Научная статья на тему 'Анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта'

Анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПОДГОТОВКА / ARCHERY / COMPETITION PROGRAM / TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова Любовь Викторовна

В статье представлен анализ соревновательных выступлений стрелков из лука. Дан ретроспективный анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта: стрельба пулевая, стендовая, из лука, из арбалета. Определена длительность соревновательного периода, дана примерная структура тренировочных нагрузок юных и высококвалифицированных стрелков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасова Любовь Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the analysis of competitive performances of archers is presented. The retrospective analysis of competitive programs in shooting kinds of sports is given: rifle shooting, bench, archery, crossbow. Duration of the competitive period is certain, the provisional structure of training loads juvenile and highly skilled archers is given.

Текст научной работы на тему «Анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта»

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРЕЛКОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Л.В. ТАРАСОВА, ВНИИФК

Аннотация

В статье представлен анализ соревновательных выступлений стрелков из лука. Дан ретроспективный анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта: стрельба пулевая, стендовая, из лука, из арбалета. Определена длительность соревновательного периода, дана примерная структура тренировочных нагрузок юных и высококвалифицированных стрелков.

Ключевые слова: стрельба из лука, соревновательная программа, подготовка.

Abstract

In article the analysis of competitive performances of archers is presented. The retrospective analysis of competitive programs in shooting kinds of sports is given: rifle shooting, bench, archery, crossbow. Duration of the competitive period is certain, the provisional structure of training loads juvenile and highly skilled archers is given.

Key words: archery, competition program, training.

Высокий уровень конкуренции в спортивной стрельбе на международной арене предъявляет особые требования ко всем аспектам подготовки спортсменов. Возможности улучшения мировых достижений в спорте за счет непрерывного возрастания объема и интенсивности тренировочных нагрузок небезграничны, поэтому актуальным является определение путей раскрытия и рационального использования потенциальных физических возможностей организма спортсмена. Юные стрелки достаточно рано достигают высоких спортивных результатов, однако удержать их не представляется возможным.

В современных условиях достижение спортсменами высоких спортивных результатов невозможно без комплексной оценки уровня функционального состояния. По мнению авторов (В.Е. Меркулов, 1974; Б.Н. Шеламов, 1986; Л.В. Тарасова, 1986; С.Н. Качурина,1994; Е.А. Лу-кунина, 2000; И.А. Зозулина, 2001 и др.) отмечено, что

результативность стрелка из лука в значительной степени зависит от уровня его физической подготовленности. В частности, одним из важных критериев физической подготовленности стрелка считается уровень развития мышечной силы и специальной выносливости. Наиболее вероятной причиной отрицательного влияния физической нагрузки на точность стрельбы является рост амплитуды колебаний оружия в момент прицеливания. Учитывая рост соревновательных нагрузок в стрелковых видах спорта, актуальным является выявление факторов, лимитирующих работоспособность стрелков из лука.

Отмечено, что динамика соотношений общей физической подготовки к общему количеству выстрелов в год за последние несколько лет имеет тенденцию к изменению. Общий процент ОФП снижается за счет увеличения специальной работы стрелка с оружием (рис.1).

С

□ ОФП

—Работа с оружием

Рис. 1. Динамика соотношения ОФП и технической подготовки у стрелков из лука

Анализ соревновательных выступлений стрелков из лука в зимней программе показывает, что среди мужчин и женщин, специализирующихся в классическом и блочном луке, только от 6% спортсменов выполняют норматив МСМК, 75% спортсменов выполняют норматив МС и КМС, причем основная масса (41,2%) стреляет на уровне норматива КМС (рис. 2, 3).

Спортсмены, специализирующиеся в классическом луке, в летней программе выступлений на ЧР показыва-

ют худший результат, чем в зимней программе. Анализ выступлений мужчин свидетельствует о том, что из 16 МСМК ни один не подтвердил соответствующего звания. Звание МС подтверждается только на 22,2%. Звание КМС подтверждается на 34%, а основная масса спортсменов (42,8%) стреляет на уровне I разряда (рис. 4, 5).

