ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
Международные стандарты учета и отчетности
СТАНДАРТЫ IPSAS: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ
Эвелина Вячеславовна ПЕШИНА3'% Артур Александрович РЕПИНЬ
2 доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Уральский
государственный экономический университет, Екатеринбург, Российская Федерация
ь заместитель директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа, Салехард,
Российская Федерация
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 06.04.2016 Одобрена 20.04.2016
УДК 351.72 JEL: M40, М48, H83
Ключевые слова: IPSAS, международная гармонизация, статистика государственных финансов, финансовая отчетность
Аннотация
Предмет. В статье исследуются вопросы горизонтальной гармонизации международных стандартов финансовой отчетности
государственного/общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards, IPSAS) с Руководством по статистике государственных финансов 2014 г. (РСГФ-2014) и международными стандартами финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS; International Financial Reporting Standards, IFRS) по состоянию на 01.01.2016 г.
Цели. Рассмотрение актуальных вопросов гармонизации IPSAS в сравнительной характеристике с системой национальных счетов (СНС), РСГФ-2014 и IAS/IFRS. Гармонизация подчеркивает модернизационный характер статистики. Методология. Основу методологии составил сравнительный анализ, позволивший с определенными упрощениями раскрыть основные характеристики указанных документов, проследить между ними причинно-следственные связи, оценить потенциал и возможности гармонизации.
Результаты. Представлены результаты общей сравнительной характеристики СНС, РСГФ, IAS/IFRS и IPSAS по следующим параметрам: издающий орган, эволюция изданий, общая формализованная характеристика, объект наблюдения и официальная гармонизация. Сравнение IPSAS и РСГФ осуществлено на основе восьми основных параметров: целевая установка, терминология, охват/отчетная единица, метод отражения в учете, метод стоимостной оценки, временные ряды данных, отчетность и консолидация информации. Различия между IPSAS и IAS/IFRS рассмотрены в виде трех основных блоков: системного (сфера применения, метод учета финансовой отчетности, основные показатели деятельности предприятия для финансовой отчетности, комплект отчетности, уникальность); общего, обусловленного отличием частного сектора от государственного; и частного, объясняемого конвергенцией стандартов с целью сопоставимости финансовой отчетности государственного и частного секторов экономики.
Выводы. Данная статья должна восполнить недостаток переводных работ из мировой научной мысли по истории IPSAS, по хронологии разработки и принятию основных документов системы макроэкономической статистики и стандартов финансовой отчетности. Представленная сравнительная систематизация основных характеристик международных стандартов финансовой отчетности предполагает повышение качества статистического образования (статистическая грамотность, статистические знания, статистическое мышление).
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
Глобальный характер социально-экономических
интернационализация производства
продукции (товаров/услуг), требуют современн^1х сопоставимости и согласованности пРоцессов статистической информации, представляемой
разными странами и разными международными организациями. Одним из важных аспектов решения проблем сопоставимости информации на
международном уровне является
«гармонизация национальных статистических систем с международными стандартами, в частности, гармонизация национальных классификаций как по вертикали («мировой, европейский, национальный уровни»), так и по горизонтали (с другими системами), что обеспечивает взаимную согласованность различных по функциональному назначению информационных потоков»1.
Ряд документов, опубликованных на сайте Минфина РФ, стандарты IPSAS (International Public Sector Accounting Standards) относятся к государственному сектору (например, приказ Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета для организаций государственного сектора» от 10.04.2015 г. № 64н) или к общественному сектору (Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, 2012 г.)2, поэтому в настоящей работе для корректности используется понятие IPSAS как международные стандарты финансовой отчетности государственного/общественного сектора.
Современных российских публикаций, раскрывающих гармонизацию IPSAS c Руководством по статистике государственных финансов (РСГФ) (Government Finance Statistics Manual, GFSM) и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) IAS/IFRS3, крайне мало.
1 Ерина А.М. Гармонизация классификации внешнеэкономических услуг с международными статистическими стандартами // Статистика как средство международных коммуникаций: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28-30 января 2014 г.). СПб.: Нестор-История, 2014. 396 с. С. 63. URL: http://socinst.ru/sites/default/files/books/SkSMK.pdf
2 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
3 Международные стандарты финансовой отчетности:
с 1997 г. по 2001г. - IAS (International Accounting
Standards); с 2001г. по настоящее время - IFRS
Научные статьи, в основном, отражают общие вопросы гармонизации национальных стандартов (ПрайсвотерхаусКуперс4, Б. Брод [1], Т.Б. Крылова5); сравнение российских стандартов бухгалтерского учета (рСБУ) с МСФО (И.С. Бехтерева, О.Е. Сытник [2], Д.Р. Лапин [3], О.Б. Фомина [4]); изучают особенности применения в России (Е.К. Климова [5], Н.И. Лейман [6], О.С. Горлова [7]).
Первой официальной инициативой по гармонизации бухгалтерской и статистической моделей отчетности на международном уровне стала Целевая группа по гармонизации счетов общественного сектора (далее по тексту - Целевая группа) (The Task Force on Harmonization of Public Sector Accounting, TFHPSA), созванная в 2003 г. Комитетом общественного сектора Международной федерации бухгалтеров (Public Sector Committee (PSC) of IFAC). В 2004 г. Комитет общественного сектора был переименован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards Board, IPSASB).
В состав Целевой группы вошли представители Международного валютного фонда (МВФ), Евростата, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и других национальных организаций. В настоящее время данная Целевая группа входит в состав МВФ и состоит из двух групп: рабочая группа I, которая фокусируется на согласовании вопросов бухгалтерской и статистической отчетности, и рабочая группа II, занимающаяся вопросами согласования РСГФ и системы национальных счетов.
(International Financial Reporting Standards). В настоящее время действуют и IAS и IFRS , поэтому в зарубежной практике применима аббревиатура: IAS/IFRS.
4 Введение в международные стандарты финансовой отчетности. ПрайсвотерхаусКуперс, 1999. 248 с. URL: http://devbiz.narod.ru/home/kozloff/Finance/Introduction_t o_IAS_Russian.pdf
5 Крылова Т.Б. Первые итоги внедрения МСФО за рубежом. Электронный ресурс. 24 с. URL: http://www.nsfo.ru/docs/first%20results.pdf
Целевой группой издан подробный отчет за 2005 г.6, по результатам которого IPSASB издал консультативные документы 2012 г.7, 2014 г.8, составившие в основу приложения 6 «GFSM and IPSAS» РСГФ-2014.
В рамках настоящей статьи представлены
результаты исследования вопросов гармонизации IPSAS с:
• Руководством по статистике государственных финансов (Government Finance Statistics Manual, GFSM) в последней редакции (РСГФ-2014);
• стандартами IAS/IFRS по состоянию на январь 2016 г.
