УДК: 617-089+611.9
i СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Кравцива А.В.
Научный руководитель - д.м.н., профессор Асмоловский А.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. [email protected] - Кравцива А.В.
Резюме. Долгосрочная выживаемость (прочность усвоения) приобретенных студентами-медиками знаний, умений и навыков является главной составляющей эффективности обучения. В условиях сохранения старой формы преподавания дисциплины топографической анатомии и оперативной хирургии современному студенту все тяжелее воспринимать материал, анализировать, сохранять в памяти и уметь применять на практике полученные знания и навыки. Начало XXI в. отмечено позитивным процессов в совершенствовании высшего медицинского образования РФ - усилении практической подготовки будущих врачей на основе использования в учебном процессе комплексов симуляционных тренажерных устройств. Включая во внимания предложения студентов СГМУ по оптимизации учебного процесса, в данной работе рассматривается переход к новой системе образования на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии.
Ключевые слова: топографическая анатомия, оперативная хирургия, новая система образования.
i IMPROVEMENT OF A TRADITIONAL MODEL OF TRAINING STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF TOPOGRAPHIC ANATOMY AND OPERATIVE SURGERY Kravtsiva A. V
Scientific adviser - doctor of medical sciences, Professor Asmolovsky A.V.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskoj St., 214019, Smolensk, Russia
[email protected] - Kravtsiva A.V.
Abstract. Long-term survival (strength of assimilation) of knowledge acquired by medical students is the main component of the effectiveness of training. In the conditions of maintaining the old form of teaching the discipline of topographic anatomy and operative surgery, it is becoming increasingly difficult for a modern student to perceive material, analyze, save in memory and be able to put into practice the knowledge and skills gained. The beginning of the XXI century. Positive processes were noted in improving the higher medical education of the Russian Federation - strengthening the practical training of future doctors based on the use of complexes of simulator training devices in the educational process. Including the suggestions of students of the Smolensky State Medical University for the optimization of the educational process, this paper considers the transition to a new education system at the Department of Topographic Anatomy and Surgical Surgery.
Key words: topographic anatomy, operative surgery, a new education system.
Введение. Современная хирургия заставляет по-новому взглянуть на организационно-методические принципы и программные задачи, стоящие перед кафедрами оперативной хирургии и топографической анатомии на всех этапах подготовки специалиста как на до-, так и на последипломном уровне [3].
Несмотря на то, что в настоящее время медицинские вузы выпускают врачей широкого профиля по специальностям «лечебное дело», «стоматология», «педиатрия», вопрос о профилизации преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии как одной из базовых дисциплин невольно возникает уже при организации преподавания на 3-4 курсе. Это обусловлено как значительной разницей в числе учебных часов, так и существенными различиями
целевых установок, предъявляемых государственными образовательными стандартами. В связи с этим необходима разработка для каждого факультета своей рабочей программы.
В условиях дефицита учебного времени важно избежать перегрузки студентов постоянно возрастающей информацией. Одним из направлений решения этой проблемы становится рациональное распределение программных вопросов между лекциями, практическими и самостоятельными занятиями. В лекционном курсе освещаются сложные для понимания темы, а также наиболее актуальные и перспективные достижения современной хирургии. На практических занятиях студенты должны освоить предусмотренные программой навыки и умения. Применительно к этому требованию разрабатывается реальный план практических занятий, которые должны быть обеспечены учебным материалом, хирургическими инструментами, наглядными пособиями [2, 4, 5].
Возможные пути оптимизации процесса обучения на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии следующие:
1. Курс топографической анатомии и оперативной хирургии должен следовать сразу за курсом нормальной анатомии и предшествовать изучению клинических дисциплин.
2. Курс изучения топографической анатомии и оперативной хирургии должен быть полноценным.
3. Необходимость системы обучения по циклам для выработки клинического мышления.
4. Разработать и использовать на каждом занятии виртуальный секционный курс с обязательной обратной связью для контроля изученных тем.
