Научная статья на тему 'Совершенствование технологий медико-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях'

Совершенствование технологий медико-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
323
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шишова А. В., Жданова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технологий медико-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях»

глотки отварами и настоями лекарственных трав, полоскание ротоглотки прохладной водой, массаж биологически активных точек (БАТ), рефлекторно связанных со слизистой оболочкой носоглотки. После перенесенных ОРЗ они нуждаются в более продолжительном освобождением от уроков физкультуры, назначении стимулирующей фитотерапии - экстракта элеутерококка, витаминных комплексов с антиоксидантным действием. Экстраверту показаны контрастные виды закаливания с преимущественным использованием водных видов. Для массажа БАТ следует выбирать точки, расположенные на ушных раковинах и на шее, которые рефлексогенно связаны с миндалинами. Центро-верту показано сочетание подходов к закаливанию, для тренировки переключаемости отделов вегетативной нервной системы ему необходимы закаливающие мероприятия на разном уровне теплопродукции, также следует усилить дыхательные упражнения. Для массажа БАТ используются точки, связанные со слизистой оболочкой бронхов. Четвертый блок - мероприятия, направленные на профилактику конституционально обусловленных нарушений здоровья (со стороны нервной системы, органа зрения, пищеварительного тракта). Например, для профилактики неврологических расстройств используются фито- и кинезотера-пия. Интроверту показаны мероприятия для нормализации венозного оттока (массаж воротниковой зоны, специальные упражнения, курсы экстракта плодов конского каштана), экстраверту -дегидратационная и седативная фитотерапия, а также релаксационные мероприятия, центроверту - сочетание подходов.

Фитопрепараты назначаются короткими курсами (не более 10 дней в месяц), лечебные упражнения проводятся ежедневно. Пятый блок - тренинг конституционально слабых свойств, направленный на обучение адекватности эмоциональных проявлений, обучение элементам саморегуляции, повышение коммуникативных навыков, тренинг высших корковых функций. Для повышения коммуникативных навыков интроверт нуждается в обучение роли лидера в групповом взаимодействии, экстраверт -проявлении скромности и деликатности, центроверт - инициативности в деятельности. Обучение элементам саморегуляции для интроверта состоит в поощрении проявлений эмоциональной раскрепощенности, для экстраверта - сдерживании бурных эмоциональных реакций, для центроверта - поощрении самостоятельности в принятии решений. Тренинг высших корковых функций для интроверта направлен на тренировку переключае-мости деятельности, для экстраверта - внимания, для центровер-та - логического мышления. Шестой блок - тренинги для повышения педагогической состоятельности родителей.

Учитывая, что интроверт медлительный, ранимый, не способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, он нуждается в поддерживающем типе воспитания («не торопи», «не навреди»). Оптимальный вариант родительско-детских отношений - демократичный: основными средствами воспитания являются внимание и поощрение. При возникновении стрессовых ситуаций следует предоставить детям возможность уединения. Экстраверт, наоборот, «схватывает на лету», находится в постоянном движении, поэтому тип воспитания должен быть сдерживающим («ни минуты покоя»). Авторитарный стиль семейного воспитания для экстраверта является приоритетным, ведущий механизм при этом - дисциплинарное воздействие. В стрессовых ситуациях необходимо предоставить возможность активных действий. Центроверту необходимо сочетание подходов авторитарного и демократичного стилей воспитания с отказом от оценочных суждений («доверяй, но проверяй»). Основными средствами воспитания являются последовательность, твердость, мотивация к самостоятельности. В стрессовых ситуациях необходимо предоставить возможность поделиться с окружающими. Эффективность программы оценивалась в течение 6 месяцев по динамике «острой» заболеваемости среди наблюдаемых, отсутствию рецидивов соматических и неврологических заболеваний в течение наблюдения, состоянию вегетативной нервной системы, улучшению психологического климата в детском коллективе и семье, повышению уровня социальной адаптации.

