Научная статья на тему 'Российский арбалетный спорт: современное состояние и пути развития'

Российский арбалетный спорт: современное состояние и пути развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1681
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБАЛЕТНЫЙ СПОРТ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / CROSSBOW SPORT / CURRENT STATE / PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сушко Анна Александровна

В статье предпринята попытка рассмотреть состояние российского арбалетного спорта и определить возможные пути его дальнейшего развития на основе анализа выступлений российских стрелков-арбалетчиков (матчевый дивизион) на международных соревнованиях 2006-2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сушко Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CROSSBOW SPORT: CURRENT STATE AND WAYS OF ITS DEVELOPMENT

In the article the attempt to review the state of Russian crossbow sport has been done. The possible ways of its further development have been defined on the basis of the analysis of the Russian crossbow shooters (match division) at the international competitions in 2006 2010.

Текст научной работы на тему «Российский арбалетный спорт: современное состояние и пути развития»

понравившиеся им удары (комбинации), которые можно будет использовать как основные мобильные действия. Если боксер хорошо освоит эти удары, он в любое время дня и ночи, в любом состоянии, в любой ситуации и из любого положения сможет результативно исполнить их.

Применение тренером в тренировочном процессе боксерских лап позволяет решать следующие задачи:

- лучше понимать методику освоения предлагаемого к изучению технического арсенала;

- одновременно обрабатывать два ударных поля (этажа) - голову и туловище;

- выделять акцентированные удары;

- держать в напряжении противника;

- регулировать энерготраты отработанными приемами и расслаблениями.

Литература

1. Навасардов А. Хорош удар - спасибо лапе // Бокс: ежегодник. - М.: ФиС, 1982. - С. 41-42.

2. Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. - М.: ФиС, 1984. - 143 с.

Стрельников Валерий Александрович, академик ПАНИ, МСМК по боксу, кафедра спортивных дисциплин ФФКСиТ БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 21-69-89. E-mail: [email protected]

Strelnikov Valery Aleksandrovich, academician of Peter’s Academy of Art and Sciences, world-class athlete in boxing, department of sport disciplines, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a. Tel.: 21-69-89. E-mail: [email protected]

Дуринов Aлeкcандp Евгеньевич, старший преподаватель кафедры СМИТ ФФКСиТ БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 21-69-89.

Durinov Aleksandr Evgenevich, senior teacher, department of sport management and tourism, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Tel.: 21-69-89.

Дашиев Александр Баирович, ассистент кафедры спортивных дисциплин ФФКСиТ БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а. Тел. 21-69-89.

Dashiev Aleksandr Bairovich, teaching assistant, department of sport disciplines, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a. Tel.: 21-69-89.

УДК 799.32

А.А. Сушко

РОССИЙСКИЙ АРБАЛЕТНЫЙ СПОРТ:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

В статье предпринята попытка рассмотреть состояние российского арбалетного спорта и определить возможные пути его дальнейшего развития на основе анализа выступлений российских стрелков-арбалетчиков (матчевый дивизион) на международных соревнованиях 2006-2010 г.

Ключевые слова: арбалетный спорт, современное состояние, проблемы развития.

A.A. Sushko

RUSSIAN CROSSBOW SPORT: CURRENT STATE AND WAYS OF ITS DEVELOPMENT

In the article the attempt to review the state of Russian crossbow sport has been done. The possible ways of its further development have been defined on the basis of the analysis of the Russian crossbow shooters (match division) at the international competitions in 2006 - 2010.

Keywords: crossbow sport, current state, problems of development

В настоящее время в международном арбалетном спорте культивируется два класса арбалетов. Первый - полевой (класс «филд») - используется как для спортивной стрельбы, так и для охоты, стрелы состоят из углепластика, со стальными наконечниками и пластмассовым

оперением. Второй класс представлен матчевым арбалетом (класс «матч»), стреляющим специальными болтами, он используется только в спортивных состязаниях. Соревнования проводятся в этих двух классах (дивизионах) арбалетов. В матчевом дивизионе спортсмены стреля-

ют с дистанций 10 и 30 метров. Из полевого арбалета стреляют в закрытых помещениях с дистанции 18 метров, на открытом воздухе - с 30, 50 и 65 метров.

