Бекенов А. М., к. э. н. бизнес-консультант Ушарова Т.Ю.
магистр экономики, бизнес-консультант
Кравец Е.А. директор, изобретатель ИП «Кравец Е.А.»
Омаров М.С., к. техн.н.
профессор
Инновационный Евразийский университет
Кравец И.Е. тренер-консультант Республика Казахстан, г. Павлодар СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УДЕРЖИВАЮЩИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ
УСТРОЙСТВ
Аннотация. В статье кратко изложены результаты ретроспективного анализа динамики инноваций в сфере средств пассивной безопасности пассажиров и водителей в автомобильном транспорте.
Представлены предварительные результаты маркетингового исследования по тестированию продуктовой инновации - шеститочечного удерживающего устройства, позволяющего существенно повысить уровень безопасности транспортировки пассажиров и значительно снизить травматизм в результате дорожно-транспортного происшествия.
Ключевые слова: ремни безопасности инерционного и неинерционного типов, краш-тесты.
Одним из факторов обеспечения устойчивого экономического роста государства, региона, компании является постоянное развитие инновационных процессов и эффективное управление ими. Инновационные процессы также являются существенным антикризисным фактором вследствие создания новых рабочих мест, формирования спроса и предложения на инновационные виды товаров, работ, услуг, некоторой позитивности в динамике денежных потоков.
В настоящее время во многих государствах сформированы и реализуются стратегии инновационно-индустриального развития. В мировом экономическом пространстве в рамках ВТО осуществляется ранжирование государств по уровню инновационной активности. Вместе с тем, проблема сущности и роли инновационных процессов является недостаточно изученной в социально-политическом, нравственном, технологическом и иных аспектах.
В процессе исследования были использованы кабинетные и полевые методы. Результаты ретроспективного анализа позволяют сделать вывод о том, что инновационные процессы в автомобилестроении существенно опережают инновационные процессы в создании более эффективных средств пассивной безопасности пассажиров (в широком смысле - ремней
безопасности).
Впервые ремень безопасности предложил использовать английский изобретатель Джорж Кейли в начале XIX века.
В 1885 году в США был выдан первый патент на подобную продуктовую инновацию. Затем последовал ряд запатентованных двухточечных (бедренные, поясные, плечевые) ремней безопасности. Использование двухточечных ремней безопасности позволило сделать вывод о негативных факторах, влияющих на здоровье пассажира («синдром двухточечного ремня безопасности»). К примеру, поясные ремни безопасности могут привести к смещению позвонков и параличу. В связи с этим, в 80-х годах практически во всех странах были пересмотрены правила безопасности и введено требование оборудования трехточечными ремнями безопасности всех сидений в салоне легкового автомобиля. К примеру, с 01.03.2007 года все автомобили, произведенные в США, оснащаются трехточечными ремнями.
В 1903 году Луис Рэно изобрел и запатентовал пятиточечный ремень безопасности. Однако, вследствие ряда негативных факторов, затрудняющих удобство его использования для пассажиров и водителей, данное изобретение не нашло применения в производстве и реализации.
В 1959 году Нильс Болин (инженер шведской автомобильной Компании Volvo) изобрел и запатентовал трехточечный ремень безопасности, который впервые был использован в серийном автомобиле VolvoPV-544 в том же году. Данный тип ремня получил широкое использование как более эффективное средство пассивной безопасности пассажиров в сравнении с двухточечным ремнем.
Трехточечный ремень безопасности - это единый отрезок ремня, сочетающий плечевой и поясной ремни. По итогам годового тестирования Болин сделал вывод о том, что наиболее оптимальным вариантом трехточечного ремня, обеспечивающего пассивную безопасность пассажиров, является ремень, протянутый через плечо к бедру, который подлежит застежке одной рукой.
Законодательно-нормативные акты, обязывающие использование ремней безопасности, впервые в мировой практике были приняты в Швеции (1957 год), США - штат Висконсин (1961 год), Республика Берег Слоновой Кости (1961 год), Франция (1970 год). В настоящее время во всех государствах приняты законодательно-нормативные документы обязывающие использовать ремни безопасности, в том числе, и стандарты, регулирующие параметры их качества. В соответствии с данными документами разрешены к использованию трехточечные ремни безопасности инерционного и неинерционного типов. Безусловно, данный вид ремней, обеспечивающий пассивную безопасность пассажиров, доказал свои преимущества в сравнении с двухточечными ремнями.
