УДК 799.322.2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
М.П. Питын, Ю.А. Брискин
Львовский государственный университет физической культуры, Львов, Украина Для связи с авторами: e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация:
Статья посвящена разработке и экспериментальной проверке программы усовершенствования теоретической подготовленности стрелков из лука на этапе начальной подготовки.
Авторская программа совершенствования теоретической подготовленности юных стрелков из лука для рассмотрения раздела «Гуманистические и социализирующие знания», включающего блок упражнений с использованием настольных учебно-развивающих игр, содержит отдельные средства: «Виды спорта в программе Игр Олимпиад», «Города - организаторы Игр Олимпиад», «Олимпийская история», «Сопоставление», «Квадрат», «Звезды стрельбы из лука Украины».
Эффективность авторской программы совершенствования теоретической подготовленности стрелков из лука на этапе начальной подготовки подтверждена возрастанием показателей спортсменов экспериментальной группы на 1,1-2,2 балла (р < 0,01) по сравнению с показателями контрольной группы. Эффективность предложенного подхода подтверждена также существенными изменениями теоретической подготовленности стрелков из лука экспериментальных подгрупп (56,1-69,6%, при р < 0,01), которые тренировались на разных объектах и имели условно отличные программы годичной подготовки.
Ключевые слова: теоретическая подготовленность, совершенствование, стрелки из лука, начальная подготовка.
IMPROVEMENT OF THEORETICAL PREPAREDNESS OF SPORTSMEN IN ARCHERY AT THE STAGE OF BASIC TRAINING M.P. Pityn, Y.A. Briskin
Lviv State University of Physical Culture, Lviv, Ukraine Abstract:
The article reviews experimental program of improvement of theoretical preparedness of archers at the stage of previous basic training. Author program includes block of exercises presented by intellectual games (direction of theoretical training «humanistic and socializing knowledge»). Represented games are: «Olympic sports», «Olympic cities», «Olympic history», «Famouse Ukrainian archers». Effect of author program for improvement of theoretical preparedness of archers at stage of previous basic training is proved by growth of results of sportsmen in experimental group for 1,1-2,2 points (p < 0,01) more than in control group. Effect of offered method is proved by changes in level of theoretical preparedness of archers in experimental groups (56,1-69,6%, p < 0,01), which trained at different sports bases so their training programs during season were different in some aspects.
Key words: theoretical preparedness, improvement, archers, basic training.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая подготовка - это педагогический процесс повышения уровня овладения спортсменами специальными знаниями, необходимыми для успешной спортивной деятельности в избранном виде спорта [1]. Вопросы теоретической подготовки в спорте частично освещены в научно-методической литературе [3, 4, 5]. В большом количестве исследований подчеркивается важность ис-
пользования таких традиционных средств теоретической подготовки, как лекция, беседа, самостоятельная работа с литературой [1, 6, 7, 8].
Специалистами фехтования установлено, что в процессе многолетнего совершенствования наблюдается постепенное увеличение значимости формирования общих теоретических знаний от среднего до высокого уровня. Установлено, что образованность фехтоваль-
щиков по теории выбранного вида спорта на разных этапах многолетней подготовки не соответствует требованиям системы подготовки
[2, 5, 9].
Вопрос совершенствования средств и качества передачи информации в теоретической подготовке спортсменов в стрельбе из лука в научно-методической литературе не рассматривался [8]. Это формирует актуальность исследований по совершенствованию средств и методов теоретической подготовки с первых лет тренировки спортсменов, то есть с этапа начальной подготовки.
Связь с научными темами и планами. Исследование выполнено в соответствии с темой 2.8 «Совершенствование подготовки спортсменов в отдельных группах видов спорта» Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг. и темы «Основы теоретической подготовки в спорте» Львовского государственного университета физической культуры на 2013 - 2017 гг.
Цель исследования:: разработать и экспериментально проверить программу совершенствования теоретической подготовленности стрелков из лука на этапе начальной подготовки.
