Научная статья на тему 'Совершенствование учетных механизмов и информационно-методической базы управления в целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта «Развитие апк»'

Совершенствование учетных механизмов и информационно-методической базы управления в целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта «Развитие апк» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОТЧЕТНОСТИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / АПК РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Н.А., Наседкина Т.И.

Реализация национального проекта «Развитие АПК» требует совершенствования организационной и информационно-методической базы управления агропромышленным комплексом таким образом, чтобы учетная информация хозяйствующих субъектов не только формально соответствовала международным стандартам и обеспечивала контрольные и информационные задачи налоговых и статистических органов, но и служила по своему прямому назначению целям эффективного управления бизнесом и государственной собственностью в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учетных механизмов и информационно-методической базы управления в целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта «Развитие апк»»

совершенствование учетных механизмов и информационно-методической базы управления в целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта «развитие апк»*

Н. А. КАЗАКОВА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского т. И. НАСЕДКИНА,

кандидат экономических наук, доцент, декан финансово-учетного факультета

Белгородская государственная сельскохозяйственная академия

Реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» требует совершенствования организационной и информационно-методической базы управления агропромышленным комплексом (АПК) таким образом, чтобы учетная информация (бухгалтерская, управленческая и статистическая отчетность) хозяйствующих субъектов не только формально соответствовала международным стандартам и обеспечивала контрольные и информационные задачи налоговых и статистических органов, но и служила по своему прямому назначению целям эффективногоуправ-ления бизнесом и государственной собственностью в АПК. В статье предложены пути совершенствования и повышения качества отчетности предприятий и организаций для целей управления АПК, а также возможности формирования сбалансированной системы показателей развития АПК региона.

* Основные направления и мероприятия национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» впервые были рассмотрены на расширенном заседании коллегии Минсельхоза России 19.10.2005, а затем утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 21.12.2005.

Ключевые слова: мониторинг развития агропромышленного комплекса, направления совершенствования и повышения качества отчетности предприятий и организаций, сбалансированная система показателей для оценки эффективности управления АПК региона.

Необходимость достоверной оценки эффективности реализации национального проекта «Развитие АПК», а также приведения учетных механизмов в соответствие с интеграционными процессами, происходящими в экономике, требуют от бухгалтеров, аналитиков и аудиторов в качестве приоритетных решения таких задач как1:

1) использование в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание сложности текущих процессов;

2) расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

1 Из резолюции Четвертого Всероссийского съезда бухгалтеров и аудиторов 25.11.2008.

3) перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;

4) поворот от модели выживания предприятия к модели его развития;

5) управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

В связи с этим необходимо совершенствование организационной и информационно-методической базы управления АПК таким образом, чтобы учетная информация (бухгалтерская, финансовая, статистическая отчетность) не только формально соответствовала международным стандартам и обеспечивала контрольные и информационные задачи налоговых и статистических органов, но и служили по своему прямому назначению целям эффективного управления бизнесом и государственной собственностью.

Направления совершенствования и повышения качества статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Президент Российской Федерации на заседании Президиума Государственного совета2 поставил задачу обеспечения мониторинга с целью получения объективной, полной и своевременной информации, отражающей состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей и в связи с этим приведения работы информационно-статистических органов в соответствие с современными требованиями. Существующая сегодня информационно-методическая база органов регионального управления, в том числе в сфере регулирования АПК, не обеспечивает решения поставленных первоочередных задач его интенсивного развития в целях укрепления продовольственной безопасности и устойчивости региональной экономики. Имеется ряд методологических и организационно-методических проблем региональной статистики, среди них: ориентация государственных целевых программ развития, прежде всего на потребности федеральных органов управления; нерепрезентативность публичной статистической информации для целей регионального управления; недостатки программного обеспечения; нехватка квалифицированных кадров, владеющих знаниями современных компьютерных технологий и методов аналитического исследования; отсутствие единых информационных ресурсов по проблемно ориентированным направлениям. Сегодня информация по развитию

2 Из выступления Президента РФ на заседании Президиума Государственного совета 13.09.2006.

