Научная статья на тему 'Совершенствование управления охраной труда'

Совершенствование управления охраной труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1476
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушков В.А., Сайфутдинов Р.А., Варюхин С.Н.

Мониторинг и управление профессиональным риском в организациях даёт реальную возможность обосновать приоритеты конкретных управленческих решений по его снижению, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни, здоровья работников и здоровья будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушков В.А., Сайфутдинов Р.А., Варюхин С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления охраной труда»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

© Глушков В.А.*, Сайфутдинов Р.А.*, Варюхин С.Н.*

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) (УВАУ ГА) г. Ульяновск

Мониторинг и управление профессиональным риском в организациях даёт реальную возможность обосновать приоритеты конкретных управленческих решений по его снижению, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни, здоровья работников и здоровья будущих поколений.

Ключевые слова: безопасность труда, система управления охраной труда, профилактика рисков, управление профессиональными рисками, оценка профессионального риска, государственное управление в сфере охраны труда.

В современных условиях по данным Росстата в стране каждый четвёртый трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, и самое тревожное, что эта динамика из года в год имеет тенденцию к росту. Производственно обусловленная заболеваемость проявляется в более тяжёлом течении общих заболеваний человека, сокращении трудовой активности, повышенных уровнях инвалидности и смертности.

При этом следует особо подчеркнуть, что в профессии с неблагоприятными условиями труда по результатам предварительного медицинского осмотра происходит отбор наиболее здоровых лиц, изначально с лучшими показателями здоровья, чем у остального населения.

Наличие многочисленных рабочих мест с вредными условиями труда отрицательно влияет на состояние рынка труда, влечёт за собой сокращение численности трудовых ресурсов, необходимость привлечения иностранной рабочей силы, падение престижа ряда профессий и специальностей, рост дефицита кадров.

Тяжёлое экономическое положение многих организаций невольно отодвигает на второй план задачу улучшения условий труда, даёт формальный повод работодателям не тратить средства на обеспечение охраны труда и выполнение государственных нормативных требований.

Работодатель экономит на профилактических мероприятиях, работники рискуют своей жизнью и здоровьем, а экономика страны теряет часть тру-

* Доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, кандидат технических наук, доцент.

* Доцент кафедры Поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, кандидат культурологии, доцент.

" Курсант (студент).

довых ресурсов. Вместе с тем угроза безработицы в сочетании с российским менталитетом пренебрежения к собственному здоровью и жизни зачастую легко примиряет работника с любыми условиями труда, не способствуя их улучшению [5].

Реформирование системы управления охраной труда предусматривает переход от реагирования на страховые случаи к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников через создание системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками, используемой как на уровне отдельного работодателя (юридического или физического лица), так и на различных уровнях управления охраной труда, включая личное участие самих работников в повышении безопасности своего труда. В основе новой концепции управления профессиональными рисками заложен фундаментальный принцип «кто создаёт риски, у того больше возможностей ими управлять».

Одним из основных свойств любой системы, в том числе и системы управления охраной труда, является ее постоянное улучшение.

В современных условиях государственная политика в области создания безопасного труда и приоритетные направления её совершенствования базируются на положениях Конституции Российской Федерации, статьях Трудового кодекса (ТК РФ), посланиях Президента страны, законодательных и подзаконных нормативных актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Актуальным становится повсеместное внедрение систем управления охраной труда, построенных в соответствии с международными требованиями и стандартами либо с соответствующими российскими нормативными документами, в том числе и стандартами, гармонизированными с международными.

Создание системы управления охраной труда на основе вышеназванных нормативных документов позволяет существенно улучшить профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и выстроить управление охраной труда в виде подсистемы в единую интегрированную систему управления (менеджмента) качества, охраны окружающей среды и охраны труда.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности учреждения. Кроме того, СУОТ должна быть обеспечена всеми необходимыми ресурсами: трудовыми, материальными, финансовыми.

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - пре-

дотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [4].

Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с опасными или вредными производственными факторами неблагоприятных условий труда, то основными задачами СУОТ являются:

- обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;

- организационное обеспечение безопасного ведения производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;

- организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по установленным законодательством лицензированию деятельности, связанной с опасностями, сертификации оборудования, страхованию ответственности и работников и т.п.

При создании системы управления охраной труда на предприятии необходимо:

- определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормативно-правовые требования охраны труда;

- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски;

- определять политику учреждения в области охраны труда;

- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

- разрабатывать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом следует рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда [1].

Все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используют:

- исключение опасной работы (процедуры);

- замену опасной процедуры;

- инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

- административные методы ограничения воздействия опасностей;

- средства коллективной и индивидуальной защиты.

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

Важную роль в СУОТ и вообще в организации работ по охране труда играет контроль за деятельностью в форме специальных проверок. Такие поверки все чаще стали называть аудитом, содержание которого определяется в каждом конкретном случае в зависимости от цели аудита и задачи, которую он должен решить [4].

