ные нагрузки принимают промежуточное значение.
Фактор 3 имеет довольно значительные нагрузки для переменных, связанных с формой собственности организации, видом перевозимо- JN го груза, наиболее частым объемом перевозок, требуемой грузоподъемностью подвижного со- ^ става и т. д.
Можно сделать вывод, что для клиентов ОАО АТП "Ставропольское-2" очень важен тип кузова, грузоподъемность подвижного состава, объем перевозок, взаимоотношения с предпри- ^
ятием и уровень предоставления скидок. Данные признаки имеют существенное значения для предприятий для строительных организаций ^ и предприятий, занимающихся транспортным и дорожным обслуживанием.
Для предприятий, занятых в сфере торговли продуктами питания и оказывающих жилищнокоммунальные услуги, большое значение несут такие признаки, как географическое положение, физические свойства груза, форма собственности организации, регулярность заказов и уровень надежности клиента. KNT О
Сельскохозяйственных организаций выделя- K '
ют такие признаки, как вид груза, частый объем перевозок, требуемая грузоподъемность подвижного состава, условия оплаты и вид перевозок. 41
- исследовать структурную привлекательность сегмента;
- определить цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.
При сегментации потребительских рынков используют следующие основные подходы по признакам:
- географическому;
- демографическому;
- психографическому;
- поведенческому.
Вместе с тем подобное фасетное сегментирование по отдельным признакам не дает полного представления о структуре сегментов рынка транспортных услуг. Полученные группы разрознены и не позволяют аккумулировать различные потребности и свойства клиентов для формирования оптимальных по ряду параметров услуг. Для нивелирования указанной проблемы мы предлагаем проводить сегментирование рынка услуг на базе факторного анализа. Рассмотрим в качестве примера рынок автотранспортных услуг, обслуживаемый ОАО АТП "Став-ропольское-2".
Для начала проводится анкетирование поставщиков и клиентов ОАО АТП "Ставропольс-кое-2", и сформулируется пакет услуг, направленных на определенную группу клиентов и позволяющих максимально полно удовлетворить потребности потенциальных клиентов.
С помощью программного обеспечения Statistica 7.0 проведится факторный анализ на основе полученных данных. Полученная матрица факторных нагрузок позволяет интерпретировать факторы следующим образом.
Фактор 1 имеет наивысшие нагрузки для переменных, связанных с востребованным типом кузова, формой взаимоотношения клиентов с нашим предприятием и уровнем предоставляемых скидок. Остальные переменные являются низшими нагрузками.
Фактор 2 имеет только одну наивысшую нагрузку для переменных, связанных с видом отросли клиента, низшие нагрузки - для географического положения, формы собственности предприятия, видов перевозок и т. д. Осталь-
Литература:
1. Андреев И. Критерии конкурентоспособности однородных банковских услуг: учебное пособие / Маркетинг. - 1998.
2. Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности: учебное пособие / Ахматова М., Попов Е. - Маркетинг. - 2003. -№ 4.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев. - М.: Экономика, 2000.
4. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов: учебное пособие / Богомолова И.П., Хохлов Е.В. - Маркетинг в России и за рубежом. - 2005.
5. Пеньшин Н.В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России: учебное пособие / Н.В. Пеньшин. - Тамбов: ТГТУ, 2010.
6. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Фатхутдинов Р.А. - М.: Маркетинг, 2002.
PRICING IMPROVEMENT ON EXPORT PRODUCTION OF THE DOMESTIC ENTERPRISES Timirova Elizaveta Nazirovna, Student E-mail: elizabet_betty@mail.ru
Larionova Natalia Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: in@vip-line.ru
Chair of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol
The main things being considered in this article are problems of pricing on export production of the Russian enterprises.
Keywords: pricing; export; export production; competition.
УДК 338.5:339.564
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭКСПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
42
© Тимирова Е.Н., 2012 © Ларионова Н.А., 2012
ТИМИРОВА
Елизавета Назировна,
студентка
elizabet_betty@mail.ru
ЛАРИОНОВА
Наталья
Александровна,
кандидат
экономических наук,
доцент
ln@vip-line.ru
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
В статье освещаются актуальные способы совершенствования ценообразования на экспортную продукцию отечественных предприятий.
Ключевые слова: ценообразование; экспорт; экспортная продукция; конкурентные позиции.
