Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
БЕГ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ / ОБЪЁМ БЕГА / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / РЕЗУЛЬТАТ / СПОРТ / СПОРТСМЕН / СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнев Сергей Владимирович

С каждым годом растут результаты в беге на длинные дистанции - одном из красивейших, но вместе с тем и труднейших видов легкой атлетики. Состязания в бега на длинные дистанции предъявляют колоссальные требования ко всем системам организма атлета, и высокая результативность в значительной мере зависит от умения грамотно использовать индивидуальные особенности бегуна. В статье представлены пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса бегуна на средние и длинные дистанции и как результат улучшение соревновательных показателей.Every year the results in long-distance running are growing - one of the most beautiful, but at the same time the most difficult types of athletics. Competitions in long-distance running place enormous demands on all systems of the athlete's body and high performance largely depends on the ability to competently use the individual characteristics of the runner. The article presents ways to improve the effectiveness of the training process of a runner for medium and long distances and, as a result, improve competitive performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Корнев Сергей Владимирович, старший преподаватель КФК, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация: С каждым годом растут результаты в беге на длинные дистанции — одном из красивейших, но вместе с тем и труднейших видов легкой атлетики. Состязания в бега на длинные дистанции предъявляют колоссальные требования ко всем системам организма атлета, и высокая результативность в значительной мере зависит от умения грамотно использовать индивидуальные особенности бегуна. В статье представлены пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса бегуна на средние и длинные дистанции и как результат улучшение соревновательных показателей.

Ключевые слова: бег на выносливость, объём бега, методика тренировки, результат, спорт, спортсмен, средства тренировки.

Abstract: Every year the results in long—distance running are growing - one of the most beautiful, but at the same time the most difficult types of athletics. Competitions in long-distance running place enormous demands on all systems of the athlete's body and high performance largely depends on the ability to competently use the individual characteristics of the runner. The article presents ways to improve the effectiveness of the training process of a runner for medium and long distances and, as a result, improve competitive performance.

Key words: endurance running, running volume, training technique, result, sport, athlete, means of training.

Сейчас совершенно ясно, что главный критерий уровня техники — это ее экономичность [1]. Чем меньше бегун расходует энергии, а, следовательно, и кислорода, тем с большей скоростью он сможет бежать. Каждый бегун может иметь свой неповторимый рисунок бега. Главное — чтобы беговая схема была правильной, естественной. В беге не должно быть места всяким нерациональным движениям типа «загребания», или слишком большого искусственного «захлеста» голени после отталкивания, или преднамеренного складывания голени маховой ноги в момент вертикали.

Постановка ноги на грунт выполняется по кратчайшему пути — движением сверху вниз, а «захлест» и складывание голени должны быть в результате ее расслабления после отталкивания. Необходимым действием является и упругая постановка стопы на грунт, с носка и низко расположенной над дорожкой пяткой.

На современных соревнованиях возможно выиграть соревнование только владея умением сильно финишировать, так как количество равносильных бегунов непрерывно увеличивается. И только тот, кто сможет собрать в кулак все имеющиеся силы на последнем отрезке дистанции, окажется победителем. А быстрый финиш зависит главным образом от качественного уровня анаэробных возможностей спортсмена. Чем он выше, тем стремительнее финиш. Другой тактический вариант — это равномерный высокий темп бега на всей дистанции. Есть мнение, что при беге на рекорд наиболее оправдан равномерный темп бега с отклонениями от средней скорости не более чем на 10%.

Но всё же важнейшим в тактическом мастерстве является умелое использование своих индивидуальных особенностей [3]. В этой связи практически все бегуны делятся на две группы: лидирующих и позиционных. Многим нравятся бегуны-лидеры. О них с почтением говорят в печати. Их называют смелыми бойцами, которые «идут в бой с открытым забралом». В то же время бегунов позиционного плана чаше всего ругают за «отсиживание», за нежелание вести борьбу и т. д. Такие бегуны впадают в немилость и у

руководителей команд. Каждому спортсмену нужно развивать индивидуальный, присущий ему, вариант тактики, так как в основе каждого варианта лежит характер, темперамент бегуна и определенный уровень развития физических качеств — выносливости и скорости.

