Научная статья на тему 'Совершенствование управления корпоративными библиотечно-информационными системами для развития современного спектра услуг (на примере деятельности библиотечного консорциума Кыргызстана)'

Совершенствование управления корпоративными библиотечно-информационными системами для развития современного спектра услуг (на примере деятельности библиотечного консорциума Кыргызстана) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
232
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗА ДАННЫХ / КООПЕРАЦИЯ БИБЛИОТЕК / БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНСОРЦИУМ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / КЫРГЫЗСТАН / DATA BASE / LIBRARY CORPORATION / LIBRARY CONSORTIUM / INFORMATION RESOURCES / MARKET OF INFORMATIONAL SERVICES / KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Эмиров Н. Д., Батталова С. С.

Важность комплексного подхода к управлению организацией, и в частности корпорацией (объединением) библиотек обусловлена современными реалиями и требованиями информационного общества. В статье определяется текущее состояние в секторе информационных услуг, и предлагаются пути совершенствования деятельности корпораций, основанные на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Рассмотрены возможности и пути расширения спектра оказываемых библиотечными корпорациями услуг, основанных на современных подходах. Обоснованы факторы конкурентоспособности библиотек на современном рынке информационных услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Эмиров Н. Д., Батталова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of management of corporate library and informational systems for the development of the contemporary specter of services (case of the library consortium of Kyrgyzstan) (Russia, St. Petersburg)

The importance of a complex approach to management within the organization, in particular, of the library corporation (association) stems from the contemporary realities and requirements of the information society. The article describes the current state in the sector of informational services and offers ways of improving the corporate activity based on the strategic analysis of the future tendencies and directions of development of informational services. The authors discuss possibilities and ways of broadening the specter of services rendered by library corporations and focus on libraries’ competitiveness at the present-day market of informational services.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления корпоративными библиотечно-информационными системами для развития современного спектра услуг (на примере деятельности библиотечного консорциума Кыргызстана)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ БИБЛИОТЕЧНО-

информационными системами для развития современного

СПЕКТРА УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ дЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО консорциума КЫРГЫЗСТАНА)

Н.Д. Эмиров,

профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, доктор экономических наук [email protected]

С.С. Батталова,

зав. отделом автоматизации информационных и библиотечных процессов Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих (г. Санкт-Петербург)

[email protected]

Важность комплексного подхода к управлению организацией, и в частности корпорацией (объединением) библиотек обусловлена современными реалиями и требованиями информационного общества. В статье определяется текущее состояние в секторе информационные услуг, и предлагаются пути совершенствования деятельности корпораций, основанные на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Рассмотрены возможности и пути расширения спектра оказываемых библиотечными корпорациями услуг, основанных на современных подходах. Обоснованы факторы конкурентоспособности библиотек на современном рынке информационных услуг.

Ключевые слова: база данных, кооперация библиотек, библиотечный консорциум, информационные ресурсы, рынок информационных услуг, Кыргызстан.

УДК 338.46, 575.2 ББК 65.497.545

рассматривая современное состояние и опыт организации библиотечных сообществ в разных странах, можно увидеть, что библиотечная ассоциация создается и развивается не только в качестве представителя интересов библиотек, но и как независимая, некоммерческая структура, осуществляющая свою деятельность в сфере оказания информационных услуг обществу. в этой сфере, кроме библиотек продолжают трудиться значительное количество организаций, в том числе коммерческих, государственных, научных и т.п., задачей который в той или иной мере является сбор данных, предоставление информационных услуг для определенной целевой аудитории. это, например, информационно-аналитические центры, издательства, фонды и др. однако не все организации заявляют о предоставлении свободного доступа к информации, и не всегда их деятельность имеет своей целью распространение информации.

опыт нашей работы показывает, что ни одна библиотека не в состоянии охватить все многообразие ресурсов, сервисов и данных. невозможно также в одиночку решить вопросы оптимизации сбора и представления информации. для библиотек, которые в век цифровой информации вступили в жесткую конкуренцию с поисковыми системами интернет, международными и локальными коммерческими компаниями, следует найти свой путь для сохранения своей роли, а также выбрать правильную тактику и стратегию для сохранения этой роли в обществе.

