Научная статья на тему 'Разработка классификации элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора в современных условиях перехода на МСФО общественного сектора'

Разработка классификации элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора в современных условиях перехода на МСФО общественного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЧИСТЫЕ АКТИВЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ОБМЕННЫЕ И НЕОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / LIABILITIES / NET ASSETS / REVENUES / EXPENSES / EXCHANGE TRANSACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Л.Б.

Предмет. В статье исследуется специфика элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора, характеристика которых содержится в «Концептуальных основах финансовой отчетности общего назначения общественного сектора», принятых Международной федерацией бухгалтеров. Цели. Формирование современного концептуального понятия элементов финансовой отчетности государственного сектора. Методология. На основе комплексного анализа международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора, проектов российских федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора и ряда нормативных документов проведено исследование элементов финансовой отчетности государственного сектора. Результаты. В результате проведенного исследования обоснованы и уточнены понятия элементов финансовой отчетности государственного сектора. Разработан проект раздела к концептуальным основам финансовой отчетности государственного сектора «Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора». При разработке Проекта Концепций в части формирования и уточнения понятий элементов финансовой отчетности, автор руководствовался спецификой составления бюджетной отчетности, а также основными требованиями, содержащимися в проектах российских федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора. Область применения. Концептуальные основы финансовой отчетности государственного сектора, предложенные в проекте раздела «Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора» помогут при составлении бухгалтерского баланса, а также отчета о финансовых результатах организаций государственного сектора. Знание Концепций поможет избежать многих ошибок, поскольку правильный подход к экономической сущности данных элементов позволит найти верное решение в учете и отчетности фактов хозяйственной жизни, не нашедших отражение в федеральных стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Выводы. Автором разработан проект раздела концептуальных основ финансовой отчетности. В обоснованиях к предложенному проекту применен новый классификационный подход к элементам финансовой отчетности, позволяющий определить основную экономическую сущность статей отчетности организаций государственного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трофимова Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the classification of elements of financial statements prepared by public sector entities under transition to International Public Sector Accounting Standards

Importance The article addresses the specificity of elements of financial statements prepared by public sector entities, the characteristics of which is contained in the Conceptual Framework for General Purpose Financial Reporting by Public Sector Entities adopted by the International Federation of Accountants. Objectives The purpose is to develop modern concepts of elements of financial statements of public sector entities in the Ministry of Finance of the Russian Federation draft document Conceptual Basis of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations. Methods Based on the comprehensive analysis of International Public Sector Accounting Standards, draft Russian Federal Standards of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations and a number of statutory documents, I reviewed the elements of financial statements of the public sector. Results The study proves and refines the concepts of elements of financial statements of the public sector, provides a draft section Elements of Financial Statements for Public Sector Organizations to the Conceptual Framework of Financial Statements of the Public Sector. When developing the concepts of elements of financial statements, I was guided by the specifics of budget reporting preparation and major requirements of Russian Federal Standards of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations. Conclusions The justification of the proposed draft rests on the new classification approach to elements of financial statements enabling to define the main economic substance of items of financial statements prepared by public sector entities.

Текст научной работы на тему «Разработка классификации элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора в современных условиях перехода на МСФО общественного сектора»

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

Международные стандарты учета и отчетности

РАЗРАБОТКА КЛАССИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА МСФО ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Людмила Борисовна ТРОФИМОВА

кандидат экономических наук, профессор кафедры финансового контроля, анализа и аудита, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация p-LBT@rambler.ru

История статьи:

Принята 18.07.2016 Принята в доработанном виде 01.08.2016 Одобрена 15.08.2016

УДК 657.37

JEL: F65, G00, G30

Ключевые слова:

обязательства, чистые активы, доходы, расходы, обменные и необменные операции

Аннотация

Предмет. В статье исследуется специфика элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора, характеристика которых содержится в «Концептуальных основах финансовой отчетности общего назначения общественного сектора», принятых Международной федерацией бухгалтеров. Цели. Формирование современного концептуального понятия элементов финансовой отчетности государственного сектора.

