Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тхазеплова Г.Н., Тхазеплов А.М., Бурдухи А.Т.

Цель исследования - экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой технической подготовленности юных дзюдоистов на основе учета психологических и физиологических показателей спортсменов. Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа по формированию технико-тактической деятельности юных дзюдоистов осуществлялась в естественных условиях работы базы ГКУ КБР «СШОР по дзюдо им. С.Х. Нирова», обеспечивших их реализацию в управлении процессом спортивной подготовки на основе психофизиологических показателей. Осуществлялись: анализ и обобщение программного материала по технологии формирования базовой техники на основе применения новых комплексов упражнений на разных этапах спортивной подготовки борцов, оценка реакции ССС на нагрузку занимающихся, педагогическое тестирование дзюдоистов НП - 2-го года обучения, УТГ - 4-го и 6-го годов обучения, применение цифровых видеозаписей в тренировочном процессе с последующей оценкой точности исполнения технического действия в соответствии со Шкалой оценки. Результаты исследования и выводы. Применение комплекса упражнений определенной направленности на основе учета психологических и физиологических показателей юных спортсменов способствует повышению уровня развития двигательных качеств и разнообразию технической подготовленности борцов, выраженной навыками практической борьбы. Результаты тестирования бросков в ЭГ достоверно выше (р<0,05), чем в КГ. Рекомендовано изучать и совершенствовать разнообразные технические действия не только на этапе базовой подготовки, но и продолжать этот процесс на последующих этапах спортивного совершенствования, что позволит через постоянные повторения пройденного материала сохранить необходимый арсенал борцовских приемов юным дзюдоистам в их дальнейшей спортивной карьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SPORT AND TECHNICAL SKILLS OF YOUNG JUDOISTS ON THE BASIS OF ACCOUNTING FOR PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS

Objective of the study was to experimentally substantiate the methodology for improving the basic technical readiness of young judokas based on the psychological and physiological indicators of athletes. Methods and structure of the study. Phased empirical work on the formation of the technical and tactical activities of young judokas was carried out in the natural conditions of the work of the base “Sports school of the Olympic reserve in judo named after S.Kh. Nirov”, which ensured their implementation in the management of the process of sports training based on psychophysiological indicators. The analysis and generalization of the program material on the technology of formation of basic technique was carried out on the basis of the use of new sets of exercises at different stages of sports training of wrestlers, assessment of the reaction of the cardiovascular system to the load of those involved, pedagogical testing of judokas of the initial training group - the 2nd year of study, the training group - 4 -th and 6th years of study, the use of digital video recordings in the training process, followed by an assessment of the accuracy of the execution of a technical action in accordance with the Assessment Scale. Results and conclusions. The use of a set of exercises of a certain orientation based on the consideration of psychological and physiological indicators of young athletes contributes to an increase in the level of development of motor qualities and a variety of wrestlers' technical preparedness, expressed by the skills of practical wrestling. The results of testing throws in the experimental group are significantly higher (p<0.05) than in the control group in the experimental group. It is recommended to study and improve various technical actions not only at the stage of basic training, but also to continue this process at subsequent stages of sports improvement, which will allow, through constant repetition of the material covered, to preserve the necessary arsenal of wrestling techniques for young judokas in their future sports career.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

УДК/UDC 796.083.24

Поступила в редакцию 25.08.2023 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Тхазеплова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тхазеплов1 Аспирант А.Т. Бурдухи1

1Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

IMPROVEMENT OF SPORT AND TECHNICAL SKILLS OF YOUNG JUDOISTS ON THE BASIS OF ACCOUNTING FOR PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS

PhD, Associate Professor G.N. Tkhazeplova1 PhD, Associate Professor A.M. Tkhazeplov1 Postgraduate student А.Т. Burduhi1 Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

