Современная школа
УДК 371.12+378.046.4
Совершенствование содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы как условие ее инновационного развития
О. А. Ильясова
https://orcid.org/0000-0003-2463-1870 [email protected]
Improving the content and forms of internal organizational training of teachers of secondary schools as a condition for of its innovative development
O. A. Пyasova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема модернизации системы содержания форм внутриорганизационного обучения для обеспечения целесообразности и устойчивости инновационного развития общеобразовательной школы. Ставится цель обоснования направленности совершенствования содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы на ее инновационное развитие. Приводятся результаты обзора литературы, свидетельствующие о том, что внутриорганизационное обучение важно не только для индивидуального роста педагога, оно обеспечивает целенаправленное системное обновление педагогической деятельности в рамках образовательной организации. Теоретическая значимость исследования состоит в научной интерпретации идей и положений педагогической инноватики, определяющей совершенствование содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов в инновационно работающей школе.
Научной новизной обладают сформулированные принципы, которые учитывают особенности обучения взрослых и направленность образовательной организации на инновационное развитие. Полученные результаты, описывающие содержательные направления и формы внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы, изложены с точки зрения включения педагогов в инновационную деятельность. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для проектирования программ внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Обсуждаются полученные теоретические и практические результаты, организационные вопросы совершенствования содержания и форм внутриор-ганизационного обучения педагогов.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes the problem of
modernization of the system of content forms of internal organizational training to ensure feasibility and sustainability of innovative development of secondary school. The goal is to substantiate the direction of improving the content and forms of internal organizational training of teachers of secondary school for its innovative development. The results of the literature review, indicating that in-tra-organizational learning is important not only for individual growth of the teacher, it provides a purposeful systematic update of pedagogical activity within the educational organization.
Theoretical significance of the study lies in the scientific interpretation of the ideas and provisions of pedagogical innovation, determining the improvement of the content and forms of internal organizational training of teachers in the innovation working school. Scientific novelty has formulated principles that take into account the peculiarities of adult learning and the focus of the educational organization for innovative development.
The results obtained, describing the content areas and forms of internal organizational training of teachers of secondary schools, are presented in terms of inclusion of teachers in innovative activities. The practical significance of the study lies in the possibility of using its results for the design of programs of internal organizational training of teachers of secondary schools, additional professional programs to improve the qualification of teachers and executives. Theoretical and practical results, organizational issues of improving the content and forms of internal organizational training of teachers are discussed.
Ключевые слова: педагогические работники, педагогическая инноватика, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность, внутриорганизационное обучение, повышение квалификации, принципы обучения взрослых, содержание дополнительного профессионального педагогического образования, активные формы повышения квалификации.
Keywords: educators, pedagogical innovation, innovation infrastructure, innovation activities, internal organizational learning, advanced training, principles of adult education, content of additional professional pedagogical education, ac-tive forms of advanced training.
Введение. Обеспечение и поддержание высокого качества образования является одним
из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Для этого предусмотрено развертывание целого ряда мероприятий. Одним из ведущих приоритетов является формирование, обобщение и распространение позитивного педагогического опыта. Данную работу предлагается выстраивать на системной основе. При этом инициативы отдельных ученых и педагогов-новаторов поддерживаются на институциональном уровне. Так, в нормативно-правовых документах регламентируются организационные формы экспериментальной и инновационной деятельности. В статье 20 Федерального закона «Об образовании в российской Федерации»1, а также приказе Министерства науки и высшего образования «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»2 указывается, что образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками. Их деятельность основана на реализации новых целевых, содержательных, организационных механизмов совершенствования образовательных процессов. Соответственно, работа таких образовательных организаций осуществляется на основании целевых проектов и планов и курируется федеральными или региональными органами управления образованием.
Примечательно, что данная система является открытой. Это означает, что любая образовательная организация может претендовать на получение статуса федеральной или региональной инновационной площадки. Иными словами, образовательная организация, имея научный задел, интересный опыт или социально-значимую идею может перейти в режим инновационного развития.
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ. URL: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 14 0174/ (дата обращения: 14.01.2022).
2 Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_331327/cbae3177e641f7bae313e89f0cf3 ad1af0a4681e/ (дата обращения 14.01.2022).
Такое развитие может начинаться не только с попытки стать частью инновационной инфраструктуры образовательной системы. Функционирование современных образовательных организаций требует освоения инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности. Школы осуществляют инновационную деятельность для того, чтобы отвечать вызовам времени: развивать у учащихся мягкие навыки, формировать критическое мышление, креативность, осваивать цифровые технологии. Сам факт наличия программы развития образовательной организации предполагает постановку целей, которые направлены на достижение новых результатов, освоение современных образовательных практик и технологий.
