УДК352.075:347.193.2 Б01: 10.12737/212010
Совершенствование оценки деятельности органов госуправления в сфере контроля и надзора в здравоохранении
Шубцова Людмила Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, [email protected]
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
Москва, Российская Федерация
В работе отражено значение рациональной и эффективной оценки контрольно-надзорной деятельности в здравоохранении для общества в целом и отдельных его членов. Здравоохранение входит в систему, формирующую качество жизни населения, влияет на развитие человеческого потенциала, экономические результаты деятельности, внедрение и распространение инноваций в России. Контролю и надзору в реформе государственного управления уделяется много внимания. Министерство экономического развития РФ разработало методику оценки и сравнения деятельности контрольно-надзорных органов власти. Однако возникает необходимость не только реализации унифицированного подхода в оценке, но и учёта специфических особенностей деятельности контрольно-надзорных органов.
В статье представлена система общественно значимых показателей для оценки деятельности Росздравнадзора и его территориальных подразделений в субъектах РФ. В настоящее время органом власти проводится огромное количество проверок (около 10 тыс. в год), однако эффективность контроля и надзора невысока. Здоровье населения остаётся на низком уровне, удовлетворённость населения в услугах здравоохранения снижается. Исследуя зарубежный опыт развития систем здравоохранения в странах с социально ориентированной экономикой, можно сделать вывод о необходимости построения качественно новой системы оценки контроля и надзора, которая должна базироваться на интересах общества. Предлагается отойти от принципа «проверка ради проверки» и перейти в систему общественно значимых показателей для деятельности органов государственного управления. Автором выделены такие показатели для Росздравнадзора и предложена их декомпозиция для дробной количественно-качественной оценки деятельности. Данная система показателей нацелена на повышение эффективности государственного управления здравоохранением, а также на повышение здоровья граждан и качества их жизни в целом. Исследование выполнено в рамках научно-исследовательской работы Финансового университета при Правительстве РФ по заказу Правительства РФ.
Ключевые слова: контроль и надзор в здравоохранении, общественно значимые показатели, оценка контрольно-надзорной деятельности органов власти, эффективность и результативность органов государственного управления
Оценка показателей деятельности органов государственной власти в управлении отраслями социальной инфраструктуры во много определяет качество и уровень жизни населения, формирует удовлетворённость граждан как в социальных услугах, так и в
услугах госуправления. В последнее время на федеральном и региональном уровнях власти большое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности [3].
Идет процесс трансформации этой системы, нацеленный на повышение результативности и эффективности деятельности. Особенно много внимания уделяется вопросам согласования интересов общества, отдельных его членов и государства. Поэтому во главу угла ставится ориентация деятельности органов государственной власти на достижение общественно значимых результатов [4].
Здравоохранение - важнейшая отрасль социального комплекса России, одна из отраслей, по результатам развития которой оценивается и уровень, и качество жизни населения, а также уровень развития самого государства. Средняя предстоящая продолжительность жизни - комплексный показатель здоровья населения страны. Он присутствует в системе оценки индекса развития человеческого потенциала Организации объединенных наций [1].
Этот показатель находится в теснейшей взаимосвязи с развитием национальной и региональных систем здравоохранения. Контрольно-надзорные функции в данной сфере осуществляет Федеральная служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор). Результат деятельности этого федерального органа исполнительной власти, имеющего 83 территориальных подразделения в регионах России, оказывает существенное влияние на развитие здравоохранения на всей территории страны, в т.ч. и на муниципальную систему здравоохранения [6].