Общая сравнительная характеристика СНС, РСГФ, стандартов IAS/IFRS и IPSAS
Согласно представленным данным таблицы 1 и проведенному анализу, были сформулированы следующие выводы.
Первое. Документы относятся к различным отделам статистики.
СНС и РСГФ относится к системе макроэкономической статистики, предназначенные для описания и анализа важных результатов и аспектов развития экономики.
IAS/IFRS и IPSAS относятся к стандартам финансовой отчетности, т.е. набору документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими
6 Matrix: IPSAS, GFSM2001 and ESA95 comparison. Working Group 1 TFHPSA. September, 2004. 95 p. URL: https://www.imf.org/external/np/sta/tfhpsa/2004/6925.pdf
7 IPSASs and Government Finance Statistics Reporting Guidelines. Consultation Paper. October 2012. International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB). 71 p. URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/ IPSASs%20and%20GFS%20Guidelines%20FINAL %200ctober%2016%202012.pdf
8 Process for Considering GFS Reporting Guidelines
during Development of IPSASs. International Public Sector
Accounting Standards Board. February 2014. 10 p. URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/ IPSASB-GFS-Policy-Paper.pdf
экономических решений в отношении предприятия.
Второе. Документы находятся под контролем различных международных организаций.
СНС была инициирована Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1947 г., а последнее издание, СНС-2008 (4-е изд.) подготовлено «под эгидой рабочей группы, состоящей из организаций: Евростат, МВФ, ОЭСР, Статистического отдела ООН и Всемирного банка»9.
РСГФ было инициировано МВФ в 1974 г. и, несмотря на привлечение достаточно широкого круга специалистов и различных организаций при его переиздании, последнее (3-е) издание РСГФ-2014 публикуется под знаком МВФ.
IAS были инициированы в 1973 г. представителями профессиональных бухгалтерских организаций 10 стран, которые подписали соглашение об учреждении Комитета по Международным стандартам бухгалтерского учета, КМСБУ (International Accounting Standards Committee, IASC) с целью разработки, принятия и применения международных стандартов отчетности (International Accounting Standards, IAS) во всем мире. Данный Комитет действовал в течение 27 лет, до 2001 г., когда был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности
(International Accounting Standards Board, IASB). Первые IAS 1 и IAS 2 были опубликованы в 1975 г.
В 2001 г. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) наследовал IASC и стал основателем
9 Система национальных счетов 2008. Европейская комиссия. Международный валютный фонд. Организация экономического сотрудничества и развития. Организация Объединенных Наций. Всемирный банк. Нью-Йорк, 2012. Переведена на русский язык специалистами Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств и Института финансово-экономического мониторинга. 827 с. С. Liii. URL:
http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008R ussian.pdf
международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards, IFRS) через созданный Фонд МСФО (IFRS Foundation). Фонд МСФО создан как независимая некоммерческая организация частного сектора, работающая в общественных интересах. В настоящее время действует 26 стандартов IAS и 15 - IFRS.
Фонд МСФО (IFRS Foundation) и Международная федерация бухгалтеров (IFAC) это два самостоятельных и независимых института.
IPSAS берут начало с 1986 г., когда Международная федерация бухгалтеров учредила на постоянной основе Комитет общественного сектора. В 1997 г. Комитет общественного сектора публикует для обсуждения 20 стандартов IPSAS10. К настоящему времени выпущено 38 стандартов IPSAS.
Третье. По документам прослеживается причинно-следственная связь возникновения, развития и гармонизации. Так, базовым для всех является СНС. Первая версия СНС появилась в 1953 г. После двух пересмотров (1960, 1964 гг.) вторая версия вышла в 1968 г., третья - в 1993 г., и в настоящее время мир работает по СНС-2008 г. Официальная гармонизация СНС предусмотрена с Руководством по платежному балансу (РПБ), РСГФ, Руководством по денежно-кредитной и финансовой статистике (РДКиФС).
РСГФ в первой версии от 1986 г. появилось после утверждения СНС-1968 и уже впоследствии было четко привязано к соответствующим изменениям в СНС: РСГФ-2001 базировалось на СНС-1993, а после выхода СНС-2008 появилось РСГФ-2014. РСГФ официально гармонизировано с СНС, РПБ, Статистикой долга государственного сектора (СДГС)
и Статистикой внешнего долга (СВД).
10 Public Sector Committee (PSC) Background on PSC Standards Program. IFAC. August 8, 2003. 14 p. P. 6. URL: https://www.imf.org/extemal/np/sta/ueps/2003/080803.pdf
В хронологии возникновения и развития IPSAS является одним из самых поздних документов. Первоначально IAS/IFRS предназначались для предприятий всех форм собственности, но впоследствии было определено, что они неудобны для государственного сектора. IPSAS связаны с СНС, РСГФ и IAS/IFRS.
Четвертое. Документы предусматривают различные объекты статистического наблюдения, предоставления информации и целевую направленность международных сравнений.
СНС характеризует общую систему показателей развития экономики, которую должны предоставлять все страны. СНС используется « для представления в международные организации данных национальных счетов, которые соответствуют стандартным, принятым на международном уровне концепциям, определениям
и классификациям»11.
РСГФ нацелено на финансовые аспекты экономики сектора государственного управления и при международных сравнениях отражает государственные операции в различных странах.
Целевое назначение IPSAS и IAS/IFRS -сближение международных и национальных стандартов. IPSAS является информационной базой по финансовым показателям для системы управленческих решений.
Сравнение СНС-2008 и РСГФ-2014 достаточно подробно представлено в документе Межгосударственного
статистического комитета Содружества
12
независимых государств12, поэтому
рассмотрим отличия IPSAS и РСГФ.
11 Система национальных счетов 2008. Европейская комиссия. Международный валютный фонд. Организация экономического сотрудничества и развития. Организация Объединенных Наций. Всемирный банк. Нью-Йорк, 2012. Переведена на русский язык специалистами Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств и Института финансово-экономического мониторинга. 827 с. С. 6. URL:
http://unstats.un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008R ussian.pdf
Сравнение IPSAS и РСГФ
РСГФ-2014 и ГРБАБ различаются по восьми основным параметрам.
1. Целевая установка.
РСГФ-2014 имеет достаточно широкий спектр целевого назначения, который в таблице 2 отражен обобщенно, а именно: «обеспечивать статистические данные, которые позволяют:
• директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора (п. 1.10 РСГФ-2014);
• составлять сводные данные об общих результатах деятельности и финансовой позиции сектора государственного управления или государственного сектора (п. 1.11 РСГФ-2014);
• изучать конкретные области деятельности органов государственного управления (п. 1.12 РСГФ-2014);
• оценивать динамику показателей сектора государственного управления или государственного сектора относительно остальной экономики. Аналогичным образом использовать статистику государственных финансов для сравнительного анализа государственных операций в различных странах (п. 1.13 РСГФ-2014).