Федеральный проект «Современная школа» в качестве одного из условий повышения качества образования называет профессиональное развитие педагогических работников. Очевидно, что направленность на инновационное развитие требует высокой степени готовности педагогических работников к подобной деятельности. При этом предполагается не только наличие педагогов, демонстрирующих обладание высоким уровнем знаний и педагогическим мастерством, но и желание и умение участвовать в командной реализации инноваций.
Подобное развитие обеспечивается в рамках системы дополнительного профессионально образования. Стоит отметить, что курсовая подготовка педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования направлена на обновление знаний о тенденциях развития образовательных систем, ознакомление с педагогическими и методическими особенностями преподавания предметов. Вместе с тем цели, достигаемые в ходе инновационной деятельности, требуют динамичного освоения новых знаний и компетенций. Эту задачу можно успешно решать с привлечением ресурсов внутриорганизационного обучения. Однако следует констатировать, что чаще всего для педагогов школ сохраняются традиционные формы повышения квалификации: курсовая подготовка, работа методических объединений педагогов-предметников, методические мероприятия и т. п. Педагоги обсуждают преимущественно вопросы методики преподавания учебных предметов. При этом недооценивается значимость научных педагогических знаний, осве-
домленность о современных образовательных технологиях. Очевидно, что в содержания внутриорганизационного обучения необходимо отражать направленность на инновационное развитие. Также стоит повышать практико-ориентированность форм повышения квалификации. Данный результат можно получить, опираясь на преимущества и условия внутриор-ганизационного обучения.
В связи с этим можно сформулировать цель исследования как обоснование направленности совершенствования содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы на ее инновационное развитие.
Обзор литературы
Обращение к научной литературе показывает, что внутриорганизационное (внутрифирменное, внутрикорпоративное) обучение приобрело статус действенного средства развития персонала организаций различных сфер деятельности. Потребности в постоянном повышении квалификации кадров привели к созданию формы обучения, в рамках которой реализуются дополнительные профессиональные программы, ориентированные на решение задач текущего функционирования и инновационного развития. Данная идея нашла свое отражение в формировании и устойчивом развитии практик внутрикорпоративного обучения в организациях промышленного сектора экономики и бизнеса.
Необходимо отметить, что данная технология весьма востребована образовательными организациями. Так, А. С. Кахаров и Н. У. Яры-чев, изучая возможности внутриорганизацион-ного обучения в подготовке педагогов, отмечают его ярко выраженную направленность на решение актуальных проблем образовательной организации. Исследователи характеризуют данное явление как форму непрерывного, систематического повышения квалификации педагогических кадров. Также отмечается, что такая форма может служить основой организационных изменений, т. е. направлена на развитие педагогов и организации. В своей статье авторы указывают на необходимость выявления принципов практической значимости, познавательной активности обучающихся и др. Также указывается на приоритет активных методов обучения, которые позволяют связать
задачи обучения с практикой профессиональной деятельности и организовать рефлексивную обучающую среду [1].
Ф. Д. Рассказов, Н. А. Тетькова представляют результаты моделирования и внедрения внутриорганизационной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Отмечается, что для успешной реализации подобной модели необходимо выявить цель, задачи, содержание и формы деятельности. Цель и задачи направлены на решение актуальных для организации проблем. Содержание отражается в информационно-методическом обеспечении. Предложены индивидуальные и групповые формы деятельности, которые могут применяться в зависимости от задач. Показана направленность работы на распространение педагогического опыта [2].
К. С. Буров, А. А. Севрюкова и Е. А. Селиванова пишут о том, что использование ресурсов внутриорганизационного обучения помогает преодолеть затруднения учителей в определенном виде деятельности. В частности, исследователи предлагают комплекс стратегий подготовки педагогов к успешному взаимодействию с детьми мигрантов (ситуационный анализ, тренинг, разработка индивидуальных маршрутов) [3].
И. В. Резанович и Г. А. Шкерина исследуют направленность внутриорганизационного обучения на концептуализацию педагогического опыта. В рамках такой деятельности у педагога появляется осознанное представление об образовательных технологиях и стиле педагогической деятельности. В результате обмен знаниями в рамках внутриорганизационного обучения влияет не только на развитие педагогических умений, но и на обогащение знаний, которые, в свою очередь, могут влиять на инновационный потенциал личности учителя [4].