как отмечается во многих исследованиях, «рост популярности электронных ресурсов и использования интернет в качестве информационного источника приводит к снижению посещаемости библиотек и сокращению обращений в их спра-вочно-библиографические службы» [1]. объединение библиотек в корпорации, ассоциации и консорциумы в этой связи — это жесткие реалии времени. однако объединение для объединения не актуально и не является синонимом успеха.

Мы считаем, что для того чтобы получить реальный результат и иметь определенные преимущества в секторе информационных сервисов, библиотечное объединение должно отвечать некоторым основным требованиям:

— ясное и четкое понимание необходимости кооперации, определение ее цели и задач;

— наличие коллектива (ядра) единомышленников, имеющих общие цели и желание их осуществить;

— наличие стратегии развития и реализации поставленных целей;

— координация деятельности и эффективный менеджмент;

— финансовая база кооперации;

— международные связи и участие в международных проектах.

Опедует понимать важность комплексного подхода к управлению консорциумом, основанного как на анализе текущего состояния организации, так и на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Важно также учитывать местные факторы, которые, безусловно, накладывают важные ограничения, или наоборот, преимущества в вопросах внедрения тех или иных услуг, вариантов сотрудничества и кооперации.

Фокусируясь только на оказании услуг обеспечения доступа к информации и развитии профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела, позиции консорциума теряют свои преимущества и могут ослабнуть на фоне снижения финансирования — как собственных средств, так и привлеченных. В этой связи следует все большее внимание уделить развитию стратегического партнерства как на местном уровне (местное самоуправление, НПо, работающие в сфере оказания услуг населению), так и на уровне государства.

Современные тренды мирового развития все более фокусируются на расширении и доминировании роли информации в развитии экономики. Информационная экономика становится реальностью. Как отмечается в отчете Института Будущего, «... полезная, основанная на принятыхстандартах, информация будет продаваться, передаватьсяи торговаться в качестве товара на открытых биржах». [2] При этом «обилие информации, доступной на сегодняшний день, помогает организациям понять, что им нужно делать, но многие находят достаточно сложной возможность превратить данные в выполнимые результаты». однако «только четверть респондентов оценивают свои организации как очень хорошо подготовленные для перевода полученных данных в полезную информацию для принятия решений. [2]

Какова же роль библиотечных корпораций в этом процессе?

Внутренняя и международная кооперация — это две важные части интеграционных процессов, присущих библиотечно-ин-формационным корпорациям. Именно реализация этого подхода в предоставлении информационных сервисов позволит библиотекам сохранить свою роль в обществе. А без кооперации и широкого сотрудничества на национальном, региональном и международном уровне реализация поставленной задачи видится невыполнимой.

Однако только наличие доступа не гарантирует, что пользователи будут активно использовать представленные консорциумом ресурсы. В современном мире постоянно развивающихся информационных технологий особые требованию предъявляются к тем, кто оказывает информационные услуги.

Выросло целое поколение молодых людей, для которых компьютер, мобильный телефон, Интернет и социальные сети стали обычным набором повседневных инструментов. Это поколение уверенно ориентируется в сети, имеет представление о цифровом контенте и возможностях поиска информации. В то же время эти же молодые люди не имеют навыков работы и критического анализа сетевых ресурсов, не имеют навыков правомерного использования ресурсов, а зачастую их навыки поиска являются минимизированными и не позволяют охватить в поиске все многообразие информационных ресурсов.

Как показало наше исследование, проведенное в Кыргызстане, на базе Американского университета в Центральной Азии [9], а также других университетов, в частности Университета Рочестера (США г. Рочестер) новое поколение студентов является Google ориентированным, т.е., не задумываясь, доверяет свои информационные запросы не библиотекарю, а поисковой системе Google [4]. Происходит это не только в силу особого подхода нового поколения к информационному поиску, но и, во многом, в силу слабой подготовленности библиотекарей к работе в современной информационной среде.

