Научная статья на тему 'Совершенствование структуры управления ФКА «Роскосмос» в рамках реформирования ракетно-космической отрасли'

Совершенствование структуры управления ФКА «Роскосмос» в рамках реформирования ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина М.С., Кукарцев А.В.

Рассмотрено структурное преобразование федерального агентства, представлены три проекта реформирования, обоснован выбор одного из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры управления ФКА «Роскосмос» в рамках реформирования ракетно-космической отрасли»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 658.5

М. С. Митина Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФКА «РОСКОСМОС» В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассмотрено структурное преобразование федерального агентства, представлены три проекта реформирования, обоснован выбор одного из них.

Со времен Советского союза космос является стратегически важной отраслью, которой государство придает большое значение. Развитие ракетно-космической отрасли сейчас означает, во-первых, что страна умело распоряжается оставшимся ей в наследство преимуществом (научными и производственными предприятиями), во-вторых, что хотя бы на уровне страны эффективно осуществляются функции управления: организация, планирование, контроль, мотивация.

К сожалению, с каждым годом с 2000 и до 2013 годов не было не только развития, но был также и упадок отрасли в целом. Статистика неудачных запусков свидетельствует, по крайней мере, о двадцати трех космических запусках, закончившихся авариями или признанных частично успешными. Ни смена руководителя Юрия Коптева на генерала Анатолия Перминова в 2004 году, ни в свою очередь смена генерала Перминава на генерала Владимира Поповкина в 2011 году не принесли желанных для отрасли изменений. Кроме этого, в период руководства Анатолия Перминова росла аварийность ракет, загрузка предприятий составляла от 35 % до 40 %, отделы технического контроля практически не осуществляли своей функции. С приходом Владимира Поповкина связывали желанное восстановление и развитие отрасли, но, не смотря на возрастающее финансирование, ситуация не менялась: предприятия недополучали ни средств, ни соответствующего контроля. А хищение выделенных Роскосмосу федеральным бюджетом средств (около 6,5 млрд руб. при разработке в 20072010 годах навигационной системы ГЛОНАСС) и вовсе указывает на отсутствие у руководства компетенции в сфере управлении. Более того, ряд предприятий, не полностью находящихся под государственным контролем, но находящихся в ведении Роскосмо-са могут просто отказаться им предложений. Например, проигнорировав отрицательную позицию Рос-космоса РКК «Энергия» приобрело коммерческий проект «Морской страт». Вследствие его нерентабельности, компания обратилась к государству с просьбой обеспечить запусками в рамках Федеральной космической программы. То есть, сначала предприятие, вопреки мнению Федерального космического агентства, приобретает стартовую площадку, а затем просит его поддержать этот убыточный проект [1].

Таким образом, первоочередная задача, стоящая перед правительством, была связана не с финансированием, а с качеством управления отрасли. То есть, не возможно стало больше отрицать, что именно неэф-

фективное руководство является причиной невозможности перспективного роста и развития ракетно-космической отрасли. Предпосылок к совершенствованию структуры управления отраслью (в частности, ФКА «Роскосмос») было достаточно много на протяжении более 10 лет, причиной же послужил очередной неудачный запуск ракеты носителя «Протон-М» с тремя спутниками системы ГЛОНАСС 2 июня 2013 года. Кроме этого, уже существовал ряд проблем, блокирующих эффективную работу в отрасли: дублирование научно-производственных и экспериментальных испытательных мощностей, аварии и нештатные ситуации, недостаточный контроль над качеством выпускаемой продукции.

В связи с нарастающим недовольством президента и премьер-министра России еще в 2012 году было заявлено о необходимости реформирования отрасли, начиная с изменения самого Федерального космического агентства. Было подготовлено три варианта реорганизации структуры агентства: собственный проект реформы Роскосмоса, экспертной комиссии, возглавляемая министром по связям с открытым правительством Михаиле Абызове и группа во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

Проект Владимира Поповкина состоял в следующем. Агентство «Роскосмос» будет реорганизован в госкорпорацию по модели «Росатома». В ней будут созданы правление, наблюдательный совет (контроль над производством), ревизионную комиссию (контроль над финансовыми потоками), научно-технический совет (контроль над научной деятельностью), будут ликвидированы большую часть существующих управлений и заменить их на 17 профильных департаментов, которые объединят ряды профильных предприятия и возьмут над ними контроль. Для возможности прямого управления отраслью акции всех предприятий будут внесены в уставный капитал госкорпорации.