Методология. На основе комплексного анализа международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора, проектов российских федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора и ряда нормативных документов проведено исследование элементов финансовой отчетности государственного сектора.

Результаты. В результате проведенного исследования обоснованы и уточнены понятия элементов финансовой отчетности государственного сектора. Разработан проект раздела к концептуальным основам финансовой отчетности государственного сектора «Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора».

При разработке Проекта Концепций в части формирования и уточнения понятий элементов финансовой отчетности, автор руководствовался спецификой составления бюджетной отчетности, а также основными требованиями, содержащимися в проектах российских федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора.

Область применения. Концептуальные основы финансовой отчетности государственного сектора, предложенные в проекте раздела «Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора» помогут при составлении бухгалтерского баланса, а также отчета о финансовых результатах организаций государственного сектора. Знание Концепций поможет избежать многих ошибок, поскольку правильный подход к экономической сущности данных элементов позволит найти верное решение в учете и отчетности фактов хозяйственной жизни, не нашедших отражение в федеральных стандартах бухгалтерского учета и отчетности.

Выводы. Автором разработан проект раздела концептуальных основ финансовой отчетности. В обоснованиях к предложенному проекту применен новый классификационный подход к элементам финансовой отчетности, позволяющий определить основную экономическую сущность статей отчетности организаций государственного сектора.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

В условиях перевода на международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) бухгалтерских отчетов субъектов коммерческого и государственного секторов экономики, назревает прямая необходимость создания серьезной концептуальной основы для формирования

бухгалтерских отчетов, одновременно отвечающих требованиям МСФО общественного сектора (далее -МСФО ОС), а также российской законодательной базы.

Российскими учеными-экономистами проведено множество исследований по тематике формирования российской финансовой отчетности

государственного сектора (далее - госсектора). Так, возможности применения МСФО ОС при составлении бюджетной отчетности в муниципальных образованиях, исследуются в работах А.В. Исмайлова [1]. С.В. Пономарева и Е.К. Климова часть своих трудов посвятили модернизации системы бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО ОС [2]. Ряд российских ученых затронули в своих трудах проблемы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с МСФО ОС [3-6]. Е.В. Павлова и И.В. Шумилова отдельно исследовали собственный капитал как элемент финансовой отчетности [7]. Особенности формирования и анализа деятельности бюджетных учреждений а также вопросы применения бюджетной информации в качестве индикатора эффективности бюджетного учреждения рассмотрели в своих трудах ряд российских ученых [8-14]. Тенденциям развития отчетности учреждений государственного сектора посвятили свои труды ученые Л.А. Чайковская, Н.В. Малиновская и ряд других экономистов [15-16]. Председатель комитета по МСФО Института профессиональных бухгалтеров России, член НСФО, к.э.н. Д.А. Прокопович в своих статьях подробно рассмотрел классификацию качественных характеристик отчетной информации и прочих вопросов, содержащихся в опубликованном проекте Концептуальных основ финансовой отчетности [17, 18]. Однако актуальным вопросам совершенствования концептуальных основ финансовой отчетности государственного сектора до сегодняшнего дня уделялось недостаточно внимания. Вместе с тем, переход бюджетной отчетности на МСФО ОС невозможен без создания прочных базовых основ формирования финансовых отчетов, составленных с учетом международных норм и правил.

На сайте Министерства финансов РФ1 в сентябре 2015 г. для коллективного обсуждения опубликован проект приказа об утверждении федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора»2 (далее - Концепции госсектора). В статьях 47-54 раздела V Проекта Концепций раскрываются понятия объектов бухгалтерского учета, именуемые в МСФО элементами финансовой отчетности. В основу данного проекта были положены «Концептуальные основы финансовой отчетности общего назначения общественного сектора (The Conceptual Framework

1 URL: https://goo.gl/l5A6PB

2 Проект приказа об утверждении федерального стандарта «концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора».