Выводы. Созданная дифференцированная программа ме-дико-психолого-педагогического сопровождения детей разных конституциональных типов может быть использована в работе участковых педиатров, врачей образовательных учреждений, врачей-специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Она позволяет повышать резистентность организма и уменьшать частоту острой заболеваемости, профилактировать обострения

соматических и неврологических заболеваний, улучшать мышечный тонус, что способствует профилактике нарушений опорнодвигательного аппарата. За счет гармонизации взаимодействия отделов вегетативной нервной системы и улучшения состояние высших корковых функций позволяет повышать функциональные возможности организма и повышать качество социальной адаптации (успеваемость ребенка, удовлетворенность социальными успехами), улучшать эмоциональное состояние детей за счет гармонизации отношений в семье, коллективе сверстников.

Литература

1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. 2-е изд. М.: Изд-во Института психотерапии, НГМА, 2000. 320с.

2. Бобошко И.Е., Жданова Л. А., Шелкопляс Е.В., Нежки-на Н.Н. Состояние здоровья детей с разными типами психосоматической конституции. // Вестник Ивановской гос. мед. академии. Иваново, Т.7, №3-4, 2002. С. 81-87.

3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: Специальная литература 1996. 454с.

4. Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях здравоохранения и образования: Учеб.- метод. пос. / Л.А. Жданова, Т.В. Русова, Шишова А.В., Бобошко И.Е. и др.: Иван. ГМА. Иваново,2003. 81 с.

УДК 616-053.5-084

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А.В. ШИШОВА, Л.А. ЖДАНОВА*

Ключевые слова: медико-педагогическое сопровождение детей

Состояние здоровья детей на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему. Значительные негативные перемены в состоянии здоровья детей, произошедшие за последнее десятилетие, характеризуются ростом распространенности функциональных отклонений и хронических болезней [1-3]. Особенно выражены эти тенденции в период обучения в школе. Факторы, которые влияют на состояние здоровья детей, многообразны. По данным литературы вклад школьных факторов в два раза превышает удельный вес факторов здравоохранения и составляет ~30%. Анализ этих факторов и управление ими является резервом в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации (2008) Президент Д.А. Медведев подчеркнул, что «именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги». Наиболее эффективно это может быть осуществлено в школах, содействующих укреплению здоровья.

Европейская сеть школ, содействующих укреплению здоровья, в которую входят и Российские школы здоровья, существует >15 лет и способствует повышению сотрудничества между органами здравоохранения и образования и обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Ключевыми направлениями деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся являются [4]: официально принятая политика школы в отношении сохранения здоровья обучающихся; создание оптимальных условий пребывания детей в школе; социальнопсихологический климат в школе; формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям; связи с общественностью в деле охраны здоровья детей; медицинское обслуживание учащихся. Однако на практике многие школы, даже победители конкурса «Образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы», проводимого в городе Иванове и Ивановской области, имеют много проблем, касающихся организации школьной среды, учебно-воспитательного процесса, питания, физического воспитания, работы психологической службы. Согласно нашему опросу 48% этих школ заявили о здоровьесберегающей деятельности. При этом в 30% образовательных учреждений выявлено несоответствие школьной мебели и освещенно-

* Ивановская ГМА, 153012 г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, д. 8 (4932) 30-1766, [email protected]

сти санитарным требованиям. Более половины (65%) работают в 2 смены. Лишь в 30% школ организованы занятия в спецгруппах, при этом лишь половина (47%) имеют спортивный зал. Всего 10% школ за счет полученного гранта приобрели оборудование и спортинвентарь. В 30% таких учреждений дети не получают горячего питания, в 57% не проводится витаминизация пищи, в 50% выявлено нарушение по калорийности и организации дополнительного питания. Лишь 76% школ имеют в штате психологов и только 23% имеют комнаты психологической нагрузки. Всего треть (35%) используют здоровьесберегающие технологии (временно завышенные оценки, выбор задания по самочувствию). При этом 80% учителей недостаточно информированы об уровне своего здоровья и методах его укрепления.