Экспертная комиссия заключила, что оптимальным решением будет создание единого акционерного общества, которое объединит все предприятия отрасли под своим контролем, с усилением управленческой роли агентства. Эксперты использовали для поддержки своего решения опыт мировых практик: в частности модель с агентством (С^А) и производственной корпорацией (СА8С) для управления космической отраслью КНР. Рабочая группа Дмитрия Рогозина считала, что за Роскосмосом необходимо сохранить статус федерального агентства, но при этом дать ему возможность управлять акционерными обществами.

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

После последнего провального запуска в июне 2013 года в конце месяца Владимир Владимирович Путин выпустил спецраспоряжение, в котором Дмитрию Рогозину поручалось окончательно доработать финальный вариант реформы. Поддерживать идею о госкорпорации, которая объединяет в себе функции госзаказчика и господрядчика утратила свою перспективу, слияние две столь разнородных функций в одном ведомстве уже в течение десятилетия доказывала свою неэффективность. Таким образом, получив поддержку большинства, было принято решение о создании единой интегрированной структуры, не являющейся госкорпорацией, а открытым акционерным обществом с условным названием «Объединенная ракетно-космическая корпорация». Тем не менее, единственным акционером является государство.

Официально зарегистрирована «Объединенная ракетно-космическая корпорация» была 6 марта 2014 года. С этого момента она выступает генеральным исполнителем государственных заказов. В ведение этой структуры находятся все производственные предприятия отрасли, такие как ОАО «Российские космические системы», ряд федеральных государственных унитарных предприятий: ФГУП «НПО имени С. А. Лавочкина», ФГУП «МОКБ «Марс»» и т. д. На корпорацию ложится полная ответственность за качество продукции. Контролировать деятельность всей структуры будет наблюдательный совет, науку - научно-технический совет, финансы - ревизионная комиссия, что так похоже на предложение бывшего главы Роскосмоса Поповкина. Так же будут созданы департаменты по основным видам деятельности в отрасли, что опять же напоминает проект реформирования Владимира Поповкина. Тем не менее, объединенная корпорация представляет собой самостоятельную структуру, не зависящую от Роскосмоса, лишь выполняющую государственные заказы. Общее количество предприятий в ведение ОРКК 60 из них 11 ак-ционизированных ФГУПов с передачей 100 % -1 акций корпорации [2].

Консолидация, объединение, производственных предприятий космической отрасли позволит: во-первых, стандартизировать технологические процессы; во-вторых, минимизировать, а в дальнейшем и

вовсе избежать, дублирования производства, что позволит увеличить мощности предприятий.

За агентством остаются: выбор стратегии развития отрасли, формирование идеологии и поддержание научного и кадрового потенциала. Так же в ведение агентства останутся отраслевые институты, центр подготовки космонавтов ФГБИ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры, кроме этого остаются стартовые комплексы Байконур и Восточный. Несколько управлений будет упразднено, такие как, управление автоматических космических комплексов и систем управления, управление космических систем навигации, зато появится новый: управление стратегического планирования и целевых программ. Сохранилось международно-договорное управление, финансово-экономическое управление, управление делами. Количество заместителей осталось прежним: один статс-секретарь, один первый заместитель руководителя и четыре заместителя руководителя.

Таким образом, при разделении Роскосмоса у государства появляется возможность лучше контролировать отрасль, понимая, где находятся ее слабые места. Разделение госзаказа, политики (стратегии) отрасли, контроля над исполнением поставленных отраслевых целей от непосредственного производства является необходимым стратегическим решением, так как без эффективного управления, менеджмента, невозможно дальше развивать и реформировать отрасль. Совершенствование структуры управления Федерального космического агентства «Роскосмос» является необходимой, первостепенной мерой для поднятия ракетно-космической отрасли.

Библиографические ссылки

1. Федеральное космическое агентство [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru (дата обращения: 28.03.2014).

2. Комерсант.ги [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/pda/power.html?id=2314990 (дата обращения: 28.03.2014).

© Митина М. С., 2014

УДК 371.1

Е. С. Морозевич Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва, Красноярск

САМОМЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Рассмотрены и раскрыты основные этапы самоменеджмента, выявлены преимущества использования методик самоменеджмента для руководителя.

На сегодняшний день быть успешным руководителем не так уж и просто, а особенно в образовательной сфере. Управление образовательной системой в некотором смысле отличается от управления коммер-

ческой структурой благодаря своей специфике, которая заключается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Зачастую руководители образовательной сферы помимо админист-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.