У женщин также низкие результаты выступлений на летнем ЧР. Так, звание МСМК подтверждают толь-

СЯ

1

40 20 0 J

□ Мужчины, звание □ Муж., выполнено

40 20 0 J

МСМК

□ Женщины, звание □ Жен., выполнено

Рис. 2. Анализ выступлений стрелков из лука (мужчины), зимняя программа

Рис. 3. Анализ выступлений стрелков из лука (женщины), зимняя программа

30 20 Н 10 0 J

А

МСМК МС KMC I разряд

□ Мужчины, звание □ Муж., выполнено

Рис. 4. Анализ выступлений стрелков из лука (мужчины), летняя программа

40 20 0 J

Л

МСМК МС KMC I разряд

□ Женщины, звание □ Жен., выполнено

Рис. 5. Анализ выступлений стрелков из лука (женщины), летняя программа

ко 1,5% лучниц, звание МС - 34,9%, а 25,3% стреляют на уровне I разряда.

Спортсмены, специализирующиеся в блочном луке, показывают лучший результат в летней программе ЧР. Так, у мужчин звание МСМК подтверждается на 2,7% больше. У женщин, наоборот, подтверждение МСМК снижено на 2,7%. Звание МС, как у мужчин, так и у женщин, снижено на 8%. У женщин наблюдается высокий процент (35,1) подтверждения звания КМС, тогда как у мужчин эти показатели снижены на 2,7%. Большое количество спортсменов (5,4%) стреляет на уровне I разряда.

Анализ выступлений высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в стрельбе из лука, позволяет сделать заключение, что из общего количества спортсменов, принимающих участие в спортивных соревнованиях уровня ЧР, 39,5% не выполняют имеющихся званий. Подтверждение звания МСМК лучниками, специализирующимися в классическом и блочном луке, снижено на 16,1%, а звание МС - на 6,2%.

Проведенные комплексные обследования позволяют отметить, что у 60% стрелков высокой квалификации становая сила ниже нормы. Свыше 70% спортсменов имеют замедленное восстановление пульса после стандартной тестирующей нагрузки. Оценка психофункциональной работоспособности показывает повышение утомляемости спортсменов. Причинами этих нарушений является слабая физическая подготовка. Во время выполнения статической нагрузки происходит истощение нервно-мышечного аппарата, усиление тормозных процессов, в результате этого нарушается координация движений.

Анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта

Участие в соревнованиях является серьезной проверкой всех сторон подготовленности спортсменов. Соревновательная обстановка создает особый эмоциональный фон, усиливающий воздействие функциональных возможностей организма за счет внутренних резервов. В зависимости от целевого назначения соревнования подразделяются на главные или основные, цель участия в которых - достижение победы или завоевание более высоких мест. Спортсмены и команды ориентируются на достижение максимальных результатов, полную мобилизацию своих функциональных возможностей; отборочные соревнования, по результатам которых комплектуют команды и отбирают участников для главных соревнований; контрольные соревнования, посвященные знаменательным датам, утвержденные различными государственными и общественными организациями, и др.

Анализ календарного плана спортивных мероприятий позволил выявить, что в пулевой стрельбе общее количество соревнований высококвалифицированных спортсменов составляет 24 соревнования в году. Из них -12 международных, среди которых - 1 чемпионат Европы, чемпионат мира и 5 этапов Кубка мира. Из 12 соревнований российского значения - 4 чемпионата России,

2 Кубка России. Причем основной соревновательный сезон начинается в марте и заканчивается в ноябре. Удельный вес соревновательного сезона составляет 15 соревнований международного и российского значений.

У юных спортсменов, специализирующихся в пулевой стрельбе, общее количество составляет 22 соревнования

ІШ)

в году. Из них - 13 международных, в которые входят Юношеские Олимпийские игры, первенство Европы, первенство мира. Из 9 соревнований российского значения

6 первенств России. Основной соревновательный сезон начинается в марте и заканчивается в октябре. Удельный вес соревновательного сезона составляет 17 соревнований международного и российского значений.

В стендовой стрельбе общее количество соревнований высококвалифицированных спортсменов составляет 22 соревнования в году, из которых 7 международных. Международные соревнования включают 5 кубков мира, 1 чемпионат мира, чемпионат Европы. Из 15 соревнований российского значения - 10 этапов Кубка России и 2 чемпионата России. Основной соревновательный сезон начинается в апреле и заканчивается в октябре. Удельный вес соревновательного сезона составляет 20 соревнований международного и российского значений.