Методы исследования:: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы и всемирной сети Интернет, сравнение, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования.. К участию в педагогическом эксперименте были привлечены 34 спортсмена, занимающихся стрельбой из лука на этапе начальной подготовки в детско-юношеских спортивных школах г. Львова. Из них 18 входили в экспериментальную, а 16 - в контрольную группу. На каждой из трех организационно-экспериментальных баз (Спортивная школа Вооруженных Сил Украины, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Электрон» и комплексная детско-юношеская спортивная школа «Динамо») две экспериментальные подгруппы по три спортсмена еженедельно однократно занимались по ав-
торской программе в течение 12-25 мин. на протяжении периода с 4.02. по 11.03.2013 г. В зависимости от формы игры спортсмены соревновались на время или количество правильных ответов, а в игре «Квадрат» - и на количество правильных ответов, и на время. Каждая игра сопровождалась краткими теоретическими сведениями. Для контрольной группы (16 спортсменов) комплектация подгрупп возлагалась на тренеров, для которых были разработаны информационные материалы аналогичного авторской программе содержания. До и после педагогического эксперимента было проведено определение уровня теоретической подготовленности стрелков из лука и их сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение. В мировой педагогике игра рассматривается как соревнование, где действия участников ограничены определенными условиями-правилами [10, 11].
В процессе игры реализуется ряд задач. Они касаются, в основном, освоения правил поведения и роли в них социальных групп (мини-модели общества), рассмотрения возможности отдельных групп, коллективов в миниатюре; приобретения навыков совместной коллективной деятельности; отработки индивидуальных характеристик учащихся, необходимых для достижения поставленных игровых целей; формирования коллективных традиций.
В исследовании впервые осуществлена адаптация игрового метода и средств его реализации в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука, в частности в теоретической подготовке на этапе начальной подготовки. Мы полагаем, что в дальнейшем это даст возможность учитывать специфическую направленность теоретической подготовки на формирование теоретических знаний, которые в дальнейшем выступают основой для овладения техникой, тактикой избранного вида спорта и др. [12].
Значение феномена педагогической игры заключается в сочетании развлечения и обучения. Она может широко использоваться и иметь различное место и формы представления:
• как самостоятельные элементы в технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элемент более общей технологии;
• как урок или его часть (введение, контроль);
• как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу
Таблица 1 - Программа совершенствования теоретической подготовленности спортсменов в стрельбе из лука на этапе начальной подготовки
1-е тренировочное занятие (20-25 минут)
1 «Виды спорта в программе Игр Олимпиад»
2 В алфавитном порядке составить правильную последовательность изображений видов спорта, представить их краткую характеристику. Определяется один победитель или команда, которая быстрее и качественнее справилась с заданием.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно увеличение количества команд). Участникам раздаются отдельные компоненты игры, которые расположены в случайном порядке. Спортсменам также представлен конечный обобщенный вариант. Одновременно участники получают краткую теоретическую информацию.
4 При одинаковом результате участники получают дополнительные вопросы.
2-е тренировочное занятие (20-25 минут)
1 «Города-организаторы Игр Олимпиад»
2 Необходимо в хронологическом порядке правильно составить изображение с указанием основных эмблем Игр Олимпиад разных лет, при этом дается краткая характеристика городов-организаторов и, частично, особенности проведения указанных соревнований. Команда победитель определяется по скорости и качеству выполнения задания.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно увеличение количества команд). Участникам в произвольном порядке раздается одинаковое количество компонентов игры. Спортсменам представлен конечный обобщенный вариант. Параллельно участники получают краткую теоретическую информацию, которая не препятствует действиям команд.
4 При одинаковом результате участники получают дополнительные вопросы.