5. Создать при кафедре фантомно-симуляционный курс для отработки практических навыков.
6. Перечень базовых практических навыков обязательно согласовывать и расширять с учетом потребностей будущих медицинских специальностей.
7. Количество студентов на одного преподавателя не должно превышать 14 учащихся.
8. Вернуться к обязательному обучению на трупах.
Основной задачей обучения должно являться начало формирования клинического мышления путем обучения практическим навыкам на основе общих и частных разделов топографической анатомии и оперативной хирургии, в частности скелето-, голо- и синтопии [1].
Цель исследования. Проблема, рассматриваемая в статье, актуальна, и целью работы является поиск инновационных путей совершенствования традиционной модели обучения студентов на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии.
Материалы и методы. В ходе исследования была разработана анкета, состоявшая из 17 вопросов. Среди студентов всех факультетов СГМУ с 3 по 6 курс, а также ординаторов было проведено анкетирование в виде онлайн-опроса (гугл форма). В анкетировании приняли участие 270 респондентов. Результаты ответов были проанализированы и переработаны. Статистическая достоверность различия определялась по параметрическому критерию Фишера. Критический уровень значимости при проверке принимали равным 0,01. Анализ осуществлялся с помощью пакета программ: Statistica 7, ОС Windows 10, Microsoft Excel.
Результаты исследования и их обсуждение. Большая часть ответов 202 (75%) принадлежит представительницам женского пола, Ул (68) результатов получена от лиц мужского пола, что составило 25% (р <0,01).
Большинство опрошенных находятся в возрастной категории 20-21 год - 190 человек (70,3%), следующая возрастная группа - 22-23 года (72 человека, что составило 26,6%), (р <0,01), 24-25 (6 человек - 2,2%), всего 2 ответа получено от лиц старшего возраста (0,8%).
Большая часть ответов (160), что составило 59,3%, была получена от студентов 4 курса, Ул (68) от студентов 5 курса (25,1%), меньшая часть опрошенных - это студенты 6 курса (18 человек - 6,7%), 3 курса (15 человек - 5,5%) и ординаторы (9 - 3,3%) (р <0,01).
В анкетировании приняли участие 208 студентов лечебного факультета (77%), 40 студентов педиатрического (14,8%) и 22 стоматологического (8,2%) (р <0,01).
Далее перед респондентом была поставлена задача сформулировать свое отношение к учебным картам (картинкам) по оперативной хирургии и топографической анатомии. Были предложены следующие варианты:
1. Положительно влияли на учебный процесс, способствуя лучшему наглядному запоминанию материала;
2. Оказывали негативное влияние, поскольку их изучение отнимало все время подготовки к занятию;
3. В связи с черно-белым вариантом многие структуры не видны, что значительно затрудняет их запоминание;
4. Не оказывали никакого влияния на образовательный процесс;
Можно было выбрать 2 и более ответа, результаты следующие: большинство анкетируемых, 193 человека (71,5%), выбрали вариант ответа, свидетельствующий о нечеткости анатомических карт. По результатам положительное влияние карт (80 человек - 29,6%) превалирует над негативным (55 человек - 20,4%) (р <0,01). Для 33 человек (12,2%) анатомические карты не оказывают никакого влияния на образовательный процесс. Также был получен индивидуальный ответ: «Атласы есть в свободном доступе, поэтому не стоит тратить время на картинки на занятиях».
На вопрос о том, будет ли способствовать образовательному процессу четкое изображение учебных анатомических карт в цветном варианте, подавляющее большинство, 233 человека (86,3%), ответило, что высокое качество, цветной вариант учебных карт будут положительно влиять на образовательный процесс. Лишь 8 человек (3%) выбрали отрицательный вариант, под сомнением остались 29 человек (10,4% и 0,3%) (р <0,01).