ГРБАБ предназначены для организаций государственного сектора, за исключением коммерческих организаций с государственным участием (КОГУ), в целях «обеспечения сопоставимости как с финансовой отчетностью организации за предыдущие
12 Рекомендации по увязке показателей статистики государственных финансов и системы национальных счетов методом «переходных ключей». Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых государства (Статкомитет СНГ). М., 2015. 85 с. URL: http://www.cisstat.com/sna/CIS_SNA_13.pdf
периоды, так и с финансовой отчетностью других организаций» (IPSAS 1).
Как отмечается в п. 4.1 РСГФ-2014 «Несмотря на очевидную тесную связь между данными бухгалтерского учета и экономической статистикой, они служат неодинаковым целям и могут различаться с точки зрения подхода к учету конкретных статей».
2. Терминология. Для РСГФ-2014 терминология документа в большей степени с о о т в е т с т в у е т с т а т и с т и к е и макроэкономическому анализу, а для IPSAS характерна стилистика бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, термин «потребление основного капитала»13 (consumption of fixed capital), используемый в РСГФ-2014, соответствует термину «амортизация» (depreciation), который используется в IPSAS 17 и IPSAS 31.
3. Охват/отчетная единица. Экономика страны, согласно СНС и РСГФ-2014, в целом может быть разделена на пять взаимоисключающих секторов (п. 2.49 РСГФ-2014), причем каждый сектор состоит из ряда институциональных единиц (пп. 2.22, 2.26 РСГФ-2014). IPSAS оперируют понятиями «организация» и «группа организаций». К организациям относятся национальные правительства, региональные правительства, местные органы власти и их подразделения (департаменты, службы, комитеты, комиссии). Группа организаций - это группа, состоящая из контролирующей организации и одной или более контролируемых организаций.
4. Метод отражения в учете. РСГФ-2014 настоятельно рекомендует использовать метод начислений/начисления (Accrual Basis), в соответствии с которым потоки отражаются на момент создания, преобразования, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. Учет по методу начисления обеспечивает наиболее полную информацию, поскольку при этом отражаются все потоки ресурсов, включая внутренние операции,
13 СНС-2008 использует термин «потребление основного капитала» в отличие от термина «амортизация», обычно применяемого в счетах бухгалтерского учета (п. 1.67 СНС-2008).
операции в натуральной форме и другие экономические потоки.
IPSAS допускает два метода учета: метод начислений и кассовый метод (Cash Basis).
5. Метод стоимостной оценки. В рамках РСГФ-2014 «экономические потоки, а также активы, обязательства и чистая стоимость активов оцениваются по текущим рыночным ценам» (п. 1.29 РСГФ-2014). Согласно IPSAS 1, п.133, «пользователи были проинформированы о методе или методах оценки, использованных в финансовой отчетности (например, первоначальная стоимость, текущая стоимость, чистая цена продажи, справедливая стоимость, возмещаемая стоимость или возмещаемая стоимость использования).
6. Временные ряды данных. Периодичность данных РСГФ-2014 может быть месячной, квартальной, годовой, в то время как IPSAS требует только ежегодной отчетности. Данные по РСГФ-2014 могут быть представлены за несколько десятилетий в целях анализа динамики показателей, а стандарт IPSAS 1 «Предоставление финансовой отчетности» требует сравнительной информации только за один предшествующий период.
7. Отчетность. РСГФ-2014 определяет набор из четырех финансовых отчетов:
а) о т ч е т о б о п е р а ц и я х о р г а н о в государственного управления;
б) отчет о других экономических потоках;
в) баланс активов и пассивов;
г) отчет об источниках и использовании денежных средств (п. 4.8 РСГФ-2014). IPSAS 1 устанавливает минимальные требования к содержанию финансовой отчетности, а IPSAS 18 - требования к раскрытию минимальной информации.
Таким образом, отчетность для РСГФ-2014 является укрупненной, а для IPSAS -детализированной.
8. Консолидация информации. РСГФ-2014 требует составления консолидированной статистики сектора государственного управления и государственного сектора (в том числе статистики долга). Технически процесс консолидации проводится путем горизонтального агрегирования статистики и только после процесса консолидации составляется консолидированная статистика, которая является важным и последним этапом составления статистики государственных финансов. В РСГФ-2014, например, долговые инструменты отдельной институциональной единицы суммируются (вертикально) с получением агрегата «валовой долг» этой институциональной единицы, что
подразумевает и вертикальное агрегирование.
IPSAS предусматривают
и консолидированную и отдельную финансовая отчетность (IPSAS 6).
В РСГФ-2014 базовым правилом учета является то, что операции происходят одновременно для обеих сторон и подлежат одинаковой стоимостной оценке обеими сторонами операции, что является следствием симметрии процесса консолидации. Различия в сроках отражения в учете и в стоимостной оценке, а также расхождения бухгалтерского характера могут вызывать асимметрию между консолидируемыми суммами, что характерно для IPSAS.
IPSAS требуют консолидацию в государственном секторе, за исключением КОГУ; консолидация происходит по отдельным институциональным единицам. Согласно РСГФ, учет ведется по сектору государственного управления, и консолидация происходит по группе институциональных единиц или по подсекторам (рис. 1).
Согласно определению, приведенному в статистических основах финансовой отчетности IPSAS, «государственный сектор состоит из сектора государственного управления (СГУ), сектора государственных финансовых корпораций (ГФК) и сектора государственных нефинансовых корпораций (ГНФК). Для целей статистического анализа
внутри этих секторов могут быть выделены
14
дополнительные подгруппы»14.
В соответствии с РСГФ-2014, государственный сектор включает: «общее правительство (в том числе центральное правительство (General Government), правительства субъектов, органы местного управления и социальные фонды) и государственные корпорации (в том числе государственные нефинансовые корпорации и государственные финансовые корпорации)», кроме КОГУ.
Различия15 между IPSAS и IAS/IFRS можно представить в виде трех основных блоков:
системные, общие и частные различия.
1. К системным различиям можно отнести сферу применения и целостность финансовой отчетности, в том числе специальные стандарты, свойственные только IPSAS и IAS/IFRS.
1.1. Сфера применения.