Сложность и неопределенность условий функционирования предприятий, резкий рост интенсивности производства и динамизм хозяйственных операций определяют необходимость внедрения принципиально новых идей и методов управления ценообразованием на основе полномасштабного учета информации относительно объекта управления. Закономерен вывод о том, что цена является одним из важнейших инструментов повышения прибыли предприятия, а значит, управление ценообразованием - это одна из основ его успешного функционирования. Именно поэтому формируемая предприятием ценовая политика должна быть не просто набором общих принципов, правил и методов ценообразования, но и формализованным компонентом его стратегического плана, вносящим свой значимый вклад в достижение стратегических целей предприятия [3]. Ценообразование в системе управления международной рыночной экономикой занимает одно из центральных мест. Это объясняется тем, что сегодня практически все цены устанавливаются собственниками товаров, услуг, недвижимости и т.д. Получив такое право, предприятия несут полную ответственность за обоснованность цен и их влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Решения, принимаемые руководством предприятия в области внешнеэкономического ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным. Они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству. Но, как показывает практика, зачастую именно внешняя торговля способствует выходу предприятий на стабильный уровень развития.
На исследуемых предприятиях промышленной группы вопросам внешнеторгового ценообразования отводится особое место в виду интеграции их в мировую торговлю. Подбор экономически правильных ценовых стратегий и методов ценообразования ведет к увеличению объема продаж, повышению платёжеспособности, улучшению финансовой устойчивости предприятия получению дополнительного дохода, а также решению другихзадач, стоящих перед руководством. Проблема отечественных предприятий состоит в том, то в большинстве случаев цена продукции, которая идёт на экспорт превосходит цены аналогичной продукцией на внутреннем рынке. Как следствие, при выходе на международный рынок предприятию сложно удерживать конкурентные позиции.
Кроме того, отсутствие четкой стратегии поведения на международных рынках создает проблемы, связанные с низкой эффективностью внешнеэкономической деятельности.
Можно заметить, что теория и практика формирования экспортной цены не имеет фундаментальных отличий от ценообразования на внутреннем рынке. Вместе стем международное ценообразование находится под влиянием ряда специфических факторов, которые придают ему дополнительную сложность:
- стоимость упаковки и специальной подготовки к экспорту;
- стоимость содержания функциональных экспортных служб;
- издержки на погрузку и международные перевозки;
- страховые расходы по транспорту;
- "консульские" издержки (товарный сбор или сбор в аэропорту и др.);
- таможенные пошлины, издержки гарантийного хранения и т. д.
Активное ценообразование в условиях рыночной экономики позволяет устранить потери за счет правильного соотношения объема реализации, цены и качестватова-ра, что особенно актуально при выходе предприятия на внешний рынок.
Для экспортера очень важна система распределения товара, поэтому также необходимо изучение маркетинговой сети стем, чтобы определить, насколько она соответствует характеристикам целевого рынка. Ведь цена будет одним из главных факторов в определении желаемого образа экспортного товара и зависит от используемых каналов распределения и требуемых форм продвижения [1].
В условиях роста интенсивности конкуренции наибольшую актуальность приобретает выбор эффективных методов ценообразования, которые во многом обусловливают устойчивость функционирования предприятия на рынке. Все методы ценообразования можно разделить на три основные группы: затратные, рыночные, параметрические (рис.).
По нашему мнению, особо популярными являются затратные методы ценообразования, которые используются в работе многих российских промышленных предприятий. Зачастую популярность их использования обеспечена простотой расчётов. Также в последнее время широкое распространение получили рыночные методы ценообразования, особенно ценообразование с ориентацией на конкурента. Параметрические методы ценообразования применяются реже из-за сложности расчётов, но результаты данной методики более надёжные и достоверные.
Проанализировав методы ценообразования исследуемых промышленных предприятий, участвующих во внешней торговле, можно заметить, что наиболее сильнодействующим фактором ценообразования был, и во многом остается, фактор затрат. Это означает, что процесс ценообразования на предприятиях включает в себя два основных этапа:
ГЧ
О
ГЧ
О
□
«Л
гч
■ QII
V
■
43
Рисунок - Современные методы ценообразования
Во-первых, калькулирование себестоимости.
Во-вторых, назначение отпускной цены, в состав которой помимо затрат включается существующая себестоимость и планируемая рентабельность.
Сразу необходимо отметить, что основой этой цены являются затраты. Следовательно, регулирование обеспечивается только уровнем рентабельности. Таким образом, необходимо постоянное планирование такого уровня рентабельности, при котором предприятие будет получать прибыль.
