Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ" (КРИПТОВАЛЮТЫ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ" (КРИПТОВАЛЮТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / КРИПТОВАЛЮТА / ВИРТУАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / DIGITAL FINANCIAL ASSETS / CRYPTOCURRENCY / VIRTUAL CURRENCY / COUNTERMEASURES / CRIME / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянин Алексей Владимирович, Степанов Максим Вячеславович, Летёлкин Николай Владимирович

В статье представлена авторская концепция развития уголовной политики Российской Федерации в области противодействия преступлениям, совершаемым с использованием виртуальной валюты. Предложены конкретные уголовно-правовые механизмы, способствующие снижению криминальной привлекательности посягательств, совершаемых в области оборота цифровых финансовых активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CRIMINAL LAW IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO CRIMES COMMITTED USING “VIRTUAL CURRENCY” (CRYPTOCURRENCIES)

The article presents the author’s concept of the development of the criminal policy of the Russian Federation in the field of combating crimes committed using virtual currency. Specific criminal law mechanisms are proposed that contribute to reducing the criminal attractiveness of attacks committed in the field of digital financial assets turnover.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ "ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ" (КРИПТОВАЛЮТЫ)»

А. В. Петрянин,

доктор юридических наук, профессор, Нижегородская академия МВД России

М. В. Степанов,

кандидат юридических наук, доцент, Нижегородская академия МВД России

Н. В. Летелкин,

кандидат юридических наук, Нижегородская академия МВД России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШАЕМЫМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «ВИРТУАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ» (КРИПТОВАЛЮТЫ)

IMPROVING CRIMINAL LAW IN THE FIELD OF COUNTERACTION TO CRIMES COMMITTED USING "VIRTUAL CURRENCY"

(CRYPTOCURRENCIES)

В статье представлена авторская концепция развития уголовной политики Российской Федерации в области противодействия преступлениям, совершаемым с использованием виртуальной валюты. Предложены конкретные уголовно-правовые механизмы, способствующие снижению криминальной привлекательности посягательств, совершаемых в области оборота цифровых финансовых активов.

The article presents the author's concept of the development of the criminal policy of the Ru ssian Federation in the field of combating crimes committed using virtual currency. Specific criminal law mechanisms are proposed that contribute to reducing the criminal attractiveness of attacks committed in the field of digital financial assets turnover.

Изучение международного, зарубежного и отечественного законодательства в сфере оборота «виртуальной валюты» (криптовалюты), анализ практики применения отечественного уголовного законодательства в рассматриваемой сфере, а также результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества уголовно-правового противодействия общественно опасным деяниям, совершаемым с использованием цифровых финансовых активов. Такое совершенствование должно осуществляться в двух направлениях:

- первое связано с установлением запрета незаконного оборота цифровых финансовых активов. Оно обусловлено предстоящим установлением четких правил выпуска, учета и обращения цифровых финансовых активов, которые предусмотрены в Проекте федерального закона Российской Федерации № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- второе предполагает обеспечение уголовно-правовой охраны установленного законом по-

рядка оборота цифровых финансовых активов посредством применения существующих норм Особенной части УК РФ.

Рассмотрим каждое из предлагаемых направлений отдельно.

Учитывая текст пояснительной записки к указанному выше проекту, приходим к выводу о том, что установление правил оборота цифровых финансовых активов, а также санкций за их нарушение необходимо в целях снижения рисков для их владельцев и обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1].

Ответственность за незаконный оборот цифровых финансовых активов может быть реализована посредством включения в структуру Особенной части уголовного закона специальной нормы, устанавливающей ответственность за неправомерное использование цифровых финансовых активов в нарушение установленных требований, вне соответствующей информационной системы, а также неправомерный выпуск, учет или обращение цифровых финансовых активов.

Считаем целесообразным при разработке редакции указанной статьи рассмотреть вопрос о возможности закрепления в ней двух основных составов преступлений, в первой и второй частях соответственно. Подобная практика технико-юридического конструирования уголовных запретов является устоявшейся и реализованной в Особенной части УК РФ (См. часть первую и пятую статьи 204 УК РФ, часть первую и четвертую статьи 223 УК РФ и другие).

В случае ее принятия и использования крип-товалюты в качестве средства совершения преступления содеянное необходимо квалифицировать по совокупности с иными статьями Особенной части УК РФ. Например, в случае незаконного приобретения огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов с использованием «виртуальной валюты» (криптовалюты) ответственность наступит по соответствующей части статьи 222 УК РФ и части первой предлагаемой статьи, что напрямую обеспечит реализацию указанного принципа и существующих правил назначения наказания.