Таким образом, можно констатировать, что внутриорганизационное обучение является средством развития профессионального мастерства педагога, осуществляемое в процессе специально организованных мероприятий и в ходе повседневной работы. Вместе с тем цели и задачи данного вида повышения квалификации могут согласовываться с потребностями педагогов и образовательной организации. Преимуществом внутриорганизационного обучения является создание рефлексивной обу-
чающей среды, основанной на активном обмене знаниями в ходе реализации активных форм обучения. Последнее замечание определяет перспективность данного средства для инновационного развития школы. Иными словами, внутриорганизационное обучение важно не только для индивидуального роста педагога, оно обеспечивает целенаправленное системное обновление педагогической деятельности в рамках образовательной организации.
Другое направление исследований связано с выявлением значимых условий обеспечения развития образовательной организации и повышения инновационного потенциала педагогических работников. Так, С. Ю. Даниленко относит совершенствование системы повышения квалификации специалистов к основанию повышения устойчивости инновационных процессов в образовательной организации. При этом исследователь обращает внимание на такие формы внутриорганизационного обучения, как творческие мастерские, мастер-классы, портфолио и т. д. Кроме того, обращается внимание на формирование позиции педагогов как лидеров инновационного движения и участников активного обмена знаниями [5].
И. В. Ильина и И. М. Подушкина пишут о необходимости развития инновационной культуры у учителя в контексте их педагогической деятельности. Для этого, по мнению автора, необходима модернизация научно-методической деятельности образовательных организаций, которая заключается в осознании содержания новаций, включении учителей в процесс инновационной деятельности на всех уровнях методической и научно-методической работы [6].
О. В. Железнякова среди условий формирования готовности учителей к инновационной деятельности называет организацию рефлексивной среды. Это способствует коллективному осмыслению педагогических новаций, интеграции педагогов в проектную детальность, связанную с решением актуальных для школы задач. По сути, автором предлагается развернуть систему внутриорганизационного обучения для формирования активной позиции педагога, обогащения его знаний и развития новых педагогических умений [7]. С. В. Панина и Т. И. Сергеева фокусируются на исследовании роли содержательных элементов в подго-
товке педагогов к инновационной деятельности. Среди таких элементов выделяются психологическая готовность и мотивация к инновациям, инновационная компетентность, вопросы взаимодействия педагогов [8].
Ряд исследований фокусируется на формах развития инновационного потенциала педагогических кадров. Так, Т. Е. Милосердова, исследуя развитие инновационного потенциала заместителя директора школы, обращает внимание на необходимость апробировать знания, полученные в ходе повышения квалификации, в процессе методической работы в образовательной организации [9]. Э. Г. Рогожина и Т. Л. Девицына прямо указывают на то, что инновационные проекты, реализуемые в образовательной организации, являются эффективным средством повышения квалификации педагогов [10]. А. А. Севрюкова и Л. О. Пронина представляют целый ряд современных инструментов развития инновационного потенциала учителей в развивающейся образовательной организации [11]. Таким образом, важнейшим фактором инновационного развития образовательной организации является повышения квалификации педагогических кадров. При этом целью дополнительного профессионального образования будет являться развитие инновационного потенциала педагога. Для этого такое развитие необходимо связывать с актуальными задачами инновационных процессов, развертываемых непосредственно в школе. Это обусловливает необходимость развертывания внутриорганизационного обучения педагогов, цели и содержание которого согласуются с потребностями педагогов и школы. В рамках такой деятельности формируется рефлексивная осознанная позиция педагога по отношению к инновациям. Данного эффекта можно достичь, используя способы активного обучения.
Вместе с тем, несмотря на хорошую разработанность вопросов реализации внутриорга-низационного обучения, стоит отметить, что в научной литературе недостаточно исследованы возможности данного способа повышения квалификации для поддержания устойчивого инновационного развития образовательной организации.
Методология (материалы и методы)
В качестве методологических оснований нашего исследования можно выделить следу-
ющие идеи. Во-первых, это положения тории педагогической инноватики, сформулированные в трудах Т. М. Ковалевой [12], И. О. Кот-ляровой [13], В. С. Лазарева и Б. П. Мартиросяна [14], А. В. Хуторского [15]. Основываясь на результатах исследований В. С. Лазарева, Б. П. Мартиросяна, А. В Хуторского, можно утверждать, что инновационное развитие представляет собой не только внедрение, но и создание новаций в процессе педагогической деятельности [14; 15]. При этом существует непосредственная связь осмысления педагогических новшеств и их проектирования. В свою очередь, такое проектирование вряд ли будет активно развиваться на этапе профессиональной подготовки и в период адаптации педагога. Следовательно, непосредственная педагогическая деятельность, обобщение полученного опыта, согласование его с научными педагогическими знаниями является основой для развития инновационного потенциала зрелого педагога.