В отличие от коммерческих компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информации на платной основе, важным преимуществом библиотек является то, что большая часть услуг, а именно предоставление доступа к ресурсам библиотеки, справочно-поисковому аппарату являются открытыми и бесплатными. Это важное преимущество, тем не менее, должно быть использовано так, чтобы качество и уровень бесплатных сервисов был представлен пользователем на высоком уровне, чтобы обеспечить привлечение их в библиотеку [3].

Рост ресурсов Интернет, развитие социальных сетей, информационных сообществ по интересам и направлениям исследований, а также вопросы коммерциализации доступа к информации и проблемы авторского права — эти новые вызовы диктуют необходимость внесения изменений в стратегические планы и гибкого подхода в определении действий и направлений сотрудничества по эффективной работе в современной высокотехнологичной информационной среде.

Другой важной задачей консорциума является непрерывная работа по поиску альтернативных источников научной и достоверной информации. Ширящееся в мире движение «Открытого доступа к информации» является альтернативным вариантом предоставления знаний и научной информации на бесплатной основе.

В этой связи, используя профессиональные преимущества и знания в области поиска ресурсов, а также устанавливая прочные связи с коллегами из-за рубежа (участие в международных консорциумах, организациях и т.п.), библиотеки — участницы консорциума Кыргызстана — получают дополнительные преимущества в обеспечении широкого и открытого доступа к знаниям.

Действительно, будущее «библиотек ..., системы информационно-библиотечного обслуживания, полнота и качество информационных ресурсов российских библиотек существенно зависят от степени их включенности в инфраструктуру международного информационного взаимодействия». [5]

И эта структура формируется уже сегодня. Активная позиция членов библиотечного консорциума позволяет им принимать самое активное участие в развитии деятельности той организации, членами которой они являются. А это, в свою очередь, оказывает влияние на формирование системы развития и стратегического планирования деятельности библиотечно-информационного консорциума Кыргызстана.

В этой связи деятельность библиотечно-информационно-го консорциума Кыргызстана является очень важной, так как координирует, направляет и аккумулирует ресурсы, профессиональные связи и опыт, проводит политику кооперации библиотек и интеграции библиотечно-информационного сообщества в мировую информационную систему.

Дальнейшее поступательное развитие библиотечно-ин-формационного консорциума Кыргызстана имеет два важных направления, которые находятся в тесной взаимосвязи: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне.

При этом, внутренняя (организационная) кооперация предполагает поиск путей и решений для дальнейшей консолидации внутренних ресурсов и управленческих подходов в рамках страны, что также, безусловно, включает в себя дальнейшую кооперацию и сотрудничество библиотек различных типов. кроме того, с учетом современных реалий, внутренняя кооперация предполагает активное вовлечение в сферу деятельности консорциума других организаций (общественных, государственных), работающих в смежных областях. В то же время, консорциум должен развивать свой внутренний информационно-организационный потенциал для того, чтобы сторонние организации, государственныеструктуры, общественные и неправительственные организации были также заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества.

Кооперация на международном уровне предполагает формирование интеграционных, профессиональных связей с подобными организациями за рубежом, как в регионе Центральной Азии, так и в мировом масштабе. Такого рода кооперация позволит преодолеть существующие географические барьеры в распространении информации, а также позволит значительно облегчить доступ к зарубежным рецензируемым, научным ресурсам и знаниями, накопленным в мире. Международный опыт, возможность получения новых знаний, обмен положительными наработками в части успешного и эффективного представления информационных услуг, опытом в формировании финансовой и профессиональной базы будущего устойчивого развития, а также многие другие аспекты позволяют заявлять о важности международной интеграции библиотечно-информа-ционных объединений, ассоциаций и консорциумов.

В условиях рынка наличие собственной аудитории пользователей является важным преимуществом. При этом вопросы привлечения новых пользователей напрямую связаны как с уровнем информационного обеспечения библиотек, так и уровнем предоставляемых сервисов. В этом направлении для руководства консорциума важно поддерживать баланс между количеством ресурсов и их информационной наполненностью и качеством доступа к ним пользователей в рамках оказываемых каждой отдельной библиотекой сервисов.