Следует отметить, что подобные незаконные сделки в сетевом пространстве подпадут под прямой запрет уголовного закона, несмотря на отсутствие признака «использование цифровых финансовых активов» в диспозициях существующих норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия с имуществом, ограниченным или изъятым из гражданского оборота, так как такая деятельность не сможет

осуществляться исходя из требований статьи 8 рассматриваемого законопроекта. Обусловлено это тем, что сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с ними, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые операционные знаки, будут производиться через оператора обмена цифровых финансовых активов.

Сложно представить ситуацию, при которой этот участник рынка будет согласовывать незаконное приобретение или сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, фальшивых денег, клонов банковских карт, торговлю людьми, оплату незаконных услуг и другой криминальной деятельности, в том числе в теневом секторе информационно-телекоммуникационных сетей.

Таким образом, предлагаемый сценарий при существующих условиях и правилах назначения наказания позволит обеспечить реализацию принципа дифференциации уголовной ответственности и охрану наиболее значимых благ и ценностей от противоправных посягательств. При этом авторский коллектив допускает возможность установления административной ответственности за незаконное использование цифровых финансовых активов либо применения института административной преюдиции, предполагающего первоначальное привлечение к административной ответственности, а впоследствии, при совершении тождественного деяния, влекущего уголовную ответственность.

Обосновывая криминализацию неправомерного выпуска, учета или обращения цифровых финансовых активов, следует отметить, что, исходя из смысла Проекта федерального закона, такая деятельность должна быть обеспечена участием государства в лицензировании, регистрации в соответствующих реестрах и установлением ответственности за нарушение правил, разработанных регулятором - Центральным банком Российской Федерации.

Подобный подход, как и в первом случае, является устоявшимся в уголовном законодательстве. Он реализован при конструировании норм об ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ), незаконную банковскую деятельность (статья 172 УК РФ) и иную деятельность, требующую специального государственного санкционирования.

Кроме того, считаем целесообразным предусмотреть квалифицированные и особо квалифицированные признаки предлагаемых для криминализации деяний, закрепив их в частях третьей и

четвертой предлагаемой статьи. Введение отягчающих обстоятельств обусловливается необходимостью обеспечения фундаментальных принципов уголовной ответственности, в частности принципа вины, справедливости, дифференциации уголовной ответственности и других.

Изучение следственной и судебной практики (параграф первый главы второй), а также результаты социологического исследования показали необходимость реализации в предлагаемой норме положений института соучастия в преступлении, предусмотрев повышенную ответственность за совершение деяний в составе группы лиц по предварительному сговору (квалифицированный состав) и организованной группы (особо квалифицированный состав).

Что касается других квалифицированных и особо квалифицированных составов — крупный и особо крупный ущерб (доход), предлагается исходить из двух возможных вариантов учета рассматриваемых стоимостных критериев. В рамках первого (неординарного), предусмотреть специальное примечание к статье, формулирующиее соответствующие размеры. Второй (ординарный) может быть реализуем посредством распространения действия примечания к статье 1702 УК РФ.

Данные подходы являются традиционными для отечественного уголовного законодательства и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Таким образом, предлагаем следующую конструкцию:

«Статья 1871. Неправомерный оборот цифровых финансовых активов

1. Неправомерное использование цифровых финансовых активов в нарушение установленных требований, вне соответствующей информационной системы —

наказывается...

2. Неправомерный выпуск, учет или обращение цифровых финансовых активов —

наказывается.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере или причинившие крупный ущерб —

наказываются...

4. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в особо крупном размере или причинившие особо крупный ущерб либо иные тяжкие последствия —

наказываются. ».

Второй подход совершенствования уголовного законодательства, связанный с обеспечением уголовно-правовой охраны легального оборота

цифровых финансовых активов, фактически может быть обеспечен следующими мерами:

во-первых, реализацией механизма «точечной криминализации», то есть введением признака «с использованием цифровых финансовых активов» в диспозиции отдельных уголовно-правовых норм;

во-вторых, закреплением унифицированного признака «совершение деяния с использованием цифровых финансовых активов» в рамках обстоятельств, отягчающих наказание (статья 63 УК РФ).

При этом необходимо отметить авторскую позицию о нецелесообразности точечной криминализации рассматриваемого признака в диспозициях уголовно-правовых норм, о чем свидетельствуют следующие теоретико-прикладные аргументы:

- реализация указанного подхода повлечет многочисленные изменения уголовного законодательства, что впоследствии негативно скажется и на правоприменительной практике;

- может придать уголовному законодательству излишнюю репрессивность, что не соответствует современным тенденциям реализации отечественной уголовной политики;

В существующих условиях использование цифровых финансовых активов напрямую не может выступать в качестве обстоятельства повышающего характер общественной опасности содеянного, так как рассматриваемый признак пока еще не используется в УК РФ. В то же время в законе существуют механизмы, которые могут влиять на оценку характера и степени общественной опасности деяний, совершаемых с использованием «виртуальной валюты» (крипто-валюты).