Информация для связи с автором: tkhagna@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой технической подготовленности юных дзюдоистов на основе учета психологических и физиологических показателей спортсменов. Методика и организация исследования. Поэтапная эмпирическая работа по формированию технико-тактической деятельности юных дзюдоистов осуществлялась в естественных условиях работы базы ГКУ КБР «СШОР по дзюдо им. С.Х. Нирова», обеспечивших их реализацию в управлении процессом спортивной подготовки на основе психофизиологических показателей. Осуществлялись: анализ и обобщение программного материала по технологии формирования базовой техники на основе применения новых комплексов упражнений на разных этапах спортивной подготовки борцов, оценка реакции ССС на нагрузку занимающихся, педагогическое тестирование дзюдоистов НП - 2-го года обучения, УТГ - 4-го и 6-го годов обучения, применение цифровых видеозаписей в тренировочном процессе с последующей оценкой точности исполнения технического действия в соответствии со Шкалой оценки. Результаты исследования и выводы. Применение комплекса упражнений определенной направленности на основе учета психологических и физиологических показателей юных спортсменов способствует повышению уровня развития двигательных качеств и разнообразию технической подготовленности борцов, выраженной навыками практической борьбы. Результаты тестирования бросков в ЭГ достоверно выше (р<0,05), чем в КГ. Рекомендовано изучать и совершенствовать разнообразные технические действия не только на этапе базовой подготовки, но и продолжать этот процесс на последующих этапах спортивного совершенствования, что позволит через постоянные повторения пройденного материала сохранить необходимый арсенал борцовских приемов юным дзюдоистам в их дальнейшей спортивной карьере.

Ключевые слова: дзюдо, методика обучения, техническая подготовка, комплекс упражнений.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the methodology for improving the basic technical readiness of young judokas based on the psychological and physiological indicators of athletes.

Methods and structure of the study. Phased empirical work on the formation of the technical and tactical activities of young judokas was carried out in the natural conditions of the work of the base "Sports school of the Olympic reserve in judo named after S.Kh. Nirov", which ensured their implementation in the management of the process of sports training based on psychophysiological indicators. The analysis and generalization of the program material on the technology of formation of basic technique was carried out on the basis of the use of new sets of exercises at different stages of sports training of wrestlers, assessment of the reaction of the cardiovascular system to the load of those involved, pedagogical testing of judokas of the initial training group - the 2nd year of study, the training group - 4 -th and 6th years of study, the use of digital video recordings in the training process, followed by an assessment of the accuracy of the execution of a technical action in accordance with the Assessment Scale. Results and conclusions. The use of a set of exercises of a certain orientation based on the consideration of psychological and physiological indicators of young athletes contributes to an increase in the level of development of motor qualities and a variety of wrestlers' technical preparedness, expressed by the skills of practical wrestling. The results of testing throws in the experimental group are significantly higher (p<0.05) than in the control group in the experimental group. It is recommended to study and improve various technical actions not only at the stage of basic training, but also to continue this process at subsequent stages of sports improvement, which will allow, through constant repetition of the material covered, to preserve the necessary arsenal of wrestling techniques for young judokas in their future sports career.

Keywords: judo, teaching methodology, technical training, complex of exercises.

Введение. Возрастающая конкуренция на международной спортивной арене, быстрый рост спортивных результатов, неуклонное повышение тренировочных нагрузок заставляют специалистов, работающих в сфере спорта, например, в дзюдо, искать новые пути решения подготовки спортивной смены, что требует постоянного процесса совершенствования системы подготовки спортсменов (Я. К. Коблев, 1990; А. В. Еганов, 2008; А. Г. Левицкий, 2002; Ю. М. Схаляхо, 2000; И. В. Верж-бицкий, 2012 и др.). Известно, что спортсмен в поединке часто

оказывается в такой ситуации, где необходимо в короткий период времени оценить ситуацию и принять единственно правильное решение, от которого будет зависеть исход поединка. На наш взгляд, это состояние является большой проблемой, требующей к себе более пристального внимания со стороны ученых, тренеров-практиков по той причине, что обусловлено, прежде всего, недостаточно правильно сформированным подходом к содержанию обучающих программ борьбы дзюдо и самбо.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Цель исследования - экспериментальное обоснование методики совершенствования базовой технической подготовленности юных дзюдоистов на основе учета психологических и физиологических показателей спортсменов.

