Научная статья на тему 'Совершенствование технического регулирования как фактор обеспечения пожарной безопасности'

Совершенствование технического регулирования как фактор обеспечения пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Минаков И. Н., Сметанкина Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технического регулирования как фактор обеспечения пожарной безопасности»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И.Н. Минаков, Г.И. Сметанкина, к.т.н., ФГБОУ Воронежский институт ГПС МЧС России

Важным фактором устойчивого социально-экономического развития РФ в современных условиях является обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров. Одним из новейших документов в этой сфере стал ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вступивший в действие в мае 2009г. Предпосылка разработки технического регламента была обусловлена, прежде всего, необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, технического, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства.

Практическая реализация положений регламента позволит обеспечить соответствующий современному состоянию экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника выбрать вариант противопожарной защиты объектов.

Техническим регламентом вводится понятие пожарного риска и устанавливается взаимосвязь величины пожарного риска с уровнем пожарной безопасности объектов защиты [3].

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной,

если:

в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом [3].

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, и осуществляется аккредитованными аудиторскими компаниями [5,6,7].

Таким образом, расчёт пожарного риска является своего рода началом в построении общей системы независимой оценки пожарного риска. Её суть состоит в передаче полномочий государства в области надзора независимым аудиторским компаниям, которые должны проверять состояние пожарной безопасности на объектах и давать рекомендации по ее повышению. Экономические рычаги регулирования вопросов пожарной безопасности играют решающую роль в аудите безопасности, при этом собственник сам должен быть заинтересован в обеспечении безопасности своего объекта и нести ответственность перед государством и третьими

лицами за соблюдение требований пожарной безопасности, а для этого необходимо задействовать систему страхования рисков. Их степень оценивается независимыми аудиторскими компаниями и отсюда определяется величина страховых взносов: чем ниже уровень защищенности какого-либо объекта, тем выше страховые взносы, и наоборот [9].

Таким образом, положения технического регламента побуждают собственника вкладывать средства в обеспечение безопасности своего объекта. Еще одним важным стимулом для участия предпринимателей в этой системе может стать предоставление им различного рода льгот при положительном заключении по результатам экспертных оценок.

Следует отметить, что собственник сам вправе решать воспользоваться ему услугами независимой аудиторской фирмы или инспектора государственного надзора в области пожарной безопасности. Аудит пожарной безопасности будет осуществляться исключительно в добровольном порядке.

Вводимая система аудита пожарной безопасности касается в основном объектов малого и среднего бизнеса и позволит более эффективно осуществлять надзорную деятельность за объектами, которые связаны с массовым пребыванием людей. Под вниманием государственного надзора в области пожарной безопасности останутся особо важные объекты для государственной безопасности, социально значимые объекты (крупные предприятия, школы, больницы, дома ветеранов и т.д.).

Профессиональная деятельность аудиторской организации не гарантирована от различного рода ошибок, поэтому она в обязательном порядке должна быть застрахована. Это позволит защитить всех участников рынка. Законодательством также предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара. Введена декларация пожарной безопасности, включающая в себя перечень нормативных документов, требования которых собственник выполняет, или расчеты пожарных рисков и перечень выполненных мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков.

Впервые в России регламентированы нормы риска пожара для населения - это одна миллионная (гибель одного человека на миллион). Для предприятий, с учетом их особенностей, этот показатель составляет одну десятитысячную. Подобная практика существует в странах Западной Европы, Японии, США. Сегодня и наше общество в большей своей части созрело для внедрения цивилизованных отношений, в том числе и в области пожарной безопасности [10].

Деятельность по техническому регулированию требует постоянного совершенствования. Несмотря на то, что в последние годы принят ряд нормативных правовых актов, в части декларирования пожарной

безопасности объекта, методики расчёта пожарных рисков на объектах различного функционального назначения и другие, требуется сделать ещё ряд шагов, в этом направлении, в частности внесение изменений в Уголовный и Административный Кодексы РФ, принятие федерального закона об обязательном страховании ответственности за причинение вреда третьим лицам в результате пожара, которые, безусловно, будут способствовать выстраиванию стройной системы взаимоотношений между собственником и государством в области технического регулирования и тем самым способствовать решению проблем обеспечения пожарной безопасности государства, что в свою очередь позволит гражданам нашей страны получить состояние защищённости от пожара [1].

Список использованной литературы:

1. О пожарной безопасности: федер. закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69.

2. О техническом регулировании: федер. закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федер. закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3.

4. ГОСТ 12.1.004-91* Пожарная безопасность. Общие требования.

5. О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска: постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272.

6. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности: приказ МЧС России от 30.06.2009 № 382.

7. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах: приказ МЧС России от 10.07.2009 № 404, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный № 14541 от 17.08.2009 г.).

8. Пожарные риски. Вып. 1. Основные понятия / под ред. Н.Н. Брушлинского. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004.

9. Дешевых Ю.И. Необходимо защитить каждый объект // Пожарное дело. 2010. №8. С.10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.