Совершенствование технико-тактической подготовки юных игроков в настольном теннисе в аспекте теоретического анализа
УДК/UDC 796.215
Аспирант Ван Сянюй1
Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1
1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва
Цель исследования - провести анализ содержания учебных программ технико-тактической подготовки в настольном теннисе. Методика и организация исследования. В ходе исследования проводился анализ научной и учебно-методической литературы, посвященной подготовке юных спортсменов по настольному теннису.
Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ учебных программ позволил определить место технико-тактической подготовки в структуре тренировочного процесса спортсменов по настольному теннису. Отмечается важность базовой физической подготовленности игроков на начальном этапе их развития, параллельно с которым важно прорабатывать комплекс психологических качеств, связанных с чувством мяча и соответствующим набором движений рук, ног и корпуса. Только после этого должна следовать тактическая составляющая становления спортсмена, которая заключается в продумывании и следовании собственному плану на игру, а также наблюдении за тем, как соперник двигается, как принимает подачи или атакующие/защитные удары с постоянной коррекцией тактики для скорейшей победы.
Ключевые слова: физическая подготовка, игроки 8-9 лет, настольный теннис, подготовка, техника, тактика, спортсмен.
IMPROVING THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF YOUNG PLAYERS IN TABLE TENNIS IN THE ASPECT OF THEORETICAL ANALYSIS
Postgraduate student Wang Xiangyu1
Dr. Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova1
1The Russian University of Sport «GTSOLIFK», Moscow
Abstract
Objective of the study was to analyze the content of training programs for technical and tactical training in table tennis.
Methods and structure of the study. The experiment was carried out on the basis of the analysis of scientific and educational literature on the training of young athletes in table tennis.
Results and conclusions. The analysis of training programs made it possible to determine the place of technical and tactical training in the structure of the training process of table tennis athletes. The importance of basic physical fitness of players at the initial stage of their development is noted, in parallel with which it is important to work out a complex of psychological qualities associated with the feeling of the ball and the corresponding set of movements of the arms, legs and body. Only then should the tactical component of becoming an athlete follow, which consists in thinking through and following your own game plan, as well as observing how the opponent moves, how he takes serves or attacking / defensive blows with constant correction of tactics for an early victory.
Keywords: physical fitness, players 8-9 years old, table tennis, preparation, technique, tactics, athlete
Введение. В настольном теннисе, как и в других профессиональных видах спорта, важное место в тренировочном процессе занимает технико-тактическая подготовка, которая подразумевает овладение игровыми приемами с использованием своих физических возможностей посредством определенной системы движения. В современной теории и практике настольного тенниса по-прежнему остается актуальной проблема совершенствования технической и тактической подготовки спортсменов, что подтверждается многообразием подходов к построению программ тренировок.
Цель исследования - провести анализ содержания учебных программ технико-тактической подготовки в настольном теннисе.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проводился анализ научной и учебно-методической литературы, посвященной подготовке юных спортсменов по настольному теннису.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показывают результаты теоретического анализа, в учебной программе спортивной тренировки Н.Д. Петренко основной акцент делается на первоначальное развитие физических качеств спортсмена, а уже на основе этого
- совершенствование технико-тактических умений. Обращаясь к его примерному графику распределения часов по различным разделам тренировочного процесса, можно увидеть, что на физическую подготовку выделено превалирующее количество часов (табл. 1).
Технической подготовке уделено значительно меньше времени. Г.В. Петренко объясняет такое распределение часов тем, что при данном возрастном уровне тренирующихся невозможно требовать от детей младшего школьного возраста хорошего исполнения технических приемов с ракеткой и мячом. Соответственно, необходимо постепенно переходить от простых упражнений к сложным.