До настоящего времени деятельность Росздравнадзора оценивалась как удовлетворительная в рамках той системы координат, которую разработало Министерство экономического развития Российской Федерации для всех контрольно-надзорных органов федерального уровня. Цель этой системы - систематизация и универсализация контроля и надзора в стране, создание единых подходов в оценке их деятельности35. Данная работа министерства, несомненно, оценивается как положительная, однако наряду с этой системой необходимо изучать, и учитывать особенности каждого контрольно-надзорного органа. Ведь объекты управления у них очень разные и весьма специфичные, поэтому ограниваться единообразием в оценках нельзя36. Особенно следует обратить внимание на систему оценки деятельности
35 Концепция проекта федерального закона «О государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации». URL: http://economY.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomY/ 2014072515 (дата обращения: 14.06.2016)
36 Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в Российской
Росздравнадзора, поскольку именно его деятельность непосредственно влияет на качество жизни граждан через контроль и надзор за качеством медицинской помощи, медицинского оборудования, лекарственных препаратов, а также процедурой
37 -р,
лицензирования в здравоохранении и др. В настоящее время деятельность его оценивается на основе количества и качества проводимых им проверок. При этом Росздравнадзор контролирует более 200 тысяч предприятий, организаций, учреждений различных организационно-правовых форм, проводит в год около 10 тыс. проверок весьма ограниченным числом своим государственных служащих. Тотальные проверки невозможны и неэффективны в выстроенной данной системе контроля и надзора, не отвечают интересам общества и граждан. Об этом свидетельствует и низкий уровень здоровья граждан, снижение степени их удовлетворённости в услугах здравоохранения, крупные недочёты в проводимых реформах системы здравоохранения особенно на региональном уровне [11].
Рекомендуемая нами новая система показателей оценки результативности деятельности Росздравнадзора базируется на выделении и декомпозиции общественно значимых показателей. Система показателей строится на основе анализа целей социально-экономического развития Российской Федерации, основных полномочий федеральной службы, закрепленных в Положении о Росздравнадзоре, а также анализа реализуемых им функций и определении целей и задач государственных программ, реализуемых в сфере здравоохранения. Общественно значимые показатели (ОЗП) отражают особенности деятельности Росздравнадзора и его вклад в достижение целей социально-экономического развития страны. В системе ОЗП обобщающим комплексным показателем здоровья населения страны является средняя предстоящая продолжительность жизни населения. Он широко используется также в международной практике: применяется Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ), Организацией объединенных наций, ЮНЕСКО и др., именно поэтому данный показатель выбран нами в качестве целевого общественно значимого показателя. В качестве вспомогательных целевых показателей в исследовании мы ориентировались на показатели смертности и заболеваемости населения.
Федерации в 2013 году: доклад. URL:http://http://gov.cap.ru/userfiles/orgs/grvid_4/doklad_kn.pdf (дата обращения: 04.05.2016)
37 Шаронов А.Н. Совершенствование государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности: доклад на заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. 25 сентября 2015 г. URL: http://www.myshared.ru/slide/1274954/ (дата обращения: 04.05.2016)
Для Росздравнадзора были определены специфические общественно значимые показатели, отражающие особенности выполняемых им функций. К ним, в частности, относятся:
1) своевременное и качественное предоставление отчётности о деятельности Росзравнадзора и его подразделений;
2) обеспечение публичности, информационной открытости и прозрачности работы контрольно-надзорной службы;
3) обеспечение государственного контроля обращения медицинских изделий и лекарственных средств;
4) обеспечение государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению;
5) обеспечение государственного контроля применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);
6) обеспечение контроля реализации государственных программ с участием Росздравнадзора;
7) обеспечение соблюдения обязательных требований лицензирования в сфере здравоохранения.
Система предлагаемых специфических общественно значимых показателей Росздравнадзора, в конечном итоге, ориентирована на увеличение обобщающего целевого общественно значимого показателя, т.е. средней предстоящей продолжительности жизни населения Российской Федерации. Специфические общественно значимые показатели выстроены в соответствии с целью и одновременно с полномочиями и основными направлениями деятельности органа власти.
Очевидно, что показатель «Предстоящая продолжительность жизни» непосредственно зависит от обеспечения населения качественными лекарствами и их доступности (как с точки зрения их наличия в аптечных учреждениях РФ и её регионов, так и экономической доступности), а также от урегулирования цен на лекарственные препараты, особенно, включённые в перечень жизненно необходимых лекарственных средств.
Предстоящая продолжительность жизни напрямую вязана с предоставлением качественной и своевременной медицинской помощи населению; безопасностью медицинских изделий; соблюдением норм, стандартов и правил лечения; медицинских технологий, лицензионных соглашений, разрешительной и запретительной
деятельности в здравоохранении. Поэтому деятельность Росздравнадзора нельзя недооценивать с точки зрения значимости его контрольно-надзорной деятельности для российского общества в целом, в т. ч. и опосредованно для социально-экономического развития страны.