Устранение этих проблем и дальнейшее развитие движения возможно с одной стороны - через развитие школьной медицины, с другой стороны - через более активное вовлечение педагогов в здоровьесберегающую деятельность.

К сожалению, в настоящее время школьная медицина имеет нозоцентрическую направленность. Врачи, работающие в образовательных учреждениях, в основном обеспечивают проведение профилактических осмотров и ориентированы, в большей степени, на диагностику заболеваний. Они выявляют детей с отклонениями здоровья и направляют их на дообследование в детскую поликлинику для уточнения диагноза и назначения лечения, а также составления перечня ограничений для школы. Особенности развития ребенка при этом выявляются формально или не выявляются совсем и не учитываются при выработке рекомендаций для родителей и педагогов. В результате более половины учителей (60%) не получают никаких рекомендаций после проведенного профилактического осмотра, а 57% педагогов оценивают свое взаимодействие с медицинским персоналом как малоэффективное. До сведения родителей результаты проведенных профилактических осмотров тоже доводятся далеко не всегда.

Согласно опросу, проведенному нами в одной из школ (109 человек), ни разу не получали информацию по результатам профилактического осмотра о состоянии здоровья ребенка большинство родителей (61%), еще 33% получали подобную информацию лишь 1-2 раза за весь период обучения ребенка. Это подтверждает формальность проведения профосмотров, а, следовательно, и низкую их эффективность. Рекомендации, которые выдаются родителям после проведения профилактического осмотра, носят формальный характер. Согласно нашему опросу, подавляющее большинство рекомендаций, данных в школе (64%), касались необходимости обратиться к врачам-специалистам, лишь 22% рекомендаций носили профилактическую направленность (по питанию, закаливанию и т.п.). Остальные родители отмечали, что получали информацию о факте проведения медосмотра, о недомогании ребенка в школе или о проведении прививки. Это подтверждает формальность и недостаточную эффективность проведения ежегодной диспансеризации.

Сегодня школьная медицина испытывает множество проблем: недостаточная укомплектованность кадрами, слабая материальная база медицинских кабинетов в школах, непрестижность работы в школе, отсутствие межведомственной интеграции, низкая информированность родителей, детей и педагогов о результатах профосмотров. В связи с этим становится актуальным вопрос о роли школьного врача в формировании здоровья и требуется новая концепция школьной медицинской службы.

Современная школьная медицина должна быть ориентирована на интеграцию ребенка в учебный процесс с учетом его индивидуальных физических и психических свойств, повышение качества жизни, как больных, так и здоровых учащихся.

Для решения проблемы интеграции ребенка не только в учебный процесс, но и в образовательную среду необходимо взаимодействие между всеми членами «школьной команды» -врачом, медицинской сестрой, учителем (классным руководителем), психологом, учителем физической культуры. Она предусматривает обмен информацией не только о проблемах ребенка в той или иной сфере (здоровье, учеба, взаимодействие с микросо-циальным окружением), но и об индивидуальных свойствах и способностях ребенка. При этом необходимо учитывать, как школьные факторы могут оптимально использоваться для стимуляции развития ребенка и сохранения его здоровья. Учитывая, что в формировании здоровья учащихся важную роль играет учитель, перспективным направлением является создание системы, усиливающей мотивацию здоровьесберегающей деятельно-

сти педагогов. Большинство из них имеют заболевания, при этом неадекватно оценивают и свой образ жизни, и свое здоровье.

По данным п обследований педагогов только 3,7% здоровы. Характерно, что при этом лишь 8% оценивают свое здоровье как плохое. Подавляющее большинство (81,5%) учителей считают свой образ жизни здоровым, но при этом 36% имеют вредные привычки; 78% отмечают нерациональный режим питания; 80% оценивают свой образ жизни как малоподвижный.

