ДИСКУССИОННЫЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
DOI: 10.23868/201808026
МЕСТО Дисциплины «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА» В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ XXi ВЕКА
А.В. Павлов
Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, Рязань, Россия
PLACE OF THE DISCIPLINE "HUMAN ANATOMY" IN MEDICAL EDUCATION OF THE 21ST CENTURY
A.V. Pavlov
I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia
e-mail: [email protected]
Отечественное высшее медицинское образование переживает сложный период реформ программ обучения, направленных на интеграцию своих специалистов в глобальное профессиональное сообщество. Вместе с тем преподавание базовых морфологических дисциплин, таких как анатомия человека и топографическая анатомия с оперативной хирургией, в большинстве вузов не соответствует основным векторам данного процесса.
В представленной статье рассматриваются основные проблемы преподавания этих дисциплин и предложены пути их решения. Для поддержания фонового уровня знаний по анатомии человека предложено выделить два блока: «Общая анатомия» для первого курса и «Частная анатомия» для четвертого курса. Такое разделение комплекса знаний с точки зрения автора облегчит освоение основ строения тела студентами младших курсов и мотивирует старшекурсников к более детальному изучению анатомии в тесной интеграции с клиникой. Преподавание топографической анатомии и оперативной хирургии предлагается проводить не только на 3-4 курсах, но и на постдипломном этапе обучения, что значительно повысит уровень подготовки специалистов отечественной медицины.
Ключевые слова: медицинское образование, анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия.
Отечественное медицинское образование встретило XXI век, преисполненное надежд на интеграцию с западными школами, что обеспечило бы высокую мобильность специалистов и знаний. Для достижения этих целей были внесены значительные изменения в Федеральные образовательные стандарты и учебные планы, проведена соответствующая работа на местах. Кафедральным коллективам было предписано заняться ежегодной разработкой рабочих программ по своим дисциплинам, чтобы к выпуску из вуза подготовить высококвалифицированного специалиста с глубокими знаниями по всем пройденным предметам. Постулируемый компетентност-но-ориентированный подход был призван систематизировать знания студентов и расширить возможности для их самообразования как на этапе обучения в вузе, так и на рабочих местах после его окончания. Чуда не произошло. В итоге преподаватели оказались погружены в бумажную работу, а знания студентов едва соответствуют удовлетворительному уровню. Особенно ярко это отразилось на освоении студентами анатомии человека — дисциплины, являющейся базовой в любом медицинском вузе [1]. Без знания этого предмета невозможно освоить никакие клинические дисциплины, сколько бы часов на практические занятия для них не отводилось. Данное утверждение вроде бы ни у кого не вызывает протеста, но при этом мы видим ежегодное сокращение количества аудиторных часов на изучение анатомии [2]. Вместе с тем возрастает объем внеаудиторной, самостоятельной работы студентов. Следует понимать, что студент первого курса медицинского вуза еще не обладает необходимым уровнем таких способностей, как самооценка процессов
Domestic higher medical education is going through a difficult period of reform of its training programs. These reforms are aimed at integrating Russian specialists into the global professional community. At the same time, the teaching of basic morphological disciplines, such as human anatomy and topographic anatomy with operative surgery, in most universities does not correspond to the main vectors of this process.
In the presented article the main problems of teaching these disciplines are examined and ways of their solution are suggested. To maintain the background level of knowledge on human anatomy, two blocks are proposed: "General Anatomy" for the first year and "Special Anatomy" for the fourth year. This from the author's point of view makes it easier to learn the basics of body structure by undergraduate students and motivates undergraduates to more detailed study of anatomy in close integration with the clinic. Teaching of topographic anatomy and operative surgery is suggested to be carried out not only on 3-4 courses, but also on the postgraduate stage of training, then the level of training of specialists in domestic medicine will be higher.
Keywords: medical education, anatomy, topographical anatomy and operative surgery.