У юниоров запланировано 8 соревнований в году, из которых 5 международных, куда входит первенство Европы и первенство мира. Из соревнований российского значения - 2 первенства России. Соревновательный сезон начинается в марте и заканчивается в сентябре.

В стрельбе из лука 16 соревнований в году, из которых 11 международных. Международные соревнования включают 4 кубка мира, 2 чемпионата Европы, а из соревнований российского значения - 3 чемпионата России и 2 кубка России. Основной соревновательный сезон начинается в апреле и заканчивается в начале октября. Удельный вес основного соревновательного сезона составляет 12 соревнований международного и российского значений.

У юниоров 11 соревнований в году, из которых - Юношеские Олимпийские игры, 2 кубка Европы, 1 первенство Европы, а из соревнований российского значения -

3 первенства России. Основной соревновательный сезон начинается с конца апреля и заканчивается в октябре.

В стрельбе из арбалета количество соревнований значительно меньше, всего 6, из них в 4-х принимает участие полевой дивизион, а в 2-х участвует матчевый дивизион. Длительность соревновательного периода составляет

7 месяцев в году, с конца февраля до начала сентября. Длительность учебно-тренировочных мероприятий составляет в соревновательном сезоне от 10 дней, а в некоторых случаях - до 20 дней.

Анализ соревновательных программ в стрелковых видах спорта свидетельствует о том, что основной соревновательный период начинается с марта по ноябрь и длится в течение 9 месяцев. Длительность соревновательного периода предполагает участие спортсменов в соревнованиях в течение всего года. Причем цикличность соревнований в течение 4-7 дней сменяется кратковременными тренировочными мероприятиями длительностью от 7 до 14 дней. При этом уровень спортивной формы стрелков предполагает быть сравнительно высоким. Состояние спортивной формы стрелка должно изменяться незначительно, достигая своего пика многократно.

Начало соревновательного периода в стрелковых видах спорта начинается с января - февраля месяца. Характерная особенность начала соревновательного периода заключается в чередовании соревновательных стартов недельной продолжительности с учебно-тренировочными мероприятиями длительностью две недели. Особенно это отмечено в стендовой стрельбе.

Начало основного соревновательного сезона в пулевой стрельбе отмечено с середины марта, у стрелков из лука - с середины апреля, в стендовой стрельбе -с начала апреля. Число соревновательных стартов значительно увеличено. Характерная особенность основного соревновательного сезона заключается в ударном расположении соревновательных стартов, которые включают серию соревнований российского и международного значений. Причем соревновательные микроциклы заканчиваются главными стартами типа чемпионатов Европы, кубков мира и др. Учебно-тренировочные мероприятия сокращены до 7-10 дней между сериями основных соревновательных стартов.

Соревновательный период в стрелковых видах спорта имеет перманентный характер. Перманентная структура характеризуется длительным соревновательным периодом, на протяжении которого отдельные старты проводятся практически без промежуточных мезоцик-лов, направленных на повышение работоспособности спортсменов. Такая форма соревновательной подготовки характеризуется чередованием соревновательных микроциклов от 4 до 7 дней и тренировочных микроциклов -от 7 до 10-14 дней.

Однако в календарном плане четко прослеживается двухцикловое планирование. Особенно это отчетливо прослеживается в стрельбе из лука в соответствии с зимней и летней программой.

В стрельбе из лука первый соревновательный цикл начинается с середины февраля и длится до конца марта. Условно его можно отнести к подготовительному периоду. В зимнюю программу включены кубок, чемпионат России, чемпионат Европы. Чередование соревновательных микроциклов в сочетании с учебно-тренировочными мероприятиями сочетается в недельном режиме. С конца марта до середины апреля начинается переходный период к летней соревновательной программе.

У юных спортсменов, специализирующихся в стрельбе из лука, продолжительность соревновательного сезона более равномерна. Распределение соревновательных микроциклов сочетается с двухнедельными учебно-тренировочными мероприятиями. Причем зимняя соревновательная программа чередуется с учебно-тренировочными циклами в течение 20 дней.