Психологический статус учителей характеризуется особенностями: повышенная эмоциональная возбудимость (отмечается у 63% педагогов), высокая эстраверсия (у 55%), повышенная невротизация и тревога (у 51%). В конце рабочего дня плохое самочувствие отмечают более двух третей (68%) учителей, снижение активности - половина (50%), плохое настроение - 42%.

В связи с этим актуальность приобретает проблема оздоровления педагогических коллективов. Для ее решения в клинике ГОУ ВПО «Ивановская ГМА Росздрава» разработана программа «Здоровье учителя - залог здоровья ученика», ориентированная на процесс слежения за здоровьем учителя, как фактора, сохраняющего здоровье учащихся, в рамках которой прошли диагностическое обследование и получили лечение 120 учителей.

Доказано, что структура заболеваемости педагогов и учащихся сходны и определяются преимущественно болезнями дизадаптационного генеза: пограничные расстройства функций ЦНС, патология системы крови, ЛОР-органов, зрения, опорнодвигательного аппарата. Находясь в постоянном и тесном эмоциональном и психологическом взаимодействии, учитель и ученик оказывают интенсивное взаимное влияние на самооценку друг друга. При условии психологической дисгармонии этого взаимодействия они могут переживать состояние эмоционального стресса, способного дать стимул обострению хронической патологии или развитию психосоматического заболевания. В результате проведенного лечения, включающего психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, отмечено уменьшение количества жалоб, клинической симптоматики заболеваний, улучшение психологических характеристик, в том числе отслеживаемое при опросе учащихся. Работа по оздоровлению педагогов благотворно воздействует на здоровье и психологическое равновесие их воспитанников. Сегодня в образовании приоритетным является личностно-ориентированный подход, предполагающий оценку индивидуальных особенностей ребенка -психофизиологических, личностных, уровня обученности и обучаемости. В связи с его реализацией при проведении профос-мотров усиливается актуальность нормоцентрического подхода, предполагающего выявление не только симптомов заболеваний,

а, главным образом, особенностей развития для максимальной интеграции обучающегося в учебный процесс. Это и должно стать основой концепции школьной медицины.

На профосмотре должна проводиться оценка здоровья, а на основе индивидуальных особенностей ребенка вырабатываться его медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении. Механизм выработки такого сопровождения представлен в технологиях, разработанных в Ивановской ГМА.

Технология взаимодействия медицинских и педагогических кадров в учреждениях здравоохранения и образования [6,7] предполагает выделение этапов мониторирования здоровья, на которых должны взаимодействовать медицинские и педагогические кадры. Это, прежде всего, доврачебный, а также этап выработки индивидуальных рекомендаций для педагогов, родителей и самих детей. В соответствии с существующими приказами и рекомендациями Минздрава мы выделили критерии развития, которые необходимо оценивать. Это не только физическое развитие, но и физическая подготовленность, не только нарушения психического здоровья, но и отдельные психологические характеристики, не только нарушения здоровья в процессе адаптации, но и педагогические сложности ребенка. Соответственно этим критериям нами разработаны модули стандартных рекомендаций: 6 модулей с учетом физической подготовленности, 9 модулей с учетом состояния психического здоровья, 6 вариантов рекомендаций с учетом течения адаптации. Эти рекомендации могут выдаваться ребенку, родителям для занятий дома по развитию этих качеств, учителю и классному руководителю для планирования школьной и внеклассной работы с этими детьми.

Для более эффективной выработки рекомендаций и согласования действий по проведению оздоровительных и реабилитационных мероприятий нами предложено создание новой органи-

зационной формы работы медицинских и педагогических кадров, которая бы оптимизировала их взаимодействие при проведении профилактических осмотров. Это ««Совет по здоровью», на заседании которого проводится уточнение комплексной оценки здоровья и выбор медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом его индивидуальных свойств, особенностей роста и развития. Оно основано на объединении информации, характеризующей здоровье ребенка, от всех участников консилиума: медицинского персонала (врача и медсестры), педагога, психолога, преподавателя физкультуры. Название этого органа может изменяться администрацией образовательного учреждения. «Совет» не только решает проблемы обучающихся, которые могут негативно отразиться на состоянии их здоровья, но и определяет пути повышения уровня физического, нервнопсихического развития, оптимизации социальной адаптации.