АПК собирается в рамках различных статистических наблюдений и единовременных обследований. Информационные ресурсы формируются из разнородных, не поддающихся структуризации и систематизации, информационных компонентов, что предопределено исторически сложившейся практикой проведения статистических исследований. Подобный информационный фонд предназначен для решения информационных задач регламентного типа, но не может обеспечить интегрированной информационной поддержки решения аналитических задач и информационно-справочного обеспечения органов регионального управления, не позволяет применять для их решения современных методов и технологий анализа [1].

Решение проблемы качества информационно-аналитического обеспечения органов регионального управления АПК предлагается через формирование системы статистического мониторинга по проблемно ориентированным направлениям экономики региона на принципиально новой методологической, организационной и технико-технологической основе.

Для исследования проблемы необходима модель-концепция разработки статистического мониторинга развития АПК региона (см. рисунок). Основным информационным компонентом мониторинга должна выступать база первичных данных статистического и бухгалтерского учета предприятий и организаций АПК. Это повышает информационный и аналитический потенциалы мониторинга, особенно в условиях современного кризисного состояния АПК, может служить основой для применения в дальнейшем перспективных методов выборочного обследования. Мониторинг предполагает сплошное пообъектное обследование предприятий и организаций по единой схеме и в единой базе данных регионального уровня. К сожалению, группировка объектов по типу на крупные и средние с численностью свыше 15 чел., крупные и средние с численностью до 15 чел., малые, а с 2008 г. в соответствии со стандартами Евросоюза на крупные, средние, малые и микропредприятия с качественно новыми характеристиками, различным перечнем отслеживаемых показателей-индикаторов и периодичностью представления отчетности для каждой совокупности, ведут к потере данных и соответственно к неполноте и нерепрезентативности управленческой информации [3].

В связи с принятием нового Федерального закона «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ многие предприятия сельского хозяйства перешли

- 17

Единая методология | и программно-технологическая I база проведения

| статистического мониторинга

Степень детализации объектов

Электронный каталог статистических показателей

Единый фонд нормативно-справочной информации и классификаторов

Единые информационно-аналитические ресурсы региона (интегрированный статистический фонд)

ze7

Виртуальные базы данных проблемно ориентированных направлений

Встроенный аппарат информационно -аналитической системы: OLAP-технологии, SPSS, Excel

и другие программно-инструменталь ные средства

Анализ прогнозирование интерпретация результатов

Модель-концепция разработки статистического мониторинга развития АПК региона

в категорию малого бизнеса. Для них, безусловно, «статистическая» нагрузка покажется высокой. Однако в этом случае следует руководствоваться приоритетами социально-экономической значимости учета и контроля для перспектив регионального развития в целях обеспечения экономической и продовольственной безопасности. Без создания единых информационных ресурсов на основе отчетных данных хозяйствующих субъектов невозможно построить эффективную систему мониторинга, анализа и прогнозирования для целей управления развитием АПК региона.

В данном аспекте решение проблемы видится в проектировании мониторинга как единого инструментария статистического наблюдения, благодаря которому отчитывающийся субъект в определенные сроки единожды представлял бы информацию по всему перечню экономических показателей в электронном виде. Оптимизация процесса сбора информации в электронной форме непосредственно от предприятий и организаций соответствует общей концепции развития государственной статистики, направленной на дальнейшую информатизацию и компьютеризацию. В то же время это создает возможности для автоматизации статис-

18 -

тического учета и процессов сбора информации напрямую от предприятий и организаций, что сегодня отсутствует [3].

При этом для крупных и средних предприятий и организаций «статистическая» нагрузка, безусловно, сократится за счет того, что путем доработки программного обеспечения по бухгалтерскому учету отпадет необходимость ручного заполнения большого числа форм первичной статистической отчетности и дублирования многих показателей, которые к тому же имеют не всегда идентичные наименования в разных формах отчетности. А это, в свою очередь, повысит качество представляемой бухгалтерской и статистической информации. Учитывая, что на многих предприятиях и организациях статистическую работу ведет бухгалтерия или даже специальный отдел, это сократит штат учетных работников управленческой службы.

