ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 30.03.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Петренко1
Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Спирин1
Старший преподаватель В.В. Агошков1
белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород
EFFICIENCY OF USiNG BiOFEEDBACK METHODS iN THE TRAiNiNG PROCESS
of qualified swimmers
PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov12 PhD, Associate Professor O.V. Petrenko1 PhD, Associate Professor M.P. Spirin1 Senior teacher V.V. Agoshkov1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
2 Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - определить эффективность применения методов биологической обратной связи в тренировочном процессе высококвалифицированных пловцов для формирования умений дифференцировать параметры движений во время плавания.
Методика и организация исследования. Проводился педагогический эксперимент с октября 2021 по февраль 2022 года. Он проходил на базе секций плавания в спортивных школах города Белгород СШОР «Спартак» и СШОР № 3. В эксперименте приняли участие квалифицированные пловцы в составе 65 человек. Контрольное тестирование включало в себя расчет ошибки воспроизведения в процентах величин скорости, темпа и «шага» плавания у спортсменов. Результаты исследования и выводы. Большинство спортсменов, особенно начинающих, не умеют оптимально распределять силы на соревновательной дистанции. Прохождение дистанции, как правило, у них характеризуется повышением скорости плавания до максимума, повышением частоты гребков и небольшой длиной «шага» в начале дистанции и падением скорости и частоты гребковых движений к ее концу.
Выводы: точное воспроизведение и способность к управлению величинами скорости, темпа и «шага» плавания поможет спортсменам добиться оптимального сочетания между этими элементами техники, что в свою очередь поможет добиться максимального уровня скорости.
Ключевые слова: спортивное плавание, техническая подготовка, методы биологической обратной связи, тренировочный процесс, структура движений.
Abstract
Objective of the study was to to determine the effectiveness of the application of biofeedback methods in the training process of highly qualified swimmers for the formation of skills to differentiate movement parameters during swimming. Methods and structure of the study. A pedagogical experiment was conducted from October 2021 to February 2022. It was held on the basis of swimming sections in the sports schools of the city of Belgorod, sports schools «Spartak» and School No. 3. Qualified swimmers consisting of 65 people took part in the experiment. The control testing included the calculation of the reproduction error as a percentage of the values of speed, pace and "step" of swimming among athletes. Results and conclusions. Most athletes, especially beginners, do not know how to optimally distribute forces at a competitive distance. The passage of a distance, as a rule, is characterized by an increase in swimming speed to a maximum, an increase in the frequency of strokes and a small length of the "step" at the beginning of the distance and a decrease in the speed and frequency of stroke movements towards its end. In our opinion, accurate reproduction and the ability to control the values of speed, pace and "step" of swimming will help athletes achieve the optimal combination between these elements of technology, which in turn will help to achieve the maximum level of speed.
Keywords: sports swimming, technical training, biofeedback methods, training process, movement structure.
Введение. Рост достижений в циклических видах спорта тесно связан с разработкой принципиально новых путей оптимизации управления тренировочным процессом [1]. В современной теории спорта одной из главных проблем процесса спортивного совершенствования является разработка и экспериментальное обоснование средств и методов технической подготовки [2]. Проведенные ранее исследования указывают на то, что нерациональное распределение усилий в цикле движений, колебания скорости внутри цикла, нарушения пространственной и ритмической структуры движений приводят к неоправданным энерго-
затратам. При этом спортсмен, столкнувшийся с перечисленными трудностями, на соревнованиях не может реализовать в полном объеме свой потенциал [3].
Цель исследования - определить эффективность применения методов биологической обратной связи в тренировочном процессе высококвалифицированных пловцов для формирования умений дифференцировать параметры движений.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с октября 2021 по февраль 2022 г. на базе секций плавания в спортивных школах горо-
№5 • 2022 Май | May
http://www.teoriya.ru
Таблица 1. Ошибка воспроизведения в % скорости плавания, M±m
Заданная скорость плавания ЭГ t КГ t
До После До После
25% 24,08±0,92 15,85±0,47 + 24,76±0,97 22,96±0,78 -
50% 20,85±0,37 7,93±0,17 + 20,53±0,52 18,78±0,38 -
75% 8,45±0,17 5,25±0,19 + 7,35±0,19 6,46±0,20 -
Таблица 2. Ошибки воспроизведения в % темпа плавания, M±m
Заданный темп плавания ЭГ t КГ t
До После До После
25% 22,43±0,52 17,44±0,61 + 21,63±0,86 21,09±0,93 -
50% 18,87±0,31 10,03±0,25 + 19,40±0,42 18,87±0,47 -
75% 10,05±0,25 5,35±0,18 + 10,60±0,33 9,16±0,27 -
Таблица 3. Ошибки воспроизведения в % «шага» плавания, M±m
Заданный «шаг» плавания ЭГ t КГ t
До После До После
25% 25,43±0,69 11,43±0,47 + 26,21±0,73 25,11±0,92 -
50% 22,19±0,29 8,58±0,24 + 22,64±0,34 21,42±0,34 -
75% 13,46±0,28 3,82±0,20 + 13,27±0,32 12,39±0,58 -
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
да Белгород СШОР «Спартак» и СШОР № 3. В эксперименте приняли участие квалифицированные пловцы в составе 65 человек. Уровень подготовленности спортсменов соответствовал разряду «Кандидат в мастера спорта».