В подтверждение изложенного выше следует привести позицию Верховного Суда Российской Федерации, закрепленную в Постановлении Пленума от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания». Так, в пункте первом дается понятие характера и степени общественной опасности: характер общественной опасности посягательства определяется совокупностью признаков конкретного состава преступления, установленного Уголовным кодексом. Судам следует в первую очередь учитывать направленность деяния на охраняемые законом социальные ценности и причиненный им вред [2]. То есть Пленум Верховного Суда РФ, как и уголовно-правовая доктрина [3. — С. 54], в приоритет при определении качественного содержания посягательства ставит характеристики объекта преступления, с чем мы полностью согласны. Степень же общественной опасности в целом зависит от обстоятельств со-

вершенного преступления, в том числе размера последствий, количества потерпевших, вида умысла и так далее [4. — С. 148].

Общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением цифровыми финансовыми активами, в настоящее время не рассматриваются в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Вместе с тем сложившаяся практика применения уголовного законодательства относит указанные общественные отношения к имущественным правам, рассматривая их в качестве основного непосредственного объекта, тем самым указывая на необходимость реализации фундаментального конституционного принципа, в соответствии с которым человек, его права и свободы (в том числе право на владение, пользование и распоряжение имуществом) являются высшей ценностью и охраняются законом [5].

При этом использование цифровых финансовых активов при совершении преступлений в существующих условиях может повышать характер общественной опасности в 17 статьях Особенной части уголовного закона, где учитывается признак «использования информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет (Это реализовано посредством использования соответствующего криминообразующего и квалифицирующего признака в статьях 110, 1101, 1102, 137, 1512,1712, 1853, 2052, 2281,242, 2421, 2422, 245,2581, 280, 2801, 282 УК РФ).

Смоделируем ситуацию, обосновывающую нашу позицию.

А. совершает сбыт наркотических средств в незначительном размере, что должно быть квалифицировано по части первой статьи 2281 УК РФ. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет.

Если в ходе реализации объективной стороны используется криптовалюта, подобное деяние должно быть квалифицировано по пункту «б» части второй статьи 2281 УК РФ как сбыт наркотического средства, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) и наказуемо лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.

Использование цифровых финансовых активов в обязательном порядке сопряжено с применением информационно-телекоммуникационных технологий, а, следовательно, связано с повышенным характером их общественной опасности. В уголовно-правовой доктрине и законодательстве четко задекларировано, что индикатором характера общественной опасности в первую очередь является содержание санкции, закрепляющей виды и размеры наказаний. Этот же при-

знак положен в основу категоризации преступлений (статья 15 УК РФ).

Необходимо акцентировать внимание на том, что описанная выше иллюстрация не связана с предложениями по внесению изменений или дополнений в действующий УК РФ. Это существующая практика, которая начала формироваться после дополнения ряда статей УК РФ квалифицирующим признаком — «с использованием ... электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)» [6].

Также следует рассмотреть вопрос о дополнении статьи 63 УК РФ новым диспозитивным обстоятельством, отягчающим наказание — «совершение преступления с использованием цифровых финансовых активов», как это реализовано в части первой статьи 63 УК РФ.

В данном случае при необходимости суд сможет использовать рассматриваемое обстоятельство в качестве отягчающего, то есть учитывать повышенную степень общественной опасности, как рекомендовано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» с учетом обстоятельств совершенного преступления, в том числе размера наступивших последствий, количества потерпевших, вида умысла и так далее [4. — С. 148]. Диспозитив-ный характер рассматриваемого обстоятельства позволит исключить излишнюю репрессивность отечественного уголовного законодательства и при этом соблюсти основные принципы справедливости и дифференциации уголовной ответственности.

Следует отметить, что повышение качества уголовно-правовых механизмов в той или иной сфере осуществляется посредством совершенствования не только отечественного уголовного законодательства, но и практики его применения. В связи с этим отдельное направление проводимого исследования должно посвящаться совершенствованию существующего применения уголовного законодательства посредством правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации.

В целях создания единообразной судебной практики, а также в связи с вопросами, которые могут возникнуть после принятия федерального закона «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо инициировать подготовку соответствующих разъяснений.

С учетом проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цифровые финансовые

активы в настоящее время преимущественно фигурируют, во-первых, в качестве предмета преступного посягательства при совершении хищений; во-вторых, средства совершения общественно опасных деяний при незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. В этой связи считаем целесообразным предложить дополнения в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [7] и от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» [8], следующего содержания: «Исходя из положений статьи 128 ГК РФ цифровые права отнесены к объектам гражданских прав наряду с вещами, безналичными денежными средствами, бездокументарными ценными бумагами, выступая разновидностью иного имущества, то есть могут выступать предметом хищения вне зависимости от способа совершения».