Этот процесс возможно в полной мере осуществить в рамках внутриорганизационного обучения, когда у учителя возникают затруднения и потребности в повышении квалификации. Данная система характеризуется направленностью на решение актуальных задач развития школы, учитывает потребности конкретных педагогов, обладает высокой практико-ориентированностью, основана на комфортных стратегиях обучения, активизирует творческий потенциал педагога. Такой подход к внутриор-ганизационному обучению, характеризует инновационную школу. В работах Т. М. Ковалевой и И. О. Котляровой отмечается, что внедрение внутриорганизационного обучения само по себе может считаться инновационной задачей, требующей постановки целей, определения содержание повышения квалификации, отбора и реализации активных форм обучения [12; 13].
Во-вторых, направленность внутриоргани-зационного обучения на инновационное развитие школы обеспечивается совокупностью принципов, применяемых в обучении взрослых. Очевидно, что особенности взрослых обучающихся имеют значение для организации повышения квалификации. С этой точки зрения следует указать на идеи андрагогики как основание для выявления таких принципов. Учитывая
цели инновационного развития и анрагогиче-ские идеи, можно выделить принципы совершенствования содержания и форм внутриорга-низационного обучения педагогов инновационной образовательной организации.
Принцип согласования целей обучения и инновационного развития школы предполагает, что цели и содержание внутриорганизаци-онного обучения будут определяться в соответствие с основной идеей реализуемого инновационного проекта. Данное правило можно отнести как к формированию содержания целенаправленных дополнительных профессиональных программ, так и к наполнению персонифицированных программ повышения квалификации. Например, программы работы методических объединений могут включать в себя вопросы реализации инновации в предметной среде или системе воспитания. Кроме того, для педагогического коллектива важно сделать акцент на развитии навыков, востребованных при осуществлении инновационной деятельности. Например, навыки командного взаимодействия или способы распространения позитивного педагогического опыта.
Принцип преодоления ригидности педагогов в освоении и применении актуальных педагогических технологий предполагает, что у педагогов возникают определенные сомнения в целесообразности применения новых педагогических средств.
Это явление можно отнести к существованию педагогической ригидности. Соответственно, демонстрация возможностей новых педагогических технологий, осуществляемая коллегами, может способствовать изменению отношения к их принципиальной применимости в образовательном процессе.
Принцип приоритета активных методов обучения предполагает, что обмен знаниями и освоение конкретных компетенций осуществляется в практической деятельности. Осознание необходимости осуществления инноваций можно реализовать в ходе применения технологий обмена знаниями, реализации дискуссионных методов. Демонстрацию возможностей педагогических технологий можно осуществить при разборе конкретных ситуаций. Достаточно широкий набор активных форм повышения квалификации применим для освоения инновационных методов педагогической
деятельности: наставничество, тренинги, проектирование и т. д.
Принцип востребованности результатов в практике инновационной деятельности основан на особенности взрослых обучающихся сохранять интерес к тем знаниям, которые они могут применить в собственной работе. Кроме того, взрослые обучающиеся вполне доверяют стратегии обучения на собственном опыте. Следовательно, необходимо обеспечить связь новых знаний с их реализацией в практической деятельности.
Наконец, принцип рефлексивности предполагает, что существенное влияние на активную позицию педагога в педагогической деятельности несет в себе осмысление целесообразности педагогических инноваций. Такая позиция может сформироваться в ходе рефлексии получаемого в процессе внутриорганизационного обучения опыта. Кроме того, значение данного опыта для инновационного развития школы можно обсуждать на обучающих и обобщающих мероприятиях, таких как педагогический совет. Это будет способствовать формированию неравнодушной позиции педагога по отношению к внедряемым инновациям и будет обусловливать их устойчивость.
Итак, идеи педагогической инноватики, основанные на согласовании опыта собственной деятельности с научными педагогическими знаниями и позитивным педагогическим опытом, обусловливают необходимость внедрения в практику работы инновационной школы системы внутриорганизационного обучения. Такая система может быть основана на принципах, которые учитывают особенности обучения взрослых и направленность образовательной организации на инновационное развитие.
Общеобразовательная школа, функционирующая в режиме развития или реализующая инновационный проект, может развертывать внутриорганизационное обучение в соответствие с принципами согласования целей обучения и инновационного развития школы, преодоления ригидности педагогов освоении и применении актуальных педагогических технологий, приоритета активных методов обучения, востребованности результатов в практике инновационной деятельности, рефлексивности. Данные принципы обусловливают совершенствование содержания и форм повышения ква-
лификации и обеспечивают устойчивость предлагаемых инноваций. Таким образом, данная система выступает как условие поддержания инновационного развития общеобразовательной школы.