и результатов учебной деятельности, осознание ценности теоретических знаний по базовым дисциплинам в последующей практической деятельности [3]. Эта система способностей складывается постепенно во время обучения и начинает проявляться только к старшим курсам. Соответственно, опираться на самодисциплину студента-первокурсника ошибочно, и это ведет к неизбежному росту уровня академической задолженности и отчислению. Также снижению уровня знаний студентов во многом способствует излишняя либерализация учебного процесса, проявляющаяся в многократных пересдачах контрольных занятий, многочисленных отработках. Многие из тех студентов, кто путем «вызубривания» материала проходят через контрольные мероприятия кафедр анатомии, на последующих курсах не могут дать внятного ответа на вопросы преподавателей клинических дисциплин о строении того или иного органа, что вызывает недовольство работой коллег базовых кафедр со стороны клиницистов. Преподавателей-клиницистов можно понять: им приходится пробираться через мрак анатомического невежества студентов, неэффективно используя лимит аудиторных часов своей дисциплины. Как следствие — в клиники приходят малообразованные специалисты. К сожалению, это не фантазии, а свершившейся факт. Следует подчеркнуть, что отставание нашего медицинского образования от западного не в техническом оснащении, но в сложившейся системе мышления. Можно купить любую технику, но специалистов нужно готовить своих. Необходимо помнить, что сегодняшний студент — это будущий преподаватель. В публикациях последних лет можно найти немало статей, авторы которых
обеспокоены общим уровнем подготовки студентов медицинских вузов: отмечается явная тенденция к снижению общекультурного уровня знаний абитуриентов, самодисциплины и способности адаптироваться к освоению большого объема устного материала. Этот сложный и в высшей степени ненадежный «строительный материал» поступает на кафедры анатомии, где за неполные два года он должен обрести форму и содержание, соответствующие требованиям, предъявляемым к современным специалистам медицинского профиля. Следует подчеркнуть, что в сложившейся системе обучения полученных знаний по анатомии студенту должно хватить на все последующие годы. Почему же этого не наблюдается?
Причины
Можно бесконечно жаловаться на неподготовленность современных студентов к обучению, но вряд ли только в этом основная проблема. Скорее всего, причина скрыта в дисбалансе между особенностями современных абитуриентов-студентов и процессом медицинского образования в целом. Безусловно, российской медицинской школе есть чем гордиться. Не будем перечислять всех заслуг отечественных ученых-клиницистов и фундаменталистов — речь не об этом. Сегодня состояние медицинского образования в стране можно охарактеризовать одним словом — застой. И былые заслуги не способствуют движению вперед, если то и дело на них оглядываться. В 1927 г. выдающийся отечественный хирург из Военно-медицинской академии Сергей Петрович Федоров в статье «Хирургия на распутье» выразил свою обеспокоенность состоянием современной хирургической науки: «Вот стоит она, связанная по рукам и ногам, на старых основах, обремененная ложными путями и упрямством идущих по ним, темпераментом и легкомыслием ее молодых адептов, неумением, может быть, зрелого поколения ввести в русло этот молодой поток и сотнями тысяч пудов печатной бумаги. Да, стоит она, как древний русский витязь на перекрестке дорог и оглядывается на свое блестящее прошлое...» [4]. Эта мысль в полной мере может быть применена к любой дисциплине, в том числе и к анатомии. Наша наука в формировании врача занимает особое место: без хороших знаний о строении тела врач не может считаться квалифицированным специалистом. Академик В.Н. Тонков1 писал: «анатомия вполне может обойтись без хирургии, хирургия не может обойтись без анатомии» [5]. К сожалению, распространено мнение, что анатомия является статичной наукой и ничего нового в ней быть не может: все известно о строении тела и человек не изменяется. То есть анатомия — своеобразный букварь медика, который следует просто вызубрить. Это устоявшееся заблуждение привело к тому, что сами анатомы остановились в своем развитии, превратившись в своеобразных учителей начальной школы, опирающихся в своей повседневной работе на учебную литературу начала-середины ХХ столетия. Современные учебные издания по анатомии практически полностью копируют предшествующих авторов, часто повторяя их ошибки и заблуждения. Предвижу, что данное утверждение вызовет много протестов в среде коллег, но считаю его правильным.