Принципами межведомственного взаимодействия в процессе заседания «Совета по здоровью» являются: научно обоснованный подход с учетом зарубежного и отечественного опыта и местных условий; межведомственная интеграция с четким распределением функциональных обязанностей; компетентность; преемственность, создание единого понятийного аппарата и общей документации; паритетное участие в создании условий, способствующих укреплению здоровья; взаимозаинтересован-ность, основанная на общих критериях эффективности; четкое представление о мерах ответственности; уважение к личности ребенка, соблюдение его интересов; конфиденциальность -неразглашение медицинской тайны о болезни ребенка; информированное согласие родителей на обсуждение сведений о ребенке.

По нашим данным, особенно интенсивно состояние здоровья учащихся ухудшается в так называемые «переломные периоды обучения»: в 1-м классе, при переходе к предметному обучению (5-м классе) и на III ступень школы. Было доказано, что существенную роль в этом играет выраженный психоэмоциональный стресс, возникающий у ряда детей в процессе адаптации к новым условиям. Поэтому систему профилактических осмотров в эти сроки мы предложили дополнить технологией медикопедагогического сопровождения детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям [5], предполагающей подготовку детей к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирование течения адаптации к ДОУ и школе, медико-психологопедагогический контроль за течением адаптации, профилактику и коррекцию нарушений здоровья дизадаптационного генеза.

Мы установили, что успешность адаптации и дальнейшего обучения во многом зависит от исходных показателей здоровья и развития при поступлении в школу. Поэтому важное значение имеет технология формирования психофункциональной готовности детей к обучению в школе [10]. Она предполагает выявление факторов риска и прогнозирование неблагоприятного течения адаптации к школе, раннюю диагностику нарушений здоровья и развития ребенка, оценку функциональной готовности ребенка к обучению в школе, профилактику и коррекцию нарушений здоровья и недостаточного развития школьно-необходимых функций, оценку эффективности мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению в школе.

В настоящее время отмечается увеличение информационных и учебных нагрузок на детей, растет количество педагогических инновационных программ. При этом нередко имеет место увеличение учебной нагрузки и интенсификация учебного процесса. Повышенные нагрузки, будучи не адекватными психофункциональным возможностям ребенка, могут приводить к заболеваниям. Известно, что в таких учреждениях неблагоприятная динамика состояния здоровья учащихся особенно выражена. Отклонения здоровья учащихся специализированной школы с углубленным изучением иностранного языка более выражены, по сравнению с традиционной школой. Они проявляются в 1,5 раза большим числом часто болеющих детей, более частым возникновением невротических реакций и неврозов (89% и 44% соответственно), снижением остроты зрения (40% и 4%), аномалий осанки (45% и 2%). Фактически любое превышение стандартной учебной нагрузки в современных условиях влечет за собой ухудшение здоровья учащихся. Особо отрицательное влияние оказывает на здоровье младших школьников введение дополнительных нагрузок на первом году обучения.

Эти данные позволили предложить технологию медицинской экспертизы педагогических инновационных программ [8],

разработанную нами в рамках реализации федеральной целевой программы «Дети России». Она предполагает оценку влияния учебных нагрузок на состояние соматического и психического здоровья обучающихся. Это позволяет обосновать медицинские рекомендации к отбору детей на обучение по этим программам и выбрать медицинское сопровождение этих программ, включающее оптимизацию оздоровительных и коррекционных мероприятий с учетом профиля возникающей при использовании данной программы патологии, что способствует уменьшению негативного влияния педагогических инноваций на здоровье детей.