Результаты и их описание
В качестве результатов исследования предлагается интерпретация направлений совершенствования содержания и форм внутриорга-низационного обучения педагогов с учетом их направленности на инновационное развитие школы. Подобную стратегическую направленность будет обеспечивать выявление цели внутриорганизационного обучения: оказание содействия педагогам общеобразовательной школы в освоении новых научных знаний, умений инновационного проектирования и распространения позитивного педагогического опыта.
В качестве содержательных направлений, лежащих в основе программ внутриорганиза-ционного обучения и персонализированных программ повышения квалификации, можно выделить следующие.
Первое содержательное направление связано с нормативно-правовыми основами инновационной деятельности. Принципиально важно педагогам дать понятие об инновационной инфраструктуре образовательной системы Российской Федерации. Это дает представление о важности реализуемых задач в рамках всей системы образования. Учителям становится понятна совокупность мер поддержки и ответственность, предполагаемая в ходе реализации инноваций. Знакомство с Федеральными и региональными инновационными проектами дает представление о приоритетных направлениях развития образовательной системы и актуальных проблемах, которые подлежат разрешению. Также данный раздел предполагает понимание роли педагога, его функций, полномочий и ответственности в данном виде деятельности. Прежде чем начинать осуществлять инновации, необходимо получить представление о нормативно закрепленных возможностях и ограничениях данной деятельности.
Указанное направление можно реализовать с использованием таких форм, как ознакомление с деятельностью федеральных и региональных органов управления образованием. Такие сессии традиционно проводятся в рамках установочных и обобщающих мероприятий.
Соответственно, такую работу можно организовать, ориентируя коллективное слушание подобных сессий. Кроме того, подобные межмуниципальные мероприятия проводятся по итогам реализации региональных инновационных проектов. Школа, участвующая в реализации региональных инновационных проектов, как правило, приглашается на подобные мероприятия. Необходимо ориентировать педагогов принимать участие в подобных мероприятиях и осуществлять обсуждение предложенных инициатив. Интересная форма работы внут-риорганизационного обучения была предложена А. А. Севрюковой и Л. О. Прониной. Это форсайт-сессия для выявления перспектив инновационной работы. Как полагают авторы, этот вид работы развивает навыки анализа явлений, обобщения, умения делать выводы [11]. Такую сессию можно проводить с привлечением педагогов разных специализаций. Также для реализации данной содержательной линии можно использовать другие перспективные формы активного обучения.
Второе содержательное направление можно связать с теоретическими основаниями инновационной деятельности. Это понятие педагогической новации, уточнение отличия инновационной от традиционной деятельности, выявление ее значения для формирования индивидуального стиля деятельности и развития образовательной организации. Это направление можно связать с изучением современных подходов к интерпретации инновационной деятельности. В данном разделе также можно обновить знания педагогов о психологических особенностях и педагогических закономерностях развития современных школьников.
Для освоения этого сегмента знаний можно использовать такую форму работы, как педагогический совет. Именно такая коллективная форма позволит донести значимые идеи до педагогического коллектива. Также рекомендуется использовать такие формы, как постоянно действующий семинар или серия заседаний методических объединений. На таких мероприятиях можно реализовать стратегию анализа конкретных педагогических ситуаций. Например, можно увидеть, что наставничество как инновационная форма работы помогает в решении проблем взаимодействия со слабоуспевающими обучающимися.
Еще одним содержательным направлением стоит признать ознакомление с современными образовательными технологиями. Так, например, если школой выбрано направление инновационной деятельности, связанное с повышением социальной активности обучающихся, то необходимо оценить, какие технологии будут наиболее эффективны в данной деятельности.
Для реализации данного содержательного направления целесообразно использовать мастер-классы, в рамках которых коллеги смогут продемонстрировать применение инновационных образовательных технологий. Также можно стимулировать педагогов к регулярному участию в сетевых методических сообществах. Такие сообщества часто имеют проблемную направленность. Систематизация данной деятельности может входить в функции организатора повышения квалификации, который предлагает наиболее оптимальную форму для его освоения.
