- для характеристики социальной эффективности - коэффициент естественного движения населения (сумма с учетом знака коэффициентов рождаемости и смертности);
- для характеристики экологической эффективности - повышение экологического качества продукции.
Применение конкретных показателей зависит от целей и задач эффективности сельскохозяйственного производства, которое во многом зависит от наличия ресурсов производства, их сбалансированности и уровня использования ресурсов.
Литература
1. Аграрная экономика: учебник / под ред. М.Н. Малыша. - СПб.: Лань, 2002. -
688 с.
2. Лубков А.Н. Повышение конкурентоспособности - приоритетная задача агропромышленного комплекса России в 2013-2020 гг. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - №11. - С. 1-7.
3. Оглоблин Е.С., Санду И.С. НТП в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. - 2001. - №2. - С. 8-13.
4. Радзиевский М.В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 377 с.
5. Ходачек В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. - СПб.: Издательство СЗАГС, 2000. - 123 с.
6. Шафронов А. Эффективность производства и факторы её роста // АПК: экономика, управление. - 2003. - №4. - С. 52-59.
7. Экономика отраслей АПК / под ред. И.А. Минакова. - М.: Колос С, 2004. -
464 с.
М.Г. Успаева
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНАЛИЗА СФЕРЫ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы методологии формирования информационной базы анализа и прогнозирования развития сферы финансовых услуг. Основное внимание в статье уделяется вопросам гармонизации системы показателей сферы финансовых услуг, отражающих ее взаимосвязи с другими структурными элементами национальной экономики, региональными рынками финансовых услуг и международными финансовыми организациями.
Подробно анализируются стандарты, рекомендуемые в рамках методологии Системы национальных счетов версии 2008 года (СНС 2008) в части понятий, определений и терминов, используемых классификаций, методологии учетных операций, связанных с функционированием сферы финансовых услуг.
Рассматриваются методологические аспекты учета и отражения в системе макроэкономических показателей процессов, связанных с функционированием структурных элементов сферы финансовых услуг, вопросы гармонизации учетных процедур в СНС и системе бухгалтерского учета, распространяемые на принципы ведения счетов.
Ключевые слова. Бухгалтерский учет, гармонизация, методология, Система национальных счетов, сфера финансовых услуг, финансовое посредничество, учетные операции.
© Успаева М.Г., 2013
Необходимость формирования надежной и достоверной информационной базы анализа и прогнозирования развития сферы финансовых услуг определила актуальность разработки международных стандартов для системы показателей, характеризующих совокупность процессов, связанных с их производством и использованием в рамках национальной и региональной экономики, трансфертными операциям, операциями, относящимися к сфере государственных финансов, операциями в сфере международной торговли и др.
Современной методологической основой гармонизации системы показателей сферы финансовых услуг, отражающих ее взаимосвязи с другими структурными элементами национальной экономики, региональными рынками финансовых услуг, международными финансовыми организациями и др., являются стандарты, представленные в рамках методологии Системы национальных счетов (СНС), последняя актуализированная версия которой была разработана в 2008 г.
В соответствии с принципами гармонизации методологии разработки учетных и аналитических показателей современная версия СНС представляет систему интегрированных и согласованных макроэкономических счетов, балансов и таблиц, формируемых на основе принятых в международной статистике концепциях, определениях, классификациях и принципах построения. На их основе обеспечивается представление системы макроэкономических и региональных показателей с использованием формата, наиболее адекватного целям и задачам экономического анализа, разработки стратегии социально-экономического развития и принятия важнейших решений на различных уровнях управления экономикой. Формируемые в рамках современной СНС наборы счетов содержат массивы информации, организованной в соответствии с базовыми понятиями и представлениями о функционировании и развитии рыночной экономики. Разработка системы счетов СНС осуществляется для последовательных периодов и обеспечивает формирование информационной базы для организации мониторинга, анализа, оценки состояния и динамики развития структурных элементов экономики. В рамках современной СНС также обеспечивается формирование информационной базы, характеризующей состояние и движение экономических активов, взаимосвязи экономики с остальным миром, а также уровень и динамику благосостояния населения.
