Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ В ВУЗАХ КИТАЯ'

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ В ВУЗАХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжай С., Рыжкова Л.Г., Лаптев А.И., Го Э.

Цель исследования - оценка структуры и содержания «Программы подготовки тренеров по настольному теннису», выявление особенностей, характерных для китайских вузов. Методика и организация исследования. Теоретическому анализу была подвергнута программа обучения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки тренеров по настольному теннису» для оценки распределения ее компонентов по объему и содержанию, которые характерны для китайских вузов. Результаты исследования и выводы. Основной дисциплиной, являющейся ключевой в перечне дисциплин программы обучения, является «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе», которая осваивается на бакалавриате в течение трех лет: на первом, втором и третьем курсах. На четвертом курсе студенты приобретают и закрепляют практические навыки тренерской деятельности. В представленной Программе отражены только основные элементы спортивной подготовки тренеров по настольному теннису. Практические занятия по совершенствованию технико-тактической подготовленности будущих тренеров дополнительно содержат отдельные тактические компоненты, используемые для успешной реализации сложных игровых комбинаций. Студенты, достигнув базового уровня технико-тактической подготовленности, совершенствуют свое мастерство, повышая свой спортивный уровень благодаря индивидуализации технико-тактической подготовки, выделяя отдельно и в совокупности техническую, тактическую и психологическую направленность тренировки. Именно поэтому на базовую подготовку выделяется 36% часов, а на индивидуализацию - 43% часов, что в сумме составляет почти 80% от всего объема часов, отведенных для освоения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки». Таким образом, в китайских вузах предъявляются очень высокие требования к уровню спортивной подготовленности тренеров по уровню овладения техникой выполнения и тактикой ведения соревновательной борьбы. Будущий тренер должен различать, какой индивидуальный технико-тактический стиль более всего подходит для его спортсмена, и насыщать тренировки соответствующим практическим материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжай С., Рыжкова Л.Г., Лаптев А.И., Го Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-METHODOLOGICAL FEATURES OF TRAINING COACHES IN TABLE TENNIS IN CHINA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Objective of the study was to evaluate the structure and content of the "Table Tennis Coaches Training Program", to identify the features characteristic of Chinese universities. Methods and structure of the study. A theoretical analysis was made of the curriculum of the discipline "Theory and practice of sports training for table tennis coaches" to assess the distribution of its components in terms of volume and content, which are typical for Chinese universities. Results and conclusions. The main discipline, which is the key in the list of disciplines of the training program, is "Theory and Practice of Special Training in Table Tennis", which is mastered at the undergraduate level for three years: in the first, second and third years. In the fourth year, students acquire and consolidate the practical skills of coaching. The presented Program reflects only the main elements of sports training for table tennis coaches. Practical exercises to improve the technical and tactical readiness of future coaches additionally contain separate tactical components used for the successful implementation of complex game combinations. Students, having reached the basic level of technical and tactical readiness, improve their skills, increasing their sports level due to the individualization of technical and tactical training, highlighting separately and in the aggregate the technical, tactical and psychological orientation of training. That is why 36% of hours are allocated for basic training, and 43% of hours for individualization, which in total is almost 80% of the total hours allocated for mastering the discipline "Theory and Practice of Sports Training". Thus, in Chinese universities there are very high requirements for the level of sports preparedness of coaches in terms of mastering the technique of performance and tactics of competitive struggle. Focusing on the training of coaches to work with the national teams of the regions and the country (for children and youth), universities in China orient students to the need to constantly “polish” the technique of performing techniques and tactics of applying actions, taking into account the individual characteristics of athletes that are reflected in competitive practice. The future coach must distinguish which individual technical-tactical style is most suitable for his athlete, and saturate training sessions with appropriate practical material.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ В ВУЗАХ КИТАЯ»

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ В ВУЗАХ КИТАЯ

УДК/UDC 378.174

Поступила в редакцию 06.03.2023 г.