URL: http://www.minfin.rU/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/#

for General Purpose Financial Reporting by Public Sector Entities)3 (далее - Концепции ОС), принятые в октябре 2014 г. Международной федерацией бухгалтеров4. Вместе с тем, Концепции госсектора содержат некоторые особенности, сложившиеся ввиду особой специфики исторических и институциональных факторов в России, и повлиявших на структуру национальной финансовой отчетности госсектора.

В приложении 1 содержатся предложения автора в виде раздела «Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора» для федерального стандарта «Концептуальные основы финансовой отчетности для организаций

государственного сектора» (далее - проект Концепций) [19].

Предложения автора построены на основе анализа российского документа - Концепций госсектора, международного документа - Концепции ОС, а также МСФО ОС 9 «Доход от обменных операций»5 и МСФО ОС 23 «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)»6.

Раздел V Концепций госсектора носит название «Объекты бухгалтерского учета». Считаем не совсем точным данное название, поскольку в приказе Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н7 объектами именуются все статьи бухгалтерской отчетности, а в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»8 данное понятие существенно шире, перечень объектов начинается с фактов хозяйственной жизни. Поскольку понятие объектов в Концепциях госсектора применяется в ином контексте, считаем целесообразным применить название «Элементы финансовой отчетности», как и в МСФО ОС.

В Концепциях госсектора не упоминается такое понятие, как экономический ресурс организаций государственного сектора. В июле 2013 г. Совет по МСФО опубликовал Дискуссионный документ DP/2013/1, в котором предлагаются к обсуждению

3 The conceptual framework for general purpose financial reporting by public sector entities. URL:

http://www.ifac.org/publications-resources/conceptual-framework-general-purpose-financial-reporting-public-sector-enti-8

4 URL: http://www.ifac.org

5 МСФО ОС 9 «Доход от обменных операций».

URL: http://www.minfin. ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/#

6 МСФО ОС 23 «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)».

URL: http://www.minfin. ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/#

7 Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (ред. от 24.12.2010).

8 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.12.2013).

вопросы, касающиеся новых определений активов, обязательств и экономических ресурсов9. Концепции ОС были выпущены после публикации Дискуссионного документа DP/2013/1, поэтому понятие экономического ресурса в главе «Элементы финансовой отчетности» в отношении организаций общественного сектора уже содержат. Считаем целесообразным включить в проект Концепций понятие экономических ресурсов со следующим определением: «Экономический ресурс госсектора -это актив, способный приносить экономическую выгоду в будущем, либо от которого ожидается поступление полезного потенциала». В данном определении подчеркивается тот факт, что актив должен быть способен приносить экономическую выгоду в будущем, т.е. если актив не обладает способностью извлечения экономической выгоды, он не сможет признаваться в качестве актива. В определении «экономический ресурс» наряду со способностью принесения экономической выгоды содержится понятие полезного потенциала актива, заключающееся в его пригодности для выполнения государственных (муниципальных) функций, оказания государственных (муниципальных) услуг, либо для управленческих нужд учреждения. При этом не обязательно происходит поступление денежных средств на счет указанного субъекта, поскольку полезный потенциал актива может возникать при обмене на другие активы, или при погашении обязательств субъекта. Считаем необходимым упоминание понятия полезного потенциала в определении экономического ресурса, поскольку его наличие указывает на специфику деятельности госсектора.

В п. 1.1 проекта Концепций госсектора предложено следующее понятие активов: «Активы - это контролируемые отчитывающимся субъектом госсектора (далее - субъектом) экономические ресурсы, образовавшиеся в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, принадлежащие ему или находящиеся в его пользовании, и способные впоследствии приносить экономическую выгоду, либо от которых ожидается поступление полезного потенциала. Активы могут также возникнуть в результате осуществления необменных операций, включая осуществление суверенных полномочий госсектора в виде налогов, сборов и пр.». Считаем уместным дополнить, что как активы, так и обязательства в организациях госсектора могут также возникать в результате осуществления необменных операций. В пункте 47.1 Концепций госсектора приводится описание контроля над активами. Считаем целесообразным

9 Discussion paper DP/2013/1. July 2013. A Review of the Conceptual Framework for Financial Reporting. URL: http://www.ifrs.org/search/ Pages/results.aspx?k=Conceptual %20Framework

отнести понятие контроля в раздел признания элементов финансовой отчетности.

