УДК 338.46
Б01: 10.12737/ 21206
Совершенствование управления изменениями в региональной системе здравоохранения
Махнова Наталья Александровна, аспирант, [email protected]
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Москва, Российская Федерация
За последние годы сформировалась негативная динамика показателей как общественного здоровья населения страны, так и ресурсного обеспечения отрасли. И это несмотря на то, что каждым из участников действующей в России системы контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения ежегодно проводится значительный объём работы. Таким образом, до настоящего времени не удалось обеспечить надлежащее качество оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, что свидетельствует о необходимости внедрения новых моделей управления изменениями в системе здравоохранения региона, применение которых позволит определить характер происходящих изменений и сформировать управленческие решения по сохранению и приумножению достигнутого экономического результата. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления изменениями системой здравоохранения регионов в последнее время всё отчетливее проявляются новые тенденции, представляющие как практический, так и теоретический интерес. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью теории управления изменениями в системе здравоохранения региона в части типологии и видов изменений в отрасли, систематизации подходов к принципам их управления, а также алгоритма управления изменениями в системе здравоохранения с учётом особенностей самой отрасли (сложность оценки качества и результатов работы, отсутствие права на неопределённость и ошибку; необходимость в тесной координации деятельности различных подразделений и высокой квалификации медицинских сотрудников). В связи с чем существует необходимость постоянного пересмотра общих принципов управления изменения в целях повышения результативности управления изменениями системы здравоохранения региона. В работе представлена авторская разработка типологии и конкретизации видов изменений в здравоохранении. Автором систематизированы подходы к управлению изменениями в региональной системе отрасли в части содержания и принципов их управления, уточнена формулировка понятия «изменения» в данной сфере, а также на базе зарубежной модели «EASER» разработан алгоритм управления изменениями в системе здравоохранения региона и представлены рекомендации по его внедрению.
Ключевые слова: здравоохранение, изменения, инновации, алгоритм управления, классификация изменений
На современном этапе развития российского здравоохранения вопросы результативного управления изменениями здравоохранением регионов находят своё
отражение в указах Президента Российской Федерации, концепциях , а также в программах реформы системы здравоохранения, что подчеркивает актуальность и свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы.
Научный интерес к проблеме совершенствования управления изменениями в региональной системе здравоохранения заставляет обратиться к обобщению накопленного теоретического и практического материала.
Анализ научной литературы показал, что среди исследователей управления изменениями в здравоохранении следует выделить Кожевину О.В., Козлову О.А., Кривенко Н.В. и др. [1, 2, 4].
Одним из важных и нерешённых вопросов в области управления изменениями в здравоохранении является отсутствие типологии и видов изменений в отрасли и алгоритма управления изменениями в системе здравоохранения как основы для разработки и принятия управленческих решений по обеспечению финансово-хозяйственной устойчивости и повышению результативности функционирования системы отрасли на уровне региона. Кроме того, отсутствуют единые подходы к определению сущности изменений в системе здравоохранения. Большинство авторов рассматривают изменения только с точки зрения инноваций. Таким образом, возникает необходимость в научной разработке типологии и видов изменений в отрасли, алгоритма их управления и конкретизации понятия «изменения» в региональной системе здравоохранения.
Управление изменениями представляет собой непрерывный, циклический процесс, включающий в себя следующие элементы:
-определение цели системы здравоохранения региона;
-формулирование задач, основанных на принципах конкретности, измеримости, достижимости, взаимосвязи с целью системы отрасли, наличия сроков реализации;
-определение ролей, т.е. классификация поставленных задач в зависимости от их целевого назначения;
-мониторинг изменений здравоохранения на уровне региона по соответствующим показателям;
-выявление проблемных «блоков» системы региона отрасли; -корректировка направлений развития отрасли, с учётом полученных данных.
13 Концепция развития здравоохранения до 2020 года. URL: http://www.protown.ru/information/doc/4293.html (дата обращения: 05.03.2016)
Управление изменениями в системе здравоохранения региона направлено на наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения качественных медицинских услуг в динамично изменяющейся рыночной среде.
В качестве основных видов управления изменениями региональной системы отрасли можно выделить следующие.
1. С точки зрения уровня управления:
-международное управление изменениями (осуществляется органами, созданными мировым сообществом или региональными международными объединениями);
-государственное управление изменениями (управление в пределах государственного организованного общества страны);
-управление изменениями региона (область, край, автономный округ и др.);
-управление изменениями в автономных образованиях;
-муниципальное управление изменениями в здравоохранении.
2. С точки зрения функционального управления (т.е. специализированного):
-управление изменениями качеством в медицинской помощи;
-управление изменений в финансовом обеспечении;
-управление изменениями кадровым обеспечением и др.