IPSAS 1 оперирует термином «группа организаций» и применяется:
а) международными организациями
официального характера в соответствии с требованиями ООН, СНС, РСГФ. Среди крупных международных организаций можно назвать «Европейскую комиссию, НАТО, ОЭСР, систему ООН»16 и др. Так, например, в числе первых
специализированных международных
14 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. С. 508 URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/ budget/bu_gs/sfo/
15 Составлено по: A snapshot of GAAP differences between IPSAS and IFRS. Ernst & Young. 2013. 8 р. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/GAAP_differe nces_between_IPSAS_and_IFRS/$FILE/IPSAS_vs_ IFRS_AU1506.pdf.; Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. URL:
http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
16 International Public Sector Accounting Standards Board. Fact sheet. December 2015. Р. 1. URL: http://www.ifac.org/system/files/uploads/IPSASB/IPSASB-Fact- Sheet-December-2015.pdf
организаций ООН, внедривших IPSAS, стали [9]: Всемирная продовольственная программа как организация (ВПП, WFP), Международная организация
гражданской авиации (ИКАО, ICAO) и др.;
б) организациями государственного сектора кроме КОГУ.
Для IAS/IFRS сфера применения -коммерческие предприятия, включая коммерческие организации с государственным участием.
1.2. Метод учета финансовой отчетности.
IPSAS допускает два метода учета: метод начислений и кассовый метод. IPSAS для учета по кассовому методу рекомендует организациям добровольно раскрывать информацию, представляемую на основе метода начисления, хотя основная финансовая отчетность при этом составляется по кассовому методу.
IAS/IFRS строго базируется на основе метода начислений.
1.3. Основные показатели деятельности предприятия для финансовой отчетности.
Для организаций государственного сектора основными показателями, согласно IPSAS 1, являются:
а) активы;
б) обязательства;
в) чистые активы/капитал;
г) выручка;
д) расходы;
е) прочие изменения в чистых активах/капитале;
ж) денежные потоки.
IAS 1 «Предоставление финансовой отчетности» регламентирует следующие показатели:
а) активы;
б) обязательства;
в) капитал;
г) доходы и расходы, включая прибыли и убытки;
д) взносы и распределения среди собственников, действующих в качестве собственников;
е) движение денежных средств.
1.4. Полный комплект финансовой отчетности.
Комплект ф инансовой отчетности, предусмотренный в IPSAS 1, включает:
а) Отчет о финансовом положении;
б) Отчет о финансовых результатах деятельности;
в) Отчет об изменении чистых активов/капитала;
г) Отчет о движении денежных средств;
д) утвержденный бюджет с сопоставлением первоначального и итогового бюджета;
е) примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации.
IAS 1 «Предоставление финансовой отчетности» регламентирует следующие финансовые отчеты:
а) отчет о финансовом положении на дату окончания периода;
б) отчет о прибылях, убытках и компонентах совокупного финансового результата за период;
в) отчет об изменениях в собственном капитале за период;
г) отчет о денежных потоках за период;
д) примечания, состоящие из основных положений учетной политики и пояснительной информации;
е) сравнительную информацию за предшествующий период;
ж) отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода
(в случае, если применяется ретроспективная учетная политика).
1.5. IPSAS содержит три17 стандарта (IPSAS 22-IPSAS 24), аналог которых отсутствует в IAS/IFRS (таблица 3).
IPSAS 22 «Раскрытие финансовой информации о секторе государственного управления» устанавливает требования по раскрытию информации о секторе государственного управления в своей консолидированной финансовой отчетности и не разрешает отчитывающимся организациям консолидировать информацию об
организациях, не находящихся под общим контролем.
IPSAS 23 «Выручка от необменных операций (налоги и трансферты)» рассматривает вопросы, касающиеся признания и оценки выручки от необменных операций.
Выручка организаций государственного сектора возникает в результате как обменных, так и необменных операций, но основная часть выручки государственных органов и других организаций государственного сектора возникает в результате именно необменных операций, таких как налоги; трансферты (в денежной и неденежной форме), в том числе гранты; штрафные санкции;
наследование; пожертвования; товары и услуги в натуральной форме и др.
IPSAS 24 «Предоставление бюджетной информации в финансовой отчетности». Настоящий Стандарт распространяется на все организации государственного сектора, кроме КОГУ, которые должны или которые приняли решение публиковать утвержденный бюджет (бюджеты).
Настоящий Стандарт требует, чтобы «финансовая отчетность организаций государственного сектора, публикующих утвержденный бюджет (бюджеты), включала следующее:
17 В некоторых зарубежных публикациях к данным
трем рассмотренным стандартам относят и IPSAS 21.
а) сравнение фактических сумм с суммами в первоначальном и итоговом бюджете;
б) объяснение существенных различий между бюджетными и фактическими суммами, за исключением тех случаев, когда такое объяснение включено в другие официальные документы;
в) сверка фактических сумм, представленных в бюджете, с фактическими суммами, представленными в финансовой отчетности, в случаях, когда методы учета, принятые для финансовой отчетности и для бюджета, отличаются».18
1.6. В IPSAS отсутствует стандарт IAS 12 «Налоги на прибыль» (введен в действие с 1998 г.). IPSAS предполагает, что субъекты, работающие в государственном секторе, как правило, освобождаются от уплаты налога на прибыль (как, например, статья 284.1 Налогового кодекса РФ «Особенности применения нулевой налоговой ставки»). Если субъект, использующий IPSAS, должен платить налог на прибыль, то он обращается для руководства к стандарту IAS 12 «Налоги на прибыль».
2. Общие различия обусловлены спецификой отличий государственного сектора от частного сектора экономики.
2.1. Концепция активов, содержащих «возможность полезного использования».
В оригинале IPSAS 1 используется понятие «Future Economic Benefits or Service Potential»19 в отношении активов, обязательств, доходов и расходов. Именно «Service Potential» обусловливает специфику государственного сектора. В русскоязычной версии «Service Potential» переведен как
18 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. С. 569570. URL:
http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/.
19 Дословно можно перевести как «Будущие экономические выгоды и сервисный потенциал/потенциал обслуживания».
активы, содержащие «возможность полезного использования» - «активы, используемые для производства товаров и оказания услуг в соответствии с целями организации, но не
генерирующие напрямую чистые притоки
20
денежных средств»20.
Так, например, в IPSAS 17 «Основные средства» в п. 11 обозначено: «Некоторые активы культурного наследия обладают возможностью полезного использования, отличной от их историко-культурной ценности, как, например, историческое здание, используемое для размещения офисов. В подобных случаях они могут признаваться и оцениваться на той же основе, что и другие объекты основных средств. Для прочих активов культурного наследия их возможность полезного использования ограничена
историко-культурными характеристиками, как,
21
например, для памятников и руин»21.
2.2. Транзакции необменных и обменных операций.