Пункт 2 проекта Концепций госсектора содержит следующее понятие обязательств: «Обязательства -это задолженность субъекта, возникшая в результате событий прошлых периодов. Возврат задолженности приводит уменьшению экономических ресурсов, либо к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал. Обязательства возникают в результате исполнения законов и нормативно -правовых актов или заключения договоров, контрактов и пр. Обязательства могут также возникнуть в результате осуществления необменных операций». В понятии «обязательства» считаем необходимым указать, что возврат задолженности приводит к уменьшению экономических ресурсов.

Понятие чистых активов, содержащееся в пункте 3 проекта Концепций госсектора, предлагается в следующей редакции: «Чистые активы - это активы субъекта, остающиеся после вычета его обязательств. В стоимостном выражении чистые активы равны собственному капиталу, который является собственным источником финансирования и классифицируется на вклады собственников; изъятия в пользу собственников, переоценку внеоборотных активов, накопленный финансовый результат и неконтролирующую долю». Основным недостатком определения чистых активов в пункте 49 Концепций госсектора является то, что в нем полностью отсутствует упоминание собственного капитала. Данный факт повлек за собой массу других ошибочных положений. Так, 3 раздел рекомендуемой формы бухгалтерского баланса субъекта государственного сектора, содержащейся в приложении к проекту Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», носит название «Чистые активы». В этом возникает определенное несоответствие: активы не могут отражаться в пассиве баланса. Данное заблуждение, возможно, возникло по причине того, что в стоимостном выражении чистые активы равны собственному капиталу, на что и указано в предлагаемом понятии. В экономическом плане чистые активы и собственный капитал - это разные понятия. Пассив баланса должен начинаться с собственного капитала, который, в свою очередь, при наличии может включать:

• вклады собственников;

• изъятия в пользу собственников;

• переоценку внеоборотных активов;

• накопленный финансовый результат и неконтролирующую долю.

В пунктах 50 и 51 Концепций госсектора приводится определение вклада собственников (учредителей) и изъятий в пользу собственников (учредителей) как отдельных элементов. Считаем, что это классификационно неверно, данные понятия составляют часть собственного капитала и в качестве отдельных объектов их признавать не следует.

Элементами, связанными с измерениями финансовых результатов являются доходы и расходы.

В пункте 4 проекта Концепций госсектора предложено следующее понятие доходов: «Доходы -это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, увеличивающее капитал и образующееся в форме увеличения активов или оттока обязательств, или увеличение полезного потенциала активов субъекта за исключением увеличения, связанного с вкладами имущества собственником (учредителем). Доходы классифицируются на доходы от обменных и необменных операций». В определении доходов впервые предлагается классификация доходов на доходы от обменных и необменных операций, также и расходы в проекте Концепций классифицируются на расходы от обменных и необменных операций. Данное предложение обосновано тем, что в рекомендуемой форме отчета о финансовых результатах деятельности субъекта государственного сектора, опубликованной Минфином РФ в приложении к проекту Федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», содержится классификация доходов и расходов от обменных и необменных операций». Считаем целесообразным в условиях принятия нового образца формы придерживаться данной классификации, приведя развернуто в проекте Концепций следующие разъяснения сущности обменных и необменных операций: «При обменной операции субъект при получении активов или услуг, либо при погашении обязательств передает в обмен другой стороне приблизительно равную стоимость в виде товаров, работ, услуг либо передает (получает) возможность использования активов, потребления услуг. При необменной операции субъект получает какие-либо средства (услуги) от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен средства или услуги на приблизительно равную стоимость, либо передает какие-либо средства (услуги) другому субъекту без получения в обмен приблизительно на равную стоимость средств или услуг».

Различия между доходами и расходами от обменных и необменных операций состоят в их содержании, а не в форме, которая может быть различна. Доход, возникающий на обменной основе, возникает в следующих видах:

• предоставление жилья;

• управление водохозяйственными сооружениями;

• управление платными дорогами и прочими услугами в социальной сфере.