Выявлено, что у большинства анкетируемых, 176 человек, что составило 65,2%, сохранились остаточные знания за счет учебных анатомических карт. 94 студента (34,8%) отмечают обратное (р <0,01).
Затем респондентам нужно было обозначить свое отношение к тестам по оперативной хирургии и топографической анатомии. Были предложены варианты:
1. Тест включает базовые вопросы, положительно влияя на изучение темы в целом;
2. Ответы теста разнятся с учебными материалами (учебники, атласы);
3. Запоминание теста отнимает слишком много времени, не оставляя его на прочтение темы;
4. Не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния на учебный процесс;
У респондентов была возможность выбора нескольких вариантов, результаты: почти половина анкетируемых (128 человек - 47,75%) отмечает нехватку времени на изучение темы в связи с запоминанием тестов, 75 студентов (27,8%) указывают на положительное влияние, 53 ответа (19,6%) свидетельствуют о несовпадении базы тестов и учебного материала (р <0,01). Были зафиксированы индивидуальные ответы: «В тестах должны отражаться лишь действительно значимые вопросы; тесты являются инструментом запугивания студентов; в кафедральной программе много ошибок».
На вопрос о частоте проведения тестового контроля были получены следующие ответы: большинство студентов, 110 человек (40,7%), считают, что имеется необходимость в проведении рубежных тестов, 75 человек (27,8%) выступают за проведение только итоговых тестов за семестр, другая часть студентов (63 - 23,3%) считают, что следует проводить тесты на каждом занятии (р <0,01). Были получены индивидуальные ответы, сводящиеся к тому, что не стоит проводить тестирование вообще, поскольку кроме механического запоминания это больше ничего не дает.
Что касается остаточных знаний в связи с изучением тестовых заданий, то ответы на этот вопрос распределились практически одинаково, отсутствие каких-либо остаточных знаний незначительно преобладает над противоположным вариантом (132 человека (48,8%) - 128 (47,4%) = 1,4%)(р>0,05).
Когда был поставлен вопрос про длительность подготовки к занятию, то было выявлено: почти половина анкетируемых, 127 человек (47%), тратят на подготовку к занятию 5-6 часов, еще 76 человек (28,1%) - 4 часа, 35 студентов (13%) - 1 час, 17 человек (6,3%) - 30 минут, 9 человек (3,3%) - 3 часа, 6 человек (2,2%) - 2 часа. Среднее - 3,7 часа (р> 0,01, р <0,05).
Установлено, что большинство анкетируемых, 175 студентов (64,8%), оценивают уровень преподавания на кафедре как высокий, отличный; 65 человек (24%) - как нормальный, средний, 18 респондентов (6,7%) отмечают, что материал излагается непонятно для них (р <0,01).
На вопрос: «Какая важная для Вас тема разбирается в недостаточном объеме или совсем опускается?», получены следующие ответы: таз, топография органов таза (44 - 16,3%); голова (37
- 13,7%); шея (9 - 3,3%); органы ССС (29 - 10,8%); хирургия органов брюшной полости (11 - 4%); доступы в хирургии ЛОР-заболеваний (7 - 2,6%); топография ЖКТ (5 - 1,8%); ЦНС (2 - 0,7%); оперативные вмешательства при патологиях ОДА (25 - 9,3%); виды швов и методика их наложения, снятия (14 - 5,9%); иннервация и кровоснабжение черепа (3 - 1,1%); нейрохирургия (1
- 0,3%); топография лицевого отдела черепа, доступы (13 - 4,8%); топография верхних и нижних конечностей (22 - 8,1%); грудная полость (8 - 2,9%); топография ЧЛО (10 - 3,7%); мышцы и фасции (2 - 0,7%); брюшная полость (5 - 1,8%); практические навыки (9 - 3,3%); детские особенности ОХ, пластика грыж и у детей (4 - 1,5%); онкологические процессы, доступы при различной локализации (6 - 2,2%); сосудистая хирургия (4 - 1,5%).