Согласно IPSAS 9 «Выручка от обменных операций» организации государственного сектора могут получать выручку от обменных или необменных операций. Обменная операция - это операция, в которой одна организация получает активы или услуги или погашает обязательства, и передает в обмен примерно равную стоимость (в первую очередь в форме товаров, услуг или права использования активов) другой организации. В государственном секторе широко распространены именно необменные операции. «В необменных операциях организация либо получает ценности от другой организации без непосредственного предоставления в обмен примерно равных ценностей, либо передает ценности другой организации без непосредственного
20 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. 2012. М. В 2-х т. 1148 с. С. 23. URL:
http://www.minfiaru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
21 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. С. 379. URL:
http://www.minfiaru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
получения в обмен примерно равных
" 22
ценностей»22.
Примерами необменных операций может служить выручка от использования суверенных властных полномочий (например, прямые и косвенные налоги, пошлины и штрафы), гранты и пожертвования.
Например, продажа товара обычно классифицируется как обменная операция. Однако если операция проводится по субсидируемой цене, то есть цене, не равной примерной величине справедливой стоимости проданного товара, такая операция подпадает под определение необменной операции.
2.3. Обесценение активов, не генерирующих денежные средства.
IPSAS 21 «Обесценение активов, не генерирующих денежные средства» основывается на активах, содержащих «возможность полезного использования» в отличие от экономических выгод (активов организаций, ориентированных на прибыль), изложенных в IAS 36.
Метод оценки ценности использования актива, не генерирующего денежные средства, в соответствии с IPSAS 21, основывается на дисконтированной стоимости оставшейся возможности полезного использования актива, а IAS 36 оценивает ценность использования активов, генерирующих денежные средства, как дисконтированную стоимость будущих денежных потоков от активов.
3. Частные различия обусловлены конвергенцией IPSAS и IAS/IFRS с целью сопоставимости финансовой отчетности государственного и частного секторов экономики.
3.1. В отдельных случаях добавляют комментарии.
Так, например, в ISPAS 1 «Предоставление финансовой отчетности» в отличие от IAS 1
22 Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод. В 2-х т. М., 2012. 1148 с. С. 198. URL:
http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/
добавлен комментарий о применении концепции непрерывной деятельности.
3.2. Достаточно часто происходит корректировка терминологии. Так, например, в ISPAS 2 «Отчеты о движении денежных средств» используются термины: «выручка», «Отчет о результатах финансовой деятельности», «чистые активы/капитал». Эквивалентными терминами в IAS 7 являются: «доход», «Отчет о прибылях и убытках» и «акционерный капитал». В IPSAS 3 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» используются термины: «Отчет о результатах финансовой д е я т е л ь н о с т и » , « н а к о п л е н н ы й пр о ф иц ит/д еф иц ит» и « ч истые активы/капитал». Эквивалентными терминами в IAS 8 являются: «Отчет о прибылях и убытках», «нераспределенная прибыль» и «собственный капитал» и т.д.
3.3. Текущие стандарты IPSAS, вследствие принятия/изменения IAS/IFRS, подвергаются изменениям.
Так, например, новые IPSAS 34-38 (базируются на введенных с 2011-2013 года IAS 27-28, IFRS 10-12) и планируемые к введению с 2017 г. регламентируют существующие IPSAS 6-8 [10].
IPSAS 6 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» преобразовывается в новые IPSAS 34 «Отдельная финансовая отчетность» и ISPAS 35 «Консолидированная финансовая отчетность».
IPSAS 7 «Инвестиции в ассоциированные организации» преобразовывается в IPSAS 36 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия».
IPSAS 8 «Участие в совместной деятельности» распадается на IPSAS 36 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия», IPSAS 37 «Совместное предпринимательство» и IPSAS 38 «Раскрытие информации об участии в других организациях» и т.д.
Общие выводы. Несмотря на официальные инициативы по гармонизации бухгалтерских
и статистических моделей отчетности на официальном уровне, мнения ученых по данному вопросу разделены.
Большинство ученых констатируют, что «глобализация порождает историческую революцию и это неизбежно отразится и на бухгалтерском учете» (D. Balios, E. Poutos, K. Toudas [11, c. 43], C.S. Nistor, C.A. §tefanescu [12], N.B. Ijeoma [13], D. Heald, R. Hodges [14], M. Otavová [15]), но следует «учитывать уникальные традиции
национального государственного учета» (L. Oulasvirta [16, c. 236], C.S.F. Rodrigues [17]) или «избирательное сродство по И.В. Гете» (R. Jannelli, C. Tesone [18, c. 120]).
Другие доказывают, что «уровень сходства между РСГФ и IPSAS минимальный» [19], «не следует выделять отдельно МСФО и МСФО для государственного/общественного сектора» [20, c. 257], поскольку «имеется нежелание правительств сталкиваться с
дорогостоящей и трудоемкой реализацией данных стандартов» [20, с. 268] и т.д.
Авторы настоящей статьи придерживаются мнения, что глобализация неизбежна и вопросы гармонизации актуальны для сопоставимости понимания бухгалтерской и статистической лингвистики. Несомненно, по целевой направленности рассмотренные в данной статье документы будут и должны различаться, но приведение к единой базе повысит и качество данных документов и их понимание. В связи с этим, последним несомненным плюсом должно стать использование единой интегрированной системы финансовой информации (single integrated financial information system) как возможности для сокращения различий, исходя из целей отчетности, потребностей пользователей соответствующих финансовых отчетов, а также единообразия понятий и определений, применяемых в системе отчетности.
Таблица 1
Общая характеристика СНС, РСГФ и стандартов IAS/IFRS и IPSAS на 01.01.2016 г.
Показатели Системы макроэкономической статистики Стандарты финансовой отчетности
СНС (SNA) РСГФ (GFSM) IAS/IFRS IPSAS
Издающий ООН, Евростат, МВФ, МВФ Фонд Международная
орган ОЭСР, Всемирный банк МСФО федерация бухгалтеров
Первое СНС-1953 РСГФ-1986 1975 1997
издание
Последнее СНС-2008 РСГФ-2014 2015 г.: 2015 г.:
издание, год 26 ЬА^ и 15 IFRS 38 IPSAS
Макроэкономические Система Мировые Мировые
счета для разработки макроэкономической стандарты стандарты
политики, анализа и статистики для финансовой финансовой
научных налогово-бюджетного отчетности отчетности для
Описание исследований анализа для коммерческих организаций, включая КОГУ23 организаций государственного сектора, за исключением КОГУ
Объект Все страны. Все страны. Все Все субъекты
наблюдения Общая система Финансовые аспекты коммерческие государственного
показателей развития экономики сектора предприятия, сектора, за
экономики гос. управления включая КОГУ исключением КОГУ
23 КОГУ - коммерческие организации с государственным участием.