3-е тренировочное занятие
1 «Олимпийская история»(15-20 минут)
2 Необходимо составить целостное изображение, на котором присутствуют элементы олимпийской тематики. Определяется один победитель или команда, которая быстрее и качественное справилась с задачей и охарактеризовала каждый из элементов целостного изображения.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно изменение количества команд и индивидуальный зачет). Перед участниками в произвольном порядке располагаются компоненты игры. Им также представлен конечный целостный вариант. Параллельно участники получают короткую теоретическую информацию с раскрытием и характеристикой изображений.
4 При одинаковом результате участники получают дополнительные вопросы.
4-е тренировочное занятие (15-20 минут)
1 «Сопоставление»
2 Необходимо найти взаимосвязь между тремя компонентами игры: изображение спортсмена (фотография), фамилия и краткая информация о достижениях спортсмена. Победителем становится команда или спортсмен, которые быстрее справились с заданием и качественно охарактеризовали личность каждого из спортсменов.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно изменение количества команд и индивидуальный зачет). Участникам раздаются компоненты игры. В хаотичном порядке расположены фотографии известных спортсменов, их фамилии, имена и краткая информация о спортивных достижениях (всего 11 спортсменов). Параллельно, после удачного сопоставления, участники получают дополнительную краткую информацию о предлагаемых спортсменах.
4 При одинаковом результате участники получают дополнительные вопросы.
5-е тренировочное занятие
1 «Квадрат» (12-15 минут)
2 Необходимо правильно ответить на поставленные ведущим вопросы, фиксируя при этом ответы в своем поле ответов (квадрате). Победителем считается та команда или спортсмен, которые быстрее и более качественно справились с заданием и обосновали свой ответ.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно изменение количества команд или участников). Участникам раздаются карточки с изображением квадрата (окрашенного в один или несколько цветов), в котором находятся слова, которые читаются сверху вниз, слева направо, справа налево, по диагонали.
4 Участники должны предоставить как можно большее количество правильных ответов или использовать на это меньше времени. Команды и спортсмены соревнуются последовательно или друг с другом.
6-е тренировочное занятие
1 «Звезды стрельбы из лука Украины» (10-15 минут)
2 Необходимо правильно и быстро составить правильное изображение. Победителем является команда, которая быстрее и качественнее справилась с заданием.
3 Игра начинается с формирования двух команд (возможно увеличение количества команд). Участникам раздаются компоненты игры (на одного спортсмена предусмотрен полный комплект игры), расположенные в хаотичном порядке. Спортсменам также представлен конечный обобщенный вариант. Параллельно участники получают короткую теоретическую информацию о выдающихся стрелках из лука Украины.
4 При одинаковом результате участники получают дополнительные вопросы.
Примечания: 1 - название игры, 2 - содержание игры, 3 - условия проведения, 4 - организационно-методические указания
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенными отличиями - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Обобщение научно-методической литературы разрешило выделить основные функции игр: социокультурную, самореализационную, коммуникационную, диагностическую, игро-терапевтическую, развлекательную [13]. В зависимости от гибкости, динамичности, творческого подхода, регламента ролевых действий, правил и содержания игры делятся на группы: творческие игры (сюжетно-ролевые, конструкторские, со свободным развитием сюжета, игры-шутки, игры-развлечения), игры по определенным правилам (двигательные, хороводные, спортивные, настольные). Разнообразные настольные игры относятся к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых - научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Рассматривая настольные игры в культурно-историческом аспекте, следует отметить их древнее возникновение и основную направленность влияния настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности. В то же время не отрицается использование этих средств в подготовке спортсменов на этапах начальной и предварительной базовой подготовки [15].