Данные официальной статистики [1] позволяют сделать вывод о том, что около 70% сохранения жизни в автомобильных авариях обеспечивает
именно данный вид ремней безопасности. Применение трехточечного ремня безопасности уменьшает риск гибели водителя:
- при фронтальном (лобовом) столкновении - в два-три раза;
- при боковом столкновении - почти в два раза;
- при опрокидывании - в пять раз (ремни позволяют избежать ударов о внутренние части автомобиля, фиксируя положение водителя и пассажиров).
Применение трехточечных ремней безопасности снижает вероятность гибели и получения тяжелых травм для пассажиров:
- переднего сидения - на 40-50%;
- заднего сидения - на 25%.
Однако многократные краш-тесты, проводимые экспертами различных уровней, позволяют сделать вывод о том, что современные трехточечные ремни безопасности имеют ряд проблем, требующих использования инновационных технологий в целях повышения защиты водителя и пассажиров при лобовом столкновении и многократных опрокидываниях, оптимизации их использования. Нуждаются в инновационных технологических решениях проблемы амортизации, оптимального уровня эластичности и равномерного распределения нагрузки.
В определенной мере решению вышеуказанных проблем способствует инновация - трехточечное удерживающее устройство для пассажиров детского возраста [2].
В настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы по созданию универсального шеститочечного удерживающего устройства. Организуется работа по его тестированию, оформлению технической документации и получению национального и международного патентов, разрабатывается стратегия коммерциализации вышеуказанного инновационного продукта [3].
Проведено локальное маркетинговое исследование на предмет изучения потенциального потребительского спроса на данный вид продукции. Исследование проводилось на локальном автополигоне и его результаты не претендуют на репрезентативность.
Полевое исследование базировалось на формировании выборочной совокупности, включающей 515 человек различных половозрастных групп с учетом ряда анатомических способностей. В процессе исследования респонденты ответили на вопросы анкеты по итогам субъективно -личностных оценок эксплуатации предлагаемого шеститочечного удерживающего устройства.
Результаты исследования экспериментального образца универсального удерживающего устройства, отражающие уровень удовлетворенности пассажиров, в сравнении с разрешенными трехточечными удерживающими устройствами, следующие:
- безопасность - 83,5%;
- комфортность - 78,2%;
- удобство использования - 74,4%.
Предварительный расчет экономических затрат на производство и реализацию данного инновационного продукта позволяет сделать вывод о том, что его потенциальная розничная цена более чем в восемь раз ниже цен на уже реализуемые удерживающие устройства ряда производителей.
В настоящее время ведутся интенсивные работы по усовершенствованию запатентованного прототипа и созданию новых вариантов удерживающего устройства.
Использованные источники:
1. http://womanadvice.ru/detskie-uderzhivayushchie-ustroystva-v-avtomobil#ixzz4GAHjXkeD
2. Кравец Е.А. Инновационный патент Республики Казахстан №30894 на изобретение «Детское удерживающее устройство». Заявка №2015/0366.1. От 16.03.2015 г.
3. Кравец Е.А., Омаров М.С. и др. Универсальное автомобильное удерживающее устройство «Kea эволюция Isofix». Теория и практика современной науки: электронное научно-практическое издание. Международный научно-практический журнал. - Саратов: Институт управления и социально-экономического развития. 2016.
4.http://modern-
j.ru/domains data/flles/14/Kravec%20E.A.%20(Razvitie%20sovremennogo%20g oroda).pdf
Кравец Е.А. директор, изобретатель ИП «Кравец Е.А.» Омаров М.С., к.техн.н. (PhD)
профессор
Инновационный Евразийский университет
Бекенов А.М., к.э.н. бизнес-консультант Кравец И.Е. тренер-консультант Республика Казахстан, г. Павлодар УНИВЕРСАЛЬНОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ УДЕРЖИВАЮЩЕЕ
УСТРОЙСТВО «KEA ЭВОЛЮЦИЯ ISOFIX» Аннотация. В результате анализа известных мировых конструкций удерживающих устройств для транспортировки людей автотранспортом предложена новая конструкция крепления ремней к корпусу автомобиля и новая схема фиксации пассажира ремнями безопасности.
Предлагаемая конструкция позволит существенно повысить уровень безопасности транспортировки пассажиров и значительно снизить травматизм в результате дорожно-транспортного происшествия.
Ключевые слова: детское удерживающее устройство, бустеры,