К доходам, полученным на необменной основе, относятся:

• прямые и косвенные налоги;

• трансферты, включая прощение долга и принятие обязательств, штрафы, передачу в наследство, дарение, пожертвование, включая товары и услуги в натуральной форме;

• пошлины и штрафные сборы, гранты, субсидии и пр.

В пункте 5 проекта Концепций госсектора расходы представляются как отток активов или прирост обязательств за отчетный период в виде уменьшения экономических выгод, приводящее к уменьшению собственного капитала, или снижение полезного потенциала активов субъекта кроме изъятия имущества собственником (учредителем) [20].

Расходы классифицируются на расходы от обменных и необменных операций. Расходы по обменным операциям включают:

• начисления заработной платы;

• амортизацию;

• материальные затраты и прочие затраты, понесенные при осуществлении обменных операций.

Расходы по необменным операциям включают все затраты, понесенные при осуществлении необменных операций. В частности, к налоговым расходам относятся льготы отдельным налогоплательщикам в соответствии с положениями законодательных актов по налогам и сборам.

Заключение

В результате разработанных предложений в отношении элементов финансовой отчетности госсектора, в проект Концепций госсектора введено понятие экономического ресурса госсектора. Предложено применение понятия «Собственный капитал» при обозначении в отчетности госсектора собственных источников финансирования. Существенным моментом при отражении в отчетности доходов и расходов является их классификация на доходы и расходы от обменных и необменных операций, которая в предложенном проекте Концепций нашла свое отражение на концептуальном уровне.

Применение предложенных в проекте Концепций госсектора понятий элементов финансовой отчетности организаций государственного сектора поможет не только сформировать финансовую отчетность госсектора, соответствующую одновременно требованиям МСФО ОС и федеральных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе, но и правильно классифицировать строки при построении отчетов о финансовом положении и о финансовых результатах.

Приложение 1. Предложения к проекту федерального стандарта «Концептуальные основы финансовой отчетности для организаций государственного сектора»

Элементы финансовой отчетности для организаций государственного сектора

В финансовых отчетах общего назначения предоставляется информация об экономических ресурсах организаций государственного сектора (далее - госсектора). Экономический ресурс госсектора - это актив, способный приносить экономическую выгоду в будущем, либо от которого ожидается поступление полезного потенциала.

1. Элементами, связанными с измерениями финансового положения, являются активы, обязательства и чистые активы/капитал.

1.1. Активы - это контролируемые отчитывающимся субъектом госсектора (далее - субъектом) экономические ресурсы, образовавшиеся в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, принадлежащие ему или находящиеся в его пользовании, и способные впоследствии приносить экономическую выгоду, либо от которых ожидается поступление полезного потенциала. Активы могут также возникнуть в результате осуществления необменных операций, включая осуществление суверенных полномочий госсектора в виде налогов, сборов и пр.

1.2. Активы и обязательства могут быть классифицированы по своему характеру или функции. Предполагается, что будущие экономические выгоды от использования должны поступить в организацию.

1.3. Будущие экономические выгоды активов - это поступления денежных средств, возникающие при использовании актива.

1.4. Полезный потенциал актива заключается в его пригодности для выполнения государственных (муниципальных) функций, оказания государственных (муниципальных) услуг, либо для управленческих нужд учреждения. При этом не обязательно возникает поступление на счет

указанного субъекта денежных средств, поскольку полезный потенциал актива может возникать при обмене на другие активы, или при погашении обязательств субъекта.

2. Обязательства - это задолженность субъекта, возникшая в результате событий прошлых периодов. Возврат задолженности приводит уменьшению экономических ресурсов, либо к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал. Обязательства возникают в результате исполнения законов и нормативно-правовых актов или заключения договоров, контрактов и пр. Обязательства могут также возникнуть в результате осуществления необменных операций.