Разработанные в Ивановской медицинской академии технологии легли в основу создания компьютерной программы мониторинга здоровья учащихся. Главной особенностью, отличающей ее от других программ, является возможность выдачи индивидуальных рекомендаций по дифференцировке подходов к обучению и воспитанию детей. Внедрение автоматизированного мониторинга здоровья учащихся позволит: улучшить качество проведения профилактических осмотров учащихся, особенно проживающих в сельской местности; улучшить мониторинг здоровья школьников; выдавать дифференцированные рекомендации для учителей, родителей, учащихся и медицинских работников по обучению, воспитанию и оздоровлению детей; оказывать методическую помощь руководителям образовательных учреждений, педагогам, медицинским работникам по вопросам охраны здоровья учащихся. создать автоматизированную базу данных о состоянии здоровья детей школьного возраста.

Для улучшения медико-педагогического взаимодействия в оценке состояния здоровья ребенка приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации [9] регламентировано создание отделений медико-социальной помощи детям. Однако отсутствие штатных нормативов, недостаточное количество медицинских психологов препятствует их повсеместной организации и ограничивает амбулаторно-поликлинические учреждения в оказании данных видов помощи. В поликлиническом отделении Клиники ГОУ ВПО ИвГМА создано и функционирует отделение медико-социальной помощи детям, на базе которого консультируются дети с соматическими заболеваниями в сочетании с социальными и психологическими факторами риска, пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, последствиями перинатального поражения нервной системы, неблагоприятным течением периода адаптации к образовательному учреждению. Первичный прием в отделении ведет врач-педиатр, он же назначает консультации врачей-специалистов (невролога, окулиста, отоларинголога, гинеколога, уролога-андролога, физиотерапевта, врача ЛФК), а также инструментальное и лабораторное обследование. Затем ребенок и родители проходят обследование у психолога. Педиатр, врачи-специалисты и психолог совместно решают вопрос о необходимости консультации ребенка и семьи у врача-психотерапевта.

Результаты обследования пациентов педиатр, психолог и психотерапевт обсуждают на заседании медикопсихологического консилиума, в ходе которого дается интегральное заключение о состоянии здоровья ребенка, намечается план медико-психологической реабилитации ребенка, а также вырабатываются рекомендации по сопровождению ребенка в образовательном учреждении. Эффективность укрепления здоровья учащихся определяется совершенствованием их медико-психолого-педагогического сопровождения, предполагающего межведомственную интеграцию врачей, учителей, социальных педагогов, психологов в выявлении индивидуальных особенностей ребенка для создания программ оптимизации физического, нервно-психического развития и социальной адаптации.

Литература

1.Баранов А.А. и др. // Рос. педиатр. ж.2005. №2.С.29-30.

2.Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Все-рос. диспансер. 2002). М., 2003. 96с.

3.Кучма В.Р. и др. //Вопр. соврем. педиатр.Т.7, 2008, №4, С.9-12.

4.Кучма В.Р., Сухарева Л.М. // Школа здоровья. 2008. №3. С.4-13.

5.Медико-педагогическое сопровождение детей в процессе адаптации к образовательным учреждениям / Жданова Л.А. и др. Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2008. 60с.

6.Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей в учреждениях здравоохранения и образования/ Жданова Л.А. и др. Иваново.2003.

7.Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста /Жданова Л.А. и др. Иваново, 2004.

8.Межведомственное взаимодействие при проведении медицинской экспертизы педагогических программ в образовательных учреждениях/ Жданова Л.А. и др. Иваново, 2006.

9.Приказ МЗ РФ №154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 5.05.99.

10. Формирование психо-функциональной готовности детей к обучению в школе / Жданова Л.А. и др. Иваново. 2006.

