3. Dyomina, E.A. (2020), "The practice of implementing blended learning based on a competency-based approach", Journal of Secondary Vocational Education, Vol. 301, No 9, pp. 17-22.
4. Chernyikh, A.I., Horoshun, C.V. and Shaposhnikova, T.L. (2014), Preparation of engineering higher educational establishment students in conditions of computerization of education, KubGTU, Krasnodar.
5. Yakovlev, V.F. (2016), "Countering academic dishonesty of students in distance learning", Open and Distance Education, Vol. 61, No 1, pp. 14-19.
6. Atiaja L. and Guerrero R. (2016), "MOOCs: Origin, characterization, principal problems and challenges in Higher Education", Journal of e-Learning and Knowledge Society, No. 12, pp. 65-76.
7. Boelens R., Wever B. and Voet M. (2017), "Four key challenges to the design of blended learning", Educational Research Review, Vol. 22, No. 2, pp. 1-18.
8. Deechai W., Sovajassatakul T. and Petsangsri S. (2019), "The Need for Blended Learning Development to Enhance the Critical Thinking of Thai Vocational Students", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 10, No. 1, pp. 131-140.
9. Eryilmaz M. (2015), "The Effectiveness of Blended Learning Environment", Contemporary Issues in Education Research, Vol. 8, No 4, pp. 251-256.
10. Kuzmanovic M., Andjelkovic L.J. and Nikodijevic A. (2019), "Designing e-learning environment based on student preferences: conjoint analysis approach", International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, Vol. 7, No. 3, pp. 37-47.
11. Parkesa M., Stein S. and Readinga C. (2015), "Student preparedness for university e-learning environments", The Internet and Higher Education, Vol. 25, No. 3, pp. 1-10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2022
УДК 797.21
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород; Александр Владимирович Апальков, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород; Алексей Иванович Ляпин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Воронежский институт МВД России, Воронеж
Аннотация
Одним из важнейших компонентов спортивной подготовки пловцов, который требует постоянного совершенствования, является техническая подготовленность. Каждый квалифицированный пловец по окончанию начального этапа подготовки обладает сформированными и прочно закрепленными двигательными навыками. В процессе следующих этапов подготовки, пути совершенствования технической подготовленности сводится у спортсменов к формированию умений рационально дифференцировать кинетические параметры определенных движений. К данным параметрам можно отнести соотношение темпа (частоты гребковых движений) и шага (длины греб-ковых движений) плавания, способность менять скорость на различных участках дистанции. В основе перечисленных параметров лежат способности спортсменов точно воспринимать и четко оценивать величину мышечных усилий, а также учитывать пространственно-временные характеристики плавательных движений. Данные положения позволили поставить цель исследования - определить эффективность применения методов биологической обратной связи в тренировочном процессе высококвалифицированных пловцов для формирования умений дифференцировать параметры движений во время плавания. Проведенные наблюдения показывают, что многие спортсмены, преимущественно юные, на соревновательных дистанциях оптимально не распределяют свои силы. В начале соревновательной дистанции спортсмены развивают максимальную скорость плавания, повышая частоту гребков и уменьшая «шаг» плавания. К окончанию дистанции
данные показатели резко уменьшаются из-за невозможности поддержания их на заданном уровне. Выводы: работа над оптимальным соотношением биомеханических элементов техники плавания должна заключаться в точном воспроизведении и возможности управлять скоростью плавания, темпом и «шагом» плавания. Как следствие данной работы будет, достигнут максимальный результат на соревновательных дистанциях.
Ключевые слова: спортивное плавание, техническая подготовка, методы биологической обратной связи, биомеханика движений, тренировочный процесс.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p432-436
IMPROVING THE TECHNICAL READINESS OF SWIMMERS BY USING BIOFEEDBACK METHODS
Andrey Alexandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod State National Research University; Alexander Vladimirovich Apalkov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Viktorovna Kurdyukova, the teacher, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina; Aleksey Ivanovich Lyapin, the candidate ofpedagogical sciences, docent, head of department, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
One of the most important components of the sports training of swimmers, which requires constant improvement, is technical readiness. Every qualified swimmer at the end of the initial stage of training has formed and firmly fixed motor skills. In the course of the next stages of preparation, the ways of improving technical preparedness are reduced in athletes to the formation of skills to rationally differentiate the kinetic parameters of certain movements. These parameters include the ratio of the pace (frequency of stroke movements) and the step (length of stroke movements) of swimming, the ability to change speed in different sections of the distance. These parameters are based on the ability of athletes to accurately perceive and accurately assess the amount of muscle effort, as well as to take into account the spatial and temporal characteristics of swimming movements. These provisions allowed us to set the goal of the study - to determine the effectiveness of the use of biofeedback methods in the training process of highly qualified swimmers for the formation of skills to differentiate the parameters of movements during swimming. The conducted observations show that many athletes, mostly young, do not optimally distribute their strength at competitive distances. At the beginning of the competitive distance, athletes develop the maximum swimming speed, increasing the frequency of strokes and reducing the "step" of swimming. By the end of the distance, these indicators decrease sharply due to the inability to maintain them at a given level. Conclusions: work on the optimal ratio of biomechanical elements of swimming technique should consist in accurate reproduction and the ability to control the speed of swimming, pace and "step" of swimming. As a result of this work, the maximum result will be achieved at competitive distances.
