Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЯСО И МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЯСО И МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценообразование / мясо / мясная продукция / сельскохозяйственная предприятие / производство / pricing / meat / meat products / agricultural enterprise / production

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.Р. Андреев, К.А. Лебедев

В данной статье рассматриваются подходы к совершенствованию ценообразования на мясо и мясную продукцию в сельскохозяйственных предприятиях. Установлено, что можно ограничить виды цен, используемых при производстве мяса и мясной продукции, розничными, оптовыми, закупочными, трансфертными. При разработке цен в отношении мясной продукции рекомендовано учитывать комплексность функций цен. Среди них наиболее актуальными являются учетно-измерительная, распределительная, регулирующая, информационная, социальная и внешнеторговая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PRICING OF MEAT AND MEAT PRODUCTS IN AGRICULTURAL ENTERPRISES

This article discusses approaches to improving the pricing of meat and meat products in agricultural enterprises. It has been established that it is possible to limit the types of prices used in the production of meat and meat products to retail, wholesale, purchase, transfer. When developing prices for meat products, it is recommended to take into account the complexity of price functions. Among them, the most relevant are accounting and measurement, distribution, regulatory, information, social and foreign trade.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЯСО И МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЯСО И МЯСНУЮ ПРОДУКЦИЮ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Д.Р. Андреев, аспирант

Научный руководитель: К.А. Лебедев, д-р экон. наук, доцент

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-2-12-14

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к совершенствованию ценообразования на мясо и мясную продукцию в сельскохозяйственных предприятиях. Установлено, что можно ограничить виды цен, используемых при производстве мяса и мясной продукции, розничными, оптовыми, закупочными, трансфертными. При разработке цен в отношении мясной продукции рекомендовано учитывать комплексность функций цен. Среди них наиболее актуальными являются учетно-измерительная, распределительная, регулирующая, информационная, социальная и внешнеторговая.

Ключевые слова: ценообразование, мясо, мясная продукция, сельскохозяйственная предприятие, производство.

Современные тенденции развития экономики характеризуются процессами интеграции национальных экономик и формированием единого экономического и информационного пространства. В этих условиях существенно повышается уровень конкуренции, и цена может выступать главным ее элементом. При этом установление цен наряду с вопросами эффективности ценообразования находятся в центре экономической науки и являются сферой приложения усилий менеджеров и маркетологов.

Самостоятельность сельскохозяйственных предприятий в определении цены на собственную продукцию вносит определенные риски в процесс ценообразования, ведь от уровня и структуры цены зависят объемы продаж, а также размер прибыли [1]. Особенно актуальным установление оптимальных цен является для сельскохозяйственных предприятий-производителей мяса скота и птицы, которые функционируют в кризисных условиях.

Нахождение компромисса между удовлетворением спроса на мясное сырье и низкой эффективностью подавляющего большинства отечественных товаропроизводителей обуславливает необходимость исследования новых средств совершенствования хозяйственного механизма и

процессов ценообразования, как основной его составляющей.

Вместе с тем, учитывая постоянное изменение среды функционирования сельскохозяйственных предприятий, не все аспекты ценообразования всесторонне исследованы. Недостаточно проработаны в научном плане вопросы информационного сопровождения формирования цен в условиях изменчивой рыночной среды и интеграционных ожиданий Российской Федерации для поддержки процессов ценообразования в животноводстве, в частности: автоматизации оперативно-календарного планирования в процессе управления затратами как логической составляющей формирования цен в долговременных производственных процессах при переменной стоимости ресурсов; диверсификации маркетинговых каналов сбыта в условиях финансового кризиса.

Рассматривая эволюцию концепций ценообразования, стоит выделить четыре основных группы подходов [3]. Стоимостная концепция обосновывает формирование цены в сфере производства и с учетом только фактора предложения. Концепция предельной полезности переносит понятие цены в сферу обращения с ориентацией на спрос. Концепция взаимодействия спроса, а также предложения характерна для сфе-

ры маркетинга. Информативная и коммуникативная концепция учитывают влияние на цены и ценообразование новейших тенденций по индивидуализации потребителей, дифференцировки продуктов, технические, коммуникационные и глобальные изменения.

Сущность цены олицетворяется в ее функциях: учетно-измерительной, распределительной, регулирующей, информационной, социальной и внешнеторговой. Их комплексное воздействие обуславливает формирование собственной ценовой политики сельскохозяйственного предприятия -самостоятельного субъекта в условиях рынка. В рамках цен на мясо в общественном ракурсе особенно актуальна социальная функция, а современные условия интернационализации экономики и развития глобального информационного пространства предъявляют особые требования к информационной функции цены.