УДК 616.413.17-008.1-08;615.8

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ МЕСТНОГО ИММУНИТЕТА ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫМ ПАРОДОНТИТОМ

О.А. АНТИПОВА, Д.В. МИХАЛЬЧЕНКО, А.В. ПОРОШИН,

А.Т. ЯКОВЛЕВ, В.Ф. МИХАЛЬЧЕНКО, М.С. ПАТРУШЕВА*

Ключевые слова: транскраниальная электростимуляция

Пародонтит относится к числу наиболее распространенных заболеваний человека, приводящих к потере зубов в 5 раз чаще, чем кариес и его осложнения. Хроническое, рецидивирующее течение заболевания сопровождается интоксикацией, микробной сенсибилизацией, снижением резистентности организма [1]. Одной из главных причин воспаления тканей пародонта является деятельность микроорганизмов полости рта, составляющих основу зубной бляшки [9; 14]. Вместе с тем, в сложном механизме развития воспалительного процесса в пародонтальных тканях значительное место отводится состоянию местного иммунитета [3]. Исследования последних лет убеждают, что течение хронического пародонтита определяется состоянием местных механизмов резистентности, включающих активность и концентрацию гуморальных и клеточных факторов иммунной защиты полости рта.

В последние годы накапливаются материалы об иммунопатологических механизмах формирования заболеваний пародонта. Многие исследователи едины во мнении, что иммунопатологические процессы играют ведущую роль в возникновении и развитии генерализованных форм заболеваний пародонта [4; 11; 5]. Поскольку иммунная система принимает участие, как в реализации механизмов защиты, так и в процессах деструкции при хроническом генерализованном пародонтите, то иммунокоррекция в этом случае, безусловно, имеет патогенетическую направленность. Одним из немедикаментозных методов иммунокоррекции является транскраниальная электростимуляция антиноцицептивных структур головного мозга. Данный метод был разработан в Институте физиологии им. акад. И.П. Павлова РАН в лаборатории физических методов обезболивания под руководством лауреата Государственной премии профессора, д.м.н. В.П. Лебедева (1983). В работах последнего времени, посвященных регуляции иммунного ответа на уровне целостного организма, большое внимание уделяется изучению взаимодействия иммунной и нейроэндокринной систем [7; 15]. Среди медиаторов, обеспечивающих это взаимодействие, важная роль принадлежит опиоидным пептидам, которые вырабатываются клетками обеих систем и являются лигандами опиатных рецепторов, обнаруженных на нейроэндокринных и иммунокомпетентных клетках [2; 17; 14]. Работы А.В. Рубцовенко (1996 г.) [12] показали, что эндогенные опиоид-ные пептиды, в частности р-эндорфин, выделяющиеся под действием транскраниальной электростимуляции, способны регулировать выраженность иммунного ответа и тем самым являются эндогенными иммуностимуляторами.

Цель работы - изучение динамики иммунологических показателей гуморального и клеточного иммунитета десневой жидкости при лечении хронического генерализованного пародонтита средней степени тяжести с применением в качестве иммуностимулятора транскраниальной электростимуляции.

Материал и методы. Для решения поставленных задач нами проведено комплексное обследование и лечение 82 больных (мужчин - 23, женщин - 59) хроническим генерализованным пародонтитом (ХГП) средней степени тяжести в возрасте от 25 до 40 лет. Пациенты с хроническим генерализованным пародонтитом были разделены на две группы: 1-я - с применением в кон-

сервативном лечении транскраниальной электростимуляции (42 чел.); 11-я - лечившиеся традиционным методом (40 чел.). Контроль (КГ) составили 20 добровольцев, практически здоровых лиц с интактным пародонтом в возрасте от 20 до 25 лет.

Для получения объективных результатов больные 1-й и 11-й группы были сопоставимы по возрасту, полу, продолжительности болезни, характеру и глубине поражения тканей пародонта, без выраженной сопутствующей патологии. Всем больным проводилось комплексное обследование, которое состояло из клинического, рентгенологического и иммунологического. Результаты фиксировались в истории болезни и разработанной нами индивидуальной карте больного. Исследование местного иммунитета включало определение относительного количества эпителиальных клеток, нейтрофилов и лимфоцитов [Э: Н: Л, %], а также классов и количества иммуноглобулинов (1§А, 1§0, 1§М, г/л) в материале десневой жидкости [8; 13]. Определение местного иммунитета проводили до лечения, на 10-й, 14-й, 21-й и 30-й дни наблюдения. Забор десневой жидкости из десневой борозды и содержимого пародонтальных карманов вели по методике, разработанной Н.А. Чукаевой (рационализаторское предложение N 457 от 14.11.88 г.) [6]. Определение количества иммуноглобулинов в десневой жидкости вели иммунотурбиметрическим методом с использованием препаратов Имму-Латест (Лахема, Брно) и фотометра «МісгоІаЬ-200» фирмы Мегск (ФРГ) при d=340 нм.

