Научная статья на тему 'Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли рф'

Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли рф Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данильченко П.Ю., Кукарцев А.В.

Описано состояние ракетно-космической отрасли в РФ, проблемы развития и их пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли рф»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

новой жизни в качестве мебели, предметов интерьера и частей дома. Дом из крыльев «Боинг 747» расположенный в отдаленных холмах Малибу, стоимость крыльев составляла 30 тыс. долларов. В стокгольмском аэропорту Аг1аМа находится необычный отель, устроенный на борту списанного «Боинга-747». В отеле 25 номеров, самый престижный из которых находится в кабине пилотов. Создатели отеля сохранили многие детали интерьера самолета, даже кислородные маски.

Небо - это не предел! Под таким слоганом калифорнийская компания МоЮаП разработала серию концептуальной мебели, изготовленной из фрагментов, практически останков списанных самолетов. Раньше их бы отправили на свалку или в утиль, а сегодня каждый, кто обладает достаточно тугим кошельком, может заказать себе эксклюзивный стол из крыла «стальной птицы» или же кровать, изготовленную из ее турбины.

Стоит такая эксклюзивная мебель немало, но дизайнерские предметы интерьера всегда высоко ценились как разработчиками, так и в современном обществе. Так, оригинальное самолетное кресло будет стоить порядка 48 000 долларов, а стильную тумбочку из стекла и стали можно приобрести и за 100-200 долларов.

Библиографические ссылки

1. Почта РФ [Электронный ресурс]. URL: www.russianpost.ru (дата обращения: 31.10.2013).

2. Тетра-логистик [Электронный ресурс]. URL: www.tetralog.ru (дата обращения: 31.10.2013).

3. DHL [Электронный ресурс]. URL: www.dhl.ru (дата обращения: 31.10.2013)

4. 1 грузовая компания [Электронный ресурс]. URL: www.pgkweb.ru (дата обращения: 31.10.2013).

© Гришкова М. О.. Разин А. В., 2014

УДК 629.76/78

П. Ю. Данильченко Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ

Описано состояние ракетно-космической отрасли в РФ, проблемы развития и их пути решения.

В современной жизни человечества космонавтика играет всё более и более важную роль. С её помощью решаются задачи информационного обеспечения, включая спутниковую связь, высокоточную космическую навигацию, дистанционное зондирование Земли, проводятся исследования, связанные с расширением познаний о космосе за пределами околоземного пространства, а также выполняется определённый круг программ оборонного назначения. В России, которая занимает седьмую часть планеты, использование спутниковых технологий для государственного управления и коммуникации с удалёнными районами является вопросом национальной безопасности. Улучшение состояния ракетно-космической промышленности следует считать ключевым условием повышения эффективности и качества создаваемой ракетно-космической техники [1].

По интенсивности космической деятельности -количеству запущенных космических кораблей и аппаратов - Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет. Свыше 100 стран осуществляют те или иные проекты, связанные с космосом, но лишь три государства (США, Китай и Россия) реализуют все направления, в том числе занимаются пилотируемой космонавтикой. РФ ежегодно обеспечивает до 40% всех космических пусков в мире и располагает всем необходимым для увеличения своей доли ещё на 5-10%. Данные представлены в таблице [5]. При этом в соответствии с поставленны-

ми руководством страны задачами, Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика. Благополучие и процветание отрасли во многом зависит от способности расширять своё присутствие на глобальном космическом рынке в целом, который, начиная с 2003 года, вырос в 2,5 раза и составляет около 200 миллиардов долларов США [3].

Во всех ведущих космических державах финансирование космических проектов производится государством. РФ тоже не является исключением и согласно закону о космической деятельности создание и эксплуатация ракетно-космической техники осуществляется на основании федеральной космической программы, государственным заказчиком по реализации которой является Федеральное космическое агентство.

Примечательно, что объемы финансирования Федеральной космической программы с каждым годом увеличиваются. В 2012 году предусмотрено выделение 150 млрд рублей, в 2013-м -170 млрд рублей, а в 2014-м закладывается финансовая поддержка в объеме 200 млрд. рублей. По оценкам Роскосмоса, на настоящий момент по уровню государственного финансирования космических программ Россия занимает четвёртое место в мире после США, ЕС и Китая [2].