Что же касается самого понятия «изменения в региональной системе здравоохранения», то единых подходов к определению данного феномена пока не выработано. А систематизация и классификация видов изменений в здравоохранении не разработана, что существенно тормозит весь процесс управления изменениями.
Большинство авторов определяют изменения в здравоохранении как инновации (организационные, технологические, информационные, экономические и др.). С этой точки зрения изменения в здравоохранении региона - это процесс, приводящий к внедрению в систему региона чего-то нового: новая практика или технология, расширение перечня медицинских услуг, применение новой организационной модели взаимодействий медицинских учреждений региона [1, 2, 4, 5].
На наш взгляд, это достаточно узкая интерпретация данного термина. Изменения в региональной системе здравоохранения могут порождать и негативные последствия. Например, в период кризисов некоторые страны прибегают к секвестированию расходов бюджета страны. Как следствие, сокращается уровень финансирования системы здравоохранения региона, что, в свою очередь, приводит к
снижению притока квалифицированных кадров в систему региона и/или сокращению материально-технической базы учреждений здравоохранения региона. По мнению Ноберта Тома, подобная ситуация называется кризисом успеха, сопровождающаяся «...явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного» [6].
Следовательно, в широком смысле изменения - это процесс, являющийся следствием влияния внешней или внутренней среды на систему здравоохранения региона, цель управления которого заключается в разработке и внедрении инноваций, направленных на повышение результативности функционирования отрасли.
В части типологии изменений в здравоохранении мы предлагаем группировать изменения в региональной системе здравоохранения в зависимости от сферы их влияния и особенностей проявления в той или иной форме. С этой точки зрения нами выделены медико-демографические, технологические, организационные и финансовые изменения системы здравоохранения региона (рис. 1).
Рисунок 1 - Типология изменений в системе здравоохранения региона
(разработана автором)
Медико-демографические изменения находят свое отражение в изменениях динамики и структуры показателей заболеваемости.
Технологические изменения связаны с влиянием на функционирование системы здравоохранения региона вновь введённых технологий лечения пациентов в медучреждениях субъектов Российской Федерации.
Организационные изменения соотносятся с изменением работы медицинских организаций в ходе планирования и реализации государственных программ, базисом которых являются единые стандарты к системе здравоохранения всех уровней.
Финансовые изменения, в первую очередь, влияют на систему организации финансового обеспечения в здравоохранении региона.
На изменения в системе здравоохранения региона в зависимости от их природы могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы [7, 9]:
а) внешние - изменения, возникающие в результате экономического кризиса в стране, стихийных бедствии, войн, революций, национализации и пр.;
б) внутренние - изменения в результате реформирования принципов финансирования системы здравоохранения, реорганизации сети медицинских учреждений, внедрения эффективного контракта и др.
На данный момент не существует универсальной методики моделирования управления изменениями в региональной системе здравоохранения, удовлетворяющей потребностям всех. С помощью науки об управлении возможно определить лишь методические подходы к созданию данной методики. Наиболее распространенной и, как отмечают зарубежные учёные, результативной считается модель управления изменениями «EASIER»14.
В рамках управления изменениями в системе здравоохранения региона, её можно представить следующим образом.
На первом этапе выявляется и формулируется проблема системы здравоохранения региона. Далее определяется область изменений. В обязательном порядке определяется цель, задачи и инструменты, с помощью которых в дальнейшем будет реализован процесс управления изменениями. Если изменения носят глобальный характер, затрагивая другие сферы деятельности, то необходимо проинформировать всех заинтересованных лиц, вовлечённых в данный процесс управления изменением (новое видение ситуации).
Второй этап управления изменениями в региональной системе здравоохранения (стадия «активации») заключается в формировании осознания необходимости
проведения процесса управления изменениями в рамках нового видения ситуации в здравоохранении региона со стороны других субъектов отрасли. Цель данного этапа -распространение и широкое признание выбранного вектора изменений в регионе. Успешная реализация данного этапа позволит, во-первых, повысить уровень мотивации работников учреждений здравоохранения в содействии проведения мероприятий по управлению изменениями системы здравоохранения региона. Во-вторых, понизит уровень их «сопротивления», ввиду того что создание чувства приверженности - это одно из проявлений участия. Таким образом, люди, веря, что проведение изменений в региональной системе здравоохранения стоит их поддержки, гораздо легче принимают какие-либо негативные их стороны.
