Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БЕГЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БЕГЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
БЕГ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТ / СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТ / СПОРТСМЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнев Сергей Владимирович

С каждым годом растут результаты в беге на длинные дистанции - одном из красивейших, но вместе с тем и труднейших видов легкой атлетики. Состязания в бега на длинные дистанции предъявляют колоссальные требования ко всем системам организма атлета и высокая результативность в значительной мере зависит от использования наиболее результативных методов, приемов и средств тренировки. В статье представлены пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса бегуна на средние и длинные дистанции и как результат улучшение соревновательных показателей.Every year the results in long-distance running are growing - one of the most beautiful, but at the same time the most difficult types of athletics. Competitions in long-distance running place enormous demands on all systems of the athlete's body and high performance largely depends on the use of the most effective methods, techniques and means of training. The article presents ways to improve the effectiveness of the training process of a runner for medium and long distances and, as a result, improve competitive performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БЕГЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Корнев Сергей Владимирович, старший преподаватель КФК, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В БЕГЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация: С каждым годом растут результаты в беге на длинные дистанции — одном из красивейших, но вместе с тем и труднейших видов легкой атлетики. Состязания в бега на длинные дистанции предъявляют колоссальные требования ко всем системам организма атлета и высокая результативность в значительной мере зависит от использования наиболее результативных методов, приемов и средств тренировки. В статье представлены пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса бегуна на средние и длинные дистанции и как результат улучшение соревновательных показателей.

Ключевые слова: бег, выносливость, методы тренировки, результат, соревнования, спорт, спортсмен.

Abstract: Every year the results in long—distance running are growing - one of the most beautiful, but at the same time the most difficult types of athletics. Competitions in long-distance running place enormous demands on all systems of the athlete's body and high performance largely depends on the use of the most effective methods, techniques and means of training. The article presents ways to improve the effectiveness of the training process of a runner for medium and long distances and, as a result, improve competitive performance.

Key words: running, endurance, training methods, result, competitions, sport, athlete.

Высокие результаты в беге на выносливость показывают сейчас талантливые и трудолюбивые спортсмены со всех концов земного шара [1]. В настоящее время тренеры создали свои направления в тренировке, в основе которых лежат национальные традиции, климатические условия, подбор талантливых бегунов и т. д. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что у нас вопросы методики тренировки в беге на выносливость, да и вообще вопросы общей теории выносливости получили настоящую научную основу? К сожалению, отставание в последние годы бегунов в ряде дисциплин вынуждает нас ответить на этот вопрос отрицательно. В чем же основные причины наших неудач? Остановимся на неудачах методического характера. В последние года нам рекомендовалось кого-нибудь копировать. В середине прошлого века советовали бегать больше длинных отрезков и применять «фартлек». Затем нам советовали перенять методику подготовки венгерских бегунов. На спортивном горизонте появился X. Эллиот, и вот уже бег в гору стал проповедоваться как панацея от всех бед. Брали пример мы и с американцев.

Известный советский ученый академик А. Д. Сперанский говорил: «У учителей надо учиться, но не подражать им. Иначе получится лишь карикатура». Часто, не разобравшись в сути, в основе метода тренировки выдающихся зарубежных бегунов мы заимствовали лишь детали, пропуская главное.

А между тем в спортивной практике долгие годы шла борьба между двумя основными направлениями в тренировке: методом длительного непрерывного бега (в равномерном и переменном темпе) и методом интервального бега (со всеми его разновидностями — повторным, переменным бегом, бегом сериями и т. д).

Сегодня некоторое у части тренеров преимущество имеет метод длительного непрерывного бега, но это вовсе не значит, что интервальный бег для них уже история. Это в общем-то довольно эффективный метод тренировки. Мы же на протяжении последних лет часто, не разобравшись в сути, старались наводнить свою методику тренировки заимствованными средствами без учета

их влияния на организм.