Информация для связи с автором: fencing-rgufk@yandex.ru

Аспирант Чжай Синчэнь1

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова2 Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Лаптев2 Аспирант Го Эрни1- 2 1Чжэнчжоуский университет, Чжэнчжоу, Китай 2Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

PROGRAM-METHODOLOGICAL FEATURES OF TRAINING COACHES IN TABLE TENNIS IN CHINA HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Postgraduate student Zhai Xingchen1 Dr. Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova2 PhD, Associate Professor A.I. Laptev2 Postgraduate student Go Erni1- 2 1Zhengzhou University, Zhengzhou, China 2Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - оценка структуры и содержания «Программы подготовки тренеров по настольному теннису», выявление особенностей, характерных для китайских вузов.

Методика и организация исследования. Теоретическому анализу была подвергнута программа обучения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки тренеров по настольному теннису» для оценки распределения ее компонентов по объему и содержанию, которые характерны для китайских вузов. Результаты исследования и выводы. Основной дисциплиной, являющейся ключевой в перечне дисциплин программы обучения, является «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе», которая осваивается на бакалавриате в течение трех лет: на первом, втором и третьем курсах. На четвертом курсе студенты приобретают и закрепляют практические навыки тренерской деятельности. В представленной Программе отражены только основные элементы спортивной подготовки тренеров по настольному теннису. Практические занятия по совершенствованию технико-тактической подготовленности будущих тренеров дополнительно содержат отдельные тактические компоненты, используемые для успешной реализации сложных игровых комбинаций. Студенты, достигнув базового уровня технико-тактической подготовленности, совершенствуют свое мастерство, повышая свой спортивный уровень благодаря индивидуализации технико-тактической подготовки, выделяя отдельно и в совокупности техническую, тактическую и психологическую направленность тренировки. Именно поэтому на базовую подготовку выделяется 36% часов, а на индивидуализацию - 43% часов, что в сумме составляет почти 80% от всего объема часов, отведенных для освоения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки». Таким образом, в китайских вузах предъявляются очень высокие требования к уровню спортивной подготовленности тренеров по уровню овладения техникой выполнения и тактикой ведения соревновательной борьбы. Будущий тренер должен различать, какой индивидуальный технико-тактический стиль более всего подходит для его спортсмена, и насыщать тренировки соответствующим практическим материалом.

Ключевые слова: Программа обучения, китайские вузы, подготовка тренеров, настольный теннис, спортивная подготовленность.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the structure and content of the "Table Tennis Coaches Training Program", to identify the features characteristic of Chinese universities.

Methods and structure of the study. A theoretical analysis was made of the curriculum of the discipline "Theory and practice of sports training for table tennis coaches" to assess the distribution of its components in terms of volume and content, which are typical for Chinese universities.

Results and conclusions. The main discipline, which is the key in the list of disciplines of the training program, is "Theory and Practice of Special Training in Table Tennis", which is mastered at the undergraduate level for three years: in the first, second and third years. In the fourth year, students acquire and consolidate the practical skills of coaching. The presented Program reflects only the main elements of sports training for table tennis coaches. Practical exercises to improve the technical and tactical readiness of future coaches additionally contain separate tactical components used for the successful implementation of complex game combinations. Students, having reached the basic level of technical and tactical readiness, improve their skills, increasing their sports level due to the individualization of technical and tactical training, highlighting separately and in the aggregate the technical, tactical and psychological orientation of training. That is why 36% of hours are allocated for basic training, and 43% of hours for individualization, which in total is almost 80% of the total hours allocated for mastering the discipline "Theory and Practice of Sports Training". Thus, in Chinese universities there are very high requirements for the level of sports preparedness of coaches in terms of mastering the technique of performance and tactics of competitive struggle. Focusing on the training of coaches to work with the national teams of the regions and the country (for children and youth), universities in China orient students to the need to constantly "polish" the technique of performing techniques and tactics of applying actions, taking into account the individual characteristics of athletes that are reflected in competitive practice. The future coach must distinguish which individual technical-tactical style is most suitable for his athlete, and saturate training sessions with appropriate practical material.

Keywords: Curriculum, Chinese universities, training of coaches, table tennis, sports readiness.

