СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ БИБЛИОТЕЧНО-
информационными системами для развития современного
СПЕКТРА УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ дЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО консорциума КЫРГЫЗСТАНА)
Н.Д. Эмиров,
профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, доктор экономических наук [email protected]
С.С. Батталова,
зав. отделом автоматизации информационных и библиотечных процессов Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих (г. Санкт-Петербург)
Важность комплексного подхода к управлению организацией, и в частности корпорацией (объединением) библиотек обусловлена современными реалиями и требованиями информационного общества. В статье определяется текущее состояние в секторе информационные услуг, и предлагаются пути совершенствования деятельности корпораций, основанные на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Рассмотрены возможности и пути расширения спектра оказываемых библиотечными корпорациями услуг, основанных на современных подходах. Обоснованы факторы конкурентоспособности библиотек на современном рынке информационных услуг.
Ключевые слова: база данных, кооперация библиотек, библиотечный консорциум, информационные ресурсы, рынок информационных услуг, Кыргызстан.
УДК 338.46, 575.2 ББК 65.497.545
рассматривая современное состояние и опыт организации библиотечных сообществ в разных странах, можно увидеть, что библиотечная ассоциация создается и развивается не только в качестве представителя интересов библиотек, но и как независимая, некоммерческая структура, осуществляющая свою деятельность в сфере оказания информационных услуг обществу. в этой сфере, кроме библиотек продолжают трудиться значительное количество организаций, в том числе коммерческих, государственных, научных и т.п., задачей который в той или иной мере является сбор данных, предоставление информационных услуг для определенной целевой аудитории. это, например, информационно-аналитические центры, издательства, фонды и др. однако не все организации заявляют о предоставлении свободного доступа к информации, и не всегда их деятельность имеет своей целью распространение информации.
опыт нашей работы показывает, что ни одна библиотека не в состоянии охватить все многообразие ресурсов, сервисов и данных. невозможно также в одиночку решить вопросы оптимизации сбора и представления информации. для библиотек, которые в век цифровой информации вступили в жесткую конкуренцию с поисковыми системами интернет, международными и локальными коммерческими компаниями, следует найти свой путь для сохранения своей роли, а также выбрать правильную тактику и стратегию для сохранения этой роли в обществе.
как отмечается во многих исследованиях, «рост популярности электронных ресурсов и использования интернет в качестве информационного источника приводит к снижению посещаемости библиотек и сокращению обращений в их спра-вочно-библиографические службы» [1]. объединение библиотек в корпорации, ассоциации и консорциумы в этой связи — это жесткие реалии времени. однако объединение для объединения не актуально и не является синонимом успеха.
Мы считаем, что для того чтобы получить реальный результат и иметь определенные преимущества в секторе информационных сервисов, библиотечное объединение должно отвечать некоторым основным требованиям:
— ясное и четкое понимание необходимости кооперации, определение ее цели и задач;
— наличие коллектива (ядра) единомышленников, имеющих общие цели и желание их осуществить;
— наличие стратегии развития и реализации поставленных целей;
— координация деятельности и эффективный менеджмент;
— финансовая база кооперации;
— международные связи и участие в международных проектах.
Опедует понимать важность комплексного подхода к управлению консорциумом, основанного как на анализе текущего состояния организации, так и на стратегическом анализе будущих тенденций и направлений развития информационных сервисов. Важно также учитывать местные факторы, которые, безусловно, накладывают важные ограничения, или наоборот, преимущества в вопросах внедрения тех или иных услуг, вариантов сотрудничества и кооперации.
Фокусируясь только на оказании услуг обеспечения доступа к информации и развитии профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела, позиции консорциума теряют свои преимущества и могут ослабнуть на фоне снижения финансирования — как собственных средств, так и привлеченных. В этой связи следует все большее внимание уделить развитию стратегического партнерства как на местном уровне (местное самоуправление, НПо, работающие в сфере оказания услуг населению), так и на уровне государства.
Современные тренды мирового развития все более фокусируются на расширении и доминировании роли информации в развитии экономики. Информационная экономика становится реальностью. Как отмечается в отчете Института Будущего, «... полезная, основанная на принятыхстандартах, информация будет продаваться, передаватьсяи торговаться в качестве товара на открытых биржах». [2] При этом «обилие информации, доступной на сегодняшний день, помогает организациям понять, что им нужно делать, но многие находят достаточно сложной возможность превратить данные в выполнимые результаты». однако «только четверть респондентов оценивают свои организации как очень хорошо подготовленные для перевода полученных данных в полезную информацию для принятия решений. [2]
Какова же роль библиотечных корпораций в этом процессе?