Система знаний по олимпийскому образованию была переложена нами в качестве основы авторской программы как компонента раздела «Гуманистические и социализирующие знания» теоретической подготовки спортсменов на этапе начальной подготовки (табл. 1). С целью определения теоретической подготовленности стрелков из лука нами были проведены первичное и повторное, по завершении педагогического эксперимента, педагогическое наблюдение, определение уровня теоретической подготовленности, а также сравнение их результатов в экспериментальной и контрольной группах (табл. 2.) для определения объективных изменений в уровне знаний спортсменов. Учитывая количественный состав контингента и специфику требований к педагогическим исследованиям в отрасли физической культуры и спорта, расчет достоверности различий проводился с использованием методов математической статистики, в частности непараметрического и-критерия Манна-Уитни. Таким образом, на этапе начальной подготовки имеющийся уровень осведомленности спортсменов экспериментальной группы по истории зарождения и развития стрельбы из лука до и после внедрения авторской программы составил, соответственно, 1,2 и 2,3 балла. Это соответствовало на исходном этапе низкому уровню, а по завершении педагогического эксперимента - уровню ниже среднего. Теоретическая подготовленность стрелков из лука по вопросам соревновательной деятельности находилась на уровне ниже среднего (1,9 балла), а после внедрения
Таблица 2 - Изменения теоретической подготовленности стрелков из лука на этапе начальной подготовки
Блоки знаний ЕГ (п=18) и , эмп' р КГ (п=16) и , эмп Р Достоверность различий ЭГ и КГ
до ПЭ (балы) после ПЭ (балы) до ПЭ (балы) после ПЭ (балы) до ПЭ после ПЭ
История зарождения и развития стрельбы из лука 1,2 2,3 34,5 <0,01 1,4 1,5 120,0 >0,05 115,5 >0,05 48,5 <0,01
Соревновательная деятельность 1,9 3,7 45,0 <0,01 1,8 1,8 134,0 >0,05 124,0 >0,05 37,0 <0,01
Техника стрельбы из лука 2,9 3,0 127,0 >0,05 3,0 3,0 142,0 >0,05 132,0 >0,05 143,5 >0,05
Олимпизм 2,4 4,6 12,5 <0,01 2,6 2,6 140,0 >0,05 113,5, >0,05 23,0 <0,01
Х 2,1 3,4 - 2,2 2,2 - - -
Примечания: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, ПЭ - педагогический эксперимент, Uкр (п = 18) = 95, при р <0,05; 76, при р <0,01; икр (п = 16) = 83, при р <0,05; 66, при р <0,01
авторской программы составила 3,7 балла. Осведомленность относительно техники в стрельбе из лука до и после внедрения авторской программы можно отнести к высокому уровню (2,9 и 3,0 балла соответственно). Теоретическая подготовленность спортсменов по вопросам олимпийского образования (Олимпизма) в начале педагогического эксперимента находилась на уровне ниже среднего (2,4 балла), а после внедрения авторской программы составила 4,6 балла - средний (надлежащий) уровень. Стоит отметить, что на этапе начальной подготовки стрелков из лука во всех случаях, за исключением блока «Техника стрельбы из лука», зафиксированы существенные положительные изменения (р<0,05) уровня теоретической подготовленности. Что касается контрольной группы, то отсутствие существенных изменений в уровне теоретической подготовленности спортсменов позволяет констатировать невысокую эффективность использования традиционных методов и средств теоретической подготовки. Так, оценка знаний истории зарождения и развития стрельбы из лука составила 1,4 и 1,5 балла соответственно, что соответствует уровню ниже среднего до и после использования в тренировочном процессе авторской программы теоретической подготовки. Результаты по разделу «Соревновательная деятельность» также относятся к уровню ниже среднего (1,8 и 1,8 балла). Полученные данные подтвердили предыдущие наши предположения о необходимости изменения методологических основ реализации теоретической подготовки спортсменов, в частности в стрельбе из лука. Стоит отметить, что в контрольной группе также не произошло существенных сдвигов по информационным темам, связанным с техникой стрельбы из лука и олимпийским образованием. В обоих случаях уровень осведомленности остался неизменным - высоким (3,0 балла) для блока «техника стрельбы из лука» и ниже среднего (2,6 балла) - для олимпийского образования. Заметим, что в учебно-тренировочном процессе стрелков из лука на этапе начальной подготовки основное внимание уделяется технике и технической подготовке. Собствен-