Особое место в работе кафедр анатомии занимает работа с биологическим материалом. Не требует доказательств тезис, что никакой другой вариант обучения
Профессор кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии (1915-1950), Президент Военно-медицинской академии (1917-1925), Начальник факультета подготовки старших врачей полков (1942-1947)
врача не может заменить препарирование трупного материала. Знания, которые получает студент в процессе препарирования, самым надежным образом сохраняются в его памяти [3, 6]. В последние десятилетия мы столкнулись с серьёзными проблемами в этом направлении. Чтобы компенсировать отсутствие натуральных анатомических препаратов был сделан вынужденный шаг в сторону муляжей, учебных карт, виртуальных демонстраций. Таким образом, знания анатомии человека у современных студентов соответствуют классическим иллюстрациям в атласах, но не реальному телу. Хронические проблемы с обеспечением кафедр трупным материалом соседствуют с кардинальными изменениями в штатном расписании. Были сокращены ставки учебно-вспомогательного персонала в среднем до одной единицы лаборанта на кафедру, полностью уничтожен институт препараторов. Обязанности препараторов фактически были возложены на профессорско-преподавательский состав. Все это вкупе с выраженной бюрократизацией учебного процесса во многом способствует снижению качества обучения студентов на кафедрах анатомии, что выражается в регрессе накопления фундаментальных знаний студентами медицинских вузов и факультетов.
Что делать?
Извечный вопрос, заданный русским философом Н.Г. Чернышевским в 1862 году не дает покоя и в среде преподавателей анатомии XXI века. В первую очередь следует прекратить реформирование учебного процесса. Проводимые реформы зачастую носят не более чем декларативный характер и не затрагивают существенные стороны содержания и обеспечения преподавательской деятельности. Базы кафедр морфологического профиля остаются на уровне конца XX столетия, наблюдается рост числа студентов и сокращение штатных единиц преподавателей. В таких условиях движение вперед невозможно. Фундаментальная медицинская анатомия должна сопровождать клинические достижения. Таким образом, морфологическим дисциплинам нужны не реформы, со всеми проявлениями русского катастрофизма, но постепенная эволюция в соответствии с современным состоянием клиники. Сейчас часто можно слышать мнение, что анатомия человека, как дисциплина, должна быть интегрирована в клинику. Это не верно. Студенту первых трех курсов сложно адекватно воспринимать и интерпретировать клиническую информацию без должной теоретической базы. Поэтому более целесообразно интегрировать клинику в анатомию. Как вариант решения проблемы может быть изменение учебного плана в преподавании анатомии человека. В настоящее время изучение анатомии на лечебном факультете проводится в трех первых семестрах. На освоение дисциплины в среднем учебным планом предусмотрено 360 часов, из них 216 часов контактных. Соответственно в каждом из трех семестров выделено 72 часа на аудиторную работу. Можно рассмотреть вариант изменения плана аудиторных занятий на факультете и выделить два блока в преподавании анатомии. Первый блок — «Общая анатомия» будет занимать первый год обучения и составит 144 часа. В процессе выполнения данного блока студенты будут осваивать общие принципы строения тела человека по соответствующим системам от костной до нервной, без излишней детализации. По завершении второго семестра должна быть предусмотрена итоговая аттестация в виде экзамена. Высвободившиеся таким образом 72 часа следует перенести на четвертый курс и представить в виде цикловых занятий по частной анатомии
(второй блок). В этом случае студенты будут мотивированы к детальному изучению строения отдельных органов, так как у них уже будет накоплен необходимый уровень базовых знаний по клиническим дисциплинам. Учебный план по частной анатомии следует координировать с требованиями клинических дисциплин, таких, как неврология и нейрохирургия, оториноларингология, офтальмология, факультетская терапия и хирургия. Такое распределение позволит не только более полно овладеть знаниями, но и высвободит часы, отводимые на изучение анатомии в соответствующих клинических дисциплинах. Изучение частных моментов анатомии человека требует от студентов значительных усилий, и для того, чтобы противостоять естественному нежеланию обучающихся углублять свои знания о строении тела человека, следует предусмотреть зачет в конце цикла. Без успешной аттестации по частной анатомии студент не должен быть допущен до сдачи экзамена по клинической дисциплине. Такой вариант учебного плана, не изменяя предусмотренное образовательным стандартом количество часов на дисциплину, позволит поддерживать знания анатомии студентами на протяжении четырех курсов обучения в университете и выживаемость базовых знаний определенно повысится. Кроме того, такой вариант обеспечит интеграцию базовых и клинических кафедр, что также благотворно скажется на уровне знаний преподавателей.