В качестве целевых показателей более низкого уровня можно выделить наряду со смертностью и заболеваемостью населения также такие универсальные показатели для контроля и надзора Росздравнадзоре в целом, как снижение количества случаев причинения вреда гражданам, повышение степени удовлетворённости граждан деятельностью службы. Эти показатели в настоящее время широко применяются и используются в методике Минэкономразвития для рейтингования федеральных служб.
Показатель издержек, затраченных на осуществляемый контроль и надзор в здравоохранении, является не только косвенным показателем эффективности деятельности, но и до сих пор дискуссионным на предмет широкого распространения и из-за сложности учёта и формализации качественных характеристик результатов деятельности Росздравнадзора, а также многофакторности самого здоровья как явления и вследствие огромной дифференциации транспортной доступности и условий в регионах России, где осуществляется контрольно-надзорная деятельность федеральной службой. В этой связи результаты сравнений по показателю издержек на контрольно-надзорную деятельность могут быть некорректными.
Система общественно значимых показателей и методика их применения позволяет оценить не только профессионализм и исполнительность, но и результативность как службы в целом, так и её отдельных структурных звеньев и даже отдельных государственных служащих, их реальный вклад в здоровье и качество жизни российских граждан. К числу достоинств системы применения общественно значимых показателей следует отнести, помимо чёткой направленности на достижение целей социально-экономического развития страны, относительную простоту осуществления мониторинга предлагаемых показателей, оценки динамических характеристик и сравнительного анализа и в региональном разрезе, и на международном уровне.
Применяемая в настоящее время на практике система показателей оценки результативности контрольно-надзорной деятельности реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности
и об эффективности такого контроля (надзора)»38. Данная система состоит из 20 показателей, 17 из которых являются относительными. Существующая система показателей оценки результативности деятельности контрольно-надзорных органов имеет ряд достоинств и недостатков. К числу достоинств можно отнести унифицированность по отношению к органам, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность, к сферам, подлежащим контролю и надзору. Частично здесь представлены показатели, характеризующие качественные характеристики. Однако в целом вся система показателей ориентирована на сам процесс контроля и надзора, а не на его результат для общества, улучшение самой сферы контроля и надзора, что необходимо, но не достаточно, на наш взгляд. Система показателей ориентирована, в первую очередь, на улучшение работы самого органа власти, в то время как общество и его граждане заинтересованы в улучшении работы не столько органа, сколько сферы, которую он контролирует. Рекомендованная нами система показателей позволяет привнести качественные изменения в существующую систему контроля и надзора, что сделает её более результативной, поскольку позволит сосредоточить усилия на достижение общественно значимых целей. Ожидается, что в перспективе внедрение в данную систему показателей (ОЗП) повлечет за собой перестройку организационной структуры управления контрольно-надзорной службы и изменения в численности государственных служащих, в системе оплаты их труда.
Таким образом, на основе анализа полномочий, функций, закрепленных в Положении о федеральной службе, была определена первая группа общественно значимых показателей, характеризующих основные результаты деятельности органа власти. На следующем этапе на основе анализа государственных программ, в которых принимает непосредственное участие отдельный контрольно-надзорный орган -Росздравнадзор, была сформирована группа специфических общественно значимых показателей. Этому предшествовала большая работа по отсеву и коррекции показателей с целью обеспечения соответствия разработанным критериям. Одним из основных подходов в ходе дифференциации показателей была направленность на общественный результат, а также возможность/невозможность выразить показатель в формализованном виде.
38 Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)». URL: http://base.garant.ru/12174815/ (дата обращения: 15.06. 2016)
Далее была выполнена декомпозиция основных семи общественно значимых показателей по направлениям деятельности Росздравнадзора и их закрепление за управлениями Росздравнадзора. Затем сформулирован и проведён отбор наиболее важных декомпозированных общественно значимых показателей, отражающих общественно значимые цели в формализованном виде. В результате показатели оказывались общими для Росздравнадзора в целом, повторяющимися для некоторых управлений, а также индивидуальными для отдельно взятого управления в силу специфичности его деятельности, подлежащей контролю и надзору.