Keywords: sport swimming, technical training, biofeedback methods, biomechanics of movements, training process.
ВВЕДЕНИЕ
Достижение в циклических видах спорта высоких результатов тесно связано с поиском и разработкой новейших путей оптимизации тренировочного процесса [1]. Современные исследования выделяют одну из главных проблем в теории спорта, направленных на спортивное совершенствование, экспериментальная разработка и подтверждение эффективности средств и методов технической подготовки [2]. Проведенные ранее исследования учеными в спортивном плавании с квалифицированными спортсменами доказали, что неоправданные энергозатраты на соревновательной дистанции связаны с нарушением структуры движений, изменением скорости и разным распределением усилий внутри цикла движений. При этом спортсмен, столкнувшийся с перечисленными трудностями, на соревнованиях не может реализовать в полном объеме свой потенциал [3].
В связи с этим решение задач, касающихся технической подготовки пловцов, затруднительно без исследований структуры движений, анализа механизмов их образова-
ния и возможностей управления ими [4, 5].
Вышеперечисленное позволило поставить цель исследования - определить эффект применения методов биологической обратной связи в тренировочном процессе высококвалифицированных пловцов для формирования умений дифференцировать параметры движений.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели было организованно исследование. Педагогический эксперимент проводился с октября 2021 по февраль 2022 года. Он проходил на базе секций плавания в спортивных школах города Белгород СШОР «Спартак» и СШОР № 3. В эксперименте приняли участие квалифицированные пловцы в количестве 65 человек. Уровень подготовленности спортсменов соответствовал разряду «Кандидат в мастера спорта».
Контрольное тестирование включало в себя расчет ошибки воспроизведения в процентах величин темпа и «шага» плавания, скорости плавания. Рассчитывались средние показатели. Далее рассчитывалась ошибка и соответствующий ей процент. Перечисленные показатели измерялись в плавании избранным способом на дистанции 25 метров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тренировочные занятия экспериментальной группы включали в себя задания, связанные с подсчетом и регулированием гребковых движений на различных дистанциях с учетом интенсивности нагрузки, определением и регулированием частоты движений во время плавания. Включены были задания на поддержание и регулирование в процессе заданий соотношения частоты и длины гребковых движений на различных дистанциях с различной интенсивностью нагрузки. Также упражнения на поддержание определенной скорости плавания и ее изменение на дистанции пловцами. Для точного воспроизведения результатов тренером определялись, регистрировались и доводились до спортсменов параметры темпа, частоты и скорости плавания во время выполнения заданий. Задания с использованием обратной связи применялись в конце основной части занятия.
Полученные данные в результате предварительного тестирования констатируют факт отсутствия умений у квалифицированных пловцов сознательно управлять кинематическими показателями движений в плавании. Обобщая результаты предварительного тестирования, указываем на однородность экспериментальных групп. Отмечено, что с ростом скорости, темпа и шага плавания у пловцов снижается ошибка в воспроизведении заданных характеристик.
Полученные данные свидетельствуют о существенном снижение ошибок в воспроизведении заданных величин и росте возможностей в саморегулировании и точности самооценки.
Таблица 1 - Ошибка воспроизведения в % скорости плавания, М±т
Заданная скорость плавания ЭГ г КГ г
До После До После
25% 24,08±0,92 15,85±0,47 + 24,76±0,97 22,96±0,78 -
50% 20,85±0,37 7,93±0,17 + 20,53±0,52 18,78±0,38 -
75% 8,45±0,17 5,25±0,19 + 7,35±0,19 6,46±0,20 -
В результате экспериментальной тренировки в ЭГ повысилась точность и стабильность субъективного воспроизведения заданных величин. Данные изменения носят достоверный характер. В КГ результаты указывают на отсутствие достоверных изменений.
Заданный темп плавания ЭГ г КГ г
До После До После
25% 22,43±0,52 17,44±0,61 + 21,63±0,86 21,09±0,93 -
Заданный темп плавания ЭГ г КГ г
До После До После
50% 18,87±0,31 10,03±0,25 + 19,40±0,42 18,87±0,47 -
75% 10,05±0,25 5,35±0,18 + 10,60±0,33 9,16±0,27 -
Экспериментальные тренировки с методами БОС позволили определить существенное снижение относительной ошибки воспроизведения заданных величин темпа и «шага» плавания в экспериментальной группе. У спортсменов контрольной группы повышения точности в самооценке заданных величин плавания не было выявлено.
