Научная статья на тему 'Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия'

Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10559
1251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS PAYABLE / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волчаренко Валерия Андреевна

В статье исследована сущность понятий дебиторская и кредиторская задолженность в экономической литературе, осуществлена их критическая оценка и предложено собственное толкование данных понятий. Рассмотрен порядок признания и оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Рассмотрены подходы к оценке кредиторской задолженности предприятия с точки зрения управления ею, обоснована необходимость ее анализа, предложены источники информации и направления такого анализа. Предложен ряд рекомендаций по управлению расчётами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Волчаренко В.А. Email: [email protected]

Волчаренко Валерия Андреевна - студент, кафедра экономики,

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: в статье исследована сущность понятий дебиторская и кредиторская задолженность в экономической литературе, осуществлена их критическая оценка и предложено собственное толкование данных понятий. Рассмотрен порядок признания и оценки дебиторской и кредиторской задолженности. Рассмотрены подходы к оценке кредиторской задолженности предприятия с точки зрения управления ею, обоснована необходимость ее анализа, предложены источники информации и направления такого анализа. Предложен ряд рекомендаций по управлению расчётами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия.

Ключевые слова: анализ, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, контроль, предприятие.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE OF THE ENTERPRISE

Volcharenko V.A.

Volcharenko Valeriya Andreevna - Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND SERVICE, VLADIVOSTOK

Abstract: the article examines the essence of the concepts of "accounts receivable" and "accounts payable" in the economic literature, carried out their critical evaluation and proposed its own interpretation of these concepts. The order of recognition and assessment of accounts receivable and accounts payable is considered. The approaches to the assessment of the company's accounts payable from the point of view of its management are considered, the necessity of its analysis, the proposed sources of information and directions of such analysis are justified. It is concluded that in order to increase the solvency of the enterprise, the author proposes a number of recommendations on the management of settlements with debtors and creditors.

Keywords: analysis, accounts receivable, accounts payable, control, enterprise.

УДК 338.1

Возникновение задолженностей является объективным процессом в системе отношений между предприятием и его контрагентами. При этом, по мере роста масштабов общественного производства и усложнения хозяйственных связей их размеры будут увеличиваться, что требует особого внимания к эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность является важнейшей частью активов всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики. В современной эпохе финансовых отношений расчеты с дебиторами и кредиторами, различными контрагентами, страховыми компаниями и банками, бюджетными и налоговыми органами становится неизбежным, из-за чего дебиторскую задолженность можно рассматривать, как инструмент обязательных правоотношений, либо некой формой инвестирования, а ее образование - следствием требований конкуренции за отсрочку платежей.

Стоит обратить внимание, что дебиторская и кредиторская задолженность появляются у организации как следствие несоответствия даты появления обязательств по оплате с датой самих платежей по этим обязательствам.

Поэтому вопросы эффективного управления, кредиторской и дебиторской задолженностью имеют огромную актуальность в наши дни. Размеры бухгалтерских статей расчётов с дебиторами оказывают серьезное влияние на конечные результаты работы организации и финансовое состояние в целом. Так, следствием роста дебиторской задолженности может оказаться недостаток оборотного капитала, это грозит снижением финансовой устойчивости, снижением платежеспособности и характеризует фактическую иммобилизацию средств из производственного процесса.

Различные аспекты управления дебиторской и кредиторской задолженностями исследовали следующие зарубежные ученые-экономисты: Уилсон Э., Макминн М., Хелферт Э., Бригхем Е., Бернстайн Л., Брейли Р. и др. Отдельно проблемы управления дебиторской либо кредиторской задолженностью рассматривались в трудах Бочарова В.В., Бланка И.А., Горового Д.А., Савина А., Ковалева В.В. и другие. Что касается аспектов одновременного управления обеими задолженностями, то им посвящено значительно меньшее количество работ таких авторов, как Крейнина М.Н., Кулаев Д., Лысенко Н., Чайников В.В., Ходус А. и другие.

Цель исследования - проанализировать особенности совершенствования управления дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.