На этапе окончательного определения ОЗП проведена экспертиза на их соответствие функциям федеральной службы (табл.).
Таблица - Общественно значимые показатели деятельности Росздравнадзора и их декомпозиция
№
Общественно значимый
показатель (ОЗП) для Росздравнадзора в целом
Декомпозированный общественно значимый показатель (ДОЗП) для Росздравнадзора в целом
1. Своевременное и качественное
предоставление отчётности о деятельности
2. Обеспечение публичности, информационной открытости и прозрачности работы службы
3. Обеспечение государственного контроля обращения медицинских изделий и лекарственных средств
4. Обеспечение государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению
5. Обеспечение государственного контроля применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств
6. Обеспечение соблюдения обязательных требований лицензирования в сфере здравоохранения
7. Обеспечение контроля реализации
государственных программ с
1. Соответствие пропорций между численностью госслужащих Управлений по основной деятельности и динамики нарушений в сфере деятельности Управлений
2. Соотношение распределения трудовых и финансовых ресурсов на контрольно-надзорную деятельность по Управлениям в зависимости от значимости направления деятельности
3. Число выявленных нарушений прав граждан в сфере здравоохранения по результатам проверок
4. Соотношение размеров применяемых санкций и размера причинённого ущерба (или определить значимость для нарушителя)
5. Сроки выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения
6. Степень удовлетворённости населения контрольно-надзорной деятельностью Росздравнадзора
7. Степень удовлетворенности предпринимательских структур и их общественных организаций контрольно-надзорной деятельностью Росздравнадзора
8.Удельный вес полномочий (или функций) Росздравнадзора, осуществляемых по принципу 1 полномочие (функция) - 1 проверяющий орган (Росздравнадзор)
9. Расходы бюджета на контрольно-надзорную деятельность Росздравнадзора
10. Процент выполнения мероприятий госпрограмм по Федеральной службе
участием Росздравнадзора
2. Своевременное и качественное предоставление отчётности о деятельности Росздравнадзора 1. Соблюдение сроков предоставления отчётности в соответствующие инстанции о деятельности Росздравнадзора, на сайте федеральной службы и в АИС 2. Соответствие структуры и содержания отчёта закреплённым в нормативных и правовых документах требованиям
3. Обеспечение публичности, информационной открытости и прозрачности работы службы 1. Сроки публикации на сайте федеральной службы ежеквартального отчёта по работе с обращениями граждан 2. Количество СМИ, находящееся в тесном контакте со специалистами по связям с общественностью 3. Наличие подразделения в оргструктуре по связям с общественностью 4. Количество общественных организаций, в т.ч. профессиональных сообществ, работающих в контакте с Росздравнадзором в течение отчётного года 5. Число открытых показателей, данных на сайте из информационных систем «Фармакомнадзор», «Мониторинг качества лекарственных средств» 6. Число зарегистрированных сбоев в работе информационной системы (АИС) Росздравнадзора в течение года 7. Число проведённых открытых для посещения граждан мероприятий Рособрнадзором (встречи с руководителями, круглые столы) 8. Число проведённых руководителями службы пресс-конференций в отчётном году, освещённых в СМИ ответов на непосредственное обращение граждан
4. Обеспечение государственного контроля обращения медицинских изделий и лекарственных средств 1. Количество проведенных мероприятий консультационного характера по разъяснению обязательных требований 2. Количество проведённых семинаров и количество участников, в т.ч. в виде вебинаров 3. Процент госслужащих, повысивших квалификацию в отчётном году 4. Соответствие пропорций между численностью госслужащих Управлений по основной деятельности и динамикой нарушений в сфере деятельности Управлений 5. Сокращение срока принятия санкций в отношении нарушителей по отношению к сроку выявленного нарушения 6. Сокращение срока погашения определённых Росздравнадзором санкций нарушителями 7. Сумма определённых штрафов и сумма штрафов, внесённых в бюджет 8. Процент выданных проверочных листов с требованиями по отношению к количеству подлежащих проверке субъектов рынка 9. Срок выдачи проверочных листов до наступления срока проверки 10. Динамика удельного веса на рынке фальсифицированных лекарственных препаратов 11. Динамика удельного веса медицинских изделий, не соответствующих требованиям 12. Удельный вес субъектов рынка, допускающих утечку наркотических и сильнодействующих психотропных лекарственных препаратов 13. Количество лекарственных препаратов, включенных в систему мониторинга ( уд. вес от общего числа) 14. Сроки выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения 15. Количество медицинских изделий, включённых в систему мониторинга ( уд. вес от общего числа) 16. Смертность в результате использования некачественных лекарственных средств