Различают внешние и внутренние аудиты. В самом общем случае внешний аудит - это независимый контроль деятельности предприятия, который обеспечивается степенью независимости аудита в структуре управления предприятием.

Результаты работы внутреннего аудита имеют главным образом информационное и консультационное значение и призваны содействовать оптимизации деятельности предприятия по выполнению государственных нормативных требований охраны труда. Основное требование к внутреннему аудиту - его объективность.

В зависимости от целей и задач аудит СУОТ может проводиться комплексно и охватывать всю систему или носить узкоцелевой характер, направленный на оценку одного или нескольких параметров, характеризующих СУОТ [1].

Аудит системы управления охраной труда проводят для:

- определения наличия в учреждении функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда установленным требованиям, положениям политики в области охраны труда;

- определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполне-

ния задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

- рассмотрения и учета результатов предыдущего внутреннего аудита системы управления охраной труда;

- представления информации по результатам аудита системы управления охраной труда руководству учреждения.

По результатам аудита системы управления охраной труда составляют отчеты.

Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и СУОТ в целом. Мероприятия должны учитывать:

а) цели учреждения по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасностей и рисков;

в) результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок;

д) выводы анализа эффективности СУОТ руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов учреждения, включая комитет по охране труда там, где он существует;

ж) изменения в национальных законах и правилах, добровольных программах и коллективных соглашениях;

з) результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.

В создании СУОТ можно выделить несколько этапов: разработка проекта системы; рассмотрение проекта, его обсуждение, исправление, принятие в целом; подготовка к внедрению; внедрение системы; развитие системы как ее непрерывное совершенствование.

Строгая формализация и унификация управления охраной труда, определяемая документами СУОТ, повышает уровень организованности учреждения, а, следовательно, и эффективности [4].

Объективно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель определил как основные направления государственной политики принятие и реализацию федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, то есть подчёркнул эффективность программно-целевого метода планирования мероприятий с участием государства в их финансировании и проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда.

Международное сотрудничество в области охраны труда осуществляется нашей страной на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, например, с Международной организацией труда или с Евро-

пейским агентством по обеспечению безопасности и сохранению здоровья на работе.

Результативность системы управления повышается при использовании концепции и целей, результатов проверок, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий [5].

Законодатель особо выделил как самостоятельное направление государственной политики профилактику несчастных случаев и повреждение здоровья работников, важность которой несомненна, так как непосредственное проведение профилактических мероприятий возложено на работодателя. Он является организатором производства и должен так организовать производственную и трудовую деятельности, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицательные воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на организм работников.

В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации является залогом устойчивого и динамичного развития производства. Поэтому законодатель определил в качестве основных направлений обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распределение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. В этой связи отметим, что в Российской Федерации создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ) с доступом через Интернет.

При непрерывном совершенствовании управления охраной труда организация всегда стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение травм, смертельных случаев, профессиональных заболеваний работников, путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков [2].

Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности труда, внесения в этот процесс элемента соревнования и поощрения тех, кто добился лучших результатов.

Результативные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на основе этого анализа.

Только на основании анализа данных (информации, фактов) руководство принимает решения по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в ресурсах. Принятые решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета по охране труда, работников, а также их представителей.

Выявленные в процессе проверки, контроля и оценки результативности системы управления охраной труда, а также результаты анализа руково-

дством ее эффективности несоответствия подлежат устранению. Это обеспечивается принятием решения и разработкой мероприятий по проведению корректирующих и предупреждающих действий, а также по своевременному внесению необходимых изменений в действующие планы и программы.

Необходимо устранять выявленные несоответствия в процессе проверки системы управления охраной труда, контроля и оценки ее результативности, а также оценки результатов анализа руководством эффективности функционирования системы управления охраной труда.

Для этого следует намечать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий и своевременно вносить изменения. Требуемые мероприятия должны включать в себя:

- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании системы управления охраной труда;

- планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;

- мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.

Возникшая в результате реформ юридическая и экономическая самостоятельность хозяйствующих субъектов права объективно разрушила существовавшую отраслевую систему управления охраной труда и ведомственную вертикаль, потребовала перейти на территориально-вертикальную схему управления с разделением функциональных и властных полномочий на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях.

Являясь формой политической организации общества, государство осуществляет свои общественные функции через систему управления, под которой обычно понимают систему принятых обществом норм и правил и особую структуру из различных учреждений, выполняющих властные функции. Государственное управление выражается в практической деятельности государственных органов по реализации политики государства, активно регулирующего отношения граждан в сфере охраны труда и безопасности производственной деятельности. Основные принципы построения системы управления охраной труда в Российской Федерации предполагают единственной верную на данном этапе развития общества и страны вертикально-территориальную централизованную пирамидальную систему управления.