Такая тренировочная программа дает возможность лучше подготовиться к выступлениям в зимней программе. Подготовительный период юных спортсменов должен быть направлен на улучшение всестороннего физического развития, повышение функциональных возможностей организма, тренировку технического мастерства.

Летняя соревновательная программа у лучников равномерно чередуется с недельными соревновательными

(шШ>

и двухнедельными учебно-тренировочными микроциклами. Такое распределение соревновательных и тренировочных нагрузок позволяет юным спортсменам в полной мере использовать восстановительные мероприятия после соревновательной нагрузки, плавно увеличивать интенсивность тренировочных средств, что способствует поддержанию спортивной формы на высоком уровне.

В пулевой стрельбе первый соревновательный цикл начинается с конца января до середины марта, причем переходный период к основному соревновательному сезону более сглажен и не имеет длительного перерыва, как в стрельбе из лука. Отличительной чертой подготовительного периода является длительность учебнотренировочных мероприятий в пределах двух недель между соревновательными микроциклами.

Основной соревновательный период также имеет цикл чередований ударных соревновательных микроциклов по два-три главных соревнования с учебно-тренировочными мероприятиями длительностью 7-12 дней.

Соревновательная программа юных спортсменов, специализирующихся в пулевой стрельбе, имеет более локальный характер, концентрируясь на 2-3-х основных спортивных мероприятиях на протяжении всего года. Однако учебно-тренировочные мероприятия между соревновательными нагрузками более пролонгированны по сравнению с высококвалифицированными спортсменами и имеют продолжительность от 14 до 17 дней. Этот вариант соревновательных нагрузок требует большой отдачи от юных спортсменов, умения волнообразно распределять свои силы в соответствии с поставленными задачами. Использование учебно-тренировочных мероприятий между соревнованиями должно быть направлено на повышение функциональных возможностей организма в сочетании с высокой интенсивностью тренировочных средств, поскольку концентрация соревновательных

микроциклов требует от юных спортсменов большого объема специальной работы.

В стендовой стрельбе подготовительный период начинается с конца февраля до конца марта. Как и в пулевой стрельбе, начало основного соревновательного сезона более сглажено и не имеет длительного перерыва. Соревновательные микроциклы в пределах 7 дней чередуются с учебно-тренировочными мероприятиями длительностью в две недели.

Основной соревновательный период имеет характерные соревновательные ударные микроциклы по 3-5 главных соревнований с перерывами на учебно-спортивные мероприятия в течение 10-14 дней.

У юных спортсменов, специализирующихся в стендовой стрельбе, чередование соревновательных микроциклов в сочетании с учебно-спортивными мероприятиями более равномерно. Продолжительность подготовительного периода с начала марта и основного соревновательного до октября не имеет четких границ. Чередование соревновательных микроциклов недельной продолжительности сменяется учебно-тренировочными мероприятиями длительностью от 6 до 10 дней. Тренировочная программа юных спортсменов, специализирующихся в стендовой стрельбе, относится к перманентному типу и дает возможность лучше подготовиться к следующим выступлениям.

Тренировка юных спортсменов должна включать полный арсенал средств, способствующих совершенствованию физического развития и технического мастерства, повышению функциональных возможностей организма.

Такое распределение соревновательных и тренировочных нагрузок позволяет юным спортсменам в полной мере увеличивать интенсивность тренировочных средств, что способствует поддержанию спортивной формы на высоком уровне.

Литература

1. Лукунина Е.А. Организация движений в системе «Стрелок - оружие»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2000. - 24 с.

2. Тарасова Л.В., Манханов З.С. Специальная работоспособность высококвалифицированных стрелков из лука // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. -С.41-43.

3. Садков А.Н. Стрелковая тренировка курсантов высших образовательных учреждений МВД России на основе моделирования условий и ситуаций оперативно-

служебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2009. - 24 с.

4. Стрельба из лука: программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2006. - 135 с.

5. Шестопалова Е.В. Использование стрелковых компьютерных тренажеров на этапе начального обучения стрельбе из пистолета: автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 2008. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.