Гармонизация РПБ, РСГФ, РДКиФС СНС, РПБ, СДГС, СНС СНС, РСГФ,
свд IAS/IFRS
Примечание: Составлено по:
Parry M. International standards for accounting and statistics // The International Journal of Financial Management. 2011. Volume XI. № 2. Р. 20-33. URL:
http://www.pempal.org/data/upload/files/2012/11/michael_parry_gfs-esa-ipsas- 13-10-2011-v3.2_eng_updated-version.pdf
Historic Versions of the System of National Accounts. United Nations. URL: http: //unstats.un.org/unsd/nationalaccount/hsna. asp
About Government Finance Statistics. International Monetary Fund (IMF). URL:
http://www.imf.org/external/pubs/ft/gfs/manual/aboutgfs.htm
IFRS in Your Pocket 2014. Deloitte Global Services Limited. 2014. 120 р. URL:
http://www.iasplus.com/en/publications/global/ifrs-in-your-pocket/ifrs-in-your-pocket-2014/view
IFRS in Your Pocket 2015. Deloitte Global Services Limited. 2015. 115 р.
The Future Governance of the International Public Sector Accounting standards Board (IPSASB). Consultation Paper. The International Public Sector Accounting Standards Board Governance Review Group. 2014. 30 р. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/IPSASB-Consultation-Paper.pdf
Таблица 2
Сравнительная характеристика РСГФ-2014 и IPSAS на 01.01.2016 г.
РСГФ-2014 IPSAS
Целевая установка
Государственное управление и/или Организации государственного сектора, за
государственный сектор: 1) изучение состояния и динамики; исключением КОГУ: 1) обеспечение сопоставимости финансовой
2) определение влияния на экономику; отчетности за предыдущие периоды;
3) осуществление межстрановых сравнений 2) сравнение с другими организациями
Терминология
Статистика и макроэкономический анализ Бухгалтерский учет и финансовая отчетность
Охват/отчетная единица
Сектор, институциональная единица Организация, группа организаций
Метод отражения в учете
Метод начисления Метод начисления и кассовый метод
Метод стоимостной оценки
Текущие рыночные цены Первоначальная стоимость, справедливая стоимость, текущая стоимость, чистая цена продажи, возмещаемая стоимость, возмещаемая стоимость использования
Временные ряды данных
Месячная, квартальная, годовая Годовая
Отчетность
Укрупненная Детализированная
Консолидация информации
1) консолидированная статистика 2) агрегированная статистика (горизонтальная и вертикальная) 1) консолидированная отчетность 2) отдельная отчетность 3) возможна асимметрия между
3) поддержание симметрии консолидированными суммами
4) операции происходят одновременно для обеих 4) различия в сроках отражения в учете и в
сторон и подлежат одинаковой стоимостной стоимостной оценке
оценке обеими сторонами операции 5) консолидация государственного сектора, за
5) сектор государственного управления и исключением КОГУ
консолидация по группе институциональных
единиц или по подсекторам
Таблица 3
Взаимосвязь стандартов IPSAS и IAS/ IFRS на 01.01.2016 г.
IPSAS
Номер. Название стандарта Дата публикации/ эффективная 24 дата24 IAS/ IFRS/ дата публикации/ эффективная дата
1. Представление финансовой отчетности 2006/2008 IAS1/1975/2007
2. Отчеты о движении денежных средств 2000/2001 IAS7/1977/1994
3. Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки 2006/2008 IAS8/1978/2005
4. Влияние изменений валютных курсов 2008/2010 IAS21/1983/2005
5. Затраты по займам 2000/2001 IAS23/1984/2009
6. Консолидированная и отдельная финансовая отчетность 2006/2008 IAS27/1989/2013
7. Инвестиции в ассоциированные организации 2006/2008 IAS28/1989/2013
8. Участие в совместной деятельности 2006/2008 IAS31/1990/200525
9. Выручка от обменных операций 2001/2002 IAS18/1982/199526
10. Финансовая отчетность в гиперинфляционой экономике 2001/2002 IAS29/1989/2007
11. Договоры на строительство 2001/2002 IAS11/1979/199527
12.Запасы 2006/2008 IAS2/1975/2005
13. Аренда 2006/2009 IAS17/1982/200528
14. События после отчетной даты 2006/2008 IAS10/1998/2005
15. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации 2001/200329 IAS32/1995/2005
16. Инвестиционная недвижимость 2006/2008 IAS40/1986/2005
17. Основные средства 2006/2008 IAS16/1982/2005
18. Сегментная отчетность 2002/2003 IAS14/1981/199730
19. Резервы, условные обязательства и условные активы 2002/2004 IAS37/1998/1999
20. Раскрытие информации о связанных сторонах 2002/2004 IAS24/1984/2011
21. Обесценение активов, не генерирующих денежные средства 2004/2006 IAS36/1998/2004
22. Раскрытие информации в финансовой отчетности о секторе государственного управления 2006/2008 -
23. Выручка от необменных операций (налоги и трансферты) 2006/2008 -
24. Представление бюджетной информации в финансовой отчетности 2006/2009 -
25. Вознаграждения работникам 2008/2011 IAS19/1983/2013
26. Обесценение активов, генерирующих денежные средства 2008/2009 IAS36/1998/2004
27. Сельское хозяйство 2009/2011 IAS41/2000/2003
28. Финансовые инструменты: представление информации 2010/2013 IAS32/1995/2005
29. Финансовые инструменты: признание и оценка 2010/2013 IAS39/1986/200531
30. Финансовые инструменты: раскрытие информации 2010/2013 IFRS7/2005/2007
31. Нематериальные активы 2010/2011 IAS38/1978/2004
32. Концессионные соглашения 2011/2014 IFRS12/2011/2013
33. Принятие основ метода начисления IPSAS 2015/2017 -
24 Эффективная дата - дата вступления в силу последних изменений.
25 Замена на IFRS 11 и IFRS 12 с 2013 г.
26 Замена на IFRS 15 с 2018 г.
27 Замена на IFRS 15 с 2018 г.
28 Замена на IFRS 16 с 2019 г.
29 Замена на IPSAS 28, IPSAS 29, IPSAS 30 с 2013 г.
30 Замена на IFRS 8 с 2009 г.
31 Замена на IFRS 9 с 2018 г.