17. Количество отказов в выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях их государственной регистрации 18. Число подтверждённых заявлений о фальсифицированной медицинской продукции 19. Число подтверждённых заявлений о несоответствующих стандартам медицинских изделиях 20. Количество аккредитованных профессиональным сообществом экспертов по качеству
5. Обеспечение государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению 1. Количество проведённых мероприятий консультационного характера по разъяснению обязательных требований 2. Количество проведённых семинаров и количество участников, в т.ч. в виде вебинаров 3. Процент госслужащих, повысивших квалификацию в отчётном году 4. Соответствие пропорций между численностью госслужащих Управлений по основной деятельности и динамикой нарушений в сфере деятельности Управлений 5. Сокращение срока принятия санкций в отношении нарушителей по отношению к сроку выявленного нарушения 6. Сокращение срока погашения определённых Росздравнадзором санкций нарушителями 7. Сумма определённых штрафов и сумма штрафов, внесённых в бюджет 8. Процент выданных проверочных листов с требованиями по отношению к количеству подлежащих проверке субъектов рынка 9. Срок выдачи проверочных листов до наступления срока проверки 10. Динамика удельного веса на рынке медицинских услуг, не соответствующих нормативам и стандартам оказания медицинской помощи 11. Сроки выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения 12. Оперативность оказания медицинской помощи 13. Удовлетворённость пациентов, оказанными медицинскими услугами 14. Смертность в результате врачебных ошибок и нарушения технологий оказания медицинской помощи 15. Число подтверждённых в результате проверок заявлений о некачественно оказанной медпомощи
6. Обеспечение государственного контроля применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств 1. Количество проведённых мероприятий консультационного характера по разъяснению обязательных требований 2. Количество проведённых семинаров и количество участников, в т.ч. в виде вебинаров 3. Сокращение срока принятия санкций в отношении нарушителей по отношению к сроку выявленного нарушения 4. Сокращение срока погашения определённых Росздравнадзором санкций нарушителями 5. Сумма определённых штрафов и сумма штрафов, внесённых в бюджет 6. Соответствие роста цен на ЖНВЛП и увеличение прожиточного минимума 7. Процент выданных проверочных листов с требованиями по отношению к количеству подлежащих проверке субъектов рынка 8. Срок выдачи проверочных листов до наступления срока проверки 9. Динамика численности населения, потребляющего наркотики для немедицинского использования 10. Количество лекарственных препаратов ЖНВЛП, включённых в систему мониторинга ( уд. вес от общего числа) 11. Сроки выдачи предписаний об устранении выявленных
нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения
7. Обеспечение соблюдения обязательных требований лицензирования в сфере здравоохранения 1. Количество проведённых мероприятий консультационного характера по разъяснению обязательных требований 2. Количество проведённых семинаров и количество участников, в т.ч. в виде вебинаров 3. Процент госслужащих, повысивших квалификацию в отчётном году 4. Соответствие пропорций между численностью госслужащих Управлений по основной деятельности и динамикой нарушений в сфере деятельности Управлений 5. Сокращение срока принятия санкций в отношении нарушителей по отношению к сроку выявленного нарушения 6. Сокращение срока погашения определённых Росздравнадзором санкций нарушителями 7. Сумма определённых штрафов и сумма штрафов, внесённых в бюджет 8. Процент выданных проверочных листов с требованиями по отношению к количеству подлежащих проверке субъектов рынка 9. Срок выдачи проверочных листов до наступления срока проверки 10. Динамика удельного веса на рынке субъектов рынка, работающих без лицензий и с нарушениями лицензионного соглашения 11. Сроки выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечения к ответственности лиц, совершивших такие нарушения 12. Количество выданных сертификатов специалистам о подтверждении медицинского или фармацевтического образования нерезидентам
8. Обеспечение контроля реализации государственных программ с участием Росздравнадзора 1. Процент выполнения мероприятий по государственным программам в назначенные сроки 2. Эффективное использование финансовых ресурсов при реализации государственных программ с участием Росздравнадзора
Алгоритм использования ОЗП для Росздравнадзора предполагает следующую методику применения.