В этой связи наличие корпоративных связей, а также развитых коммуникаций между библиотеками-участницами становится важной составляющей по обмену передовым опытом, передовыми методами работы, а также внедрению наиболее эффективных сервисов в рамках всего консорциума в целом.

Наличие корпоративной среды позволяет интегрировать передовой опыт в систему организации намного быстрее, чем, если бы это делалось индивидуально. В условиях современной конкурентной среды «...именно внедрение передовых технологий и новых методов работы также позволяет получить определенные конкурентные преимущества» [6].

Поставленные цели и задачи, безусловно, не могут быть решены без надлежащего подхода к формированию команды единомышленников и профессионалов. В конечном итоге должна быть достигнута очень важная цель — формирование эффективного и действенного сообщества, представляющего интересы библиотек всех типов в стране.

Наиболее оптимальными и перспективными направлениями деятельности в области развития библиотечных консорциумов мы считаем следующие:

— развитие цифрового контента (открытые цифровые библиотеки, оцифровка и представление в открытом доступе книг и других источников, на которые не распространяется действие закона об авторском праве);

— участие в государственных программах, связанных с оказанием электронных услуг населению, в частности в программе развития электронного правительства [6];

— консолидация деятельности с местными неправительственными организациям (НПО), другими общественными струк-

1 8 1

турами и органами местного самоуправления для развития информационной и сервисной инфраструктуры по оказанию услуг населению;

— развитие обучающих услуг, преобразование библиотек в центры обучения, предоставления и распространения знаний в условиях современного информационного общества и развития новых технологий.

Следует уделить особое внимание повышению активности консорциума в рамках страны, создавая альянсы и временные союзы с другими участниками рынка оказания информационных услуг населению. Это направление перспективно в плане привлечения государственного или грантового финансирования, особенно в рамках развития демократии и доступа граждан к государственным услугам.

Таким образом, вопросы внутренней кооперации являются вопросами дальнейшего эффективного развития корпорации в целом. Указанные выше направления могут быть разбиты на другие, более мелкие составляющие в рамках принятых стратегий развития консорциума. Важно также то, что прочные внутрикорпоративные связи являются основой для построения связей региональных и международных.

Другим важным фактором становится качество оказываемых библиотечно-информационных услуг. В современных условиях значительной конкуренции на рынке информационных услуг, а также огромными возможностями, предоставляемыми автоматизированными поисковыми системами, качество услуг может стать решающим фактором повышения уровня конкурентности и привлечения пользователей.

Исследователи предлагают следующие критерии оценки библиотечно-информационного обслуживания [7, 8]:

— соответствие состава первичных информационных ресурсов библиотеки потребностям пользователей;

— совокупность временных и денежных затрат на получение услуг;

— полнота освоения пользователем полученной из фондов библиотеки первичной информации, определяемая количеством времени использования информации.

В свою очередь мы считаем, что данный перечень следует расширить за счет включения следующих важных критериев, которые особенно актуальны в период сетизации информации и развития удаленных сервисов: наличие и использование современных средств доставки запрашиваемых данных; скорость, оперативность и релевантность представленных информационных ресурсов пользователю.

Таким образом, эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов:

— минимизации средних издержек;

— максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов;

— формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов.

Указанные выше критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг. Используя методику, представленную в трудах Стука-

ловой A.A. [8] и Лаврик О.Л. [9], мы представим сравнительный перечень услуг, оказываемых как коммерческими организациями, так и библиотеками. Данный анализ представлен в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение видов информационных услуг, оказываемых коммерческими компаниями и библиотеками

Наименование услуги Коммерческие организации Библиотеки

Предоставление первоисточника информации + +

Ретроспективный поиск информации + +

Составление и предоставление пользователю информационных изданий + +

Поиск и предоставление научно-технической информации + +

Услуги по предоставлению систематизированных научных обзоров + +

Услуги по предоставлению систематизированных научных переводов + -

Предоставление удаленного доступа пользователю к информационным источникам и базам данных научной информации с помощью компьютерных, сетевых технологий и Интернет - +

оказание консультационных и образовательных услуг по эффективному поиску информации из различных источников и ресурсов + +

Предоставление технологической и информационной поддержки процессов доступа к информации и ее получения + +

Данные, представленные в таблице, показывают, что библио-текиимеют все возможности по оказанию востребованных пользователями информационных услуг. Проблема заключается в том, как быстро смогут библиотеки перестроить устаревшие механизмы оказания услуг и примут реалии современного информационного общества. При этом важным условием сохранения позиций библиотек в обществе как центров оказания информационных услуг является их объединение в консорциумы.