Контрольное тестирование включало в себя расчет ошибки воспроизведения в процентах величин скорости, темпа и «шага» плавания. Рассчитывались средние показатели. Далее рассчитывались ошибка и соответствующий ей процент. Перечисленные показатели измерялись в плавании избранным способом на дистанции 25 м.
Тренировочные занятия экспериментальной группы содержали упражнения, связанные с подсчетом и регулированием гребковых движений на различных дистанциях с учетом интенсивности нагрузки, определением и регулированием частоты движений во время плавания; на поддержание и регулирование соотношения частоты и длины гребковых движений на различных дистанциях с различной интенсивностью нагрузки; упражнения на поддержание определенной скорости плавания и ее изменение на дистанции пловцами. Для точного воспроизведения результатов тренером определялись, регистрировались и доводились до спортсменов параметры темпа, частоты и скорости плавания во время выполнения заданий. Задания с использованием обратной связи применялись в конце основной части занятия.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные, полученные в ходе предварительного тестирования, констатируют факт отсутствия умений у квалифицированных пловцов сознательно управлять кинематическими показателями движений в плавании. Обобщая результаты предварительного тестирования, можно отметить однородность экспериментальных групп. Выявлено, что с ростом скорости, темпа и шага плавания у пловцов снижается ошибка в воспроизведении заданных характеристик.
В результате проведенного эксперимента существенно снизились ошибки в воспроизведении заданных величин и росте возможностей в саморегулировании и точности самооценки (табл. 1-3).
В результате экспериментальной тренировки в ЭГ повысилась точность и стабильность субъективного воспроизведения заданных величин. Данные изменения носят достоверный характер. В КГ результаты указывают на отсутствие достоверных изменений.
Результаты определения точности воспроизведения заданных величин темпа и шага плавания после эксперимен-
тальной тренировки с БОС выявили существенное снижение относительной ошибки самооценки этих параметров у спортсменов ЭГ, тогда как в КГ практически не было выявило повышения точности самооценки величин темпа и шага плавания.
Выводы. Полученные данные подтверждают наше предположение о том, что совершенствование способности к восприятию параметров вегетативных и двигательной функций позволяет повысить эффективность плавательной деятельности в целом. Ввиду этого можно считать, что уровень восприятия (точность самооценки) в определенной степени обуславливает результативность специфической плавательной деятельности.
По нашему мнению, точное воспроизведение и способность к управлению величинами скорости, темпа и «шага» плавания поможет спортсменам добиться оптимального сочетания между этими элементами техники, что в свою очередь поможет добиться максимального уровня скорости.
Литература
1. Авдиенко, В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании / В.Б. Авдиенко, Т.М. Воеводина, В.Ю. Давыдов и др. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
2. Аришин, А.В. Совершенствование функциональной и технической подготовленности пловцов высокой квалификации в тренировочном макроцикле / А.В. Аришин, М.В. Аришина // Плавание Х. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. Материалы Х Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 84-86.
3. Мельников, С.В. Модельные характеристики функциональной подготовленности высококвалифицированных пловцов / С.В. Мельников, А.Г. Нарскин // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, 2019. - С. 61-65.
References
1. Avdienko V.B., Voevodin T.M., Davydov V.Yu. et al. Organizaciya i planirovanie sportivnoj trenirovki v plavanii [Organization and planning of sports training in swimming]. Samara: SGPU publ., 2005. 72 p.
2. Arishin A.V., Arishina M.V. Sovershenstvovanie funkcional'noj i tekh-nicheskoj podgotovlennosti plovcov vysokoj kvalifikacii v trenirovoch-nom makrocikle [Improving the functional and technical readiness of highly qualified swimmers in the training macrocycle]. Plavanie X. Issledovaniya, trenirovka, gidroreabilitaciya [Swimming X. Research, training, hydrorehabilitation]. Proceedings International scientific-practical conference. 2019. pp. 84-86.
3. Melnikov S.V., Narskin A.G. Modelnye harakteristiki funkcionalnoj podgotovlennosti vysokokvalificirovannyh plovcov [Model characteristics of the functional readiness of highly qualified swimmers]. Me-diko-biologicheskie i pedagogicheskie osnovy adaptacii, sportivnoj deyatelnosti i zdorovogo obraza zhizni. [Medico-biological and pedagogical bases of adaptation, sports activity and a healthy lifestyle]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. 2019. pp. 61-65.
30
http://www.teoriya.ru
№5^ 2022 Май | May