Формирование Комиссии по оценке эффективности деятельности органа, созданной с участием руководителей федеральной службы и общественных организаций, представителей от общественных организаций.
Она утверждает ОЗП и систему премирования, учитывающую специфику работы каждого подразделения. Оценивается вклад в реализацию ОЗП каждого подразделения в баллах. Формируется интегральный показатель для премирования.
Определение независимой организации, уполномоченной на проведение социологических исследований по оценке ОЗП. Разработка вопросов анкеты для оценки показателя, определение сроков, в которые проводится анкетирование, и целевой аудитории. Опрос проводится как среди групп потребителей государственных услуг, специалистов и экспертов в данной области, так и среди рядовых граждан. Общий объём выборки опрошенных составляет не менее 40 000 респондентов.
Система оценки эффективности и результативности Росздравнадзора базируется на определении и утверждении показателей результативности государственного и муниципального контроля и их целевых значений и на организации системы мониторинга состояния здравоохранения, а также контроля достижения целевых значений показателей результативности и мониторинга индикативных показателей эффективности - это центральное звено всей системы.
Общественно значимые показатели должны быть закреплены в системе мониторинга Росстата и в положениях об управлениях и должностных регламентах. В этом случае система общественной значимости деятельности будет закреплена на всех уровнях управленческой системы.
Литература
1. Алексеев В.А. Борисов К.Н. Шурандина И.С. Всемирная Организация Здравоохранения о действующих системах национального здравоохранения // Международное здравоохранение. 2011. Т. 2 (1).
2. Бабелюк Е.Г. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства / Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб. статей / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. М.: ВолтерсКлувер, 2007. С. 64.
3. Биткина И.В. Региональная инвестиционная политика: международный опыт // Наука. Инновации. Образование. 2014. № 15. С. 174-182.
4. Галкин А. И. Основные направления повышения эффективности и результативности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 23 ноября 2013 г. / под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014.
5. Гасиева В.И., Комов В.Э. Оценка действенности механизма общественного контроля в Российской Федерации // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы . 2016. № 2 (9). С. 62-66.
6. Еремин С.Г. О современной оценке эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (6-1) С. 406-410.
7. Кабашов С.Ю. Государственная служба Российской Федерации. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 59.
8. Махнова Н.А. Шубцова Л.В. Эффективный контракт как инструмент кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 года. М.: Юстицинформ, 2015.
9. Панина О.В. Мотивации к эффективному труду на государственной службе / Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей по материалам Седьмой Всероссийской (Третей международной) науч.-практ. конф. 4 декабря 2012 г. М: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.
10. Шубцова Л.В. Современные проблемы управления социальной сферой и пути их решения / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления: сб. науч. статей по материалам ежегодной межд. науч.-практ. конф. от 25 ноября 2014 г. М.: Юстицинформ, 2015. С. 381-384.
11. Шубцова Л. В. Современные подходы к оценке деятельности государственной службы в Российской Федерации // Социально-экономическое развитие региона: теория и практика: вестник Тульского филиала Финуниверситета. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 50-52.
IMPROVING THE ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE STATE BODIES IN CONTROL AND SUPERVISION OF HEALTHCARE
Shubtsova Ludmila, PhD in Economic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected].