Команда тренеров-преподавателей, состоящая из И.В. Петрученя, И.В. Сутягина, А.Ю. Головных, Ш.Ш. Хисамудинова, О.В. Шильниковой, О.Л. Яковчен-ко, также большую часть часов тренировочного процесса на первых этапах обучения настольному теннису выделяет на совершенствование физических качеств спортсмена [3]. Так, обращаясь к таблице тематического планирования, можно отметить, что 79% от общего времени уделяется ОФП и СФП, а на обучение технике и тактике уделяется всего 10%. Согласно программе,
Таблица. 3. Распределение часов по различным разделам тренировочного процесса в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа настольного тенниса»
Таблица. 1. Распределение часов по различным разделам тренировочного процесса по месяцам
№ Содержание занятий Месяцы Всего
9 10 11 12 1 2 3 4 5
1. Теоретические занятия 2 1 1 1 1 1 1 1 1 10
2. 2.1. Практические занятия: Общая физическая подготовка 16 17 18 18 15 13 11 10 8 126
2.2. Специальная физическая подготовка - 2 2 2 3 3 3 3 4 22
2.3. 2.3.1. Техническая подготовка: Упражнения с мячом и ракеткой 4 3 2 2 1 - - - - 12
2.3.2 Имитация передвижений - 1 1 1 1 1 - - - 5
2.3.3. Имитация ударов - - - - 1 1 1 1 1 5
2.3.4. Имитация ударов у тренировочной стенки, крышки стола - - - - 1 1 1 1 1 5
2.3.5. Игра ударами на столе по элементам - - - - 1 2 2 2 - 7
2.3.6. Свободная игра на столе - - - - - 1 2 2 2 7
2.3.7. Групповые игры на столе - - - - - 1 2 2 2 7
2.3.8. Игры на счет - - - - - - 1 2 3 6
3. Контрольные упражнения и соревнования 2 - - - - - - - 2 4
Всего: 24 24 24 24 24 24 24 24 24 216
Таблица. 2. Распределение часов по различным разделам тренировочного процесса для каждой группы
№ п/п Содержание занятий Количество часов для каждой группы
1 год 2 год 3 год
Теоретические занятия 13 13 13
Практические занятия 263 355 355
1. Общая физическая подготовка 156 186 142
2. Специальная физическая подготовка 63 71 89
3. Изучение и совершенствование техники и тактики, подготовка к соревнованиям 27 71 89
4. Инструкторская и судейская практика - - -
5. Участие в соревнованиях - 10 18
6. Приёмные, переводные и выпускные испытания 12 12 12
7. Медицинский контроль 5 5 5
8. Восстановительные мероприятия - - -
Всего часов: 6/276 8/368 8/368
№ Тема Кол-во часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Техника безопасности 2 2
2 История развития настольного тенниса 1 1
3 Гигиенические навыки и основы закаливания 1 1
4 Оборудование, инвентарь - уход за ними 2 1 1
5 Теоретические основы игры 2 2
6 Правила игры. Правила соревнований 1 1
7 Общая физическая подготовка 12 12
8 Специальная физическая подготовка 6 6
9 Техника игры в настольный теннис 45 2 43
10 Тактика игры в настольный теннис 2 1 1
11 Подвижные игры, эстафеты 20 1 19
12 Игры на счет 36 1 35
13 Участие в соревнованиях, турнирах 12 2 10
14 Итоговое занятие 2 1 1
Итого: 144 16 128
упор делается на то, что спортсмен в первую очередь должен обладать хорошими физическими качествами, чтобы начать обучение основным техническим и тактическим навыкам настольного тенниса. Однако, с ходом тренировочного процесса, на совершенствование техники и тактики уделяется уже 24, в процентном соотно-
шении на ОФП выделяется уже 62%. При этом общее количество часов тренировочного процесса было увеличено на 92 часа (табл. 2).
Стоит отметить, что не все исследователи основную часовую нагрузку распределяют на совершенствование физических качеств спортсмена.
Например, в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа настольного тенниса» педагога дополнительного образования Н.Ю. Зай-киной и методиста М.П. Добролюбова на первый план выходит техническая подготовка [1], занимающая наибольший процент от общего количества тренировочных часов - 31, в это же время на тактику уделено 2 часа или 1%, а на физическую подготовку (суммарные часы ОФП и СФП) - 18 часов, или 13% (табл. 3).
Занятия по технике настольного тенниса включают в себя основном знакомство с техникой игры и ее значением для повышения результативности игры спортсмена.
Стоит отметить, что наполняемость тактического раздела тренировок выглядит значительно беднее.
Инструктор-методист И.Г. Садырина также уделяет большое внимание во время тренировочного процесса технике и тактике настольного тенниса [4]. Более того, одной из особенностей ее программы является наличие трех отдельных компонентов подготовки: техническая подготовка, тактическая подготовка, технико-тактическая (игровая) подготовка. Согласно ее программе, на технико-тактическую подготовку выделено 61% от общего тренировочного времени, в то время как на физическую подготовку выделено всего 24%. Объясняется такое распределение часов тем, что высокая техническая подготовка спортсмена дает возможность полноценной реализации своих физических возможностей во время соревнований. Данная программа отличается по своему содержанию от других программ. Особый интерес вызывает то, что в тренировочном процессе в технико-тактическом разделе представлено участие в соревнованиях. При этом данная программа не содержит обучения тактике розыгрышей. Следовательно, спортсмен должен самостоятельно выработать тактику. Так, остается открытым вопрос, насколько эффективную тактику может разработать спортсмен младшего школьного возраста.