но, этим мы можем объяснить высокий уровень осведомленности спортсменов как экспериментальной, так и контрольной групп на исходном этапе определения теоретической подготовленности. В связи с этим в авторской программе акценты были сделаны не на технике выполнения выстрела, а, в основном, на информационных темах из раздела «Гуманистические и социализирующие знания». Таким образом, спортсмены экспериментальной группы продемонстрировали надлежащий уровень образованности по соревновательной деятельности, технике стрельбы из лука и олимпизму. Уровень же образованности относительно блока теоретических знаний, связанных с историческими аспектами развития вида спорта, был ниже среднего. Что касается контрольной группы, то надлежащий уровень теоретической подготовки спортсмены продемонстрировали только в блоке «Техника стрельбы из лука». Уровень образованности относительно других блоков знаний указывает на существенно более низкий уровень подготовленности. Обобщенный уровень теоретической подготовленности спортсменов экспериментальной группы после педагогического эксперимента находился в пределах надлежащего и среднего уровней. В то же время теоретическая подготовленность спортсменов контрольной группы - ниже среднего уровня. Результаты исследования позволяют констатировать, что уровень знаний в экспериментальной группе повысился по большинству информационных тем на 1,1-2,2 балла относительно начального уровня (р<0,01). В контрольной же группе прирост результатов был минимальным (0,1 балла) либо отсутствовал. В целом, между представителями экспериментальной и контрольной групп наблюдаются различия по результатам исходного (0,1-0,2 балла) и заключительного (0,8-2,0 балла) педагогического наблюдения. При этом на заключительном этапе они были достоверными (р<0,01) в отличие от исходного уровня (р>0,05). Исключение составили лишь результаты теоретической подготовленности по тематике техники стрельбы из лука, в которых не выявлены существенные изменения.
Кроме сравнения результатов исследования между спортсменами контрольной и экспериментальной групп, нами также проведено изучение изменений в границах отдельных подгрупп. Это связано с необходимостью определения действенности подходов, используемых в авторской программе, в условиях различных вариантов организации учебно-тренировочного процесса стрелков из лука на этапе начальной подготовки. Предложенный анализ результатов педагогического эксперимента не предусматривал дифференциацию содержания теоретической подготовленности стрелков из лука. Его целью было определить общие тенденции в теоретической подготовленности в условиях использования авторской программы и традиционных средств теоретической подготовки стрелков из лука на этапе начальной подготовки (табл. 3). При расчете результатов экспериментальной проверки авторской программы совершенствования теоретической подготовки стрелков из лука на этапе начальной подготовки мы исходили из максимально возможного количества верных ответов, что в абсолютном показателе могло составить 26,5 баллов. Отметим, что в нашем исследовании ни одному из спортсменов не удалось показать максимальный результат теоретической подготовленности. Это указывает на то, что контроль теоретической подготовленности и бланк опроса составлен с учетом уровня спортивного мастерства и принципа моти-вационной доступности информации в контингенте спортсменов [6, 7]. В результате педагогического эксперимента по использованию авторской программы совер-
шенствования теоретической подготовленности (раздел «Гуманитарные и социализирующие знания») спортсмены экспериментальной группы существенно улучшили свой уровень знаний. Приросты составили от 4,6 балла, 56,1%, р <0,01 (КДЮСШ «Динамо») до 5,8 балла, 69,6, р <0,01 (ВСУ СКА). Средний прирост результатов в экспериментальной группе составил 5,3 балла, 63,0% при р <0,01. В контрольной же группе на всех организационно-экспериментальных базах спортсмены фактически повторили результаты исходного педагогического наблюдения (изменения составили 0,1-0,2 балла, 1,1-2,3% при р>0,05).