Арбалетный спорт в России достаточно молод. Российский арбалетный союз, объединивший 47 субъектов Российской Федерации, был создан в 1993 г. Как официальный вид спорта арбалетный спорт зарегистрирован приказом Минспорта России от 31.12.1993 № 4/5а, во всероссийском реестре видов спорта он представлен 23 упражнениями. В 1994 г. сборная команда России впервые приняла участие в Чемпионате мира по стрельбе из полевого арбалета (г.Висбаден, Германия) и заняла 10-е место в общекомандном зачете. С января 1995 г. Россия

зарегистрирована в Международном арбалетном союзе и с тех пор российские стрелки-арбалетчики неоднократно показывали высокие результаты на различных международных соревнованиях.

Поскольку научное познание состоит из двух взаимосвязанных процессов - анализа состояния объекта исследования и синтеза новых его свойств, необходимы выявление и анализ проблем российского арбалетного спорта для дальнейшего его развития и совершенствования.

Результаты выступлений российских арбалетчиков на Чемпионатах Европы и мира 20062010 гг. (таблица 1) отчетливо показывают наметившийся качественный спад.

Таблица 1

Результаты в командном зачете международных соревнований по стрельбе из матчевого арбалета

Упражнение ЧМ, Steyr, Austria, 2006 ЧМ, Sulgen, Switzerland, 2008 ЧЕ, Thaon-les-Vosges, France, 2009 ЧМ, Avon, France, 2010

РЕЗУЛЬТАТ (командный)

1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия

10 м жен. 1 - 1176 Франция - 1 - 1169, Франция 3 - 1161 1 - 1171, Франция 4 - 1154 1 -1163, Швейцария 5 - 1155

10 м муж. 1 - 1755, Россия 1 - 1755 1- 1761, Г ермания 4 - 1740 1 -1754, Швейцария 3 - 1745 1- 1749, Г ермания 6 - 1715

30 м Open class 1 - 1734, Россия 1 - 1734 1 - 1711, Швейцария 4 - 1674 1 - 1725, Швейцария 2 - 1717 1 - 1694, Швейцария 5 - 1652

30 м U-23 1 - 1676 Швейцария - 1 - 1637, Швейцария 2 - 1625 - - - -

10 м U-23 1 - 1725 Швейцария - 1 - 1734, Россия 1 - 1734 - - - -

10 м U-21 жен. 1 - 1155, Россия 1 - 1155 1 - 1156, Г ермания 2 - 1144 1 - 1144, Россия 1 - 1144 1 - 1159, Франция -

10 м U-21 муж. - - - - 1 - 1162, Франция - 1 - 1164, Г ермания -

30 м U-21 1 - 1667, Россия 1 - 1667 - - 1 - 1676, Швейцария 3 - 1611 1 - 1683, Швейцария -

Так, если в 2006 г. на Чемпионате мира в г. Штаер (Австрия) российскими стрелками было завоевано четыре командных «золота», то в 2010 г. на Чемпионате мира в г. Эйвон (Франция) не было занято ни одного командного первого мес-

та, Россия при этом не была представлена в командных соревнованиях по пяти упражнениям.

Результаты выступлений российских арбалетчиков в соревнованиях 2010 г. в индивидуальном зачете показаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты в индивидуальном зачете международных соревнований по стрельбе из матчевого арбалета

Упражнение ЧМ, Steyr, Austria, 2006 ЧМ, Sulgen, Switzerland, 2008 ЧЕ, Thaon-les-Vosges, France, 2009 ЧМ, Avon, France, 2010

РЕЗУЛЬТАТ (индивидуальный)

1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия 1-е место, страна Место, Россия

1 2 3 4 5 6 7 8 9

10 м жен. 1 - 390, Г ермания 5 - 390, 17 - 372 1 - 392, Франция 5 - 391, 9 - 388, 16 - 384, 23 - 381 1 - 390, Франция 2 - 391, 6 - 388, 16 - 385, 18 - 382, 20 - 381 1 - 394, Г ермания 6 - 388, 11 - 384, 14 - 383, 17 - 383

10 м муж. 1 - 589, Венгрия 2 - 588, 5 - 585, 10 - 582 1 - 593, Венгрия 5 - 584, 11 - 582. 18 - 574 1 - 593, Венгрия 2 - 585, 3 - 583, 15- 577 1 - 593, Россия 1 - 593, 14 - 576, 18 - 570, 20 - 569

30 м Open class 1 - 582, Россия 1 - 582, 8 - 576, 17 - 563 1 - 583, Швейцария 2 - 570, 6 - 569, 13 - 563, 25 - 528 1 - 577, Венгрия 2 - 574, 13 - 562, 19 - 555 1 - 576, Швейцария 3 - 575, 8 - 568, 19 - 554, 24 - 541