Отдельно следует упомянуть о топографической анатомии и оперативной хирургии — дисциплине, представляющей собой своеобразную пропедевтику хирургии. Так как данная дисциплина изначально задумывалась ее создателем профессором Военно-медицинской академии Н.И. Пироговым как база для объяснения морфофункциональных причин возникновения ряда патологических состояний и разработки рациональных хирургических доступов и приемов для их устранения, она не должна отождествляться только с анатомией. С одной стороны, данная дисциплина готовит студентов к клиническим дисциплинам, обобщая и систематизируя сведения об анатомии отдельных органов и систем, с другой — дает необходимые знания для понимания современных способов хирургических вмешательств на отдельных органах человека и диагностических методов прижизненных исследований (магнитно-резонансная и компьютерная томография, ультразвуковое сканирование и проч.). Соответственно, будет целесообразно преподавать эту дисциплину как студентам, так и ординаторам. Для успешного выполнения данной задачи кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии должны быть в непрерывном контакте с кафедрами клинических дисциплин, что требует, как
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сапин М.Р. Анатомия человека — базовая наука в медицинском образовании. Медицинское образование и профессиональное развитие 2011; 2(4): 96-7.
2. Киясов А.П., Деев Р.В., Киясова Е.В. и др. Медицинское образование на перепутье дорог. Как шагнуть в будущее медицины и медицину будущего? Гены и Клетки 2017; ХП(2): 91-6.
3. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе. Проблемы современной науки и образования 2017; 2(84): 99-102.
4. Федоров С.П. Хирургия на распутье. Москва: изд-во Наркомз-драва РСФСР (тип. «Красная Пресня»); 1927.
5. Тонков В.Н. Избранные труды. Ленинград: Медгиз; 1959.
6. Николенко В.Н., Оганесян М.В., Кудряшова В.А. и др. Что может приблизить преподавание анатомии к потребностям практической медицины? Современные проблемы науки и образования, 1лП;р://\ммм. 8с1епсе-еСисаШп.ги/ги/аП;ю1е/у1еш?й=26477.
постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, так и оснащения учебного процесса [7, 8]. В настоящее время есть примеры успешной работы преподавателей топографической анатомии и оперативной хирургии на постдипломном этапе. Так, в ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России успешно проводятся занятия по топографической анатомии и оперативной хирургии с ординаторами по специальности «Офтальмология». Углубленное изучение топографической анатомии области глазницы и отработка основных практических навыков на трупном материале обусловлено сложностью топографии органа зрения. Использования виртуальных тренажеров в данной области практически невозможно [9]. В некоторых случаях фиксированный трупный материал может быть заменен на натуральные препараты соответствующих областей тела. Так, уже существуют методики отработки практических навыков зондирования в оториноларингологии на полимерно-бальзамированных препаратах [10]. Таким образом можно подготовить любую область тела в соответствии с тем или иным направлением подготовки: грудь, живот, таз и т. д.
Применение современных способов преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии на постдипломном этапе обучения специалистов (профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки) будет способствовать формированию пространственного представления о взаимоотношениях анатомических структур, что значительно повысит уровень подготовки специалистов отечественной медицины. Конечно, на первом этапе оснащение кафедр соответствующими наглядными пособиями и оборудованием будет сопряжено с немалыми материальными вложениями, но последующие текущие затраты будут минимальны, а практическая польза очевидна.
Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что базовые морфологические дисциплины в современном медицинском образовании должны находиться в постоянном взаимодействии с клиникой, а не оставаться сугубой преференцией студентов первых курсов медицинских вузов.
Конфликт интересов
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов
Благодарности
Работа выполнена при поддержке Гоанта Президента РФ МД-3316.2014.7 для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук в области знания «Медицина».
7. Головнев В.А., Волков А.В., Рынгач Г.М. и др. Качество подготовки врача на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии, проблемы и перспективы. Journal of Siberian Medical Sciences, https:// cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-podgotovki-vracha-na-kafedre-operativnoy-hirurgii-i-topograficheskoy-anatomii-problemy-i-perspektivy.
8. Мартынова Н.А., Кузьмин А.Г., Аликберова М.Н. и соавт. Медицинские тренажеры как базис для отработки хирургических навыков. Здоровье и образование в XXI веке 2018; 20(1): 108-13.
9. Апрелев А.Е., Каган И.И., Ким В.И. Организация практической подготовки по офтальмохирургии на последипломном уровне в Оренбургской государственной медицинской академии. Медицинский вестник Башкортостана 2014; 9(2): 197-9.
10. Гайворонский И.В., Гайворонский А.В., Гайворонский А.И. и др. Инновационные технологии преподавания видеоэндоскопической анатомии в ринологии. Вестник Санкт-Петербургского университета 2009; 11(4): 297-301.
Поступила: 03.072018