Принципиальными изменениями, внесенными в методологию Системы национальных счетов 2008 г. по сравнению с более ранней версией СНС 1993 года, являются:
- дальнейшая детализация статистических единиц и изменение принципов классификации в рамках институциональных секторов экономики;
- уточнение охвата экономических операций, включая границы сферы производства финансовых услуг;
- расширение и уточнение концепций активов, накопления и потребления основного капитала;
- уточнение трактовок и определений финансовых инструментов и активов;
- корректировка принципов охвата операций, относящихся к сектору государственного управления и государственному сектору;
- обеспечение гармонизации с методологией, содержащейся в новой версии (6-е издание) Руководства по платежному балансу.
Принципиальным для сферы финансовых услуг с учетом актуальности отражения в формируемой системе показателей новых явлений и процессов, связанных с ее функционированием и развитием, формированием новых видов финансовых услуг, рынков и финансовых инструментов, являются, прежде всего, внесенные корректировки в структурные элементы сектора финансовых корпораций.
В соответствии с принципами СНС сектор «финансовые корпорации» объединяет резидентные экономические единицы, участвующие на коммерческой основе в посреднической финансовой или вспомогательной финансовой деятельности.
В СНС финансовое посредничество определяется как производственная деятельность, в которой институциональная единица принимает на себя обязательства с целью приобретения финансовых активов посредством участия в финансовых операциях.
В отличие от СНС 1993 года, методология которой предусматривала выделение в составе данного сектора пять подсекторов, в СНС 2008 года сектор финансовых корпораций подразделяется на 9 подсекторов в соответствии с характером деятельности их единиц на рынке и ликвидностью принятых обязательств.
В его составе в качестве структурных элементов выделяются:
- центральный банк;
- депозитные корпорации, кроме центрального банка;
- фонды денежного рынка (ФДР);
- инвестиционные фонды неденежного рынка;
- другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов;
- финансовые вспомогательные единицы;
- кэптивные финансовые учреждения и кредиторы;
- страховые корпорации (СК);
- пенсионные фонды (ПФ).
Важнейшим аспектом совершенствования методологии учетных операций, связанных с функционированием сферы финансовых услуг, оказывающим непосредственное влияние на формирование базовых макроэкономических, региональных и отраслевых показателей, является уточнение состава операций, включаемых в границы производства. В этой части к принципиально важным новациям СНС 2008 г. относятся:
- расширенная трактовка финансовых услуг, к которым в соответствии с СНС 1993 года относились только услуги финансового посредничества, а в новой версии для обеспечения охвата новых видов финансовых услуг, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование макроэкономических, отраслевых и региональных показателей, также, в частности, были включены услуги по управлению финансовыми рисками, преобразованию ликвидности и финансовые услуги ссудодателей;
- уточнение метода исчисления услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК), который в соответствии с СНС 2008 года рекомендуется применять только к ссудам и депозитам в случаях, предоставления ссуд финансовыми учреждениями и размещения депозитов в финансовых учреждениях;
- уточнение определения выпуска центрального банка, в состав услуг которого в соответствии с методологией СНС относится финансовое посредничество, услуги денежно-кредитного регулирования и услуги по надзору за деятельностью финансовых корпораций;
- внесенные корректировки в принципы учет выпуска услуг страхования (кроме страхования жизни).
В части уточнения трактовки финансовых услуг СНС 2008 года содержит их более конкретное по сравнению с СНС 1993 года определение с учетом наблюдаемого расширения их видов. В частности, кроме услуг финансового посредничества, в их состав включены услуг по управлению финансовыми рисками и преобразованию ликвидности. Финансовые услуги также охватывают услуги мониторинга, услуги по обеспечению ликвидности, принятию рисков, услуги по размещению и торговле ценными бумагами и др. Одновременно в новой версии СНС содержатся рекомендации
по идентификации ряда финансовых услуг, предоставляемых в опосредованной форме, включая торговлю иностранной валютой и ценными бумагами.
С учетом актуальности обеспечения адекватного и наиболее полного отражения в системе формируемых аналитических показателей процессов, связанных с использованием новых финансовых инструментов и формированием и использованием финансовых активов в экономике, особое внимание в методологии СНС 2008 г. уделено уточнению соответствующих трактовок и определений, раскрывающих их специфику и экономическое содержание.
В методологии СНС представлены с описанием экономического содержания следующие наиболее важные понятия и определения, имеющие непосредственное отношение к функционированию сферы финансовых услуг.