Считаем целесообразным выделить основные виды цен, которые используются при производстве мяса и являются выражением экономических интересов субъектов рынка, а именно: розничные, закупочные, оптовые, трансфертные, мировые. Мера учета интересов абстрактного агента рынка (производителя, посредника, переработчика, потребителя) зависит от его позиции на рынке (доли, репутации и т.п.) и способности эти интересы отстаивать. Поэтому, за исключением трансфертных, все остальные цены являются субъективными, и подлежат колебаниям во времени под влиянием спроса и предложения.

В этом случае предлагается множество методов определения цен. Целесообразность их применения зависит от общей политики ценообразования сельскохозяйственного предприятия и вида мяса [2]. Используя различные методы, сельскохозяйственное предприятие определяет базовую цену на мясную продукцию, которая может в дальнейшем дифференцироваться в зависимости от тактики

ценообразования [4].

Во время кризиса и высокого уровня инфляции усиливается роль ценовых стратегий и информации в принятии оперативных решений, ведь экономическая ситуа-

ция постоянно меняется. Нужно отслеживать реакцию покупателей, поведение конкурентов и жестко контролировать собственные расходы и объемы производства и сбыта. Для адекватной компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям понесенных затрат нами предложена формула расчета эквивалентной цены. Но мы предлагаем рассчитывать на микроуровне оперативно-переменную эквивалентную цену (Ц), учитывающую продолжительность производственных циклов и проиндексированные затраты сельскохозяйственного предприятия:

Ц=СН(1+КИ)+КНП (ОПФ+ОСК+ВЗКНК), (1)

где СН - полная себестоимость 1 т мяса, руб.; КИ - коэффициент инфляции за производственный цикл; КНП - коэффициент нормативной нормы прибыли; ОПФ, ОС - средняя за производственный цикл стоимость основных и оборотных средств, авансированных в производство 1 т мяса, руб.; К - коэффициент обращения оборотных средств для конкретных видов мясной продукции; ВЗ - денежная оценка пашни в расчете на 1 т сельскохозяйственной продукции, руб.; КНК - коэффициент норматива капитализации земли.

Подводя итоги, можно отметить, что можно ограничить виды цен, используемых при производстве мяса, розничными, оптовыми, закупочными, трансфертными. При разработке цен в отношении мясной продукции рекомендуем учитывать комплексность функций цен. Среди них наиболее актуальны учетно-

измерительная, распределительная, регулирующая, информационная, социальная и внешнеторговая. Свободное ценообразование на мясную продукцию должно учитывать ее сезонный и социальный характер, длительный производственный цикл, территориальную рассредоточенность производителей и поставщиков, высокий уровень конкуренции и низкую информированность производителей о состоянии и конъюнктуре рынка, а также средства государственного регулирования в этой отрасли.

Библиографический список

1. Власова, О.В. Финансовая устойчивость производителей мясной пищевой продукции в контексте обеспечения экономической безопасности / О.В. Власова, Г.А. Бондарева, М.Н. Наджафова, Е.Г. Александрова // Вестник НГИЭИ. - 2023. - № 3 (142). - С. 26-37.

2. Жиляков, Д.И. Развитие мясного производства в России в контексте роста платежеспособного спроса населения как фактора / Д.И. Жиляков, О.С. Фомин, Т.Н. Соловьева, Н.А. Пожидаева, О.В. Петрушина, Д.А. Зюкин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2023. - № 1. - С. 194-200.

3. Зонова, А.В. Совершенствование бухгалтерского учета средств целевого финансирования в соответствии с требованиями ВТО и МСФО / А.В. Зонова, Р.В. Ливанова, А.А. Перепелица // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 42 (240). - С. 2-6.

4. Чинаров, В.И. Научное обеспечение реализации стратегии развития мясного животноводства в Российской Федерации / В.И. Чинаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2023. - № 3. - С. 2-9.

IMPROVING THE PRICING OF MEAT AND MEAT PRODUCTS IN AGRICULTURAL ENTERPRISES

D.R. Andreev, Postgraduate Student

Supervisor: K.A. Lebedev, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy (Russia, Moscow)

Abstract. This article discusses approaches to improving the pricing of meat and meat products in agricultural enterprises. It has been established that it is possible to limit the types of prices used in the production of meat and meat products to retail, wholesale, purchase, transfer. When developing prices for meat products, it is recommended to take into account the complexity of price functions. Among them, the most relevant are accounting and measurement, distribution, regulatory, information, social and foreign trade.

Keywords: pricing, meat, meat products, agricultural enterprise, production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.