Следующее содержательное направление связывается с освоением компетенций проектирования инноваций в рамках командной деятельности. Любая инновация будет быстрее достигать своих целей и проявлять устойчивость в случае, если она проектируется и реализуется инициативной командой единомышленников. В этом плане необходимо развивать готовность педагогических работников к осуществлению командного взаимодействия. Также необходимо обращать внимание на психологическую готовность к инновационной деятельности и применению современных образовательных технологий. Кроме того, данное предметное содержание предполагает выявление и постановку конкретной педагогической проблемы, выявление задач проектирования и выявление педагогических стратегий ее разрешения. Логично, что такой проект будет связан со спецификой деятельности педагогов. Следовательно, в качестве формы реализации данного содержательного направления предлагается работа в проектной группе. При этом данная группа может функционировать в рамках методического объединения педагогов. Другим видом партнерства является коллектив разных специалистов, работающих над решением комплексной проблемы. Например, взаимодействие со «сложными» контингентами обучающихся.
В рамках работы данных коллективов можно предложить такие формы практико-ориентированного обучения, как проектный офис, командные тренинги, разбор конкретных ситуаций, проектные сессии и т. д. Активный обмен знаниями в рамках работы данных коллективов может способствовать преодолению ригидности в применении педагогических средств и активному внедрению инноваций в практику педагогической деятельности.
Также реализация новаций может быть связана с исследовательскими процедурами, а именно доказательством целесообразности и результативности инноваций. Это требует формирования соответствующих компетенций. Следовательно, необходимо раскрыть вопросы поиска оснований, констатации значимости проблемы, ознакомить педагогов со способами сбора данных, эмпирического доказательства значимости изменений результатов образования. В этой связи можно предусмотреть обучающие мероприятия с привлечением квалифицированных научных работников: научных консультантов, преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, вузов и т. д.
Следующее содержательное направление связано с освоением умений распространения педагогического опыта. Дело в том, что одним из результатов функционирования инновационных образовательных организаций является степень востребованности полученных результатов. Можно утверждать, что не только руководители инновационного проекта, но и педагоги, участвующие в его реализации, могут быть задействованы в подготовке обучающих мероприятий, написании научных статей и информирующих публикаций, участии в конференциях и отчетных мероприятиях. Это предполагает наличие обширного спектра умений в осуществлении данных видов деятельности. При реализации этого содержательного направления необходимо ориентироваться на степень готовности педагогов и их личную заинтересованность в подобных видах деятельности.
Следовательно, в освоении данного содержательного сегмента приобретают значимость персонифицированные формы обучения. Это могут быть коучинг с целью осознания мотивов распространения позитивного педагогического
опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства, индивидуальные консультации, наставничество с целью подготовки выступления или публикации, участие в неформальном повышении квалификации, раскрывающем технологии подготовки научных публикаций, и т. д.
Результатом реализации предлагаемого содержания и форм внутриорганизационного обучения может быть наполнение содержательного раздела инновационной программы, посвященного повышению квалификации педагогов. Предлагаемые мероприятия будут четко разводиться с традиционной методической работой в части определения ее содержание и форм. Другой вариант реализации системы внутриорганизационного обучения - это создание дополнительной профессиональной программы или персонифицированных программ развития педагогов. Еще одним вариантом использования предложенного содержания и форм его реализации будет выстраивание гибкой стратегии применения форм внутриор-ганизационного обучения, направленной на обеспечение устойчивости инновационного развития образовательной организации.
Обсуждение
Инновационное развитие или функционирование образовательной организации в качестве субъекта инновационной инфраструктуры образовательной системы Российской Федерации предполагает опору на кадровый потенциал. Данный ресурс является развиваемой характеристикой образовательной организации. Очевидно, что подобное развитие может быть осуществлено в системе внут-риорганизационного обучения. Обсуждаемым вопросом является применимость предлагаемых методологических и принципиальных подходов к организации внутриорганизаци-онного обучения.
Также возможны дискуссионные мнения по отношению к предложенному содержанию внутриорганизационного обучения, согласованного с целями инновационного развития, и формам его реализации.
Интересным вопросом для обсуждения является потенциал школ в осуществлении внутриорганизационного обучения. Возможно ли к данной работе привлекать социальных партнеров или необходимо опираться на собствен-
ные ресурсы? Данные вопросы являются предметом обсуждения результатов представленного исследования.
Заключение
Итак, в рамках данной статьи актуализированы вопросы кадрового обеспечения развития инновационной инфраструктуры образовательной системы Российской Федерации. Ставится цель обоснования направленности совершенствования содержания и форм внут-риорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы на ее инновационное развитие.
Приведены результаты анализа научной литературы, которые свидетельствуют о том, что внутриорганизационное обучение приобрело статус действенного средства развития персонала организаций различных сфер деятельности. Необходимо отметить, что данная технология весьма востребована образовательными организациями.