CL

с

ra

^

О (U .с H

Введение. Программа подготовки бакалавра по физическому воспитанию рассчитана на четыре года обучения и состоит из двух частей, первая из которых направле-

на на освоение знаний по теоретическим общеобразовательным дисциплинам (в течение 720 академических часов), вторая - на приобретение знаний, умений и на-

выков по дисциплинам, необходимых для успешной их реализации в профессиональной деятельности (в течение 1900-2100 академических часов). В свою очередь, в части профессиональной подготовки предусмотрены обязательные дисциплины в объеме 960 часов (освоение которых позволяет студенту получить 45 кредитов). Из них 576 часов (24 кредита) отводится только на практическую подготовку будущего тренера, а остальные 384 часа (16 кредитов) - на изучение дисциплин теоретико-методического и двигательного характера, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавра [1].

Таким образом, основной дисциплиной, являющейся ключевой в перечне дисциплин программы обучения, является «Теория и практика спортивной подготовки в настольном теннисе», которая осваивается на бакалавриате в течение трех лет: на первом, втором и третьем курсах. Помимо этого, обязательным для тренеров по настольному теннису является изучение следующих дисциплин: история развития настольного тенниса как вида спорта, базовая теория и знания о технико-тактических составляющих соревновательной деятельности в настольном теннисе, теория и методика судейства соревнований по настольному теннису, теория и методика тактического анализа действий игроков в настольный теннис, теория и методика технико-тактического совершенствования в настольном теннисе, методы научного исследования в спорте, спортивная статистика и программа SPSS, обучение и контроль формирования двигательных навыков у юных теннисистов, легкая атлетика, плавание. О том, что изучение данных дисциплин, направленных на приобретение знаний, освоение умений и формирование навыков профессиональной деятельности будущих тренеров по настольному теннису столь необходимо, свидетельствует повышенный контроль, который предусмотрен учебным планом и предъявляется со стороны профессорско-преподавательского состава университета. Все перечисленные дисциплины практической направленности заканчиваются экзаменом, тогда как на остальные дисциплины факультативного и модульного характера, которые студент выбирает на свое усмотрение, заканчиваются зачетом, что является более низким уровнем оценки качества изучения [2].

Цель исследования - оценка структуры и содержания Программы подготовки тренеров по настольному теннису, выявление особенностей, характерных для китайских вузов.

Методика и организация исследования. Теоретическому анализу была подвергнута Программа обучения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки тренеров по настольному теннису» для оценки распределения ее компонентов по объему и содержанию, которые характерны для китайских вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Дисциплина «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе» является обязательной для студентов, специализирующихся в настольном теннисе, и преподается по 96 часов в семестр в течение трех лет обучения (табл. 1). На четвертом курсе студенты приобретают практические навыки в области тренерской деятельности.

Благодаря изучению дисциплины «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе» студенты овладевают базовыми знаниями по теории и методике, основным техническим приемам и тактическим действиям, умениями и навыками ведения соревновательной практики, которые могут позволить работать со спортсменами команд регионального уровня. В период обучения студентам предоставляется возможность тренироваться, преподавать, организовывать соревнования, практиковаться в судействе, а также от них требуются умения организовать тренировочный процесс и управлять расстановкой специализированного инвентаря и оборудования на спортивной площадке. В то же время обучение направлено на формирование у студентов следующих способностей: объяснять, демонстрировать, анализировать и исправлять ошибки, организовывать тренировочный процесс и обучение, разрабатывать документы планирования и составлять конспекты тренировочных занятий.

Студенты, достигнув базового уровня технико-тактической подготовленности, совершенствуют свое мастерство, повышая свой спортивный уровень благодаря индивидуализации технико-тактической подготовки, выделяя отдельно и в совокупности техническую, тактическую и психологическую направленность тренировки. Именно поэтому на базовую подготовку выделяется 36% часов, а на индивидуализацию -43% часов, что в сумме составляет почти 80% от всего объема часов, отведенных для освоения дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки». Важным элементом обучения является соревновательная практика студентов, которая предусмотрена в каждом семестре на протяжении всех лет освоения программы, что позволяет контролировать рост спортивного мастерства, отслеживать динамику технико-тактических показателей игровой практики в период обучения в вузе.