На сегодняшний деньконсорциум представляет собой мобильную и эффективно действующую организацию, способную создать серьезную конкуренцию на рынке оказания информационных услуг. В этой связи актуальны два взаимосвязанных направления развития: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне. При этом эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов, а именно, минимизации средних издержек, максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов, формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов. Разработанные критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг.

Литература

1. Фесенко К. Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки». — 2006 г. — Вып.З. — URL: http://www. elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2006/part3/Fesenko (дата обращения 12.12.2016)

2. The Information Generation: Transforming The Future, Today [Электронный ресурс]. / Institute for the Future for EMC, 2015. — URL: http://www.iftf.org/our-work/global-landscape/work/the-information-generation/ (дата обращения 10.12.2016). — Яз. англ.

3. Батталова С.С. Библиотеки и пользователи // Studia Universitatis. — Кишенев. — 2012. — №3 (53). — С.199-205.

4. Foster N. и Gibbons S. Studying Students: The Undergraduate Research Project at the University of Rochester — Chicago: Association of College & Research Libraries, 2007.

5. Гришина С.М. Международное сотрудничество региональных библиотек: эволюция форм и перспектив [Электронный ресурс] // Материалы XII Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации. — Брянск: [б.н.], 2007. — URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/rba/conference-2007-08-Grishina.htm (дата обращения 16.12.2016)

6. Эмиров Н.Д. Факторы инновационной деятельности в социальной сфере //Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 316-319.

7. Кооперация как способ повышения эффективности библиотечной деятельности [текст]: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 05.25.03 / А.А. Трофименко. — [Б. м.]: Краснодар, 2005. — 19 с.

8. Стукалова А.А. Корпорация как форма профессионального сотрудничества библиотек: автореф. дис. ... канд. педагогических. наук.: 05.25.03. — Новосибирск 2008. — 17 с.

9. Лаврик О.Л. Основные формы библиотечного сотрудничества: терминологический анализ // Библиосфера. — 2008 г. — №1.

10. Батталова С.С. Доступ к научной информации как один из факторов экономического развития страны // КазЭУхабаршы-сы — Вестник КазЭУ. — Алматы — 2014. — №98. — Т.2. — С. 31-42.

особенности межкультурной коммуникации с представителями индии в рамках российско-индийских связей в области туризма и гостеприимства

Е.В. Чистякова,

ст.преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, гид-переводчик 1-й категории

[email protected]

В статье проанализированы особенности межкультурной коммуникации с индийцами. Показаны особенности системы ценностей индийской культуры, с которой связаны нормы и правила поведения туристов из Индии. Для анализа индийской культуры автор использует шесть основных параметров сравнения культур, предложенных нидерландским ученым Г. Хофштеде (G.Hofstede). Работа выполнена в рамках проекта «India Friendly».

Ключевые слова: Индия, туризм, межкультурная коммуникация, культура Индии, индийские туристы, коммуникация с индийцами, проект India Friendly

УДК 379.85 ББК 75.8

В современном мире возрастают взаимоотношения между странами, нациями, различными группами людей. Одна из быстро растущих форм межкультурной коммуникации — туризм. Сегодня ученые относят к туризму практически все кратковременные перемещения людей за пределы места своего проживания, совершаемые с экскурсионными, религиозными, деловыми, спортивными, лечебно-оздоровительными и иными целями. Туризм становится все более важной сферой экономики для многих стран, в т.ч. и для России. А туристические рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии — важными стратегическими партнерами. Эти, в частности, рынки Китая, Индии, Ирана.