Экономика любого государства может рассматриваться, как совокупность хозяйствующих субъектов и методов, при помощи которых люди создают товары для удовлетворения своих потребностей. Она представляет собой чрезвычайно сложный хозяйственный организм, который в свою очередь состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых и социальных норм бизнеса, и объединены единым понятием рынок. Основными субъектами хозяйственной деятельности являются домашние хозяйства, организации бизнеса и правительство. Организации бизнеса в этой цепи, представленные разнообразными по организационно-правовому статусу предприятиями и физическими лицами, являются сферой деловой активности, источником доходов и производителями всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и государства [1].

Реализация предприятием управленческих функций по отношению к дебиторской и кредиторской задолженностям обуславливает необходимость решения таких задач, как исследование их экономической природы; систематизации и классификации видов и форм, а также факторов, определяющих их размер и состав; совершенствования методов анализа, планирования и внутреннего контроля.

Первоочередной задачей является выяснение сущности дебиторской и кредиторской задолженностей. В этом плане позиции бухгалтеров, аналитиков, финансистов, юристов и экономистов несколько расходятся в силу различных подходов к пониманию данных явлений.

Если рассмотреть данные понятия в историческом аспекте, то еще в 1625 году Якоб ван дер Шуэр считал, что дебитор - это тот, кто имеет, кто получает, кому поставляют, продают либо от кого надеются получить платеж, либо, тот, кто должен платить; кредитор - это тот, кто выдает, с кем рассчитываются, от кого получают, с кем имеют дело, кто продает, поставляет, у кого покупают, тот, кому нужно платить. То есть понимание «дебитор» и «кредитор» изначально отождествлялось лишь с человеком [2].

В дальнейшем «дебитор» и «кредитор» уже отождествлялись не только с человеком, но и с товаром, деньгами, счетами. По мнению Дж. Луццато, «двойной аспект каждой операции стал возможен потому, что дебиторы и кредиторы стали фигурировать не только люди, но и предметы» [3].

Корецкий С.И. в начале ХХ века отмечал: «взаимоотношения двух людей, которые заключают сделку, можно преподнести латинскими терминами «дебит» (должен) и «кредит» (кому верить). Так, в случае, когда лицо, одалживает кому-то деньги, верит - это кредит, и тогда оно (лицо) именуется кредитором.

Лицо, получающее заем, становится должником - это дебет, и тогда оно (лицо) именуется дебитором» [4].

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) определяют дебиторскую задолженность, как сумму средств, которая должна поступить предприятию либо иному лицу от покупателей либо иных дебиторов, а кредиторскую задолженность, как задолженность субъекта перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить. То есть главной их характеристикой являются долговые отношения.

Управление дебиторской задолженностью является частью не только финансового менеджмента, но и маркетинговой политики предприятия. Сущность управления можно определить как систему принципов и методов подготовки и реализации управленческих решений, которые принимаются на разных стадиях формирования и погашения дебиторской задолженности и обеспечивают достижение двух взаимосвязанных целей:

- в части маркетинга - рост объема реализации продукции предприятия за счёт уменьшения ее себестоимости и цен реализации, предоставления наиболее благоприятных условий покупателям, увеличения конкурентоспособности.

- в части финансового менеджмента - оптимизации объемов и увеличение качественных параметров формирования дебиторской задолженности, обеспечение ее своевременного погашения с минимальными потерями активов (капитала) предприятия [5].

Важным моментом данного подхода является выделение в процессе управления двух направлений: управление инкассацией и управление формированием дебиторской задолженности. Управление инкассацией дебиторской задолженности предусматривает еще 7 этапов: разработку внутренних стандартов, регламентирующих процедуру инкассации дебиторской задолженности; проведение преферентных мероприятий; анализ просроченной дебиторской задолженности; разработка плана мероприятий по инкассации дебиторской задолженности; мониторинг финансового и правового состояния дебитора; оценку необходимости и возможности использования инструментов досудебного погашения задолженности; судебное взыскание дебиторской задолженности. Управление формированием включает 6 этапов: анализ дебиторской задолженности предприятия; формирование принципов кредитной и авансовой политики в отношении покупателей; планирование дебиторской задолженности покупателей и поставщиков; моделирование последствий реализации разработанной кредитной и авансовой политики на формирование прибыли; реализация разработанной политики формирования дебиторской задолженности; создание, пополнение и актуализация картотеки дебиторов.