Содержание обучения составляют следующие разделы программы по дисциплине «Теория и методика спортивной подготовки в настольном теннисе» (табл. 2).

Следует подчеркнуть, что в представленной программе отражены только основные элементы спортивной подготовки тренеров по настольному теннису. Совершенно очевидно, что практические занятия по совершенствованию технико-тактической подготовленности будущих тренеров дополнительно содержат отдельные тактические компоненты, используемые для успешной реализации сложных игровых

Таблица 1. Распределение учебных часов при освоении дисциплины «Теория и практика специальной подготовки в настольном теннисе по программе обучения тренеров»

Виды практических занятий 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс Всего часов

Семестры

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й

Базовая технико-тактическая подготовка 50 50 34 34 20 20 0 0 210

Индивидуализация технико-тактической подготовки 34 34 40 40 46 46 0 0 248

Общая техническая подготовка 0 0 0 0 8 8 0 0 16

Тренировка в парной игре 0 0 2 2 4 4 0 0 12

Соревновательная практика 8 8 12 12 14 14 0 0 66

Рубежный контроль (тестирование) 4 4 4 4 4 4 0 0 24

Всего часов за семестр 96 96 96 96 96 96 0 0 576

№5 • 2023 Май | May

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Таблица 2. Примерное содержание обучения по программе дисциплины «Теория и практика спортивной подготовки в настольном теннисе» в вузах Китая

0.(0« П.

Содержание практических занятий

Базовые умения и навыки игры в настольный теннис '^l.:''

о

X

чд

g.» § £

CD ч

£ s ^ ?

a. S

[= Ф

Техника выполнения разновидностей подач без вращения (плоская) с верхним вращением (±й^З с нижним сращением (Тй^З с боковым вращением (Шй^З с верхнебоковым вращением с нижнебоковым вращением (ШТЙ^З с обратным вращением (Шй^^З

Техника выполнения разновидностей приема мяча

(ШШЖЗ :

срезка (короткий удар) (ёЗ подрезка (короткий удар) (ШЗ накат (ЙЗ плоский удар (ййЗ скидка (^йЗ скрутка ШЛЙЗ топ-спин (ЙЙЙЗ

Техника выполнения защитных действий (Ш^ЙЖЗ

срезка/подрезка

плоский удар (ййЗ

«свеча» ШШЗ

Техника выполнения срезки (подрезки)

(ё(М)ШЖЗ :

срезка/подрезка справа (в дальнюю зону) (Ш^ё^З срезка/подрезка слева (в дальнюю зону) (М^ё^З подрезка в ближнюю зону (Щ1З

Техника выполнения атакующего удара (ЖЙЙЖЗ

удар справа (слева) (Ш(М)^Й^З

топ-спин справа (слева)

удар в ближнюю зону

топ-спин при приеме (ШМЙН^З

удар по высокому мячу (^Й^З

Тактика непрерывного активного нападения (З^йй

ЙЖЗ :

атакующий удар (ЙЙЗ атакующий топ-спин (ЙКЗ

Тактика комбинаций атакующих ударов (Й^Шп-лЙ

ЖЗ :

удар слева, удар справа (ЙЙЗ

удар слева, удар с разворотом (ЙШЗ

удар слева, удар с разворотом, удар справа (ЙШ^З

Тактика комбинаций защитных и атакующих ударов (Ш

ЖЗ :

подрезка слева, удар (топ-спин) (М^-Й№К$(Й)З подрезка справа, удар (топ-спин) (Ш#1№М$(й)З подрезка с центра, удар (топ-спин) (ФШ№ЙЙ(Й)З подрезка слева, удар с разворотом (топ-спин), удар (топ-спин) справа (М^МШ#Й(Й)З_

Базовая тактика ведения игры в настольный теннис

ЙЖ]

:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

Тактика активного нападения после подачи (ШйЙЖЗ

атакующий удар после подачи

атакующий топ-спин после подачи (®ЩйЙЗ

Тактика атаки или защиты после приема мяча

(»£ШЖЗ :