3. Чистые активы - это активы субъекта, остающиеся после вычета его обязательств. В стоимостном выражении чистые активы равны собственному капиталу, который является собственным источником финансирования и классифицируется на вклады собственников, изъятия в пользу собственников, переоценку внеоборотных активов, накопленный финансовый результат и неконтролирующую долю.

4. Элементами, связанными с измерениями финансовых результатов, являются доходы и расходы.

4.1. Доходы - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, увеличивающее капитал и образующееся в форме увеличения активов или оттока обязательств, или увеличение полезного потенциала активов субъекта за исключением увеличения, связанного с вкладами имущества собственником (учредителем). Доходы классифицируются на доходы от обменных и необменных операций.

4.2. При обменной операции субъект при получении активов или услуг, либо при погашении обязательств передает в обмен другой стороне приблизительно равную стоимость в виде товаров, работ, услуг либо передает (получает) возможность использования активов, потребления услуг.

4.3. При необменной операции субъект получает какие-либо средства (услуги) от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен средства или услуги на приблизительно равную стоимость, либо передает какие-либо средства (услуги) другому субъекту без получения в обмен приблизительно на равную стоимость средств или услуг.

4.4. Различие между доходами и расходами от обменных и необменных операций состоит скорее в их содержании, а не в форме, которая может быть различна. Доход, возникающий на обменной основе, возникает в форме предоставления жилья,

управления водохозяйственными сооружениями, платными дорогами и прочими услугами в социальной сфере.

4.5. Доходы на необменной основе возникают в процессе применения фискальных полномочий по сбору прямых и косвенных налогов. К таким доходам относятся трансферты, включая прощение долга и принятие обязательств, штрафы; передачу в наследство, дарение, пожертвование, в том числе товары и услуги в натуральной форме; пошлины и штрафные сборы, гранты и субсидии.

5. Расходы - это отток активов или прирост обязательств за отчетный период в виде уменьшения экономических выгод, приводящего к уменьшению

собственного капитала или снижению полезного потенциала активов субъекта кроме изъятия имущества собственником (учредителем). Расходы классифицируются на расходы от обменных и необменных операций.

5.1. Расходы по обменным операциям включают начисления заработной платы, амортизацию, материальные затраты и прочие затраты, понесенные при осуществлении обменных операций.

5.2. Расходы по необменным операциям включают все затраты, понесенные при осуществлении необменных операций. К налоговым расходам относятся льготы отдельным налогоплательщикам в соответствии с положением налогового закона.

Список литературы

1. Исмайлов А.В. Возможности применения МСФО ОС при составлении бюджетной отчетности в муниципальных образованиях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях.

2014. № 3. С. 73-77.

2. Пономарева С.В., Климова Е.К. Модернизация системы бухгалтерского учета и отчетности в России на основе международных стандартов общественного сектора // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 442-445.

3. Ткаченко Л.И. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) // Проблемы учета и финансов. 2013. № 4. С. 66-69.

4. Пономарева Н.В., Акимова Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность бюджетных учреждений в России: проблемы и приоритеты развития в рамках МСФО общественного сектора // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1. С. 424-428.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Плисова А.Б. Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетных и некоммерческих предприятий: формирование в соответствии с РПБУ и МСФО // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 448-452.

6. Лабынцев Н.Т. Сравнительный анализ элементов финансовой отчетности, составленной по международным и российским стандартам // Управленческий учет. 2010. № 7. C. 81-87.

7. Павлова Е.В., Шумилова И.В. Собственный капитал как элемент финансовой отчетности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 10. C. 12.

8. Колесник К.И. Сравнительная характеристика элементов бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта согласно нормативным документам Казахстана (НСФО) и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) // Science time. 2016. № 2. C. 281-284.

9. БогдановаМ.М., Клочихина Т.В. Учет и отчетность в бюджетных организациях: особенности и правила // Финансовый бизнес. 2014. № 4. С. 53-57.

10. Волотовская О.С. Система бюджетного учета и отчетность как инструмент контроля деятельности муниципальных образований // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. №2. С. 51-62.

11. Филиппова Л.В. Отчетность как индикатор эффективности бюджетного учреждения // Новые технологии.