С развитием рыночных отношений все больший интерес приобретает информация о финансовом состоянии, инвестиционном развитии, инвестиционной привлекательности предприятий и организаций. В наиболее полном и систематизированном виде такая информация содержится в бухгалтерской отчетности организаций. Поста-

новление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности» от 21.04.1995 № 399 и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ стали надежной правовой базой для развития работ по созданию информационного банка данных «Бухгалтерская отчетность организаций» (БД БОО) 3 для обеспечения органов управления необходимой финансовой информацией. В отличие от других форм государственного статистического наблюдения сбор данных бухгалтерской отчетности организаций является сплошным обследованием, охватывающим полный круг объектов, включая малые предприятия всех видов экономической деятельности, форм собственности и организационно-правовых форм управления и потому результаты исследования, выводы и обобщения, сделанные на ее основе, являются более точными [2].

Кроме того, в существующей российской статистике многие формы наблюдения и показатели основываются на данных бухгалтерского учета (форма № 11 и др.). В связи с этим одним из требований перехода на международные стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности (МСФО) является сохранение унифицированных форм бухгалтерской отчетности и единых форматов представления с сохранением нумерации и порядка следования строк в целях получения агрегированных показателей, характеризующих финансово-хозяйственную и инвестиционную деятельность организаций. Сохранение унифицированных форм обеспечивает повышение качества сводной информации, сокращение трудоемкости и сроков ее подготовки. Таким образом, МСФО следует рассматривать как отправную точку поиска путей для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую сопоставимость финансовой отчетности российских и западных компаний с учетом сложившихся национальных традиций. Важным моментом является то, что сводные показатели бухгалтерской отчетности используются для расчетов в системе национального счетоводства, и в частности валового внутреннего продукта, который наряду с другими макроэкономическими показателями используется при формировании бюджета страны [1].

3 Начиная с 1995 г. в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики ведется база данных БОО («Бухгалтерская отчетность организаций»), содержащая основные показатели бухгалтерских отчетов, прошедших арифметический и логический контроль, по предприятиям и организациям, зарегистрированным на данной территории.

Интеграция России в международное сообщество и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость создания адекватной информационной базы, объективно и полно характеризующей происходящие в стране и регионах реформы. Реализация этой задачи связана с проведением целого комплекса преобразований в области статистической методологии и практики, основным из которых явилось внедрение системы национальных счетов (СНС), всесторонне характеризующей состояние и развитие экономики России и обеспечивающей международную методологическую сопоставимость макроэкономических показателей. Важность развития СНС определяется новыми акцентами в управлении экономикой, где все большее значение приобретает создание благоприятных для экономического роста макроэкономических условий, а также обязательствами представлять в международные экономические организации (ООН, МВФ и др.) статистические данные на основе международных стандартов.

Для целей исследования перспектив разработки мониторинга развития АПК видится актуальным также рассмотрение влияния МСФО и СНС на методологию российского статистического и бухгалтерского учета. Необходимо отметить, что сегодня в этом аспекте имеется ряд проблем, требующих оперативного решения.

В настоящее время в российской практике статистический учет основных средств ведется в соответствии со стандартами национальной системы бухгалтерского учета, и для получения информации об основных фондах служат формы статистического наблюдения, основанные на данных бухгалтерского учета. Поэтому принципы стоимостного учета основных фондов в этих формах соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств. Под основными фондами в статистике понимают произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Состав основных фондов определяется на основе общероссийского классификатора основных фондов, разработанного в 1995 г. В МСФО существует стандарт 16 «Основные средства». Этот стандарт определяет критерии отнесения материальных активов к основным средствам. В российском бухгалтерском учете отнесение активов к основным средствам регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/2001 в редакции 2006 г.). Существующие различия между отнесением активов к основным средствам в СНС и МСФО

- 19

Систематизация существующих отличий между отнесением активов к основным средствам в статистике (СНС) и бухгалтерском учете (МСФО)

Статьи различий В статистике В бухгалтерском учете

Учет земли и объектов природопользования К основным фондам относят только произведенные активы. Земля и объекты природопользования считаются материальными непроизведенными активами Земля и объекты природопользования включаются в основные средства, хотя учитываются в их составе обособленно