На третьей стадии отбирается состав организаций здравоохранения, вовлекаемых в реализацию мероприятий по управлению изменениями в региональной системе здравоохранения. При этом учитываются сильные и слабые стороны руководителей организаций-претендентов, наличие у них необходимых навыков для успешного выполнения поручаемых задач. Ключевой задачей со стороны организатора проведения изменений в системе здравоохранения региона будет оказание поддержки тем, кто вовлечён в данный процесс. К видам такой поддержки относятся:
а) ресурсная (финансовая, трудовая, материально-техническая);
б) моральная (уверенность участников в их способности выполнить возложенные на них задачи);
в) эмоциональная, когда каждый участник чувствует и осознает важность своей роли в процессе управления изменениями системы региона.
На этапе «внедрения» процесс проведения изменений отрасли региона разбивается на множество подзадач, которые необходимо предпринять для реализации этих изменений. Параллельно с задачами разрабатываются механизмы измерения прогресса управления изменениями в здравоохранении. Большую роль в реализации процесса изменений в системе отрасли играют вопросы планирования источников финансового обеспечения данных мероприятий и временной составляющей. Планирование напрямую влияет на результат управления изменениями в регионе.
Стадия «обеспечения» включает в себя наблюдение и контроль. Целевые и ведомственные программы системы здравоохранения региона обеспечивают некий «каркас» проведения запланированных изменений, в рамках которого необходим контроль оценки соответствия результатов этих действий ожиданиям. В свою очередь
реализации контрольных мероприятий предполагает разработку методик оценки результативности управления изменениями в региональной системе здравоохранения.
На заключительном этапе управления изменениями в региональной системе здравоохранения (стадия «одобрение, признание») оцениваются и признаются результаты работы тех, кто способствовал успешному проведению изменений в системе отрасли региона. В рамках этого этапа выплачиваются премии и надбавки к зарплате ключевым участникам по реализации изменений в системе здравоохранения региона.
Таким образом, модель «EASIER» включает в себя шесть элементов (рис. 2). Все элементы модели управления изменениями взаимосвязаны. Например, любая система контроля в рамках элемента «обеспечение» затрагивает как поведенческие аспекты (создание-активация-поддержка), так и вопросы системы в целом. Поэтому ни один элемент этой модели управления изменениями нельзя недооценивать.
EDYisiouiug
СОЗДАНИЕ
ВИДЕНИЯ
Acttvatbn АКТИВАЦИЯ
[I °
Implemmttig ВНЕДРЕНИЕ
Рисунок 2 - Состав и алгоритм управления изменениями в региональной системе здравоохранения на базе зарубежной модели «EASIER»15
Особенность внедрения модели управления изменениями в систему здравоохранения региона состоит в принципе обязательного достижения положительного социального эффекта, заключающегося в облегчении боли, повышении уровня выявляемости онкологических заболеваний, снижении уровня смертности и пр.). При этом финансовый результат важен, но вторичен [3, 8, 10].
Таким образом, анализ теоретико-методологических аспектов управления изменениями в региональной системе здравоохранения показал, что понятие изменений в здравоохранении с учётом процессов турбулентности развития социально-экономических систем и цикличности рыночной экономики следует рассматривать в широком понимании - не только в рамках позитивных, но и негативных изменений в отрасли.
Изменения в региональной системе здравоохранения представляют собой процесс, являющийся следствием влияния внешней или внутренней среды на систему здравоохранения региона, цель управления которого заключается в разработке и внедрении инноваций, направленных на повышение результативности функционирования отрасли. Такой подход, несомненно, дает более реальную и полную картину процессов, происходящих в региональном здравоохранении. Объективный анализ изменений в системе позволяет провести более точную диагностику и разработать более эффективные методические рекомендации и инструменты в управлении изменениями, что в свою очередь, способствует ускорению инновационного развития отрасли, улучшению качества жизни населения страны.
Предложенная в исследовании конкретизация и типология видов изменений в здравоохранении - медико-демографические, технологические, организационные и финансовые изменения - является основой для определения методических подходов к оценке происходящих в регионе изменений и сравнения регионов по уровню изменений в системе отрасли.
Учитывая тот факт, что в настоящее время не существует универсальной модели управления изменениями в региональной системе здравоохранения, нами разработан алгоритм их управления на базе зарубежной модели «EASIER». Данный алгоритм управления изменениями позволяет согласовать методы и процессы изменений в региональной системе здравоохранения и выбрать такие подходы и способы вмешательства, которые помогут оптимизировать работу системы отрасли в целом.
Литература
1. Кожевина О.В. Управление изменениями. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 286.
2. Козлова О.А. Концептуальные подходы к управлению изменениями в организациях здравоохранения /О.А. Козлова, Н.В. Кривенко // Дискуссия. 2014. № 5(46). С. 44-48.