Анализ данных сравнения показателей стрелков из лука экспериментальной и контрольной групп показал, что исходный уровень теоретической подготовленности спортсменов был приблизительно одинаковым (р>0,05) среди спортсменов СДЮШОР «Электрон» и ВСУ СКА. Для КДЮСШ «Динамо» зафиксировано преобладание стрелков из лука контрольной над экспериментальной подгруппой, что составляло 0,6 балла, 7,4% (р<0,05). Можно предположить, что это обусловлено возрастом спортсменов, стажем занятий спортом, соревновательным опытом, методикой проведения учебно-тренировочных занятий. В то же время по завершении педагогического эксперимента ситуация изменилась в пользу представителей экспериментальной группы. Зафиксированы достоверно (р<0,01) лучшие результаты представителей этой группы - в КДЮСШ «Динамо» преимущество составило 4,1 балла, 47,6%, СДЮШОР «Электрон» - 5,7 балла, 63,3% и ВСУ СКА - 5,1 балла, 61,4%.
Таблица 3 - Изменения теоретической подготовленности стрелков из лука, представляющих различные спортивные школы
Название спортивной школ ы ЕГ (п=18) и , эмп' р КГ (п=16) и , эмп Р Достоверностьразличий ЭГ та КГ
до ПЭ (балы) после ПЭ (балы) до ПЭ (балы) после ПЭ (балы) до ПЭ после ПЭ
КДЮСШ «Динамо» п=6 (ЕГ), п=5 (КГ) 8,1 12,7 0,5 <0,01 8,7 8,6 15,5 >0,05 4,0 <0,05 0,0 <0,01
СДЮШОР «Электрон» п=6, (ЕГ), п=6 (КГ) 8,9 14,7 1,0 <0,01 9,1 9,0 14,0 >0,05 15,5 >0,05 0,0 <0,01
ЗСУ СКА п=6, (ЕГ), п=5 (КГ) 7,9 13,4 0,5 <0,01 8,1 8,3 11,5 >0,05 13,0 >0,05 0,0 <0,01
Х 8,4 13,7 - 8,7 8,7 - - -
Примечания: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, ПЭ - педагогический эксперимент, икр (п = 6) = 7, при р <0,05, 3, при р <0,01; икр (п = 5) = 4, при р <0,05, 1, при р <0,01
Полученные результаты целесообразно трактовать как результат изменения подходов к теоретической подготовке стрелков из лука на этапе начальной подготовки. Собственно, комплекс средств, предложенный нами, позволил более эффективно реализовать принципы доступности и соответствия. В сочетании с нетрадиционными для подготовки новичков способами подачи информации это и могло стимулировать качественное усвоение информации спортсменами экспериментальной группы.
Вместе с тем можно предположить, что средства и методы передачи информации, традиционно использовавшиеся тренерами в теоретической подготовке, нецелесообразно применять для стрелков из лука на этапе начальной подготовки.
Таким образом, впервые была теоретически обоснована и экспериментально проверена авторская программа совершенствования теоретической подготовленности спортсменов по разделу «Гуманитарные и социализирующие знания», включающая игровые средства формирования теоретической подготовленности стрелков из лука на этапе начальной подготовки: «Виды спорта в программе Игр Олимпиад», «Города-организаторы Игр Олимпиад», «Олимпийская история», «Сопоставление», «Звезды стрельбы из лука Украины», «Квадрат». Преимущества этих игр заключаются в полисенсорности, информативности, возможности вариативной корректировки сложности в соответствии с годами обучения, общей подготовленностью и др. Это позволяет рекомендовать предложенные средства и методы в теоретической подготов-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Теоретическая подготовка юных спортсменов : по-соб. для тренеров ДЮСШ / Ю.Ф. Буйлин, З.И. Знаменская, Ю.Ф. Курамшин и др. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 192 с.
2. Кузьменко, ГА. Теоретическая подготовка юных спортсменов в системе реализации задач интеллектуального развития личности / Г.А. Кузьменко // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 4. - С. 39-43.
3. Озолин, Н.Г. Спортсменам о спортивной тренировке. Н.Г. Озолин. - М. : ФиС, 1966. - 77 с.
4. Строкатов, В.В. Значение теоретических знаний для спортсменов в зависимости от их специализации /
ке начинающих спортсменов в различных группах видов спорта.