Внутренняя и международная кооперация — это две важные части интеграционных процессов, присущих библиотечно-ин-формационным корпорациям. Именно реализация этого подхода в предоставлении информационных сервисов позволит библиотекам сохранить свою роль в обществе. А без кооперации и широкого сотрудничества на национальном, региональном и международном уровне реализация поставленной задачи видится невыполнимой.
Однако только наличие доступа не гарантирует, что пользователи будут активно использовать представленные консорциумом ресурсы. В современном мире постоянно развивающихся информационных технологий особые требованию предъявляются к тем, кто оказывает информационные услуги.
Выросло целое поколение молодых людей, для которых компьютер, мобильный телефон, Интернет и социальные сети стали обычным набором повседневных инструментов. Это поколение уверенно ориентируется в сети, имеет представление о цифровом контенте и возможностях поиска информации. В то же время эти же молодые люди не имеют навыков работы и критического анализа сетевых ресурсов, не имеют навыков правомерного использования ресурсов, а зачастую их навыки поиска являются минимизированными и не позволяют охватить в поиске все многообразие информационных ресурсов.
Как показало наше исследование, проведенное в Кыргызстане, на базе Американского университета в Центральной Азии [9], а также других университетов, в частности Университета Рочестера (США г. Рочестер) новое поколение студентов является Google ориентированным, т.е., не задумываясь, доверяет свои информационные запросы не библиотекарю, а поисковой системе Google [4]. Происходит это не только в силу особого подхода нового поколения к информационному поиску, но и, во многом, в силу слабой подготовленности библиотекарей к работе в современной информационной среде.
В отличие от коммерческих компаний, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информации на платной основе, важным преимуществом библиотек является то, что большая часть услуг, а именно предоставление доступа к ресурсам библиотеки, справочно-поисковому аппарату являются открытыми и бесплатными. Это важное преимущество, тем не менее, должно быть использовано так, чтобы качество и уровень бесплатных сервисов был представлен пользователем на высоком уровне, чтобы обеспечить привлечение их в библиотеку [3].
Рост ресурсов Интернет, развитие социальных сетей, информационных сообществ по интересам и направлениям исследований, а также вопросы коммерциализации доступа к информации и проблемы авторского права — эти новые вызовы диктуют необходимость внесения изменений в стратегические планы и гибкого подхода в определении действий и направлений сотрудничества по эффективной работе в современной высокотехнологичной информационной среде.
Другой важной задачей консорциума является непрерывная работа по поиску альтернативных источников научной и достоверной информации. Ширящееся в мире движение «Открытого доступа к информации» является альтернативным вариантом предоставления знаний и научной информации на бесплатной основе.
В этой связи, используя профессиональные преимущества и знания в области поиска ресурсов, а также устанавливая прочные связи с коллегами из-за рубежа (участие в международных консорциумах, организациях и т.п.), библиотеки — участницы консорциума Кыргызстана — получают дополнительные преимущества в обеспечении широкого и открытого доступа к знаниям.
Действительно, будущее «библиотек ..., системы информационно-библиотечного обслуживания, полнота и качество информационных ресурсов российских библиотек существенно зависят от степени их включенности в инфраструктуру международного информационного взаимодействия». [5]
И эта структура формируется уже сегодня. Активная позиция членов библиотечного консорциума позволяет им принимать самое активное участие в развитии деятельности той организации, членами которой они являются. А это, в свою очередь, оказывает влияние на формирование системы развития и стратегического планирования деятельности библиотечно-информационного консорциума Кыргызстана.
В этой связи деятельность библиотечно-информационно-го консорциума Кыргызстана является очень важной, так как координирует, направляет и аккумулирует ресурсы, профессиональные связи и опыт, проводит политику кооперации библиотек и интеграции библиотечно-информационного сообщества в мировую информационную систему.
Дальнейшее поступательное развитие библиотечно-ин-формационного консорциума Кыргызстана имеет два важных направления, которые находятся в тесной взаимосвязи: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне.
При этом, внутренняя (организационная) кооперация предполагает поиск путей и решений для дальнейшей консолидации внутренних ресурсов и управленческих подходов в рамках страны, что также, безусловно, включает в себя дальнейшую кооперацию и сотрудничество библиотек различных типов. кроме того, с учетом современных реалий, внутренняя кооперация предполагает активное вовлечение в сферу деятельности консорциума других организаций (общественных, государственных), работающих в смежных областях. В то же время, консорциум должен развивать свой внутренний информационно-организационный потенциал для того, чтобы сторонние организации, государственныеструктуры, общественные и неправительственные организации были также заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
Кооперация на международном уровне предполагает формирование интеграционных, профессиональных связей с подобными организациями за рубежом, как в регионе Центральной Азии, так и в мировом масштабе. Такого рода кооперация позволит преодолеть существующие географические барьеры в распространении информации, а также позволит значительно облегчить доступ к зарубежным рецензируемым, научным ресурсам и знаниями, накопленным в мире. Международный опыт, возможность получения новых знаний, обмен положительными наработками в части успешного и эффективного представления информационных услуг, опытом в формировании финансовой и профессиональной базы будущего устойчивого развития, а также многие другие аспекты позволяют заявлять о важности международной интеграции библиотечно-информа-ционных объединений, ассоциаций и консорциумов.