Работая в туризме и занимаясь туризмом, следует понимать, что люди, принадлежащие к разным национальностям и группам, думают, чувствуют и ведут себя по-разному. Экономические и культурные связи между когда-то изолированными группами людей могут привести, как к совместному и успешному взаимодействию, так и к непониманию и конфликтам. Менталитет населения азиатских стран существенно отличается от менталитета россиян. Для развития въездного туризма из азиатских стран необходимо создавать гостям специальные условия проживания и питания. С этой целью в нашей стране стартовали и успешно развиваются программы China Friendly, Halal Friendly, India Friendly. В данной статье мы будем говорить о специфике межкультурной коммуникации с туристами из Индии. Рост прибытий индийских туристов в Россию ожидается в ближайшее время при условии успешного развития стартовавшего проекта India Friendly, цель которого — создание для индийцев в России привычных для них условий быта и питания, внимательное отношение к их национальному характеру, обусловленному национально-культурными особенностями.

Межкультурная коммуникация — это область знаний, которая предпринимает попытки понять, как культура влияет на коммуникацию. Межкультурная коммуникация, как наука, возникла в Соединенных Штатах Америки и появилась она из необходимости применять абстрактные теоретические идеи антропологии на практике, а именно в сфере дипломатии. Системное изучение межкультурного взаимодействия и коммуникации начинает антрополог Эдвард Холл (Edward Hall), который на протяжении нескольких лет собирал материал для исследования и в результате пришел к пониманию того, как осуществлять коммуникацию с учетом межкультурных различий. В 1959 году была издана книга "The Silent Language" («Беззвучный язык»), где Э.Холл изложил свои идеи. Публикация этой книги считается годом рождения теории межкультурной коммуникации. В книге отражено то, что сейчас считается фундаментальными понятиями в понимании культуры и коммуникации, книга дает

первый развернутый анализ отношений между коммуникацией и культурой. Ученый обратил внимание на то, что культура влияет и связана с поведением человека. Э. Холл также ввел понятия о времени и контексте, которые широко используются в современных исследованиях по межкультурным взаимоотношениям и коммуникациям. э. холл первым предложил сделать проблему межкультурной коммуникации не только предметом научных исследований, но и самостоятельной учебной дисциплиной. К 1970-м годам межкультурная коммуникация становится академической дисциплиной.

В настоящее время теория и практика межкультурной коммуникации учат тому, что все люди на земле разные, что знание языка является лишь первым необходимым условием общения. Межкультурная коммуникация — это набор коммуникативных навыков, которые абсолютно необходимы, прежде всего, тем, кто взаимодействует с представителями других культур, поэтому необходимо развивать в себе межкультурную чувствительность. Задача этой дисциплины разъяснить, что то, что может быть чуждо, непонятно, неприемлемо в своей культуре, необязательно является негативным и невежливым с точки зрения представителя другой культуры и наоборот. Как отмечают многие исследователи и видно из общения на практике, люди не замечают и прощают ошибки в речи, общаясь с иностранцами, т.к. они не являются носителями данного языка, но относятся резко отрицательно, если нарушаются нормы культуры и этикета, воспринимая такое поведение, как их намеренное нарушение и оскорбление. Межкультурная коммуникация также нацелена на то, что стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, не рассматриваются, как единственно верная информация о них, и если ориентироваться только на это представление о другой культуре, это может стать серьезным препятствием при межкультурном общении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дать определение понятию «культура» довольно сложно. Обычно в него вкладывают три основных значения. Прежде всего, культура — это сфера искусства, куда относятся литература, живопись, театр, музыка. Во-вторых, подразумевается уровень образования человека. В-третьих, слово культура используется для определения норм и ценностей, характерных для группы людей, подразумевая при этом, что они принадлежат одной национальности.

В межкультурной коммуникации понимание культуры ближе к третьему значению. Антрополог и социолог из Нидерландов Гирт Хофштеде (Geert Hofstede) использовал аналогию с программным обеспечением компьютера и называл «программным обеспечением ума» (software of the mind) те модели или ментальные программы, по которым человек думает, чувствует и ведет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.