В консервативное лечение больных 1-й группы для иммунокоррекции включена транскраниальная электростимуляция (ТЭС) с использованием аппарата «Трансаир-2». Электростимуляция - 1 раз в день. Курс лечения состоял из 10 процедур.

Результаты. При анализе местной иммунограммы больных ХГП средней степени тяжести регистрировали изменения в неспецифическом клеточном иммунитете. Уровень эпителиальных клеток в десневой жидкости у больных 1-й и 11-й группы снижено в 2 раза и составило соответственно 25,72±1,26% и 25,57±0,93% (51,98±0,39% - контроль) (р<0,05); число нейтрофилов, наоборот, увеличено до 68,02±1,29% в 1-й группе, 68,04±1,14% - во 11-й группе (46,08±0,42% - контроль) (р<0,05). Содержание лимфоцитов увеличено и составило соответственно

6,25±0,42% и 6,19±0,47% (1,93±0,10% - контроль) (р<0,05).

Таблица 1

Динамика клеточных иммунологических показателей в десневой жидкости при лечении 1-й и 11-й группы больных ХГП

Группы пациентов Сроки обследования

До лечения 10-й день 14-й день 21-й день 30-й день

КГ 51,98±0,39

Э, I группа 25,72±1,26 30,45±1,21 36,02±1,69* 47,61±1,38* 51,98±0,14#

% II группа 25,57±0,93 29,42±0,91 33,85±1,94 45,56±0,84 52,08±0,14#

КГ 46,08±0,42

Н,% I группа 68,02±1,29 64,85±0,83 59,85±1,46* 49,79±1,12* 45,99±0,07#

II группа 68,04±1,14 64,13±1,62 61,47±1,93 51,18±0,78 46,13±0,60#

КГ 1,93±0,10

Л,% I группа 6,25±0,42 5,38±0,57 4,06±0,64* 2,59±0,38* 1,91±0,07#

II группа 6,19±0,47 5,7±0,49 4,70±0,56 3,23±0,42 1,95±0,07#

* Кафедра терапевтической стоматологии Волгоградского ГМУ

Примечание: * - статистически достоверные различия с показателями 11-й группы (р<0,05)

# - статистически достоверного различия с показателями КГ нет (р>0,05)

Количество эпителиальных клеток в десневой жидкости па-родонтальных карманов под влиянием лечения на 10-й день в 1-й и 11-й группе больных ХГП средней степени тяжести увеличилось, а содержание нейтрофилов и лимфоцитов снизилось (табл. 1). Статистически достоверной разницы в показателях клеточного иммунитета на 10-й день не выявлено (р>0,05).

На 14-й и 21-й дни наблюдения количество эпителиальных клеток в десневой жидкости 1-й и 11-й группы больных продолжало увеличиваться, а число нейтрофилов и лимфоцитов - снижаться. Показатели 1-й группы больных статистически достоверно отличаются от показателей 11-й группы (р<0,05). На 30-й день наблюдения все показатели клеточного иммунитета в 1-й и 11-й группе больных ХГП достоверно (р>0,05) не отличались от показателей КГ: количество эпителиальных клеток в 1-й и 11-й группе составило соответственно 51,98±0,14% и 52,09±0,15%; число нейтрофилов - 45,99±0,07% и 46,13±0,60%; количество лимфоцитов - 1,91±0,07% и 1,95±0,07%. Восстановление местного клеточного иммунитета в обеих группах происходило на протяжении всего исследования (с 10-го по 30-й день), достигая к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.