3. Комягин А.В. Современные методы управления в системе здравоохранения России // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(15).
4. Кривенко Н.В. Особенности управления изменениями в зарубежном и отечественном здравоохранении / Н.В. Кривенко, О.А. Козлова, Н.Л. Кузнецова // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 6(56). С. 35-44.
5. Кривенко Н.В. Проблемы управления организационно-экономическими изменениями в учреждениях здравоохранения: монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. С .212-213.
6. Норберт Т. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
7. Семикина Г.Ю., Шубцова Л.В. Основные направления развития системы здравоохранения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 23 ноября 2013 г. М: Юстицинформ, 2014. С. 665-674.
8. Туренко Т. А. Методические подходы к оценке результативности и эффективности здравоохранения на основе данных официальной статистики // Известия ИГЭА. 2013. № 4 (90). С. 120-125.
9. Шубцова Л.В. Современные проблемы управления социальной сферой и пути их решения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 г. М.: Юстицинформ, 2015. С. 381-384.
10. Шубцова Л.В. Современные подходы к исследованию социально-экономического потенциала региона / Вызовы ХХ1 века: государственное, муниципальное, корпоративное управление. Матер. Межд. науч.-практ. конф.; отв. ред. К.Н. Бабичев. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. С. 210-216. Ч. 2.
IMPROVING CHANGE MANAGEMENT IN THE REGIONAL HEALTH CARE
SYSTEM
Makhnova Natalia, PhD student, e-mail: [email protected]
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
In recent years a negative tendency in public health of the population and reduction of resource provision of the industry is observed. This is despite the fact that each of the participants of the Russian health quality monitoring system annually does a considerable amount of work. Thus, adequate quality of the Russian free medical care can't be fully provided. Therefore, there is a need for the introduction of new models of change management in the health care system of a region. The experience of foreign countries reveals new trends in change management in the health care system of regions that that are of practical and theoretical interest. The urgency of research is caused by insufficient development of the theory of change management in the health care system of a region in terms of typology and types of changes in the industry, the systematization of approaches to the principles of their management, as well as control algorithm of changes in the health care system taking into account peculiarities of the industry (difficulty of assessing the quality and results, the lack of right to make mistakes and uncertainty; need for close coordination between the various departments and high qualification of medical staff). There is a need for continuous revision of the General principles of change management of the health care system in the region to enhance its effectiveness. The article presents the author's development of a typology and specifying types of changes in health care. The author systematizes approaches to change management in regional system of the industry in terms of content and principles of their management. The concept of "change " in this area is clarified. On the basis of foreign models "EASER" an algorithm for change management in the health care system of the region is developed. The author gives recommendations for its implementation.
Keywords: health care, change, innovation, algorithm of management, classification of changes
References
1. Kozhevina O.V. Change management. Moscow: INFRA^, 2013. P. 286.
2. Kozlova O.A. Krivenko N.V. Conceptual approaches to change management in health care organizations / Discussion. 2014 [Diskussija. 2014]. № 5(46). Pp. 44-48.
3. Komjagin A.V. Modern methods of management in the Russian health care system // Science Vector of Tbilisi State University [Vektor nauki TGU]. 2012. №1(15).
4. Krivenko N.V. Kozlova O.A. Kuznecova N.L. Features of change management in the foreign and national health care system / // Proceedings of the Ural State University of Economics [Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2014. № 6(56). Pp. 35-44.
5. Krivenko N.V. Management problems of organizational and economic changes in the health care institutions: a monograph. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of RAS, 2012. Pp .212-213.
6. Norbert T. Change management // Issues of theory and practice of management [Problemy teorii i praktiki upravlenija]. 1998. № 1.
7. Semikina G.Ju., Shubcova L.V. The main development directions of the health care system // Actual problems and prospects of development of public administration [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. of scientific. articles based on the annual international scientific-practical conference. November 23, 2013 Moscow: Justicinform, 2014. Pp. 665-674.
8. Turenko T.A. Methodological approaches to assessing the effectiveness and efficiency of health care based on official statistics // Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy. 2013. № 4 (90). Pp. 120-125.
9. Shubcova L.V. Management of the social sphere: Modern problems and their solutions // Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014. Moscow.: Yustitsinform, 2015. Pp. 381-384.
10. Shubcova L.V. Modern approaches to the studing socio-economic potential of a region // Challenges of the XXI century: State, municipal, and corporate governance [Vyzovy XXI veka: gosudarstvennoe, municipal'noe, korporativnoe upravlenie] : Materials of Intern. scientific-practical. conf./ executive editor K.N. Babichev. Part. 2. Krasnodar: Kuban State. Univ, 2015. 247 p.