Переход к рыночным условиям потребовал разделения функций государства и работодателя по реализации требований охраны труда на конкретных рабочих местах. Теперь все обязанности, включая финансирование всех затрат на охрану труда, и всю ответственность за обеспечение требований охраны труда на рабочих местах нужно было возложить на работодателя, а за государством оставить только функции гаранта прав работника на социальную защиту наёмного труда.

Фактическое изменение форм собственности потребовало изменение роли профсоюзов: из части государственного аппарата они должны были превратиться в объединения работников, социальных партнёров работодателей. Конституция Российской Федерации 1993 г. юридически закрепила становление рыночной экономики в России, одновременно провозгласив право на свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а в 2001 г. принимается новый Трудовой кодекс Российской Федерации - основной документ в сфере регулирования социально-трудовых отношений, в том числе правоотношений в сфере охраны труда [5].

В настоящее время в нашей стране государственное управление в сфере охраны труда включает два уровня управления (федеральный и региональный), подтверждая, что только сильная и последовательная государственная власть может обеспечить на огромной российской территории в сложных условиях рыночной экономики эффективную защиту жизни, здоровья и работоспособности граждан, их конституционных прав [3].

Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня государственного управления охраной труда являются:

1. Создание правовой базы деятельности всех органов власти и хозяйственных субъектов права в сфере охраны труда.

2. Долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью.

Кроме того, на федеральном уровне управления в ряде федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое управление, имеются специальные подразделения - отделы охраны труда, но фактически оно немногим отличается от других типов управления, приближаясь, по сути, к корпоративному (ведомственному) типу управления.

Главная цель основных направлений государственной политики в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Её достижение основано на создании системы управления охраной труда с чётким правовым нормативным регулированием функций всех звеньев управления на федеральном и региональном уровнях. При этом объектами управления являются предприятия, учреждения, организации, где формируются свои системы управления охраной труда (СУОТ), направленные на реализацию государственных нормативных требований охраны труда, обеспечивающих его безопасность.

Процессы экономической интеграции России в международное сообщество выдвигают новые требования к СУОТ, ориентированные на международные стандарты. Эти требования нашли отражение в ГОСТ Р 12.0.0062002 «ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации», а с 01.07.2009 г. в принятом Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требова-

ния». Введённый в действие как национальный стандарт Российской Федерации, указанный ГОСТ является практическим инструментом содействия организациям в создании системы управления охраной труда как части единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации[1].

Особенностью данной системы является то, что в ней предусмотрен один из основных руководящих принципов МОТ: это участие работодателей и работников в реализации системы управления охраной труда. Создание подобной структуры изначально предполагает её нацеленность на предотвращение опасностей, то есть профилактику рисков воздействия вредных и опасных факторов производственной среды.

Международная организация труда (МОТ) убеждена, что внедрение самых строгих правил, норм охраны и гигиены труда будет в полной мере соответствовать интересам каждого работника, работодателя, страны, если всегда помнить и руководствоваться известными постулатами безопасности:

- гибель работника на производстве не является неотвратимой;

- несчастные случаи не происходят сами по себе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профзаболевания не возникают из ничего;

- у всех несчастных случаев на производстве есть причины;

- большинство несчастных случаев и профзаболеваний можно предотвратить;

- достойный труд - безопасный труд.

Управление профессиональными рисками предполагает проведение целого комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье, в том числе приоритетное создание инновационной системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения превентивных мер профилактики [1].

Объектом изучения профессиональных рисков служит рабочее место, где на работника с различной долей вероятности могут воздействовать факторы риска химической, физической и биологической природы, а также трудового процесса (тяжесть и напряжённость труда). Управление ситуациями, когда работники могут подвергаться опасности, называют анализом риска, который включает в себя оценку риска, управление риском и информацию о нём. Оценку профессионального риска следует проводить как для отдельных профессиональных групп работников, так и индивидуально для каждого работника.

Система управления рисками в области охраны здоровья и безопасности труда становится составной частью системы управления охраной труда в организации. Основной задачей реформируемой системы управления охраной труда в организациях является постепенный переход от реагирования

на страховые случаи к управлению процессами снижения рисков повреждения здоровья работников, путём создания системы управления профессиональными рисками, предусмотренной мероприятиями по реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025г.

Список литературы:

1. Айзман Р.И., Шуленин Н.С., Ширшова В.М. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 245 с.

2. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. -368 с.

3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник. - М.: Форум, 2009. - 496 с.

4. Сафонов А.Л., Свиридов В.К. и др. Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / Под общей редакцией д.э.н., проф. А.Л. Сафонова - М., 2008. - Т. 1. - 526 с.

5. Татаренко В.И. Основы безопасности труда в техносфере: учебник. -М.: ИНФА-М, 2013. - 351 с.

6. Файнбург Г.З. Основы организации управления профессиональными рисками: учебное пособие. - Пермь: ПГТУ 2007. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.