В целом российская космическая отрасль вполне конкурентоспособна на мировом рынке, но тем не менее остаётся загруженной менее чем на 50 % (оценка Роскосмоса). Кроме того недофинансирование периода 1990-х годов привело к отставанию от запад-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

ных производителей в ряде технологий, к зависимости от импортных комплектующих, а также нанесен ущерб безупречности системы контроля качества. Также была обозначена еще одна серьезная проблема для отрасли - продолжается старение научно-технических кадров, происходит отток высококвалифицированных специалистов, продолжает снижаться уровень поступления в организации отрасли выпускников профессиональных образовательных учреждений, что касается работы со студентами и взаимодействия с вузами, то это скорее деятельность, которая носит «очаговый» характер [4].

Данные проблемы не соответствуют задачам государственной политики в ракетно-космической сфере, которая предусматривает формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.

Роскосмосом разработана Стратегия развития РКО до 2030 года, чтобы достичь технологического лидерства на целевых сегментах рынка. Проект Стратегии был представлен вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Рогозину в феврале 2012 года.

Данная стратегия ориентирована на преодоление проблем, сложившихся в 90-х годах прошлого века,

Библиографические ссылки

1. Настоящее и будущее российской ракетно-космической отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/100195_nastoyashee_i_budushee_r ossiskoi_raketnokosmicheskoi_otrasli.html (дата обращения: 28.03.2014).

2. Вэб-сайт Кремля [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 28.03.2014).

3. Вэб-сайт Роскосмоса [Электронный ресурс]. URL: www.federalspace.ru (дата обращения: 28.03.2014).

но также и на создание максимально большего количества космических аппаратов и ракетно-космической техники в общем. На данный момент модернизация производства и внедрение новых технологий жизненно необходима, хотя некоторые проблемы на этом пути мгновенно решить не получиться, но нужно двигаться в этом направлении [3].

Разработчики стратегии предлагают воссоздать школу главных конструкторов и наладить конкуренцию среди предприятий РКО, чтобы решить проблему с человеческим фактором. Также требуется качественное материальное и моральное мотивирование персонала. Кроме того, чтобы создать фактическое конструирование космической техники, потребуется 1-2 поколения сотрудников - это создание конструкторской и технологической школы для всех ниш ракетно-космической отрасли.

Полеты в космос и его изучение стало возможным благодаря решению целого круга научно-технических задач. Будущее состоит в создании космических аппаратов, комплексов и систем нового поколения, что поможет в развитии отечественных технологий и производства в целом. Нужно интенсивнее занимать такие ниши, как космическая связь, телекомуникации, дистанционное зондирование Земли и навигация.

4. Барышников А. Россия 2030. Космическая одиссея // Деловой квадрат. 2012. № 4 (79).

5. Чичурина Н. С. Моделирование бизнес-процессов формирования бюджета движения денежных средств предприятия РКО : магистерская диссертация (Менеджмент аэрокосмического предприятия) ; СибГАУ. Красноярск, 2013.

© Данильченко П. Ю., 2014

Распределение числа запусков РН по годам

Год Число пусков РН, в т. ч. аварийн. Год Число пусков РН, в т.ч. аварийн. Год Число пусков РН, в т. ч. аварийн. Год Число пусков РН, в т. ч. аварийн.

1987 114 / 4 1994 93 / 4 2001 59 / 1 2008 69/2

1988 121 / 5 1995 80 / 6 2002 65 / 3 2009 78/3

1989 102 / 1 1996 77 / 4 2003 64 / 3 2010 74/4

1990 121 / 5 1997 89 / 3 2004 54 / 1 2011 84/4

1991 91 / 3 1998 82 / 5 2005 55 / 3 2012 76/1

1992 97 / 2 1999 78 / 5 2006 66 / 3 2013 35 / 2

1993 83 / 4 2000 85 / 3 2007 32 / 2 2014 5 / 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.