Таблица 3 - Ошибки воспроизведения в % «шага» плавания, М±т
Заданный «шаг» плавания ЭГ г КГ г
До После До После
25% 25,43±0,69 11,43±0,47 + 26,21±0,73 25,11±0,92 -
50% 22,19±0,29 8,58±0,24 + 22,64±0,34 21,42±0,34 -
75% 13,46±0,28 3,82±0,20 + 13,27±0,32 12,39±0,58 -
В спортивной деятельности повышение результата или улучшение достижений возможно за счет совершенствования элементов техники движений. Тем самым преобразуя качество или взаимосвязь данных элементов в спортивное достижение. Многие спортсмены, большинство юных, не владеют умением правильно распределять на соревновательной дистанции силы. В начале соревновательной дистанции спортсмены развивают максимальную скорость плавания, повышая частоту гребков и уменьшая «шаг» плавания. К окончанию дистанции данные показатели резко уменьшаются из-за невозможности поддержания их на заданном уровне. В связи с этим тренера должны уде -лять особое внимание формированию чувства взаимной координации элементов техники движений. Данная координация позволит оптимально раскладывать силы спортсменам на соревновательной дистанции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что повышение эффективности плавательной деятельности спортсменов зависит от совершенствования способностей к точному воспроизведению различных параметров техники. Ввиду этого можно считать, что способность восприятия или точность самооценки обуславливает результативность специфической плавательной деятельности.
По нашему мнению, работа над оптимальным соотношением биомеханических элементов техники плавания должна заключаться в точном воспроизведении и возможности управлять скоростью плавания, темпом и «шагом» плавания. И как следствие данной работы будет, достигнут максимальный результат на соревновательных дистанциях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании / В.Б. Авдиенко, Т.М. Воеводина, В.Ю. Давыдов, В.А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
2. Аришин А.В. Совершенствование функциональной и технической подготовленности пловцов высокой квалификации в тренировочном макроцикле / А.В. Аришин, М.В. Аришина // Плавание Х. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. материалы Х Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2019. - С. 84-86.
3. Мельников С. В. Модельные характеристики функциональной подготовленности высококвалифицированных пловцов / С.В. Мельников, А.Г. Нарскин // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием. -Воронеж : Научная книга, 2019. - С. 61-65.
4. Мошкина Н.А. Мониторинг функциональной подготовленности пловцов для разработки модельных значений физической работоспособности / Н.А. Мошкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 9-15.
5. Солопов И.Н. Функциональная подготовка спортсменов / И.Н. Солопов, А.И. Шамардин. - Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.
REFERENCES
1. Avdienko, V.B., Voevodina, T.M., Davydov, V.Y. and Shubina, V.A. (2005), Organization and planning of sports training in swimming. SGPU, Samara.
2. Arishin, A.V. and Arishina, M.V. (2019), "Improving the functional and technical preparedness of highly qualified swimmers in a training macrocycle", Swimming X. Research, training, hydro-rehabilitation. Materials of the X International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 84-86.
3. Melnikov, S.V. and Narskin, A.G. (2019), "Model characteristics of functional fitness of highly qualified swimmers", Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle. Collection of scientific articles of the VIII All-Russian intramural Scientific and Practical Conference with international participation, Scientific bool. Voronezh, pp. 61-65.
4. Moshkina, N.A. (2019), "Monitoring of functional fitness of swimmers for the development of model values of physical performance", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, Vol. 14. No. 2, pp. 9-15.
5. Solopov, I.N. and Shamardin, A.I. (2003), Functional training of athletes. PrinTerra-Design, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2022
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И
ЮНОШЕЙ 11-19 ЛЕТ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕТЕРОХРОННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЕСОРОСТОВОГО ПОКАЗАТЕЛЯ, ИНДЕКСА КЕТЛЕ И ИНДЕКСА ЭРИСМАНА
Аминет Рамазановна Тугуз, доктор биологических наук, профессор, Айдамир Батерби-евич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Анатолий Геннадиевич Забо-лотний, кандидат педагогических наук, доцент, Нафисет Кирмизовна Куприна, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Петрова, кандидат биологических наук, Адыгейский государственный университет, Майкоп
Аннотация
В статье представлены результаты оценки влияния повышенной двигательной активности, реализуемой в процессе систематических занятий спортом на гетерохронность и гетеротропность развития весоростового показателя, индекса Кетле и индекса Эрисмана. Проведен анализ динамики проявлений сенситивных периодов развития и относительного уровня матурации этих показателей физического развития. Дана сопоставительная характеристика динамики изучаемых показателей и темпов их формирования в изучаемом отрезке восходящего этапа онтогенеза в условиях типичной и расширенной двигательной активности мальчиков и юношей 11-10 лет. Установлено, что повышение двигательной активности приводит к усилению гетерохронности развития весоростового показателя, индекса Кетле и индекса Эрисмана. Выявлено, что на всех возрастных этапах в темпах функционального развития спортсмены опережают своих сверстников, двигательная активность которых ограничивается двумя часами организованных в школе занятий физическими упражнениями в неделю. Полученные в исследовании эмпирические данные могут стать объективной основой построения рациональной методики применения физических упражнений с учетом зон ближайшего развития.
Ключевые слова: онтогенез, гетерохронность развития, сенситивные периоды, критические периоды, дефинитивный уровень, юные спортсмены, влияния повышенной двигательной активности, весоростовой показатель, индекс Кетле, индекса Эрисмана.