Учет нематериальных активов Нематериальные активы разделяются на произведенные и непроизведенные4, и в составе основных средств учитываются только произведенные активы Нематериальные активы не разделяются на произведенные и непроизведен-ные, и в составе основных средств не учитываются

Учет незавершенных объектов В СНС в составе компонентов основных фондов может учитываться стоимость незавершенных объектов, если они перешли в таком состоянии в собственность пользователя, или при их поэтапной оплате, или если производство таких объектов осуществляется самим пользователем. В российском статистическом учете эти положения не реализуются, однако объекты незавершенного строительства, оборудование к установке показываются отдельными строками К основным средствам относятся законченные, сданные в эксплуатацию объекты, взрослый продуктивный и рабочий скот, а незавершенные объекты как незавершенное производство в составе запасов

(и национальными стандартами бухгалтерского учета соответственно) отражены в таблице.

Таким образом, разработка учетной информации, систематизированной по единым правилам, сопоставимой и транспарентной на международном и национальном уровнях, во многом определяется использованием общероссийских классификаторов, гармонизированных с международными классификаторами ООН и производными от них классификаторами Евросоюза. Для сопряжения бухгалтерской и статистической информации на основе МСФО и в целях проведения анализа состояния и развития экономики в соответствии с СНС весьма важно, чтобы в ближайшей перспективе были разработаны общероссийские классификаторы4:

• продукции по видам экономической деятельности, увязанный с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКДП) и базирующийся на Статистической классификации продукции по видам деятельности Евросоюза и Перечне продукции добывающей и обрабатывающей промышленности Евросоюза (Минэкономразвития России);

• финансовых активов (ОКФА) (Минфин России);

4 Нематериальные непроизведенные активы представляют собой юридические формы, которые признаются в учете при совершении определенных юридических или учетных процедур (права на осуществление определенных видов деятельности, патенты на изобретения, полезные модели, договоры об аренде и прочие контракты с правом передачи, приобретенный гудвилл).

5 О задачах органов государственной статистики в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности. /Ке-веш А. Л., Горячева И. П., Потявина Н. И. // Вопросы статистики. № 9, 2006. С. 5 - 9.

• непроизведенных активов (ОКНА) (Минфин

России);

• запасов материальных оборотных средств (ОК-

ЗОС) (Минфин России);

• основных фондов (ОКОФ) (Ростехрегулиро-

вания).

Предпосылки создания сбалансированной системы показателей оценки эффективности управления АПК региона. Если говорить о международной практике и о внедрении ее лучших позитивных наработок в российскую экономику и управление, то одним из примеров можно назвать использование мониторинга и разработку и применение сбалансированной системы показателей (ССП) оценки эффективности работы хозяйствующих субъектов, начиная от уровня предприятия до уровня комплексов, объединенных в отраслевую систему, региональной экономики, национальной экономики и соответственно системы управления государством, регионом, комплексом, предприятием [3].

В связи с необходимостью отслеживания реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» существенно возросли требования к получению расширенного перечня показателей социально-экономического развития АПК регионов, отражающих состояние и качество проводимой экономической, социальной и инвестиционной политики, эффективность достижения ее целей. В соответствии с новыми принципами управления региональной экономикой появляются и новые задачи, которые необходимо решать в сфере учета и анализа на региональном уровне [1]:

1) анализ и оценка потребностей региональных органов управления АПК в региональной статистической информации;

2) разработка системы статистических показателей-индикаторов, характеризующих социально-экономические и инвестиционные процессы в АПК региона с учетом принятой в международной практике системы учета и статистики;

3) разработка и проведение специальных обследований, переписей, анкетирования, опросов, ориентированных на выполнение основных целей региональной статистики сельского хозяйства;

4) формирование на единой методологической основе информационного фонда региональной статистики, поддержание его в актуальном состоянии для обеспечения необходимыми статистическими данными органов власти субъектов и местного самоуправления, а также других пользователей в регионе;

5) организация на основе научной методологии оперативного информационно-статистического анализа процессов, их развитие с точки зрения проводимых реформ с использованием международного опыта, систем классификации и стандартов;

6) обеспечение качества, полноты, оперативности и защиты формируемой в регионе статистической информации;

7) обеспечение полноты и достоверности учета всех хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного секторов АПК как базы для применения методов несплошных статистических наблюдений, развития целевых, отраслевых банков и баз данных;

8) формирование и актуализация общегосударственной системы единой идентификации предприятий, организаций и прочих хозяйствующих субъектов АПК на территории России;

9) взаимодействие с региональными информационными системами и разработка региональных схем и потоков статистической информации с учетом информационных потребностей на федеральном, региональном и субрегиональном уровнях.