Что касается управления кредиторской задолженностью, то в экономическом словаре оно сводится к процессу оптимизации ее размера с точки зрения максимизации прибыли. Как уже отмечалось, большая часть специалистов в области финансового менеджмента рассматривает управление кредиторской задолженностью в рамках управления формированием финансовой структуры капитала, имея ввиду под задолженностью как банковское краткосрочное кредитование, так и коммерческое кредитование. Они определяют данный процесс как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по формированию оптимального размера и обеспечения эффективного использования задолженности как элемента заемного капитала. Критериями оптимизации при формировании, а точнее, при привлечении, являются доходность и уровень рисков, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия, которые могут быть

обеспечены соответствующими размерами и структурой заемного капитала. К критериям эффективного использования, следует отнести целеустремленность размещение полученных ресурсов и скорость их оборота. Важным этапом в системе управления кредиторской задолженностью является процесс рефинансирования, то есть возврат средств кредиторам.

На предприятии нужно вести активную дебиторскую политику путём эффективного решения таких задач [6]:

- анализ дебиторской задолженности и определение на его основании общих принципов предоставления отсрочки платежа;

- определение гарантий, под которые предоставляется товарный кредит;

- разработка правил установления сроков товарного кредита;

- установление правил определения суммы товарного кредита, предоставляемого одному покупателю;

- разработка методов оценки надежности покупателя;

- построение эффективной системы контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности;

- разработка способов «сбора» дебиторской задолженности.

Наиболее часто направлением плодотворной политики управления дебиторами является соблюдение сроков погашение и предельных объемов дебиторской задолженности. Если второй фактор находится в пределах компетенции производителя продукции, то первый обычно прямо от него не зависит.

Планирование, организация и контроль работы с дебиторами играют большую роль в управлении дебиторской задолженностью.

При управлении дебиторской задолженностью максимальное значение приобретает реализация контроля, каковой позволяет выяснить, как эффективно и своевременно совершается погашение задолженности, как предложенная отсрочка платежа отвечает требованиям рынка и положения на нём предприятия.

Таким образом, для уменьшения размера дебиторской задолженности необходимо [7]:

- определять степень риска неуплаты счётов покупателями;

- увеличивать круг покупателей с целью минимизации потерь от неуплаты одним либо несколькими покупателями;

- контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей;

- вести оперативный контроль за поступлением наличности;

- оперативно определять сомнительную задолженность;

- прекращать действие договоров с покупателями, которые нарушают платежную дисциплину.

Разработка политики инкассации дебиторской задолженности предполагает установление на предприятии определенной системы процедур, связанной со взысканием долгов.

Могут быть применены и специальные методы и установлены причины ускорение инкассации дебиторской задолженности в случаях [8]:

- предоставление скидок покупателям, чтобы побудить их оплатить счёта до установленного срока оплаты;

- оформление сделки с покупателями коммерческим векселем;

- оформление покупателем достаточно большого заказа;

- продление срока платежа (в этом случае меняется процент, что указывается в векселе);

- применение факторинговых услуг.

На сегодняшний день наряду с вниманием к дебиторской задолженности возникает вопрос об управлении кредиторской задолженностью предприятия. Управление последней является важным аспектом менеджмента на предприятии, поскольку кредит выступает основой опорой деятельности современного бизнеса.

Кредиторская задолженность — это обязательства, возникшие в результате прошлой либо текущей хозяйственной деятельности, которые должны быть выполнены в будущем [9]. Субъектами таких отношений выступают кредитор и должник. Объектом выступают те денежные либо материальные ценности, в отношении которых заключена сделка займа [10].

При разумном управлении кредитными ресурсами кредиторская задолженность может стать дополнительным и относительно дешевым источником привлечения ресурсов.

Именно через то, как строятся отношения с контрагентами, согласовываются условия договоров, контролируются сроки поставки и оплаты, в наибольшей степени зависит эффективность использования полученных ресурсов. Таким образом, управление кредиторской задолженностью характеризуется следующими основными принципами [11]:

- правильность выбора формы задолженности с целью минимизации процентных выплат на покупку материальных ценностей;

- установление наиболее удобной формы банковского либо коммерческого кредита и его срока;

- недопущение образования просроченной задолженности.

Следовательно, управление кредиторской задолженностью — это оптимизация суммы задолженности предприятия перед другими юридическими и физическими лицами.