Разработаны основы применения данной технологии для решения различных педагогических проблем. Констатируется, что цели и задачи данного вида повышения квалификации могут согласовываться с потребностями педагогов и образовательной организации, в частности с целями инновационного развития школы. Вместе с тем в научной литературе недостаточно исследованы возможности данного способа повышения квалификации для поддержания устойчивого инновационного развития образовательной организации.
В качестве методологических оснований нашего исследования предложены положения тории педагогической инноватики. Общеобразовательная школа, функционирующая в режиме развития или реализующая инновационный проект, может развертывать внутриорганизаци-онное обучение в соответствие с предложенными принципами: согласования целей обучения и инновационного развития школы, преодоления ригидности педагогов освоении и применении актуальных педагогических технологий, приоритета активных методов обучения, востребованности результатов в практике инновационной деятельности, рефлексивности. Отмечается, что внедрение внутриорганизаци-онного обучения само по себе может считаться инновационной задачей, требующей постановки целей, определения содержание повышения
квалификации, отбора и реализации активных форм обучения. В качестве результатов исследования предлагается интерпретация направлений совершенствования содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы с учетом их направленности на инновационное развитие школы. Предложена стратегическая цель и согласованные с ней содержание и формы внут-риорганизационного обучения. Результаты реализации предлагаемого содержания и форм внутриорганизационного обучения могут быть использованы для проектирования гибкой технологии применения форм внутриорганизаци-онного обучения, направленной на обеспечение устойчивости инновационного развития образовательной организации.
Библиографический список:
1. Кахаров, А. С. Возможности внутриорга-низационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы / А. С. Кахаров, Н. У. Ярычев. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - URL: https:// science -education.ru/ru/article/view?id=6874 (дата обращения: 10.02.2022).
2. Рассказов, Ф. Д. Внутриорганизационная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования / Ф. Д. Рассказов, Н. А. Тетькова. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 2 (19). -С.157-159.
3. Буров, К. С. Использование ресурсов внутриорганизационного обучения педагогов в освоении ими способов взаимодействия с детьми мигрантов / К. С. Буров, А. А. Севрю-кова, Е. А. Селиванова. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4. - С. 23-26.
4. Резанович, И. В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганиза-ционного повышения квалификации / И. В. Ре-занович, Г. А. Шкерина. - Текст : непосредственный // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 4. -С.51-55.
5. Даниленко, С. Ю. Обеспечение устойчивости инновационных процессов в условиях современного общеобразовательного учрежде-
ния / С. Ю. Даниленко. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 3-12.
6. Ильина, И. В. Развитие инновационного потенциала педагогической деятельности как необходимое условие осуществления модернизации образования / И. В. Ильина, И. М. Подушкина. - Текст : непосредственный // Гауде-амус. - 2016. - № 1. - С. 9-15.
7. Железнякова, О. В. Педагогические условия для формирования готовности учителей к инновационной деятельности / О. В. Желез-някова. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. -№ 5 (55). - С. 68-77.
8. Панина, С. В. Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС / С. В. Панина, Т. И. Сергеева. -Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. -№ 1. - С. 117-119.
9. Милосердова, Т. Е. Развитие инновационного потенциала заместителя директора по учебно-воспитательной работе в системе повышения квалификации / Т. Е. Милосердо-ва. - Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. - 2015. - № 12 (152). - С. 67-79.
10. Рогожина, Э. Г. Инновационные проекты в школе как способ повышения квалификации персонала / Э. Г. Рогожина, Т. Л. Девицына. -Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования в естественнонаучной сфере и социально-экономическое развитие Белгородской области. - Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2013. - С. 348-353.
11. Севрюкова, А. А. Инструменты развития инновационного потенциала учителей / А. А. Севрюкова, Л. О. Пронина. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 12. - С. 133-137.
12. Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. -Москва : Мос. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 256 с. - Текст : непосредственный.
13. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации : монография / И. О. Котлярова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 320 с. - Текст : непосредственный.
14. Лазарев, В. С. Педагогическая инновати-ка: объект, предмет и основные понятия /
B. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2004. - № 4. -
C.11-21.
15. Хуторской, А. В. Педагогическая инно-ватика: методология, теория, практика : научное издание / А. В. Хуторской. - Москва : Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Kakharov, A. S., Yarychev, N. U. Possibilities of intra-organizational learning in providing training for a young college teacher to design an individual methodological system [Vozmozhnosti vnutriorganizacionnogo obucheniya v obespeche-nii podgotovki molodogo prepodavatelya kolledzha k proektirovaniyu individual'noj metodicheskoj sistemy], Modern Problems of Science and Education, 2012, No. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6874 (accessed date: 02/10/2022).