Методика и организация исследования. В эксперименте (с 2016 по 2022 г.) на всех трех этапах участвовали 22 человека примерно одного возраста: по 11 человек - в контрольной и экспериментальной группах.

На I этапе разработана методика совершенствования базовой технической подготовленности у дзюдоистов 10-11 лет (этап начальной подготовки - до года, свыше года). На II этапе конкретизировался программный материал по проблемам подготовки дзюдоистов 12-13 лет на этапе начальной спортивной специализации. III этап продолжался в группах юных дзюдоистов с углубленной спортивной специализацией - УТ-4.

В рамках исследования был выбран констатирующий и формирующий характер педагогического эксперимента, задачей которого стало проведение исследования в рамках действующей Программы спортивной подготовки для СДЮ-ШОР с последующей практической реализацией содержания, критериев, способов и результатов обучения в экспериментальных группах, в которых применялась методика обучения техническим действиям на основе применения разработанных комплексов упражнений (силовой и скоростно-силовой комплексы). Начиная с их введения на этапе начальной подготовки, они продолжали использоваться и на последующих этапах подготовки юных дзюдоистов, при этом менялась нагрузка в параметрах объема и интенсивности, а также ее направленность на различные части тела (сила ног, рук, туловища и т.п.).

От комплекса № 1 к комплексу № 5 шло нарастающее усложнение, что позволяет применять их как для решения определенных задач в формировании навыков борьбы, так и на определенном эмоциональном фоне для закрепления навыков изученной техники броска, связки бросков, контрброска или иных действий нападения-защиты. В методику проведения основной тренировки встраивались: разми-ночные комплексы (РК), состоящие из общеразвивающих упражнений с временной дозировкой в зависимости от возраста занимающихся и цели тренировочного занятия: РК № 1 (30 упражнений), РК № 2 (26 упражнений), и РК № 3 (28 упражнений); в основное время занятий применялись скоростно-силовые комплексы (ССК), цель включения которых - эффективно решать технико-тактические задачи, проявляя координированность в режиме утомления, кислородного голодания, максимальной работы, и опираясь на свои психологические качества, противодействовать «сбивающим факторам» (ССК № 1 (15 упражнений), ССК № 2 (10 упражнений), ССК № 3 (12 упражнений), ССК № 4 (10 упражнений) и ССК № 5 (12 упражнений); в зависимости от возраста занимающихся и цели тренировочного занятия эф-

Таблица 1. Многопрофильная матрица

фективно работал СК, максимально развивающий мышцы и работоспособность ног, силу кисти; применялась система подтягиваний на перекладине по увеличению их числа за 30 недель; СФП включала работу ведения борьбы по четыре человека, отраженного в многопрофильной матрице, в которой подразумеваются четыре цели применения, в зависимости от цели тренировочного занятия (табл. 1).

Поэтапная эмпирическая работа по формированию технико-тактической деятельности юных дзюдоистов осуществлялась в естественных условиях работы базы ГКУ КБР «СШОР по дзюдо имени С. Х. Нирова», обеспечивших их реализацию в управлении процессом спортивной подготовки на основе психофизиологических показателей.

В ходе теоретического обоснования проблем спортивно-технической подготовки юных спортсменов выявлено, что в большинстве рекомендованных программ, направленных на совершенствование спортивно-технического мастерства юных дзюдоистов, делается упор на развитие физических качеств, не акцентируя внимания на повторение ранее изученных технических приемов борьбы, которые должны стать базой при изучении новых технических действий. Данная ситуация влечет за собой формирование все новых и новых двигательных навыков (технических действий) и некачественное совершенствование уже изученных, так как юные спортсмены рано начинают увлекаться победой на турнирах в основном за счет физической подготовки.

Результаты систематических наблюдений за тренировочным процессом юных спортсменов подтвердили вышеобозна-ченное, поэтому предложенные нами комплексы упражнений, направленные на содержание, как технического, так и силового и скоростно-силового характера, должны были повлиять на повышение мотивации спортсменов к высоким результатам в ходе контрольных испытаний.