Однако стоит отметить, что доцент Кузбасского государственного технического университета Д.М. Кобылян-ский отмечает, что на данный момент превалирующее число тренеров обучает тактическим схемам спортсменов, что имеет свои негативные последствия [2]. В частности, спортсмены теряют способность самостоятельной разработки тактики в определенных неожиданных игровых ситуациях.
Тренер-преподаватель С.С. Самойлюк также относит в один раздел техническую и тактическую подготовку [5]. Так, в технической подготовке он приводит основные базовые техники, которыми должен владеть спортсмен. Тактическая подготовка, как отмечает С.С. Са-мойлюк, должна сформировать в соревновательной активности такие навыки, которые бы способствовали наиболее эффективному применению технических ударов с параллельным совершенствованием технического мастерства. Стоит отметить, что С.С. Самойлюк не приводит распределение часов тренировочного процесса между различными разделами тренировки. Так, нельзя
определить, сколько времени должно быть отведено на совершенствование технико-тактических навыков спортсмена.
Вывод. Проведенный теоретический анализ учебных программ позволил определить место технико-тактической подготовки в структуре тренировочного процесса спортсменов по настольному теннису. Отмечается важность базовой физической подготовленности игроков на начальном этапе их подготовки, параллельно с которой важно тренировать комплекс психических качеств, связанных с чувством мяча. Только после этого должна следовать тактическая составляющая содержания подготовки спортсмена, которая заключается в продумывании и разработке собственного плана игры, а также наблюдении за тем, как соперник двигается, как принимает подачи и пвыполняет атакующие/защитные удары для коррекции тактики ведения соревновательной борьбы.
Литература
1. Зайкина Н.Ю. Школа настольного тенниса / Н.Ю. Зайкина, М.П. Добролюбова. // Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. - Самара, 2021. - 32 с.
2. Кобылянский Д.М. Исследование эффективности технико-тактической подготовки спортсмена в настольном теннисе на всех этапах совершенствования / Д.М. Кобылянский // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: проблемы и перспективы развития. - 2022. -С. 101-105.
3. Петрученя И.В. и др. дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису / И.В. Петрученя и др. -г. Усолье-Сибирское, 2019. - 23 с.
4. Садырина И.Г. Программа предпрофессиональной подготовки по виду спорта «Настольный теннис» для Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования / И.Г. Садырина. - г. Петропавловск-Камчатский, 2015. - 39 с.
5. Самойлюк С.С. Методическая разработка на тему: «Особенности подготовки спортсменов в настольном теннисе» / С.С. Самойлюк. - г. Волжский, 2015.
References
1. Zaikina N.Yu., Dobrolyubova M.P. Shkola nastolnogo tennisa [School of table tennis]. Additional general educational general developmental program. Samara, 2021. 32 p.
2. Kobylyansky D. M. Issledovaniye effektivnosti tekhniko-tak-ticheskoy podgotovki sportsmena v nastolnom tennise na vsekh etapakh sovershenstvovaniya [Study of the effectiveness of the technical and tactical training of an athlete in table tennis at all stages of improvement]. Fizicheskaya kultura, sport i zdorovye v sovremennom obshchestve: problemy i perspektivy razvitiya. 2022. pp. 101-105.
3. Petruchenya I.V. et al. Dopolnitelnaya obshcherazvivayush-chaya programma po nastolnomu tennisu [Additional general developmental program in table tennis]. Usolie-Sibirskoe, 2019. 23 p.
4. Sadyrina I.G. Programma predprofessionalnoy podgotovki po vidu sporta «Nastolnyy tennis» dlya Munitsipalnogo byudzhet-nogo uchrezhdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya [The program of pre-professional training in the sport "Table Tennis" for the Municipal Budgetary Institution of Additional Education]. Pet-ropavlovsk-Kamchatsky, 2015. 39 p.
5. Samoylyuk S.S. Metodicheskaya razrabotka na temu: «Osoben-nosti podgotovki sportsmenov v nastolnom tennise» [Methodological development on the topic: "Features of the preparation of athletes in table tennis"]. Volzhsky, 2015.
И Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 14.06.2023 г.
НОМЕР ДЛЯ ВАС ПОДГОТОВИЛИ И ВЫПУСТИЛИ:
Компьютерная верстка - Ольга Терёшина Фотограф - Степан Сашин (e-mail: [email protected])