Классификация финансовых активов, отражающая нововведения, характерные для современных финансовых рынков, в составе которой в качестве элементов выделяются:
- монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ);
- наличная валюта и депозиты (включая переводимые и другие депозиты);
- долговые ценные бумаги (краткосрочные, долгосрочные);
- ссуды (краткосрочные, долгосрочные);
- акционерный капитал и акции инвестиционных фондов (котируемые и некотируемые, прочий акционерный капитал), акции/единицы инвестиционных фондов;
- страховые, пенсионные программы и программы по стандартизированным гарантиям;
- страховые технические резервы (кроме резервов по страхованию жизни);
- права на выплаты по страхованию жизни и аннуитетам;
- права на пенсионные пособия;
- производные финансовые инструменты и опционы на приобретение акций работниками (опционы, форвардные контракты);
- прочая дебиторская/кредиторская задолженность.
Принципиально важным для оценки влияния сферы финансовых услуг на макроэкономические, отраслевые и региональные показатели является наличие в методологии СНС 2008 г. рекомендаций по методам исчисления объемов услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом (УФПИК). В соответствии с разработанными рекомендациями при их расчетах учитывается базисная ставка процента, не содержащая элемента оплаты услуг и отражающая структуру депозитов и ссуд по рискам и срокам погашения. При расчетах учитываются только проценты, подлежащие получению по ссудам, и проценты, подлежащие выплате по депозитам, без учета других инвестиционных доходов.
В СНС рекомендуется распределять потребление УФПИК между пользователями (как кредиторами, так и дебиторами) и трактовать соответствующие распределенные оценки в виде промежуточного потребления предприятий или конечного потребления и экспорта.
В версии СНС 1993 года выпуск УФПИК исчислялся как разница между доходами от собственности, подлежащими получению, и процентами, подлежащими выплате. При этом из доходов от собственности, подлежащих получению, исключалась элементы, формируемые в результате инвестирования собственных средств. В связи с тем, что в СНС 1993 года признавалось наличие методологических проблем, связанных с распределением УФПИК между различными пользователями, допускалось, что в некоторых странах может использоваться подход, согласно которому эти услуги могут относиться к промежуточному потреблению условной отрасли, что не предусмотрено методологией версии 2008 г.
В СНС 2008 года также представлены уточненные версии трактовки и методологии измерения выпуска центральных банков. При этом в качестве элементов в составе оказываемых центральными банками услуг идентифицированы их следующие основные виды:
- услуги денежно-кредитной политики;
- финансовое посредничество;
- комбинированные услуги.
При формировании соответствующих оценок в СНС рекомендуется идентифицировать отдельные заведения для единиц центрального банка, осуществляющих производство различных видов услуг. При этом услуги финансового посредничества относятся к рыночному, а услуги денежно-кредитного регулирования -к нерыночному производству.
Комбинированные услуги, включая услуги по надзору за деятельностью финансовых корпораций, классифицируются по данному признаку в зависимости от соотношения затрат и размеров выплат за предоставленные услуги, осуществляемых в явной форме. Наиболее типичным случаем предоставления комбинированных услуг является финансовое посредничество центральных банков, которое включает меры, реализуемые в области денежно-кредитной политики, и в частности - регулирование ставки процента относительно ее рыночного уровня.
Достаточно полно в рекомендациях СНС 2008 года представлены методологические аспекты учета и отражения в системе макроэкономических показателей процессов, связанных с функционированием конкретных структурных элементов сферы финансовых услуг, оказываемых сектору домашних хозяйств.
В частности, важными новациями в этой области являются трактовки услуг, оказываемых в рамках пенсионных программ без образования специальных фондов. В контексте рекомендуемых методологических принципов пособия, представляемые в рамках таких программ, условно включаются в оплату труда работников в период их работы по найму, что является основанием для выплаты будущих пенсий. Такой подход при юридически признанных обязательствах распространяется на рыночных, нерыночных производителей, а также на государственные структуры, что оказывает влияние на ряд важнейших показателей СНС, включая показатели выплат и доходов в виде оплаты труда работников, занятых в рыночном и нерыночном производстве, добавленной стоимости нерыночных производителей, объемов чистых заимствований, государственного долга и др., и в конечном итоге - на объем ВВП.
Аналогичные трактовки относятся к учету опционов на приобретение акций работниками, которые рассматриваются в качестве оплаты их труда в натуральной форме, определяемой на основе отклонения рыночной цены от договорной цены, распределяемого в течение периода между предоставлением грантов и моментом передачи акций. В СНС такой подход приводит к увеличению значения показателя оплаты труда работников корпораций, уменьшению прибыли корпораций, что, не оказывая влияние на объем ВВП, приводит к изменению значения показателя доходов домашних хозяйств. Такой принцип учета соответствует принятым бухгалтерским стандартам, и в частности, одобрен Советом по международным стандартам бухгалтерского учета и Комитетом США по стандартам бухгалтерского учета.