Совершенствование технической подготовки (ТП-1) юных борцов содержало разнообразный арсенал упражнений, позволявший, начиная с занятий с группой начальной подготовки, включать все изученные ранее элементы в единые блоки и последовательно применять их на разных этапах спортивной подготовки. Согласно плана организации тренировочных сборов, на утренних тренировках в комплексах ОФП отрабатывалось развитие мышечной силы, в вечерней тренировке отрабатывалась техника «коронных» бросков, условием являлась отработка ранее изученных технических приемов с анализом и исключением ошибок в пройденных разделах технической подготовки. Заключительная часть вечерней тренировки отводилась упражнениям с весом собственного тела и работе методом круговой тренировки на различных станциях.

Разработанные в ходе исследования оценочные средства были направлены на: определение степени сформированно-сти спортивно-технического мастерства в разных возрастных

Цели, ^^ задачи № по жребию Отыгрывание преимущества Добавленное время. Golden - Skor Удержание, преимущества Воспитание выносливости ССК

1/2 2 -№ 1 1- №1 1- №1 равная 2 -№ 1 1- №1

1/3 равная 3- №1 равная равная 3- №1 1- №1

1/4 1- №1 равная 4- №1 равная 4- №1 4- №1

4/2 равная 2- № 1 равная равная 2 -№ 1 4- №1

4/3 4- №1 равная 3- №1 равная 3- №1 3- №1

3/1 равная 1- №1 равная равная 1- №1 3- №1

3/2 3- №1 равная 2- № 1 равная 2 -№ 1 2 -№ 1

2/4 равная 4- №1 равная равная 4- №1 2 -№ 1

2/1 2 -№ 1 равная 1- №1 равная 1- №1

26

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

Таблица 2. Динамика показателей оценки скорости и техники исполнения бросков в группах дзюдо (Х±о)

Группы и этапы исследования Показатели тестов

Скорость броска (max 5 баллов) Оценка точности техники броска (max 5 баллов) Итоговые баллы (max 10 баллов)

Начало исследования ГНП-2 4,0±0,64 3,63±0,63 7,33±1,53

Середина исследования УТГ-2 4,64±0,31 4,09±0,63 8,73±0,95

Конец исследования УТГ-4 4,81±0,31 4,73±0,31 9,54±0,315

Примечание. Выполнение техники бросков в группах: - НП-2 (10-11лет) -- о-гоши.

ГРАФИК интесивности контрольных занятий по ЧСС

■ ГНП -2

разминка 30 мин ССК-№2

График интенсивности занятий по ЧСС за период эксперимента в экспериментальных группах спортивной подготовки юных дзюдоистов

категориях; диагностику психофизиологических показателей по оценке частоты сердечных сокращений (ЧСС) во всех возрастных группах.

Данная методика позволяла уточнять состояние технической подготовленности (правильность, скорость, вариативность, экономичность выполнения) юных дзюдоистов, а расчет ЧСС в трех позициях (в покое, сразу после выполнения приемов и после трех минут восстановления) определял работоспособность и восстанавливаемость организма к выполнению очередной нагрузки.

Результаты исследования и их обсуждение. На этапах исследования в различных возрастных группах были получены результаты оценки спортивно-технического мастерства (табл. 2).

Эффективность применяемых методов диагностики психофизиологических показателей дзюдоистов происходила по оценке реакции ЧСС (за 1 мин) на нагрузку при выполнении контрольных комплексов. Как видно из графика физиологической кривой (см. рисунок), колебания ЧСС отражают их распределение и регулировку на протяжении каждого тренировочного занятия борцов, например, комплексом ССК № 2 в группах НП-2, УТ-2 и УТ-4 в соответствии с заданными нагрузками в подготовительной, основной и заключительной частях спортивной тренировки. Следует отметить максимальные значения показателей разных частей тренировочного занятия в НП-2 второго года обучения, свидетельствующие о том, что происходит достаточное насыщение кислородом работающих мышц в процессе выполнения заданий тренера по выполнению упражнений комплекса ССК № 2: показатели пульса колеблются, в основном, в пределах от 100 уд/мин в подготовительной части до 90 уд/мин - в конце основной части.