В условиях рынка наличие собственной аудитории пользователей является важным преимуществом. При этом вопросы привлечения новых пользователей напрямую связаны как с уровнем информационного обеспечения библиотек, так и уровнем предоставляемых сервисов. В этом направлении для руководства консорциума важно поддерживать баланс между количеством ресурсов и их информационной наполненностью и качеством доступа к ним пользователей в рамках оказываемых каждой отдельной библиотекой сервисов.
В этой связи наличие корпоративных связей, а также развитых коммуникаций между библиотеками-участницами становится важной составляющей по обмену передовым опытом, передовыми методами работы, а также внедрению наиболее эффективных сервисов в рамках всего консорциума в целом.
Наличие корпоративной среды позволяет интегрировать передовой опыт в систему организации намного быстрее, чем, если бы это делалось индивидуально. В условиях современной конкурентной среды «...именно внедрение передовых технологий и новых методов работы также позволяет получить определенные конкурентные преимущества» [6].
Поставленные цели и задачи, безусловно, не могут быть решены без надлежащего подхода к формированию команды единомышленников и профессионалов. В конечном итоге должна быть достигнута очень важная цель — формирование эффективного и действенного сообщества, представляющего интересы библиотек всех типов в стране.
Наиболее оптимальными и перспективными направлениями деятельности в области развития библиотечных консорциумов мы считаем следующие:
— развитие цифрового контента (открытые цифровые библиотеки, оцифровка и представление в открытом доступе книг и других источников, на которые не распространяется действие закона об авторском праве);
— участие в государственных программах, связанных с оказанием электронных услуг населению, в частности в программе развития электронного правительства [6];
— консолидация деятельности с местными неправительственными организациям (НПО), другими общественными струк-
1 8 1
турами и органами местного самоуправления для развития информационной и сервисной инфраструктуры по оказанию услуг населению;
— развитие обучающих услуг, преобразование библиотек в центры обучения, предоставления и распространения знаний в условиях современного информационного общества и развития новых технологий.
Следует уделить особое внимание повышению активности консорциума в рамках страны, создавая альянсы и временные союзы с другими участниками рынка оказания информационных услуг населению. Это направление перспективно в плане привлечения государственного или грантового финансирования, особенно в рамках развития демократии и доступа граждан к государственным услугам.
Таким образом, вопросы внутренней кооперации являются вопросами дальнейшего эффективного развития корпорации в целом. Указанные выше направления могут быть разбиты на другие, более мелкие составляющие в рамках принятых стратегий развития консорциума. Важно также то, что прочные внутрикорпоративные связи являются основой для построения связей региональных и международных.
Другим важным фактором становится качество оказываемых библиотечно-информационных услуг. В современных условиях значительной конкуренции на рынке информационных услуг, а также огромными возможностями, предоставляемыми автоматизированными поисковыми системами, качество услуг может стать решающим фактором повышения уровня конкурентности и привлечения пользователей.
Исследователи предлагают следующие критерии оценки библиотечно-информационного обслуживания [7, 8]:
— соответствие состава первичных информационных ресурсов библиотеки потребностям пользователей;
— совокупность временных и денежных затрат на получение услуг;
— полнота освоения пользователем полученной из фондов библиотеки первичной информации, определяемая количеством времени использования информации.
В свою очередь мы считаем, что данный перечень следует расширить за счет включения следующих важных критериев, которые особенно актуальны в период сетизации информации и развития удаленных сервисов: наличие и использование современных средств доставки запрашиваемых данных; скорость, оперативность и релевантность представленных информационных ресурсов пользователю.
Таким образом, эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов:
— минимизации средних издержек;
— максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов;
— формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов.