серийный удар (топ-спин) после приема мяча

(Й^ЗШШШЖЗ

серийная срезка (подрезка) после приема мяча

(«£»ШШШ)ЙЖЗ

серийная скрутка в ближнюю зону (ЗШШв. З

Тактика сочетания атаки и обороны (ЙКп'лЙЖЗ срезка, подрезка (ёМЙЖЗ подрезка, удар (топ-спин) (М?М(Й)ЙЖЗ срезка, подрезка, удар (топ-спин)

(ё'М'Й(Й)ЙЖЗ

ö ~ * S g 1 Тактика, основанная на контроле в ближней зоне (ШйёМЖИйЖЗ

1 S Ш я Кя Тактика, основанная на активном нападении слева с&мшйягшЖЗ

cvi g CVI Тактика, основанная на активном нападении справа (Ж^ЖЖИЙЖЗ

Соревновательная практика (ЬЬЙ^Й ]

Внутригрупповые соревнования

Университетские соревнования [ß^fctS]

Международные соревнования ОЙЬЙ]

Физическая подготовка

Быстрота (КШЙЗ

зд sota Ловкость (|ЩЗ

YK Й Сила (ййЗ

3o£ Ю Ф Гибкость

О Выносливость (ЙЛЗ

1 | S Тренировка силы удара и чувства мяча (^ДйШШШЗ

Тренировка быстроты перемещений ногами

Тренировка с несколькими мячами

комбинаций. Тренерам необходимо понимать, чем различаются и в какой соревновательный момент выбрать конкретную тактическую модель ведения игры, определяя для себя рациональность тактики активного нападения после подачи [ gfü ЙЖ] , тактики атаки или защиты после приема мяча (Й® ^ЙЖ] или тактики сочетания атаки и обороны (Й^^оЙ Ж] , осуществляя этот выбор под строгим контролем техники ударов и комбинаций.

Вывод. Таким образом, в китайских вузах предъявляются очень высокие требования к уровню спортивной подготовленности тренеров по овладению техникой выполнения и тактикой ведения соревновательной борьбы. Ориентируясь на подготовку тренеров для работы со сборными командами регионов и страны (детскими и юношескими), вузы Китая ориентируют студентов на необходимость постоянно «шлифовать» технику выполнения приемов и тактику применения действий с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, которые отражаются в соревновательной практике. Будущий тренер должен уметь различать, какой индивидуальный технико-тактический стиль более всего подходит для его спортсмена и насыщать тренировки соответствующим практическим материалом.

Литература

1. Го Э. Требования стандарта профессиональной подготовки тренеров по спорту в Китайской Народной Республике / Го Э. // Спорт - дорога к миру между народами: Материалы VI Международной научно-практической конференции (26-28 октября 2022 г.) - М.: РУС «ГЦОЛИФК». - С. 64-67.

2. [EB/OL]. (Государственный стандарт качества преподавания в бакалавриате по специальностям общеобразовательных вузов [EB/OL]. http://jwc.xhsysu.

edu.cn/_local/1/93/21/7170AB6D198A24AC379A7B16BCC_95FE75

97_229514F.pdf ).

References

1. Guo E. Trebovaniya standarta professionalnoy podgotovki trenerov po sportu v Kitayskoy Narodnoy Respublike [Requirements for the standard of professional training of sports coaches in the People's Republic of China]. Sport - doroga k miru mezhdu narodami [Sport is the road to peace between peoples]. Proceedings International scientific-practical conference (October 26-28, 2022). Moscow: RUS "SCOLIFK" publ. pp. 64-67.

2. ШаЙ^^даШШ^МжШШ [EB/OL]. Gosudarstvennyy standart kachestva prepodavaniya v bakalavriate po spetsialnostyam obshcheobrazovatelnykh vuzov [State standard for the quality of teaching in the bachelor's degree in the specialties of general education universities]. Available at: http://jwc.xhsysu.edu.cn/_local/1/93/21/7170A

B6D198A24AC379A7B16BCC_95FE7597_229514F.pdf ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.