34. Отдельная финансовая отчетность 2015/2017 IAS27/1989/2013
35. Консолидированная финансовая отчетность 2015/2017 IFRS10/2011/2013
36. Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия 2015/2017 IAS28/1989/2013
37. Совместное предпринимательство 2015/2017 IFRS11/2011/2013
38. Раскрытие информации об участии в других организациях 2015/2017 IFRS12/2011/2012
Примечание: Составлено по:
IPSAS: The standards. EPSAS.eu. URL: http://www.epsas.eu/en/ipsas-the-standards.html
International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). Impacts and Compliance Aspects. SAP Group. 2011. 12 p. URL: http://www.sap.com/bin/sapcom/en_gb/downloadasset.2009-03-mar-06-14.international-public-sector-accounting-standards-ipsas--impact-and-compliance-aspects-pdf.html
IFRS at a Glance (IAAG) As at 1 July 2015. BDO. 100 p. URL:
http://www.bdointernational.com/Services/Audit/IFRS/IFRS%20at%20a%20Glance/Documents/IAAG.pdf
Handbook of International Public Sector Accounting Pronouncements. International Federation of Accountants. June 2014. 853 p. URL: http://www.ifrs.org.ua/wp-content/uploads/2014/11/Handbook-of-Intemational-Public-Sector-Accounting-Pronouncements-Volume-1 .pdf
International Public Sector Accounting Standards Disclosure Checklist. September 2012 Edition. 2013 EYGM Limited. 60 p. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY_-
_International_Public_Sector_Accounting_Standards_Disclosure_Checklist_-_September_2012_Edition/ $FILE/EY-IPSAS-Ctools-%20Disclosurechecklist-Sept2012.pdf
Рисунок 1
Консолидация государственного сектора в РСГФ и IPSAS [8]
Список литературы
1. Брод Б. Определение уровня гармонизации национальных стандартов // Стандарты и качество. 2010. № 4. С. 36-39.
2. Бехтерева И.С., Сытник О.Е. Диагностика положений учетной политики организации в условиях гармонизации и адаптации РСБУ к МСФО // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 1(17). С. 281-286.
3. Лапин Д.Р. Гармонизация российских и международных бухгалтерских стандартов, регулирующих оценку активов и обязательств // Инновационная экономика и общество. 2015. № 3(9). С. 46-52.
4. Фомина О.Б. Принципы МСФО и управленческий учет // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2015. № 1-2. С. 27-33.
5. Климова Е.К. МСФО ОС как механизм повышения эффективности общественного сектора // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-2(57-2). С. 749-752.
6. Лейман Н.И. Новая концепция МСФО ОС // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2013. № 2(98). С. 28-29.
7. Горлова О.С. Повышение прозрачности отчетности в секторе государственного управления в соответствии с международными стандартами // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3(52-3). С. 164-167.
8. Parry M. International Standards for Accounting and Statistics // International Journal of Governmental Financial Management. 2011. Vol. 11. № 2. Р. 20-33. URL: http://www.icgfm.org/journal/2011/no2/Parry.pdf.
9. Biraud G. Preparedness of United Nations system organizations for the International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). UN, Joint Inspection Unit. Geneva. 2010. URL: https://www.unjiu.org/en/reports-notes/JIU%20Products/JIU_REP_2010_6_English.pdf.
10. Williams-Baker V., Drummond F., Sarr E. IPSAS 34-38 (Accounting for Interest in Other Entities). Presentation of Working Focus Groups by Leading Agencies. Task Force on Accounting Standards. October 8, 2015, Madrid, Spain. URL: http://urlid.ru/agxp.
11. Balios D., Poutos E., Toudas K. Concepts, Regulations and Institutional Issues of IPSAS: A Critical Review // European Journal of Business and Social Sciences. 2013. Vol. 2. № 1. Р. 43-54. URL: http://www.ejbss.com/volume-2-no-1-2013.aspx.
12. Nistor C.S., §tefanescu C.A. Public vs. Banking Sector Accounting - How Far Is Romania from International Referential? // Acta Universitatis Danubius. Economica. 2012. № 8(3). Р. 86-100. URL: http://pakacademicsearch.com/pdf-files/ech/163/86-100%20Vol%208,%20No %203%20(2012).pdf.
13. Ijeoma N.B. The Impact of International Public Sector Accounting Standard (IPSAS) On Reliability, Credibility and Integrity of Financial Reporting In State Government Administration In Nigeria // International Journal of Technology Enhancements and Emerging Engineering Research. 2014. Vol. 2. Iss. 3.
14. Heald D., Hodges R. Will 'austerity' be a critical juncture in European public sector financial reporting? // Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2015. Vol. 28. Iss. 6. Р. 993-1015. URL: http://www.davidheald.com/publications/epsas2015.pdf.
15. Otavová M. Harmonisation efforts in the field of accounting of public sector // Acta Universitatis Agriculturae Et Silviculturae Mendelianae Brunensis. 2011. Vol. LIX. № 4. URL: http://acta.mendelu.cz/media/pdf/actaun_2011059040195.pdf.
16. Oulasvirta L. Public-Sector Accounting and the International Standardization Process of Presenting Financial Statements // Halduskultuur - Administrative Culture. 2010. № 11(2). P. 227-238. URL: http://www.halduskultuur.eu/journal/index.php/ HKAC/article/view/10/13.
17. Rodrigues C.S.F. A ado9ao das IPSAS pela 1a vez no Setor Público Portugués: Estudo de Caso -Distrito de Lisboa. Instituto Politécnico de Setúbal. 2015. P. 76. URL: http://comum.rcaap.pt/bitstream/10400.26/10644/1/Disserta%C3%A7%C3%A3o %20Final.pdf.
18. Jannelli R., Tesone C. The Accounting Harmonization Process: Italian Public Principles and International Accounting Standards. Is It a Cultural Choice? Open Journal of Accounting. 2013. № 2. P. 115-121. URL: http://file.scirp.org/pdf/0JAcct_2013102117080493.pdf.
19. Criban A.R., Fülop M.T. An analysis of the international proposals for harmonization accounts statement and government finance statistics. Accounting and Management Information Systems. 2014. Vol. 13. №. 4. P. 800-819. URL: ftp://ftp.repec.org/opt/ReDIF/RePEc/ami/articles/13_4_10.pdf.
20. Bellanca S., Vandernoot J. International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). Implementation in the European Union (EU) Member States // Journal of Modern Accounting and Auditing. 2014. Vol. 10. № 3. P. 257-269. URL: http://urlid.ru/ah0c.
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
International Standards of Accounting and Reporting
IPSAS: TOPICAL ISSUES OF INTERNATIONAL HARMONIZATION Evelina V. PESfflNAa% Artur A. REPINb
a Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation [email protected]
b Finance Department of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Salekhard, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 6 April 2016 Accepted 20 April 2016
JEL classification: M40, M48, H83
Keywords: IPSAS, international harmonization, government finance statistics, financial statements
Abstract
Subject The article examines the issues of horizontal harmonization of International Public Sector Accounting Standards (IPSAS) with the Government Finance Statistics Manual 2014 (GFSM 2014), International Accounting Standards (IAS) and International Financial Reporting Standards (IFRS) as of 1 January 2016.