Указанные выше критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг. Используя методику, представленную в трудах Стука-
ловой A.A. [8] и Лаврик О.Л. [9], мы представим сравнительный перечень услуг, оказываемых как коммерческими организациями, так и библиотеками. Данный анализ представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение видов информационных услуг, оказываемых коммерческими компаниями и библиотеками
Наименование услуги Коммерческие организации Библиотеки
Предоставление первоисточника информации + +
Ретроспективный поиск информации + +
Составление и предоставление пользователю информационных изданий + +
Поиск и предоставление научно-технической информации + +
Услуги по предоставлению систематизированных научных обзоров + +
Услуги по предоставлению систематизированных научных переводов + -
Предоставление удаленного доступа пользователю к информационным источникам и базам данных научной информации с помощью компьютерных, сетевых технологий и Интернет - +
оказание консультационных и образовательных услуг по эффективному поиску информации из различных источников и ресурсов + +
Предоставление технологической и информационной поддержки процессов доступа к информации и ее получения + +
Данные, представленные в таблице, показывают, что библио-текиимеют все возможности по оказанию востребованных пользователями информационных услуг. Проблема заключается в том, как быстро смогут библиотеки перестроить устаревшие механизмы оказания услуг и примут реалии современного информационного общества. При этом важным условием сохранения позиций библиотек в обществе как центров оказания информационных услуг является их объединение в консорциумы.
На сегодняшний деньконсорциум представляет собой мобильную и эффективно действующую организацию, способную создать серьезную конкуренцию на рынке оказания информационных услуг. В этой связи актуальны два взаимосвязанных направления развития: внутренняя (организационная) кооперация и кооперация на международном уровне. При этом эффективность библиотечной деятельности представляет собой зависимость нескольких разнонаправленных векторов, а именно, минимизации средних издержек, максимизации широты ассортимента доступных информационных ресурсов, формирования технологической среды для обеспечения мобильных сервисов. Разработанные критерии могут стать основой для построения стратегии эффективного маркетинга и позиционирования библиотек как равноправных участников рынка информационных услуг.
Литература
1. Фесенко К. Тенденции развития электронных ресурсов и их влияние на читателей и библиотеки. Зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки». — 2006 г. — Вып.З. — URL: http://www. elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2006/part3/Fesenko (дата обращения 12.12.2016)
2. The Information Generation: Transforming The Future, Today [Электронный ресурс]. / Institute for the Future for EMC, 2015. — URL: http://www.iftf.org/our-work/global-landscape/work/the-information-generation/ (дата обращения 10.12.2016). — Яз. англ.
3. Батталова С.С. Библиотеки и пользователи // Studia Universitatis. — Кишенев. — 2012. — №3 (53). — С.199-205.
4. Foster N. и Gibbons S. Studying Students: The Undergraduate Research Project at the University of Rochester — Chicago: Association of College & Research Libraries, 2007.
5. Гришина С.М. Международное сотрудничество региональных библиотек: эволюция форм и перспектив [Электронный ресурс] // Материалы XII Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации. — Брянск: [б.н.], 2007. — URL: http://www.publiclibrary.ru/librarians/rba/conference-2007-08-Grishina.htm (дата обращения 16.12.2016)
6. Эмиров Н.Д. Факторы инновационной деятельности в социальной сфере //Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 316-319.
7. Кооперация как способ повышения эффективности библиотечной деятельности [текст]: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 05.25.03 / А.А. Трофименко. — [Б. м.]: Краснодар, 2005. — 19 с.
8. Стукалова А.А. Корпорация как форма профессионального сотрудничества библиотек: автореф. дис. ... канд. педагогических. наук.: 05.25.03. — Новосибирск 2008. — 17 с.
9. Лаврик О.Л. Основные формы библиотечного сотрудничества: терминологический анализ // Библиосфера. — 2008 г. — №1.
10. Батталова С.С. Доступ к научной информации как один из факторов экономического развития страны // КазЭУхабаршы-сы — Вестник КазЭУ. — Алматы — 2014. — №98. — Т.2. — С. 31-42.
особенности межкультурной коммуникации с представителями индии в рамках российско-индийских связей в области туризма и гостеприимства
Е.В. Чистякова,
ст.преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, гид-переводчик 1-й категории
В статье проанализированы особенности межкультурной коммуникации с индийцами. Показаны особенности системы ценностей индийской культуры, с которой связаны нормы и правила поведения туристов из Индии. Для анализа индийской культуры автор использует шесть основных параметров сравнения культур, предложенных нидерландским ученым Г. Хофштеде (G.Hofstede). Работа выполнена в рамках проекта «India Friendly».