В последние годы большинство бегунов и тренеров при построении годичного тренировочного цикла пользовались разработанным спортивными теоретиками графиком, основные показатели которого составляли: увеличение объема тренировочной работы в подготовительном периоде, удержание этого объема в конце периода и плавное снижение его в соревновательном периоде (особенно большим было снижение перед ответственными состязаниями). Интенсивность же тренировочных нагрузок постепенно увеличивалась по мере приближения сезона соревнований. Бесспорно, такая динамика объема и интенсивности тренировочной работы принесла определенную пользу, научила тренеров в какой-то мере управлять тренировочным процессом и развитием спортивной формы своих воспитанников. Однако сегодня в свете имеющихся данных спортивной практики и научных исследований такая динамика нагрузок не всегда является достаточно эффективной. Сегодня разговор должен идти о тенденции развития общего объема тренировки и о тенденциях развития частных объемов, то есть объемов главных тренировочных средств.

С нашей точки зрения, таких главных тренировочных средств у бегунов можно выделить пять:

а) аэробная работа, нацеленная на развитие общей выносливости (равномерный длительный бег), увеличивающая частоту пульса спортсмена до 150 ударов в минуту;

б) аэробная работа, нацеленная на развитие специальной выносливости (темповой и переменный длительный бег), увеличивающая частоту пульса до 180 ударов;

в) переходная аэробно-анаэробная работа, нацеленная на развитие специальной выносливости (интервальный бег на невысоких скоростях), увеличивающая частоту пульса до 180 ударов;

г) жесткая анаэробная работа, нацеленная на развитие специальной выносливости для средневиков и умения финишировать для стайеров (интервальный бег с высокой скоростью и малыми интервалами отдыха), увеличивающая частоту пульса до 200 ударов;

д) средства, нацеленные на развитие силовой выносливости (бег в гору, на мягком грунте и т. д.).

Каждое из этих средств имеет свою тенденцию в динамике объема и отражает интенсивность работы. Если правильно спланировать объем этих главных тренировочных средств, то отпадет надобность в таком понятии как интенсивность. Останутся лишь два момента: общий и частный объемы тренировочных средств в каждом периоде или цикле тренировки.

В связи с этим рассмотрим тенденцию развития общего объема бега. Поднявшись до высокого уровня в начале подготовительного периода, он, как правило, должен сохраняться до конца соревновательного периода, не снижаясь значительно даже на этапе ответственных стартов.

В подготовительном периоде основу общего объема составляют средства «а», «б» и в небольшой степени «в». Иными словами, все разновидности аэробной работы. В соревновательном же периоде за счет увеличения доли средств анаэробной подготовки уменьшается объем средств «б» и «в», а объем средств «а» остается неизменным или даже увеличивается. Таким образом, общий объем остается неизменным, а объем отдельных тренировочных средств будет все время изменяться.

В подготовительном периоде объем анаэробных средств весьма незначителен. Во время сезона соревнований он повышается, но периодически снижается за несколько дней до ответственных стартов, так как анаэробная работа, связанная с уменьшением объема бега в тренировке, ведет к понижению аэробных возможностей и быстро может привести к перенапряжению. В то же время длительный бег в невысоком темпе может выполняться спортсменами по утрам, после состязаний и в промежутке между занятиями с анаэробной работой.

Таким образом, управление тренировочным процессом заключается в умении тренеров сочетать аэробные и анаэробные средства на разных этапах подготовки. Правильно сочетая описанные выше тренировочные средства, увеличивая объем аэробных после ответственных соревнований, а затем поднимая и объем анаэробных, мы можем управлять тренировочным процессом и успешно готовиться к серьезным стартам. Конечно, для этого необходимы интервалы до 3 — 6 недель, свободные от ответственных состязаний [2].

Библиографический список:

1. Крикунов, Г.А. Воспитательная деятельность тренера / Г.А. Крикунов // Вопросы педагогики - 2021. - №3. - С.45-49.

2. Суслов, Ф. Проблемы бега / Ф. Суслов // Легкая атлетика — 1968. - № 10. - С.11-13.

3. Романюк, В.А. Модельные психологические характеристики в системе совершенствования спортивного мастерства легкоатлетов / В.А. Романюк // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт, 2021. - № 5 - С.223-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.