Вторым методическим недостатком является неудачное построение тренировочных занятий. Сейчас довольно точно установлено, что основой выносливости является энергетическое обеспечение за счет трех групп обменных процессов: алактатных (спринтерская выносливость), гликолитических (средневика) и дыхательных (стайера). Средства тренировки, направленные на воспитание каждой из этих форм выносливости, вызывают разные сдвиги в организме. Поэтому соединение этих средств (анаэробных и аэробных) в одном тренировочном занятии малоэффективно. Каждое тренировочное занятие должно решать только одну задачу, посвящаться работе над одной формой выносливости. Однако все эти три формы выносливости тесно связаны между собой. Поэтому планирование тренировочной работы в годичном цикле должно строго отвечать данной закономерности.

Неумение управлять тренировочным процессом на протяжении года также является одной из причин неудач [3]. Процесс управления заключается в правильном сочетании работы по развитию аэробной и анаэробной выносливости в недельном, месячном и годичном цикле. Особенно страдает развитие аэробной выносливости.

По-видимому, каждый сильный бегун должен иметь точное распределение стартов и должны быть разделены на части: 50 — 65% — соревнования малого масштаба для приобретения соревновательного опыта и 35 — 50% — различные отборочные и ответственные соревнования с командным и личным зачетом. Кроме того, надо учитывать, что участие ведущих спортсменов в соревнованиях малого масштаба является хорошей школой для молодежи в повышении мастерства.

Огромное значение для эффективности тренировочного процесса имеют внешние условия — выбор места, климат и грунт, на котором проходят занятия. Большие объемы бега требуют хорошего грунта. Каким он должен быть? По-видимому, достаточно упругим. Главное требование к нему — это возможность бегать, сохраняя нужную схему движений, в обуви без шипов.

Основным местом у нас для бега по-прежнему остаются земляные и асфальтовые дороги, а зимой заснеженные аллеи парков.

Большое значение для развития выносливости имеют климатические условия, в основном температура воздуха в местах тренировки. Важным средством повышения функциональных возможностей бегунов надо рассматривать и тренировку в условиях среднегорья. Фактор пониженного атмосферного давления является прекрасным средством повышения аэробной и анаэробной выносливости. Опыт подтверждает целесообразность тренировки в среднегорье для достижения высоких результатов на равнине.

Подготовка части спортсменов обычно протекает в больших коллективах: тренировочных группах, секциях, сборных командах. Это способствует не только повышению мастерства, но и воспитанию атлетов, воспитанию дружбы, товарищества, чувства коллективизма, ответственности перед товарищами по команде, обществом, городом и т. д.

Однако приходит время, когда при подготовке спортсменов к ответственным состязаниям тренировка в коллективе имеет и отрицательные стороны. Занятия в группе равных по силам бегунов, претендующих на место в команде, зачастую превращаются в ежедневные соревнования. А взаимоотношения конкурентов на тренировке и после нее ведут к расходованию необходимой нервной энергии. Все это приводит к мысли о необходимости подготовки к серьезным стартам в одиночку или в малых тренировочных группах, состоящих из бегунов разных специальностей. Организация и методы подготовки к ответственным соревнованиям должны быть изменены. Часто хроническое отставание в беге справедливо вызывает чувство неудовлетворенности как у многочисленных любителей легкой атлетики, так и у руководителей спортивных организаций. Предпринимаются попытки организационного улучшения подготовки бегунов, что часто приносит определенные положительные сдвиги. Умелое административное руководство правильными методами и в должной мере может во многом помочь подготовке бегунов. Однако слишком часто методы и меры руководства бывают

неправильными и мешают развитию бега. Проявляется часто это на крупных состязаниях при выборе тактики бега [2].

Думается, что положительное решение поставленных в статье вопросов принесет определенную пользу развитию беговых видов.

Библиографический список:

1. Крикунов, Г.А. Воспитательная деятельность тренера / Г.А. Крикунов // Вопросы педагогики - 2021. - №3. - С.45-49.

2. Суслов, Ф. Проблемы бега / Ф. Суслов // Легкая атлетика — 1968. - № 10. - С.11-13.

3. Романюк, В.А. Модельные психологические характеристики в системе совершенствования спортивного мастерства легкоатлетов / В.А. Романюк // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт, 2021. - № 5 - С.223-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.