2. Rasskazov, F. D., Tetikova, N. A. Internal organizational system of professional development of teachers of additional education [Vnu-triorganizacionnaya sistema povysheniya kvalifikacii pedagogov dopolnitel'nogo obra-zovaniya], Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2017, No. 2 (19), pp.157-159.
3. Burov, K. S., Sevrukova, A. A., Selivanova, E. A. Using resources of internal organizational training of teachers in their mastering of ways of interaction with migrant children [Ispol'zovanie resursov vnutriorganizacionnogo obucheniya ped-agogov v osvoenii imi sposobov vzaimodejstviya s det'mi migrantov], World of Science, Culture, Education, 2019, No. 4, pp. 23-26.
4. Rezanovich, I. V., Shkerina, G. A. Conceptualization of pedagogical experience in the process of internal professional development [Kon-ceptualizaciya pedagogicheskogo opyta v processe vnutriorganizacionnogo povysheniya kvalifikacii], Bulletin of TSPU, 2010, No. 4, pp.51-55.
5. Danilenko, S. Y. Ensuring the sustainability of innovative processes in the conditions of modern general education institution [Obespechenie ustojchivosti innovacionnyh processov v usloviyah sovremennogo obshcheobrazovatel'nogo uchrezh-
deniya], Innovative projects and programs in education, 2013, No. 6, pp. 3-12.
6. Ilyina, I. V., Podushkina, I. M. Development of innovative potential ofpedagogical activity as a necessary condition for the implementation of modernization of education [Razvitie innovacion-nogo potenciala pedagogicheskoj deyatel'nosti kak neobhodimoe uslovie osushchestvleniya moderni-zacii obrazovaniya], Gaudeamus, 2016, No. 1, pp.9-15.
7. Zheleznyakova, O. V. Pedagogical conditions for the formation of teachers' readiness for innovative activity [Pedagogicheskie usloviya dlya formirovaniya gotovnosti uchitelej k innovacionnoj deyatel'nosti], Domestic and foreign pedagogy, 2018, No. 5 (55), pp. 68-77.
8. Panina, S. V., Sergeeva, T. I. Teacher's readiness for innovative activity in the conditions of the implementation of the FSES [Gotovnost' uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti v usloviyah realizacii FGOS], Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2017, No. 1, pp. 117-119.
9. Miloserdova, T. E. The development of innovative potential of the deputy director for educational work in the system of professional development [Razvitie innovacionnogo potenciala zamestitelya direktora po uchebno-vospitatel'noj rabote v sisteme povysheniya kvalifikacii] Bulletin of TSU, 2015, No. 12 (152), pp. 67-79.
10. Rogozhina, E. G., Devitsyna, T. L. Innovative projects in school as a way to improve staff skills [Innovacionnye proekty v shkole kak sposob povysheniya kvalifikacii personala], Fundamental research in the natural sciences and socioeconomic development of the Belgorod region. Belgorod State Technological University. V. G. Shukhov, 2013, pp. 348-353.
11. Sevrukova, A. A., Pronina, L. O. Tools for the development of teachers' innovative potential [Instrumenty razvitiya innovacionnogo potenciala uchitelej], Modern Pedagogical Education, 2020, No. 12, pp. 133-137.
12. Kovaleva, T. M. Innovative school: axioms and hypotheses [Innovacionnaya shkola: aksiomy i gipotezy], Moscow, 2003. 256 p.
13. Kotlyarova, I. O. Innovative systems of professional development: monograph [Innovacionnye sistemy povysheniya kvalifikacii: monografiya], Chelyabinsk: Publishing house of SUSU, 2008. 320 p.
14. Lazarev, V. S., Martirosyan, B. P. Pedagogical innovation: object, subject and basic concepts [Pedagogicheskaya innovatika: ob'ekt, predmet i osnovnye ponyatiya], Pedagogica, 2004, No. 4, pp. 11-21.
15. Khutorskoy, A. V. Pedagogical innovation: methodology, theory, practice: Scientific publication [Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika: Nauchnoe izdanie], Moscow, 2005.222 p.
Образец для цитирования статьи:
Ильясова, О. А. Совершенствование содержания и форм внутриорганизационного обучения педагогов общеобразовательной школы как условие ее инновационного развития / О. А. Ильясова. -Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2022. - № 1 (50). - С. 103-114.
Example for article citation:
Ilyasova, O. A. Improving the content and forms of internal organizational training of teachers of secondary schools as a condition for of its innovative development [Sovershenstvovanie soderzhani-ya i form vnutriorganizacionnogo obucheniya pedagogov obshheobrazovatelnoj shkoly' kak uslovie eyo innovacionnogo razvitiya], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 1 (50), pp. 103-114.