30 м U-23 1 - 578, Швейцария 8 - 552 1 - 560, Россия 1 - 560 4 - 547, 13 - 518

10 м U-23 1 - 583, Швейцария 7 -573 1 - 586, Россия 1- 586, 5 - 580, 10 - 568

10 м U-21 жен. 1 - 391, Россия 1 - 391, 4 - 383, 7 - 381 1- 392, Г ермания 4 - 387, 9 - 380, 13 - 377 1 - 391, Франция 4 - 382, 6 - 380, 7 - 380, 11 - 364 1 - 387, Франция 6 - 384

10 м U-21 муж. - - - - 1 - 387, Г ермания 7 - 376 1 - 390, Франция 10 - 374

30 м U-21 1 - 561, Россия 1 - 561, 3 - 556, 6 - 550 1 - 558, Г ермания 7 - 534, 9 - 519 11 - 508 1 - 563, Г ермания 11 - 538, 12 - 537, 13 - 535 1 - 570, Г ермания 4 - 553

В индивидуальном зачете представительство России шире, чем в командном, но общая тенденция сохраняется: если на Чемпионате мира-2006 у российских спортсменов было три «золота» в личном зачете, то на Чемпионате мира-2010 - всего одно.

Следовательно, анализ выступлений российских арбалетчиков на чемпионатах Европы и мира 2006-2010 гг. показывает устойчивую тенденцию снижения результатов. Среди проблем, сдерживающих развитие данного вида спорта, можно выделить отсутствие:

- специальной литературы по проблемам арбалетного спорта. В России и за рубежом накоплен достаточный объем исследований по истории арбалета как оружия, но практически нет

методической литературы, раскрывающей организацию и методику тренировки, технику стрельбы;

- производства спортивного инвентаря и снаряжения для стрельбы из арбалета. В начале 90-х гг. XX в. в нашей стране изготавливались пробные партии полевых арбалетов, матчевые не изготавливались никогда; имеющийся инвентарь морально устарел и физически изношен;

- системы подготовки тренеров. Стрельба из арбалета - один из самых технически сложных видов спорта, где конечный результат во многом зависит от умения и способности тренера решать задачи оптимального выбора материальной части, тем более в условиях значительного дефицита оснащения.

Для того чтобы на равных конкурировать с сильнейшими спортсменами мира, необходимо знать, что является залогом успеха. Успех зависит в том числе и от того, насколько тренер готов накапливать новые знания, повышать свой образовательный уровень. Сегодня спортивные достижения вплотную подошли к абсолютным результатам, мировая арбалетная мысль активизирована настолько, что без постоянного комплексного анализа этих достижений тренер вряд ли сможет спрогнозировать соревновательную ситуацию.

Тренер, как правило, знает, чего хочет от спортсмена, какого результата ждет. Но именно в стрельбе, в том числе и из арбалета, процесс выполнения спортсменом упражнения внешне не информативен. При статическом положении стрелка во время выполнения упражнения крайне сложно для тренера по внешним показателям понять, что стрелок делает неправильно. Контролю поддается лишь конечный результат упражнения - пробитая мишень. С целью контроля и управления процессом подготовки выстрела необходимо использовать современные технические средства, тренажеры. Сегодня в подходе к тренировочному процессу в стрельбе из арбалета просматривается определенный консерватизм, главная идея тренировки - много стрелять.

Этим проблемам пулевой стрельбы и вариантам их решения посвящены исследования И.С. Володиной, А.И. Куделина [3; 5].

Специфика выполнения упражнения из арбалета такова, что от стрелка требуется не только достаточно высокая степень развития физических качеств, но и ювелирная точность действий по производству выстрела. В этом есть противоречие, так как совершенствование выносливости к статическим нагрузкам отрицательно

сказывается на тонких координационных функциях двигательной системы [4].

По правилам соревнований взведение тетивы лука на арбалете производится руками, без каких-либо приспособлений; натяжение тетивы полевого арбалета, к примеру, составляет от 30 до 43 кг, а ее надо взвести на 25-30 см. При уменьшении натяжения стрела может не долететь до щита. Вес арбалета 9 кг, снижение веса отрицательно сказывается на кучности стрельбы. Следовательно, при разработке программы подготовки спортсмена необходимо предусмотреть общую физическую подготовку укрепляющей направленности, повышающую физический тонус организма, и специальную подготовку на совершенствование специальных стрелковых навыков [10].