Objectives The aim is to consider the current issues of IPSAS harmonization in comparison with the system of national accounts (SNA), the GFSM 2014 and IAS/IFRS. The harmonization emphasizes the modernization nature of the statistics. Methods The study employs a comparative analysis to reveal the main features of the said documents, trace the cause-and-effect relationships between them, and assess the potential and possibilities of the harmonization.
Results The paper presents the results of general comparative characteristics of SNA, GFSM, IAS/IFRS and IPSAS according to certain parameters, like issuing body, evolution of versions, general formalized characteristics, and others. IPSAS and GFSM are compared based on eight parameters, i.e. objective, terminology, coverage/reporting unit, reporting method, valuation method, time-series data, reporting and consolidation of information. Differences between IPSAS and IAS/IFRS are arranged in three main blocks: system, general, and specific differences.
Conclusions The offered comparative systematization of major characteristics of International Financial Reporting Standards intends to improve the quality of education in the field of statistics (statistical literacy, statistical knowledge and understanding, and statistical thinking).
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Brod B. [Defining the level of harmonization of national standards]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2010, no. 4, pp. 36-39. (In Russ.)
2. Bekhtereva I.S., Sytnik O.E. [Testing the provisions of the organization's accounting policies under harmonization and adaptation of RAS to IFRS]. Vestnik APK Stavropol'ya = Bulletin of Agricultural Sector of Stavropol Territory, 2015, no. 1(17), pp. 281-286. (In Russ.)
3. Lapin D.R. [Harmonization of Russian and international accounting standards governing the valuation of assets and liabilities]. Innovatsionnaya ekonomika i obshchestvo = Innovative Economy and Society, 2015, no. 3(9), pp. 46-52. (In Russ.)
4. Fomina O.B. [IFRS principles and management accounting]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika i upravlenie = Herald of Tver State University. Series: Economics and Management, 2015, no. 1-2, pp. 27-33. (In Russ.)
5. Klimova E.K. [IPSAS as a mechanism to improve the efficiency of the public sector]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 4-2(57-2), pp. 749-752. (In Russ.)
6. Leyman N.I. [The new concept of IPSAS]. Sovetnik bukhgaltera gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uchrezhdeniya = Advisor to Accountants of State and Municipal Institutions,
2013, no. 2(98), pp. 28-29. (In Russ.)
7. Gorlova O.S. [Increasing the transparency of reporting in the public sector in accordance with IFRS]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 11-3(52-3), pp. 164-167. (In Russ.)
8. Parry M. International Standards for Accounting and Statistics. International Journal of Governmental Financial Management, 2011, vol. 11, no. 2, pp. 20-33. Available at: http ://www.icgfm.org/j ournal/2011/no2/Parry.pdf.
9. Biraud G. Preparedness of United Nations system organizations for the International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). UN, Joint Inspection Unit, Geneva, 2010. Available at: https://www.unjiu.org/en/reports-notes/JIU%20Products/JIU_REP_2010_6_English.pdf.
10. Williams-Baker V., Drummond F., Sarr E. IPSAS 34-38 (Accounting For Interest In Other Entities). Presentation of Working Focus Groups by Leading Agencies. Task Force on Accounting Standards. October 8, 2015, Madrid, Spain. Available at: http://urlid.ru/agxp.
11.Balios D., Poutos E., Toudas K. Concepts, Regulations and Institutional Issues of IPSAS: A Critical Review. European Journal of Business and Social Sciences, 2013, no. 2(1), pp. 43-54. Available at: http://www.ejbss.com/volume-2-no-1-2013.aspx.
12.Nistor C.S., Çtefanescu C.A. Public vs. Banking Sector Accounting - How Far Is Romania from International Referential? Acta Universitatis Danubius. Economica, 2012, no. 8(3), pp. 86-100. Available at: http://pakacademicsearch.com/pdf-files/ech/163/86-100%20Vol%208,%20No %203%20(2012).pdf.
13.Ijeoma N.B. The Impact of International Public Sector Accounting Standard (IPSAS) On Reliability, Credibility and Integrity of Financial Reporting In State Government Administration In Nigeria. International Journal of Technology Enhancements and Emerging Engineering Research,
2014, vol. 2, iss. 3.
14.Heald D^Hodges R. Will 'austerity' be a critical juncture in European public sector financial reporting? Accounting, Auditing & Accountability Journal, 2015, vol. 28, iss. 6, pp. 993-1015. Available at: http://www.davidheald.com/publications/epsas2015.pdf.
15. Otavová M. Harmonisation efforts in the field of accounting of public sector. Acta Universitatis Agriculturae Et Silviculturae Mendelianae Brunensis, 2011, vol. LIX, iss. 4. Available at: http ://acta.mendelu.cz/media/pdf/actaun_2011059040195.pdf.
16. Oulasvirta L. Public-Sector Accounting and the International Standardization Process of Presenting Financial Statements. Halduskultuur - Administrative Culture, 2010, no. 11(2), pp. 227-238. Available at: http://www.halduskultuur.eu/journal/index.php/ HKAC/arti cle/vi ew/10/13.
17. Rodrigues C.S.F. A adoçao das IPSAS pela 1a vez no Setor Público Portugués: Estudo de Caso -Distrito de Lisboa. Instituto Politécnico de Setúbal, 2015, p. 76. Available at: http://comum.rcaap.pt/bitstream/10400.26/10644/1/Disserta%C3%A7%C3%A3o%20Final.pdf.
18.Jannelli R., Tesone C. The Accounting Harmonization Process: Italian Public Principles and International Accounting Standards. Is It a Cultural Choice? Open Journal of Accounting, 2013, no. 2, pp. 115-121. Available at: http://dx.doi.org/10.4236/ojacct.2013.24017.
19. Criban A.R., Fülöp M.T. An analysis of the international proposals for harmonization accounts statement and government finance statistics. Accounting and Management Information Systems, 2014, vol. 13, no. 4, pp. 800-819. Available at: ftp://ftp.repec.org/opt/ReDIF/RePEc/ami/articles/13_4_10.pdf.
20.Bellanca S., Vandernoot J. International Public Sector Accounting Standards (IPSAS) Implementation in the European Union (EU) Member States. Journal of Modern Accounting and Auditing, 2014, vol. 10, no. 3, pp. 257-269. Available at: http://urlid.ru/ah0c.