ВЫВОДЫ
Теоретическая подготовка стрелков из лука на этапе начальной подготовки должна предусматривать игровую направленность учебно-тренировочного процесса. В связи с этим в авторскую программу совершенствования теоретической подготовленности юных стрелков из лука, для рассмотрения раздела «Гуманистические и социализирующие знания» включен блок упражнений с использованием настольных учебно-развивающих игр, который содержит отдельные средства: «Виды спорта в программе Игр Олимпиад», «Города - организаторы Игр Олимпиад», «Олимпийская история», «Сопоставление», «Квадрат», «Звезды стрельбы из лука Украины». Эффективность авторской программы подтверждена повышением показателей спортсменов экспериментальной группы на 1,1-2,2 балла (р<0,01) по сравнению с показателями контрольной группы по разделам, которые формировали ее содержание. Эффективность предложенного подхода подтверждена также существенными изменениями теоретической подготовленности стрелков из лука экспериментальных подгрупп (56,1-69,6%, при р<0,01), которые тренировались на разных объектах и имели условно отличные программы годичной подготовки. Перспективы дальнейших исследований предусматривают изучение эффективности предложенных средств теоретической подготовки в системе многолетнего совершенствования спортсменов в различных группах видов спорта.
В.В. Строкатов // Актуальные вопросы спортивной медицины. - Киев, 1980. - С. 60-63.
5. Тышлер, Д., Фехтование. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. / Д. Тышлер, Тышлер Г. М. : ФОН. - 1995. - 159 с.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. / Л.П. Матвеев. - М. : Известия, 2001. - 334 с.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учеб. тренера высш. Квалификации / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 584 с.
8. Питын, М. П. Значимость компонентов теоретиче-
ской подготовки на ранних этапах многолетней подготовки в стрельбе из лука / М. П. Питын, Стец-кович Н.М., Хитров Е.И. // Вестник Запорожского национального университета. Серия: Физическое воспитание и спорт. - Запорожье. - 2012. - № 1 (7). - С. 248-254.
9. Pityn, M. Theoretical training in fencing: state and prospects of researches / M. Pityn, Briskin Y., Zadorozhna O. // Физическая активность, здоровье и спорт : науч. журнал. -Львов: ЛДУФК. - 2012. - № 3 (9). - С. 23-28.
10. Резников, ЮА Методика создания программы игровых занятий / ЮА Резников, Строкатов В.В., Турецкий Б.В. // Активные методы обучения при подготовке специалистов по физ. культуре и спорта: метод. реком. - Львов: ЛГУФК, 1988. - Т. 1. - С. 11-17.
11. Можаев, Э.Л. Игровая педагогика в профессиональном становлении специалистов по физической культуре / Э.Л. Можаев // Материал. III междунар. науч.-практ. конф. «Здоровье для всех». - Пинск : ПолесГУ 2011. - Ч. 1. - С. 167-170.
12. Максименко, И. Г. Интерактивные технологии в системе подготовки юных спортсменов / И. Г. Макси-
BIBLIOGRAPHY:
1. Theoretical training of young athletes: posob. dlja trenerov DJuSSh / Bujlin Ju.F., Znamenskaja Z.I., Kuramshin Ju.F. i dr. M.: Fizkul'tura i sport, 1981. 192 p.
2. Kuz'menko, G.A. Theoretical training of young athletes in the implementation of the tasks of intellectual development of the individual // Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e. 2011. № 4. 39-43 pp.
3. Ozolin, N.G.Athletes of sports training. M.: FiS, 1966. 77 p.
4. Strokatov, V.V. The value of theoretical knowledge for athletes depending on their specialization / / Aktual'nye voprosy sportivnoj mediciny. Kiev, 1980. 60-63 pp.