Аналогичная ситуация прослеживается также при формировании экспортных цен. Таким образом, при расчете экспортной цены на основе издержек можно выделить ряд проблем, которые способны уменьшить прибыль предприятия при выходе на мировые рынки:
- постоянная часть затрат, которая относится ко всей экспортируемой продукции распределяется между отдельными видами. Распределение постоянных затрат относящихся ко всем видам отечественной продукции по всем видам требует совершенствования;
44
- при установлении ценовыхстратегий на различных международных рынках не учитывается их индивидуальная специфика;
- не учитывается метод проникновения на рынок и стадия жизненного цикла товара на соответствующих рынках.
- не берётся во внимание информация о поведении и ценовых стратегиях конкурентов на международных рынках.
Исходя из вышесказанного, можно сформировать ряд предложений при установлении экспортных цен:
1. Применение на практике калькулирование затрат по системе "кайзен", или так называемый метод обратной калькуляции, если изделие уже внедрено в производство. Либо метод целевых издержек (Target Costing), если изделие находится на этапе проектирования. В этом случае вместо использования ценообразования типа "затраты плюс", где в качестве исходной точки для определения цены реализации берутся затраты, процесс установления цены идет фактически с другого конца, - целевой или обратной калькуляции затрат.
Основное достоинство целевой и обратной калькуляции затрат связано с тем, что основой для установления цены реализации являются рыночные факторы и поведение потребителей, в то время как при подходе "затраты плюс" доминирующим фактором становятся затраты. Кроме того, методы калькуляции на основе обратной связи в значительной степени связаны с наделением работников предприятий более широким объемом полномочий. Они становятся ответственными за улучшение процессов производства и снижение расходов. Основной целью данных методов калькулирования является сокращение расходов на продукцию на предписанную величину, то есть разница между фактическими (либо сметными) и рыночными (директивными) издержками, называемая отклонениями производственных затрат, является важной информацией для принятия управленческих решений.
2. Снижение тарифов. Данное мероприятие можно осуществить, снижая цену на единицу товара, продаваемого на заграничных рынках.
3. Производство товаров за рубежом. Производитель может начать выпуск товара за рубежом для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на мировых рынках.
3. Сокращение каналов распределения при выходе нового товара на международный ры-
нок. Более короткие каналы распределения могут держать цены под контролем. Процесс устранения рыночных посредников также дорого обходится на международном, как и на внутреннем рынке, и хотя каналы можно сделать короче, функции маркетинга убрать нельзя, поэтому издержки не обязательно снизятся.
4. Снижение таможенных платежей. Способ классификации товаров в разных странах различен, следовательно, подробное изучение та-рифныхрасписаний и критериев классификации - важный путь к снижению цены при экспорте.
6. Введения зон свободной торговли. Выгоды от торговли в такихзонах позволяют уменьшить или отсрочить выплату дополнительных наценок, что делает цену более конкурентной. Одним из наиболее важных преимуществ зоны свободной торговли, сточки зрения возможности контроля цен, является освобождение от ряда налогов, что не маловажно для развивающихся отечественных предприятий [1].
Таким образом, большое значение имеет выбор международного ценообразования, так же необходимо учитывать факторы спроса, конкуренцию, правительственное регулирование цен и множество других факторов. Кроме того, особо внимание уделяется таможенным формальностям при формировании экспортных цен, что позволит установить цены на конкурентном уровне.
Исследование теоретических основ ценообразования во внешней торговле показало, что это наиболее важная и значимая часть деятельности предприятия при выходе на внешний рынок, так как от ее результатов зависит не только прибыль, но и возможности дальнейшего развития.
Успешная реализация мер по совершенствованию ценообразования экспортной продукции создаст благоприятные условия для развития экспортного потенциала промышленных предприятий региона и вступления в интеграционные процессы мировой экономики.
Примечания:
1. Анализ эффективности экспортно-импортных операций крупного промышленного комплекса // Логистический информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.tvc.org.ua/.
2. Кузнецов Д.Н. Применение механизма процессно-ориентированного ценообразования на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. - 2007. - № 10. - С. 77-82.
3. Статья для экспортёров // Экспортный портал [Электронный ресурс]. - Режимдоступа: h ttp://www. keci c. kz/ser vi ce/i nd ex/c/1 .html.