В настоящее время подготовка стрелков-арбалетчиков проводится по методикам пулевой стрельбы, без учета специфики выполнения упражнений в арбалетном спорте. Здесь встает вопрос об организации проведения учебнотренировочных сборов перед значимыми международными соревнованиями. Как видно из практики таких соревнований, уровень подготовки стрелков-пулевиков позволяет показывать высокие результаты в арбалетном спорте. Но для обеспечения стабильно высокого результата необходима обоснованная система подготовки именно стрелков из арбалета, включающая изучение и совершенствование материальной части, применение новейших методов тренировки на основе научных разработок [6; 9].

Для стрелков-участников Чемпионата России-2011 по стрельбе из матчевого арбалета (апрель, г. Москва) была разработана анкета (таблица 3), позволяющая выявить понимание спортсменами проблем и направлений развития арбалетного спорта.

Таблица 3

Анкета для спортсменое-участникое Чемпионата России-2011 по стрельбе из матчевого арбалета

№ Вопрос количество ответов Примечание

[А НЕТ

1 Считаете ли Вы удовлетворительной существующую систему подготовки стрелков-арбалетчиков высокой квалификации? 8 14

2 Считаете ли Вы, что в организации тренировочного процесса стрелков-арбалетчиков активно используются современные достижения науки и техники? 3 19

3 Считаете ли Вы оптимальной существующую систему отбора кандидатов в сборную команду страны на международные соревнования? 4 18

Проанализировав результаты таблицы, отметим, что подавляющее большинство спортсменов уверено в необходимости совершенствования существующей системы подготовки, тренировочного процесса стрелков-арбалетчиков, оптимизации критериев отбора спортсменов в сборную команду страны, что и составляет направления развития российского арбалетного спорта.

Спортсмен высокого класса, специализирующийся в стрельбе из арбалета, должен иметь базовую подготовку стрелка-пулевика (винтовка, стрельба стоя). На крупных международных соревнованиях по стрельбе из арбалета Россию представляют в основном стрелки-пулевики, имеющие общую техническую подготовку. Таким образом, остро встает вопрос об организации отбора спортсменов в сборную команду страны и последующей их подготовке в тренировочном процессе пулевиков. Представляется актуальным совершенствование критериев отбора спортсменов на основе проведения контрольных стрельб, внутрироссийских соревнований, тренерских наблюдений.

Российский арбалетный союз рассматривает и включает спортсменов в состав сборной команды России на очередной спортивный сезон в соответствии с выполненными нормативами и по решению тренерского совета. Списочный состав членов сборной команды России по стрельбе из арбалета на очередной спортивный сезон комплектуется по итогам выступлений спортсменов в соревнованиях текущего года, а также по результатам чемпионатов и первенств мира за последние два года. Стартовый состав сборной команды России формируется на заключительном учебно-тренировочном сборе по результатам контрольно-отборочных соревнований. Окончательный состав команды определяется решением тренерского совета с учетом результатов предшествующего отборочного Чемпионата России, официальных международных и всероссийских соревнований текущего и предыдущего года.

При такой системе отбора тренер наблюдает в течение заключительного сбора за уровнем подготовленности спортсменов и определяет окончательный состав непосредственно перед выездом. При этом он учитывает опыт предыдущих выступлений на международных стартах.

С 2009 г. для формирования окончательного состава команды используется формальнообъективный метод «последнего старта», когда спортсмены для выступления в командных стартах отбираются по контрольным стрельбам. С

одной стороны, эта система кажется справедливой: в состав сборной команды попадают те спортсмены, которые на данный момент лучше готовы и заслуживают права защищать честь страны на международной арене; нет субъективности в такой системе отбора; все зависит от готовности самого спортсмена. С другой стороны, есть свои минусы: один старт не может показать реальную картину готовности спортсмена; не учитывается психологическая составляющая подготовленности спортсмена к международным стартам, а это немаловажно в таком виде спорта, как стрельба (в том числе из арбалета). Если спортсмен хорошо справляется со стрессовыми ситуациями на внутрироссийских соревнованиях, это не значит, что он выдержит психологическое напряжение на международной арене. Вот в этом случае были бы необходимы наблюдения тренера за выступлениями данного спортсмена в предшествующий период, их учет при отборе в состав сборной страны.