2015. № 2. С. 186-192.

12. Алиева Э.Б., Магометов Ш.Р. Правовое регулирование бюджетного учета: проблемы теории и практики // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 43. С. 82-87.

13. Сергеева Ю.А. Организация бухгалтерского учета и анализ деятельности бюджетных учреждений // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. С. 202-206.

14. Жаворонкова Е.Н. Реформа бюджетной системы России на современном этапе // Государственное управление. Электронный вестник: электронный журнал. 2014. № 43.

15. Чайковская Л.А., Кожухов В.Л. Учет и отчетность в государственном секторе: международная перспектива // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 11. С. 33-38.

16. Малиновская Н.В. Тенденции развития отчетности учреждений государственного сектора: интегрированная отчетность // Бухучет в здравоохранении. 2015. № 9. С. 8-15.

17. Прокопович Д.А. Элементы финансовой отчетности // Вестник ИПБ (Вестник Профессиональных Бухгалтеров). 2012. № 2. C. 21-27.

18. Прокопович Д.А. Признание элементов финансовой отчетности // Вестник ИПБ (Вестник Профессиональных Бухгалтеров). 2012. № 2. C. 27-29.

19. Казакова Н.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности: колл. монография / Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Л.Б. Трофимова. М.: ИНФРА-М, 2014. 270 с.

20. Казакова Н.А. Методология формирования релевантной информации в условиях глобализации экономических процессов: колл. монография / Н.А. Казакова, Л.Б. Трофимова, Е.А. Федченко. М.: ИНФРА-М, 2013. 248 с.

С. 81-94.

Международный International

бухгалтерский учет 20 (2016) 15-23 Accounting

ISSN 2311-9381 (Online) International Standards of Accounting and Reporting

ISSN 2073-5081 (Print)

DEVELOPING THE CLASSIFICATION OF ELEMENTS OF FINANCIAL STATEMENTS PREPARED BY PUBLIC SECTOR ENTITIES UNDER TRANSITION TO INTERNATIONAL PUBLIC SECTOR ACCOUNTING STANDARDS

Lyudmila B. TROFIMOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation p-LBT@rambler.ru

Article history:

Received 18 July 2016 Received in revised form 1 August 2016 Accepted 15 August 2016

JEL classification: F65, G00, G30

Keywords: liabilities, net assets, revenues, expenses, exchange transactions

Abstract

Importance The article addresses the specificity of elements of financial statements prepared by public sector entities, the characteristics of which is contained in the Conceptual Framework for General Purpose Financial Reporting by Public Sector Entities adopted by the International Federation of Accountants.

Objectives The purpose is to develop modern concepts of elements of financial statements of public sector entities in the Ministry of Finance of the Russian Federation draft document Conceptual Basis of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations. Methods Based on the comprehensive analysis of International Public Sector Accounting Standards, draft Russian Federal Standards of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations and a number of statutory documents, I reviewed the elements of financial statements of the public sector.

Results The study proves and refines the concepts of elements of financial statements of the public sector, provides a draft section Elements of Financial Statements for Public Sector Organizations to the Conceptual Framework of Financial Statements of the Public Sector. When developing the concepts of elements of financial statements, I was guided by the specifics of budget reporting preparation and major requirements of Russian Federal Standards of Accounting and Reporting for Public Sector Organizations. Conclusions The justification of the proposed draft rests on the new classification approach to elements of financial statements enabling to define the main economic substance of items of financial statements prepared by public sector entities.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Ismailov A.V. [Possibilities of application of IFRS in the preparation of operating budget reporting in municipalities]. Bukhgalterskii uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnykh organizatsiyakh = Accounting and Taxation in Budget Organizations, 2014, no. 3, pp. 73-77. (In Russ.)

2. Ponomareva S.V., Klimova E.K. [Updating the accounting and financial reporting systems in Russia on the basis of International Public Sector Accounting Standards]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2015, no. 2, pp. 442-445. (In Russ.)