5. Tyshler, D., Tyshler G. Fencing. What athlete should know about technique and tactics. M.: FON, 1995. 159 p.
6. Matveev, L.P. The general theory of sport and its applications. M.: Izvestija, 2001. 334 p.
7. Platonov,V.N. The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications : ucheb. trenera vyssh. Kvalifikacii. Kiev: Olimpijskaja literatura, 2004. 584 p.
8. Pityn, M.P., Steckovich, N.M., Hitrov, E.I. The significance of the components of theoretical training at the early stages of long-term training in archery // Vestnik Zaporozhskogo nacional'nogo universiteta. Serija: fizicheskoe vospitanie i sport. Zaporozhe, 2012. № 1 (7). 248-254 pp.
9. Pityn, M. Briskin, Y. Zadorozhna, O. Theoretical training in fencing: state and prospects of researches //
менко // Вестник Черниговского государственного педагогического университета им. Т.Г Шевченко. Серия : Педагогические науки. Физическое воспитание и спорт. - Чернигов, 2011. - Вып. 91. - Т. 2. - С. 76-78.
13. Питын, М. Игровой метод в теоретической подготовке стрелков из лука на этапе начальной подготовки / М. Питын // Вестник Прикарпатского университета. Серия: Физическая культура. - Ивано-Франковск, 2012. - Вып. 16. - С. 95-101.
14. Питын, М. Модель игрового средства формирования знаний по олимпийскому образованию в теоретической подготовке стрелков из лука на ранних этапах подготовки / М. Питын, Н. Стецкович, А. За-дорожная // Физическая культура, спорт и здоровье нации : Сб. науч. трудов. Винница, 2012. - Вып. 14. - С. 92-99.
15. Келлер, В.С., Теоретико-методические основы подготовки спортсменов: учеб. пособие. / В. С. Келлер, В.Н. Платонов / Львов : Украинская Спортивная Ассоциация. -1992. - 269 с.
16. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1977. 271 с.
Fizicheskaja aktivnost', zdorovte i sport: nauch. zhurnal. L'vov: LDUFK 2012. № 3 (9). 23-28 pp.
10. Reznikov, Ju.A. Strokatov, V.V., Tureckij, B.V. Methods of creating programs gaming sessions // Aktivnye metody obuchenija pri podgotovke specialistov po fiz. kul'ture i sporta: metod. rekom. L'vov: LGUFK, 1988. T. 1. 11-17 pp.
11. Mozhaev, Je.L. Games pedagogy in the professional development of specialists in physical culture // Material. III mezhdunar. nauch-prakt. konf. «Zdorov'e dlja vseh». Pinsk: PolesGU 2011. Ch. I. 167-170 pp.
12. Maksimenko, I.G. Interactive technologies in the training of young athletes // Vestnik Chernigovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. T.G. Shevchenko. Serija: Pedagogicheskie nauki. Fizicheskoe vospitanie i sport. Chernigov, 2011. Vyp. 91. T. 2. 76-78 pp.
13. Pityn, M. The gaming method of theoretical training in archery at the stage of initial training / / Vestnik Prikarpatskogo universiteta. Serija: Fizicheskaja kul'tura. - Ivano-Frankovsk, 2012. Vyp. 95-101 pp.
14. Pityn, M. Steckovich, N. Zadorozhnaja, A. Model gaming means of building knowledge on Olympic education in theoretical training archers in the early stages of preparation // Fizicheskaja kul'tura, sport i zdorov'e nacii: Sb. nauch. trudov. Vinnica, 2012. Vyp. 14. 92-99 pp.
15. Keller, V.S., Platonov, V.N. Theoretical and methodological basis of preparation of athletes: ucheb. posobie. L'vov: Ukrainskaja Sportivnaja Associacija, 1992. 269 p.
16. Matveev, L.P. Fundamentals of sports training. M.: FiS, 1977. 271 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Питын Марьян Петрович - кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент кафедры теоретико-методических основ спорта Львовского государственного университета физической культуры Брискин Юрий Аркадьевич - доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой теоретико-методических основ спорта Львовского государственного университета физической культуры