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
The work shows the importance of rational and efficient assessment of control and supervision in health care for society as a whole and for its individual members. Health care is part of the system that shapes the quality of life of the population, influences the development of human potential, economic performance, on the adoption and diffusion of innovations in Russia. Control and supervision in public administration reform received much attention. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation has developed a methodology for assessing and comparing the activities of Supervisory authorities. However, there is a need for not only implementation of the standardized approach in assessing but taking into account the specific features of activity of Supervisory authorities.
The article presents the system of socially significant indicators for assessing the activities of Roszdravnadzor and its territorial offices in the RF entities. Currently the authority spends a lot of tests (about 10 thousand per year), however, the effectiveness of control and supervision is low. The health of the population remains low, satisfaction with public health services is reduced. Researching foreign experience of health systems development in countries with socially oriented economy allows to draw a conclusion about the necessity of building a qualitatively new assessment system of control and supervision, which should be based on the interests of society. The author proposes to depart from the principle of "check for validation" and change over to socially significant indicators for the government activities. The article highlights such indicators for healthcare and proposes their decomposition for fractional quantitative and qualitative assessment of activities. This system of indicators is aimed at improving the efficiency of public health care management and growth of the citizens' health and their quality of life in a whole. The work is performed in as part of research of Financial University under the Government of the Russian Federation by order of the Government of the Russian Federation.
Keywords: control and supervision in healthcare, public significant indicators, assessment of control and supervision authorities, efficiency and effectiveness of public administration bodies
References
1. Alekseev V.A. Borisov K.N. Shurandina I.S. The World Health Organization on the existing national health care systems// International Healthcare [Mezhdunarodnoe zdravoohranenie]. 2011. Vol. 2 (1).
2. Babeljuk E.G. Problems of differentiation public services rendering and control and supervisory activities of state // Public services: legal regulation (Russian and foreign experience): coll. articles/ under the general editorship of E.V. Gricenko, N.A. Shevelevа. Moscow: Volters Kluver, 2007, P. 64
3. Bitkina I.V. Regional investment policy: International experience// Science. Innovation. Education [Nauka. Innovacii. Obrazovanie]. 2014. № 15. Pp. 174-182
4. Galkin A.I. The main directions of improving the effectiveness and efficiency of public authorities in the Russian Federation// Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 23, 2013 / ed. by S.E. Prokofiev, O.V. Panina, S.G. Eremin. Moscow: Yustitsinform 2014.
5. Gasieva V.I., Komov V.Je. Effectiveness assessment of the public control mechanism in the Russian Federation// Russian Science and Education Today: Problems and Prospects [Rossijskaja nauka i obrazovanie segodnja: problemy i perspektivy]. 2016. № 2 (9). Pp. 62-66.
6. Eremin S.G. On the modern assessment of the effectiveness and efficiency of the federal bodies of executive power// Economics and Entrepreneurship [Ekonomika i predprinimatel'stvo]. 2016. № 1-1 (6-1) Pp. 406-410.
7. Kabashov S.Ju. The State Service of the Russian Federation. Moscow: Flinta: Nauka, 2009. P. 59.
8. Mahnova N.A. Shubcova L.V. Effective contract as an instrument of staffing the public health care system// Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014 / ed. by S.E. Prokofiev, O.V. Panina, S.G. Eremin. Moscow: Yustitsinform 2015.
9. Panina O.V. The motivation to effective work in public service// State and municipal management system: problems and prospects: Coll. scientific. articles based on the VII All-Russia (the III international) scientific and practical. conf., December 4, 2012 Moscow: Publishing House of Moscow University for the Humanities, 2013.
10. Shubcova L.V. Management of the social sphere: Modern problems and their solutions // Actual problems and prospects of public administration development [Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija gosudarstvennogo upravlenija]: Coll. scientific. articles based on the annual Intern. scientific-practical. conf. from November 25, 2014. Moscow.: Yustitsinform, 2015. Pp. 381-384.
11. Shubcova L.V. Modern approaches to the assessment of public service activities in the Russian Federation // Socio-economic development of a region: Theory and practice: Bulletin of Tula branch of the University of Finance under the Government of the Russian Federation [Social'no-ekonomicheskoe razvitie regiona: teorija i praktika: vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta]. Tula: Tula State University Publishing House, 2015. Pp. 50-52.