В новой версии СНС частично были решены проблемы повышения качественных характеристик информационного обеспечения анализа и прогнозирования сферы финансовых услуг, выявленные в процессе развития мирового финансового кризиса, последствия которого показали необходимость дальнейшего совершенствования и интеграции систем бухгалтерского и статистического учета. Характер дальнейших корректировок методологии СНС в этом контексте будет определяться результатами последующего изучения проблем.
Вместе с тем, ряд новаций, представленных в методологии СНС 2008 года, можно рассматривать в качестве важного этапа ее совершенствования в целях построения более адекватной информационной модели функционирования сферы финансовых услуг, позволяющей анализировать факторы и прогнозировать варианты развития экономики для различных сценарных условий. К таким новациям, в частности, относятся внесенные изменения в институциональную структуру сектора финансовых корпораций, в составе которого для целей отражения новых явлений в сфере финансовых услуг, рынков и финансовых инструментов и обеспечения большей гибкости и согласованности СНС с другими системами финансовой статистики (в том числе, с системой Международного валютного фонда и Европейского центрального банка), системой бухгалтерского учета и отчетности выделены элементы в виде дополнительных подсекторов.
В этом аспекте позитивным с точки зрения комплексного отражения процессов, связанных с функционированием трансграничных компаний, для которых характерны проблемы повышения качества учета реальных финансовых потоков, отмечаемые многими экспертами, представляется, прежде всего, отнесение в соответствии с методологией СНС 2008 года холдинговых компаний к сектору финансовых корпораций. В соответствии с Международной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК) в разделе К, классе 6420 холдинговая компания идентифицируется как держатель активов дочерних корпораций, не осуществляющий какой-либо управленческой деятельности. В связи с тем, что такая единица в рамках системы оказывает, по существу, только финансовые услуги, в СНС 2008 года рекомендует относить холдинговые компании к сектору финансовых корпораций и рассматривать их как кэптивные финансовые учреждения, даже в случаях, когда все их дочерние корпорации являются нефинансовыми корпорациями.
Такая трактовка отличается от принципов, использовавшихся в СНС 1993 года, в соответствии с которыми рекомендовалось относить холдинговые компании к институциональному сектору, в котором сосредоточена основная деятельность группы дочерних компаний. Соответственно, такие компании должны были относиться к финансовым корпорациям только в случаях, когда основной деятельностью группы контролируемых ими корпораций являлась деятельность в финансовой сфере.
В рамках методологии СНС 2008 года обеспечивается большая степень гармонизации основных учетных статистических операций в сфере финансовых услуг с международными стандартами бухгалтерского учета. Такая гармонизация явилась следствием координации работ разработчиков методологии СНС и специалистов Совета по международным стандартам бухгалтерского учета.
Вопросы гармонизации учетных процедур в СНС и системе бухгалтерского учета также должны распространяться и на принципы ведения счетов. В этой части принципиально важным для обеспечения такой согласованности на уровне бухгалтерских операций и операций, отражаемых на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях, являются используемые в современной версии СНС следующие подходы к регистрации соответствующих учетных записей:
- применение принципа вертикальной двойной записи операций, соответствующего правилу двойной записи операций в бухгалтерском учете;
- применение принципа горизонтальной двойной записи операций;
- применение комбинированной системы регистрации, состоящей их четырех записей.
Примером эффективного решения проблем гармонизации методологии СНС, представляющей макроэкономический, отраслевой и региональный уровень стандартов формируемой системы показателей, с методологией международных стандартов бухгалтерского учета, представляющей уровень первичных данных, являются реализованные в рамках СНС 2008 г. решения в области трактовки содержания и
отражения в учете ряда операций, относящихся к сфере финансовых услуг. В частности, это относится к категории так называемых обратных операций, к которым относятся соглашения о продаже ценных бумаг с последующим выкупом, кредитование с использованием ценных бумаг без денежного залога, золотые свопы, ссуды и депозиты в золотом выражении. Их характерной особенностью является наличие обязательств осуществления обратных операций на определенную дату в будущем или по требованию контрагентов, а также, несмотря на передачу прав собственности на соответствующие объекты покупателям, сохранение основной части рисков и выгод у первоначального собственника.