Планирование возможностей использования кредиторской задолженности, как источника финансирования, имеет свои особенности. Величина и срок оборота кредиторской задолженности зависят от условий кредита поставщиков. Поэтому необходимо оценить следующие моменты: есть ли данные условия предоставления кредиторской задолженности общими для данной отрасли и региона, может ли измениться позиция на рынке, если да, то как, насколько сильны экономические связи поставщиков и т.д. [12].

Применение краткосрочных кредитов для финансирования текущих потребностей не является сегодня популярным, что объясняется их дороговизной.

При финансировании проекта, как правило, используются как собственные, так и заемные средства. И цена источников финансирования должна рассчитываться как средневзвешенная величина [13].

При наличии на предприятии разработанной рыночной стратегии поведения привлечения капитала увеличиваются возможности фирмы по расширению деятельности, что позволяет использовать эффект финансового рычага, повысить рентабельность собственного капитала. В противном случае банковские кредиты вместо обеспечения роста компании, ее финансового оздоровления, могут спровоцировать кризисную ситуацию.

В мировой практике рыночных отношений погашение долговых обязательств перед кредиторами является безусловным и требует немедленного выполнения.

В противном случае деловая репутация дебитора резко упадет и упущенная в результате этого выгода окажется намного больше любого размера непогашенных долгов. Именно это предполагает высокую ликвидность данного актива в бизнесе.

Однако не всегда коэффициенты ликвидности четко отражают уровень ликвидности и платежеспособности предприятий. В связи с этим нужны и другие оценки задолженностей [14].

Синхронное управление дебиторской и кредиторской задолженностями предусматривает согласованность:

- суммы и состав задолженностей;

- скорости их движения (оборачиваемости);

- ценовых и стоимостных оценок;

- участия в формировании свободных средств.

В современных условиях высококонкурентной среды предприятия должны обеспечить устойчивое повышение доли рынка, стабильное расширение масштабов деятельности — все это в значительной мере обеспечивается стабильным финансовым состоянием. Такое финансовое состояние дает возможность эффективно расти предприятию путем вложений средств в расширение деятельности, через улучшение сбытовой политики на основе наращивания преимуществ (накопление дебиторской задолженности путем отсрочки платежа). В то же время предприятие может пользоваться в течение определенного времени средствами других предприятий, то есть кредиторской задолженностью, что является, по сути, бесплатными краткосрочными кредитными ресурсами на рынке. В накоплении и управлении дебиторской и кредиторской задолженностью имеется целый ряд проблем, требующих решения. Различные способы решения данных проблем можно объединить в единый механизм управления данными видами задолженностей [15].

Достаточно распространенным способом финансирования оборотных активов предприятия является кредиторская задолженность. В большинстве случаев современная рыночная логика определения необходимости в оборотных активах имеет следующий вид: сначала определяется необходимость в валовом оборотном капитале для поддержания деловой активности в плановых объемах, затем оцениваются возможности использования в обороте предприятия кредиторской задолженности и других привлеченных средств. Необходимость в собственном оборотном капитале определяется по остаточному принципу. Умелое управление кредиторской задолженностью позволяет значительно сократить потребность в собственных денежных средствах. Но следует заметить, что финансирование за счёт долгов в случае превышения ими критических показателей усиливает риск и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности [16].

Планирование возможностей использования кредиторской задолженности в качестве источника финансирования имеет особенности. Величина и срок оборота кредиторской задолженности зависит от условий кредита поставщиков.

Поэтому, как правило, необходимо оценить следующие моменты: являются ли данные условия предоставления кредиторской задолженности общими для данной отрасли и региона; может ли измениться позиция на рынке и в каком направлении; насколько сильны экономические связи поставщиков.

Кредиторская задолженность является продуктом денежных расчётов субъекта хозяйствования с его контрагентами, и управление ею базируется на специфических принципах и методологических принципах, что позволяет выделить еще функциональный организационный блок управления денежными потоками субъекта хозяйствования — управление кредиторской задолженностью предприятия.

Значительных успехов в снижении общей потребности в оборотных активах можно достичь, наработав эффективную политику управления дебиторской задолженностью [17].

Неоправданный размер дебиторской задолженности является иммобилизацией собственного капитала, а превышение его определенного уровня может привести к потере ликвидности и даже остановке производства.

