Научная статья на тему 'Спутники жизни'

Спутники жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спутники жизни»

«До 2020 года

России необходимо вывести на орбиту более 100 новых космических аппаратов».

Спутники жизни

Состояние нашей космической отрасли, как лакмусовая бумажка, определяет место России в клубе индустриальных высокотехнологичных держав. Сегодня вся наша орбитальная группировка гражданско-оборонного назначения составляет 118 спутников. Болевые точки отрасли — низкие темпы наращивания научно-производственного, технологического и кадрового потенциала. Трудоемкость изготовления ракетно-космической техники не сокращается, производительность труда остается существенно ниже мирового уровня. Все это уже привело к снижению качества и надежности нашей ракетно-космической техники, повышению ее аварийности, ослаблению конкурентоспособности. В конечном счете это бьет по престижу страны.

В соответствии с государственной программой вооружения до 2020 года нам необходимо вывести на орбиту более 100 новых космических аппаратов. В частности, для предупреждения ракетного нападения, с целью разведки, связи, картографии, навигации. За этот же период мы должны существенно обновить потенциал ракетных войск стратегического назначения. В то же время потребности социально-экономического развития страны, прежде всего геологоразведки, метеослужб, всех видов транспорта, связи, требуют существенного наращивания орбитальной группировки гражданского назначения и запуска в этот период более 200 космических аппаратов на современных электронно-компонентной и оптической базах. При этом потребности фундаментальных космических исследований требуют создания космических средств для проведения планетарных и астрофизических исследований, изучения солнечно-земных связей, в том числе в рамках международных программ. Мы разработали три альтернативных варианта реорганизации системы управления ракетно-космической отраслью.

Первый — образование государственной Корпорации космической деятельности с упразднением Федерального космического агентства (Роскосмос) и продолжением организационно-структурных преобразований в отношении организаций ракетно-космической промышленности. Главная опасность здесь заключается в том, что функции заказчика и исполнителя будут спрятаны за организационной «скорлупой» госкорпорации, при этом никаких гарантий исправления ошибок в отрасли ни правительство, ни общество скорее всего не получат.

Второй вариант был предложен членами экспертного совета правительства: сохранить Роскосмос как планирующий и координирующий орган, с ограничением его предназначения задачей размещения государственного заказа. Также было предложено объединить предприятия ракетно-космической промышленности с созданием открытого акционерного общества холдингового типа — с передачей органам управления этого общества функций проведения единой технической

В соответствии с государственной программой вооружения до 2020 года России необходимо вывести на орбиту более 100 новых космических аппаратов, в то время как потребности страны требуют запуска более 200. Так считает глава Комитета Госдумы по ВПК и обороноспособности Дмитрий

Рогозин.

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (129) 2013 5

политики, обеспечения производства и поддержания качества техники.

Авторами третьего варианта можно считать экспертов космического кластера «Сколково». Они предполагают расширение полномочий, ответственности и функций Роскосмоса в сочетании с укрупнением существующих и образованием новых интегрированных структур ракетно-космической промышленности по так называемому цеховому принципу. Цель состоит в концентрации конструкторского и производственного потенциала стендовой и испытательной базы, в конечном счете — в проведении единой технической политики.

Данный вариант, в отличие от двух предыдущих, реализуется в достаточно короткие сроки и не требует значительного объема работ по изменению действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Замечу, что сегодня влияние и оперативность воздействия Роскосмоса на ак ционерное предприятие сковано. Это связано с отсутстви ем у агентства полномочий по управлению находящимися в федеральной собственности акциями подведомственных открытых акционерных обществ. Это приводит к ограниче нию возможности Роскосмоса разрабатывать, внедрять и контролировать процесс модернизации производства ракетно-космической промышленности, ее техники, повы шения качества и надежности. В итоге некогда передовая отрасль стала напоминать Киевскую Русь в период полурас пада на удельные феодальные княжества.

Для реализации данных функций Роскосмос просит уве личить предельную численность работников и изыскать возможность установления им ежемесячной надбавки за особую важность выполнения задач в области космиче ской деятельности. В настоящее время численность сотруд ников Роскосмоса составляет 215 человек с перспективой сокращения в 2013 году до 191 человека. А по оценкам Роскосмоса, количество работников агентства в статусе федеральных госслужащих должно составлять не менее 450 человек. Но в любом случае это меньше, чем персонал аналогичных агентств в других космических державах.

Крайне необходимо восстановить механизм незави симой экспертизы космических проектов. Предлагается возобновить работу экспертной комиссии по космосу, включив в ее состав представителей Российской акаде мии наук, экспертного совета правительства, космиче ского кластера «Сколково» и научно-технического совета ВПК. Целесообразно также создать совет генеральных конструкторов ракетно-космического комплекса при ВПК, а также уточнить состав головных организаций ракетно-космической промышленности, несущих ответственность за технический уровень создаваемой техники.

Мы считаем необходимым немедленно восстановить на предприятиях ракетно-космической отрасли военную приемку. Требуется оперативно завершить работу над госпрограммой космической деятельности России и проектом основ космической политики до 2030 года: экспертам необходимо определиться по оптимальной конфигурации интегрируемых структур ракетно-космической промышленности. Предварительно предполагается соединить в отдельные холдинги разработчиков орбитальных

космических средств, средств выведения, прибористов, эксплуатантов, науку и испытательные комплексы, а также предприятия стратегического ракетного вооружения.

Необходимо развивать и государственно-частное партнерство в сфере космической деятельности, целенаправленно снижать барьеры входа для частного бизнеса. Следует поддержать идею ориентировать Фонд перспективных исследований на первоочередную поддержку прорывных исследований в области ракетно-космических технологий будущего — на основе государственно-частного партнерства и максимального вовлечения в эту работу коллективов молодых ученых крупных университетских центров.

«Необходимо немедленно восстановить на предприятиях ракетно-космической отрасли военную приемку».

6

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 1 (129) 2013

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.