Проанализировав системы отбора, можно сделать вывод, что действеннее было бы совместить их. Целесообразно двух спортсменов в состав сборной отбирать по новой системе, а третьего - по решению тренерского состава.

Одним из разделов подготовки высококвалифицированных спортсменов является прогнозирование развития конкретного вида спорта и моделирование характеристики сильнейших спортсменов [2].

Прогнозирование имеет большое значение для определения путей развития вида спорта, коррекции тренировочного процесса. В этом случае необходимо знать, за счет каких сторон спортивного мастерства возможен рост успехов каждого спортсмена и какие изменения необходимо сделать в плане его подготовки. Для решения этой задачи нужно определить количественную оценку основных параметров сильнейших спортсменов. Создание модельных характеристик - очень ответственная и сложная задача. Но используя модель именно как эталон подготовки спортсмена, можно целенаправленно осуществлять управление этим процессом Задача тренеров сборной команды - выявить наиболее информативные показатели модельных характеристик и построить шкалы оценивания.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов чрезвычайно сложный и многофакторный процесс, в котором реализуются различные функции организма, привлекаются все возможности. Так, А.Н. Лапутин при организации учебно-тренировочного процесса ставит во главу угла двигательную или техническую подго-

товку [7], а Л.М. Вайнштейн, учитывая специфику стрелкового спорта, отдает приоритет психологической подготовке спортсмена, его соревновательной надежности [1]. На наш взгляд, тренировочный процесс в арбалетном спорте должен строиться с учетом личностных качеств стрелка, а базовая методика должна быть адаптирована индивидуально к каждому спортсмену.

В настоящее время большинство специалистов пришло к общему мнению о том, что спортивная практика разделилась на два направления: массовый (общедоступный, ординарный) спорт и спорт высших достижений для ограниченного числа наиболее одаренных в двигательном и психическом развитии людей [8]. Можно сказать, что такое разделение необходимо и оправдано применительно к арбалетному спорту, сложнотехническому и материалоемкому. Параллельно со спортом высших достижений необходимо развивать массовый спорт посредством создания детско-юношеских секций для занятий стрельбой из арбалета, в том числе с использованием арбалетов не спортивного класса, более доступных по цене.

Таким образом, для дальнейшего развития российского арбалетного спорта, достижения российскими арбалетчиками мирового уровня необходимо, прежде всего:

- разработать методику подготовки спортсменов основного и молодежного составов сборной команды страны на учебнотренировочных сборах перед международными соревнованиями;

- разработать методические рекомендации для спортсменов-пулевиков, привлекаемых в сборную команду страны по стрельбе из арбалета, с целью применения их в тренировочном процессе основного вида спорта;

- организовать использование в тренировочном процессе стрелков-арбалетчиков стрелкового тренажера СКАТТ, биомеханического волнового тренажера;

- предусмотреть расширение календаря российских соревнований, привлечекать к ним регионы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить активную рекламу в средствах массовой информации.

Изучение процесса развития арбалетного спорта всегда актуально, поскольку позволяет выявить основные закономерности, определяющие динамику его состояния, установить проблемы и на этой основе наметить дальнейшие перспективы.

Литература

1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981. - 63 с.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 185 с.

3. Володина И.С. Методические особенности использования тренажера «СКАТТ» при совершенствовании техники стрельбы из пневматической винтовки: учеб.-метод. пособие. - Воронеж: Исток, 2003. -25 с.

4. Иткис М. А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. - М.: ДОСААФ. 1982. - 128 с.

5. Куделин А.И. Мышечная модель выстрела // Спортивное оружие. - 2004. - № 12. - С. 66-69.

6. Лазутов А.В. Устойчивость позы человека при стрельбе из арбалета и приемы ее регуляции: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 22 с.

7. Лапутин А.Н. Совершенствование технического мастерства спортсменов высокой квалификации // Наука в Олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С. 78-83.

8. Лубышева Л.И., Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-15.

9. Палехова Е.С. Применение стрелкового тренажера «СКАТТ» в научно-исследовательской работе и учебном процессе студентов специализации «стрельба» вузов физической культуры // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 35-42.

10. Юрьев А.А. Пулевая спортивная стрельба. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 1973. - 459 с.

Сушко Анна Александровна, аспирант кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989. E-mail: [email protected]

Sushko Anna Aleksandrovna, postgraduate student, department of theory of physical culture, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. tel. 8(3012) 216989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.