В последние годы разными государственными структурами предложено несколько систем показателей, характеризующих в той или иной степени социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Минрегионом России разработана «Унифицированная система показателей, характеризующих место субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии Российской Федерации» в составе 300 показателей (160 из них разрабатываются в системе государственной статистики), которая была представлена

в Правительство РФ и согласована Председателем Правительства РФ М. Е. Фрадковым в марте 2006 г. (№ МФ-П11-1013). Президиумом Государственного совета Российской Федерации 13.09.2006 был одобрен перечень показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в составе 187 показателей, из них 70 разрабатываются в системе Росстата). Сформирован также перечень показателей, позволяющих отслеживать ход реализации приоритетных национальных проектов. Росстат также обеспечивает представление в Минэкономразвития России статистических показателей для формирования базы данных прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; в Минфин России представляется информация для разработки бюджетов субъектов Российской Федерации.

Однако сегодня информационные потребности органов управления АПК регионов существенно превышают имеющиеся информационные ресурсы государственной статистики, которые ориентированы в большей степени на потребности федеральных органов власти. Даже некоторые известные экономисты применяют такой термин, как «формирование макроэкономической статистики на муниципальном уровне» [5]. При этом очевидно, что многие показатели невозможно рассчитать на муниципальном уровне, и в мировой практике таких аналогов нет. В связи с этим важнейшим шагом на пути формирования современной эффективной системы государственного управления АПК в Российской Федерации может стать создание национальной системы сбалансированных показателей. Тем самым будет обеспечено единство информационного пространства показателей, подразумевающее формирование сводного перечня показателей из максимального количества источников данных.

Создание сбалансированной системы показателей развития АПК требует решения не только организационных вопросов, связанных со сбором и разработкой статистических показателей, но и отработки методик их расчета. Целесообразным представляется при формировании сводного перечня показателей выделение нескольких групп показателей, которые могли бы характеризовать различные аспекты функционирования АПК региона и органов его управления:

• показатели, необходимые для осуществления региональной политики в сфере АПК, в том числе для разработки бюджета и прогноза;

• показатели, характеризующие достижения по изменению ситуации в АПК региона;

- 21

• показатели состояния дел в АПК региона для осуществления межрегионального сравнительного анализа.

Указанные группы показателей необходимо разбить по конкретным направлениям, способствующим решению приоритетных задач регионального управления. Необходимо отметить, что основные обобщающие характеристики состояния и развития регионов могут быть разработаны на основе использования концепции национальных счетов, признанной во всем мире наиболее всеобъемлющей системой макроэкономических показателей, характеризующих состояние и развитие экономики. Использование этих показателей для анализа экономической ситуации чрезвычайно важно, поскольку они методически согласованы с аналогичными показателями национального уровня и способны дать количественные характеристики вклада региона в развитие страны, проанализировать пропорции спроса и предложения, определить динамику экономического развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казакова Н. А. Статистический мониторинг и анализ инвестиционного развития. — М.: ИЦ МАТИ, 2008. С. 395.

2. Казакова Н. А. Экономический анализ: вопросы качества информационного обеспечения // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14. С. 36 - 40.

3. Казакова Н. А. Региональная энергетическая статистика: предпосылки мониторинга инвестиционного развития //Вопросы статистики. 2008. № 11. С. 53 - 60.

4. Казакова Н. А, Наседкина Т. И., Макаренко Н. М. Статистика состояния сельского хозяйства и проблемы реализации приоритетного национального проекта развития АПК в Белгородской области //Вопросы статистики. 2009. № 5. С. 71 — 77.

5. Современные проблемы статистики регионов и муниципальных образований /Пашинцева Н. И. //Вопросы статистики. 2006. № 12. С. 5 - 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.