При этом повышение от ЧСС 156 уд/мин до 170 уд/мин отмечается только в моменты выполнения контрольных бросков. Минимальные показатели ЧСС в основной части занятия - 75 уд/мин и 90 уд/мин - свидетельствуют о наличии интервального отдыха, направленного на восстановление дыхательного ритма у спортсменов после интенсивной нагрузки. Физиологическая кривая контрольного занятия в УТГ-2 отражает, в целом, такой же характер постепенного повышения нагрузок, как и в предыдущем случае с ГНП-2: минимальное значение 126 уд/мин в начале, и 70 уд/мин - ближе к концу основной части. В заключительной части пульс снизился до 90 уд/мин. Разница ЧСС с исходными (60 уд/мин) носит до-

цурикоми - гоши; - УТ-2 (12-13лет) - цури - гоши; - УТ- 4 (14-15лет)

пустимый характер и указывает на произошедшие восстановительные процессы в организме занимающихся. Обращают на себя внимание пульсовые значения в середине основной части занятия - от 171 до 200 уд/мин - это максимальная производительность организма при выполнении нагрузочного тестирования.

Показатели ЧСС учебно-тренировочной группы - УТ-4: отмечается прогрессирование максимальных показателей ЧСС при выполнении ССК № 2 - в середине основной части занятия наблюдаются три точки в значениях от 200 уд/мин до 210 уд/мин, что связано с предъявлением максимальных, в том числе, волевых напряжений к работе организма спортсменов.

Выводы. Применение комплексов упражнений определенной направленности на основе учета психологических и физиологических показателей юных спортсменов способствует повышению уровня развития двигательных качеств и разнообразию технической подготовленности борцов, выраженной навыками практической борьбы. Результаты тестирования бросков в ЭГ достоверно выше (р<0,05), чем в КГ. Рекомендовано изучать и совершенствовать разнообразные технические действия не только на этапе базовой подготовки, но и продолжать этот процесс на последующих этапах спортивного совершенствования, что позволит через постоянные повторения пройденного материала сохранить необходимый арсенал борцовских приемов юным дзюдоистам в их дальнейшей спортивной карьере. Использованная литература

1. Акопян А.О. Дзюдо: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. - М.: Советский спорт, 2003.

2. Вершинин М.А. Характеристика оценочных показателей техники бросков у различного контингента дзюдоистов под влиянием фактора «утомление» / М.А. Вершинин, Д.Л. Новиков // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (ч. 4) - С. 831-834.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

4. Ерегина С.В. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко // Детский тренер. -2007. - № 2. - С. 32-40.

References

1. Akopyan A.O. et al. Dzyudo: Primernaya programma dlya sistemy dopolnitelnogo obrazovaniya detey: detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva [Judo: An exemplary program for the system of additional education for children: children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2003.

2. Vershinin M.A., Novikov D.L. Kharakteristika otsenochnykh pokazate-ley tekhniki broskov u razlichnogo kontingenta dzyudoistov pod vliya-niyem faktora «utomleniye» [Characteristics of the estimated indicators of the throwing technique of various contingents of judokas under the influence of the "fatigue" factor]. Fundamentalnyye issledovaniya. 2014. No. 12 (part 4). pp. 831-834.

3. Ginzburg M.R. Psikhologicheskoye soderzhaniye lichnostnogo samo-opredeleniya [Psychological content of personal self-determination]. Voprosy psikhologii. 1994. No. 3. pp. 43-52.

4. Eregina S.V., Tarasenko K.N. Kompleksnaya otsenka fizicheskoy pod-gotovlennosti dzyudoistov [Comprehensive assessment of the physical fitness of judo wrestlers]. Detskiy trener. 2007. No. 2. pp. 32-40.

50 ми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.