3. Tkachenko L.I. [Improving the accounting and reporting in the budgetary sphere under International Public Sector Accounting Standards (IPSAS)]. Problemy ucheta i finansov = Problems of Accounting and Finance, 2013, no. 4(12), pp. 66-69. (In Russ.)

4. Ponomareva N.V., Akimova N.V. [Accounting and reporting of budgetary institutions in Russia: problems and development priorities within the framework of IPSAS]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 1(54), pp. 424-428. (In Russ.)

5. Plisova A.B. [Accounting (financial) statements of budgetary and non-profit enterprises: generation under RAS and IFRS]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 6(47), pp. 448-452. (In Russ.)

6. Labyntsev N.T., Kolesnik P.V. [A comparative analysis of elements of financial statements prepared under international and Russian standards]. Upravlencheskij uchet = Management Accounting, 2010, no. 7, pp. 81-87. (In Russ.)

7. Pavlova E.V., Shumilova I.V. [Equity as an element of financial statements]. Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 2013, no. 10. (In Russ.) Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2013/10/3183.

8. Kolesnik K.I. [Comparative characteristics of elements of financial statements of an economic entity in accordance with regulations of Kazakhstan (NAS) and International Financial Reporting Standards (IFRS)]. Science time, 2016, no. 2, pp. 281-284. (In Russ.)

9. Bogdanova M.M., Klochikhina T.V. [Accounting in budget organizations: specifics and rules]. Finansovyi biznes = Financial Business, 2014, no. 4(171), pp. 53-57. (In Russ.)

10. Volotovskaya O.S. [The budget accounting and reporting system as a tool to monitor the activities of municipalities]. Problemy ekonomiki i upravleniya v torgovle i promyshlennosti = Issues of Economy and Management in Trade and Industry, 2014, no. 2, pp. 51-62. (In Russ.)

11. Filippova L.V. [Reporting as an indicator of budgetary institutions' efficiency]. Novye tekhnologii = New Technologies, 2015, no. 2, pp. 186-192. (In Russ.)

12. Alieva E.B., Magometov Sh.R. [Legal regulation of budget accounting: theory and practice]. Voprosy sovremennoi yurisprudentsii = Issues of Modern Law, 2014, no. 43, pp. 82-87. (In Russ.)

13. Sergeeva Yu.A. [Accounting and Financial Analysis of Budgetary Institutions]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2014, no. 11(43), pp. 202-206. (In Russ.) Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40860.

14. Zhavoronkova E.N. [The budget system reform in Russia at the present stage]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2014, no. 43, pp. 81-94. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/aj1j

15. Chaikovskaya L.A., Kozhukhov V.L. [Accounting and reporting in the Public Sector: An international perspective]. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki = Economic Sciences and Humanities, 2015, no. 11, pp. 33-38. (In Russ.)

16. Malinovskaya N.V. [Trends in reporting of public sector institutions: Integrated reporting]. Bukhuchet v zdravookhranenii = Accounting in Healthcare, 2015, no. 9, pp. 8-15. (In Russ.)

17. Prokopovich D.A. [Elements of financial statements]. Vestnik IPB (Vestnik Professional'nykh Bukhgalterov) = Bulletin for Professional Accountants, 2012, no. 2, pp. 21-27. (In Russ.)

18. Prokopovich D.A. [Recognition of elements of financial statements].

Vestnik IPB (Vestnik Professional'nykh Bukhgalterov) = Bulletin for Professional Accountants, 2012, no. 2, pp. 27-29. (In Russ.)

19. Kazakova N.A., Fedchenko E.A., Trofimova L.B. Sovremennye paradigmy i metody analiza i kontrolya byudzhetnoi effektivnosti: koll. monografiya [Modern paradigms and methods of analysis and control of budget efficiency: a collective monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014, 270 p.

20. Kazakova N.A., Trofimova L.B., Fedchenko E.A. Metodologiya formirovaniya relevantnoi informatsii v usloviyakh globalizatsii ekonomicheskikh protsessov: koll. monografiya [The methodology of forming the relevant information in the context of globalization of economic processes: a collective monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013, 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.