Было выявлено, что практически половина опрошенных, 128 человек (47,7%), субъективно оценивают свой уровень знаний как удовлетворительный, 93 студента (34,4%) как хороший, 37 человек (13,7%) - ниже среднего и 12 человек (4,4%) как отличный (р <0,01).
В ходе исследования установлено, что большинство (163 человека - 60,3%) считает идею введения ситуационных задач в качестве контроля интересной, перспективной, 45 студентов (16,6%) думают, что это плохая идея, 55 человек (20,4%) считает, что это сложно (р <0,01). Также были получены индивидуальные ответы о предложении совместного разбора задач с преподавателем.
Большинство анкетируемых, 93 респондента (34,4%), отлично относятся к возможности введения на кафедре дистанционного обучения, 60 человек (22,2%) сомневаются в своем ответе (р <0,01), 53 студента (19,6%) относятся к этому хорошо и 64 (23,7%) негативно (р>0,05).
В завершении опроса анкетируемым была предоставлена возможность предложить свой вариант оптимизации процесса обучения на кафедре. Получены следующие ответы:
1. Увеличение количества часов обучения (112 - 41,5%);
2. Использование наглядных моделей (13 - 4,8%);
3. Демонстрации на трупе (7 - 2,6%);
4. Разборы клинических случаев (5 - 1,8%);
5. Больше практических навыков (59 - 21,8%);
6. Уклон на разъяснение материала простым языком (18 - 6,6%);
7. Относиться к стоматологическому факультету наравне с лечебным и педиатрическим (3 -1,1%);
8. Атласы на занятиях (4 - 1,5%);
9. Выбрать единый учебный материал (47 - 17,4%);
10. Улучшить визуализацию путем использования проектора на занятиях (2 - 0,7%). Выводы. Учитывая результаты анкетирования, в настоящее время на кафедре оперативной
хирургии и топографической анатомии СГМУ начался процесс оптимизации обучения: были разработаны новые программы для тестового контроля, исправлены ошибки; активно осуществляется процесс разработки и замены старых топографических карт на новые высокого качества и цветного формата; пересматривается теоретический курс практических занятий и лекций, составляются ситуационные клинические задачи. В распоряжение кафедры поступил интерактивный анатомический стол Пирогова, представляющий 3D модель тела человека в натуральную величину. Данный комплекс содержит в базе до 100 типов патологий, что позволяет сравнивать парные органы, нормы и патологии, сопровождающиеся подробными текстовыми материалами и информативными видео. Режим «Диагностика» позволяет интерактивно изучать диагностическую информацию: KT, MPT, УЗИ (до 8 позиций датчика для каждого органа). Кроме того, имеется возможность создания тестов для студентов, причем любой вопрос может быть привязан к ЗБ-модели. На всех компьютерах кафедры установлены анимированные атласы с цветным изображением высокого качества.
Таким образом, примерные сроки завершения процесса оптимизации обучения установлены на конец данного семестра. В следующем году планируется провести повторное анкетирование респондентов с ожиданием в результатах значительного повышения выживаемости знаний у студентов, следовательно, повышения эффективности работы кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии СГМУ.
Литература
1. Асмоловский A.B., Шаматкова C.B. Особенности преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии на современном этапе // Вестник ВГМУ. - 2019. - Том 18, №5. - С. 114-119.
2. Каган И.И., Чемезов C.B. Организационно-методическое обеспечение освоения хирургический навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - №3.
3. Большаков О.П., Симбирцев С.А. Некоторые проблемы преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии // Санкт-Петербургский ГМУ. - 2011.
4. Большаков О.П. Место и роль топографической и клинической анатомии в современном медицинском образовании // Морфология. - 2008. - Т. 133, вып. 1. - С. 7-19.
5. Симбирцев С.А. Формирование практических навыков в хирургии // Материалы конф. «Современные проблемы хирургии»: Сб. трудов науч.-практ. юбилейной конференции. - СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2007. - С. 43-46.