Также дополнения могут быть внесены и в иные постановления Пленума Верховного Суда

Российской Федерации после принятия федерального закона «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и установления дополнительных правил регулирования этой сферы деятельности.

В качестве вывода отметим, что предпринята попытка создания прикладной модели противодействия преступной деятельности, совершаемой с использованием «виртуальной валюты» (крип-товалюты). Указанная модель включает в себя несколько направлений совершенствования отечественного уголовного законодательства и практики его применения в рассматриваемой сфере.

Предложенные подходы в полной мере соответствуют международным стандартам, основным направлениям уголовной политики Российской Федерации, отражают сложившуюся следственно-судебную практику и учитывают возможные перспективы развития национального законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О цифровых финансовых активах». — URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=170085# 042326264904234545 (дата обращения: 26.01.2020).

2. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2016. — № 2. — С. 17—29.

3. Энциклопедия уголовного права. Т. 3. Понятие преступления / Издание профессора Мали-нина. — СПб., 2005. — С. 54.

4. Летёлкин Н. В. Уголовно-правовое противодействие преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. — Н. Новгород, 2018. — С. 148.

5. Конституции Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 10.

— Ст. 1166.

7. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 2.

8. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 // Бюллетень Верховного Суда РФ.

— 2018. — № 2.

REFERENCES

1. Poyasnitelnaya zapiska k proektu federal-nogo zakona «O tsifrovyih finansovyih aktivah». — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=PRJ&n=170085#04232626490 4234545 (data obrascheniya: 26.01.2020).

2. O praktike naznacheniya sudami Rossiyskoy Federatsii ugolovnogo nakazaniya : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 22.12.2015 # 58

// Byulleten Verhovnogo Suda Rossiyskoy Feder-atsii. — 2016. — # 2. — S. 17—29.

3. Entsiklopediya ugolovnogo prava. T. Z. Po-nyatie prestupleniya / Izdanie professora Malinina. — SPb., 2005. — S. 54.

4. LetYolkin N. V. Ugolovno-pravovoe pro-tivodeystvie prestupleniyam, sovershaemyim s ispol-zovaniem informatsionno-telekommunikatsionnyih

setey (vklyuchaya set «Internet») : dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. — N. Novgorod, 2018. — S. 148.

5. Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii : prinyata vsenarodnyim golosovaniem 12.12.1993 // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2014. — # 31. — St. 4398.

6. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie za-konodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii : feder-alnyiy zakon ot 1 marta 2012 g. # 18-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2012. — # 10. — St. 1166.

7. O sudebnoy praktike po delam o krazhe, grabezhe i razboe : postanovlenie Plenuma Verhov-nogo Suda RF ot 27 dekabrya 2002 g. # 29 // Byulleten Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federatsii. — 2003. — # 2.

8. O sudebnoy praktike po delam o moshennich-estve, prisvoenii i rastrate : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 30 noyabrya 2017 g. # 48 // Byulleten Verhovnogo Suda RF. — 2018. — # 2.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петрянин Алексей Владимирович. Профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права. Доктор юридических наук, профессор.

Нижегородская академия МВД России. E-mail: petryanin@mail.ru

Россия, 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Тел. (831) 421-72-72.

Степанов Максим Вячеславович. Начальник кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права. Кандидат юридических наук, доцент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижегородская академия МВД России. E-mail: stepanov52m@mail.ru

Россия, 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Тел. (831) 421-72-72.

Летёлкин Николай Владимирович. Начальник кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук.

Нижегородская академия МВД России. E-mail: letelkin.nn@mail.ru

Россия, 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3. Тел. (831) 421-72-72.

Petryanin Alexey Vladimirovich. Professor of the chair of Criminal and Penal Law. Doctor of Legal Sciences, Professor.

Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: petryanin@mail.ru

Work address: Russia, 603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe Highway, 3. Tel. (831) 421-72-72.

Stepanov Maksim Vyacheslavovich. Head of the chair of Criminal and Penal Law. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: stepanov52m@mail.ru

Work address: Russia, 603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe Highway, 3. Tel. (831) 421-72-72.

Letelkin Nikolay Vladimirovich. Head of the chair of Criminal Procedure. Candidate of Legal Sciences. Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: letelkin.nn@mail.ru

Work address: Russia, 603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe Highway, 3. Tel. (831) 421-72-72.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы; криптовалюта; виртуальная валюта; противодействие; преступление; безопасность.

Key words: digital financial assets; cryptocurrency; virtual currency; countermeasures; crime; security. УДК 343.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.