Ключевые слова: Индия, туризм, межкультурная коммуникация, культура Индии, индийские туристы, коммуникация с индийцами, проект India Friendly
УДК 379.85 ББК 75.8
В современном мире возрастают взаимоотношения между странами, нациями, различными группами людей. Одна из быстро растущих форм межкультурной коммуникации — туризм. Сегодня ученые относят к туризму практически все кратковременные перемещения людей за пределы места своего проживания, совершаемые с экскурсионными, религиозными, деловыми, спортивными, лечебно-оздоровительными и иными целями. Туризм становится все более важной сферой экономики для многих стран, в т.ч. и для России. А туристические рынки стран Центральной и Юго-Восточной Азии — важными стратегическими партнерами. Эти, в частности, рынки Китая, Индии, Ирана.
Работая в туризме и занимаясь туризмом, следует понимать, что люди, принадлежащие к разным национальностям и группам, думают, чувствуют и ведут себя по-разному. Экономические и культурные связи между когда-то изолированными группами людей могут привести, как к совместному и успешному взаимодействию, так и к непониманию и конфликтам. Менталитет населения азиатских стран существенно отличается от менталитета россиян. Для развития въездного туризма из азиатских стран необходимо создавать гостям специальные условия проживания и питания. С этой целью в нашей стране стартовали и успешно развиваются программы China Friendly, Halal Friendly, India Friendly. В данной статье мы будем говорить о специфике межкультурной коммуникации с туристами из Индии. Рост прибытий индийских туристов в Россию ожидается в ближайшее время при условии успешного развития стартовавшего проекта India Friendly, цель которого — создание для индийцев в России привычных для них условий быта и питания, внимательное отношение к их национальному характеру, обусловленному национально-культурными особенностями.
Межкультурная коммуникация — это область знаний, которая предпринимает попытки понять, как культура влияет на коммуникацию. Межкультурная коммуникация, как наука, возникла в Соединенных Штатах Америки и появилась она из необходимости применять абстрактные теоретические идеи антропологии на практике, а именно в сфере дипломатии. Системное изучение межкультурного взаимодействия и коммуникации начинает антрополог Эдвард Холл (Edward Hall), который на протяжении нескольких лет собирал материал для исследования и в результате пришел к пониманию того, как осуществлять коммуникацию с учетом межкультурных различий. В 1959 году была издана книга "The Silent Language" («Беззвучный язык»), где Э.Холл изложил свои идеи. Публикация этой книги считается годом рождения теории межкультурной коммуникации. В книге отражено то, что сейчас считается фундаментальными понятиями в понимании культуры и коммуникации, книга дает
первый развернутый анализ отношений между коммуникацией и культурой. Ученый обратил внимание на то, что культура влияет и связана с поведением человека. Э. Холл также ввел понятия о времени и контексте, которые широко используются в современных исследованиях по межкультурным взаимоотношениям и коммуникациям. э. холл первым предложил сделать проблему межкультурной коммуникации не только предметом научных исследований, но и самостоятельной учебной дисциплиной. К 1970-м годам межкультурная коммуникация становится академической дисциплиной.
В настоящее время теория и практика межкультурной коммуникации учат тому, что все люди на земле разные, что знание языка является лишь первым необходимым условием общения. Межкультурная коммуникация — это набор коммуникативных навыков, которые абсолютно необходимы, прежде всего, тем, кто взаимодействует с представителями других культур, поэтому необходимо развивать в себе межкультурную чувствительность. Задача этой дисциплины разъяснить, что то, что может быть чуждо, непонятно, неприемлемо в своей культуре, необязательно является негативным и невежливым с точки зрения представителя другой культуры и наоборот. Как отмечают многие исследователи и видно из общения на практике, люди не замечают и прощают ошибки в речи, общаясь с иностранцами, т.к. они не являются носителями данного языка, но относятся резко отрицательно, если нарушаются нормы культуры и этикета, воспринимая такое поведение, как их намеренное нарушение и оскорбление. Межкультурная коммуникация также нацелена на то, что стереотипы, которые сложились у представителей одной культуры о другой, не рассматриваются, как единственно верная информация о них, и если ориентироваться только на это представление о другой культуре, это может стать серьезным препятствием при межкультурном общении.
Дать определение понятию «культура» довольно сложно. Обычно в него вкладывают три основных значения. Прежде всего, культура — это сфера искусства, куда относятся литература, живопись, театр, музыка. Во-вторых, подразумевается уровень образования человека. В-третьих, слово культура используется для определения норм и ценностей, характерных для группы людей, подразумевая при этом, что они принадлежат одной национальности.
В межкультурной коммуникации понимание культуры ближе к третьему значению. Антрополог и социолог из Нидерландов Гирт Хофштеде (Geert Hofstede) использовал аналогию с программным обеспечением компьютера и называл «программным обеспечением ума» (software of the mind) те модели или ментальные программы, по которым человек думает, чувствует и ведет