Также позитивным является уточнение и введение в гармонизированную систему учитываемых операций ряда финансовых инструментов, ранее не отражавшихся в показателях СНС. В частности, в СНС 2008 года в учетных операциях более широко используется понятие «справедливой» (обоснованной) стоимости ссуд. При этом в соответствии с методологией СНС рекомендуется оценивать ссуды, учитываемые в балансах активов и пассивов кредиторов и дебиторов, по номинальной стоимости - в размере сумм основного долга, которые дебиторы теоретически обязаны выплатить кредиторам по окончании срока ссуды. Однако, в связи с тем, что на практике, как правило, обоснованная стоимость ссуд отличается от номинальной стоимости, в СНС рекомендуется ее отражение в справочных статьях с оценкой стоимости только ссуд, относящихся к категории «неработающих».
В соответствии с методологией СНС обязательства и резервы, связанные с финансовыми инструментами, рекомендуется отражать в основных счетах, в случаях наличия у противоположной стороны корреспондирующего финансового актива эквивалентной стоимости. Вместе с тем, отдельные виды резервов, не отвечающие данному критерию, в частности, резервы по неработающим ссудам, также рекомендуется отражать в справочных статьях. При этом условные обязательства не признаются в ключевых счетах СНС за исключением стандартизированных гарантий и т.д.
В методологии СНС 2008 года также констатируется и наличие ряда проблем, решение которых связано с дальнейшим совершенствованием методологии первичного учета и отражения в системе формируемых макроэкономических, отраслевых и региональных показателей ряда операций, имеющих отношение к функционированию сферы финансовых услуг. Несмотря на то, что в настоящее время в методологии СНС приведен ряд альтернатив в отношении оценок акционерного капитала, также отмечается необходимость дальнейших исследований в этой области с целью выработки соответствующих стандартизированных рекомендаций.
Литература
1. Иванов Ю., Масакова И. Система национальных счетов в российской статистике // Вопросы экономики. - 2000. - №2.
2. Национальное счетоводство / под ред. Б.И. Башкатова. - М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Основы национального счетоводства (международный стандарт) / под ред. ЮН. Иванова. - М., ИНФРА-М, 2005.
4. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы. - М.: Финансы и статистика, 1999.
5. Рябушкин Б.Т., Хоменко Т.А. Система Национальных Счетов. - М.: Финансы и статистика, 2003.
6. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа / под ред. Ю.Н. Иванова. - М., Финстатинформ, 2006.
7. Система национальных счетов 1993. Издание ООН, 1998. European System of Accounts. ESA 1993, Eurostsat, 1996.
8. Чабану К.Г. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа / Финансы, деньги, инвестиции. - 2004. - №3.
9. Щербакова Л.Н. Периодизация этапов становления теоретической базы системы национальных счетов / Вестник КемГУ. - 2002. - №1(9). Серия: Экономика.
10. Australian Bureau of Statistics. National balance sheets for Australia, issues and experimental estimates 1989 to 1992. - Canberra, 1995 (Occasional paper).
11. Eurostat. European system of national and regional accounts m the European Community. - Luxembourg, 1994 (Draft).
12. Financial Accounting Standards Board (FASB). Accounting standards as of 1 June 1994 (Volume I: General standards, and volume II: Industry standards). - Norwalk, Connecticut, 1994.
Н.К. Фирсова
ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению вопросов по формированию и использованию в бухгалтерском учете, такого важного внутреннего документа как учетная политика предприятия.
Ключевые слова. Учетная политика, задачи и разделы учетной политики, элементы учетной политики, налоговый учет, бухгалтерский учет.
Учетная политика организации является одним из основных документов, позволяющих налогоплательщику уменьшить налоговое бремя. Не секрет, что все большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей переходят на путь легального бизнеса, тем более что этому способствует и реформа в налоговой политике, проводимая государством. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует не уводить денежные поступления из под налогообложения, формируя тем самым черную кассу, а разобраться в системе налогообложения, и, с помощью учетной политики, создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
При разработке учетной политики необходимо решить следующие задачи:
1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
2. создать оптимальную систему налогового учета;
3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ;
4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики необходимо также учитывать специфику деятельности организации.
Основными разделами учетной политики являются следующие.
1. Порядок организации бухгалтерского учета.
2. Методы оценки активов и обязательств.
3. Порядок контроля за хозяйственными операциями.
4. Порядок документооборота и технология обработки учетной информации.
© Фирсова Н.К., 2013