Для достижения цели ставились следующие задачи: определить проблемы реализации земельных отношений в сельском хозяйстве Алтайского края, обосновать методику определения стоимости земли сельскохозяйственного назначения.

Объект и методы исследования

Объектом исследования выступают факторы и система отношений, определяющая эффективность реализации земельных отношений в сельском хозяйстве Алтайского края. В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как индукция, дедукция, синтез, анализ, а также специфические методы экономических исследований: экономико-статистический, балансовый, нормативный и другие. Информационную базу исследования составили материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, годовые отчеты, данные первичного учета и статистической отчетности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края; научные публикации по изучаемой проблеме.

Результаты исследования

Аграрное реформирование в России на современном его этапе, как показали наши исследования, выдвинуло на первый план земельные отношения как определяющий элемент производственных отношений в сельском хозяйстве, возникающие между субъектами земельного права, поскольку осуществление земельной реформы до последнего времени проходило без четкой научной концепции, сопровождалось неоправданными экономическими издержками, социальной напряженностью, формальными изменениями во владении, пользовании и распоряжении землей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.