Наиболее известным инструментом инкассации дебиторской задолженности является предоставление скидок за быструю оплату продукции. Многие предприятия используют этот инструмент для ускорения возврата дебиторской задолженности, однако делают это интуитивно, без серьезных расчётов, допуская при этом ошибки. Применение механизма скидок за быструю оплату целесообразным только постоянным клиентам при строгом соблюдении ими платежной дисциплины по срокам и суммам [18].

Нетрадиционным для национальных предприятий, хотя и достаточно перспективным, есть такой инструмент возврата дебиторской задолженности, как факторинг - продажа дебиторской задолженности. Это объясняется высоким риском

невозврата дебиторской задолженности в современных условиях, достаточно высокими ценами на факторинговые услуги, хотя и за рубежом цены на подобные услуги выше [19].

Ускорение оборотной дебиторской задолженности и замедление кредиторской улучшает финансовое состояние предприятия. Одновременно быстрая обратимость дебиторской и медленная — кредиторской задолженности может привести к снижению показателей платежеспособности предприятия. Поэтому даже при наличии возможностей управлять сроками платежей дебиторов и сроками расчётов с кредиторами невозможно безгранично уменьшать первые и увеличивать последние. Границами здесь являются уровни коэффициентов платежеспособности [20].

Особая важность такого сопоставления состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятиями своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам с кредиторами. Известно, что дебиторская задолженность — это главным образом долги покупателей, то есть те долги, на основе которых формируется выручка от продаж. Кредиторская задолженность — это главным образом долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу то есть те долги, на базе которых в большой степени формируются затраты на продукцию, которая продается.

Список литературы/ References

1. Савченко Е.А. Кластерный анализ как метод управления дебиторской задолженностью // Концепт, 2014. № 12 (28). C. 1-6.

2. Хромов М. Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг // СПб: Питер, 2011. C. 205.

3. Чеботаев А.А. Финансовые технологии // Дело, 2011. C. 172.

4. Котович А.П. Управление дебиторской задолженностью малого предприятия // Международный научно-исследовательский журнал, 2014. № 4-2 (11). С. 38 - 40.

5. Курганова О.А. Основы управления дебиторской задолженностью предприятия // Концепт, 2015. № 95. С. 138.

6. Кобелева С.В., Конова О.Ю. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление // Территория науки, 2015. № 2. С. 109-115.

7. Алексейчук Н.Е. Экономическая теория: учебное пособие // Юрайт, 2012. C. 240.

8. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник. 4-е изд. // Финансы и статистика, 2012. C. 305.

9. Мормуль Н. Ф., Еникеева С. А. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью // Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2015. № 2 (6). С. 85-89.

10. Овчинникова О.А., Ромадыкина М.Ю. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью: практика применения скидок и взаимозачетов // Аудитория, -2015. № 2 (6). C. 54.

11. Овчинникова О.А., Ромадыкина М.Ю. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью: практика применения скидок и взаимозачетов // Аудитория, 2015. № 2 (6). C. 64-69.

12. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие // ИНФРА-М, 2014. C. 260.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Исаченко М.Б. Управление дебиторской задолженностью и разработка кредитной политики компании // Успехи современного естествознания, 2014. -№ 12-2. С 123-126.

14. Кобелева С.В., Конова О.Ю. Дебиторская задолженность: возникновение, анализ и управление // Территория науки, 2015. № 2.С. 109-115.

15. Крылов С.И. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. [Электронный ресурс] // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2011. № 4. С. 10-13.

16.Мормуль Н.Ф., Еникеева С.А. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью // Экономические и социально-гуманитарные исследования, 2015. № 2 (6).С. 85-89.

17. Никишкина А.А., Савоскина Е.В. Инструментарий маржинального подхода в принятии стратегически важных управленческих решений // Научный альманах, 2016. № 2-1 (16). С. 277-282.

18. Позднякова В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник для студентов вузов // ИНФРА-М, 2014. C. 616.

19. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник // Феникс, 2013. C. 384.

20. Шаталов М.А. Совершенствование методики анализа эффективности использования основных фондов предприятия // Территория науки, 2015. № 2. С. 66.

21. Шилова Л.Ф., Михайлов Е.Е. Причины возникновения просроченной дебиторской задолженности и ее профилактика // Вестник Тюменского государственного университета, 2014. № 11. С. 153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.